Главная страница 1



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.

  2. Глава I. Понятие о плане местности. Его значение.

  3. Глава П. Глазомерная съемка .

2.1. Оборудование для глазомерной съемки.

  1. Этапы подготовки к глазомерной съемке.

  2. Отличие полярной съемки местности от маршрутной..

4) Глава Ш. Составление плана местности к сказке «Гуси-лебеди» Заключение.

Введение

Люди давно начали думать, как изобразить на бумаге то, что они видят вокруг. Все, что люди знают сейчас о нашей планете, когда-то им было неизвестно. А ведь кто-то был самым первым, узнавшим все это. И таких любознательных было много - имя им первооткрыватели. Как бы давно они ни жили, память о них остается в названиях на географической карте. Ведь для того, чтобы уйти из родного дома, пустится на поиски неизвестного края, нужна смелость и целеустремленность. Но мало пуститься на поиски неизвестного, нужно еще вернуться домой. А для того, чтобы вернуться, необходимо знать, как отыскать дорогу к дому. Ведь не станешь так же как сказочные герои сыпать то зерна, то камешки, то клубок ниток разматывать. А как людям объяснить, где побывал, что видел? Для этого все, что видел, надо зарисовать как можно точнее. Так стали появляться первые географические карты, похожие на рисунки. Самым древним на Земле подобием карты можно считать найденный под Житомиром бивень мамонта с выцарапанным на нем планом-картой. Ей очень много лет. Ученые находят места, где когда-то жили и охотились наши предки, которые рисовали на склонах картины своей жизни, окружающую природу.

Звать каргу-это не значит помнить наизусть взаимное расположение, форму и шзвания многочисленных обозначений на ней, что невозможно в полном объеме, так как существует очень много различных карг. Знать каргу-этозначит овладеть всевозможно лучше и полнее азбукой картографического изображения, при помощи которой свободно читать каргу, а также уметь воспроизводить местность на чертеже при помощи принятых на карге условных обозначений. «Чтение карты» заключается не в прочтении надписанных на карге названий рек, селений и тд.,а в умении по карте видеть местность такой, какая она есть в действительности, умении мысленно оживлять ее и наполнять содержанием, свойственным данной местности. Кроме того, необходимо уметь исправлять, дополнять карту и план по мере надобности и изображать наних различные элементы местности.. Потребность в карге возникла на самых ранних лупенях культуры-в условиях охотничьего быта. Так называемые «карты первобытных народов», представляющие примитивные планы иногда весьма значительных территорий, удивляют нередко своими подробностями,относительной пгхюорциональностью частей и в какой-то степени и географическим правдогодобием Все они построены как планы, представляют изображение местности сверху и лишены надписей..

Глава1


Понятие о плане местности. Его значение.

Слово «карта» известно со времен расцвета античной культуры и в переводе с латинского означает чертеж. С течением времени содержание термина «карта» уточнялось, и теперь картой называют чертеж, изображающий на плоскости либо всю земную поверхность, либо часть ее. Топографический план (от лат. «планум»- плоскость) - изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков. Топографические планы используются, как правило, в таких ситуациях, когда требуется подробная схема не слишком большой территории. Они нужны при составлении проектов, при строительстве. Без планов местности невозможна никакая хозяйственная деятельность. В быту полезно составить план своих помещений (дома, квартиры, комнаты), своего участка, двора, сада. Если мы сравним рисунок и план, то увидим: на рисунке, местность такая, какая она в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче (по законам составления рисунка). На рисунке нельзя точно определить стороны горизонта, из-за отсутствия масштаба, нельзя точно измерить расстояния между предметами. План местности - научное название, которого топографическая карта строится с помощью условных знаков. Географическая карта - это плоское, сильно уменьшенное изображение земной поверхности, на которой географические объекты показаны с помощью условных знаков.

В 18 веке появились первые примеры применения карт в научных целях, когда накопились сведения о Земле, и появились тематические карты . По картам были открыты многие глобальные закономерности, выявлены связи одних явлений с другими, и даже предсказаны еще неоткрытые объекты. А. Гумбольдт, используя карты обнаружил глобальные климатические закономерности и открыл климатические зоны. Впоследствии В.В. Докучаев, русский ученый, занимаясь почвенным картографированием, обнаружил, что почвы соответствуют определенной растительности и климатам, и подошел к идее всеобщей географической зональности. Еще один пример -обнаруженное А. Вегенером по картам поразительное сходство очертаний Ю.Америки и Африки, что дало импульс идее мобилизма, дрейфа континентов и теории глобальной тектоники плит. Таким образом, использование карт всегда развивалось на стыке картографии с другими науками о Земле и обществе.

Глава 2 Глазомерная съемка.

2.1. Оборудование для глазомерной съемки.

Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

Составление планов и съемка местности производится топографами с использованием специальных инструментов. А можно провести съемку с планшетом. Такая съемка называется глазомерной. Кроме планшета (листа фанеры или картона) и компаса для такой съемки нужна визирная линейка, циркуль —измеритель и карандаш.

2.2. Этапы подготовки к глазомерной съемки.

Ни один географический объект - реку, мост, поселок - невозможно изобразить на топографическом плане в натуральную величину. Люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки, и т.д. Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций, делать изображение в масштабе. Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности. Перед началом съемки очень важно правильно выбрать масштаб. При выборе масштаба учитываются размер участка местности и величина листа бумаги на планшете.

Нам необходимо изобразить участок местности протяженностью с севера на юг примерно 15000 метров. Ширина листа нашего плана 50 см. Значит, на 1 см плана должно помещаться 15000 : 50 = 300 (метров).Итак, наш план будет составлен в масштабе: в 1 см — 300 метров.

После выбора масштаба производится ориентирование планшета. Для этого планшет нужно повернуть так, чтобы буква С (север) на шкале компаса совпала с северным (темным) концом его магнитной стрелки* При этом стрелка компаса должна быть параллельна краю планшета. После ориентирования планшета можно измерять направления на окружающие объекты и расстояния до них. Направления измеряются при помощи визирной линейки, а расстояния - в парах шагов, затем расстояния переводятся в метры в зависимости от длины одной пары шагов.



2.3. Отличие полярной съемки местности от маршрутной. Глазомерную съемку можно проводить из одной точки или при движении по местности. Когда съемка производится из одной точки - это полярная

съемка, а когда съемку местности проводят при движении по какому -либо маршруту - это маршрутная съемка.

Полярная съемка. Для получения плана открытого участка местности применяют полярную съемку. Планшет устанавливают над точкой наблюдения (полюсом) и ориентируют его. Точку наблюдения отмечают в центре прикрепленной к планшету бумаги. Затем выбирают масштаб и с помощью визирной линейки наносят на бумагу линии направлений на окружающие объекты и отмечают расстояния до них в соответствии с выбранным масштабом. Географические объекты обозначают на плане с помощью условных знаков.

Маршрутная съемка. Маршрутную съемку можно провести, организовав туристический поход. Для съемки местности по пути движения необходимо разбить весь путь на участки, учитывая все повороты. Каждый хорошо просматриваемый участок пути наносится на планшет, как при полярной съемке. При этом отмечают и отрезки пути, соединяющие точки, из которых производилась съемка. Эти отрезки наносятся в масштабе, выбранном для всей съемки. Вдоль линии движения с помощью условных знаков наносятся все видимые объекты местности.

■ -

Глава 3. Составление плана местности к сказке «Гуси -лебеди».



Перед составлением плана еще раз перечитала сказку «Гуси - лебеди». Итак, действие происходит в сельской местности. Для составления плана удобнее выбрать маршрутную съемку, так как девочка в поисках брата ушла от дома довольно далеко и из одной точки снять всю местность не получится. Далее, выбираем масштаб. Учитывая, что девочка искала брата 9 часов (с 9 часов утра до 17 часов) и зная среднюю скорость движения человека 5 км в час, предположим, что до леса она шла 2 часа, т.е. 10 км., на обратную дорогу еще 2 часа (ей приходилось прятаться, но обратную дорогу они с братцем бежали), всего 4 часа. 3 часа на блуждание по лесу в поисках брата и обратную дорогу и 1 час на то, чтобы выкрасть братца. До домика Бабы-яги девочка прошла где-то 13 км (скорость передвижения по лесу в два раза меньше). Нам необходимо изобразить местность протяженностью с севера на юг приблизительно 15 км на листе шириной 50 см, т.е. масштаб плана будет в 1 см - 300 м или 1: 30000. Для съемки местности по пути движения девочки разбиваем весь путь на участки от дома девочки до печки, от печки до яблони, от яблони до речки, от речки до леса, от леса до избушки Бабы-яги. Вдоль линии движения с помощью условных знаков наносим все видимые объекты местности.

Заключение.

Значение карт исключительно велико. Карта - модель действительности. Она обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Это делает ее важнейшим средством научного познания в географии и в других областях знаний о Земле и обществе. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии». Географическая карта незаменима при решении различных народнохозяйственных задач, связанных с изучением и освоением территорий. Разведка полезных ископаемых, учет и оценка сельскохозяйственных земель, вод, лесов, мелиоративное строительство, работы по проектированию дорог, каналов, ЛЭП, промышленных объектов, природоохранных и других мероприятий немыслимы без карт и планов. Карты необходимы морякам, летчикам, космонавтам, метеорологам и многим другим специалистам. Исключительно велико и разносторонне применение топографических карт в военном деле. Огромна роль карты в преподавании географии. И не только потому, что на ней показано размещение объектов и явлений, хотя и это необходимо знать. Карты позволяют устанавливать причинно -следственные связи и взаимозависимости как в природе, так и между природными и социально-экономическими объектами. Они развивают географическое мышление. Поэтому в школе карта является важнейшим «наглядным пособием», хотя и разговаривает со своим читателем языком условных знаков. Ее нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.



Список литературы

  1. Герасимова Т.П.., Неклюкова. Начальный курс географии -М.:Дрофа, 2009.

  2. Егоров К.И.План и карта. - М: «Учпедгиз»

  3. Гуси - лебеди (сказка в обработке АЛ. Толстого)






Смотрите также:
I. Понятие о плане местности. Его значение. Глава П. Глазомерная съемка
78.49kb.
Система открытого образования Макроэкономика
4969.92kb.
Азы мезенской росписи смысловое значение символов. Мезенская роспись
56.91kb.
Мальта, жемчужина Средиземноморья, привлекает все больше и больше не только в плане незабываемого отдыха, но и в плане обучения английскому языку. Мальтийский архипелаг состоит из многочисленных островов
227.06kb.
Понятие "перестройка"
114.59kb.
Урок Понятие конуса. Площадь поверхности конуса
26.63kb.
Управление проектным циклом
77.8kb.
Понятие геосистемы Глава I определение некоторых понятий и терминов
616.71kb.
Наркомания – чума XX века е. Р. Файзулина Т. Б. Ковалева учитель истории и обществоведения II категории Краснотурьинск 2000г. Глава I. Немного об истории наркомании Глава II. Приобщение к наркотикам Предпосылки Мотивы Тинейджеры, музыка
363.67kb.
Исторический опыт развития налогообложения в России и его значение на современном этапе
274.15kb.
Образ Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»
26.74kb.
Проблематика устойчивого развития активно обсуждается в на­уч­ной прессе (например [1-5]), в публицистических изданиях, на все­воз­можных наци­ональных и международных конференциях
337.02kb.