Главная страница 1

Урок внеклассного чтения /2 класс/

Особенности сказки С. Г. Козлова «Ежик в тумане»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 55» Александрова Л. В.

2007/2008 учебный год.



КОЗЛОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

27 февраля 2002

Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов — автор любимых детьми и взрослыми

историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком

морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Как Ослик шил шубу»

и т.д.), а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Яна солнышке



сижу, я на солнышко гляжу...»

Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравились книги «Робинзон Крузо» Даниеля

Дефо и «Служу Родине!» Ивана Кожедуба — военного лётчика, трижды Героя Советского

Союза. Теперь, не забывая о прежних привязанностях, Сергей Козлов любит прозу Бунина

и Бабеля, стихи Есенина и Пастернака.

Свои первые стихи (конечно, о лётчике) он написал, когда учился в восьмом классе. В

юности занимался в литературном объединении «Магистраль». Литературный институт

окончил с рукописью книги стихов в качестве дипломной работы. Но до того, как стать

профессиональным писателем, — был рабочим в типографии, токарем, учителем пения,

кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в

пушкинском музее-заповеднике Михайловское.

Сказки для детей Сергей Козлов начал писать в шестидесятые годы, тогда же придумал

Медвежонка, Зайца и Ёжика. Истории о них он сочиняет до сих пор, так что постепенно

появляется целый сказочный мир — или лес.

Там каждый зверёк (зверок, зверик) живёт в своём доме, запасает еду и дрова, топит

печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Когда захотят, зверьки ходят друг к

другу в гости, угощают друг друга грибами, яблоками и чаем с мёдом, если погода тёплая

— гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце — сумерничают.

В лесу медленно и чудесно сменяются времена года. Лес для тех, кто понимает, — всегда очарованный. Вот он весь в снегу, среди чёрных древесных стволов видны полуоблетевшие огненные осинки и золотые клёны. Снег всё падает и падает. Ёжик с Медвежонком стоят на опушке, как два крошечных деревца, заметённых снегом. Вот Ёжик весной на горке встречает рассвет, но, не дождавшись, сворачивается клубочком и засыпает. Рассвет приходит синий-синий, в белых клочьях тумана, дует на Ёжика, и тот шевелит иголками.

Вот Заяц сидит посреди поляны, до краёв залитой светом луны, и играет на свирели. Ему так хорошо, что он чувствует себя прозрачным, будто лунный луч.

А вот Ёжик с Медвежонком у обрыва греются на тусклом осеннем солнышке. Река уво,йит за поворот тяжёлую тёмную воду. Трава на лугу поёт свою последнюю осеннюю песню, а в сумрачной чаще, во мху, сидит, поджав коленки, маленький золотой гриб-лисичка. Время в сказках Сергея Козлова течёт неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?» Но всё неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ёжиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми — о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так: «■Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой всё говорим.


  • Говорим,согласился Ёжик.

  • Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы всё беседуем.

  • Беседуем.

  • А потом всё совсем пройдёт, а мы с тобой вдвоём только и останемся.

  • Если бы!

*

А что ж с нами станет?

Мы тоже можем пролететь.

Как птицы?

Ага.

А куда?

К югу,сказал Ежик».

I

При выборе формы урока и его построения исходила из того, что ребенок-читатель в начальной школе учится чтению общения. Если на уроке литературного чтения, внеклассного чтения литературное произведение анализируется грамотно, то ребёнок непременно развивается, в том числе и в отношении знаний книг, в понимании литературных произведений.

Уровень воздействия художественного произведения зависит от 1. таланта писателя. 2. качества чтения-общения, т.е. от

способности учеников воспринимать художественный образ так, как он представляется писателю. В связи с этим поставила цели урока:

1. Определение темы творчества писателя по сопоставлению ряда
сказок.


  1. Выработка умения использовать выборочное чтение, пересказ для обоснования ответа на вопрос, умения самостоятельно охарактеризовать героя.

  1. Развитие творческой читательской активности.

  1. Через образ главного героя, автора поставить вопрос воспитания прекрасного в человеке.

Структура урока Организационный момент.

- Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в одну


замечательную страну, где живут герои сказок С.Г.Козлова.

/ на доске портрет писателя /



Мотивация учебной деятельности.

  • Об этом поэте и писателе нам впервые рассказала В.И.Бакулина / артистка филармонии /

  • С.Г.Козлов начал писать сказки для детей более 40 лет назад и до сих пор сочиняет истории о своих героях. В его сказочном мире каждый зверёк живет в своём домике, топит печку, слушает ветер, ходит в гости, гуляет около реки. С.Козлов считает, что с детьми надо говорить как с взрослыми - о любви, о боли, о радости жизни, о хрупкости красоты.

Проверка домашнего задания.

- Я вижу у вас на столах сборники сказок. Я рада, что вы их


прочли и оформили ДПК. Попробуем разгадать кроссворд:

*

На каком инструменте играл Ежик?

В кого влюбился Ёжик и не мог в этом признаться?

Медвежонок подумал, что эта травка бьёт зверей.

Сказка на отъезд кого?

Как ходят в стране Тилимилитрямдии?

Что в переводе обозначает слово « Трям!».

Скрипка Ромашка

Зверобой Слона Г о л о в е а Здравствуйте

Физминутка

Медвежонок косолапый, Помаши зайчонку лапой. Приведи с собой бельчонка И волчонка, и ежонка. Становитесь по порядку, Будем выполнять зарядку. Раз, два, три, четыре, пять. Каждый хочет сильным стать.

Усвоение новых знаний.

- Сейчас мы разберёмся, в чём особенность сказки «Ежик в тумане». Предлагаю вам план сказки.

План.


  1. Описание обстановки, в которой развиваются события (дети находят и читают абзац №3. Настрой на тайну).

  2. Встреча с Ёжиком и описание его поведения (абзац 4-8).

  3. Поход Ёжика за тайной, спрятанной в тумане (абзац 9-10).

  4. Ёжика уносит река, чувство страха (абзац 13-17).

  5. Помощь незнакомого существа (абзац 19-23).

*

6. Ёжик вновь отправляется искать счастье, друга (абзац 26-27).

А теперь попробуйте доказать, что эта сказка, причём необычная.

Нетрадиционное начало (отвечают дети).

Трудно сказать, какое событие главное, (нет борьбы, волшебства, главное- добиться цели, попасть в туман и посмотреть, что там внутри и как там.

В сказках добро побеждает зло. Здесь мы этого не видим, но что-то необычное есть (спасение).

Попробуйте охарактеризовать главного героя.

Дети: - он мечтательный, внимательный, грустный, одинокий, верит в добро и красоту, фантазёр, хочет поделиться с кем-то своими открытиями.

Вот наш туман немного рассеялся. Я думаю, что вы теперь немного иначе посмотрите на эту сказку.

Рефлексия

Что же хотел сказать нам автор, учитель подводит итоги ответов учащихся.

В жизни важнее всего- добро и красота, понимание и умение замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда, а также цель, к которой стремишься. А ещё писатель, наверное, хотел сказать, что самый шумный и озорной человек вдруг однажды замирает, увидев «как опускается за деревья солнце, как ложиться на поля туман, а в небе вспыхивает золотая долька луны. И этот человек может быть и грустным, и задумчивым, и нежным...

/Дети получают заработанные ромашки/

В заключение урока исполняется песня «Облака».

Мимо белого яблока луны, Мимо красного яблока заката Облака из неведомой страны К нам спешат и опять бегут куда-то.

Облака, белогривые лошадки, Облака, что вы мчитесь без оглядки? Не глядите вы, пожалуйста, свысока,

*

А по небу прокатите нас, Облака!



Мы помчимся в заоблачную даль Мимо гаснущих звёзд на небосклоне, К нам неслышно опустится звезда И ромашкой останется в ладони.

Домашнее Задание: прочитать сказку Козлова С.Г. «Потерянная радость», подготовить вопросы по содержанию.

*



Смотрите также:
Особенности сказки С. Г. Козлова «Ежик в тумане» Учитель начальных классов моу «сош №55» Александрова Л. В
67.45kb.
Урок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
52.2kb.
Диплом: ивс 0175128 от 28 июня 2003 г. Специальность: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования»
430.7kb.
Урок разработала и провела учитель начальных классов мбоу «Гимназия №8»
52.76kb.
Преподобный Сергий Радонежский учитель и устроитель России
119.82kb.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учитель начальных классов Кожевникова Г. В. Николаевск, 2011
287.28kb.
Ермалаева М. Н. учитель географии Евстефеева Л. А. учитель химии моу сош с. Ново-Алексеевка Воскресенский район Саратовская область Тема урока: Проблемы Мирового океана и истинные растворы. Цель
112.86kb.
Моу дмитриевская сош
32.71kb.
Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. (1 час)
29.26kb.
Учебно –тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Учитель Муллина Резеда Рамзиловна
483.9kb.
Конспект урока географии 11 класс Учитель географии моу сош с/п «Село Богородское»
34.33kb.
Проект программы элективного курса по литературе «Литература и кино»
86.06kb.