Главная |
страница 1
Урок внеклассного чтения /2 класс/ Особенности сказки С. Г. Козлова «Ежик в тумане» Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 55» Александрова Л. В. 2007/2008 учебный год. КОЗЛОВ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ 27 февраля 2002 Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов — автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», «Как Ослик шил шубу» и т.д.), а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Яна солнышке сижу, я на солнышко гляжу...» Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравились книги «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо и «Служу Родине!» Ивана Кожедуба — военного лётчика, трижды Героя Советского Союза. Теперь, не забывая о прежних привязанностях, Сергей Козлов любит прозу Бунина и Бабеля, стихи Есенина и Пастернака. Свои первые стихи (конечно, о лётчике) он написал, когда учился в восьмом классе. В юности занимался в литературном объединении «Магистраль». Литературный институт окончил с рукописью книги стихов в качестве дипломной работы. Но до того, как стать профессиональным писателем, — был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское. Сказки для детей Сергей Козлов начал писать в шестидесятые годы, тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Истории о них он сочиняет до сих пор, так что постепенно появляется целый сказочный мир — или лес. Там каждый зверёк (зверок, зверик) живёт в своём доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Когда захотят, зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга грибами, яблоками и чаем с мёдом, если погода тёплая — гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце — сумерничают. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года. Лес для тех, кто понимает, — всегда очарованный. Вот он весь в снегу, среди чёрных древесных стволов видны полуоблетевшие огненные осинки и золотые клёны. Снег всё падает и падает. Ёжик с Медвежонком стоят на опушке, как два крошечных деревца, заметённых снегом. Вот Ёжик весной на горке встречает рассвет, но, не дождавшись, сворачивается клубочком и засыпает. Рассвет приходит синий-синий, в белых клочьях тумана, дует на Ёжика, и тот шевелит иголками. Вот Заяц сидит посреди поляны, до краёв залитой светом луны, и играет на свирели. Ему так хорошо, что он чувствует себя прозрачным, будто лунный луч. А вот Ёжик с Медвежонком у обрыва греются на тусклом осеннем солнышке. Река уво,йит за поворот тяжёлую тёмную воду. Трава на лугу поёт свою последнюю осеннюю песню, а в сумрачной чаще, во мху, сидит, поджав коленки, маленький золотой гриб-лисичка. Время в сказках Сергея Козлова течёт неспешно, но безвозвратно. Можно заклинать его, обращаясь к любимому существу: «Правда, мы будем всегда? Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?» Но всё неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ёжиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьёз говорить о том же, о чём и со взрослыми — о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так: «■— Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а мы с тобой всё говорим.
* А что ж с нами станет? Мы тоже можем пролететь. Как птицы? Ага. А куда? К югу, — сказал Ежик». I При выборе формы урока и его построения исходила из того, что ребенок-читатель в начальной школе учится чтению общения. Если на уроке литературного чтения, внеклассного чтения литературное произведение анализируется грамотно, то ребёнок непременно развивается, в том числе и в отношении знаний книг, в понимании литературных произведений. Уровень воздействия художественного произведения зависит от 1. таланта писателя. 2. качества чтения-общения, т.е. от способности учеников воспринимать художественный образ так, как он представляется писателю. В связи с этим поставила цели урока: 1. Определение темы творчества писателя по сопоставлению ряда
Структура урока Организационный момент. - Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в одну замечательную страну, где живут герои сказок С.Г.Козлова. / на доске портрет писателя / Мотивация учебной деятельности.
Проверка домашнего задания. - Я вижу у вас на столах сборники сказок. Я рада, что вы их прочли и оформили ДПК. Попробуем разгадать кроссворд: • * На каком инструменте играл Ежик? В кого влюбился Ёжик и не мог в этом признаться? Медвежонок подумал, что эта травка бьёт зверей. Сказка на отъезд кого? Как ходят в стране Тилимилитрямдии? Что в переводе обозначает слово « Трям!». Скрипка Ромашка Зверобой Слона Г о л о в е а Здравствуйте Физминутка Медвежонок косолапый, Помаши зайчонку лапой. Приведи с собой бельчонка И волчонка, и ежонка. Становитесь по порядку, Будем выполнять зарядку. Раз, два, три, четыре, пять. Каждый хочет сильным стать. Усвоение новых знаний. - Сейчас мы разберёмся, в чём особенность сказки «Ежик в тумане». Предлагаю вам план сказки. План.
* 6. Ёжик вновь отправляется искать счастье, друга (абзац 26-27). А теперь попробуйте доказать, что эта сказка, причём необычная. Попробуйте охарактеризовать главного героя. Дети: - он мечтательный, внимательный, грустный, одинокий, верит в добро и красоту, фантазёр, хочет поделиться с кем-то своими открытиями. Вот наш туман немного рассеялся. Я думаю, что вы теперь немного иначе посмотрите на эту сказку. Рефлексия Что же хотел сказать нам автор, учитель подводит итоги ответов учащихся. В жизни важнее всего- добро и красота, понимание и умение замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда, а также цель, к которой стремишься. А ещё писатель, наверное, хотел сказать, что самый шумный и озорной человек вдруг однажды замирает, увидев «как опускается за деревья солнце, как ложиться на поля туман, а в небе вспыхивает золотая долька луны. И этот человек может быть и грустным, и задумчивым, и нежным... /Дети получают заработанные ромашки/ В заключение урока исполняется песня «Облака». Мимо белого яблока луны, Мимо красного яблока заката Облака из неведомой страны К нам спешат и опять бегут куда-то. Облака, белогривые лошадки, Облака, что вы мчитесь без оглядки? Не глядите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, Облака! Мы помчимся в заоблачную даль Мимо гаснущих звёзд на небосклоне, К нам неслышно опустится звезда И ромашкой останется в ладони. Домашнее Задание: прочитать сказку Козлова С.Г. «Потерянная радость», подготовить вопросы по содержанию. * Смотрите также:
Особенности сказки С. Г. Козлова «Ежик в тумане» Учитель начальных классов моу «сош №55» Александрова Л. В
67.45kb.
Урок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
52.2kb.
Диплом: ивс 0175128 от 28 июня 2003 г. Специальность: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования»
430.7kb.
Урок разработала и провела учитель начальных классов мбоу «Гимназия №8»
52.76kb.
Преподобный Сергий Радонежский учитель и устроитель России
119.82kb.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учитель начальных классов Кожевникова Г. В. Николаевск, 2011
287.28kb.
Ермалаева М. Н. учитель географии Евстефеева Л. А. учитель химии моу сош с. Ново-Алексеевка Воскресенский район Саратовская область Тема урока: Проблемы Мирового океана и истинные растворы. Цель
112.86kb.
Моу дмитриевская сош
32.71kb.
Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. (1 час)
29.26kb.
Учебно –тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Учитель Муллина Резеда Рамзиловна
483.9kb.
Конспект урока географии 11 класс Учитель географии моу сош с/п «Село Богородское»
34.33kb.
Проект программы элективного курса по литературе «Литература и кино»
86.06kb.
|