Главная страница 1

Конспект занятия 6

Ход работы:





  1. Обсуждение результатов домашней работы (задание 3 домашней работы): описать изменения с точки зрения способов преобразования органов и функций.




  1. Появление клыков моржа - усиление функции, смена главной функции (клыки морж использует, чтобы разрывать ил, выкапывая беспозвоночных животных, которых он употребляет в пищу.

Андрей: А клык разве – орган?

У: Что такое орган?

Д: Часть организма, выполняющая какую-либо функцию.

Просматривая видео крыланов (крыланы – родственники летучих мышей, дневные плодоядные тропические звери), ученики убеждаются в том, что даже такие специализированные, приспособленные к функции полета, органы как крылья, выполняют и, например, функцию охлаждения (крыланы ими обмахиваются, когда висят на ветках). Обсуждается многофункциональность органов (на примере листа и корня растений, крыльев крыланов)


2) Исчезновение ушной раковины. Обсуждается строение уха млекопитающих и функции наружного уха (ушной раковины). Пробуем сделать большую ушную раковину с помощью собственной ладони. Становится громче слышно. Почему это не нужно в воде? В воде звук и так отлично распространяется. К тому же торчащие ушные раковины мешают обтекаемости, нужной при плавании. Таким образом, налицо ослабление функции с уменьшением и исчезновением органа.
3) превращение лап в ласты. Смена функции с изменением строения органа.
2. Просмотр морфинга «Эволюция моржа и тюленя». Морж и ушастый тюлень действительно произошли от общего предка, который был похож на медведя (судя по ископаемым находкам).
3. Письменная работа. Как могли произойти эти изменения? Вскрыть механизм. Ведь не могли же клыки, как в сказке, появиться у моржа путем вставления их ему в рот.
Пока оставшиеся несколько человек дописывают работу, остальные знакомятся с палеонтологической находкой, которая произошла 2 года назад:

Реконструкция скелета и внешнего облика пуиджилы Дарвина.





Результаты письменной работы. В 9 «А» был предложен механизм эволюционных изменений, например, такой, как в работах, приведенных ниже.

Чечеткин: Я считаю, что у берингийского медведя конечности превратились в ласты потому, что медведь поменял ареал обитания из-за естественной конкуренции на суше.


Его конечности постепенно превращались в ласты


Медведь проводил все больше времени в воде








Он использовал свои лапы, чтобы грести в воде, для того, чтобы добывать пищу в воде






Здесь явно не хватает описания того, что происходило с лапами этого «медведя» при постоянном плавании. (прим. В.Е.)




У его потомков конечности начинали больше походить на ласты в ходе эволюции. Также некоторые органы, как ушные раковины деградировали из-за их ненадобности.

Женя Беланова:

Эти клыки достались моржу от своего древнего предка, берингийского медведя. Но клыки эти были не очень большие. По мере того, как переходил к водному образу жизни, эта пара клыков стала расти в длину и в ширину. Это понадобилось для увеличения количества функций. Клыки постепенно переставали быть такими острыми, как у хищников. Остальные зубы не стали так сильно увеличиваться, так как в этом не было нужды. Так как у моржа была нужда в откапывании мелких животных со дна, постепенно у каждого следующего поколения клыки становились чуть больше и чуть лучше приспособлены. Это происходило очень постепенно на протяжении многих поколений. Происходят маленькие слабые целенаправленные мутации (если такое вообще возможно), приводящие к постепенному изменению размеров клыков и их лучшему приспособлению. Эти мутации настолько незаметны, что сравнив особь n-ного поколения с ее потомками через три поколения, невозможно увидеть отличия.
Лиза Райгородская.

Сначала были маленькие зубки, больших клыков не было. Передние зубы срастались, потому что, наверное, послан какой-то сигнал или знак, что надо изменить ДНК из-за влияния окружающей среды, и создать клыки. С каждым разом рождались моржи, у которых все более и более увеличивались клыки... ДНК подстраивалась под окружающую среду.


В 9«Б» подавляющее большинство дали описание изменений и указали их смысл. Осознать, что требовалось объяснение механизма, то есть последовательных этапов появления изменений, разбора причин, вызывавших изменения, способов, которыми действовали эти причины, оказалось очень трудно! Из отдельных фраз (работы 9 «Б») можно составить общее представление о механизме:

Илья Бельский: из-за увеличения уровня моря моржи и тюлени должны были все чаще забираться в воду

Артем Беспалов: особь начинает использовать воду как среду жизни, организм начинает перестраиваться под новую среду обитания и начинают расти клыки и ласты

Костя Добровольский: потребность плавать…

Полина Беланова: из-за постоянной гребли лапы стали изменяться в форме…

Ника Варданян: «махательные» движения из поколения в поколение «расплющили» лапы, превратили их в ласты…

Вадим Мнев: постоянные плавательные движения привели к постепенному срастанию…

Лиза Шишкова: они начали атрофироваться из-за неиспользования их по назначению…

Соня Белоусова: из-за того, что они были вынуждены постоянно плавать, а для плавания нужно работать определенными мышцами, мышечная масса менялась и распределялась так, чтобы прикладывать меньше усилий…

Дима Галкин: во время практики добывания пищи таким путем клыки постепенно удлинились…


Составляем по результатам высказываний общую схему на доске:

Изменение условий обитания



Изменение потребности

Изменение потребности





Изменение привычки


Мышцы упражняются по-другому



Изменение скелета и других органов




Далекие следующие поколения

Оказалось, что гипотеза, которую мы совместными усилиями сформулировали, не нова. Ее впервые выдвинул Жан Батист Ламарк.


Эволюционная гипотеза Ламарка (1740-1829)



пути (направления эволюции)

факторы (причины эволюции)




отклонения от градации

градация – ступенчатое

усложнение

организмов в ходе эволюции

изменение условий окружающей среды




внутреннее стремление организма к прогрессу


изменениепотребностей




изменение привычек




наследуемое приспособительное изменение органа


упражнение и неупражнение органов





Д.З. Учебник 9, стр. 139-140 – там рассказано о Ламарке и его эволюционном учении.



Смотрите также:
Конспект занятия 6 Ход работы
55.34kb.
Методическая разработка. План-конспект занятия по теме: «Виды транспорта»
89.22kb.
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе кро для детей
76.05kb.
Конспект урока «Занятия по скипингу» (5 класс)
60.34kb.
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе на тему: «Зимние забавы» План
21.48kb.
Конспект интегрированного занятия по теме
39.3kb.
План-конспект урока агрегатные состояния вещества
62.9kb.
Занятия в заочной школе юных математиков «Малый Мехмат» одно из эффективных направлений работы по подготовке школьников к олимпиадам по математике
102.11kb.
Конспект занятия по физичеескому воспитанию с детьми 6-7 лет Тема "Мешок желаний"
29.05kb.
Рабочий лист тема занятия Задание №1
17.45kb.
2 Ведение кружков, секций, факультативов за 2004-2008 г г. Для более одаренных детей провожу кружковые занятия: «Юный математик»
57.11kb.
Конспект организации театрально образовательной деятельности
97.44kb.