Главная |
страница 1
Урок разработала: учитель биологии Павленко С.Е Тема урока: Многообразие и значение насекомых (7 класс) (слайд № 1) Тип урока: интерактивный, с изучением нового материала на основе знаний учащихся. Цель урока: (слайд № 2) 1)Познакомить учащихся с многообразием и значением насекомых. Задачи урока:
Оборудование: коллекции насекомых, фотографии и открытки насекомых, презентация, проектор, ноутбук. Для изучения новой темы урока развесить на доске наглядные пособия, стенгазеты, раздать для ознакомления коллекции насекомых. Ход урока:
(Класс делится на три команды, ребятам дается предварительное задание: подготовить название, девиз команды и выбрать капитана; подготовить стенгазету по теме). Представление команд. Учитель: Мы продолжаем изучать самый многочисленный тип животных – Членистоногих, в который входят три класса. Как они называются? Ученик: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. (слайд № 3) Учитель: Вспомним общую характеристику типа Членистоногие. Ученик: - тело покрыто хитиновым покровом; - наличие членистых конечностей; - тело состоит из трех отделов (передний, средний, задний); - смешанная полость тела; - незамкнутая кровеносная система; - хорошо развиты органы чувств; - освоили все среды жизни. (слайд № 4) Учитель: Сегодня наш урок мы посвятим насекомым. Насекомые на Земле появились в период палеозойской и мезозойской эры. Свое название класс получил благодаря наличию насечек на брюшке, которые образовались в результате редукции (утраты) сегментов. У древних насекомых их было около 20, а у современных видов их число уменьшилось до 4-10 сегментов. Класс насекомые включает всех трахейнодышащих животных, имеющих три пары ног, тело которых состоит из головы, груди и брюшка. Большинство насекомых способны к полету. Это единственная группа среди беспозвоночных животных, освоившая воздушную среду обитания (слайд № 5). На долю насекомых приходится около 70% общего числа видов животных. Их численность достигает 1.5 млн. видов. До сих пор ежегодно описывается до нескольких тысяч их новых форм. Ученые подсчитали, что на Земле одновременно обитает более 109 миллиардов насекомых. Если всех насекомых расположить по экватору, длина которого 40 тыс. км, то этот ряд опоясал бы Землю 125 млн. раз. На каждого человека приходится более 250 млн. насекомых, общая масса которых будет составлять более 2 млн. тонн. Среди насекомых есть свои рекордсмены, о которых вы узнаете, ответив на интеллектуальное задание «Кроссворд» (на работу дается 3 мин.) За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу (максимальное количество баллов за задание – 9 баллов). После того как ученики сдадут свои работы, учитель вместе с учениками дает правильные ответы и демонстрирует слайды (слайды № 7 – 14) До середины 19 века изучалось только внешнее строение насекомых, позже ученые переключились на изучение внутреннего строения и практическое значение для человека. Каково же значение насекомых в природе и для человека? Ученики: дают свои варианты ответов. Учитель: обобщает правильные ответы и приводит примеры (слайд №15) Значение насекомых в природе и для человека: - опыление цветов различных растений (до 30% растений опыляются насекомыми); - почвообразование (муравьи, термиты); - входят в рацион питания животных и даже человека; - приносят вред с/х (например, тля, саранча, колорадский жук); - являются паразитами человека и животных (например, постельный клоп, вши); - являются переносчиками опасных заболеваний (например, малярийный комар, москиты); - производят полезные продукты для человека (например, мед, прополис, шелк); - ряд насекомых используют для биологической борьбы с вредителями с/х и сорняками (например, жужжелицы, растительноядные жуки) и многое другое. Мы с вами пришли к выводу, что насекомые участвуют в трофических связях. А теперь проверим как вы можете составлять пищевые цепочки Ученики: Задание на повторение изученного материала: «Пищевые связи» Ребятам раздаются карточки- наклейки с различными представителями растительного и животного мира: трава, жук-могильщик, кузнечик, сокол, ящерица, перегной и альбомные листы, на которых будут выполняться задания. За 2 мин. команды должны собрать правильную трофическую цепочку и дать названия данным организмам (производитель, потребитель 1 порядка, потребитель 2 порядка, потребитель 3 порядка, разлагатель). Максимальное количество – 2 балла. После выполнения работы учитель демонстрирует правильный ответ на экране (слайд № 16). Один из учеников объясняет построение цепочки. (потребитель 1 порядка) (потребитель 2 порядка) Трава (производитель) Сокол (потребитель 3 порядка) Перегной Жук - мертвоед (разлагатель) Учитель: Мы с вами привыкли делить насекомых на полезных и вредителей, хотя на самом деле это не так. Один известный французский энтомолог Шовен сказал по этому поводу: «Насекомые вредны человеку лишь до тех пор, пока он не использует их как помощников и отказывается применять силу своего ума для решения задач, выдвигаемых их существованием» (слайд № 17). Я приведу вам один из примеров, который подтверждает все ранее мною сказанное: Во многих странах мира поставлены памятники полезным насекомым (например, в Польше и Японии – пчелам). А вот в США, штате Алабама есть фонтан, изображающий богиню плодородия, держащую в руках чашу с бронзовым жуком долгоносиком. Оказывается много лет назад, жуки-долгоносики привели в негодность целые поля хлопка, разводимого местными фермерами. Жуки причиняли огромные убытки, и никакие ядохимикаты их не брали. Тогда фермеры просто перестали сеять хлопок, а вместо этого занялись животноводством и стали выращивать картофель, кукурузу, арахис. Спустя некоторое время фермеры стали очень богатыми и в благодарность жуку создали памятник. Насекомые в природе являются еще и предсказателями погоды. На Руси люди определяли погоду по поведению насекомых в природе. Таким образом, было создано большое количество различных примет. Попробуйте и вы предсказать погоду, рассмотрев следующие примеры: 2. Поздно вечером громко трещат кузнечики: ……...
На задание дается 2 мин. Максимальное количество баллов – 3. После ответа учащихся, учитель демонстрирует правильный ответ (слайд № 19). Учитель: А теперь, ребята, проверим, на сколько вы знаете насекомых и происхождение их названий. Задание: «Эрудит» Ответьте на следующие вопросы:
……………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. В заключение урока подсчитывается количество баллов у каждой команды и выставляются оценки в журнал.
Подготовить сообщения об интересных видах насекомых (список составляет учитель) (слайд №20). Смотрите также:
Тема урока: Многообразие и значение насекомых
59.04kb.
Памятка «Оказание помощи детям-аллергикам при укусах насекомых»
38.09kb.
Тема урока: Музыка в театре, кино и на телевидении
94.93kb.
Урок по биологии 7 класс
103.41kb.
Конспект урока биологии в 7 классе «Особенности организации хордовых. Низшие хордовые»
125.4kb.
Отряд Перепончатокрылые Задачи
71.06kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.
Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины поражения российской армии, итоги и значение русско-японской войны, показать примеры героизма и драматизм войны
62.65kb.
Урок №65 ( по учебному плану) Тема: «Эпоха великих географических открытий». Форма урока: изучение нового материала
63.38kb.
Лекции насекомых; таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные»
170.92kb.
№ п/п № урока в теме Тема урока Практические работы Домашнее задание 1 1
132.37kb.
План-конспект Тема урока : «Икона в православной культуре». Тип урока: изучение нового учебного материала
139.86kb.
|