Главная страница 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Учителя русского языка и литературы Портянко С.Л.


МОУ «сош № 7 г.Ртищево Саратовской области»

Тема: «Незабываемый мир детства

в произведениях литературы девятнадцатого столетия»

Знакомство с повестью С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова – внука»

Цели и задачи: 1) образовательные: продолжить работу по анализу литературного произведения, работу с литературоведческими терминами, умению находить и отбирать самое главное;

2) воспитательные: убедить учащихся на примере произведений писателей-классиков, что детство – ответственный возраст человеческой жизни;

3) развивающие: художественное чтение литературных текстов, комментирование ответов товарищей.

Оформление урока: выставка книг С.Т. Аксакова и известных авторов о детстве, выставка детских рисунков-иллюстраций произведений о детстве, тематическая газета и музыкальная запись «Ностальгия» Ф.Гойя, диафильм «Аленький цветочек», карточки произведений живописи.

Записи на доске: И детства милые виденья

В усталом, томном вдохновении,

Волнуясь легкою толпой,

Несутся над моей главой!..

А.С.Пушкин

Словарик литературоведческих терминов:

Сказка, очерк, рассказ, автобиографическая повесть, эпиграф, искусство, критика, герой-читатель, трилогия-тетралогия.

Ход урока.

- Итак, урок начинается.

На высвеченном экране – аленький цветочек (живая роза). На фоне мелодии звучит фрагмент сказки С.Т. Аксакова.

- Ходит честной купец, дивуется…

… И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек.

- Конечно, все узнали фрагмент любимой сказки, пришедшей к нам из детства, «Аленький цветочек». И не случайно сегодняшний урок мы начали игрой в театр, что тоже очень любим с детства. И эти яркие забавные ваши рисунки, и эти красивые интересные книги – все возвращает нас в незабываемый мир «всех начал начало», потому что каждый человек переживает этот ответственный возраст своей жизни, каждый человек с нежностью и уважением вспоминает начало своей жизни, в каждом человеке живет память о детстве.

«Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия» - тема следующих наших уроков литературы.

Стихотворение В.Берестова «Сердцевина».

- Крылов и Пушкин, Лермонтов и Толстой, Тургенев и Чехов – многие писатели обращались в своих произведениях к теме детства. С некоторыми из них мы уже знакомы, русскими и зарубежными. Вспомните, пожалуйста.

(М.А. Булгаков «Петя Ростов», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», К.Г.Паустовский «Теплый хлеб», В.И.Белов «Скворцы», В.В. Набоков «Аня в стране чудес», И.А.Бунин «Детство», Е.Замятин «Огненное «А»», А.М. Ремизов «Змей», М.М. Зощенко «Великие путешественники»)

- А сегодня мы знакомимся с творчеством замечательного человека и поделимся друг с другом своими знаниями и умениями.

- Эпиграфом к теме предлагаю взять слова самого Сергея Тимофеевича Аксакова.

- Предоставляю слово творческой группе «Анкета писателя»

- Думаю, многие желают подружиться с театром, как Аксаков. И пусть наши ежегодные поездки на спектакли театров гг. Пензы и Саратова помогают нам.

- Спасибо ребятам этой группы. Много интересного и важного они рассказали нам из биографии Аксакова.

Слово группе «Творческая мастерская писателя»

(трилогия-тетралогия)

- Давайте вспомним значение этих терминов.

- «Детские годы Багрова-внука» - автобиографическая повесть?

- А какие воспоминания о детстве являются для вас самыми яркими?

- С улыбкой и грустинкой вспоминаем мы многие истории детства. И наверняка каждый помнит свои первые любимые книги – сказки.

Отрывок повести, помещенный в нашем учебнике – хрестоматии посвящен этим авторским впечатлениям.

- Как объясняет Аксаков «тайну очарования сказок»? Согласны ли вы с автором?

- Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки?

- А вы могли бы рассказать свою сказку?

- Понравилась вам эта сказка? Чем же?

- А что нового интересного полезного узнали вы на уроке?

- Спасибо всем, кто принимал участие в нашей творческой работе. Оценки за урок:

Домашнее задание: вопросы учебника стр 74-75.

- Закончить урок мне хотелось бы вот таким посвящением автору Сергею Тимофеевичу Аксакову, который вернул нас в мир детства.



Материалы к уроку.

Сердцевина.

Как-то в летний полдень на корчевье

Повстречал я племя пней лесных

Автобиографии деревьев

Кольцами написаны на них.


Кольца, что росли из лета в лето,

Сосчитал я все до одного:

Это-зрелость дерева, вот это-

Юность тонкоствольная его.


Ну, а детство где же? В середину,

В самое заветное кольцо,

Спряталось и стало сердцевиной

Тонкое, смешное деревцо.


Это обо мне. Так пусть же детство

Не пройдет передо мной, как сон.

Это детство станет сердцевиной

Человека будущих времен.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября (по новому стилю) 1791 года в Уфе, в небогатой, но старинной дворянской семье. Детские годы Аксаков провел в дедовом имении Ново-Аксакове – широкое раздолье степных просторов. Затем вместе с родными переезжает в Казань. Осенью 1804 г. был окончательно решен вопрос об открытии в Казани университета и утвержден его устав. До этого в России имелся лишь один университет, Московский. В числе студентов оказался и Аксаков, которому в ту пору шел четырнадцатый год.

Еще в гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей, проявивших живой интерес к искусству, театру и литературе.


16 января 1801 года в журнале Казанской гимназии было зарегистрировано прошение титулярного советника Тимофея Степановича Аксакова «С принятии в гимназию для обучения на пансионерное дворянское содержание сына его Сергея, 9 лет. Причем представил четыре свидетельства: 1) о дворянском достоинстве; 2) что малолетний действительно его сын; 3) что он никаких болезней не имеет; 4) что он по-русски читать и писать обучен». В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.
В поместье отца и деда в старом Аксакове, будущий писатель имел возможность общения с природой, которую полюбил до самозабвения, пристрастился к рыбной ловле и охоте, ружейной и соколиной, к собиранию грибов и ягод, к ловле птиц. У Аксакова есть даже ряд очерков и рассказов о рыбной ловле и ружейной охоте – тогда в литературе это было впервые.
Тогда же впервые соприкоснулся Сергей Тимофеевич с народной поэзией, народными песнями и святочными играми. Святочные игры Аксаков мог наблюдать только тайком от матери, так как, по ее мнению, «простонародные игры и забавы оскорбляли светские понятия и привычки».

Единственное, что она допускала для сына в этом отношении, было сказывание сказок на сон грядущий. Так познакомился Аксаков в раннем детстве с замечательной крепостной сказочницей Пелагеей, теширвшей своим искусством еще его деда.


В раннем детстве Аксаков увлекся чтением. Он читал различные переводные книги, читал с интересом, много учил почти наизусть.

Важно, что его детское чтение состояло преимущественно из русских книг, когда в то время, «господствовал французский».

Еще в детстве познакомился он и с произведениями знаменитых русских поэтов XVIII века. На русском языке читал и сказки Шехерезады. Сказками зачитывался он до беспамятства и любил пересказывать их, внося целые эпизоды собственного сочинения.

Главный интерес молодого Аксакова – театр. О театре говорит и пишет он как о родном детище, заботливо, трогательно, тепло, - так как пишут о самом близком и дорогом друге. Он не просто рецензирует спектакли или новые пьесы. Нет, его интересует все, без чего нет, влюбленного в театр, живущего им театрального критика.

«Есть у меня заветная дума, которая давно и день и ночь меня занимает… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе.»

В центре повествования – третье поколение Багровых – образ маленького Сережи Багрова. Его жизнь от младенчества до девятилетнего возраста прослежена необычайно пристально и подробно.

Сережа Багров – и герой книги и её повествователь. От его имени ведется рассказ. Это не воспоминание о прошлом, а рассказ о событиях, которые развертываются на наших глазах.

«Детские годы Багрова – внука» - это жизнь, увиденная глазами ребенка. Такого произведения в литературе еще не было.

«У Аксакова сохранилось сердце ребенка, способное после долгих лет жизни мысленно оживить прошлое и нарисовать его истинными, свежими и оригинальными красками.»

Вильям Хадсон, англ.пис.


Каждое литературное место овеяно для нас образом того писателя, который там жил и творил, каждое такое место – наше общее достояние, наша национальная святыня. Но приезжаем мы сюда не только, чтобы яснее, внятнее прочувствовать жизнь и творческий подвиг писателя, его может быть, не до конца расслышанные заветы, но так же и для того, чтобы научиться здесь любви – любви к России, к Родине; любви, которая делает нас зорче, способным одухотворить обычное, окружающее нас и склонить его – это обычное, даже обыденное – делиться с нами радостью и красотой.

Абрамцево, с его прудами, тихой речкой Ворей и окружающими со всех сторон лесами вызывают восторг всей семьи Аксаковых. Выбор Абрамцева был подсказан и местоположением деревеньки. Радонежье – так назывался этот уголок московской земли, и Аксаковых, почитателей всего старорусского, привлекло, что рядом был Радонеж, куда к Сергию приезжал и спросить благословения перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской, что невдалеке, в пятнадцати верстах была Троице-Сергиева лавра.

Последние годы жизни были наиболее напряженным и творческим плодотворным периодом жизни Аксакова. В преклонном возрасте, почти совсем ослепшим он переживает необычайный подъем всех своих духовных сил.

Главным событием писательской биографии Аксакова стали «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука».

Любопытно знать, что, по авторским планам, история поколения Багровых должна была быть продолжена. И уже писалась третья книга – «Воспоминания». Но превращения трилогии в тетралогию не состоялось.

Отец большого семейства и дед, рано состарившийся, очень больной. Седая борода обрамляет осунувшееся лицо, левый глаз почти ослеп, да и правый видит так плохо, что Аксаков не может сам писать – приходится диктовать. Глаза видят плохо, но домочадцам кажется, что старик все время вглядывается во что-то незримое для них. Вот и жизнь прошла… Но точно ли «прошла»?

Замечательный французский писатель и сказочник Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Жить – значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко – брать уже готовую душу».



Песчинки души Аксакова рассыпались в наш мир, потому его жизнь продолжается.



Смотрите также:
Конспект открытого урока литературы
72.21kb.
Конспект открытого урока
86.39kb.
Конспект открытого урока преподаватель: Иванова Марина Владимировна
205.02kb.
Конспект открытого урока по истории России IX века
93.09kb.
План-конспект открытого урока в 7а классе по теме: «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними»
84.2kb.
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе тема: «Петр I: царь и человек»
66.99kb.
Конспект урока в 5 классе по теме «Изготовление прихватки» Учитель: Леонтьева Ольга Ивановна Цель урока: Образовательная
53.66kb.
Пояснительная записка Материалы открытого урока в рамках проведения конкурса «Учитель года Москвы 2008»
146kb.
Конспект сюжетного урока хореографии для учащихся 3 класса «Бразильский карнавал» Задачи урока, направленные на укрепление здоровья: формировать правильную осанку
87.34kb.
План-конспект Тема урока : «Икона в православной культуре». Тип урока: изучение нового учебного материала
139.86kb.
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики
60.34kb.
Конспект урока в 10 классе (1 час)
138.05kb.