Главная страница 1

Грех и оправдание, 10 класс (на основе 2, 3 и 4-го артикулов Аугсбургского Вероисповедания).
Учение о первородном грехе является одним из основополагающих учений христианской Церкви. Каждая ветвь христианства, в зависимости от устоявшегося мнения и результатов многочисленных богословских споров представителей того или иного направления, имеет свои особенности и тонкости истолкования понятия «первородный грех», как такового. Евангелическо - Лютеранская Церковь отличается тем, что особенно подчёркивает тяжесть первородного греха, довлеющего над всем человечеством со времён грехопадения. В контексте современного экзистенциального бытия мы всё чаще и чаще говорим о первородном грехе как о состоянии удалённости человека от Бога, являющемся вечной внутренней трагедией человека, которая подчас способна повергнуть его не просто в то, что мы обычно называем «преходящей депрессией», а в состояние полной внутренней безысходности. И это чувство внутренней безысходности каждый из нас может испытать по-своему – в зависимости от того, в каких условиях протекает наша жизнь, что происходит в ней, сколько испытаний порой нам приходится выносить. Если рассуждать о многочисленных перипетиях нашей жизни с христианской точки зрения, можно смело говорить о том, что все беды и несчастья, всё зло, происходящее в мире, является не чем иным, как катастрофическими последствиями грехопадения, последствием роковой ошибки непослушания Богу, совершённой нашими прародителями в незапамятные времена. И эту непосильную тяжесть человечество, по идее, должно было бы нести вечно – как на земле, так и после смерти – в бездонной пучине ада. «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6;23). Но приход на землю Сына Божьего, Иисуса Христа, означал то, что грехи человечества будут искуплены – ценой принесения Сына в жертву, ценой Его драгоценных Тела и Крови, отданных за каждого, кто исповедует Иисуса Христа Своим Господом и, невзирая на все тяготы жизни, которые подчас кажутся непосильными, продолжает взирать на Крест и веровать в Распятого Христа. Безусловно, это великое деяние искупления и милости, содеянное Господом, не означает того, что падший мир должен был от этого преобразиться и вернуться в первозданное состояние рая. Мир останется во тьме греха, вплоть до второго пришествия Христа, но именно в Нём мы имеем полное право верить и надеяться на то, что после смерти нам не уготована вторичная, духовная смерть в вечности, от которой уже нет ни воскресения, ни избавления. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3; 16).

Именно исходя из того, что человек абсолютно бессилен перед сетями мирского зла и перед своей собственной греховностью, порождающую так хорошо знакомые нам чувства слабости и несовершенства, Лютеранская Церковь развивает учение об оправдании верой. Это учение было особенно выделено Мартином Лютером как единственная надежда запутавшегося в сетях греха человека на спасение – надежда, о которой недвусмысленно говорит апостол Павел в 3-й главе Послания к Римлянам. Никакие внешние деяния и поступки, какими бы чистыми и праведными они, на первый взгляд, ни казались бы, не могут стать моральной основой человека для того, чтобы быть принятым Богом, поскольку пропасть между Богом и человеком преодолена лишь Одним-Единственным Спасителем – Иисусом Христом. Вера в Него и только в Него должна стать краеугольным камнем для того, кто, потерявшись в дебрях богословских споров и муках собственной совести, ищет спасения и милости Божьей – как для себя, так и для своих близких.

Несмотря на то, что Аугсбургское Вероисповедание, как и все остальные лютеранские вероисповедные документы, вошедшие в Книгу Согласия, стоит по времени уже довольно далеко от нас, остаётся только удивляться и восхищаться тонкостью и чёткостью вероисповедных формулировок Филиппа Меланхтона. Эти формулировки являются замечательной компиляцией, подтверждением того, что Священное Писание говорит о нашей вере и о том, на Кого мы, веруя, непрестанно должны уповать.

Перед этим занятием самостоятельно ознакомьтесь с артикулами 2,3 и 4 АВ. Затем мысленно сопоставьте содержание прочитанного с информацией, предложенной Вам выше в методическом пособии. На занятиях с ребятами обязательно используйте библейские отрывки, которые будут предложены Вам в ходе самого урока. Это поможет и Вам, и ребятам осознать то, что данные артикулы АВ имеют под собой прочную библейскую основу. Также затроньте на этом уроке и непростую тематику добрых дел: какую роль они играют в жизни христианина и как нам, лютеранам, следует понимать их значение в свете учения об оправдании «только верой».
Постройте это занятие следующим образом. Позаботьтесь о том, чтобы у ребят на уроке была при себе как Библия, так и Книга Согласия. В ходе урока чередуйте чтения так: вначале пусть будут зачитаны нужные артикулы из АВ, а затем – соответствующее место из Библии.
В начале урока подискутируйте с ребятами на тему греха и происхождения зла в этом мире. Начните урок с небольшого вступления – примерно такого: «Мы видим, что в этом мире каждую минуту происходит очень много зла, страданий и несправедливости. Мы каждый день смотрим новости, криминальную хронику, слыша об этом снова и снова. Да и в нашей повседневной жизни нам приходится часто сталкиваться со злом - в разных его проявлениях. Зло – везде, можно сказать, что мир пронизан им, и мы, как христиане, тоже не можем этого отрицать. Оно имеет самые разные и устойчивые формы». В этом месте задайте ребятам вопрос: «Как вы думаете, что является на этой земле самым большим и тяжёлым злом?» или «Как вы думаете, какое человеческое деяние можно назвать самым ужасным?»

Конечно, ребята могут давать самые разные ответы на этот вопрос: это войны, терроризм, убийства, неблагополучные семьи, обижающие своих детей, стихийные бедствия, катастрофы – и так далее. Вполне может быть, что кто-нибудь из ребят может сказать, что самым страшным деянием человека является грех. В любом случае, в ходе дискуссии постарайтесь подвести ребят к тому, что самое тяжёлое зло, из которого люди никогда не смогут выбраться самостоятельно - это, действительно, грех, точнее - состояние постоянной греховности любого человека на этой земле. Объясните ребятам, что с момента грехопадения существование человека стало трагичным и безнадёжным. Человек стал навеки удалённым от Бога. В этом месте прочтите с ребятами АВ 2 «О первородном грехе». Прокомментируйте этот артикул примерно так:



«Видите, как Филипп Меланхтон чётко и правильно характеризует понятие первородного греха и греховности человечества вообще! Он даже говорит о том, что грех – это болезнь. Стоит сказать о том, что это - страшная болезнь, которой пронизан весь наш мир – подобно раковой опухоли! И тщетными оказываются усилия тех людей, которые пытаются отрицать или недооценивать тяжесть греха. Меланхтон говорит о том, что наша Церковь осуждает сторонников учения, которое называется пелагианство. В 4-5 веке от РХ жил богослов, которого звали Пелагий. Он разработал ложное учение (ересь) о том, что первородный грех и грех вообще – это совсем не так страшно, что человек усилием собственной воли может преодолеть свой грех, делая добрые дела и упражняясь в христианской добродетели. Но это далеко не так. Нет ни единого человека, который мог бы сам, собственными усилиями оправдаться перед Богом. Об этом же можно прочесть у апостола Павла. Прочтите с ребятами отрывок Рим. 3; 21-25.

«Итак, все согрешили и лишены славы Божией. Конечно же, это ужасно: никакие дела и никакие поступки не могут спасти человека от вечного проклятия. Мы ничем не можем оправдаться перед Богом, нам нечего сказать или сделать самим в своё оправдание, потому что пропасть между нами и Богом – непреодолима. Но здесь же, в самом начале отрывка, Павел пишет: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия». И правда эта - только в Иисусе Христе и Его Евангелии, только в Иисусе и Его крестной смерти за нас. Закон суров. Никто из нас не может выполнить 10 заповедей – мы грешники и поэтому грешим постоянно, что-то нарушая и не выполняя. За нас был отдан в жертву Христос – в жертву умилостивления, в жертву прощения. В это месте прочтите АВ 3 «О Сыне Божьем», затем вновь прокомментируйте этот артикул – примерно так:

« В этом артикуле Меланхтон свидетельствует нам об Иисусе – о том, что Господь совершил для нас. Мы видим, что здесь коротко и ясно для каждого христианина изложена сущность Иисуса (Он и Бог, и Человек одновременно), а также основные вехи и смысл Его земного пути. Меланхтон не зря упоминает в конце 3-го артикула об Апостольском символе веры. Ведь именно этот Символ веры мы, ребята, произносим на каждом Богослужении!» В этом месте можно попросить кого-нибудь из ребят прочесть Апостольский символ веры (вероятно, что многие из них уже хорошо знают его наизусть), или же, на выбор, прочтите отрывок из Послания к Филиппийцам, 2; 5-11.

Итак, Иисус Христос. Наш Господь и Бог, наш Искупитель. Именно Он является для нас путём, выходом из, казалось бы, безнадёжной ситуации греха. Мы удалены от Бога, но Он приближает нас к Нему. Мы беспомощны, но Он протягивает нам руку помощи. Он и только Он (ни в коем случае не мы сами!) оправдывает нас перед Богом-Отцом, беря на Себя всю нашу вину, все наши грехи, умирая за нас на Кресте. Только уповая на Христа, только взирая всю жизнь на Христа Распятого, только веруя в Него мы становимся оправданными. В этом наше оправдание, в этом наше спасение. В этом месте прочтите АВ 4 «Об оправдании» и кротко прокомментируйте его так:

Этот артикул Аугсбургского вероисповедания ещё и ещё раз подтверждает нам слова апостола Павла, изреченные в третьей главе Послания к Римлянам. Он подтверждает слова об оправдании верой, слова, которые когда-то стали для Мартина Лютера, своего рода, спасительной соломинкой.

В оставшееся время урока поговорите с ребятами на тему добрых дел. Эта тема неразрывно связана с темой оправдания верой и кажется, на первый взгляд, непростой. Самое главное, подведите ребят к тому, что, если мы оправданы, то это не значит, что мы теперь должны «только верить» и сидеть, сложа руки. Добрые дела – это плоды веры, которые должны исходить из сердца и разума христианина по повелению совести, из чувства любви в первую очередь к Богу, а затем и к своим ближним. Самое главное при этом состоит в том, что, совершая добрые поступки, помогая кому-либо в общине или дома, мы не должны этим хвалиться, а, наоборот прославлять Бога, за Его благодеяния , учиться скромности – так, чтобы наши поступки были бескорыстными, совершаемыми не из побуждения гордости, а из побуждения любви к Богу.

Урок можно совершить молитвой на эту тему – попросить Господа, чтобы он помог, подсказал нам, где и кому (в общине или дома) нужна наша помощь и дал нам силы помогать нашим ближним бескорыстно, из чувства искренней любви – так же, как это всегда делал Он Сам.



Смотрите также:
Грех и оправдание, 10 класс (на основе 2, 3 и 4-го артикулов Аугсбургского Вероисповедания)
65.83kb.
Католицизм: особенности вероисповедания
211.69kb.
Третий смертный грех: похоть
25.24kb.
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8
222.38kb.
Рабочая учебная программа по информатике 11 класс
232.51kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по
356.8kb.
Господа клиенты, Дамы. Коллеги, Друзья
49.98kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
Филипп (Рябых), игумен, Понкин И. В., Понкина А. И
372.06kb.
Задания региональной олимпиады по литературе в 2010 – 2011 учебном году 9 класс Вариант 2 Сопоставительный анализ поэтических произведений Сопоставьте думу К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»
56.19kb.
Нравственная хартия России Национальный нравственный Кодекс 2013 Преамбула
46.46kb.
Южное Подмосковье. Серпухов Православный. (К теме 9). На основе темы учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья»
91.7kb.