Главная   страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

1.4. Подготовка и проведение интервью.


Механизм журналистского интервью, как и любой другой механизм, работает по каким-то определенным правилам. В этой главе мы разберем этот процесс - от начала работы, то есть от определения целей, - до конца, то есть до завершения беседы.

Журналист, как правило, работает в режиме жестких сроков сдачи материала, но, тем не менее, для достижения профессиональных результатов интервьюеру следует стремиться пройти весь путь от начала до конца.

Работу над интервью можно разделить на три последовательные стадии: подготовка; проведение; завершение.49

На первой стадии интервью планируется, определяются его цели, изучаются информационные ресурсы, осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумывается стратегия беседы и основная тематика вопросов.


Определение целей интервью.

С определения целей и начинается работа над интервью. От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих этапов. Для того чтобы прояснить целевые установки, нужно поставить перед собой несколько вопросов:



  • Зачем вы хотите взять интервью?

  • Каких результатов хотите достичь?

  • Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?

  • Интересен ли он лично вам?

  • Есть ли к нему интерес у широкой публики?50

Но эта картина целей должна сложится не только у журналиста. Рассказать о ней необходимо и будущему собеседнику, тогда в проведении беседы будет намного легче и герою интервью и интервьюеру. Однако надо иметь в виду, что бывают ситуации, когда в беседе выясняются серьезные подробности, способные изменить первоначальные планы и скорректировать цели интервью.

Предварительное исследование.

В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может либо проводится по полной программе, либо ограничится кратким поиском, либо вообще не проводится.

Анатолий Рубинов: «Естественно, на интервью надо идти подготовленным. Министр путей сообщения будет смеяться над вами, если вы его спросите об изменении расписания электричек на следующий год. Но если вы посидите в библиотеке, изучите старинное расписание поездов четырнадцатого, сорок третьего, пятьдесят пятого года и сформулируете свою точку зрения на будущее расписание, тогда разговор будет совсем иным. Если министр увидит вашу осведомленность, почувствует ваш интеллект, ошеломленный, он может рассказать вам очень много интересного…»51.

Но есть такие ситуации, когда нет времени на серьезную предварительную работу и приходится полагаться на обрывочные сведения, которые удалось добыть.

Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем, поэтому ему надо воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой.

Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две группы: документальные и устные.

К документальным, которые представляют собой разного вида письменные источники, относятся:


  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники);

  • специальные источники (финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических опросов и т.д.);

  • научная литература (монографии, диссертации, научные статьи и т.д.);

  • периодика (подшивки газет и журналов, подборки тематические или по персоналиям);

  • досье (собственные, редакционные и т.д.);

  • разного рода базы данных;

  • ресурсы Интернета.

Другую группу представляют устные (реже письменные) человеческие свидетельства. Эксперты в той или иной области, очевидцы событий, коллеги, друзья и родственники героя могут поделиться такими сведениями, которые вы не найдете ни в справочниках, ни в документах.

Так же очень полезные сведения о человеке можно получить с помощью наблюдения предметно-вещественной среды, такими как детали одежды, окружающая обстановка, особенности поведения и манера общения героя. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы.



Назначение встречи.

Чаще всего о встрече журналисты договариваются по телефону, хотя в последнее время они пользуются электронной почтой. Но лучше всего условиться об интервью при непосредственном контакте, так как этот вариант наиболее беспроигрышный.

Договорившись о встрече, не забудьте взять у собеседника разрешение:


  • на фотосъемку,

  • на диктофонную запись,

  • на разговор с членами семьи.

Время и место интервью.

Журналист, договариваясь о встрече и назначая ее место и время, прежде всего, должен прислушаться к пожеланию собеседника. От этого зависит, будет ли собеседник чувствовать себя комфортно. Поэтому чаще всего встречи назначаются или у него дома или у него на работе и, что не менее важно, в удобное для него время.

Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.52

Позаботьтесь о том, чтобы не опоздать на встречу. Лучше придите на 10 минут раньше и просмотрите свои вопросы. Если интервьюер придет позже назначенного времени, он может разочаровать своего героя сразу по нескольким «направлениям» - как неточный, ненадежный, невнимательный и забывчивый человек. А разве такому человеку можно доверять какую-то важную информацию?


Подготовка вопросов и ведение интервью.

«Каков вопрос - таков ответ» - в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл.53 Когда изучены все материалы и назначены время и место встречи, можно начинать готовить вопросы.

По результатам первого контакта станет ясно, с каким собеседником вы имеете дело – с «легким», открытым, свободно идущим на него или с «трудным», замкнутым, скрывающим информацию54. Очень важно составить мнение о своем собеседнике. Что расположит его к вам? Лесть? Дружелюбие? Анекдоты? Серьезный разговор? Подумайте, что может быть ему интересно? Что бы там ни было, если он является ценным источником, надо выкручиваться.

Отправляясь на интервью, не забудьте захватить с собой ручку и блокнот. Блокнот будет выглядеть солиднее, чем разрозненные листочки бумаги. Если у вас есть диктофон - это замечательно.

Не полагайтесь на свою память - запишите все вопросы в блокноте. Предсказать ход разговора заранее невозможно. Будьте готовы к тому, что в процессе беседы у вас появятся дополнительные вопросы.

Не стесняйтесь спрашивать. Запомните, что чем больше информации вы получите, тем интереснее и глубже может оказаться ваш материал.

Постарайтесь овладеть искусством писать в блокноте «не глядя». Ваша задача - смотреть в глаза своему собеседнику. Если вы не расслышали какое-то название или фамилию, уточните. Попросите вашего собеседника записать в вашем блокноте все сложные аббревиатуры.

Общение - это большое искусство. Умение находить "общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.

Умение найти "общий язык" со своим собеседником психологи называют

"обратной связью". Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы - ваш собеседник сам готов

прийти к вам на помощь. Но, к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:


  • Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.

  • Говорите четко и разборчиво

  • Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д.)

  • Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами - творческая натура - неплохо проявить больше эмоций - удивления, восхищения, любознательности.

  • Не задавайте с порога свой главный вопрос. Сначала задайте какие-нибудь общие вопросы. Это могут быть вопросы, на которые вы уже знаете ответы.

  • Помните, что иногда вы сами можете спровоцировать напряженную ситуацию в ходе интервью. Поэтому следите за тем, чтобы

-не задавать вопросы прокурорским тоном.

-не продолжать разговор на темы, которые неприятны вашему собеседнику

-разговаривая с очевидцами катастроф и трагедий, старайтесь не останавливаться на деталях, если вы видите, что это тяжело для ваших собеседников55.

«Самые коварные из репортеров - те, которые ведут себя дружелюбно, улыбаются и на словах поддерживают вас. Такие постараются сожрать вас при первой же возможности», - Эд Коч, мэр Нью-Йорка.

Как уже было сказано, успех или неуспех любого интервью зависит от качества подготовки журналиста, изучения им темы, и конечно, от вопросов, которые он задает. Рассмотрим типы вопросов журналиста, встречающиеся в интервью. Это могут быть:


  • закрытые (формирующие структуру ответа) и открытые (менее структурированные) вопросы;

  • вопросы о фактах (информационные) и о мнениях, желаниях и так далее;

По функциям вопросы делятся на контрольные (несколько формулировок одного вопроса), уточняющие (вопросы “в досыл”), зондирующие (выявляют эмоциональное состояние собеседника);

Функционально-психологически вопросы могут быть: зеркальными (в них повторяется ответ или ключевое слово ответа собеседника), косвенные (через выяснение мнения коллег выясняется личное мнение интервьюируемого), эстафетные (для перехода от темы к теме, поддержания разговора), вопросы-мосты (типа “А сейчас поговорим о…”), заключающие56.

Мария Лукина в своем учебном пособии «Технология интервью» выделяет еще одни виды вопросов57:


  • количественные вопросы. Эти вопросы с количественным местоимением сколько служат для выяснения количественных характеристик интересующего объекта или события.

  • гипотетические вопросы. Это особая вопросная форма, когда спрашивающий хочет получить ответ на вопрос, что произойдет, если совершится (совершается или уже совершилось) подразумеваемое.

  • проективные вопросы. Такие вопросы помогают глубже изучить характер вашего собеседника, определить потенциал его внутреннего мира.

  • пассивные и мимические вопросы. Это фактически даже и не вопросы, а вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор. Близкими по значению являются так называемые молчаливые, или «немые», вопросы, которые стимулируют диалог без слов, только с помощью паузы.

Так же она выделяет вопросы, которых следует избегать58.

Это такие вопросы как:



  • риторические вопросы. Они выделяются в грамматике в отдельную группу вопросительных предложений. Такие вопросы содержат не вопрос как таковой, а скрытое утверждение, не требующее ответа.

  • подсказывающие (упреждающие) вопросы. Вопросы такого типа уже содержат ожидаемый ответ.

  • льстивые вопросы.

  • провокационные вопросы. Задаются они с целью разозлить собеседника, чтобы на волне вспышки эмоций получить открытый, импульсивный ответ.

  • перегруженные вопросы. В вопросе каждое слово играет свою уникальную роль.

  • два вопроса в одном. Вместо одного вопроса задаются несколько.

  • «глупые» вопросы. Под ним подразумеваются неуместные, неподходящие, не относящиеся к делу вопросы.

Далеко не всегда в ходе интервью журналист пользуется только вопросами. Часто это реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог собеседника для уточнения фактов, возвращения к теме и так далее. Существует несколько способов связи реплик, используемых в интервью:

  • вторжение в чужую речь (разрыв речевой ткани);

  • использование модальных слов;

  • разрыв речи (перебивки);

  • повторы и вопросы-переспросы;

  • графически отображается способ или форма произношения собеседника, его речевая манера;

  • продолжение недосказанности (подхваты).

Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом надо помнить, что это журналист дирижирует разговором, и в его интересах получить всю нужную ему информацию.

Для «завершающего контакта» можете поинтересоваться, где вы сможете получить дополнительный материал на данную тему. Хороший прием - спросить напоследок, не хочет ли собеседник что-то добавить к вашему разговору. Уходя, не забудьте его поблагодарить за интервью.

Итак, в интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.

Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его “структурно-композиционные черты… остаются достаточно стабильными: зачин – основная часть – концовка”59. Вводное и заключительное слово журналиста – это и художественное оформление текста, и выражение интонационной завершенности или начала беседы, и оценка происходящего. В одних случаях зачин и концовка могут быть выражены репликами журналиста, то есть графически они не выбиваются из текста интервью. Другой вариант – зачин и концовка представляют собой монолог автора, не выделенный как реплика, либо существует так называемая “врезка”, вкратце информирующая о герое интервью. На страницах газет часто появляются материалы, сочетающие черты жанра интервью и очерка, репортажа, статьи; здесь реплики перемежаются авторским текстом-комментарием, рассуждением, иллюстрацией.






<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
«Жанр интервью в газете: цели, виды, тактика ведения интервью» спб 2004
590.8kb.
Интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)
217.57kb.
Место записи: по месту работы респондента
531.89kb.
Резванова Елена Алексеевна 218-381-959 Приложение 3 Подготовка к интервью
30.97kb.
В начале февраля известный российский предприниматель Владимир Потанин сообщил в интервью газете Financial Times, что оставит своих детей без наследства
30.69kb.
Интервью Н. Г. Егорычева корреспонденту журнала «Огонек» Брежнев Л. И. Материалы к биографии. М., 1991
36.32kb.
Виктор Цой (биография, интервью)
127.72kb.
Интервью с директором по профориентации и работе с одаренными учащимися Протасевич Т. А
101.99kb.
Цели: Знать «музыкально-поэтичекий» жанр былина
129.19kb.
Квале С. К 32 Исследовательское интервью
4263.6kb.
Можем ли мы извлекать уроки из истории?
184.12kb.
Эдгар Вилер: «Общество само продуцирует наркозависимость»
105.75kb.