Главная   страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНРА


Задача этой главы – проанализировать различные интервью, тактику их ведения, здесь будут приведены примеры различных видов интервью, опираясь на теоретическую часть. Для этих целей была выбрана газета «Аргументы и факты». На мой взгляд, эта еженедельная газета одна из самых влиятельных, правдивых, тематически разнообразных и наиболее полно отражает ситуацию современное положение российской прессы. Мнения, комментарии, факты, заметки, сообщения, статьи, интервью – вот далеко не весь перечень материалов «Аргументов и фактов». Эта газета универсальна, ее читают и пожилые люди, и молодежь, и владелец банка, и домохозяйка. На данном этапе нас будет интересовать только жанр интервью.

Чтобы понять что же все–таки такое жанр интервью, рассмотрим интервью Барбары Брыльской – актрисы, сыгравшей милую девушку Надю в «Иронии судьбы или С легким паром». (См. Шигарева Ю. Барбара Брыльска – «домашняя курица».//Аргументы и факты. 2003. №43 октябрь. С.14). Так как эту личность можно отнести к достаточно известным людям страны, читателям будет интересно узнать какие-то факты из жизни Барбары.

Текст состоит из вопросов журналиста и ответов интервьюируемого (это и есть обычная структура интервью). Но будет уместным заметить, что ответы гораздо объемнее по сравнению с вопросами, они раскрывают Барбару как личность. Четко прослеживается цель – неизвестное об известном человеке, в нашем случае, об актрисе Б. Брыльской.

Жанр интервью выбран не случайно, ведь именно он дает возможность охарактеризовать внутренний мир Барбары, ее убеждения: «старость – это ужас!», «Актеры заняты одним: как бы заработать побольше денег»; привычки: «Я приучила себя жить тем, что имею сейчас»; вкусы: «меня деньги сами по себе не интересуют»; взгляды на жизнь: «Я с покорность принимаю свою судьбу». Присутствуют свойственные для интервью и зарисовочные моменты, журналист подмечает реакцию собеседника: «горько смеется», «долгая пауза». Также оно имеет эмоционально-экспрессивную окраску, которая обеспечивается речевыми элементами, выразительными фигурами речи, восклицательными предложениями. Здесь как бы создается эффект присутствия. И это помогает читателю наиболее полно составить представление о жизни Барбары, ее вкусах, ее характере и проследить за ее реакцией на тот или иной вопрос. Журналист лишь направляет ход беседы, помогает собеседнику «раскрыться» и не навязывает ему свое мнение.

В интервью приводятся необходимые сведения: имя, фамилия собеседника, его общественное положение, по какому поводу взято.

Вопросы следуют один за другим (используется так называемый прием «соединением точек»), а так же встречные вопросы для выявления взглядов Барбары:



  • А вас вообще жизнь баловала или больше испытывала?

  • Почему?

  • Как же цеховые интересы и просто друзья?

  • У вас это тоже есть?

  • Вы великолепно выглядите. Раскройте секрет: как вам это удается?

Необходимо отметить характерную для интервью динамичность, оперативный переход от одной мысли к другой, описание быстро сменяющихся состояний, содержательность.

По-моему, интервью получилось очень интересным. Это объясняется и занимательными вопросами, и не менее увлекательными ответами, которые имеют эмоционально-экспрессивную окраску, и выстраиванием особой публицистичности беседы.

Несмотря на то, что журналисту в интервью отведена роль лишь направляющего беседы, мы можем услышать авторский голос, разглядеть авторское «я». Очевидно, что интервьюер заинтересован в собеседнике, настроен к нему положительно, осведомлен о некоторых сведениях из жизни.

Итак, можем сказать, что перед нами интервью, а не какой-либо другой жанр. Мы привели доводы, которые указывают на жанр интервью. Необходимо выделить еще раз самое главное отличие от других жанров: персонификация материала и его структурная схема, состоящая из блоков «вопрос-ответ».

Теперь конкретнее остановимся на видах интервью. Их подробная классификация была дана в третьем разделе первой главы. Как уже было сказано в теоретической части, в научной литературе существует множество различных классификаций. Мы остановимся на основной.

Рассмотрим интервью очевидца трагедии 1955 года в Севастополе (взрыв эскадры «Новороссийск») О. Бар-Бирюкова. (Осипов С. Последний парад Новороссийска.// Аргументы и факты. 2003.№44 октябрь. С. 12)

В этом интервью читатель получает информацию о прошедшем раннее событии, а именно – гибели «Новороссийска». Неудивительно, что интервьюируют участника происшествия, так как в данной ситуации нас не интересует личность собеседника, наше внимание привлекают лишь новые, неизвестные факты о событиях того времени. Согласно классификации М. Шостак, это классическое интервью информативного вида. Собеседник О. Бак-Бирюков – «источник» сведений. Предмет обсуждения – новые факты о гибели «Новороссийска». Диалог в этом случае придает большую достоверность и играет роль средства доступной подачи информации. Вопросы носят чисто информативный характер:

– Экипаж «Новороссийска», моряки с других кораблей боролись за спасение флагмана. Были награждены погибшие и выжившие?

– И что, «Новороссийск» затонул со всем этим атомным арсеналом?

Заметим, что вопросов сравнительно немного, некоторые из них уточняющего характера. Можно сказать, что этот вид интервью содержит «свидетельские показания» интервьюируемого.

В следующем интервью Александр Невзоров (Кожемякин В. Александр Невзоров: «У нас такие уши – лапша соскальзывает»//Аргументы и факты. 2003. №43 октябрь. С.18) раскрывает тайны телевидения, пиара, политической кухни. Это отчасти эксклюзивная, шокирующая информация об олигархах, о профессии информационного киллера. Журналист изначально хочет узнать мнение, основанное на фактах телевидения, у такого компетентного специалиста как Александр Невзоров. Авторские наблюдения за реакцией подтверждают мнение профессионала: А. Невзоров изображает на лице «ужасную гримасу». Этот зарисовочный момент нужен лишь для того, чтобы доказать факт, наглядно его проиллюстрировать. Это интервью аналитическое, там присутствуют вопросы: «Почему?», «Как избавиться?». Журналист сам заинтересован в теме и для драматургии беседы использует провоцирующие вопросы:

– Александр Глебович, признайтесь, вы не считаете, что породили на ТВ монстров?

– Как же нам избавиться от «невзоровщины»?

Интервью получилось заостренным, актуальным, напряженным. В этом заслуга интервьюера и его собеседника, они оба были заинтересованы в теме.

Рассказать неизвестное об известных людях – довольно распространенная цель на страницах «Аргументов и фактов». Журналисты газеты считают, что людям нравиться узнавать интересные факты, биографические эпизоды из жизни знаменитых людей. Например, только в одном № 43 за 2003 год мы можем насчитать около 7-ми интервью, рассказывающих об известных личностях: певцах, актрисах, политических деятелях.

Приоритет отдается надежным фактам, проверенным мнениям, компетентным специалистам. Также для «Аргументов и фактов» характерно использование интервью очевидцев происшествия, участников событий, экспертных и «звездных» интервью. Можно встретить и информативное интервью. Все факты правдивы и проверены, потому что переданы нам непосредственно участниками происшествия, очевидцами события. Эти утверждения оправданны и обоснованны, так как являются мнением компетентного, разбирающего в этом вопросе интервьюера.

Рассмотрим классификацию интервью, которая дана в “Справочнике журналиста” Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета.


  • интервью-диалог;

  • интервью-монолог;

  • интервью-зарисовка;

  • коллективное интервью;

  • интервью-сообщение;

  • анкета.

Интервью-диалог. Это явление не столь уж редкое на страницах выбранной нами газеты. Условно к интервью-диалогу можно отнести интервью Евгения Примакова о выборах, итогах приватизации и экспорте демократии. (Костиков В. Не надо ничего отнимать // Аргументы и факты. 2003. №43 октябрь. С. 3). Нужно сказать, что, согласно классификации М. Шостак, это интервью является еще и экспертным, так как Е. Примаков – известный государственный деятель. Это интервью ценно точностью и меткостью высказываний, формулировок, ясностью оценок, компетентностью. Еще необходимо отметить роль журналиста. Здесь он равноправный партнер, имеющий свое мнение и делающий свои выводы, он так же компетентен выбранной теме:

– Продолжается полемика по поводу пересмотра итогов приватизации: из Кремля идут противоречивые сигналы. Президент громко говорит «нет», а потом тихо добавляет «но». Имея в виду криминальные захваты собственности.

Диалогический сюжет здесь раскрывает журналиста как личность, со своей точкой зрения на вопросы, со своими независимыми суждениями и взглядами на проблемы. Интервью предпосылает рубрика «личность», что подразумевает раскрытие личности не только собеседника, но и интервьюера.

Следующий вид интервью-монолог. В нем собеседник рассказывает о себе сам. Обратимся к материалу (Таня-Голливуд). (Барщец О. Бояркина Н. // Аргументы и факты. 2003. №25. С. 23). Здесь рассказывается о Тане Агафоновой – бывшей актрисе, а ныне председателе колхоза. Нужно заметить, что в этом интервью-монологе повествование ведется от третьего лица, то есть от лица журналистов: «В деревне Агафонову называют по имени-отчеству, а вот в администрации района за глаза кличут ″Таня-Голливуд″»; иногда рассказывает сама Таня: «Раз судьба дает мне шанс научиться чему-то новому, почему ж не попробовать?». Интервью-монолог предпосылает рубрика «судьбы» – и это действительно рассказ о судьбе Агафоновой, о ее жизни, привычках. Повествование ведется спокойно. Для того чтобы придать немного динамики, вставлены реплики Татьяны.

Отметим также, что интервью-монолог содержит в себе зарисовочные элементы, он редко встречается в «чистом виде». Авторы описывают внешность Тани: «А сейчас вы не узнаете ее ни за что», «О былой толстушке остались лишь фотопробы»; рассказывают о карьере актрисы, а сейчас председателя колхоза. Содержание беседы передается целиком, авторские перебивания отсутствуют. В целом интересный, немного грустный рассказ о жизни Агафоновой. Нужно сказать, что разговорить респондента для интервью-монолога непросто, но журналистам «АиФ» это удалось в полной мере.

В «Аргументах и фактах» мы можем познакомиться с интервью-зарисовкой. Например, интервью генерал-полковника Владимира Болдырева. (Сварцевич В. Болдыревская осень.//Аргументы и факты.2003. №43 октябрь. С.10). Автор вкрапливает в интервью зарисовочные моменты. Нам описывается внешний вид генерал-полковника: «Командующий Владимир Болдырев был не чище рядового пехотинца, такой же серый от грязи, с ушами, забитыми пылью. А белоснежный с утра подворотничок на камуфляже превратился в черную полоску», и читатель узнает о времени, когда состоялся разговор: «Наш разговор состоялся только вечером, после солдатской бани». Еще необходимо так же отметить элементы репортажа, в которых рассказывается, как автор добирался до места взятия интервью. Это интервью является не только зарисовочным, но и экспертным. В нем собеседник В. Болдырев рассуждает о русской армии, о ситуации в Чечне. Зарисовочные моменты оттеняют жизнь военных, а образ В. Болдырева – собирательный образ, олицетворяющий офицеров и генералов русской армии. На мой взгляд, автор оправданно пользуется интервью-зарисовкой, ведь читателям интересно, в каких условиях находятся военные в так называемой «горячей точке».

Газета «АиФ» использует и такой вид интервью, как коллективное, особенно часто блиц-опрос.

Рассмотрим блиц-опрос «Рубль, доллар или евро?». (Рубль, доллар или евро//Аргументы и факты. 2003. №43 октябрь. С.7). Известных деятелей шоу-бизнеса (Кристина Орбакайте, Децл, Надежда Бабкина) и политической арены (Алексей Кудрин, Виктор Анпилов) спрашивают, в чем лучше хранить деньги. Можно предположить, что опрашивание велось по средствам телефонного разговора, так как нет необходимости встречаться лично, чтобы задать один вопрос. Читателям небезынтересно мнение этих людей и, рискну предположить, к кому-то из них даже прислушиваются – чей совет больше нравиться или кому больше доверяют, испытывают симпатию.

В форме соцопросов проводится анкетирование людей, ответы «да, нет, затрудняюсь ответить» переводятся в процентное соотношение. Например, на вопрос «Повысит ли создание компактного кабинета министров эффективность работы правительства?» 56% ответило «нет», 29% – «да», и лишь 15% – затруднялись ответить. (См. Аргументы и факты. 2004. №11 С.5). Соцопросы обычно помещают на самой последней странице.

Или еще: «За последние полгода курс доллара значительно снизился. Принимаете ли вы в связи с этим какие-либо действия?». Вот такие ответы даны на этот вопрос: «перевел доллары в рубли или евро – 3%», «не скажу –4%», «у меня нет сбережений –65%». От участника анкеты ничего больше не требуется, как честно ответить на вопрос. Анкеты чаще всего проводятся анонимно, чтобы люди отвечали честно и не боялись определенного давления со стороны. Зачем нужны анкеты читателям? Оно проводится для того, чтобы читатель знал общее процентное соотношение на поставленную газетой проблему, что поможет ему сориентироваться в своем выборе. Более того на страницах газет анкеты компактны и хорошо воспринимаются читателями.

Теперь подробнее рассмотрим структуру интервью и само построение вопроса. Возьмем, к примеру, интервью Светланы Хоркиной. (Обеременко В. Светлана Хоркина: «Из спортсмена хорошего мужа не получиться».// Аргументы и факты. 2003. №44 октябрь. С. 25)

Для начала рассмотрим заголовочный комплекс. Основной его компонент – заголовок (Светлана Хоркина: «Из спортсмена хорошего мужа не получиться») вызывает интерес у читателя. Заголовок отражает суть разговора, авторское понимание происходящего. Цитата из слов собеседника – довольно распространенный заголовок для этого жанра. Стиль этого высказывания удачно вписывается в характер и содержание беседы.

Помимо заглавия, заголовочный комплекс содержит в себе такой вспомогательный элемент, как кикер (слово, помещенное над заголовком). Кикер «знаменитая гимнастка – девушка на выданье» сообщает читателям о чем пойдет речь в данном интервью, какая из всех тем ключевая.

Перейдем к основной части данного текста. Что же вводит читателя в ситуацию? Естественно, лид. В нашем случае это лид – история, в которой сообщается в очень краткой форме, кто такая Светлана Хоркина. Нужно сказать, что такой лид интервью отличается от лидов других жанров. Лид-история практически передает нам содержание беседы. Читатель получает сведения об интервьюируемом: «Светлана Хоркина – «комсомолка, спортсменка и просто красавица». На соревнованиях по брусьям и коням скачет, в театре главную роль играет, на телеканале ТНТ шоу «Дом» ведет».

За лидом следует, как и положено в интервью, вопросно-ответная часть. Обычно вопросы журналиста как-то выделены, в нашем случае – жирным шрифтом. Это делается для облегчения восприятия интервью.

Заключение обычно ставит точку в беседе. Прочитав последнее предложение ответа на вопрос, мы увидим, что интервью логически завершено: «Но если это нормальный мужик, то он просто пойдет и найдет стоящую работу и заработает денег, чтобы я могла, если захочу, оставить работу, заниматься домашним хозяйством и, не боясь, рожать детей». В этом последнем предложении Хоркина описывает свой идеал мужа и семейной жизни.

Итак, на примере данного материала нам удалось рассмотреть структурные особенности интервью как жанра. Отметим также, что подобная форма присуща каждому интервью, несмотря на его вид.

Теперь конкретней поговорим о подготовке и проведении интервью. Об этом упоминалось в четвертом разделе первой главы теоретической части. Для примера возьмем Интервью Юрия Шевчука, известного рок-музыканта. (Полупанов В. Юрий Шевчук: Раньше нас глушили гимнами и маршами, а сейчас – попсой// Аргументы и факты. 2003. №44 октябрь. С.18).

Разговор ведется о русском роке, о группе «ДДТ» и лично о Юрии Шевчуке. Подготовился ли журналист к интервью? Подготовкой можно рассматривать специальные знания, навыки, умения, отчетливое понимание поставленной задачи. Интервьюер подготовился, он внимательно изучил тему, например:

– Артем Троцкий недавно в прессе обвинил тебя и других рок-музыкантов в том, что не ту мишень выбираете в своих песнях. Вместо того чтобы с попсой бороться, лучше, мол, рокерам о Чечне спеть.

Нужно отметить некоторую незавершенность, незаконченность этой авторской вставки. Журналист высказался, но не задал вопрос, однако его выручило то, что собеседник – человек, безусловно, талантливый и мыслящий, стал сам высказываться по этому поводу.

«Драматургический стержень» беседы здесь выстроен. Центральный элемент беседы, которая объединяет интересы журналиста и интервьюируемого – тема войны рок-музыки с попсой. Это позволяет разговорить собеседника. Требования к вопросам соблюдены.

Вопросы понятны опрашиваемому, содержат в себе одну мысль: «Может быть, уровень рок-н-ролла такой низкий. Поэтому неактуален. Используются вопросы с вводкой, сообщающие о каком-то факте перед тем, как о чем-либо спросить:

– Борис Гребенщиков свое 50-летие в Кремле справляет, а вы чем будете удивлять публику в столице?

Преимущественно вопросы фокусированные и краткие. Иногда журналист направляет ход беседы, когда собеседник увлекся и ушел не в ту сторону.

В принципе интервью удалось, вопросы хорошо продуманы, реплики и замечания автора к месту.

Таким образом, в этой главе мы привели примеры, опираясь на теоретическую базу первой главы. Мы выяснили, что в «Аргументах и фактах» преобладают экспертное интервью и «звездное» интервью, реже – информативное. Еще видно, что практически все интервью построены и поданы на страницы газеты очень грамотно. Это и объясняет тот факт, что газета «АиФ» пользуется достаточно неплохим спросом у общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение, я хочу сказать, что в этой работе была рассмотрена наиболее полная картина жанра интервью. В первой главе мы рассмотрели теорию жанра интервью, а именно эволюцию жанра в истории, специфику жанра, терминологию, классификацию интервью по различным критериям, методику подготовки и проведения беседы, типы вопросов и печать материала в газету. Нам стало понятно, что интервью действительно развивается в современном мире и довольно быстрыми темпами. И, несомненно, информация достаточно сложная вещь, над которой надо очень много поработать, чтобы получился хороший, доступный для аудитории, материал.

Примеры из газеты «Аргументы и факты» помогли нам выявить особенности интервью в данной газете, проанализировать виды интервью, разобрать принципы построения вопросов и тактику ведения интервью. Все это мы подробно разобрали в практической части. Параллельно с этим мы выявили специфику интервью выбранной нами газеты. Следовательно, можно утверждать, что мы провели исследование жанра интервью в «Аргументах и фактах».


ЛИТЕРАТУРА





  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

  2. THE ADVANCED LEARNER'S DICTIONARY OF CURRENT

ENGLISH (Толковый словарь английского языка)/ Под ред. А.Хорнби.

  1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935. Т. 1

  2. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.-Т.1

  3. Советский энциклопедический словарь. М., 1985.

  4. Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1987

  5. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.-Л., 1984-1965.Ставрополь, 1992.

  6. Пособие для начинающих журналистов http://www.iatp.md/youthpress/chapter2.htm

  7. В. А. Агроновский. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. Москва. Варгиус. 1999. С.

  8. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.

  9. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М.,1978.

  10. Ворошилов В.В.Журналистика. СПб.,2000.

  11. Голанова Е.И. О современном публичном диалоге//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 142-150

  12. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью)//Русский язык сегодня. М.,2000. С. 251-259.

  13. Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью//Русский язык конца XX столетия. М.,2000. С. 427-453.

  14. Голанова Е.И.Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности//Русский язык: исторические судьбы и современность. М.,2001. С. 251.

  15. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

  16. Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. М., 2000. С.152-163.

  17. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб,1999.

  18. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

  19. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.

  20. Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000.

  21. Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю//Профессия журналист. 2001.№3.С.45-48.

  22. Попов Д.Б., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.

  23. Попова Т.И. Телеинтервью в дискурсе экзистенциональных ценностей//Русский язык: исторические судьбы и современность. М.,2001. С.25.

  24. Савчук С.О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 266-267.

  25. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

  26. Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С.

  27. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 1998: - С Ширяев Е.Н. Что такое разговорный диалог? //Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001.

  28. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.,1998.

  29. Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 96-100.

.


1 В. А. Агроновский. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. Москва. Варгиус. 1999. С. 294.

2 Леонид Плешаков. Интервью: проход по минному полю. Профессия – журналист. 2001 №3

3 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 7

4 Попов Д.Б., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977. С. 16.

5 Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

6 Там же. С. 59.

7 Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

8 Там же. С. 19.

9 Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 216.

10 THE ADVANCED LEARNER'S DICTIONARY OF CURRENT ENGLISH (Толковый словарь английского языка)/ Под ред. А.Хорнби. Ставрополь, 1992. С. 157.

11 Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ, 1998: - С 183

12 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935. Т. 1.


13 Советский энциклопедический словарь. М., 1985.

14 Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.

15 Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб, 1999.

16 Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.-Т.1.-Стб.1216; Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.,1948-1965.-Т.5.Стб.393; Словарь русского языка: В 4-х т. М.,1985.-С.672.

17 Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 218.

18 Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью)//Русский язык сегодня. М.,2000.-С. 259.

19 Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. С. 265; Грабельников А.А. Указ. Соч., С. 213.

20 Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000. С. 126-129.

21 Основы творческой деятельности журналиста. С. 129.

22 Савчук С.О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 267.

23 Там же. С. 267.

24 Там же. С. 267.


25 Голанова Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус… С. 251.

26 Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 98.

27 Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня… С. 254.


28Пособие для начинающих журналистов http://www.iatp.md/youthpress/chapter2.htm
29Там же


29


30 Там же

31 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С.

32 Шостак М.И. Журналист и его произведение. С. 58.

33 Там же. С. 56-60.

34 Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.

35 Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. С. 53.

36 Там же. С. 54.

37 Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. С. 56.

38 Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. С. 58.

39 Там же. С. 59.

40 Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. С. 265.

41 Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2000. С. 67-68.

42 Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2001. С. 145.

43 Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. С. 51.

44 Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. С. 57.

45 Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.

46 Там же. С. 219.

47 Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.

48 Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. С. 50; Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.


49 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 29

50 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 30

51Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 31

52Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 37


53 Пособие для начинающих журналистов http://www.iatp.md/youthpress/chapter2.htm


54 Там же. С. 37

55Пособие для начинающих журналистов http://www.iatp.md/youthpress/chapter2.htm

56 Казаринова Н.В. Деловая беседа//Русский язык и культура речи. М., 2000. С. 154-158.

57 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 81-85

58 Там же. С. 86-95

59 Голанова Е.И. Устный публичный диалог… С. 430.

60 В. А. Агроновский. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. Москва. Варгиус. 1999. С. 341-342

61 Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С. 104.


62 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 174


63 Там же. С. 176

64 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 176


65 Там же. С. 177

66 Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 178



67Технология интервью: Учебное пособие для вузов/Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 178\Фихтелиус Э. С. 100.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
«Жанр интервью в газете: цели, виды, тактика ведения интервью» спб 2004
590.8kb.
Интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)
217.57kb.
Место записи: по месту работы респондента
531.89kb.
Резванова Елена Алексеевна 218-381-959 Приложение 3 Подготовка к интервью
30.97kb.
В начале февраля известный российский предприниматель Владимир Потанин сообщил в интервью газете Financial Times, что оставит своих детей без наследства
30.69kb.
Интервью Н. Г. Егорычева корреспонденту журнала «Огонек» Брежнев Л. И. Материалы к биографии. М., 1991
36.32kb.
Виктор Цой (биография, интервью)
127.72kb.
Интервью с директором по профориентации и работе с одаренными учащимися Протасевич Т. А
101.99kb.
Цели: Знать «музыкально-поэтичекий» жанр былина
129.19kb.
Квале С. К 32 Исследовательское интервью
4263.6kb.
Можем ли мы извлекать уроки из истории?
184.12kb.
Эдгар Вилер: «Общество само продуцирует наркозависимость»
105.75kb.