Главная |
страница 1
Урок 15 Класс Насекомые Задачи: познакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными; продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы. Оборудование: коллекции насекомых; таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»; лупы, препаровальные иглы. /. Актуализация знаний 1. Индивидуальный опрос. На основании каких признаков членистоногих относят к классу ракообразных? Какие признаки отличают паукообразных от других членистоногих? Какие особенности строения паукообразных и ракообразных позволяют отнести их к типу членистоногих? 2. Фронтальная беседа. Каковы обоснования того, что дафния и речной рак — представители одного класса? Почему к разным классам членистоногих относятся речной рак и напоминающий его по внешнему строению скорпион? Кто из представителей паукообразных способен к самокалечению? В чем значение этого процесса? Каковы черты приспособления клещей к паразитическому образу жизни? Какова роль паукообразных в природе? Можно ли назвать строительство пауком ловчей сети разумной деятельностью? II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика насекомых: среда обитания, образ жизни (рассказ учителя с демонстрацией таблиц, коллекций); особенности внешнего строения, отличия от других представителей типа членистоногих. (Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых».) 2. Насекомые как объект изучения человеком. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Общая характеристика» по выяснению особенностей образа жизни, строения, процессов жизнедеятельности и поведения насекомых, которые человек взял на вооружение в своей практической деятельности.) ///. Задание на дом Изучить § 15, ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу «Сходство и различие классов ракообразных, паукообразных и насекомых». Таблица № 6 Сходство и различие классов ракообразных, паукообразных и насекомых
Урок 16 Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки Задачи: выяснить характерные особенности отрядов таракановых, прямокрылых, уховерток, поденок; познакомить учащихся с разнообразием представителей отрядов, их ролью в природе и жизни человека. Оборудование: коллекции насекомых, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов насекомых». /. Актуализация знаний 1. Индивидуальный опрос. Каковы характерные особенности класса насекомых? Какие признаки объединяют насекомых с паукообразными и ракообразными? Почему насекомых считают более высокоорганизованными членистоногими по сравнению с паукообразными и ракообразными? 2. Фронтальная беседа. Почему насекомые являются одним из самых многообразных классов? Для каких насекомых характерно сложное инстинктивное поведение? Какое значение в природе имеет сложное инстинктивное поведение животных? Почему насекомых считают самой «процветающей » группой среди беспозвоночных животных? //. Изучение нового материала 1. Особенности строения, образа жизни представителей отряда таракановых. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Таракановые» по вопросам: какие черты строения позволили таракановым приспособиться к жизни в жилище человека? Как доказать, что развитие таракановых без превращения служит приспособлением к обитанию в жилище человека?) 2. Особенности строения, образа жизни представителей отряда прямокрылых. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Прямокрылые» по заданиям: назвать представителей отряда прямокрылых; объяснить происхождение названия отряда; назвать особенности строения и образа жизни саранчи, которые послужили поводом для присвоения ей прозвища «казнь египетская».) 3. Особенности строения и образа жизни уховерток. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Уховертки» по вопросам: каковы особенности строения и образа жизни уховерток? Как размножаются уховертки? Каково значение уховерток в природе?) 4. Особенности строения и образа жизни поденок. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Поденки» по вопросам: какую особенность образа жизни отражает название отряда поденок? Почему Пр0 должительность жизни взрослых насекомых отряда поденок так коротка? В чем особенность образа жизни поденок?) ///. Задание на дом Изучить § 16, ответить на вопросы в конце параграфа. Урок 17 Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы Задачи: выяснить характерные особенности отрядов стрекоз, вшей, жуков, клопов; познакомить Учащихся с многообразием представителей этих отрядов, их ролью в природе и жизни человека. Оборудование: коллекции насекомых, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов насекомых ». /. Актуализация знаний Индивидуальный опрос. Каковы доказательства того, что отряды таракановых и прямокрылых относят к классу насекомых? Какие особенности строения уховерток и поденок свидетельствуют о их принадлежности к классу насекомых? 2. Фронтальная беседа. Почему человек ведет борьбу с тараканами? Какая особенность строения позволяет таракановым питаться грубой пищей? В чем особенность внешнего строения самцов и самок таракана? На основании каких признаков насекомых относят к отряду прямокрылых? На основании каких особенностей строения и жизнедеятельности саранчи ее считают одним из главных вредителей сельского хозяйства? В чем биологическая неточность терминов «уховертки» и «двухвостки»? На какой стадии развитии поденки активно питаются? С чем это связано? Какая стадия развития поденок может служить индикатором чистоты водоема? //. Изучение, нового материала 1. Особенности строения и образа жизни стрекоз (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Стр. козы» по вопросам: как приспособлены стрекозы полету? В чем особенности образа жизни и развития личинки стрекозы? Что такое «маска» и какое значение она имеет в жизни стрекозы?) 2. Особенности строения и образ жизни вшей. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «шли» по выяснению вопроса: каковы особенности строения образа жизни вшей в связи с приспособлением к паразитизму ?) 3. Особенности строения и образа жизни жуков. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Жуки, или Жесткокрылые» по заданиям: выяснить значение жуков в природе и хозяйственной деятельности человека; заполнить таблицу «Значение жуков в природе и хозяйственной деятельности человека». ) Таблица № 7
4. Особенности строения и образа жизни клопов, или полужесткокрылых. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Клопы, или Полужесткокрылые» по заданиям: объяснить происхождение звания «полужесткокрылые»; назвать приспособления постельных клопов к паразитическому образу жизни; перечислить особенности строения клопов, позволяющие им приспособиться к жизни в воде.) ///. Задание на дом Изучить § 17, ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу «Приспособленность насекомых к образу жизни и среде обитания». Таблица № 8 Приспособленность насекомых к образу жизни и среде обитания
Урок 18 Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи Задачи: выяснить характерные особенности бабочек, равнокрылых, двукрылых, блох; познакомить учащихся с многообразием этих насекомых, их ролью в природе и жизни человека. Оборудование: коллекция «Пчела медоносная», таблица «Представители главнейших отрядов насекомых». Методические рекомендации /. Актуализация знаний 1. Индивидуальный опрос. Какие особенности строения вшей и клопов свидетельствуют о том, что они представители класса насекомых? Как проходит развитие стрекоз и жуков? Какие особенности их развития служат приспособлениями к выживанию? На основании каких особенностей строения стрекоз и жуков относят к разным отрядам класса насекомых? 2. Фронтальная беседа. Известно, что стрекоза имеет большие сложные глаза и короткие усики в виде щетинок. Как эти особенности строения связаны с образом жизни этого насекомого? В чем суть выражения «развитие стрекозы проходит без превращений»? Какие особенности строения вшей являются приспособлениями к наружному паразитизму? Какие особенности строения обеспечили приспособления жуков к среде обитания? Какие примеры могут свидетельствовать о пользе жуков для человека? Известно, что насекомые прекрасно приспособились к воздушному и наземному образу жизни. Между тем многие клопы обитают в воде. Как объяснить это явление? //. Изучение нового материала 1. Особенности строения и образа жизни чешуекрылых. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся со статьей «Бабочки, или Чешуекрылые» по заданиям: прочитать статью и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика отрядов насекомых»; объяснить, что означает выражение «развитие с полным превращением», каково значение бабочек в природе.) Таблица № 9 Сравнительная характеристика отрядов насекомых
2. Особенности строения, образа жизни равнокрылых. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся со статьей «Равнокрылые» по заданиям: прочитать статью и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика отрядов насекомых»; объяснить устаревшее название равнокрылых — хоботные; назвать насекомых, которые сокращают численность тлей.) 3. Особенности строения, образа жизни двукрылых. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся со статьей «Двукрылые» по заданиям: прочитать статью и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика отрядов насекомых»; назвать сходные черты в образе жизни двукрылых и равнокрылых.) 4. Особенности строения и образа жизни блох. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся со статьей «Блохи» по заданиям: прочитать статью, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика отрядов насекомых»; объяснить способность блох отлично прыгать; обосновать связь распространения чумы с увеличением численности блох.) Изучить § 18, ответить на вопросы в конце параграфа. Урок 19 Задачи: познакомить учащихся с многообразием перепончатокрылых; раскрыть их характерные особенности, роль в природе и жизни человека; показать, что пчелиная семья представляет собой целостную биологическую систему. Оборудование: коллекция «Пчела медоносная», таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов насекомых», «Перепончатокрылые». /. Актуализация знаний Индивидуальный опрос. Что общего у насекомых отрядов чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых, блох? Почему развитие и распространение чешуекрылых на Земле связывают с развитием покрытосеменных растений? Какая особенность строения равнокрылых обусловила их паразитический образ жизни? Почему сохраняется высокая численность мух, несмотря на регулярную борьбу с ними? Какую опасность для человека представляют мухи и блохи? //. Изучение нового материала 1. Общие признаки перепончатокрылых: две пары перепончатых крыльев, ротовой аппарат — грызуще-лижущий, развитие с полным превращением. (Объяснение учителя с элементами рассказа.) 2. Многообразие перепончатокрылых, особенности их строения и образа жизни. (Рассказ учителя с использованием рисунков 74, 75, 76 учебника.) 3. Общественные перепончатокрылые — пчелы: состав их семьи, особенности строения матки, трутней, рабочих особей в связи с их функциями в семье. (Объяснение учителя с элементами рассказа с использованием рисунка 76 учебника.) 4. Жизнь пчелиной семьи: особенности размножения, роение, зимовка. (Рассказ учителя.) 5. Общественные перепончатокрылые — муравьи: состав муравьиной семьи, особенности строения муравьев в связи с общественным образом жизни, значение муравьев в природе. (Самостоятельная работа Учащихся с текстом учебника по вопросам: каков состав муравьиной семьи? Как происходит образование новой муравьиной семьи? Как устроен муравейник? Что находится в его подземной части? Каковы особенности образа жизни муравьиной семьи? Почему в муравейнике живут представители других видов? Каково значение муравьев в природе?) III. Задание на дом Изучить § 19, ответить на вопросы в конце параграфа. Урок 20 Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе, в жизни и практической деятельности человека. Оборудование: таблицы с изображениями многоклеточных беспозвоночных животных. /. Индивидуальный опрос Почему типы губок и кишечнополостных занимают особое положение среди многоклеточных беспозвоночных животных? В чем особенность организации червей по сравнению с кишечнополостными? Почему членистоногих считают наиболее высокоорганизованными среди многоклеточных беспозвоночных животных? //. Закрепление знаний по тестам А. Тестовые задания. Выбрать один ответ из четырех. 1. Лучевая симметрия впервые появляется у: а) стеклянных губок; б) известковых губок; в) обыкновенных губок; г) кишечнополостных. 2. Впервые нервные клетки появляются у: а)губок; б) простейших; в) кишечнополостных; г) червей. 3. Регенерация — это способность животного: а) размножаться; б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела; в) воспроизводить себе подобного; г) к почкованию. 4. Отличительной особенностью кишечнополостных в сравнении с другими беспозвоночными является: а) возникновение полового размножения; б) появление тканей; в) возникновение бесполого размножения; г) питание готовыми органическими веществами. 5. Впервые пищеварительная система появляется у: а) кишечнополостных; б) плоских червей; в) круглых червей; г) кольчатых червей. 6. Впервые кровеносная система появляется у: а) кишечнополостных; б) плоских червей; в) круглых червей; г) кольчатых червей. 7. Органы движения параподии впервые появляются у: а) губок; б) плоских червей; в) круглых червей; г) кольчатых червей. 8. Отличительными особенностями червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление: а) систем органов; б) органов движения; в) полового размножения; г) нервной системы узлового типа. 9. К признакам приспособленности червей к паразитическому образу жизни не относится: а) развитие со сменой хозяев; б) утрата органов пищеварения; в) развитие половой системы; г) появление полости тела. 10. К моллюскам не относятся: а) головоногие; б) брюхоногие; в) двустворчатые; г) пиявки. 11. К признакам высокой организации головоногих по сравнению с другими моллюсками относится: а) реактивное движение; б) преобразование ноги в щупальца; в) нервная система; г) чернильный мешок. 12. Впервые наружный скелет появляется у: а) губок; б) иглокожих; в) моллюсков; г) членистоногих. 13. К признакам высокой организации членистоногих не относится: а) двусторонняя симметрия тела; б) хитиновый покров; в) членистые конечности; г) поведение. 14. К классу насекомых не относятся: а) равнокрылые; б) перепончатокрылые; в) чешуекрылые; г) скорпионы. 15. Общественные насекомые — это: а) жуки, клопы; б) пчелы, муравьи; в) вши, тараканы; г) бабочки, стрекозы. 16. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими не относится: а) развитие нервной системы; б) развитие органов чувств; в) сложное поведение; г) развитие кровеносной системы. 17. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, не относятся: а) типы ротового аппарата; б) разные типы конечностей; в) разные типы развития; г) наличие хитинового покрова. 18. Признаком приспособленности насекомых к среде обитания не является: а) окраска тела; б) разные типы конечностей; в) развитие нервной системы; г) использование разных видов пищи. 19. Инстинкт — это: а) ответная реакция организма на различные раздражители; б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители; в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители; г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители. Б. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типов плоских, круглых и кольчатых червей: 1) двусторонняя симметрия; 2) внутренняя полость заполнена жидкостью; 3) внутренняя полость тела отсутствует; 4) внутренняя полость разделена на сегменты; 5) нервная система представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой; 6) нервная система представлена головным нервным узлом, от которого отходят два ствола; 7) нервная система представлена глоточным нервным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы; 8) представители класса в основном разнополые; 9) среди представителей класса имеются раздельнополые и гермафродиты.
В. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков: 1) тело подразделено на голову, туловище, ногу; 2) тело подразделено на туловище и ногу; 3) нога преобразована в щупальца; 4) тело большинства моллюсков лишено наружной раковины; 5) раковина цельная, часто асимметричная; 6) раковина состоит из двух створок; 7) промежуточные хозяева плоских паразитических червей; 8) образуют большие скопления — банки; 9) способны к реактивному движению.
Г. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы ракообразных, паукообразных, насекомых: 1) наружный хитиновый покров; 2) отделы тела часто образуют головогрудь; 3) тело разделено на голову, грудь, брюшко; 4) четыре пары ходильных ног; 5) три пары ног; 6) преимущественно наземные виды; 7) обитание преимущественно в воде; 8) использование всех сред обитания; 9) глаза простые или сложные, способные воспринимать ультрафиолетовую часть спектра; 10) сложные глаза, состоящие из простых глазков; 11) дыхание всей поверхностью или жабрами; 12) дыхание при помощи трахей и легких; 13) органы дыхания наземных форм- листовидные легкие.
Смотрите также:
Лекции насекомых; таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные»
170.92kb.
Урок квн 7 класс Тема: Обобщение знаний по теме «Тип членистоногие». Цель
22.44kb.
Тема урока: Многообразие и значение насекомых
59.04kb.
Public static $Object Type = "Hexagon"; //тип объекта public $hex type; //тип гексогона
13.51kb.
Господа клиенты, Дамы. Коллеги, Друзья
49.98kb.
Памятка «Оказание помощи детям-аллергикам при укусах насекомых»
38.09kb.
«тип хордовые. Надкласс рыбы»
19.94kb.
Тип ла время показа Принадлежность
63.6kb.
Направление Оператор Авиакомпания Тип вс пула
28.24kb.
Физика 7: учеб для общеобразоват учреждений / А. В. Пёрышкин. М
208.93kb.
География. Входной контроль 7 класс. Проверочная работа за курс «География. Землеведение. 6 класс»
179.3kb.
Подключение
50.34kb.
|