Главная |
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Тамбовский региональный центр Федерации Интернет-Образования Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования Интернет-технологии в образованииУчебно-методическое пособиеТамбов2002 г. I.ББК 32.81
Авторы: Абалуев Р.Н., к.п.н., Астафьева Н.Г., д.п.н., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., к.п.н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. с. В данном учебно-методическом пособии представлены теоретические и практико-ориентированные материалы по актуальным проблемам использования интернет-технологий в образовании. Издание предназначено для повышения квалификации работников образования в рамках курсовых мероприятий на базе ИПКРО и Тамбовского Регионального Центра Федерации Интернет-Образования. Тамбовский региональный центр Федерации Интернет-Образования Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования ВведениеСовременное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношение традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды. Развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование. Именно на достижение этих целей направлено Интернет-образование, которое можно определить как образование широких слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет. Учебно-методическое пособие предназначено для работников образования, стремящихся использовать в своей профессиональной деятельности информационные ресурсы сети Интернет. Интернет-технологии и развитие образования (2 часа) План: 1. Общие представления о процессах информатизации общества и сферы образования. 1.1. Понятие информатизации общества, информатизации образования. 1.2. Понятие информационной культуры. 1.2. Основные направления развития компьютерных технологий обучения. 2. Современные сетевые технологии. 2.1. Классификация современных сетевых технологий. 2.2. Понятия «Интернет-технологии» и «Интернет-ресурсы». 3. Основные направления развития Интернет-образования. 3.1. Понятие «Интернет-образование». 3.2. Перспективы развития Интернет-образования в Тамбовской области. Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития - переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации. (Замечание: трактовки данных ниже понятий «информатизация», «информатизация образования», «информационная культура» не надо воспринимать как единственно возможных, у каждой научной школы свое видение данных понятий). Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Говоря об информатизации следует понимать, что это не только создание и развитие технической базы, это программируемое изменение информационной основы функционирования различных общественных систем и подсистем, замена в допустимых пределах бумажной информации человеко-машинными диалоговыми системами, создание новых, несравненно более эффективных моделей деятельности людей. В процессе информатизации возникает ряд проблем, тормозящих ее развитие. В частности, - проблема психологического характера - не готовность населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Что же мы понимаем под «информационной культурой»? Реальная информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку кадров - специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ и т.д. Естественно, что в процессе информатизации общества одно из центральных мест должна занимать информатизация образования. Идею разработки новых технологий обучения на основе широкой компьютеризации и информатизации педагогических систем обусловили такие мировые тенденции, как:
Среди идей и тенденций, присущих сфере образования и оказывающих влияние на информатизацию образования, можно выделить следующие:
Таким образом, информатизацию образования будем понимать как процесс, направленный на повышение качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замена традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Глобальная цель информатизации образования заключается в радикальном повышении эффективности качества образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества. Глобальная цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд подцелей, таких как:
Каким же образом информатизация может повлиять на изменения в системе образования? Чтобы ответить на этот вопрос, кратко остановимся на состоянии основных подсистем системы образования. В структуре современного образования, основанной на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях, можно выделить следующие основные подсистемы: экономическая, педагогическая, технологическая, организационная, теоретико-методологическая. Рассмотрим три первых, для нас наиболее значимых. Вспомним основные концепции развития компьютерных технологий обучения и характеризующие их положения. К первому поколению относится дисциплинарно-ориентированная модель, в которой компьютерная технология обучения рассматривается как целостный учебный процесс, основанный на традиционном содержании, формах и методах обучения. Он поддерживается классическими учебниками, задачниками и методическими пособиями. Компьютер в этой модели используется для представления готовых знаний и усиления контроля за их усвоением. Важной и характерной чертой традиционной системы образования является ее учебно-дисциплинарная структура. Целостная картина мира у прошедшего через такую образовательную систему человека складывается не через познание реалий окружающего мира, а из достаточно сухих знаний о науках, соответствующих различным учебным дисциплинам. В результате образ мира, возникающий в сознании человека, становится надуманной и искусственной моделью, в большей степени соответствующей разделяющей структуре науки и производства, чем объединяющим их взаимосвязям реального природного мира. Таким образом, компьютерные технологии первого поколения оказались неустойчивыми системами из-за существующих в них противоречий между требованиями традиционной системы обучения и неиспользованными возможностями компьютера. Ко второму поколению относится переходная модель, и компьютерная технология обучения представляется как противоречивая образовательная композиция, основанная на традиционном содержании, в которой, однако, используется не систематизированная комбинация из классических и модернизированных форм и методов обучения. Она поддерживается традиционными учебниками, задачниками и методическими пособиями, а также современными компьютерными программами и образовательными средами, в основном сориентированными на процессы всестороннего исследования моделей реального мира. Компьютерная технология обучения второго поколения - неустойчивая система, так как по своему фундаменту она предназначена для дисциплинарно-ориентированной системы, а по своей надстройке тяготеет к междисциплинарной объектно-ориентированной системе обучения. Но в то же время появление таких технологий обучения свидетельствует о том, что происходит естественное "прорастание" новых объектно-ориентированных образовательных моделей, которые закладывают основу для новой системы естественнонаучного образования. В этой системе, вместо изучения отдельных учебных предметов, появляются примеры интерактивной учебной работы с целостными объектами окружающего мира, например, с морями и океанами, солнечной системой и т.д. Но пока выбор этих объектов и соответствующих им моделей остается случайным. Они не могут охватить полной картины окружающего мира, так как создаются отдельными, не связанными между собой группами разработчиков в отсутствии какой-либо объединяющей идеологии, но в то же время являются предпосылками третьего поколения компьютерного обучения. К третьему поколению относится проектно-ориентированная модель, и технология обучения рассматривается как единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах, методах и средствах обучения. Он поддерживается учебниками нового типа и специальными проектными образовательными компьютерными средами, включающими базы данных и инструментарий для познания целостного окружающего мира в контексте его компьютерного проектирования, моделирования и конструирования. Компьютерная технология обучения третьего поколения по своему фундаменту и надстройке предназначена для проектно-ориентированной системы обучения, в процессе которой осуществляется не только контроль за усвоением знаний, но прежде всего активное их использование для созидания в рамках образовательного процесса. Таким образом, в информационном обществе целью обучения становится не только усвоение готовых знаний, но и овладение способами исследования, обмена, использования информации как основного материала для получения новых знаний, а также создания образа окружающего мира. Данный подход не исключает использование традиционных источников информации, он лишь уравновешивает естественные процессы познания, такие, как анализ (традиционный подход к обучению) или синтез (новый подход). Компьютер в такой модели обучения является одним из важнейших составных элементов, позволяющим не только формировать в человеке образные представления об окружающей его действительности, но и самому активно участвовать в их создании и отвечать за содеянное. Этот вывод имеет принципиальное значение для создания новых образовательных систем в условиях перехода в третье тысячелетие. Знание специфических особенностей выделенных поколений компьютерных технологий обучения позволяет преподавателям определиться, в рамках какого поколения они работают или предпочитают работать, и именно это является основополагающим как при определении фактического уровня информационной культуры, так и требуемого уровня при подготовке и повышении квалификации. Технологическая подсистема. Принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы. Этот компонент крайне не развит в классическом образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. В современном образовании существенное место отводится использованию средств новых информационных технологий, Интернет-технологий. Информационные технологии развиваются в несколько раз быстрее любых других технологий, а компьютер становится недорогим и высокопроизводительным рабочим инструментом. Мировое сообщество приходит к повсеместному использованию компьютеров и информационных сетей, в том числе и для образовательных целей. Среди достаточно большого числа специалистов в области образования существует мнение о том, что использование компьютеров и телекоммуникаций, новых технических средств в учебном процессе - это единственное, что необходимо для модернизации образования. Так ли это? Возвращаясь к вопросу о роли технологической подсистемы в модернизации образования, на основе анализа развития образования не только нашей страны, но и других стран мира, можно сделать вполне определенный вывод: использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической - и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. То есть, развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование. Именно на достижение этих целей направлено Интернет-образование, которое можно определить как образование широких слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет. Анализируя процессы становления информационного общества, можно выделить пять основных направлений радикальных изменений в системе образования:
Интернет – крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть, состоящая из более чем 10500 сетей, к которым подключены около 2 млн. компьютеров и насчитывающая более 15 млн. пользователей в 50 странах. Темпы роста Интернет насчитывают 15% в месяц. Интернет-ресурсы – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. (В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Наиболее значимым для нас выступает понятие «Интернет-технологии». Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Применительно к обучению можно выделить следующие:
Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:
(Интерактивность – непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ). К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде - банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательной интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию. Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь, синхронную и асинхронную связь и т.д. Надо сказать, что в условиях нашей страны (огромная территория; сильная дифференциация субъектов РФ по экономическим, а главное интеллектуальным ресурсам) основным принципом информатизации должен выступать региональный принцип, т.е. создание развитой информационной среды должно происходить регионально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем. В этой связи, рассмотрим состояние информатизации образования нашей области и направления решения данной проблемы. (Данные по информатизации образования области и направлениях решения проблемы).
Дополнительный материал к теме «Интернет-технологии и развитие образования»
ресурс – информационный ресурс – информационный ресурс образовательного назначения – интернет-ресурсы образовательного назначения. Понятие «ресурс» трактуется в соответствии со словарем русского языка С.Л. Ожегова как «запасы, источники чего-нибудь». Классическими категориями данного понятия в индустриальном обществе являются такие виды ресурсов как:
В информационном обществе акцент внимания и значимости делается на информационный ресурс, который существовал всегда, но не имел четкого определения и не рассматривался с точки зрения какой-либо определенной категории, например, экологической. Большая часть неопределенности была снята в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», в котором под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). В контексте образовательного значения «Информационный ресурс» – это симбиоз понятий «информация» и «знание». При этом понятие «информация» рассматривается как совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес, подлежащих регистрации и обработке. В свою очередь информация, представленная в виде, удобном для обработки, называется данными или «статичной информацией. С данными человек имеет дело тогда, когда представленное не содержит того, что с ним можно или нужно предпринимать. Соединение данных с указанием о том, как их можно использовать, превращает данные (информацию) в объекты познания, представленные в виде понятийного знания. В этом заключается процедурная сторона знаний, то есть знание об использовании объектов познания. Именно процедурный характер отличает знания от данных (статичной информации). Учитывая, что знание – это живая диалектическая система, что они создаются и передаются людьми, а также материализуются, то понятие «информационные ресурсы» можно определить как знания, подготовленные людьми для использования при решении профессиональных и социальных задач и зафиксированные на материальном понятии. Информационные ресурсы – являются базой для создания информационных продуктов. В свою очередь информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, представляет собой совокупность данных, сформированных производителем и отражающих его информационную модель и его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создается. Интернет-ресурсы – это информация, расположенная на компьютерной сети и представляющая собой информационные объекты, существующие в виде логически завершенных записей или файлов. Существуют 2 категории файлов: первая – это исполняемые программы, вторая – файлы, содержащие данные всевозможных типов (текст, графику, аудио и видео). Таким образом, информационные ресурсы Интернет – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. К их числу относятся, например:
Интернет-ресурсы образовательного назначения – это материализованные в компьютерной сети:
Также к информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:
Интернет – это возможность получить информацию в режиме on-line, то есть в тот момент, когда она нужна. Если такой возможности нет, то используется электронная почта. К фундаментальным технологиям, используемым в сети Интернет, относятся гипертекст и гипермедиа. Гипертекст – это мощная система связанных слов и фраз, позволяющих осуществлять навигацию между страницами. Эти слова представляют собой перекрестные ссылки на другие слова на других страницах и обычно выделяются более ярким цветом. Гипермедиа – это среда, основанная на внутренних взаимосвязях, включающая наряду с гипертекстом, фотографию, видео и звук. Без этих технологий не было бы World Wide Web («Всемирная паутина»). Официальное определение – «Широкомасштабная гипермедиасреда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам. Проект WWW возник в 1989 г. в Европейской лаборатории физики элементарных частиц в Женеве. По типу коммуникации По специфике профессиональной деятельности По целевому признаку По степени интерактивности частичная интерактивность полная интерактивность базы данных, банки данных, телетекст, … проекты, программы, … …электронная почта … …электронные лекции … I. Основание. По степени интерактивности источники информации делятся на две группы: 1 гр. ИР с избирательной интерактивностью. К ним относятся, в большей степени, базы данных, банки данных, телетекст.
I гр. – ИР с полной интерактивностью. К данной группе относятся: модели, проекты, программы, базы знаний и т.п. Модель – образец, воспроизведение, схема, обеспечивающие имитацию определенных характеристик и поведения некоторого объекта, процесса, явления. Модель описывает структуру и функции изучаемого либо создаваемого объекта. Классы моделей:
Особенности:
Программа и проект – конечные, синтетические формы существования ИР в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма ИР непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована. База знаний – совокупность декларативных, понятийных и процедурных знаний. II. Основание. Первая группа: пользователи – «потребители». Их разделение в рамках группы может быть осуществлено по критерию информационных потребностей пользователей, в зависимости от специфики, связанной с направлениями служебной деятельности. Педагоги-практики, чья конечная деятельность в плане формирования информационного массива данных, заключается в простой фиксации информационных текстов по той или иной проблеме. На первоначальном этапе такой подход позволяет создать своеобразную оболочку данных банка, в которую поступает новое содержание. По мере его накопления педагог имеет возможность начать задействовать содержательные и аналитические способы обработки информации, тем самым, повышая свою квалификацию и уровень организации мышления пользователя.
следующая страница >> Смотрите также:
Компьютерное тестирование
23.65kb.
Интернет-технологии в образовании
1636.57kb.
«Современные технологии в обучении английскому языку» по материалам Интернет-семинара для сетевых педагогов, оказывающих Интернет-поддержку участникам курсов повышения квалификации учителей английского языка
276.41kb.
«Морские кишечнополостные»
101.4kb.
Сущность компетентностного подхода в образовании Для определения сущности нового, компетентностного подхода в образовании, проанализируем понятие «компетентность»
95.68kb.
Общества. Интернет: «ЗА» И
89.13kb.
Закона «Об образовании», Закона «О библиотечном деле»
205.79kb.
Памятка для клиента системы Интернет Банкинг
74.58kb.
Техника компьютерные технологии [Шрифт
104.13kb.
В статье рассматривается проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам, в первую очередь речь идёт о разработке современных мультимедийных образовательных программ в России
45.96kb.
Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей
10.77kb.
Применение технологии электроискрового легирования (эил) позволяет получать многофункциональные покрытия, характеризующиеся высокой адгезией, твердостью, износо- и коррозионной стойкостью
58.65kb.
|