Главная страница 1страница 2страница 3страница 4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Диагностика детской одаренности
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми

Курган 2009

Диагностика детской одаренности. – Курган, 2009г. – 36с.

Составитель: Л.А. Дементьева, доцент

кафедры психологии ИПКиПРО.
Рецензенты: Н.М. Неупокоева, кандидат психологических наук,

профессор кафедры психологии ИПКиПРО.

О.Л. Захарова, педагог-психолог COШ № 56.

В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской ода­ренности. Методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, учителям, педагогам дополнительного образования, а также специалистам, работающим с одаренными детьми.



Введение

Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к ок­ружающим.

Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стра­тегия диагностики. Последовательная процедура принятия ре­шения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широко­го спектра характеристик одаренности с помощью опросни­ков, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические про­цедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.

Более полное выявление одаренных возможно при органи­зации предварительного стимулирующего обучения: факуль­тативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересую­щиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуж­дают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учи­тывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.

При диагностике необходимое максимальной степени ис­пользовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследо­вания, а главное — дополнять эти данные обследованием ре­бенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.



 С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

  4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

  5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

  6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

  7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности. Наблюдение. Беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.

  8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

  Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что  оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской ода­ренности.



1. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)

Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может прояв­лять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оцен­ку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребен­ку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред­ней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми­руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») раздели­те на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем об­ластям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших пока­зателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики инте­ресов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и фи­зического развития. Известны случай, когда у одаренного ре­бенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хо­чет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одно­го ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детс­кий сад, если школа — родители, классный руководитель и не­сколько учителей по разным предметам.



I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.

  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

  3. Устойчивость внимания.

  1. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тра­тит много времени на повторение того, что нужно за­помнить.

  2. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

  1. Богатство активного словаря.

  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ас­социаций. Хорошо улавливает связь между одним собы­тием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
    их поведения.

  2. Выраженная установка на творческое выполнение зада­ний.

  3. Развитость творческого мышления и воображения.

  4. Владение основными компонентами умения учиться.

11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.



II. Сфера академических достижении

  1. Богатый словарный запас, использование сложных син­таксических структур.

  2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.

  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведе­нию опытов.

  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отно­шений.

  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опе­режением своих сверстников на год - два.

  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зри­тельным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет боль­шее удовольствие, чем чтение художественной.

  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

  1. Пытается выяснить причины и смысл событий.

  2. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

  3. Любит обсуждать научные события, изобретения, час­то задумывается об этом.

Ш. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

  1. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

  2. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

  3. Любит рисовать.

  4. Проявляет тонкое чувство юмора.

  5. Не боится быть таким, как все.

  6. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда расска­зывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  3. Придерживается только необходимых деталей в расска­зах о событиях, все несущественное отбрасывает, ос­тавляет главное, наиболее характерное.

  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе­реживания и чувства.

  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

  1. Любит писать рассказы или статьи.

  1. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

  2. Интересуется актерской игрой.

  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изобра­жает другого человека.

  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
    имеет возможность разыграть какую-либо драматичес­кую сцену.

  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
    людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства
    и эмоциональные переживания.

  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливает­ся» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

  2. Хорошо поет.

  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на кон­церт или туда, где можно слушать музыку.

  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.

  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

  2. Интересуется механизмами и машинами.

  1. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

  2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

  3. Понимает причины «капризов» механизмов, любит зага­дочные поломки.

  1. Любит рисовать чертежи механизмов.

  1. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.

  2. Развитая двигательно-моторная координация.

  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  1. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортив­ной игры.

  2. В свободное время любит ходить в походы, играть в под­вижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

IX. Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Стано­вится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хоро­шую картину, слышит музыку, видит необычную скуль­птуру, красиво и художественно выполненную вещь.

  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригиналь­ные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, от­крыток и т. д.).

  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, компо­зиции, в строительстве детских домиков на игровой пло­щадке, в работе с ножницами, клеем.

  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, со­здает композиции, имеющие художественное назначе­ние (украшение для дома, одежды и т. д.).
    Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выра­зить свои чувства и настроение,

  1. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

  2. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

  3. Высокая общительность с окружающими.

  4. Стремится к доминированию среди сверстников.

  5. Сверстники обращаются за советом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B.C.)

  1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умствен­ной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколь­ко часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?

а.Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.


  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сооб­разительность»?

а. «Помучиться», но самому найти ответ.

б. Когда как.

в. Получить готовый ответ от других.


  1. Много ли читает дополнительной литературы?

а. Постоянно много.

б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в. Мало или совсем ничего не читает.


  1. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а. Очень эмоционально.

б. Когда как.

в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).


  1. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

б.Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выра­женной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B.C.)


  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а.Связаны очень тесно.

б. Связаны, но мало сопровождаются соответствующей орга­низацией деятельности.

в. Никак не связаны.


  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользу­ется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?

а. Постоянно.

б. Иногда.

в. Очень редко.


  1. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а. Большинство занятий подчинено этому принципу.

б. Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в. Не ставит долговременных задач.


  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а. Делает всегда столько, сколько нужно.

б. Делает периодически.

в. Не любит выполнять неинтересную для него работу.


  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжи­тельное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя раз­влечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно.

б.Только изредка.


в. Не способен.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)
Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо облас­тью проявления интересов. Для этого приведем перечень ха­рактеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы ан­кеты необходимо отвечать «да» или «нет».


Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

  2. Он с готовностью откликается на все новое.

  3. Любит все загадочное и непонятное.

  1. Часто нуждается в поддержке старших.

  2. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим


вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.

  2. Его любознательность устойчива.

  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

  6. Начатое дело всегда доводит до конца.

  7. Имеет особую склонность к определенному виду заня­тий или предмету.

  8. Настойчив в достижении поставленной цели.

  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

  1. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

  2. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к сле­дующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литера­турном творчестве проявляет свою одаренность.

  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего воз­раста.

  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запа­сом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

  4. Всегда ищет самостоятельные решения.

  5. В спорных вопросах опирается на собственное сужде­ние, не любит общепризнанных мнений.

  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают се­рьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, опре­деляющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент но­визны.

  2. Стремление освоить незнакомое дело.

  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоми­нания.

  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и яв­лениями.

  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)
Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо облас­тью проявления интересов. Для этого приведем перечень ха­рактеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы ан­кеты необходимо отвечать «да» или «нет».


Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

  2. Он с готовностью откликается на все новое.

  3. Любит все загадочное и непонятное.

  1. Часто нуждается в поддержке старших.

  2. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим


вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.

  2. Его любознательность устойчива.

  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

  6. Начатое дело всегда доводит до конца.

  7. Имеет особую склонность к определенному виду заня­тий или предмету.

  8. Настойчив в достижении поставленной цели.

  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

  1. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

  2. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к сле­дующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литера­турном творчестве проявляет свою одаренность.

  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего воз­раста.

  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запа­сом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

  4. Всегда ищет самостоятельные решения.

  5. В спорных вопросах опирается на собственное сужде­ние, не любит общепризнанных мнений.

  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают се­рьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, опре­деляющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент но­визны.

  2. Стремление освоить незнакомое дело.

  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоми­нания.

  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и яв­лениями.

  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.


ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).
Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.



Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

  1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.

  2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

  3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

  4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

  1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

  2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.

  3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

  4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.

  5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

  1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.

  2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.

  3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.

  4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.

Шкала IV. Творческие характеристики.

  1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.

  2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.

  3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.

  4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

  5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

  6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

  7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.

  8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.

  9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.

  10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.



КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ)

Методика самооценки для обучающегося
Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:

  • Да;

  • Скорее да;

  • Скорее нет;

  • Нет.

    1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.

    2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.

    3. Я люблю работать над особыми проектами.

    4. Мне нравится обсуждать разные идеи.

    5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.

    6. У меня хорошее чувство юмора.

    7. Моя работа всегда особенная.

    8. У меня появляется много идей при решении проблемы.

    9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.

    10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.

    11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.

    12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.

    13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.

    14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.

    15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.

    16. Я занимаюсь спортом и разными играми.

    17. Я хорошо занимаюсь в школе.

    18. В школе меня любят другие дети.

    19. Я понимаю и люблю других людей.

    20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми.

    21. Другие люди считают, что я умница.

    22. Я – хороший и понимающий друг.

    23. Со мной легко ладить.

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях____________________________

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше_________________________________




следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
727.64kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Методические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности пестицидов для медоносных пчел
409.02kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
521.45kb.
Методические рекомендации для специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации, исполнительных органов Фонда социального страхования РФ
104.07kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва 2013
1292.9kb.
Периартриты плечевого сустава. Даны рекомендации по установлению связи заболеваний с профессией, экспертизе трудоспособности больных, их трудоустройству и лечению
281.85kb.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности
633.83kb.
Методы и средства обработки видеоинформации методические рекомендации
209.13kb.
Данные методические рекомендации рассчитаны на врачей психиатров-наркологов амбулаторных наркологических кабинетов и стационаров. Методические рекомендации утверждены Ученым советом Пензенского института усовершенствования врачей
153.73kb.
О направлении временных методических рекомендаций
121.49kb.