Главная |
страница 1страница 2
МОУ Амгинская педагогическая гимназия Портфолио учителя начальных классов Амгинской педагогической гимназии Архиповой Миралюбовь Максимовны Оглавление Резюме ……………………………………………………………………………3 1 раздел «Эссе педагога»……………………………………………………….4-5 2 раздел «Образовательные программы, методики, методы и приемы»…..6-11 3 раздел «Материалы»…………………………………………………..…..12- 22 4 раздел «Динамика обучения»………………………………..……………23- 24 5 раздел «Распространение и обобщение опыта работы»…………………25-32 6 раздел «Документы, отражающие официальную оценку работы педагога»33 7 раздел «Документы, отражающие уровень образования педагога»………..41 Резюме учителя
1 раздел Эссе «Ребенок – непризнанный гений, средь буднично серых людей» М. Волошин Сегодня перед каждым учителем стоит актуальная проблема – формирование современного человека, способного реализовать как можно больше своих возможностей, способностей. Действительно, мы учителя, должны заботиться о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие, что становится сегодня неотъемлемой целью деятельности всей школы. Современная жизнь предъявляет к выпускникам сельской школы качественно иные требования. Наши дети должны быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высоким профессионализмом, большой социальной ответственностью и способностью принимать важные самостоятельные решения. Как достичь всего этого? Как научить ребенка быть конкурентоспособным? Как воспитать в нем настоящего человека? Эти вопросы волнуют теперь всех нас, школьных учителей. Каким должен быть современный учитель? Должен ли он существенно отличаться от наших милых старых учителей, которые нас воспитали? Чтобы найти ответы на эти вопросы, я оглядываюсь назад, на свое беззаботно счастливое детство. Мои родители… Всей своей жизнью, моим нынешним положением я обязана им, моим родителям. Мама моя, Мария Дмитриевна Кириллина проработала начальником сельского управления Чурапчинского района. Она была отличным руководителем и хорошим другом для каждого. Она не только любимая мать, но добрый и мудрый советчик. Моя мама и замечательная хозяйка, и чудесная мастерица, и талантливый дизайнер якутской национальной одежды. Активную жизненную позицию она сохраняет и по сей день: член клуба «Здоровье», женского клуба «Ньургуhун», любимая бабушка и наставник молодых. У нее на редкость сильный и красивый бархатный голос. Мой отец, Максим Николаевич Кириллин, тоже работал в сфере сельского хозяйства в разных должностях. Мои родители хоть и были людьми занятыми мы видели и росли на примере моих родителей. Всегда творческие во всем, работящие, оптимисты по жизни. И я воспитываю своих детей на примере моих родителей. Я поняла, что каждый человек ценен и занятия любимым делом делает нашу жизнь намного краше и интереснее. Это жизненное кредо моих родителей – я воплощаю в жизнь, работая в школе: детям нужно давать не только знания и умения, нужно научить их быть творческой личностью, научить радоваться жизни, научить самим строить свою жизнь. С тех пор прошло много лет… Теперь я педагог с достаточно ценным багажом, учитель начальных классов, классный руководитель 3 «а» класса Амгинской гимназии, педагог- психолог. Руководитель театра—моды «Кун комус ча5ыла». Я безмерно благодарна моим милым родителям, учителям и педагогам за все, что они сделали для меня. Я благодарна им именно за то, что воспитали меня творческой личностью. А преподавание в начальных классах очень отличается от воспитания и учения учащихся старших классов—это ты должен быть интересным для детей, иметь организаторский талант, уметь петь, танцевать, быть спортивным, иметь основную роль, как «вторая мама». Говорят, что «школа – это живой, постоянно меняющийся организм. Меняется общество, вместе с ним меняется и школа. Из множества возможностей развития, школа должна выбрать свое направление, которое определит будущее своих воспитанников». Я считаю, что мы, современные педагоги должны сохранить добрые традиции наших учителей и в то же время, сделать так, чтобы наши учащиеся смогли найти свое место в нашем стремительно развивающемся веке. Сама жизнь диктует, какими должны быть наши учащиеся, чтобы прожить свою жизнь достойно. А как это сделать? Ответ на этот вопрос я нахожу в «педагогических максимах» Симона Соловейчика: «Воспитание, наверное, тогда и станет воспитанием, когда мы научимся общаться с внутренним человеком, скрытым в каждом ребенке». Следовательно, каждый учитель должен чувствовать в ребенке его способности и прилежание, чувствовать его характер. Но не всегда и не все видят перед собой существо, внутри которого идет процесс духовной эволюции – дух или разгорается в нем, или умирает, или видоизменяется». И я искренне надеюсь, что мечты моих воспитанников станут явью, чтобы каждый мой ученик нашел свое жизненное кредо и терпеливо смог нести его на всю свою жизнь, чтобы бури и ненастья не сломали его. «Быть творческим и развивать -творческую личность» 2 раздел «Образовательные программы, методики, методы и приемы» 1. Организация деятельности «творческих мастерскихродителей" «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех." В.А. Сухомлинский. Постановка проблемы: Знакомство с родителями, результаты анкетирования, беседы с ними о ребёнке, а также первый год обучения показали, что в классе имеется большое количество детей с ярко выраженным холерическим темпераментом и в то же время есть достаточно не менее ярких сангвиников. Сочетание этих двух ярких типов в одном коллективе, при небольшом количестве детей спокойного темперамента, создаёт трудности в сплочении классного коллектива. По результатам работы школьного психолога выявили лидеров, у этих детей наблюдаем хорошие организаторские способности. Но есть дети, у которых могут быть проблемы в общении, поэтому требуется большое внимание к межличностным отношениям. Краткое содержание проекта: Организация такой формы познавательной деятельности (творческие мастерские) даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Проект направлен на реализацию творческого потенциала детей. Творческая мастерская - это эффективная организационная форма для построения позитивного общения и творческого сотрудничества в среде детей, учителей, родителей. Место встреч, где можно собраться, обменяться идеями, научиться какому - либо ремеслу, поучаствовать в создании новых выставок. Мастерские создают благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования. Создание новых и совершенствование существующих форм проведения досуга детей. Оказание образовательных услуг школе: организация и проведение занятий, мастер - классов, массовых мероприятий (творческих встреч, конкурсов, экскурсий, выставок) для детей, родителей и педагогов. Обоснование актуальности проекта: У детей ярко выраженные лидерские качества, эмоциональная нестабильность, яркий темперамент, подвижность, завышенная самооценка (по модульной диагностике О. Кузьменко); Средний уровень интеллектуального развития по результатам диагностики ГОШ-а; Гиперопека со стороны родителей, завышенные требования, как к ребенку, так и учителю; Низкая активность некоторых родителей во внеклассной деятельности. Насущные задачи развития образовательного и воспитательного процесса определяют актуальность нашей темы: Воспитательная деятельность класса ведется по совместно работающим творческим группам единомышленников. Объект: Творческие мастерские родителей. Предмет: Саморазвитие личности ребенка в процессе совместной деятельности участников педагогического процесса: учитель – родитель – ученик. Цель проекта: Развитие творческих способностей детей через взаимодействие и сотрудничество. Гипотеза проекта: Деятельность творческих мастерских родителей будет эффективным, если: создать оптимальные условия для организации деятельности; · создать в классе среду взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, согласования интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрения свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива; · вовлечь всех участников образовательного процесса в организацию и проведение совместных дел, а также в создание предметно-пространственной среды класса как общего дома. основываться на духовно-нравственных ценностях и социокультурных традициях якутского народа; Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. Выявить и уточнить направления работы творческих мастерских родителей класса; Поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями; Организация дополнительного образования как свободного образовательного пространства на основе индивидуальной и коллективной деятельности учащихся; Создание единого стиля, атрибутики и предметно-пространственной среды класса (символики, школьной формы, стендов, озеленение и т.д.) Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе; Создать благоприятные условия для естественного, эффективного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста; Сроки реализации проекта (2009- 2013): Критерии оценки эффективности проекта: Направления деятельности творческих мастерских. Основное место в дополнительном образовании занимает работа кружков и секций. Кружковая работа ведётся с учетом индивидуальных особенностей, интересов и желаний учащихся и родителей. В классе организовано дополнительное образование по следующим направлениям: “Оhуор тойуга”, Мастерская “Туойчаан” , Танцевальный кружок “Айылгы”, Театр моды “Кун комус ча5ыла”, Детская телестудия, Фольклорный кружок “Камелек”. Спортивно оздоровительная – Кружок по гимнастике “Дьаныар”, кружок по шашкам, кружок “Безопасное колесо” Что даст участникам работа в проекте: Практические занятия по направлениям. Проведение мастер – классов по направлениям деятельности. Проведение конкурсов, народных праздников, тематических выставок. Участие в школьных, улусных и республиканских конкурсах, мероприятиях. Проведение благотворительных акций. Творческие встречи, круглые столы совместно с родителями. Сотрудничество с предприятиями и организациями села. Поездки и экскурсии по памятным местам села, района и республики. Кылаас иЬинэн бэйэни салайыныы балаЬыанньата (бырайыак). Кылааска 1 лидер баар. Кылаас 3 болохтон турар. Болох аайы командир, санитар, редактор, инспектор, уорэх сектора баар. ЭбээЬинэстэрэ: Лидер командирдары салайар. Командир болох улэтин салайар, тумук таЬаарар. Инспектор уруокка, перемена5а бэрээдэги корор. Санитар о5о тас корунун, форматын, паартатын ырааЬын корор, нэдиэлэ5э 2-тэ сибэккигэ уу кутар, корор-харайар. Редактор ведомость толорор, хаЬыат таЬаарыытын салайар, Уорэх сектора дьиэ5э улэни толорууларын хонтуруоллуур, уорэх тээбиринин илдьэ сылдьалларын ирдиир. Командир комолоЬор, дьиэтээ5и аа5ыыларын бэрэбиэркэлиир. Затейниктар Хас нэдиэлэ ахсын кылаас чааЬыгар тумук тахсар. Маны командир салайан ыытар. Былаана:
Бастаан утаа тороллуттэр комолоро наада. Биирдии болоххо 1 тороллут комитетын чилиэнэ сыЬыарыллар. Тумук барыта таблица5а киирэн лидерга туттарыллар, ону лидер уопсай мунньахха отчуоттуур. Чиэппэр аайы о5олор эбээЬинэстэрэ уларыйар, о5о ба5ата учуоттанар. Сыл бутэЬигэр эбээЬинэстэрин учугэйдик толорбут о5олорго хай5ал сурук туттарыллар, ону кылаас чааЬыгар о5олор бэйэлэрэ быЬаараллар (Бастын командир, бастын санитар уо.д.а.). Биэдэмэстэр маннык буолуохтарын соп: Бэрэбиэркэлиир карточкалар маннык буолуохтарын соп. Болох .Инспектор
Болох .Уорэх сектора
Болох .Редактор
Болох .Санитар
Болох Командир Бэрээдэгэ учугэй Бэрээдэгэ молтох Уруокка хойутуур Уруокка хойутаабат Дьиэ5э улэтин толорор Дьиэ5э улэтин толорбот Уорэх тээбиринин а5алар Уорэх тээбиринин а5албат 3. Программа развития классного коллектива «Светлячок» В 1 классе у большинства детей класса была внешняя школьная мотивация, детей с хорошей школьной мотивацией ( интерес к самому процессу обучения) было мало, всего 8. Ко 2- му классу количество учащихся с хорошей школьной мотивацией возросло, 17 учащихся. Самооценка (методика «Лесенка»). Учащихся с заниженной самооценкой к 2 классу не осталось, идет формирование адекватной самооценки. В первом классе в начале года выявились такие проблемы: - Низкий уровень по показателям «Осведомленность» и «Понятливость» (Тестирование ГОШа «Готовность к обучению в школе» разработан в г.Челябинск, автор - Матрос );- В классе есть учащиеся, которые пассивны на уроках и во внеурочной деятельности ( наблюдение); - Эмоциональная нестабильность, подвижность учащихся (наблюдение). Для того, чтобы решить эти проблемы была разработана программа «Светлячок». Программа развития классного коллектива «Светлячок» - это программа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющая собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива. Основой данной программы стала организация проектной деятельности учащихся, так как коллективная проектная деятельность стимулирует творчество, фантазию, воображение учащихся, их познавательную активность и самостоятельность, содействует воспитанию коллективизма и товарищества, помогает становлению таких важных нравственных качеств, как чувства справедливости, ответственности. Цель программы: Создание воспитательного пространства, в котором возможна разнообразная творческая проектная деятельность, общение и сотрудничество взрослых и детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления в классе. 2. Формирование активности, самостоятельности, инициативы и творчества через вовлечение в коллективную проектную деятельность. 3. Формирование коммуникативных умений 4. Предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности большему числу учащихся 5. Воспитание сознательной дисциплины через вовлечение в коллективную деятельность Четыре этапа развития классного коллектива: 1 этап – Проектирование системы Цель: Проектирование желаемого образа класса 2 этап – Становление Цель: Апробирование форм и способов совместной проектной деятельности 3 этап – Стабильное функционирование Цель: Формирование мотивов и мотивационной сферы каждого ребенка, потребности быть активным, ярким, человечным через вовлечение в коллективную проектную деятельность 4 этап – Завершение Цель: Создание условий для развития самостоятельности и общественной активности учащихся Ожидаемый результат: Сплочение классного коллектива, развитие ученического самоуправления Развитие активности, инициативности, организаторских способностей, творческого потенциала, коммуникативных навыков, самостоятельности учащихся Развитие познавательной активности, любознательности, желания и умения учиться Формирование способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения Формирование умения следить за состоянием своего здоровья. Результаты деятельности по данной программе. Показатели воспитанности учащихся по итогам учебных годов. (Методика М.И Шиловой) По методике М.И.Шиловой воспитанность учащихся определяется по 5 показателям: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта, самодисциплина . По каждому показателю есть свои критерии оценивания. Выводится общий уровень воспитанности по классу. Активность учащихся по внеурочной деятельности (в %). 3 раздел «Материалы» Фрагмент классного часа посвященный ко дню матерей: «Кунду ийэбит- Ийэ кунунэн!» Сценарий «Кунду ийэбит- Ийэ кунунэн!» Класс: 2 «б» Кл. рук.: Архипова М.М. Уйгу --Утуо кунунэн кунду ийэлэр! Эдик -- Бугун биhиги саамай кунду киhибитин- ийэбитин кылаас чааhыгар э5эрдэ этээри ынырдыбыт! Уйгу -- Ханнык ба5арар киhи, бастаан санарбыт тыла «мама»,бу тылы хас биирдиибит тапталлаах ийэтин ынырарыгар санарар. Эдик -- Ийэлэрбит бааллар сир урдугэр баар саамай утуо, саамай эйэ5эс чугас до5орбут. Уйгу -- Ийэ хас кун аайы кыhаллар буолан биhиги сайдабыт, улаатабыт, уорэ- кото сылдьабыт! Эдик -- Историяттан быhа тардан кэпсээтэххэ, ийэ кунун Америка5а 1914 сыллаахтан, онтон Германия5а уонна Франция5а- 1922 сыллаахтан бэлиэтиир эбиттэр. Уйгу -- Онтон Россия5а, дойдубутугар бу куну кэнники сылларга бэлиэтиир буоллубут. Онон биhиги ийэлэрбит, эбэлэрбит сылга икки бырааhынньык куннээх буоллулар! Эдик -- Кунду ийэлэр эhиэхэ эрэ аныыбыт э5эрдэ тыллары! Уйгу -- Хоhоон. Архан -- Кунду ийэлэр уонна о5олор билигин курэхпитин са5алыыбыт. Ус хамаанда5а арахсабыт. Кунду ийэлэр, манна кэлэн бааньтик ылабыт уонна тубэспит сибэккибитин баттахпытыгар иилинэбит. Кристина -- Ити курдук 3 хамаанда буоллубут. О5олор корооччу да, комолоhооччу да буола5ыт. курэхтэhии буолан баран хайдах жюрита суох буолуой? Архан -- Бугунну курэхпитин сыаналыахтара: Жюри салайааччыта Уйгу Матвеева! Ытыс тыаhа… Кристина -- Толя Алексеев! Архан -- Марьяна Михайлова! Кристина -- Уонна Архан Титов! Ньургун -- Ийэ билиитэ киэн, аахпыта элбэх онон бастакы турбут Разминка- ыйытыылар. Миша 1. Таптыыр, таптаабат – бу иэйиини билээри этиллэр тыллары кыыс ханнык сибэккиттэн ыйытарый? (ромашка) Айсен 2. Аптаах, дьикти дойдуга тиийэн хаалбыт кыыс аата? (Алиса) Туяра 3. Компотка ханнык нота тутуллубатый? (соль) Владик 4. Массыына айаннаан истэ5инэ ханнык колоhото эргийбэтий? (Запаска) Валерия 5. Каким станет белый камень, если его бросить в Черное море? (мокрым) Наташа 6. Журавль может себя назвать птицей? (нет, не говорит) Эдик -- ити курдук бастакы разминка тумуктэннэ билигин Кристина -- Ханнык ба5ар ийэ о5отун сымна5ас илиитинэн Кун аайы имэрийэр. Онон кини хайаан да билэр Буолуохтаах бэйэтин о5отун, анардас имэрийэн баран. Эдик -- «Кимминий» курэ5и са5алыыбыт! Хамаандаттан 1- дии ийэ Тахсар. Кини корбокко эрэ бэйэтин о5отун билиэхтээх. Ийэ хара5ын сабабыт, онтон о5олор бары тула тураллар, Маамабыт сирэйи имэрийэн билиэхтээх. Кристина – Эhигини э5эрдэлиир Туйаара Гурьева- Архан -- Маамаларбыт бугун саамай табыллар, сатыыр астарын Астаан а5аллылар. 3 курэхпитин са5алыыбыт- «Амтаннаах ас» курэх! Лия -- Манна эмиэ хамаандаттан 1- дии ийэ тахсан астаабыт аhын Хайдах буhарбытын кэпсиир. Бу туурга эрэ бирииhин тута туттарабыт! (бириистэр) Эдик -- Кырдьык да5аны маамалар астаабыт астара учугэйин! Бары Ийэлэри бугун асчыт кунэ бэлиэтэнэр, онон итиитик- Истинник э5эрдэлиибит! Ийэ илиитэ хайгыыр, аhатар ону таhынан оссо таныннарар Кристина -- 4 тууру са5алыа5ын. Туур аата «Сымса туттуулаах Ийэ» - диэн. Бу курэххэ. Эдик – Эмиэ хамаандаттан 1- дии ийэ тахсар. Соруда5а маннык: Биир ийэ кылгас бириэмэ устатыгар ус о5ону та5ыннаран Ордук бириэмэни кордоруохтээх.
Уйгу -- Ийэлэрбитигэр кохтоох оонньууларын иhин махтанан туран Бэйэбит бэлэхпитин туттарабыт. Ийэ кунунэн!!! Эдик – Оруу уорэ сылдьын, дьоллоох буолун! Уйгу -- Ийэлэрбитигэр кохтоох оонньууларын иhин махтанан туран Бэйэбит бэлэхпитин туттарабыт. Ийэ кунунэн!!! Эдик – Оруу уорэ сылдьын, дьоллоох буолун! Фрагмент урока математики на тему: Единицы массы . Грамм. Цели: - Введение новой единицы измерения массы – грамм. - Установление соотношения между единицами массы: килограмм и грамм -Формирование умения выражать значение величин массы в разных единицах измерения - Закрепление знаний об умножении и делении круглых чисел - Развитие коммуникативных навыков у детей Ход урока: 1. Актуализация знаний. Решение круговых примеров: 90 * 40 : 6 * 100 : 200 *80 : 4000 *5 *3 =90 - Какие знания помогли вам справиться с этим заданием? (Знание таблицы умножения и деления, правила умножения и деления круглых чисел) - Эти же знания помогут вам при решении задачи: Представьте. Что вы продавцы в магазине. В ваш магазин завезли шоколадные конфеты. Конфеты упакованы в пакеты по 1кг в каждом. (показывает) Это 1кг конфет. 1кг конфет стоит 80 руб. Первый покупатель берёт 2кг конфет. Сколько денег он должен заплатить? Как узнали? (80*2=160р) Другой покупатель берёт 8 кг конфет. Сколько денег он заплатит? (80*8=640р) А за 20кг этих конфет сколько нужно заплатить? (80*20=1600р) Молодцы! Вы всё правильно решили. Вы – хорошие продавцы. 2. Постановка проблемы Таким образом вы продали все конфеты. Осталось только то, что было выставлено на витрине. (показывает мешочек с конфетами). И тут приходит женщина и просит продать ей эти оставшиеся конфеты. Как быть? Сколько денег взять с покупательницы? Обсуждение вариантов детей: -80 руб – Но ведь конфет меньше, чем килограмм (определяем на глаз) -40 руб – А мы уверены, что здесь половина? … И т.д. -Почему мы сразу не смогли вычислить стоимость конфет, как в предыдущих случаях? (Там были конфеты, упакованные по 1 кг, а здесь вес конфет неизвестен) - Значит, чтобы вычислить стоимость , надо узнать … (вес конфет) -А как можно узнать вес предмета? (Нужно взвесить) Взвешивают конфеты на учебных весах: на одной чаше - конфеты, на другой – 1-килограммовая гиря . - Мы узнали вес конфет? (нет) - Что помешало? (Нам нужна маленькая гиря) - Почему? (Вес конфет меньше, чем килограмм) - Значит, есть единица массы, более мелкая, чем килограмм. Она называется - грамм. И тема нашего урока … (Грамм) 4. «Открытие» нового знания. Грамм – это единица массы, более мелкая, чем килограмм. В 1 килограмме 1000 грамм . (Запись: 1кг=1000г ) То, что грамм маленькая единица измерения, можно узнать из народных поговорок: «Ни грамма ума», «Ни грамма муки» Взвесим с помощью граммовых гирек наши конфеты. Получилось 200 г. Зная, что в 1 кг 1000г, решим нашу задачу: 1000 г – 80 руб 200 г - ? руб (работа в парах) -Сколько получилось? (Проверка решения) - Мы решили нашу проблему? Какие новые знания нам помогли? - Мы взвесили конфеты на учебных весах. А какие ещё бывают весы? (электронные, ручные, напольные, …) -Давайте узнаем вес ручки, тетради, книги. (Учащиеся упражняются в работе с весами) - В какой единице массы выражен вес данного предмета? (в граммах) Работа в группах: каждой группе дается продукт питания в пачках: чай, печенье, плитка шоколада, упаковка макарон. Задание: Сосчитайте, сколько нужно таких пачек, чтобы получился 1 килограмм. Работа по учебнику (Л.Г.Петерсон «Математика» 3кл, 1 ч) : с 101 № 2,3 (устно) № 4 (самостоятельно, с самопроверкой по эталону) 6. Итог урока. - Что нового узнали на этом уроке? - Как и где вы можете применить эти знания? - Сэтинньи ый Байанай ыйынан аатырар. Онтон Байанай диэн булт иччитэ. Бу кэмнэ Байанай олус уорунньэн буолар дииллэр этэ былыргы сахалар. Билигин да5аны эhиги а5аларгыт булт абыланар ылларан дьэ, бу кэмнэ тэринэн, ох курдук оностон бултуу- алтыы бараллар. Бугунну кылааспыт чааhын темата: «Сэтинньи ый- Байанай ыйа!» - Уол о5о айыл5аттан булка- балыкка буккуллар айдарыылаах. Кинини кыра эрдэ5иттэн тыа5а илдьэ сырыттахха, обугэлэрбит угэстэрин, булт сиэрин- туомун уорэттэххэ утуо булчут, балыксыт буола улаатар! Ол иhин бугун манна биhиги уолаттарбыт эмиэ кыратык да буоллар «булчуттар» буолан ылыахтара, онтон кыргыттар эhиги бултуургутун уонна булкутун сыаналыахтара, коруохтэрэ. -Дьэ, корун эрэ о5олоор бу олорор булчуппут. Хара тай5а5а бараары ханнык сиэри- туому толорор эбитий? - Аал уотун аhатар. - Уолаттары эрэ билигин манна бу аал уоппут тула ынырабын, манна тогуруччу олорун. -Биhиги обугэлэрбит айыл5аны кытта ойдоhон, сопсоhон олорбуттар эбит. Ол иhин айыл5а уон оччонон толоон, булдунан- аhынан кундулээн, иитэн – аhатан олорбут. Сиргэ- уокка барыны бары харыстаан , сиэрдээхтик сылдьыахха, обугэлэрбит тугу эппиттэрин уорэтиэххэ, тутуhуохха наада. - Бултуу барыан иннинэ Саха киhитэ хайаан да Аал уотун аhатан, Байанайтан кордоhон, конуллэтэн эрэ баран бултуу барара. Уолаттар билигин аал уоттарын аhатыахтара, Байанайтан конул ылыахтара. (Аал уокка уолаттар алгыстара ) - Учугэй! Булка ананар курэххэ айаммытын са5алыыбыт. Билигин уолаттар 2 хамаанда5а арахса5ыт. - Маннайгы хамаанда аата – «Сыыдамнар» - Иккис хамаанда аата- «Сонордьуттар» (экранна «байанай алгыhа» кинигэ 21с. ойуута костор.) - Эдэр булчуттарга туhаайан эттэххэ, булт диэн киhини умсугутар, эр киhи этигэр- хааныгар инэ сылдьар дьарык. Саа сэп- сэбиргэл, саа тэрилэ- бу эр киhи баайа! Онон мин маннайгы курэ5и са5алыыбын. Билигин хамаандалар булт тэрилин тоhо билэллэрин тургутан коруохпут! Бастакы туhумэх «Булт тэрилэ- эр киhи баайа» (экранна «байанай алгыhа» кинигэ 9с. ойуута костор.) - Хас соптоох эппиэт аайы Эбэбит комус хатырыктаа5ын Байанай бэлэх уунуо.
(Туhа5ынан)
-Саха уолаттара диэх курдук эбиккит олус учугэй. Дьэ, ити билигин эппит тэриллэргитин экранна коробут. (экранна булт тэриллэрэ) (Кыайыылаахха хас соптоох эппиэт аайы балык) Иккис туhумэх «Хара тыа баайа» (экранна «байанай алгыhа» кинигэ 15с. ойуута костор.) - Былыр- былыргыттан Саха киhитэ хара тыаны до5ор- атас гынан бу куннэ тиийэн кэлбитэ. Хара тыа барахсан булдунан- аhынан кундулээн, иитэн – аhатан олордо5о. - Бу туhумэххэ уолаттар кылгас бэриллибит бириэмэ5э кыыллар ааттарын суруйуохтара. (кыргыттар кумаа5ы, уруучука а5алаллар, экранна «байанай алгыhа» кинигэ 19с. ойуута костор.) - Бэриллэр бириэмэ 1 мунуутэ. Бэлэмнэнин, са5алаатыбыт! - Бириэмэ буттэ. Дьэ билигин коруохпут Байанай эhиэхэ ханнык кыылларга бултуургутугар конул биэрбитин уонна ханнык хамаанда5а хас арааhын анаабытын. Манна турабыт хас хардыы аайы суруйбут кыылгытын ааттыыгыт. - Бугун _______________ хамаанда булчуттарын Байанайбыт кундулээбит эбит. Кыайыылаахха хара тыа саамай кунду баайа- саарба. (Кыайыылаахха саарба) (экранна «Байанай алгыhа» кинигэ 8с. ойуута костор.) - - Булду аар тай5аны баhыттан ата5ар диэри тилийэ кэрийэн, куннэри – тууннэри эккирэтэн , сонордоhон бултууллар. Байанай хара тыа баайын ба5алаахха эрэ барытын ыhан- то5он , ытыhыгар ууран биэрбэт. Сатабыллаах, табыллыбыт эрэ булчут кырса, саhыл кыбыныылаах, тиин тиhимэхтээх, солондо соhуурдаах тоннон элбэх куннээх эрэйин, сыратын толотор. - Сэрэйбиккит буолуо, эдэр булчуттарбытын билигин Аар тай5а5а атаарабыт, онтон Аар тай5абыт бу баар. Манна билигин хамаандаттан биирдии булчут тахсар. Уолаттарга сорудах 2 мунуутэ бэриллэр, бу бириэмэ5э манна кыыл аатын булан бэлиэтиэхтээххит. Бэлэммит дуо? - Са5алаатыбыт кытаатын! - Кылгас бэриллибит бириэмэ буттэ, тохтуубут. Уолаттарбыт аар тай5аттан ханнык бултаах- алтаах тоннубуттэрин. - Кыайыылаах хамаанда5а мааны булт бэриллэр! (экранна «Байанай » сурунаал «Мунха хаарстыската». ойуута костор. ) - Саха кыра омук балыктыыр араас ньымаларыттан атын омук ученайдара со5о махтайаллар. Саамай ханнык балыктааhын корунутэн сохпуттэрэ буолуой? - Соп , мунхаттан. - Тордус тумуктуур туhумэхпитигэр мунхаhыттар буолабыт. Бу туhумэх соруда5а. Доскабыт короргут курдук мунха, онтон мунха5а кэлбит хас балык аайы буукуба баар, ол буукубалары сопко туруортаан этии таhаарабыт. Былыр мунханы эр дьон эрэ буолбакка дьахтар отто эмиэ кэтэhэр этэ. Кыргыттар сылы быhа танас тиктэн бэлэмнэнэр этилэр. Ойуу- дьар5аа оhуордаах танастаах кинилэр мунха5а бараллара. Ол курдук бу туhумэххэ кыргыттар эмиэ кытталлар. Балыктарбытын бастаан мунхаттан араарабыт ол араарарга бары сыаптыы турабабыт. Балыктары араардыбыт эрэ остуолга этии оноробут. Сорудах ойдонно дуо? -кыайбыт хамаанда5а эбэбит комус хатырыктаа5а! (Кыайыылаахха балык) «Байанай – булт иччитэ!»(17) - Биhиги эдэр булчуттарбытыгар кохтоох бултааhынныт иhин махтанабыт. Бу курэххэ Байанай _____________ хамаанда5а мичик гыммыт эбит. Онтон билигин биhиги кыргыттарбыт кохтоох кыттыыгыт иhин айах тутуохтара. Биhиги ийэлэрбит барахсаттар дьиэни – уоту араначчылааччылар, а5аларбыт бултаан сылайан кэллэхтэринэ сылаас- минньигэс астара куруук бэлэм буолара. - Дьэ, эhиги санаа5ытыгар а5аларгыт саамай сылдьар уонна кинилэри угуйар ханнык булт буолуой? - Саамай соп! Мин бугун эhиэхэ кинилэр онно баран хайдах кустуулларын кордоруом. - бу кустааhыны биhиги Саха эрэ дьоно бултуур буолбатахтар атын омук эмиэ собулээн бултуур булда. Аны билигин Канада5а хайдах бултуулларын коруо5ун. - Манан биhиги Байанайга анаммыт кылааспыт чааhа, айыл5аттан тэйимэн, торообут дойдугут сирин-уотун, которун- суурэрин ытыгылаан, харыстаан! диэн тылларынан тумуктэнэр! Фрагмент родительского собрания на тему: Тема: «О5ону кытта алтыьыы ньымалара» Тереппуттэр 3 белеххе арахсан олороллор. О5о дьиэтигэр хомойон кэлэр: «Таня миигин кытта до5ордоьуон ба5арбат. Бугун куну быьа Светалыын оонньоото.» - Эьиги тугу гыныаххытый? Туох диэн эппиэттиэххитий? (Тереппуттэр варианнарын истии, дуоска5а суруйан иьии.) - Бу варианнартан ханнык эппиэт о5о ылынарыгар ордук буолуой, о5о проблематын быьаарарыгар кемелеьуей? Бугунну мунньахпытыгар биьиги бу ыйытыыга септеех эппиэти кердуехпут. О5ону кытта алтыьыы ньымаларын туьнан кэпсэтиэхпит. 2. Учуутал бэсиэдэтэ Учуутал о5ону кытта алтыьыы керуннэрин, психологтар кэтээн керуулэрин тумуктэрин, «мэьэй эппиэттэр» туьунан кэпсиир. - Бэйэбит эппиэттэрбитин керуе5ун. (Тереппуттэр эппиэттэрин ырытыы) 3. «Активное слушание» ньыма туьунан билиьиннэрии Учуутал «Активное слушание» диэн термины кытта билиьиннэрэр, быраабылаларын, тумуктэрин туьунан кэпсиир. 4. Ситуация5ны быьаарыы Билигин бу этиллибити учуоттаан туран маннайгы ситуация5а септеех эппиэти булуо5ун. (Бары субэлэьэн, холбоон эппиэттэри ырытан, септеех эппиэти кердууллэр.) Хас белех аайы сорудах бэриллэр: - Ситуация - Тереппут «мэьэй хардата» (оонньооон кердеруу) - Бу ситуация5а септеех харданы толкуйдааьын, «Активное слушание» ньыманы туьаныы. 1 белех. Ийэ: Вова, тургэнник танын, детсадка хойутаары гынныбыт О5о: Мин сатаан тимэхтэммэппин Ийэ : Ол-бу буолума. Тургэнник! О5о: Бу ырбаахы наьаа куьа5ан. Ийэ: Хаппырыыстаныма! О5о: Сатаан тимэхтэммэт! Ийэ: Оччо5о итинник барыан. О5олор кулуехтэрэ. О5о: Эн куьа5аннын! 2 белех. Еребул кун. А5а: То5о настарыанньан суо5уй? Уол: Тугу да гыныахпын ба5арбаппын. А5а: Баран куулэйдээ. Таьырдьа наьаа учугэй буолбут. Уол: Суох, куулэйдиэхпин ба5арбаппын А5а: Оччо5о Мишалыын саахыматтаа Уол: Надоело! А5а: Кинигэтэ аах. Уол: Айакка! Эн миигин ейдеебеккун! (барар) 3 белех. Кыыс (ийэтигэр): Кер, Саша (быраата) мин куукулабын алдьаппыт Ийэ: Кырдьык да5аны. Хайдах алдьаппытый? Кыыс: Билбэппин! Мин куукулам! Ийэ: Чэ, ничего, уоскуй Кыыс: Суох! Ийэ: Куукула ыалдьыбыт Кыыс: Мин Сашаны кэьэтиэм! Ийэ: Хайдах бырааккын иннэ диигин. Кини кыра дии. Кыыс: Эн наар кинини кемускэьэ5ин! (ытыыр) Белехтер улэлэрин керуу, ырытыы. - Биьиги бугун алтыьыы 4 керунуттэн маннайгы керунун ырыттыбыт. Атын керуннэрин аныгыскы мунньахтарга керуехпут. - Дьиэ5итигэр «Активное слушание» ньыманы туьанан кереерун. Аныгыскы мунньахха туох тумуктэммитин кэпсииргит буоллар олус учугэй буолуо этэ.
4 раздел «Основные показатели, результаты и достижения учащихся» - 2007 г. – Улусный конкурс молодых ораторов «Аман ос», с. Чакыр Амгинского улуса. Попов Руслан- Награда-«Мэктиэ сурук». Республиканский телевизионный конкурс - Конкурс видеороликов НВК «Саха» -1 место, участие на прямом эфире в передаче «Сана кун». 2008 г. 4 «в» класс. - 2007 г. - Улусный смотр республиканского- телевизионного конкурса «Полярная звезда», с Амга. Амгинского улуса. Театр моды «Кун комус ча5ыла» Победители в номинации «Лучший театр моды ». - 2007 г. Региональный смотр республиканского- телевизионного конкурса «Полярная звезда», с Амга. Амгинского улуса. Харитонова Валерия- в номинации «Прикладное искусство» - дипломант конкурса. - 2007 г. - Улусный смотр республиканского- телевизионного конкурса «Полярная звезда», с Амга. Амгинского улуса. Театр моды «Кун комус ча5ыла» Дипломант конкурса. -2007 г. - Региональный смотр республиканского- телевизионного конкурса «Полярная звезда», с Амга. Амгинского улуса. Театр моды «Кун комус ча5ыла» Дипломант конкурса. Путевка на республиканский конкурс. - 2007 г. Региональный смотр республиканского- телевизионного конкурса «Полярная звезда», с Амга. Амгинского улуса. Харитонова Валерия- в номинации «Прикладное искусство» - дипломант конкурса. - 2007 г. Улусный конкурс модельеров «Комус сиик». С. Амга Амгинского улуса. Театр моды «Кун комус ча5ыла». Грамота. - 2007 г. г. Якутск конкурс чтецов к юбилею Новикова приглашен Дмитриев Марсен. - Улусный творческий конкурс «Мой любимый герой» к юбилею Амгинской районной библиотеки- Титов Архан -1 место, Павлова Айылана- 2 место. Показатели школьных улусных олимпиад: - 2007 г. АСОШ №1 предмет- математика Ефимов Петя – Второе место. - 2007 г. АСОШ №1 предмет- математика Николаев Саша – Третье место. - 2007г. АСОШ №1 предмет- якутский язык Попов Руслан- Первое место. - 2007г. АСОШ №1 предмет- якутский язык - 2007 г. АСОШ №1 предмет- якутский язык Николаева Галя- третье место. - 2007г. АСОШ №1 предмет- информатика среди 3-4 классов Николаев Саша занял второе место. - Николаев Саша- улусная олимпиада по математике- 2 место; грамота. - Николаева Галя- улусная олимпиада по якутскому языку- 4 место; сертификат. - Попов Руслан- улусная олимпиада по русскому языку- 7 место. Участие.
следующая страница >> Смотрите также:
Диплом: ивс 0175128 от 28 июня 2003 г. Специальность: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования»
430.7kb.
Рабочая программа по окружающему миру мбоу верхнемактаминской основной общеобразовательной школы учителя начальных классов
1373.91kb.
Урок разработала и провела учитель начальных классов мбоу «Гимназия №8»
52.76kb.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учитель начальных классов Кожевникова Г. В. Николаевск, 2011
287.28kb.
Урок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
52.2kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования научно-методический центр структура основной образовательной программы начального общего образования гоу сош №1145 им. Ф. Нансена
2091.36kb.
Особенности сказки С. Г. Козлова «Ежик в тумане» Учитель начальных классов моу «сош №55» Александрова Л. В
67.45kb.
Учебно –тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Учитель Муллина Резеда Рамзиловна
483.9kb.
Т. В. Королёва, учитель (изо,черчения) 1 категории
427.97kb.
Отчет о работе мо учителей начальных классов в 2010-2011 учебном году
398.64kb.
Программа начального общего образования Содержание Целевой раздел
7797.84kb.
Стандарт начального общего образования по окружающему миру
57.43kb.
|