Главная   страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

1.2. Жанровая модель газеты


Современная российская пресса поражает своим многообразием. Это и развлекательные газеты, и женские журналы, и “качественная” пресса (которой, кстати, осталось не так много), и специализированные издания. Но при всем различии их тематики, стиля существует нечто, что объединяет прессу – модель издания.

Употребление термина “модель газеты” в научной литературе связано, с одной стороны, с графическим оформлением издания и, с другой стороны, с языковыми особенностями газеты. Например, в своей работе “Производство и оформление газеты” В.В. Попов и С.М. Гуревич говорят о “композиционно-графической схематической конструкции, которая включает в себя основную тематику газеты, ее постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания”4.

Лингвистическая модель газеты рассматривается в монографии Э.А. Лазаревой “Системно-стилистические характеристики газеты”5. Автор использует новый термин “экспрессивно-стилистическая модель газеты”, определяя его через выделение трех групп дифференцирующих признаков: жанровых, структурных и экспрессивных. В жанровую модель газеты входят круг жанровых форм и особенности текстов в аспекте жанрообразующих признаков, в структурную - характеристики построения полосы, подборки и отдельного текста (отраженные в заголовочном комплексе), экспрессивная модель - это анализ использования экспрессивных средств в текстах и заголовках6. Поскольку объектом нашего исследования является жанр интервью, то из трех компонентов экспрессивно-стилистической модели нас более интересует жанровая модель газеты.

Термин “жанр” в научной литературе не имеет однозначного толкования. Среди всего многообразия пониманий термина “жанр” выделим определение В.Н. Вакурова, Н.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика7: “Жанр – это относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи”8.

Интервью - интернациональное слово, оно одинаково произносится и понимается на разных языках, например:

“Интервью (тэ), нескл., ср. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Дать интервью. Получить интервью)9.

“Interview (intevju:) n. a meeting of persons face to face for the purpose of discussion, asking questions and getting opinions, esp. a meeting between a newspaper man and someone from whom he whishes to get statements, opinions, etc., as to have an interview with Prime Minister; to refuse to give any interviews to journalists (Интервью, сущ. встреча людей лицом к лицу с целью обсудить что-либо, задать вопросы, поделиться мнением, и так далее, например, взять интервью у премьер-министра, отказываться дать интервью журналистам.)”10.

Но если обратиться к семантике слова, оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Значит, интервью – обмен взглядами, фактами, сведениями.11.

«Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес».12

«Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам».13

“Общим местом” в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме.

В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью – интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме предъявления информации). Тем не менее, они содержат важнейший компонент, который отличает природу журналистской деятельности от других форм коммуникации. «Общественный интерес», «актуальный вопрос», «предназначен для печати» - вот ключевые слова этих определений, указывающие на это отличие. Получается, что интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.

Понимание интервью как метода получения информации более характерно для западных ученых. В России исследованием интервью как метода занимаются, в основном журналисты-практики, например

М.И. Шостак14, М.Н. Ким15.

Термин “интервью” (в понимании интервью как жанра) в словарях определяется как “предназначенная для печати беседа какого-либо известного деятеля с корреспондентом по вопросу, имеющему общественный интерес”16. Современные авторы немного уточняют эту формулировку, отмечая расширение группы интервьюируемых (от “известного деятеля” до любого лица): “Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам средств массовой информации”17, - а также расширение спектра тем: “Это предназначенная для средств массовой информации и инициированная журналистом беседа с каким-либо лицом на любые интересные для широкой публики темы”18.

Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики19. Однако в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала)20, серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе. Так, авторы “Основ творческой деятельности журналиста” выделяют, в отличие от традиционных схем, пять групп текстов: 1) оперативно-новостные; 2) оперативно-исследовательские; 3) исследовательско-новостные; 4) исследовательские; 5) исследовательско-образные21, - и место интервью определяют в группе оперативно-исследовательских текстов. Тем самым подчеркивается появление в этом жанре нового по сравнению с советским периодом качества – аналитичности.

Еще одним фактором, осложняющим определение места интервью в системе газетных жанров, является появление комбинированных жанров вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью. О.С. Савчук отмечает, что комбинированные жанры составляют около двадцати процентов текстов22. Также большое влияние оказывает реклама, одним из проявлений которой становится жанр рекламного интервью23.

Изменения жанровой системы выражаются в изменениях жанровых признаков: “Трансформации существующих жанровых форм связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…”24.

Итак, жанр интервью широко представлен на страницах российских газет. Однако разные издания предпочитают публиковать определенные виды интервью и игнорируют другие. В выборе вида интервью и в языковых особенностях материалов отражается так называемая жанровая модель газеты, которая, в свою очередь, является одной из составляющих экспрессивно-стилистической модели издания.

1.3. Классификация интервью.


Интервью наиболее живой газетный жанр, без которого современные газеты просто немыслимы. Рубрика "Интервью" всегда подчеркивает свежесть, первозданность или особость материала. Многие думают, что этот жанр самый легкий из всех. Но как бы ни так – интервью является одним из самых сложных жанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервью представляется чаще всего потому, что обычно кажется, что нет ничего проще, чем задавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, что дело обстоит намного сложнее. Перед каждым журналистом, будь то профессионал или еще совсем новичок в этом деле, встает вопрос, о чем написать интервью, как организовать и провести его, как оформить и какой за основу взять вид интервью? Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – “получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики”25. Еще одной целью интервью является задача побудить читателя ознакомиться с текстом беседы26. Подобная двойная целенаправленность обуславливает стилистические особенности жанра интервью. Вторжение рекламы на страницы газет привело к появлению нового вида интервью – рекламного, основной целью которого становится стремление заставить читателя купить товар или услугу после прочтения текста интервью.

В научной литературе существует множество классификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях: по функционально-предметному принципу, по степени стандартизированности, по личностной характеристике интервьюируемого, по отношению собеседника к беседе, по степени участия журналиста в интервью, по количеству собеседников, по типу интервьюера, по типу СМИ, по способу общения. Однако такой спектр жанровых вариаций – примета только современной (начиная с 1980-ых годов) прессы. Например, как отмечает Е.И. Голанова, для 50-ых годов характерна только одна разновидность жанра интервью – интервью-рассказ27. Постепенное расширение видового разнообразия жанра связано прежде всего с изменениями социального характера, раскрепощением общества. В этой главе мы разберем классификацию по некоторым из этих критерий.


Классификация интервью в системе жанров.


Информационное интервью

Цель такого интервью – познакомить читателей (слушателей, зрителей) с какими-то новыми явлениями, процессами, интересными людьми. Это интервью отличается краткими вопросами и ответами. Интервью получится информационным, если и в ответах собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? В том случае, когда автор ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но не проанализировать этот предмет, можно говорить, что он создает информационный материал. 28


Детализирующее интервью

Это интервью является переходным вариантом между информационным и аналитическим интервью. В отличие от информационного интервью, здесь дается больше деталей и есть попытки со стороны автора заглянуть в сущность какого-то явления.29



Аналитическое интервью

Это интервью предназначено разобраться в мотивах поступков конкретных людей (героев интервью), или в причинах каких-то событий и их возможных последствиях для общества и т.д. Аналитическое интервью обычно, кроме того, что несет в себе сообщение о факте, содержит и анализ этого факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Со стороны журналиста здесь должны быть очень взвешенные и продуманные вопросы, он должен задавать направление анализа, а ответы собеседника должны быть насыщены примерами и аргументами. В аналитическом интервью может подниматься экономическая или политическая проблема, но также это может быть портретное интервью, посвященное конкретной личности, представляющей интерес для общества.30


В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью

Наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт вполне достаточно для сбора фактических сведений.

Оперативное интервью

Разновидность информационного интервью, только еще в более сжатом варианте.



Блиц-опрос или опрос на улице

Вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. На английский манер его называют street talk, часто используют так же латинский вариант vox pop. Характерная особенность таких интервью – постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.



Интервью-расследование

Это интервью проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном здесь являются вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации – такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.



Интервью-портрет, или персональное интервью

Еще на манер художников говорят: «профиль». Оно сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя – словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.



Беседа, диалог (креативное интервью)

Здесь журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотится в художественном очерке, эссе. Первое условие такого интервью – большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе – правильный выбор собеседника, с помощь которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, в персональной судьбе – общечеловеческое начало.31


Классификация по форме организации интервью.


Пресс-конференция

Это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте. Журналисты сталкиваются и с фактами ущемления информационных свобод, например, когда право задать вопрос получают представители изданий, которые «выгодны» организаторам пресс-конференции по политическим или иным соображениям. Этот мотив может проявиться и в отказе определенным журналистам в аккредитации.



Выход к прессе

Фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия, инициатором которого является ньюсмейкер. Оно, как правило, заранее не планируется, что отличается от предыдущего.



Брифинги

Это плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компаний.

Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет разговор не с одним, а с несколькими участниками. Здесь функции интервьюера шире: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. В отличие от предыдущих форматов «круглый стол» и его разновидности – дебаты, обычные и «панельные» дискуссии – должны быть еще более тщательно проработаны. К участию в нем приглашаются в основном эксперты.

Интервью по телефону

Это наиболее оперативный способ получения информации.



Интервью можно провести и с помощью разных служб Интернета – электронной почте, на форуме или в чате.

По признаку предмета разговора
Информативные интервью

Главный предмет беседы – новые факты. Интерес к личности собеседника предельно ослаблен. Второй вариант информативного интервью – опрос очевидцев и участников: когда это было? Иногда подается в виде интервью с элементами репортажа.



Экспертные интервью

Главная особенность экспертного интервью - то, что респондент является опытным участником изучаемого рынка. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Мнение авторитетного человека – самое важное. Эксперты выступают в качестве специалистов, которые в отличие от других людей знают специфические стороны изучаемого явления. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающие его от массовых опросов. Он никогда не может быть анонимным или, например, содержать вопросы «ловушки». Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования. Важно сохранять деликатность и вежливость. Необходимо акцентировать внимание на важности для исследования мнения каждого эксперта, тогда как в массовых опросах респондентам сообщают, что все полученные данные будут подвергнуты общей статистической обработке.



Проблемные интервью

“Главный предмет обсуждения – мнения и сопоставление источников мнений”.32 Проблемное интервью - едва ли не самый сложный вид из всех видов интервью. Интервьюер должен заранее продумать основные тезисы беседы, свои вопросы и суждения, а также – возможные контраргументы собеседников, их реакцию на свои вопросы и свою – на их ответы. Интервью этого вида может отражать диалог единомышленников, но чаще оно критической направленности.


Интервью-“знакомства”

Они делятся, в свою очередь, на:



  • портретные,  цель которых –– создать эмоционально-психологический портрет собеседника. Для журналиста требуется продемонстрировать читателю как можно больше выявленных сведений о человеке, подчеркнуть вопросы, нацеленные на раскрытие характера собеседника и ответы, особенно показательные в этом плане. Главный стимул – неординарная личность, человек, интересный всем.

  • Разоблачающие (с “антигероем”). Здесь нужны вопросы, помогающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противоречиях. Для таких интервью характерна направленность. Журналисту приходится преодолевать недомолвки, умалчивания, бороться с искажением фактов собеседника. Нужно суметь подобрать вопрос не грубый по форме, но позволяющий эпатировать собеседника, вынудить заговорить своим языком.




  • звездные” интервью (предметом является личность собеседника, обычно знаменитости). Наиболее игровое из всех интервью. Его определяют как «словесное фехтование» или «сценку» В основном оно служит поддержкой имиджа, но здесь возможна демонстрация настоящего лица, выглядывающего из-под маски. Следует уделять внимание «значимым мелочам», любопытным деталям биографии.33

Предмет беседы тесно связан с логической схемой текста интервью, “Особенностью логической схемы интервью является возможность наличия в ней двух смысловых центров”34. По этому признаку можно выделить два типа интервью: интервью с одним смысловым центром и интервью с двумя смысловыми центрами.

К первому типу относятся интервью-портреты, в которых предметом речи является человек. Здесь все направлено на раскрытие личности интервьюируемого. В интервью журналист и его собеседник чаще всего известные широкой публике личности, окруженные ореолом знаменитости, их жизнь достаточно известна, поэтому целью интервью становится извлечение неожиданного факта, новой информации, а не внутренний мир героя.

Интервью, в которых у собеседника берутся сведения, но не затрагивается личность собеседника также относятся к интервью с одним тематическим центром. К этому типу относятся информационные, экспертные и проблемные интервью. Как отмечает Л.М. Майданова, материал, полученный в ходе беседы, может быть оформлен не только в жанре интервью, но и стать, например, проблемной статьей35.

Второй тип логической схемы интервью, содержащей два смысловых центра – собеседник и предмет разговора - может быть выражен формулой “дело и человек в деле”36. Журналисту в данном случае важно не только получить определенную информацию, ему интересен и сам собеседник, соотношение его личности и предмета разговора. Таким образом “сухое” собирание фактов обогащается эмоционально, факты приобретают “личностные” черты, личность интервьюируемого иллюстрируется фактами.


От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых импровизированная беседа37.

Интервью со свободной композицией отличается тем, что вопросы в нем можно переставлять, так как они едины лишь своей широкой тематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора. К такому типу интервью принадлежат, например, тексты под рубрикой “Прямая линия”, где читатели задают различные вопросы по телефону, которые потом формируются журналистом в тематические блоки.

Композиция импровизированного интервью представляет собой совершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором “вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна”38. Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, роль журналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующей темы.

На практике чаще встречается тип композиции интервью, представляющий нечто среднее между вышеперечисленными типами. Обычно интервьюер имеет примерный план заготовленных вопросов, к которым по ходу беседы добавляются вопросы с просьбой проиллюстрировать, пояснить факт и тому подобное (типа “А не покажете на конкретном примере?”). При этом исходные, основные вопросы, “коротко обозначая темы следующих за ними отрезков текста – ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми (вот тема текста, сейчас пойдет речь о такой детали, сейчас о следующей)”39. Текст такого интервью часто делится на главки, что облегчает его восприятие, включаются авторские комментарии и так далее.

В зависимости от особенностей композиции, формы выражения интервью, выделяются несколько основных его видов.

Классификации интервью по его форме – самые многочисленные в научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество и качество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в “Справочнике журналиста” Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета40. Эти виды интервью выделяются и другими авторами, поэтому остановимся на них подробнее.

Интервью-диалог – это наиболее распространенный вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой. Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра в классификации вызывает затруднения. Так, В.В. Ворошилов выносит этот жанр за рамки интервью, беседа в его системе публицистических жанров равноправна, например, с новостью, заметкой, репортажем и интервью41. В книге “Основы творческой деятельности журналиста” беседа дается как разновидность интервью, наряду с диалогом, монологом и другими видами, то есть объем ее признаков для авторов отличен от признаков интервью-диалога42. Мы придерживаемся мнения Б.В. Стрельцова, считающего интервью-беседу синонимом интервью-диалога43.

Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее.



Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые “круглые столы”, когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа “вопрос – ответ1 – ответ2”. Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.

К этому виду интервью Б.В. Стрельцов относит пресс-конференции и брифинги44. Думается, что это неправомерно, поскольку, как показывает анализ текстов, эти типы общения журналистов с интервьюируемыми находят свое отражение на страницах газет прежде всего в жанре отчета. Автор отмечает, что в газетах появился “своеобразный сплав коллективного интервью и отчета”, но признаки отчета в подобных текстах преобладают.

Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и так далее: “Интервью-зарисовка дает журналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать свое мнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет”45.

Анкета представляет собой массовый вид интервью, это “своеобразная заочная беседа”46 с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другой вид анкеты, публикуемый обычно вместе с “нормальным” интервью в качестве справочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку. Такая анкета представляет собой краткие ответы на вопросы типа “Ваш любимый актер/машина/цвет?”, причем эти вопросы стандартны для всех героев, появляющихся в материалах данной рубрики.

В.В. Ворошилов и А.А. Грабельников в качестве вида интервью выделяют интервью-мнение. Это “развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме”47. Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом: аналитической статьей, репортажем – однако, формально не входят в его структуру.

Некоторые авторы48 называют еще одну разновидность изучаемого жанра – интервью-сообщение. В нем ответы излагаются в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта форма интервью близка к отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма спорно.

Особо следует сказать о таких интервью, в которых вопросы задаются непосредственно читателем. Во-первых, это форма “Прямой линии”, где читатели задают свои вопросы по телефону, ответы обрабатываются и выдаются в виде вопросно-ответных единств, объединенных по тематическому признаку в главке. Другой формой является “интервью с письмами в руках”. Такие интервью регулярно появляются в местных изданиях, в них читатели обращают свои насущные вопросы к представителям власти, компетентным лицам. Ответы последних обычно сопровождаются ремаркой, включающей в себя их фамилию и должность, что подчеркивает официальность и объективность ответа.

Итак, развитие жанра интервью привело к появлению различных типов, отраженных в разнообразных классификациях. Анализ этих классификаций через призму жанрообразующих признаков позволяет выявить особенности жанра и его видовые образования. Цель и предмет сообщения отражаются в делении интервью на информационные, экспертные, проблемные, интервью-“знакомства”. В зависимости от предмета сообщения находится логическая схема интервью, которая может состоять из одного или двух смысловых центров. Композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними; существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. Композиция в свою очередь влияет на форму интервью. Бывают интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, “интервью с письмами в руках”, прямые линии.

Такое разнообразие видов интервью представлено на страницах российских газет. Однако различные издания с несхожими экспрессивно-стилистическими и, соответственно, жанровыми моделями, отдают предпочтение тем или иным видам интервью, игнорируя другие.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
«Жанр интервью в газете: цели, виды, тактика ведения интервью» спб 2004
590.8kb.
Интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)
217.57kb.
Место записи: по месту работы респондента
531.89kb.
Резванова Елена Алексеевна 218-381-959 Приложение 3 Подготовка к интервью
30.97kb.
В начале февраля известный российский предприниматель Владимир Потанин сообщил в интервью газете Financial Times, что оставит своих детей без наследства
30.69kb.
Интервью Н. Г. Егорычева корреспонденту журнала «Огонек» Брежнев Л. И. Материалы к биографии. М., 1991
36.32kb.
Виктор Цой (биография, интервью)
127.72kb.
Интервью с директором по профориентации и работе с одаренными учащимися Протасевич Т. А
101.99kb.
Цели: Знать «музыкально-поэтичекий» жанр былина
129.19kb.
Квале С. К 32 Исследовательское интервью
4263.6kb.
Можем ли мы извлекать уроки из истории?
184.12kb.
Эдгар Вилер: «Общество само продуцирует наркозависимость»
105.75kb.