Главная |
страница 1
МОУ гимназия №2 г. Зарайска Московской области. Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е.А. 2008-2009 уч. год. Цели урока: - сформировать у учащихся знание определения понятия омонимы, знание того, чем отличаются омонимы от многозначных слов; - выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов; - повторить переносное значение слов, правописание безударной гласной в корне слова, правописание глаголов. - развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, познавательный интерес при работе со словарями; - воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному слову. Оборудование урока: -толковые словари; -учебники и тетради; - компьютер, мультимедийная аппаратура; -презентация урока; - задания по теме: «Тестирование» (карточки). Ход урока.
Слайд1. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вот книжки на столе, А вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный. Сегодня у ребят урок уж очень важный.
- Сначала, ребята, вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке? Слайд2. Об однозначных и многозначных словах. О прямом и переносном значении слов. - Какие слова мы называем многозначными? Те, у которых два и более лексических значений. - Как вы понимаете термин «переносное значение»? Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем «переносными» -Дома выполняли упражнение 329 (открыли учебники). Какие ошибки допустил ученик? Принял переносное значение слова за прямое. Слайд3. -Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Вы не сделаете ошибок? Жар солнца – жар чувства Тяжесть багажа - тяжесть утраты Гибкость ума - гибкость ветки Строить планы – строить мост Зрелый возраст- зрелый плод. Слайд4(правильные ответы) Итак, вы правильно определили, что слова употреблены в переносном значении. А как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение? Слайд5. Лексика
- Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка, по области ЛЕКСИКИ. В дороге ждут нас новые друзья! Узнаем вместе все об этом… Откройте тетради, записываем число, классная работа. Слайд 6. Прочитайте предложение: Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. - Определите, где сказуемое? Какой частью речи оно выражено? -Произведите пунктуационный разбор предложения, составьте схему . Наши новые друзья на просторах Лексики – это омонимы. Слайд 7. Познакомимся с ними поближе. Запишите тему урока. Слайд 8. Прослушайте стихотворение В. Лифшница. Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? - Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ?( два) - Одинаково ли пишутся и звучат слова? - Подумайте, одинаковы ли они по значению? - Сможете ли вы сами дать определение омонимам? Слайд 9. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами – от греческих слов «омос», что значит «одинаковый», и «онима» - «имя». Слайд 10. - Что рассказывает нам об этом учебник? Чтение §55. Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях. Так в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова приводятся омонимы: соль- вещество, соль- нота. Слайд 11. -Найдите в словарях омонимы. -Аналогичный пример словарной статьи к слову бор приводится в учебнике (чтение) - Найдите в словарях толкование слова ключ. Сколько значений у слова? Обратите внимание на формулировку учебника «совершенно различные по значению». Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. Слайд12. Перед нами стихотворение, прочитайте его. О чём предупреждает нас автор?( Омонимы- слова, далёкие по смыслу). Некоторые буквы в словах заблудились. Поможем им вернуться на свои места. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы. Мы слова из рус..кой речи, Из р..дного языка! Од..наково нас слыш..т, Од..наково нас пиш..т. Но важна не только внешность, Потому (не )торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в сер..динке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу д..леки. (Я. Козловский) -Найдите омоним в стихотворении. Язык(речь и орган) -Сколько звуков обозначает буква я в слове язык? 4.Первичное закрепление. Выполним упражнение №334. Физкультминутка «Зарядка» Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискриться и бумажка загориться? -Итак, ребята, что такое омонимы? Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называют омонимами. Омонимы используются в шуточных стихотворениях. Обратимся к учебнику, выполним упр.337 устно. К концу подходит наш урок – Пора нам подвести итог. - Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? -С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке? Объявление оценок. И ещё одно заданье от меня вам на прощанье. 7.Домашнее задание: Придумать примеры пар омонимов и записать их на отдельных листочках-карточках (5 и более). Прощаться настала пора... Книгу закрывать пора. С нею мы узнали много слов И много всяких всячин, И если ты запомнил их, Не зря урок наш был потрачен. Ребята, спасибо вам за урок. Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо...
2.Найдите ряд слов в переносном значении:
3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
5.Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:
Туго натянуть тетиву ___________ 2. Умыть _________ Определить ________глагола. Обезвредить вражескую _________ 4. Подъёмный __________ __________с горячей водой.
Английский___________ Смотрите также:
Конспект урока русского языка в 5 классе
65.5kb.
Конспект урока в 5 классе по теме «Изготовление прихватки» Учитель: Леонтьева Ольга Ивановна Цель урока: Образовательная
53.66kb.
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание словсЪиЬ разделительным знаком. Закрепление
28.34kb.
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики
60.34kb.
Конспект урока в 10 классе (1 час)
138.05kb.
Русский язык и культура речи
132.91kb.
План-конспект открытого урока в 7а классе по теме: «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними»
84.2kb.
Словари русского языка Школьный этимологический словарь русского языка
30.47kb.
План- конспект урока по технологии в 5 классе на тему «Элементы материаловедения. Получение ткани. Определение лицевых и изнаночных сторон ткани»
60.49kb.
Конспект урока биологии в 7 классе «Особенности организации хордовых. Низшие хордовые»
125.4kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.
Конспект урока по английскому языку в 11 классе
40.21kb.
|