Главная страница 1



Содержание

Введение ………………………………………….........................……..…… стр. 3

I. Цели, формы, организации и функции центральных банков……………………………………………….....................……..…….…. стр. 4

II. Пассивные операции центральных банков….........................……..……..… стр.15

III. Активные операции центральных банков……...........................……….…. стр.18

Заключение …………………………………………................................……. стр.21

Список литературы …………………………...….........................………..…. стр.22


Введение

В странах с рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального  и коммерческих банков. Эта система состоит из 3 трех элементов:

- центрального банка (ось банковской системы);

- коммерческих банков (основа банковской системы);

- учреждений банковской инфраструктуры, обеспечивающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных  палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков).

Актуальность темы определяется тем, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Данная работа ставит своей целью проанализировать деятельность Центрального банка Российской Федерации, его структуру, функции и правовой статус.

1. Цели, формы организации и функции центральных банков.

I. Цели, формы организации и функции центральных банков.

1.Формы организации ЦБ.

Формы организации ЦБ с точки зрения собственности на капитал ЦБ бывают:


  • государственные – капитал которых принадлежит государству (в Германии, Великобритании, Франции, России)

  • акционерные (США, Италия);

  • смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия).

Некоторые ЦБ были сразу образованы в качестве государственных (Немецкий федеральный банк, Центральный банк России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (например, Банк Англии, Банк Франции) [6, c.23]

  • Немецкий федеральный банк.

Процесс формирования центрального банка произошел стихийно после второй мировой войны. В 1946-1947 гг. появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС в США. В 1948 г. образован Банк немецких земель. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Эта двухступенчатая система была упразднена путем слияния центральных банков земель с Банком немецких земель в Немецкий федеральный банк.

Руководящими органами Банка являются:



  • Совет центральных банков является высшим органом Бундесбанка; в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент, члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков.

  • Совет директоров в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка.

  • Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.

Немецкий федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью. [3, c. 26]

  • Центральный Банк России

Создание Центральный Банк России происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором Александром II.


Государственный банк Российской Империи. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.

Народный банк РСФСР

25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Государственного банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он стал называться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банком РСФСР.

Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Государственный банк СССР

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В июле 1987 г. была очередная реорганизация кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием СНГ и упразднением союзных структур на территории РСФСР появился единственный орган государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики - Центральный банк РСФСР.



Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.

Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства; Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления; высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. [5]



  • Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате «сделки» между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Многочисленные функции, которые выполняет банк Англии можно разделить на две группы:

1) прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

2) контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей:


  1. Осуществление денежной политики;

  2. Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков

  3. Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства. [3, c.55]

    • Федеральная Резервная Система США. Была образована в 1913 г. в соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС.

Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС.

Структура ФРС:

- Совет управляющих ФРС: главная функция – разработка денежно-кредитной политики.


  • Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;

  • Федеральный консультативный совет: состоит из 12 человек (назначаются федеральными резервными банками на 1 год). Совет обладает лишь консультативными функциями.

  • 12 федеральных резервных банков; осуществляют операции ФРС. Эти банки и их 25 отделений расположены в крупных городах страны. Федеральные резервные банки выполняют следующие функции: осуществляют безналичные расчеты по чекам; выпускают новые банкноты и изымают из обращения изношенные денежные знаки; оценивают возможности слияний кредитных учреждений; предоставляют учетные кредиты банкам в рамках резервных округов; осуществляют связи между бизнесменами и ФРС; и др.

Банки – члены Федеральной резервной системы составляют ее основание (они состоят из национальных банков и банков штатов). Национальные банки функционируют в пределах федеральных районов (округов), и регулирование их деятельности находится в компетенции федеральных властей. Банки штатов функционируют на основе законов штатов, и надзор за их деятельностью осуществляют власти штатов (при определенном федеральном участии).

Но независимо от того, принадлежит ли капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности ЦБ в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики.

Однако тесные связи ЦБ с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. ЦБ независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник. Степень независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей – подотчетные министерству финансов. Таких банков большинство. Определенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы ЦБ для покрытия бюджетного дефицита. В 80-90-е годы тенденция независимости ЦБ от правительства усилилась.

В то же время независимость ЦБ носит относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты и банка и государственного органа. [3, c.96]


2. Правовой статус ЦБ.


Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого контролируется государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны. [6, c.78]



Правовой статус ЦБ РФ:

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [5]

3 Цели ЦБ.


Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе. Главной задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно – кредитной политики. [3, c. 28]

4. Функции ЦБ.


В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:

  • монопольная эмиссия банкнот;

  • «банк банков»;

  • банк правительства;

  • регулирование денежно-кредитной системы;

  • главный расчетный центр страны.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

1. Монопольная эмиссия банкнот.

Во всех странах с течением времени соответствующим ЦБ было монополизировано право печатать и выпускать деньги. Правда, право чеканки монет было частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.

Банкноты только Центрального банка являются неограниченно “законным платежным средством” и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

2. «Банк банков».

Особая роль ЦБ в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. ЦБ в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.

В периоды напряженного положения на денежном рынке ЦБ осуществляют кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.

В последнее время взаимоотношения ЦБ с кредитной системой в промышленно развитых странах претерпели значительные изменения, что связано, прежде всего, с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов. Взаимоотношения ЦБ с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, ЦБ является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.



3. Банк правительства.

ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Кассовое исполнение бюджета означает прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

4. Регулирование денежно-кредитной системы.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Главный расчетный центр страны.

Это посредническая функция, в соответствии с которой деятельность банков понимается как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим самым банк выполняет посредническую миссию. В руках банков эта функция становится значительно шире, чем элементарная посредническая деятельность. Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и суммировав их, направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Также банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, или перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Так как банки находятся в центре экономической жизни, они получают возможность изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. [4, c. 206]



II. Пассивные операции центральных банков.

Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операции. Банк России имеет право выполнять следующие банковские операции:

1. предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3. покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7. выдавать поручительства и банковские гарантии;

8. выполнять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9. открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств;

10. выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11. осуществлять другие банковские операции от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Можно выделить две группы операций Банка России пассивные и активные.

Пассивные операции – это операции по формированию банковских ресурсов. К пассивным операциям относятся: эмиссия банкнот и монет (наличные деньги в обращении); депозиты (средства на счетах); обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы.

Главным источником ресурсов центрального банка является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, то есть он не обеспечен золотом.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных ценных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот, осуществляемая при кредитовании банков, обеспечена их обязательствами; при покупке государственных долговых обязательств, золота и иностранной валюты – соответственно государственными обязательствами, золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг, иностранной валюты и золота.

Однако сказанное не означает, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Кредиты центрального банка могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков. Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные счета, как правило, беспроцентные. Такой порядок действует, в частности, в России. Центральные банки могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой. [2, стр. 76-79]

Структура пассивных операций представлена в таблице 1.

Таблица 1

Пассивные операции Банка России по состоянию на 1 декабря 2008 г.



Статьи

Млн. руб.

Проценты

1. Наличные деньги в обращении

4215909

26,80

2. Средства на счетах в Банке России, из них

− Правительства РФ

− кредитных организаций-резидентов


9841486

7082878


1077260

62,50

44,98


6,8

3. Средства в расчетах

68033

0,43

4. Выпущенные ценные бумаги

23667

0,15

5. Прочие пассивы

1125057

7,11

6. Капитал

473762

3,01

Итого по пассиву

15747914

100

Источник: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs0902r.pdf
Как видно из данных таблицы 1, выпуск банкнот и монет в обращении составил на 1 декабря 2008г. 4215909 млн. руб. Уставной капитал Банка России - 3 млрд. руб. По состоянию на 1 декабря 2008 г. на долю уставного капитала приходилось 3,01% пассивов.

III. Активные операции центральных банков.

К основным активным операциям центральных банков относятся учетно-ссудные операции, вложения в ценные бумаги, операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: учетные операции и краткосрочные ссуды государству и банкам.

Учетные операции – это покупка центральным банком векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленно развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов (т.е. временных разрывов между текущим поступлением доходов и расходами госбюджета).

Другим методом покрытия кассовых разрывов могут быть прямые банковские ссуды правительству сроком не более одного года. Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простым и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами. Разновидность таких операций – ломбардные ссуды.

Вложения в ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в Нидерландах, Франции). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка обычно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население.

Во-вторых, покупка центральными банками государственных облигаций осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки, в частности, используют операции типа репо, т.е., покупая у банков государственные ценные бумаги, одновременно берут на себя обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене. [2, стр. 79-81]

Структура активных операций представлена в таблице 2.

Таблица 2

Активные операции Банка России по состоянию на 1 декабря 2008 г.



Статьи

Млн. руб.

Проценты

1. Драгоценные металлы

388617

2,5

2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов

12221969

77,6

3. Кредиты и депозиты

2540817

16,1

4. Ценные бумаги, из них

− долговые обязательства Правительства РФ



489994

404506


3,1

2,6


5. Прочие активы, из них

− основные средства



106517

58933


0,7

0,37


Итого по активу

15747914

100

Источник: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs0902r.pdf
Вложения Банка России в ценные бумаги по состоянию на 1 декабря 2008 г. составили 3,1% всех активов. Основные средства составляли на 1 декабря 2008 г. около 0,37% всех активов Банка России.

Таким образом, баланс Банка России состоит из пассивных операций и активных операций и представлен в таблице 3.

Таблица 3

Баланс Банка России по состоянию на 1 декабря 2008г.



Статьи

Млн. руб.

Проценты

1. Драгоценные металлы

388617

2,5

2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов

12221969

77,6

3. Кредиты и депозиты

2540817

16,1

4. Ценные бумаги, из них

− долговые обязательства Правительства РФ



489994

404506


3,1

2,6


5. Прочие активы, из них

− основные средства



106517

58933


0,7

0,37


Итого по активу

15747914

100

1. Наличные деньги в обращении

4215909

26,80

2. Средства на счетах в Банке России, из них

− Правительства РФ

− кредитных организаций-резидентов


9841486

7082878


1077260

62,50

44,98


6,8

3. Средства в расчетах

68033

0,43

4. Выпущенные ценные бумаги

23667

0,15

5. Прочие пассивы

1125057

7,11

6. Капитал

473762

3,01

Итого по пассиву

15747914

100


Заключение.

Центральный банк – главное звено кредитной системы. В современных банковских системах центральный банк занимает особое место. Он является органом государственного регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В центральном банке хранятся золотовалютные резервы страны. Он осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правительственных органов, обязательные резервы коммерческих банков. Можно сказать, что центральные банки являются государственными, так как они проводят политику государства и работают как государственные органы.

Деятельность центрального банка – обеспечение устойчивости российской валюты, покупательной способности рубля, минимизация инфляции, а также эффективности всей банковской системы расчетов в интересах экономики в целом.

Центральный банк – орган валютного регулирования, определяющий порядок расчетов с иностранными государствами и порядок операций по покупке и продаже иностранной валюты. В этой связи он организует и осуществляет валютный контроль, как непосредственно, так и через уполномоченные коммерческие банки. Центральный банк устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности, порядок проведения банковских операций для всех банков и кредитных учреждений. Он лицензирует деятельность банков, кредитных учреждений и аудиторских организаций, занимающихся аудитом банков, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, регистрирует эмиссию ценных бумаг банков и кредитных учреждений, ведет реестр ценных бумаг; проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом и по регионам, публиковать материалы и статистику денежно-кредитных, финансовых, ценовых отношений. Центральный банк – расчетный центр страны, определяющий систему, порядок и формы расчетов в стране, в том числе и между банками.

    
Список литературы.

1. Банковское дело: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (080105) «Финансы и кредит»/ [А.М. Тавасиев, В.А. Москвин, Н.Д. Эрисшвили]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 287 с.

2. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальности 060400 «Финансы и кредит»/Под. ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2008.-575 с.

3. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Поляков В.П., Московина Л.А Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 350c.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.- 622 с.

5. http://www.cbr.ru



6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.: ил.





Смотрите также:
I. Цели, формы, организации и функции центральных банков стр
252.74kb.
Урок алгебры в 9-м классе по теме "Свойства функций. Четные и нечетные функции" Тема урока: " Свойства функций. Четные и нечетные функции"
143.92kb.
47. Предел монотонной функции в общем случае
9.87kb.
Проведение химических реакций
119.13kb.
Образовательная программа является основанием для определения качества реализации школой федеральных стандартов, определяет цели, задачи, направления развития образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании»
2364.09kb.
Verbals. The participle неличные формы глагола. Причастие в английском языке имеются три неличные (непредикативные) формы глагола: причастие
159.85kb.
Стр 3 глава I. Инструктор по горному туризму
96.42kb.
Основные функции проблемного обучения
166.73kb.
Алгебра 11 класс моу «Барагашская сош» Шагаева Анна Борисовна
37.55kb.
Оао «Концерн Росэнергоатом» является одним из крупнейших предприятий электроэнергетической отрасли России и единственной в России компанией, выполняющей функции эксплуатирующей организации (оператора) атомных станций
16.25kb.
Вопросы к экзамену «Оценка эффективности программных продуктов»
2464.24kb.
Совета по денежно-кредитной политике и финансовому регулированию Ассоциации региональных банков России по итогам заседания на тему: «Рыночные и валютные риски. Готовность банковской системы, ожидания аналитиков и регулятора»
38.03kb.