Главная |
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19
ВЕЛИКОТЫРНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСОБИЕ-СПРАВОЧНИК Вторая часть Велико-Тырново 2005 ISBN: 954-775-502-2 http://ruskiezik.blogspot.com ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное пособие, представляющее собой вторую часть целостного корректировочного курса русского языка, включает несколько основных морфологических тем – “Имя прилагательное”, “Местоимения”, “Наречие”, “Слова категории состояния”. Пособие является одновременно учебником и справочником по русскому языку и предназначается для студентов русской филологии, прикладной лингвистики и специальности “Болгарский и русский язык”, обучающихся на кафедре русского языка Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия. Оно соответствует программе практического курса русского языка ВТУ и может быть использовано как для работы на занятиях под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы. Цель предлагаемого курса – корректировка, систематизация и углубление и расширение практических знаний и умений болгарских студентов в области морфологии, приобретенных на начальном этапе обучения, с учетом особенностей родного языка. Грамматический материал подчинён задачам обучения студентов-русистов – овладению основами русской грамматики (частей речи и их грамматических категорий). Каждая грамматическая тема включает теоретическую часть (правила и обобщающие таблицы, где это необходимо) и упражнения, направленные на усвоение и закрепление теоретического материала. Упражнения, данные в этом пособии, выполняются в основном на занятиях под руководством преподавателя, но некоторые упражнения могут даваться выборочно для самостоятельной работы. Автор выражает благодарность доц. В. Ченевой, доц. Г. Гочеву, а также членам кафедры русского языка Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия за ценные советы и рекомендации. Автор будет признателен за все замечания и предложения, имеющие целью совершенствование учебного пособия. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ1. Распредели́те прилагательные по группам (качественные, относительные, притяжа́тельные). Весёлый па́рень, краси́вая девушка, деревя́нная ло́жка, золото́е кольцо́, золотой характер, де́душкины очки́, стро́гая учительница, ли́сьи следы́, со́лнечная пого́да, мягкий хлеб, мягкий знак, холо́дный климат, па́пин пиджа́к, журавли́ная ста́я, стенны́е часы́, пти́чье гнездо́, каменный мост, радостный крик, городско́й парк, смелый юноша, козье молоко́, медве́жья шку́ра, медвежья услуга, чистый воздух. СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХТвёрдая основа
Примечания: 1. Отымённые прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пи́шутся с одним н, а прилагательные с суффиксом -онн- пишутся с двумя н: песча́ный, ржано́й, гли́няный, земляно́й, журавли́ный, козли́ный; телефо́нный, электро́нный. Исключения: деревя́нный, оловя́нный (б. калаен), стекля́нный. 2. Прилагательные муж. рода ед. числа́ в имен. падеже принимают уда́рное окончание -о́й или безуда́рные окончания -ый, -ий. Список прилага́тельных, ока́нчивающихся в мужско́м роде единственного числа́ на -о́й: береговой, беловой, боковой (б. страничен), больной, большой, босой, брюшной (б. коремен), былой (б. минал), бытовой, вековой, ветряной, видовой, витой, вкусовой, водяной, войсковой, волевой, входной, вороной (б. вран, черен – за кон), восковой (б. восъчен), выпускной (б. абитуриентски), выходной (б. почивен, официален), глазной, глухой, головной, голубой, грибной, грозовой, громовой, грудной, грузовой (б. товарен), групповой, грязевой губной, густой, даровой, дверной, деловой, дневной, дождевой, донской, дорогой, дровяной, другой, дурной (б. лош), живой, жилой, заводской, заводной (б. механизиран), заказной (б. препоръчан), занятой (б. зает), запасной, записной, земной, земляной, зерновой, злой, золотой, зубной, клеевой, ключевой, кольцевой, концевой, коренной, косой б. (полегат, кривоглед), костяной, кочевой (б. чергарски), крепостной, кривой (б. крив, едноок), кровяной, крутой (б. стръмен, остър, строг, суров), курсовой, кусковой, легковой, ледяной, лесной, лихой (б. смел, безразсъден), лицевой, луговой, льняной, людской, меховой, мировой, мозговой, молодой, морской, мужской, мучной (б. тестен), мясной, нагой (б. гол), надувной, немой, нефтяной, носовой, ночной, нулевой, областной, обложной (б. продължителен), обувной, овощной, овсяной (б. овесен), огневой, озорной (б. палав), окружной, основной, островной, отраслевой, очередной (б. пореден), передовой (б. челен, преден), питьевой (б. питеен), пищевой (б. хранителен), платяной, племенной, поварской, пожилой (б. възрастен, стар), полевой, полковой, половой, пороховой (б. барутен), поясной, проездной, прописной, простой, просяной проходной, прямой, пустой, путевой, пушной (б. с ценна кожа), пылевой (б. прашен), раскладной (б. разтегателен), речевой, речной, ржаной (б. ръжен), родной, родовой, роковой (б. съдбоносен), ручной, свиной, святой, седой, складной (б. сгъваем), скупой (б. скъперничес-ки), слепой, слуховой, смешной, спинной, спиртной, сплошной (б. непрекъснат, цялостен), средневековой, среднегодовой, стальной (б. стоманен), стенной, степной, строевой, сухой, сырой (б. влажен, суров), сырьевой (б. суровинен), съестной (б. хранителен), теневой (б. сенчест), торфяной, травяной, трудовой, тупой, угловой, ушной, холостой (б. ерген), хромой (б. куц), худой (б. слаботелесен), цветной, целевой, цепной (б. верижен), цеховой, цирковой, часовой, черновой, честной, чужой, шерстяной (б. вълнен), штрафной (б. наказателен), языковой и др. УПРАЖНЕНИЯ 2. Просклоняйте словосочетания. Се́рый костюм, родно́й край, интересная книга, бе́лая ночь, новое пла́тье, ста́рое письмо́, берёзовые ро́щи, голубы́е глаза́. 3. Допиши́те окончания. а) 1. Самолёт летит над Северн… Ледовит… океаном к полярн… станции. 2. Экзамен по Западноевропейск… литературе прово́дится в нов… ко́рпусе университета. 3. Ребята пошли через берёзов… ро́щу. 4. С го́рн… верши́ны в солнечн… дни открывается чуде́сн… вид на окре́стн… доли́ны. 5. Дети с радостн… возгласами надевают маскара́дн… костюмы. 6. На привокза́льн… пло́щади мы се́ли на такси и пое́хали к знаком… гости́нице. 7. Возле стар… ме́льницы росли́ раски́дист… и́вы. 8. Учёные пыта́ются раскрыть необы́чн… природу северн… сияния. 9. Туристы любуются прекрасн… панорамой живопи́сн… реки́ с крут… берега́ми. 10. В голуб… да́ли показа́лись неясн… очерта́ния причу́длив… зда́ний незнако́м… го́рода. 11. На противополо́жн… берегу́ реки́ вдоль песча́н… пля́жей тя́нется великоле́пн… парк. 12. Ребя́та е́хали до столи́цы дво́е су́ток на ско́р… по́езде в удобн… спа́льн… вагоне. 13. Мир не без до́бр... люде́й. 14. Желаю вам счастли́в... пути́. б) 1. Охо́тник пошёл знако́м… лесн… тропи́нкой. 2. Тала́нт художника прояви́лся в разли́чн… областя́х изобрази́тельн… искусства. 3. Гвозди́ка отлича́ется необыкнове́нн… обая́нием и удивительн… ароматом. 4. В тяжёл… мо́кр… ту́чах и в холо́дн… сыр… во́здухе чу́вствовалась кака́я-то тоска́. 5. Ломоно́сов был высоко́образо́ванн…, весёл…, доброду́шн…, остроу́мн… человеком. 6. Па́рень с непоня́тн… спокойствием рассма́тривал речн… травы и густ… хмель, который роско́шн… зелён… ку́дрями висе́л с гли́нист… бе́рега. 7. Природа степн… кра́я не отличается живопи́сн… разнообра́зием. 8. На сме́ну тёпл… ле́ту идёт хму́р… о́сень. 9. Подсо́лнечники поверну́ли жёлт… го́ловы к я́рк… со́лнцу. 10. В классе ую́тн…, просто́рн… у́тром стои́т тишина́ (С. Маршак). 11. Из-под шерстян… ю́бки све́тл… пра́здничн… пла́тья видне́лись изя́щн… боти́нки (К. Станюкович). 12. Летя́т путя́ми звёздн…, плыву́т моря́ми гро́зн… люби́м… твои́ ученики́ (М. Матусовский). 13. Вы идёте по лесн… тропи́нке, окружённой стро́йн… ствола́ми е́лей (А. Воронов). 14. Непременно встре́чу день жела́нн... с са́м... си́льн..., са́м... че́стн..., са́м... го́рд..., са́м. ла́сков... и са́м... сла́вн... (Р. Рождественский). 15. В шу́ме родн… реки́ есть что-то схо́жее с колыбе́льн… пе́сней, с расска́зами ста́р… ня́ни (М. Лермонтов). 4. Раскройте скобки. 1. Мария зашла́ в (мясно́й) и (моло́чный) отделы (продукто́вый) магазина. 2. Солнце выгля́дывает из-за (свинцо́вая) ту́чи. 3. Вера Гео́ргиевна учительница, но в (свободное) вре́мя занимается (художественный) перево́дом. 4. Ропотамо впада́ет в (Чёрное) мо́ре. 5. За (бесконе́чная) сте́пью тя́нутся (го́рные) хребты́. 6. На (свежеско́шенный) лугу́ па́хнет (души́стые) тра́вами. 7. По́ля сидела за (кру́глый) столо́м в (просторная) комнате и заду́мчиво смотрела на (фрукто́вый) сад сквозь (стеклянная) дверь. 8. Далеко́ по (окре́стные) гора́м разно́сится эхо (мо́щный) прибо́я. 9. Городо́к славится (сосно́вые) леса́ми, (чи́стый) воздухом и (минеральные) исто́чниками. 10. Ве́чером се́ли на (скорый) по́ед, а у́тром прие́хали на (незнако́мая) станцию в (таёжная) глуши́. 11. Летом наша группа собирается в (туристский) похо́д в (прохла́дные) го́ры. 12. Когда-то на (прибре́жные) утёсах стоя́ла (неприступная) крепость. 13. Девушка поставила в (хруста́льная) вазу букет из (полевы́е) ма́ков. 14. Вдоль (желе́зная) доро́ги постро́или (новые) города́. 5. Допиши́те суффиксы и оконча́ния. Лошади́н... хвост, журавли́н... ста́я, деревян... посу́да, привилегиро́ван… учи́лище, песча́н... бе́рег, ка́мен... дом, пенсио́н... во́зраст, оси́н... лес, костян... нож, телефо́н... разгово́р, ко́жан... ку́ртка, стекля́н... кастрю́ля, карти́н... галере́я, соловьи́н... песни, насте́н... часы, тума́н... у́тро, шерстян... брю́ки, соло́мен... шля́па, ржан... хлеб, традицио́н... блю́до, воробьи́н... гнездо́, орли́н... взгляд, революцио́н... Борьба́, сере́брян... медаль, дли́н... ю́бка, экскурсио́н... авто́бус, лебеди́н... песня, лекцио́н... зал, кури́н... яйцо́, жестян... ба́нка, электро́н... игра, осли́н... упря́мство, экзаменацио́н... сессия, телевизио́н… переда́ча, це́н… вещь. 6. Вместо точек вставьте подходящие по значению прилагательные. Костюм, пёс, сосулька, ту́ча, часы́, дверь, кольцо́, бе́рег, я́годы, каранда́ш, словарь, мать, край, врач, разгово́р, по́езд, суп, тропинка. Слова для справок: родной, выходной, молодой, стенной, грозовой, злой, мужской, лесной, входной, ледяной, цветной, ночной, дорогой, мясной, золотой, полевой, морской, зубной. 7. Допиши́те окончания. Речн… вокзал, записн… книжка, овощн… салат, жил… дома́, мехов… пальто́, степн… растительность, родн… страна, стенн… часы́, крут… характер, полев… цветы́, клюючев… вода, ночн… по́езд, льнян... ска́терть, речев… упражнения, губн... согласные, роков… ошибка, кровян… колбаса́, дневн… сеанс, коренн… население, курсов… руководитель, кольцев… линия, выходн… дни, густ… суп, запасн… вариант, сед… вершины, золот… медальон, дорог… книга, цветн… фотография, чуж… земля́, лесн… поляна, морск… во́доросли, зубн… паста, озорн… мальчик, холост… парень, молод… художник, головн… мозг, мясн… продукты, входн… билет, восков… фигурка, миров… океан, стальн… инструмент, шерстян… одея́ло, пожил… человек, бос… но́ги, бытов… лексика, грибн… дождь, проездн… билет, цепн… реакция, вит… лестница, овсян… хло́пья, крепостн… театр, сырьев… база. 8. Переведите на русский язык. Морски бряг, златен медал, носна кърпа, нощен поход, скъп подарък, курсова работа, роден град, островна държава, голям празник, речен транспорт, стръмна пътека, нулева наставка, гъст дим, мъжки разговор, кожена чанта, съдбоносно решение, влажен климат, питейна вода, ръжен хляб, водна пара, лош пример, препоръчано писмо, горски плодове, млада майка, областен център, световен рекорд, изворна вода, болно момиче, обувен завод, сляп старец, очен лекар, вкусови качества, зло куче, племенен вожд, цирков артист, звуков сигнал, родови окончания. Мягкая основа
следующая страница >> Смотрите также:
И. Я. Атанасова корректировочный курс русского языка (грамматический аспект) пособие-справочник
2274.47kb.
Русский язык и культура речи
132.91kb.
Словари русского языка Школьный этимологический словарь русского языка
30.47kb.
Курс «Современный русский литературный язык» содержит научную характеристику русского литературного языка на современном этапе его развития. Началом этого этапа принято считать время творчества А. С. Пушкина. XIX в
661.62kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практический курс второго иностранного языка» для специальности 050303 «Иностранный язык»
173.21kb.
Билет 27. Значение басенного языка Крылова и языка комедии «Горе от ума» для развития русского литературного языка
549.33kb.
Литература и иностранные языки
124.82kb.
Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном
107.18kb.
Новости 6 Говорить по-русски желают и в Испании
58.17kb.
Магистерская программа «прикладное языкознание» программа вступительного испытания Русский язык
79.88kb.
1. Грамматический строй английского языка. Основные разделы грамматики морфология и синтаксис, их соотношение. Методы описания грамматического строя
86.32kb.
Примерный перечень экзаменационных вопросов история языка 2 курс дневное отделение
34.48kb.
|