Главная страница 1

Беседа для школьников средних классов на тему:

«Конвенция о правах ребёнка и декларация прав ребёнка.»

Вводное слово учителя. Ребята, в первом классе вы узнали о самом важном документе в области прав человека – Всеобщей декларации прав человека, принятой на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека. Провозглашенные во Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т. е. относятся ко всем людям независимо их возраста: как к взрослым, так и к детям.

Всеобщая декларация прав человека – это образец справедливого отношения к человеку для всех стран и народов и призвание всех государств мира признать эти права и обеспечить их для своих граждан.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, которой призывает все страны мира проявить особую заботу о детях, признавать и защищать их права.

Ровно через 30 лет после принятия этой Декларации, 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору. А теперь вы скажите, в чем различие Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка?

(После ответов учащихся, учитель вывешивает на доске плакаты с текстами: "Декларация – образец-призыв"; "Конвенция – договор, обязательный для выполнения".

После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный договор. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира. Они побывали в африканских странах, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем. В странах Азии они видели совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить. Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы своей жизни, изучали причины распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о том, как организовано образование детей в разных странах. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.

Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях: детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все собранные ими сведения были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка.

В 1989 г. созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором гораздо подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира.

После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 г. началось ее подписание представителями разных стран мира. В первый же день Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны.

Наша страна, подписав Конвенцию, взяла на себя обязательство обеспечить детям России все перечисленные в ней права. Поэтому каждому ребенку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше.

Принципы Декларации.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Задание учащимся: обсудите в парах ответы на вопросы:

Кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка?

К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?

(Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает им необходимую информацию.)

Заключительное слово учителя. В Конституции Российской Федерации – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.

Это значит, что все главные лица государства – его Президент, Глава Правительства, депутаты Государственной Думы РФ, губернаторы должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнять все намеченное.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или они нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.

В случаях жестокого обращения с детьми и возникновения опасности для жизни ребенка, их обязаны защищать милиция, суд и прокуратура.

Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в проблемах, волнующих школьников (например, если учащийся считает, что с ним поступают несправедливо), смогут помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.

"Мировая Конституция прав ребенка" – так называют Конвенцию о правах ребенка.

Принятие этой Конвенции означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.

Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все люди в мире через Организацию Объединенных Наций?

Задание учащимся. Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений:

"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:

он маленький и беспомощный;

он еще мало знает о жизни;

он мало что умеет делать;

он не может делать многое, что делают взрослые;

если не заботиться о детях, их могут обидеть;

ребенок еще не умеет себя защитить;

его могут обидеть;

он маленький и не может сам себя защитить;

из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;

его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."

Учащиеся, работающие в группе, должны:

Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению.

Аргументировано дополнить эти ответы.

Выступления учащихся от каждой группы и обобщение учителя.

После выступления учащихся учитель зачитывает текст из Декларации прав ребенка: "…ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе…".

Обобщение учителя. Как вы смогли заметить, ответы многих девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они отмечают слабость ребенка, недостаток у него жизненного опыта, невозможность защитить себя. Рассмотрим и другие причины, по которым он нуждается в особой заботе и защите.

Так как ребенок растет и развивается постепенно и процесс этот продолжается достаточно долго (до 18–20 лет), он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, оказание им особой медицинской помощи.

Растущий организм нуждается в хорошем питании, но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Кроме того ребенок не может зарабатывать себе деньги на питание, одежду, игрушки, книги и многое другое, т. е. и в этом государство должно помогать семьям и детям.



В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить свои способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".

Домашнее задание. Подумайте и запишите, какими особыми правами должны (и могут!) пользоваться дети.



Смотрите также:
«Конвенция о правах ребёнка и декларация прав ребёнка.»
76.81kb.
Коу исилькульский детский дом им. М. А
81.39kb.
Цель: показать цели деятельности оон; показать роль международного права в регулировании отношений между народами и его влияние на национальное законодательство
170.55kb.
«Международно-правовая защита прав человека»
18.77kb.
Вопросы адаптации ребенка к дошкольному учреждению
17.08kb.
Конвенция о политических правах женщин
40.41kb.
Виды кашля у ребенка и его лечение
35.34kb.
Предмет и источники международного гуманитарного права
2461.72kb.
Жалобы на ухудшение состояния, нарастание одышки, тахикардию у ребенка 2-х лет в течение 10 дней, получавшего лечение по поводу пневмонии
37.74kb.
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
81.39kb.
Астахов обеспокоен гибелью еще одного приемного ребенка из РФ в США. Источник: «риа новости»
213.96kb.
Конвенция 135 Конвенция о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях
55.09kb.