Главная страница 1страница 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия города Николаевска» Николаевского района Волгоградской области


Принята на научно-методическом совете школы

____________________






Утверждена приказом руководителя образовательного учреждения

№ _______ от_________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 1 класса

Учитель начальных классов Кожевникова Г.В.

Николаевск, 2011
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:



  • познавательная цель предполагает ознакомление учащих­ся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логи­ческого мышления учащихся;

  • социокультурная цель — изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции уча­щихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные моноло­гические высказывания и письменные тексты-описания и текс­ты-повествования небольшого объёма;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-цен­ностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение позна­вательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русско­го языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чте­нию и получением первоначального литературного образования. На начальном этапе в 1 классе русский язык изучается в курсе «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 5 часов в неделю, всего 115 часов) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети т овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся со­единять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.


Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Дальнейшее изучение предмета продолжается в курсе «Русский язык» (10 учебных недель, по 5 часов в неделю, всего 50 часов.)


Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц,
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила в 1 классе рассматриваются параллельно с изучением фонетики и морфологии. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык»в 1 классе представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, грамматика (морфология и синтаксис);



  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначаль­ное представление о структуре русского языка с учётом возра­стных особенностей младших школьников, а также способ­ствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как бу­дущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой дея­тельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целена­правленная работа по развитию у младших школьников обще­учебных умений, навыков и способов деятельности:



  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравни­вать и др.);

  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учеб­ной самостоятельности и потребности в творческом самовыра­жении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

  • организационных (организовывать сотрудничество и пла­нировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контро­ля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, свя­занные с информационной культурой: читать, писать, эффек­тивно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистичес­кими словарями и справочниками.


Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение русского языка в 1 классе начальной школы выделяется 165 часов (23учебные недели, по 5 часов в неделю, всего 115 часов; 10 учебных недель, по 5 часов в неделю, всего 50 часов).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе обще­го образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным язы­ком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у уча­щихся представлений о языке как основном средстве челове­ческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное от­ношение к русскому языку, стремление к его грамотному ис­пользованию, понимание того, что правильная устная и пись­менная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное пред­ставление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего про­цесса обучения, средством развития их мышления, воображе­ния, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в 1 классе начальной школы являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что пра­вильная устная и письменная речь является показателем инди­видуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского язы­ка в 1 классе начальной школы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источ­никах для решения учебных задач; способность ориентиро­ваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; уме­ние выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологи­ческие высказывания, письменные тексты) с учётом особен­ностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание не­обходимости ориентироваться на позицию партнёра, учиты­вать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стрем­ление к более точному выражению собственного мнения и по­зиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в 1 классе начальной школы являются: овладение начальными представ­лениями о нормах русского литературного языка (орфоэпичес­ких, лексических, грамматических) и правилах речевого эти­кета; умение применять орфографические правила и правила

постановки знаков препинания (в объёме изученного) при за­писи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравни­вать, классифицировать, характеризовать такие языковые еди­ницы, как звук, буква, слово, высказывание:

- различать гласные и согласные звуки;

- знать типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие) парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости;

- знать названия и основные звуковые значения букв русского алфавита;

- знать способы обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й’], гласных звуков (в том числе после шипящих и Ц);

- знать, что такое орфограмма (элемент, «место» в буквенной записи высказывания (слова), которое не может быть точно определено по произношению);

-знать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);

- знать правило употребления больших букв в именах собственных;

- правило переноса слов по слогам;

- определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова ( названия предметов, действий, признаков ) и служебные слова ( предлоги , союзы );

- определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделять слоги, определять ударный слог, определять звуковой состав каждого слога);

- уметь строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составлять упрощенную фонетическую транскрипцию слова;

- уметь записывать слова и высказывания в тетради со вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;

- уметь выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;

- записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25-30 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;

- уметь контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова ( высказывания ), аргументируя свою оценку;

- уметь прочитать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения ( темп чтения – 30-40 слов в минуту ); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- уметь построить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога;

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, опреде­ление основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с це­лями и условиями общения для эффективного решения ком­муникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, за­кончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соот­ветствии с учебной задачей . Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви­нение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин­формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особен­ностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, пред­ложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к это­му виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового со­става слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающих­ся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деле­ние слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак зву­ка. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.



Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориен­тация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слого­вое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответ­ствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чте­ние слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктов­ку и при списывании.



Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения ру­ки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение на­чертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложе­ний с соблюдением гигиенических норм. Овладение разбор­чивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произ­ношением. Усвоение приёмов и последовательности правиль­ного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изуче­ния, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.



Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при са­мостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Со­ставление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, опре­деление парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёр­дый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударе­ние, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на пись­ме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными глас­ными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробе­ла между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их после­довательность. Использование алфавита при работе со слова­рями.



Лексика. Понимание слова как единства звучания и зна­чения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографи­ческой зоркости, использование разных способов написания зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;


  • сочетания чк—чн, чт, щн,

  • перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • разделительные ь и ь;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси­тельный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях обще­ния с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими выска­зываниями на определённую тему.

Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений.

К концу обучения в 1 классе начальной школы будет обеспечена го­товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и ре­чевого развития, которое включает:

— достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя) не­обходимой информации;

- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учётом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания;

— умения писать в соответствии с изученными орфографи­ческими и пунктуационными правилами, пользоваться словарями, предназначенными для детей этого возраста;



- сформированность общеучебных умений и универсаль­ных действий, отражающих учебную самостоятельность и по­знавательные интересы обучающихся.

Тематическое планирование по русскому языку

1 класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Букварный период (115 ч)

I. Формирование первоначальных представлений о слове (11 ч)

1

Предмет и слово. Слово как название предмета. Ориентировка на странице тетради. Разлиновка. Прямая линия.

1

2

Введение модели слова. Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы. Письмо прямых линий половинных (строчных) и целых (больших).

1

3-4

Слова, называющие предметы и слова, называющие действия. Письмо прямой линии с закруглением с одной стороны (половинной и целой).

2

5

Слова, называющие признаки и постановка вопросов к ним. Письмо прямой линии с закруглением с одной стороны.

1

6

Связь слов в высказывании. Письмо строчной линия с закруглением с двух сторон.

1

7-8

Способ определения количества слов в высказывании. Письмо линии с закруглением с двух сторон (целая, половинная, четвертная).

2

9-10

Служебные слова. Письмо линии с петлей.

2

11

Урок обобщения. Письмо линии с петлей. Повторение пройденных элементов.

1

II. Звуковой анализ слова (19 ч)

12

Звуки как «строительный материал» языка. Письмо плавной линии.

1

13- 17

Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели). Письмо плавной линии, овала.

5


18

Слог как минимальная произносительная единица. Письмо овала.

1.

19-21

Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных звуков. Письмо полуовала.

3

22

Деление слов на слоги. Работа с незвучными моделями. Письмо полуовала.

1

23

Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков. Письмо полуовала.

1

24-25

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове. Письмо линии с четвертным овалом.

2

26-27

Звонкие и глухие согласные звуки, и их смыслоразличительная роль. Повторение пройденных элементов.

2

28-29

Твердые и мягкие согласные звуки, и их смыслоразличительная роль. Повторение пройденных элементов.

2

30

Урок обобщения. Повторение пройденных элементов.

1.

III. Формирование действий чтения и письма (85 ч)

31

Буква как знак звука. Письмо строчных букв а, о.

1


32

Буквы гласных А, О. Письмо заглавных букв А, О.

1

33

Буквы гласных У, Ы. Письмо строчных букв у, ы, заглавной буквы У.

1

34

Буква гласного Э. Письмо строчной буквы э, заглавной буквы Э.

1

35-36

Буквы согласных Л.М. Способы послогового письма. Письмо строчных букв м, л, заглавных букв М, Л.

2

37-39

Буквы согласных Н, Р. Представление об орфограмме. Письмо строчных букв н, р, заглавных букв Н, Р.

3

40

Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью букв А-Я. Письмо строчной буквы я, заглавной буквы Я.

1

41

Употребление букв Л, Н, Р для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Конкретизация алгоритма письма. Повторение пройденных элементов.

1

42-47

Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью букв О-Ё, Э-Е, Ы-И, У-Ю. Письмо строчных букв ё, е, и, ю, заглавных букв Ё, Е, И, Ю.

1


48-49

Буква Г, ее работа. Письмо строчной буквы г, заглавной буквы Г.

2

50-51

Буква К, ее работа. Письмо строчной буквы к, заглавной буквы К.

2

52-54

Буквы Д-Т. Письмо строчных букв д, т, заглавных букв Д, Т.

3

55-57

Буквы В-Ф. Письмо строчных букв в, ф, заглавных букв В, Ф.

3

58-60

Общее правило переноса. Алгоритм записи высказывания. Повторение пройденных элементов.

3

61-64

Буквы З-С. Письмо строчных букв з, с, заглавных букв З, С.

4

65-68

Буквы Б-П. Письмо строчных букв б, п, заглавных букв Б, П.

4

69-70

Буква Х. Письмо строчной буквы х, заглавной буквы Х.

2

71-73

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь. Письмо буквы ь. Повторение пройденных элементов.

3

74

Обозначение звука [й`] с помощью буквы Й. Письмо строчной буквы й, заглавной буквы Й.

1

75-78

Обозначение звука [й`] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю. Повторение пройденных элементов.

4

79

Работа букв гласных (систематизация). Повторение способов написания букв, обозначающих гласные звуки.

1

80

Буквы Ж, Ш. Письмо строчных букв ж, ш.

1

81-83

Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма жи-ши. Письмо заглавных букв Ж, Ш.

3

84 Буквы Ч, Щ.

Буквы Ч, Щ. Письмо строчных букв ч, щ.

1

85-87

Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ. Орфограмма ча-ща, цу-щу. Письмо заглавных букв Ч, Щ.

3


88-89

Простейшая транскрипция. Повторение пройденных элементов.

2

90-91

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн. Обозначение мягкости [л`] перед согласным звуком. Повторение пройденных элементов.

2

92

Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация). Повторение пройденных элементов.

1

93-94

Выбор букв О-Ё после букв, обозначающих щипящие согласные звуки (наблюдения). Письмо строчной буквы ц, заглавной буквы Ц.

2

95

Буква Ц. Повторение пройденных элементов.

1

96-99

Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И-Ы после Ц (наблюдение). Отработка способов письма.

4

100-104.

Обозначение звука[й`] с помощью разделительных Ь и Ъ. Обозначение звука[й`] в разных позициях (систематизация).

5

105

Русский алфавит.

1

106-111

Обобщение способа письма.

6

112-113

Проверочная работа.

2

114-115

Анализ проверочной работы. Прощание с букварем.

2


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учитель начальных классов Кожевникова Г. В. Николаевск, 2011
287.28kb.
Рабочая программа по русскому языку в 10 (общеобразовательном) классе на 2009-2010 учебный год количество часов в неделю 2
884.45kb.
Программа спецкурса «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классе»
293.36kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
Программа по русскому языку и литературе
296.62kb.
Рабочая программа по русскому языку умк «Начальная инновационная школа»
534.17kb.
Учебно –тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Учитель Муллина Резеда Рамзиловна
483.9kb.
Диплом: ивс 0175128 от 28 июня 2003 г. Специальность: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования»
430.7kb.
Программа вступительных экзаменов по русскому языку
1018.61kb.
Рабочая программа по окружающему миру мбоу верхнемактаминской основной общеобразовательной школы учителя начальных классов
1373.91kb.
Учебная программа по дисциплине (учитель Шесткова Е. Н.) Общая теория государства Гагрский р-н, пос. Цандрыпш, 2011 г
69.45kb.
Урок разработала и провела учитель начальных классов мбоу «Гимназия №8»
52.76kb.