Примерные вопросы к «круглому столу» по теме: «Тенденции и проблемы развития образования в условиях внедрения Интернет-технологий в педагогический процесс»
1. Согласны ли вы с утверждением, что российское образование находится в кризисной ситуации? Какие факты свидетельствуют «за» и «против» данного утверждения?
2. Как вы понимаете термин «непрерывное образование»? Каковы социально-экономические предпосылки непрерывного образования? Какое место в этом процессе может быть отведено средствам современных информационных технологий?
3. Какие дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций могут способствовать реализации гуманистического и личностно-ориентированного подходов в образовании?
4. Какие негативные проблемы, в том числе этического характера, могут возникать в результате использования телекоммуникационных технологий? Может ли быть оправдан отказ от использования ИТ из-за выявленных негативных факторов воздействия или необходимо искать пути минимизации данных факторов?
5. Какие психологические факторы оказывают воздействие на успешность обучения с применением компьютерных телекоммуникаций?
6. Какие дидактические составляющие учебного процесса, в первую очередь, подвергаются изменениям в условиях использования современных информационных технологий?
7. В каком виде, на ваш взгляд, дистанционное обучение наиболее приемлемо в школе (основные, базовые курсы или дополнительное образование)?
8. Если в области будут созданы необходимые условия для применения методов дистанционного обучения, какие предметы будут востребованы обучающимися?
9. Какие перспективы использования компьютерных телекоммуникационных технологий вы видите для себя лично и для своих учеников?
Требования к выпускным работам
Обязательность (свидетельство об окончании курсов выдается слушателям, выполнившим зачетную практическую работу).
Тема выпускной работы предлагается самим выпускником, согласовывается с куратором группы по выпускным работам и утверждается руководством Регионального центра. Допускается коллективная работа микрогруппой при наличии соответствующего обоснования.
Выпускная работа должна быть посвящена актуальной проблеме из области основного или дополнительного образования. Слушатель должен четко сформулировать образовательные, воспитывающие, развивающие или иные цели своего проекта, а также продемонстрировать владение интернет-технологиями в педагогической деятельности учителя-предметника.
Содержательная часть выпускной работы должна соответствовать следующим характеристикам:
Информативность (информация должна быть достаточной для ее использования в практике без обращения к дополнительным источникам информации).
Логическая законченность информации (информация, представленная на сайте, должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов учебно-воспитательного процесса или системы), позволяющая, однако, в дальнейшем наращивать и развивать данную тематику.
Востребованность (актуальный материал должен быть хорошо представлен, вызывать желание, потребность использования его на практике).
Технические требования к выпускным работам определяются начальным уровнем подготовки слушателей (в работе обязательно наличие гиперссылок, в том числе на страницы внутри собственного сайта; изображения, обработанного средствами PhotoShop; графических кнопок).
Оформление (все страницы работы должна быть выдержаны в едином стиле оформления, страницы сайта должны иметь текстурированный фон; следует использовать не более 10 (достаточно и 5) отсканированных изображений).
Подготовка компонентов для сайта (для оформления имен файлов и папок следует применять латинский регистр. Работа помещается в отдельной папке с названием, представляющим собой фамилию слушателя, записанную латинским буквами. Главный файл страницы должен иметь имя index.htm. Выпускная работа обязательно должна содержать перечень использованных источников информации, в том числе и сайтов, с которых взяты тексты, графика и прочее).
Основные направления
разработки информационного ресурса
Проблемы психологии.
Управленческая деятельность.
Педагогические системы и технологии.
Актуальные проблемы образования.
Предметные области знаний.
Организация и содержание образования и воспитания.
Образовательные учреждения.
Личная страничка.
Примерная тематика выпускных работ
Методические рекомендации по использованию образовательных ресурсов Интернет, в конкретной предметной области.
Разработки уроков с использованием Интернет-ресурсов образовательного назначения.
Аналитические сайты, отражающие обновление структуры и содержания предметной области в двенадцатилетней школе.
Сайты, отражающие актуальные проблемы образования (переход к 12-летней школе, изменение образовательных стандартов, дистанционная работа с регионами и др.).
Разработки внеклассных мероприятий с использованием Интернет-технологий.
Сайты экспериментальных площадок, отражающие опыт внедрения научных достижений в педагогическую практику.
Личный сайт, отражающий опыт педагогической деятельности автора (презентация опыта).
Сайты, отражающие инновационные подходы к управлению образовательным учреждением.
Сайты, отражающие клубную, кружковую деятельность, работу секций, факультативов, школьных библиотек.
Сайты Интернет-проектов и социальных инициатив, организованных педагогом совместно со своими воспитанниками.
Сайты образовательных учреждений.
Сайты, представляющие инновационный опыт деятельности педагогических коллективов или групп учителей.
Сайты, отражающие деятельность школьных и межшкольных методических объединений, ассоциаций учителей.
Инновационные модели образовательных учреждений различного профиля.
Сайты-каталоги образовательных ресурсов.
Алгоритм
формирования содержательной основы выпускной работы
Постановка цели (ради чего создается ресурс, для какой категории пользователей предназначен).
Выбор темы.
Изучение имеющегося опыта по данной проблеме (педагогический опыт самого слушателя, использование ресурсов Интернет, найденных самостоятельно).
Структурирование материала (выявление главного, узловых точек, связей, логических точек перехода между отдельными частями).
Создание модели сайта.
Проектирование условий эффективного применения.
Представление результатов на обсуждение группы через защиту работы.
Критерии оценки информационного ресурса
Технический уровень:
Корректность работы сайта.
Возможность демонстрационного просмотра.
Правильность работы гиперссылок.
Наличие удобной системы навигации на сайте.
Эргономический уровень:
Наличие уровней меню.
Наличие подсказки, комментария.
Представление информации на экране согласно эргономическим требованиям.
Психолого-педагогический уровень:
Отражение в продукте состояния научных и педагогических знаний.
Образовательная ценность (соответствие дидактическим требованиям к программе учебного назначения).
Приобретение опыта экспериментально-исследовательской деятельности.
Уровень интерактивности:
Возможность выбора вариантов содержания.
Наличие различных уровней сложности.
Возможность модификации данных.
Глоссарий
Автоматизированный банк данных
организационно-техническая система, представляющая собой совокупность баз данных пользователей, технических и программных средств формирования и ведения этих баз и коллектива специалистов, обеспечивающих функционирование системы.
База данных
совокупность хранимых в памяти ЭВМ и специальным образом организованных взаимосвязанных данных, отображающих состояние предметной области.
Браузер
специальная программа-клиент для просмотра содержимого Web-страниц.
Виртуальная реальность
это технология, включающая в себя: для разработчика — возможности моделирования физического виртуального (искусственно созданного, но воспринимаемого как реальный) мира по заранее заданным законам с заранее установленными приближениями; для пользователя – взаимодействие с компьютером, при котором человек с помощью программных и аппаратных средств имеет возможность почувствовать себя внутри разработанного трехмерного мира, существующего в реальном масштабе времени, перемещаться в нем с шестью степенями свободы.
Дистанционное образование
образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.
Дистанционное обучение
взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичнымит средствами Интернет-технологий.
Информатизация
процесс перестройки жизнедеятельности общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественнозначимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны.
Интернет
крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть, состоящая из более чем 10500 сетей, к которым подключены около 2 млн. компьютеров и насчитывающая более 15 млн. пользователей в 50 странах. Темпы роста Интернет насчитывают 15% в месяц.
Интернет-образование
образование широких слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет.
Интернет-ресурсы
это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.
Информационная культура
осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде.
Информатизация образования
процесс, направленный на повышение качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замена традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.
Провайдер
организация или частное лицо, которое ведет (поддерживает) информационные ресурсы.
Программа-клиент
программа, которая может устанавливать связь с сервером определенного типа, для того, чтобы получить определенную информацию, хранящуюся на сервере.
Программа-сервер
специальная программа обслуживания доступа к серверу.
Протокол
набор правил, которых придерживаются компании, чтобы обеспечить совместимость аппаратного и программного обеспечения.
Поисковая машина
специальный Web-узел, предназначенный для поиска информации в Интернет.
Сервер
компьютер (сетевой узел), обеспечивающий пользователям сети доступ к файлам, устройствам печати, коммуникационным и другим службам. Обычно сервер более мощный по основным техническим параметрам чем однопользовательские рабочие станции. Многие серверы подключаются к источникам бесперебойного питания и обладают повышенной отказоустойчивостью.
Телеконференции
это электронная связь между двумя или более людьми на расстоянии.
Учебный телекоммуникационный проект
совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
Функциональный комфорт (ФК)
оптимальное функциональное состояние активно действующего (работающего) человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, ее цели, процессах и содержании.
URL-адрес (Uniform Resourse Protocol)
унифицированная форма записи адресов документов в Интернет.
Содержание
Интернет-технологии в образовании 1
Учебно-методическое пособие 1
Тамбов 2
I. ББК 32.81 2
II. АВ 2
Введение 4
Образовательные возможности Интернет-технологий 20
Основы дистанционного образования 29
Организация проектной деятельности в Интернет 34
Использование интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов (естественнонаучных предметов) 52
Интернет-технологии и дополнительное образование 59
Организация досуговой деятельности учащихся в подростковом интернет-клубе 70
Особенности разработки и представления учебного материала для формирования информационного образовательного ресурса 73
Приемы и методы создания учебно-методических и дидактических материалов средствами Microsoft Word 85
Практическая работа №1 по теме: Приемы и методы создания учебно-методических и дидактических материалов средствами Microsoft Word. 97
Практическая работа №2 по теме: Приемы и методы создания учебно-методических и дидактических материалов средствами Microsoft Word 98
Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты работы ребенка с компьютером 99
Примерные вопросы к «круглому столу» по теме: «Тенденции и проблемы развития образования в условиях внедрения Интернет-технологий в педагогический процесс» 112
Требования к выпускным работам 113
Алгоритм 115
формирования содержательной основы выпускной работы 115
Глоссарий 117
Данный материал подробно рассматривается в лекции “Организация проектной деятельности с использованием ИТ”. Преподаватель может использовать его для проведения дискуссии по проблеме, рассматривая различные примеры.
Проблемы организации проектной деятельности с использованием информационных технологий подробно рассмотрены в одноименной лекции и в рамках практических занятий по теме «Использование интернет-ресурсов в цикле гуманитарных и естественнонаучных предметов».
В качестве примеров клубных сайтов можно проанализировать следующие: http://www.figvam.ru, http://www.astalavista.ru, http://www.kic.kz
* астенопия-слабость зрения.
Перечисленные ресурсы могут корректироваться и дополняться. Для дополнения каждой группы образовательных ресурсов можно использовать “Каталог ссылок” на сайте “Все образование” (http://www.alledu.ru).