Главная |
страница 1страница 2
ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РФ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. Общие указания. На письменном экзамене по русскому языку (диктант) и устном экзамене по русскому языку и литературе экзаменующийся должен показать знания русского языка и литературы в объеме данной программы. При подготовке к письменному экзамену особое внимание необходимо обратить на материал, связанный с орфографией и пунктуацией. В билет для устного экзамена по русскому языку и по литературе включаются вопросы, как по русскому языку, так и по литературе, а также дается предложение для полного синтаксического разбора. Кроме того, экзаменующемуся может быть предложено сделать фонетический, морфологический, словообразовательный разбор одного слова. Звуки гласные ударные и безударные; ударение в слове. Звуки согласные твердые и мягкие; звуки согласные звонкие и глухие. Звуки и буквы. Алфавит. Обозначение мягкости согласных на письме. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы, Синонимы. Антонимы. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Заимствованные снова. Устаревшие слова. Неологизмы. Понятие о фразеологизме. Основа и окончание слова. Приставка, корень, суффикс. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Способы словообразования в русском языке. Сложные и сложносокращенные слова. Морфология. Имя существительное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Три склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам и числам. Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полные и краткие качественные прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных, образование степеней сравнения прилагательных. Род, число и падеж прилагательных. Способы образования прилагательных. Имя числительное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Числительные дробные и собирательные. Склонение порядковых и количественных числительных. Местоимение. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Склонение местоимений; правописание личных местоимений (3-го лоща) после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Образование отрицательных местоимений. Глагол. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Переходные и непереходные глаголы. Виды глагола. 1 и 2 спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Формы изменения глагола: наклонение, число, род (в прошедшем времени и условном наклонении). Безличные глаголы. Способы образования глаголов. Причастие. Причастие кок особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия. Роль причастий в предложении. Склонение полных причастий. Изменение кратких причастий. Деепричастие. Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Наречие. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные. Частицы. Частица как служебная часть речи. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Междометия. Значение междометий и их роль в речи. Понятие об орфограмме. Орфограммы – буквы. Употребление буквы ь для обозначения мягкости согласных. Разделительные ъ и ь. Буквы з и с на конце приставок на –з(с). Гласные е–и в приставках пре– и при–. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание, непроверяемых гласных и согласных в корне слова Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Чередующиеся о–а в корнях гор – гар , кос – кос, лож – лаг, рос – раст. Чередующиеся гласные е–и в корнях мер – мир, дер – дир и других. Соединительные гласные о–е в сложных словах. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буквы о и е после шипящих в окончаниях прилагательных. Н и нн в суффиксах прилагательных –ан–(–ян–), –ин–, –онн– (–енн–). Различие на письме суффиксов –к– и –ск–. Правописание гласных в окончаниях количественных числительных. Употребление ь в середине и на конце числительных. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Буква ь на конце глаголов после шипящих. Различение на письме –тся– и –ться–. Гласные в суффиксах глагола –ова– (–ева–), –ыва– (–ива–). Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий. Различие о и а на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий, оканчивающихся на шипящие. Орфограммы – дефисы. Слитное и дефисное написание слов с пол–. Дефис в сложных прилагательных. Дефис в местоимениях с суффиксами –то, –либо, –нибудь и приставкой кое–. Дефисное написание наречий. Дефис в предлогах из–за, из–под. Дефис в междометиях. Орфограммы – слитное и раздельное написание. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Слитное и раздельное, написание наречий. Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду и т.д.). Не с именами существительными. Не с именами прилагательными. Не и ни в местоимениях. Не с глаголами. Не с причастиями. Не с деепричастиями. Не и ни в наречиях. Не с наречиями на –о (–е). Слитное и раздельное написание частиц не и ни с разными частями речи. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Отличие словосочетания от слова и предложения. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды связей слов в словосочетании. Связь между подлежащим и сказуемым. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Простые предложения с двумя главными членами. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельства места, времени, причины и другие; способы их выражения. Простые предложения с одним главным членом в форме сказуемого; Простое предложение с одним главным членом в форме подлежащего. Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. Обращение, его место в предложении. Предложения с вводными словами. Вводные предложения. Предложения с обособленными членами. Обособленные определения: причастный оборот, приложение. Уточняющие члены предложения. Сравнительный оборот. Обособленные обстоятельства. Деепричастные обороты. Обособленные обстоятельства с предлогами на, невзирая на, благодаря и т. д. Прямая и косвенная речь. Прямая речь. Косвенная речь. Цитата. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и без союзов. Сложносочиненные предложения. Отличие сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Сложноподчиненные предложения. Главное и придаточное предложения. Виды придаточных предложений. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения по отношению к главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с соподчинением, однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Бессоюзные сложные предложения. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Понятие о пунктограмме. Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая между однородными членами в предложении. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Выделение запятой сравнительного оборота. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания при цитировании. Запятая между частями сложносочиненного предложения. Запятая между главным в придаточным предложениями. Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Русский язык - один из основных международных языков. Понятие о стиле. Стили русского литературного языка и их особенности. Д.И.Фонвизин «Недоросль». А.С.Грибоедов «Горе от ума». М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»; стихотворения: «Смерть поэта», «Бородино», «Родина». Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель», «Мёртвые души». А.И.Герцен «Былое и думы» (избранные главы). И.С.Тургенев «Бирюк», «Ася». Н.А.Некрасов «Русские женщины», «Мороз, Красный нос». Л.Н.Толстой «После бала», «Детство» (отдельные главы). В.Г.Короленко «Парадокс», «Огоньки». A.П.Чехов «Хамелеон». М.Горький «Детство» (главы), «Песня о соколе», «Старуха Изергиль». В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Вл. Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям». Л.Андреев, А.П.Платонов (1 рассказ на выбор). Произведение о Великой Отечественной войне (А. Ахматовой, А.Т. Твардовского, Ф.А. Абрамова и др. 2 - 3 на выбор). Произведение об отношении к природе, миру (Е.И. Носова, Ф.И. Абрамова, Ю.В. Бондарева). Стихотворения о Родине (1 - 2 на выбор). Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пришли к морю. Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгая через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин, странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее… Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудесной сказки. 198 слов. М. Горький. ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ. Общие положения. Приведенные ниже требования к математической подготовке поступающих в средние специальные учебные заведения согласованы с Временным государственным образовательным стандартом по образовательной области «Математика» для основной школы. Содержимое программы сгруппировано вокруг стержневых линий школьного курса математики: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функция», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». На экзамене по математике поступающие в средние специальные учебные заведения должны показать: 1) четкое знание определений математических понятий, формулировок теорем, основных формул; 2) умение доказывать теоремы и выводить формулы, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач в устном и письменном изложении; 3) уверенное владение основными умениями и навыками, предусмотренными программой, умение решать типовые задачи. Программа по математике для поступающих в средние специальные учебные заведения состоит из трех разделов. В первом разделе перечислены основные понятия и факты, которые должны знать поступающие и уметь применять. Второй раздел содержит теоремы и формулы, которые надо уметь формулировать и доказывать. Из вопросов этого раздела формируется содержание теоретической части экзаменационных материалов. В третьем разделе указаны основные умения и навыки, которыми должны владеть поступающие. Раздел 1. ОСНОВНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ФАКТЫ. Числа и вычисления.
4. Десятичная дробь. Приближенное значение числа. Округление чисел. Проценты. Основные задачи на проценты. 5. Понятие о числе как результате измерения. Рациональные числа. Представление рациональных чисел в виде периодических бесконечных десятичных дробей. 6. Изображение чисел на прямой. Координата точки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки;
Выражения и их преобразования. 1. Числовые выражения. Применение букв для записи выражений. Числовое значение буквенного выражения. Вычисления по формулам. Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. 2. Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения.
7. Арифметическая прогрессия. Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии. 8. Геометрическая прогрессия. Формулы n-го члена и суммы n первых ее членов. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Уравнения и неравенства. 1. Уравнение. Корни уравнения. Линейные уравнения с одним неизвестным. Квадратное уравнение; формулы корней. Рациональное уравнение и его решение.
Функция. 1. Функция. Способы задания функции. Область определения функции, область значений График функции. Свойства функции: монотонность функции, нули функции, интервалы знакопостоянства. 2. Функции: а) у = kx; б) у = kx + b; в) у = ах2; г) у = ах2 + bx + c; д) у = хn (n - натуральное число); е) у = ; ж) у = . Их свойства и графики. Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин.
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВА, ТЕОРЕМЫ И ФОРМУЛЫ. Алгебра.
11. Квадратичная функция, ее свойства и график,
17. Система двух линейных уравнений с двумя переменными и ее решение. Геометрия.
7. Свойства прямоугольника, ромба и квадрата. 8. Окружность, описанная около треугольника. 9. Окружность, вписанная в треугольник.
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Поступающие должны:
6. Находить значение выражений, содержащих степени с натуральными и целыми показателями, квадратные и кубические корни. 7. При вычислениях сочетать устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора, использовать приемы, рационализирующие вычисления. 8. Составлять и решать пропорции, округлять целые числа и десятичные дроби. 9. Правильно употреблять буквенную символику, понимать смысл терминов «выражение», «тождественное преобразование», формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители». 10. Владеть техникой тождественных преобразований рациональных (целых и дробных) выражений; выполнять основные действия над степенями, многочленами, алгебраическими дробями и применять их при преобразовании выражений. 11. Владеть приемами разложения многочленов на множители (вынесение общего множителя за скобки, группировка, по формулам сокращенного умножения) и применять их в комбинации. 12. Уметь пользоваться специальными приемами преобразования выражений (выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложение трехчлена на множители, применение формул сокращенного умножения и др.). 13. Выполнять преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих квадратные корни (применение свойств арифметических квадратных корней, приведение подобных радикалов, исключение иррациональности в знаменателе или числителе дроби). 14. Составлять алгебраические выражения и уравнения при решении текстовых задач; осуществлять в формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие расчеты. 15. Уметь решать линейные, квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к линейным или квадратным; системы линейных уравнений с двумя переменными и системы, в которых одно уравнение второй степени. 16. Решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; понимать графическую, интерпретацию решения уравнений и систем уравнений, неравенств.
19. Читать и строить графики функций (линейная, прямая пропорциональность, обратная пропорциональность, квадратичная функция). 20. Находить значение функций, заданных формулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу. 21. Уметь распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды, четырехугольники и их частные виды, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.
ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РФ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА БАЗЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. Общие указания. Экзамен по русскому языку и литературе проводится в форме сочинения на одну из четырех-пяти по выбору экзаменующегося тем литературного и общественно-политического характера. При подготовке к сочинению особое внимание необходимо обратить на материал, связанный с орфографией и пунктуацией. На экзамене по русскому языку и литературе поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать:
3. Умение обосновывать свое отношение к произведению.
6. Умение логически правильно, стилистически грамотно излагать свои мысли. 7. Орфографическую, грамматическую и пунктуационную грамотность. Литературные произведения (на базе полной общеобразовательной школы). А.С. Грибоедов. «Горе от ума». А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»; стихотворения (по выбору экзаменующегося). М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»; стихотворения (по выбору экзаменующегося). Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». А.Н.Островский. «Гроза». И.А. Гончаров. «Обломов». И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Сказки» (по выбору экзаменующегося). Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; стихотворения: «Коробейники», «Тройка», «В дороге», «Родина», «Внимая ужасам войны…» и др. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» или «Идиот». Л.Н. Толстой. «Война и мир». А.П. Чехов. «Ионыч» и др. рассказы, «Вишневый сад» или «Дядя Ваня». И.А. Бунин. «Солнечный удар», «Чистый понедельник» и др. А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» или «Олеся», «Поединок». 1 – 2 поэта «серебряного века» русской поэзии (по выбору). А.М. Горький. «На дне». А.И. Блок. Стихотворения (по выбору экзаменующегося). Поэма «Двенадцать». С.А. Есенин. Стихотворения (по выбору экзаменующегося), поэма «Анна Снегина». В.В. Маяковский. Стихотворения (по выбору экзаменующегося). Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос». А.А. Фадеев. «Разгром». М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» или другое по выбору произведение. А.Н. Толстой. «Петр 1». М.А Шолохов. «Тихий Дон» или «Поднятая целина». Великая Отечественная война в литературе 40-х и последующих лет (2 – 3 произведения по выбору). 2 – 3 произведения современной русской литературы (по выбору учащегося). А.С. Пушкин. Избранная лирика («К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг...» и др.). Общая характеристика романа «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Княжна Мери», избранная лирика по выбору абитуриента. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Н.А. Некрасов. «Железная дорога», «Мороз, Красный нос». Л.Н. Толстой. «После бала». Общая характеристика романа «Война и мир». А.П. Чехов. «Хамелеон», «Человек в футляре». A.M. Горький. «Мать», «Старуха Изергиль». В.В. Маяковский. «Во весь голос». М.А. Шолохов. «Судьба человека». A.T. Твардовский. «Василий Теркин». К.Г. Паустовский. «Телеграмма», рассказы по выбору абитуриента. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ. 1. Идеал человека в представлении фамусовского общества и Чацкого. 2. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» (А.С Пушкин). 3. Лирика М.Ю. Лермонтова. 4. Изображение помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 5. Герой романа И.А Гончарова «Обломов».
8. Особенный человек Рахметов (роман «Что делать?» Н.Г.Чернышевского). 9. Н.А.Некрасов – поэт крестьянской демократии. 10. «Я лиру посвятил народу своему» (Н.А. Некрасов). 11. Положение крестьян по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 12. Петербург в изображении Достоевского («Преступление и наказание»). 13. Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
16. История нравственного падения доктора Старцева (рассказ А.П. Чехова «Ионыч»). 17. Изображение трех действительностей в пьесе А. П.Чехова «Вишневый сад». I8. Новаторство в изображении человека (по творчеству М. Горького) 19. Тема гуманизма и милосердая в пьесе М. Горького «На дне». 20. Изображение Родины в творчестве А.А. Блока. 21. Изображение Родины в творчестве С.А. Есенина. 22. Поэма «Емельян Пугачев» С.А. Есенина. 23. Изображение гражданской войны в литературе. 24. Изображение подвига народа в произведениях современной литературы. 25. Тема экологии в произведениях современной литературы.
следующая страница >> Смотрите также:
Программа по русскому языку и литературе
296.62kb.
Программа спецкурса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
293.36kb.
Комитет образования
182.25kb.
Рабочая программа по русскому языку в 10 (общеобразовательном) классе на 2009-2010 учебный год количество часов в неделю 2
884.45kb.
Программа вступительных экзаменов по русскому языку
1018.61kb.
Рабочая программа по русскому языку умк «Начальная инновационная школа»
534.17kb.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учитель начальных классов Кожевникова Г. В. Николаевск, 2011
287.28kb.
Русский язык. 10-11кл. (Базо-вый уровень.) 2010 г
121.67kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения
444.75kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку Урок славянской письменности
108.5kb.
Рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчёта 4 часа в неделю
342.09kb.
Рабочая программа по литературе 6, 7, 8,9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Разработчик : Чуркина Г. М
846.83kb.
|