Главная |
страница 1
РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» Гуманитарный факультетМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ В СКСиТ» Для студентов заочной формы обучения по специальности 100103 «социально-культурный сервис и туризм» Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социальных технологий Составитель: доцент Шматько Л.П. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 1Рекомендации по выполнению контрольной работы…………………………4 1.1 Общие положения……………………………………………………………4 1.2 Содержание контрольной работы…………………………………………..6 1.3 Структура контрольной работы…………………………………………….7 1.4 Требования к оформлению, объему и срокам выполнения контрольной работы……………………………………………………………………………..8 2 Темы контрольных работ……………………………………………………..10 Рекомендуемая литература……………………………………………………..26 ВВЕДЕНИЕ Глубокие экономические преобразования в современной России, связанные с переходом народного хозяйства на рыночные механизмы функционирования, требуют новых подходов в управлении предприятиями и организациями туристской индустрии. Финансовый кризис в России закономерен в системе мировой экономики. Однако причина его продолжительности в недостатках управления. На решение задачи подготовки специалистов, владеющих новыми методами ведения хозяйства, освоивших принципы и формы современных подходов к управлению, направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент в СКСиТ». Она является базовой в общей программе подготовки специалистов в области сервиса и туризма. Цель курса - ознакомление студентов с основами современной теории и практики управления, формирование профессионала, владеющего законами, категориями, принципами управления, умеющего творчески реализовать их на практике в конкретных ситуациях. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным обязательным стандартом высшего профессионального образования - «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста» и предназначены для студентов заочной формы обучения. 1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1 Общие положения В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения должны выполнить одну контрольную работу по дисциплине «Менеджмент в СКСиТ». Цель контрольной работы - закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, выработать навыки самостоятельной работы с литературой по данному курсу, применить основные положения курса при анализе практики деятельности предприятия сервиса или туризма. К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы и в какой степени использована рекомендованная литература. В ответах на вопросы контрольной работы необходимо показать умение анализировать, систематизировать и обобщать изученный материал. Вариант контрольной работы студент определяет по таблице, исходя из начальной буквы своей фамилии: Начальная буква Номер темы Начальная буква Номер темы фамилии студента контрольной работы фамилии студента контрольной
Выполнение контрольных работ по менеджменту в СКСиТ студентами специальности «социально-культурный сервис и туризм» предусмотрено учебным планом и является неотъемлемой частью учебного процесса. Этот вид учебной работы помогает более глубоко усвоить учебный материал и закрепить знания по специальным дисциплинам, приобрести навыки самостоятельного обобщения, улучшения и анализа теоретического и практического материала. К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения необходимой литературы и действующего законодательства, ознакомления с методическими указаниями по выполнению контрольной работы, подбора и изучения рекомендованной литературы, примерный перечень которой, как правило, указан в методических указаниях по данной дисциплине. Рекомендуемую литературу для выполнения контрольной по менеджменту в СКСиТ, также можно всегда уточнить на кафедре, либо у преподавателя. Контрольная работа по экономике может включать, как теоретические вопросы, так и практические задания. При раскрытии теоретических вопросов в контрольной, следует использовать несколько литературных источников, при этом изложение материала должно носить аналитический характер. Простое переписывание раздела учебника может привески к возврату контрольной на доработку. В конце каждого вопроса автором должен быть сделан вывод, если данный вопрос подразумевает различные научные точки зрения, то автором должна быть представлена их сравнительная характеристика, должны быть изложены сильные и слабые стороны различных подходов. При выполнении практических заданий в контрольных, прежде всего, следует ознакомиться с методическими указаниями. При написании контрольной работы, следует уделить особое внимание ее оформлению, для этого нужно строго соблюдать требования, представленные в методических указаниях. Неправильно или небрежно оформленная контрольная работа создает плохое впечатление у преподавателя и может быть возвращена на доработку. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы студенту необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса, методическими указаниями, изучить рекомендуемую литературу. Если в процессе выполнения контрольной работы возникнут трудности, неясности, рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю, который разъяснит содержание вопросов и укажет на использование необходимой литературы. 1.2 Содержание контрольной работы Контрольная работа состоит из двух заданий. Первое задание – реферативное изложение теоретического вопроса в соответствии с программой курса. Тема освещаемого вопроса выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, соответствующих конкретному варианту. Вторая часть контрольной работы раскрывает практическое применение теоретических положений, описанных в первой части, на конкретном предприятии СКСиТ. В разделе 2 методических рекомендаций приведен список тем с перечнем вопросов, которые следует осветить в контрольной работе. Указаны также номера литературных источников из общего перечня литературы, которые необходимо изучить при написании контрольной работы по данной теме. При подготовке к написанию контрольной работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, специальную и периодическую литературу («Эксперт», «Проблемы теории и практики управления» и др.), законодательно-нормативную базу. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки. Контрольная работа включает: - план работы с указанием разделов, параграфов и нумерацией страниц (1 стр.), - введение (до 1 стр.), - теоретическая часть (5-6 стр.), - характеристика организации (3-4 стр.), -описание основных результатов анализа практики управления по рассматриваемой теме (5-6 стр.), - выводы и рекомендации (1-2 стр.), - список использованных источников. Характеристика организации (предприятия) предполагает краткое изложение следующего: - указать организационно-правовую форму организации (предприятия), в которой Вы работаете, вид деятельности, контингент, численность работающих и т.д.); - сформулировать миссию и стратегию организации и цели по основным направлениям деятельности; - рассмотреть организацию в виде системы как совокупность взаимосвязанных элементов, сформулировать цели для каждой подсистемы; - привести организационную структуру предприятия (организации), определить тип организационной структуры; - конкретизировать факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия (потребители, конкуренты, поставщики, государственные институты и т.д.) на примере рассматриваемого предприятия, дать характеристику внешней среды организации; - указать используемые на Вашем предприятии методы управления; - охарактеризовать роль руководителя в управлении предприятием, стиль руководства; - привести пример неформальной организации (неформального лидера), существующей на Вашем предприятии, что явилось основой ее появления, оценить степень ее влияния на формальную организацию. План работы может содержать как рекомендуемые по каждой теме вопросы, так и другие, которые студент считает важными. При отсутствии в контрольной работе анализа практики управления и обоснованных предложений по ее улучшению контрольная работа возвращается на доработку. Текст контрольной работы должен сопровождаться цифровыми материалами, графиками, таблицами с указанием источника. Рекомендуется составление качественных таблиц (например, объективные и субъективные факторы, определяющие стиль в управлении), схем (например, типы организационных структур управления). Контрольная работа выполняется в тетради или на листах формата А-4. Все листы необходимо пронумеровать, на обложке следует указать шифр студента. Изложение работы должно быть логически стройным и понятным. При написании допускаются только общепринятые сокращения. По приведенным в работе данным (диаграмм, цитатам, схемам и т.д.) - указать ссылки на источники. Работа должна содержать список используемой литературы. Список должен содержать перечень источников, используемых при выполнении работы и включать не менее пяти источников. Сведения об источниках необходимо давать в соответствии с предъявленными требованиями (автор, название, место, издательство, год издания). Источники располагаются в алфавитном порядке. Выполненная контрольная работа, содержащая все требуемые элементы оформления, представляется для регистрации в деканат заочного отделения, затем, на кафедру социальных технологий в сроки, установленные графиком учебного процесса, но не позднее недели до начала экзаменационной сессии. Если в работе имеются ошибки или недоработки, преподаватель делает соответствующие замечания и отправляет на доработку. Не зачтенная работа возвращается студенту для доработки, затем, с дополнениями или переработанная представляется на кафедру для повторного рецензирования. Без контрольной работы или, с не зачтенной работой, студент к сдаче экзамена не допускается. При затруднениях в выполнении контрольной работы необходимо обращаться за консультацией к ведущему преподавателю. При положительной оценке работа подлежит защите у преподавателя в назначенные сроки. При защите студент четко излагает основные положения работы и отвечает на дополнительные вопросы. Объем контрольной работы не должен превышать 20 страниц ученической тетради с двух сторон или 20 страниц компьютерного текста 14 шрифт Times New Roman, через 1,5 интервала. Работа должна быть написана разборчиво, аккуратно. В конце работы ставятся дата и подпись. 2 ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема 1. Сущность менеджмента в СКСиТ и его значение в условиях рыночной экономики Теоретическая часть Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение. Исторические предпосылки менеджмента. Современные подходы к управлению: ориентация на потребителя, предпринимательский подход, маркетинговая концепция управления и инновационный подход в управлении и т.д. Практическая часть 1. Характеристика организации (предприятия) (см. п. 1.2 настоящих методических рекомендаций) 2. Проанализируйте применение и роль современных подходов в управлении на Вашем предприятии. Литература: [3,4, 8, 9, 11, 12, 16,23,25, 28, 35] Теоретическая часть Исторические предпосылки возникновения. Основные положения классической школы управления. Система управления Ф. Тейлора. Хронометраж движений Ф. Гилберта. Бюрократическая система М. Вебера. Схема управления организацией по Г. Форду. Принципы и функции управления А. Файоля. Применимость и значение концепций в практике современного управления. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций) 2. Охарактеризуйте и оцените степень использования в управлении Вашей организацией (предприятием) положений одной из рассмотренных концепций. Литература: [5,б,7,8,10,12,15,16,19,27, 28, 30, 42,46,50, 54] Тема З. Школа человеческих отношений и поведенческие науки Теоретическая часть Исторические предпосылки возникновения. Формирование управленческого подхода, ориентированного на человека. Исследования Э. Мэйо (Хоторнский эксперимент), теория М. Фоллетт и др. Поведенческие концепции Д. МакГрегора и др. Вклад выдающихся представителей школ в науку управления, использование концепций в практике современного управления. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций) 2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций. Литература: [5, 6, 7, 8, 10, 15, 16, 19, 26, 27, 28, 30,42, 46, 50] Теоретическая часть Организационно-технические концепции управления А.А. Богданова, О.А. Ерманского, А.К. Гастева и др. Социальные концепции П.М. Керженцева, Н.А. Витке и др. Вклад российских ученых в развитие менеджмента как науки. Применение основных положений в практике современного управления. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций. Литература: [6, 15, 17, 27, 38, 42,46] Теоретическая часть Количественные теории управления. Процессный подход в управлении. Концепции системного и ситуационного подходов. Наиболее яркие представители школ и их вклад в теорию менеджмента. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций) 2. Оцените степень использования в управлении Вашим предприятием положений одной из рассмотренных концепций. Литература: [5, 7, 8, 10, 16, 19, 23, 26,27,28,30,42, 46, 50] Тема 6. Системный подход в управлении предприятиями СКСиТ Теоретическая часть Понятие «система», виды систем, их свойства. Элементарная система. Основы системного подхода в управлении. Производство сервисных услуг как система «ресурсы - продукт». Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций) 2. Рассмотрите Вашу организацию как систему, дайте ее обоснованную характеристику по основным критериям (характеру поведения, сложности, отношению к внешней среде и т.д.). Опишите основные свойства данной системы. Проанализируйте использование системного подхода в управлении Вашим предприятием. Литература: [2, 5, 7, 8, ,19, 27, 28, 30, 46, 50] Теоретическая часть Понятие «организация как объединение людей», признаки организации. Характеристика основных составляющих внутренней среды СКСиТ: цели и задачи, структура, технология, персонал. Взаимосвязь внутренних переменных. Взаимосвязь внутренней и внешней сред организации. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Дать характеристику внутренней среды организации по элементам и проанализировать на примере Вашего предприятия взаимосвязь элементов: каким образом изменение одного из элементов внутренней среды (внешней среды) влияет на все другие элементы. Литература: [5, 7, 8, 16, 28, 50] Теоретическая часть Исторические предпосылки необходимости учета факторов внешней среды в управлении организацией. Значение внешней среды СКСиТ. Понятие организации как открытой системы. Среда прямого и косвенного воздействия. Характеристика внешней среды. SWОТ- анализ как один из методов изучения внешней среды. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п. 1.2 настоящих методических рекомендаций) 2. На основе исследования факторов внешней среды провести ее SWОТ -анализ. Литература: [5, 8,16,19,22,28, 30,46] Теоретическая часть Понятие «принцип управления». Кибернетические (общие) принципы управления: принцип обратной связи, закон необходимого разнообразия, принцип преобразования информации, принцип внешнего дополнения, оптимальный подход в управлении. Общие и частные принципы управления социально-экономическими системами: принцип оптимальности, целенаправленности, централизации и децентрализации и т.д. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Привести примеры использования принципов управления применительно к Вашему предприятию. Литература: [2,10, 16,30,46, 50] Теоретическая часть Содержание оптимального подхода. Роль оптимального подхода в управлении организацией СКСиТ, необходимость его применения. Многовариантность развития системы. Критерии оптимальности. Методы поиска оптимальных решений. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. В соответствии с целями, сформулированными для подсистем организации, предложите несколько вариантов их достижения, обоснуйте наиболее эффективный, на Ваш взгляд, вариант. Рассмотрите возможности применения оптимального подхода в управлении Вашей организацией (предприятием). Литература: [13,28, 50] Тема 11. Целеполагание в управлении предприятием СКСиТ Теоретическая часть Понятие «цель». Миссия как основа для выработки целей организации. Значение и примеры миссий. Виды целей, свойства целей, требования к целям. «Дерево целей» как основной метод формирования целей организации. Преимущества метода управления «по целям». Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Построить дерево целей на основе сформулированной миссии предприятия (не менее двух уровней). Литература: [1, 6, 7, 8, 10, 26, 27, 28, 30,46, 50] Тема 12. Функции менеджмента в СКСиТ Теоретическая часть Функции менеджмента: понятие и исторические предпосылки их появления. Понятие «общие функции управления», различные подходы к их выделению. Специфические функции управления: понятие, состав. Взаимосвязь общих и специфических функций управления. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Приведите перечень и содержание общих и специфических функций управления Вашей организацией. Опишите наиболее важные специфические функции, характерные для Вашей организации. Литература: [5, 7, 8, 10,16, 27, 28, 30, 49] Теоретическая часть Перспективный подход в управлении, его сущность и необходимость. Долгосрочное планирование и стратегическое планирование: схемы, процедуры, различия. Стратегия, основные типы стратегий, процесс формирования стратегии. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Определите, какую стратегию реализует Ваша организация, опишите процесс ее формирования. Литература: [7, 8, 10,26, 27,28, 30, 50] Теоретическая часть Сущность и принципы планирования. Этапы и методы планирования. Основные элементы плана и его реализация. Системный подход в планировании. Типы планов. Зарубежный опыт корпоративного планирования. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Опишите систему бизнес-планирования в Вашей организации и процесс планирования на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Покажите практику реализации плана. Обозначьте преимущества и недостатки, существующей на Вашем предприятии, системы бизнес-планирования и предложите меры по ее совершенствованию. Литература: [6, 7, 8, 10, 16,26,28, 30,44, 50] Теоретическая часть Программно-целевой подход в управлении, его сущность и необходимость. Понятие «программа» и ее основные элементы. Виды программ. Порядок разработки программ. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций) 2. Рассмотрите возможность использования программно-целевого подхода в управлении Вашей организацией и на примере одной из проблем предложите вариант целевой программы. Литература: [7, 32, 33, 50] Теоретическая часть Сущность и задачи контроля в системе управления. Контроль как обратная связь в управлении. Области применения контроля. Виды контроля. Процесс контроля и проблемы его осуществления. Эффективность контроля, требования к эффективному контролю. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Опишите систему контроля в Вашей организации и процесс контроля на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Оцените эффективность контроля и сформулируйте предложения по его совершенствованию. Литература: [7,10,16,28,30, 44, 46, 50] Теоретическая часть Понятие «организационная структура управления» и ее элементы в СКСиТ. Характеристика механистических и органических структур управления и их отличия. Основные виды организационных структур (линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, проектная, матричная и др.), их особенности, преимущества и недостатки. Структуры необходимо представить в виде схем. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических указаний). 2.Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии: укажите ее тип, выделите уровни управления (высший, средний, нижний). Опишите особенности каждого уровня, увяжите существующую структуру с требованиями по нормативам управляемости. Укажите недостатки существующей организационной структуры управления и предложите направления ее совершенствования. Литература: [7, 8, 10, 16,27, 28, 30, 36,46,47, 50] Тема 18. Проблемы централизации и децентрализации при построении структур управления в СКСиТ Теоретическая часть Понятия «централизация» и «децентрализация». Преимущества и недостатки централизованного и децентрализованного управления. Степень централизации и децентрализации. Показатели, используемые для оценки степени централизации (децентрализации). Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Проанализируйте организационную структуру на Вашем предприятии. Выделите уровни управления. Оцените степень централизации (децентрализации) в управлении предприятием. Опишите факторы, определяющие степень централизации и децентрализации на Вашем предприятии. Предложите свой вариант распределения полномочий в управлении предприятием. Литература: [7, 8, 10, 15,27,28] Тема 19. Информационная природа управления в СКСиТ Теоретическая часть Понятие «информация», информация как ресурс и продукт системы управления. Управление как процесс преобразования информации. Этапы получения управленческой информации. Классификация информации. Требования к информации, используемой в управлении. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. В соответствии с приведенной классификацией укажите виды информации, используемой на Вашем предприятии. Опишите процесс прохождения информации одним из примеров. Укажите проблемы, существующие при передаче и переработке информации, и предложите меры по совершенствованию информационного процесса. Литература: [7, 10,20,28, 30, 37,46, 51] Тема 20. Коммуникационный процесс в организации СКСиТ Теоретическая часть Сущность коммуникационного процесса. Элементы и этапы коммуникационного процесса, виды коммуникаций в организации. Формы и стили коммуникационных процессов. Эффективность коммуникационных процессов. Проблемы, возникающие в процессе коммуникации, и пути их решения. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Опишите коммуникационный процесс на примере «руководитель - подчиненный» либо «подчиненный - руководитель», его эффективность, возникшие проблемы и предложите направления его совершенствования. Литература: [1, 5,7, 8,10,28] Тема 21. Управленческие решения в СКСиТ Теоретическая часть Понятие «управленческое решение», роль решения в управлении. Решение как элемент обратной связи. Типы проблем и методы подготовки решений. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Основные этапы в подготовке и принятии управленческого решения. Методы выработки управленческих решений. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Приведите примеры проблем различных типов в управлении Вашей организацией. На примере одной из проблем рассмотрите основные этапы подготовки и принятия управленческого решения и укажите используемые методы выработки решений. Литература: [7, 8, 10,13,16, 30,27, 28,46, 50] Тема 22. Методы управления в СКСиТ Теоретическая часть Понятие «метод управления». Основные методы управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Их общая характеристика, место в системе управления, характер воздействия. Практическая часть 1 Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Приведите примеры ситуаций на Вашем предприятии, в которых использовались преимущественно следующие методы управления: - административные, - экономические, - социально-психологические. Конкретизируйте их содержание. Оцените эффективность их применения. Литература: [7, 14, 16,21,29,46, 50] Теоретическая часть Понятие «мотивация». Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга, теория Д. МакКлелланда. Применимость теорий в практике управления организацией. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из содержательных теорий мотивации (или элементы теорий) используются в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования. Литература: [1, 6, 7, 8, 16, 19,28,30, 45, 49] Тема 24. Процессуальные теории мотивации в СКСиТ Теоретическая часть Понятие «мотивация». Мотивация деятельности и ее значение в системе менеджмента. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера и др. Применимость теорий в практике управления организацией. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Опишите систему мотивации в Вашей организации. Какие из процессуальных теорий мотивации (или элементы теорий) могут использоваться в практике управления. Укажите преимущества и недостатки существующей системы мотивации, направления ее совершенствования. Литература: [1, 6, 7, 8, 16, 19, 28, 30,45,49] Тема 25. Теории управления человеком Теоретическая часть Обзор теорий управления человеком. Теории «X» и «У». Американский и японский подходы к управлению на примере теорий «А» и «Z». Связь теорий управления человеком со стилями управления. Анархический стиль управления как попытка совершенствования теории «X» и «У». Вклад теорий в развитие менеджмента. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических указаний). 2. Проанализируйте стиль управления руководителя Вашей организации (или одного из подразделений). Какой из теорий он больше соответствует и почему? Сформулируйте преимущества и недостатки существующего подхода к управлению человеком. Литература: [6, 7, 8, 19, 28, 30, 31, 34, 49, 50] Теоретическая часть Понятие «стиль руководства». Одномерные стили управления: авторитарный, демократический, либерально-попустительский, их сущность, разновидности. Многомерные стили управления: управленческая решетка Блейка-Мутона. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. В соответствии с основными секторами управленческой решетки Блейка –Мутона проведите классификацию стилей управления в различных отделах и подразделениях Вашей организации. Литература: [1, 6, 7, 8, 16, 28, 45, 46] Тема 27. Управление конфликтами в организациях СКСиТ Теоретическая часть Сущность конфликтов в коллективе, причины возникновения конфликтных ситуаций. Типы конфликтов, последствия конфликтов для организации. Методы управления конфликтной ситуацией. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Приведите примеры конфликтов на Вашем предприятии, укажите причину их возникновения, этапы развития конфликтной ситуации, методы ее разрешения и оцените последствия конфликта. Литература: [6, 7, 8, 16, 28, 30,46, 50] Теоретическая часть Понятие группы, формальные группы, неформальные группы. Стадии формирования группы. Факторы, определяющие эффективную работу группы. Оптимальное распределение ролей в группе. Причины появления неформальных групп. Управление формальными и неформальными группами. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. На примере формальной группы укажите: - на какой стадии развития она находится и почему, - распределение ролей в группе, - методы управления группой, - оцените эффективность работы группы исходя из поставленных целей, - сформулируйте предложения по улучшению работы группы. Литература: [5, 8,16, 28, 30,46] Тема 29. Руководство в организациях СКСиТ: власть и личное влияние Теоретическая часть Понятие власти. Цель власти. Средства власти. Взаимосвязь понятий «власть», «влияние», «руководство». Формы власти. Баланс власти в управлении: влияние руководителя на подчиненных, влияние подчиненных на руководителя. Руководитель и лидер. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2. Проанализируйте формы власти, которые используются в Вашей организации (на предприятии) в различных ситуациях; что обусловило ту или иную форму власти, какие факторы ее определили. Является ли Ваш руководитель лидером, дайте обоснованный ответ. Приведите примеры баланса власти. Литература: [5, б, 18,28,30, 35] Теоретическая часть Управленческий труд: его характеристика и особенности. Управленческий персонал: состав, характеристика. Виды разделения труда менеджеров. Требования к менеджерам. Менеджер и предприниматель. Типы управленческого труда. Уровни управления. Практическая часть 1. Характеристика организации (см.п.1.2 настоящих методических рекомендаций). 2.Используя организационную структуру управления, распределите управленческих работников по уровням управления и проследите изменение управленческих ролей по уровням. Приведите классификацию управленческих работников, наиболее приемлемую для Вашей организации. Литература: [10, 30, 39,48, 53, 55] РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента: Учебно-практич. пособие - М.: Изд - во «ПРИОР», 2008. - 288 с. 2. Бир С. Кибернетика и управление производством. - М.,2003. -276 с. 3.Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: «ИНФРА-М», 2007.- 343с. 4.Бовыкин В. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. -М.: Экономика, 2007. - 366 с. 5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: «ИНФРА-М», 2009. - 256 с. 6. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юристъ, 2004. - 244 с. 7. Веснин В.Р.Основы менеджмента: Учебник. - М.: Ин-т международ. права и экономики. Изд-во «Триада, ЛТД», 2006.- 384 с. 8. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. Изд.2-е - М.: «Фирма Гардарика»,2006. - 416с. 9.Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: «ИНФРА-М», 2008. - 189 с. 10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 501 с. 11. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - В 2-х томах./ Науч. ред. С.В. Емельянов. - М.: МНИИПУ, 2006. 12. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. -М.: Дело, 2006.- 271 с. 13.Друкер, Питер. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М.: Изд-во торгового дома «ГРАНД», ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 285 с. 14.3аицев Б.Ф. Система методов управления. - М, 2009. 15. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.: «ИНФРА-М», 2007. - 256 с. 16.Лабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: НГГЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2007. - 284 с. 17. Корицкий С.С; Лавриков А.А., Омаров Р.Р. Советсغ̀䓰䌀䏠䑀䌰䒠䍠䎀䊀ˀ̀䏰䋠̀䏠䐐䌐䒰䌰䍠䎀䌠䌀䏐䒀䋠̀䊀Ѐ䏐䒠䌐䏰䒰䌰䐀䌠䐀䍠䎀䊀̀䓰䌀䏠䓀䒰䎀䎰䍐䏐䓐䒰䉐ˀ̀䎀䓐䑀䌀䐀䐐䐠䐀䌰䒠䐠䐰䌀䓐䒰䉐̀䊀̀䑀䐀䌰䌰䒀䉐̀䏠䐐䎠䍐䒠䌠䏠䈠ˀ̀䎠䓠䌠䓠䐀䎰䊐̀䌠䎠䒰䓠䍰䌀䑐䈠̀䈠Ѐ䌐䍐䐐䋰̀䎀䏐䍠䍐䏐䑐䌀䏐䋠ϐ䎠䏠䓐䐐䌰䒰䓀䌠䐀䍠䎀䏠䏐䓐䎰䉐Ѐ䐰䌐䒰䌰䌰䊀̀䒀䐐䌐䎰䍐䍀䏠䌠䐀䌠䍐䒰䓀䌐䎠䏠䌰䋠ˀ̀䓰䌀䏠䍐䒠䌠䏐䋠ϐ䎠䏠䓐䐐䐠䐀䌰䒠䌠䓠䐀䌐䎠䏠䌰䋠ˀЀ䌀䐀䐐䕰䐐䌠䏐䋠ϐ䌀䏐䌀䎰䒀䌠䒀䍰䑐䌐䎠䏠䌰䋠Ѐ䍐䐀䌀䌀䒠䌠䑐䌀䈀ˀ̀䏰䋠̀䏰䏠䍀䌰䓠䌠䏠䌠䎠䉐Ѐ䌠䑐䍐䏐䎀䎠䋠Ӑ䏐䎠䏠䏐䏠䏀䒀䍰䑐䌐䎠䒀䉐̀䏠䌐䓠䌐䏐䏠䌠䌀䏐䎀䊐ˀ̀䐠䒰䌀䌀䌐䓠䌠䎠䉐Ѐ䀀ᇀြƀဌᇼကჀწეᇴလᇔငშᇀြᇰᄬငᇬူÈÀƴနჸაჸèᅨကᇀဈშრფრჰეჴჴჸფƀငᇼကჀᇸလჴრშ¸´ၰ¸èႴშჸჴჸჰრშჀ°ÄääÀ¸4Äà¸ၨᇸᄀဈᇠင°ၐიჸჴ¸ၴჀფარƀငჸფᇼᄌᄈူჰეჴეაიჰეᇴဈე¸´ၰ¸è၀ფᅨᄰး°ÈÀÀȸ´Ôǔင¸4Ää¸ႄᇸနჴჸၼ¸၀¸რᇐက¸ၰეჴეაიჰეᇴဈ¼ၼ¸၀¸ၨᇸနჴჸ°၈¸၀¸ၰრᇨᄀးშჸ°ႄ¸ၔ¸ၨჸჰᇀကჸ¸´ၰ¸è႐რჴჀᇴᄄာრƀᄄဈᇀဈᇠᄄဈრშჀ°ÈÀÀ̸´ÈÈÐƀင¸4ÈÀ¸ᅨဌნჴᇔဘჸႸ¸၈¸°ၼჸაწᇔငᇴᄬန၈¸ၠ¸ᅸငჴჸᇈာჰეჴეაიჰეᇴဈჀèᆌလეჄ¸ჼᇸငჸჄრე¸´ႄၼჄ¸èၠნა´ჸʀ¬ၸၬ၄ၠኄì°ÈÀÀܸ´ÄäÈƀင¸4ÈĸၬეჄეაეၸ¸ႈ¸°ၨჀᇴူშჸᇈငშᇀြ၀¸ႀ¸ᅸငჴჸᇈာჰეჴეაიჰეᇴဈჀèᆌလეჄ¸ჼᇸငჸჄრე¸´ႄၼჄ¸°ၠნაᇀဈ¸აჸჰၰრၰ°ÈÀÀܸ4Èȸၬᇸကეᇴဘၼ¸°ၬᇸᄀဤၐ¸ၴეჸᇼကეაეწეჴჴᇸᄄᄈူᇄကᇸငჀᇔဈᇸငჴჸჴჸფᇈာნჸƀကᇀဘრჸჴჀᇬူჴᇸᄄဈრ¼¼ᆔကᇔᄄဈჸჰᇀဈᇠြè´ႄၼჄ¸èႰÄ葘ႄ°ÈÀÀи´ႄ¸Ôà´Øи4È̸ᅬဴჴაၼᇠဈᇔကႴ¸ၰეჴეაიჰეᇴဈ´ᇠငᇨᄌᄄᄄဈჸƀဌᇼကჀᇬᄼᄈူèႄეᇨကᇔᄈာრჸᇼᄬဈᇼကჀᇨဈᇠလᇔငშჸჸჰეჴეაიჰეᇴဈჀ¼ၼᇔက¸ƀငჀჴწ¸ၰ¸Ⴀᇔᄀဠეᇈငშჸფᇼကრƀᄌလᇀᄄဈრრၰ¸ᅸကწჸჀ¸´ၰ¸èʀ¬ၠၴ႐ႀ၀´ተì°ÈÀÀÔ¸´ÄÐÐƀင¸4ÈиၰჀჴეᇠလ၈¸ၔ¸ႴშჸჴჸჰᇠလᇔငშრეაᇠငᇨᄌᄄငრრÈÀƴနჸაჸ¸´ၰ¸èႴშჸჴჸჰრშჀ°ÈÀÀ临ÄÐÀƀင¸4ÈÔ¸ၰეჴეაიჰეᇴဈƠငჸᇈကეჰეჴᇴာფƀကᇸᄄငრᇤငშრფჰეჴეაიჰეᇴဈ¤èᆌလეჄჴრშაᇬြᇈဌნჸ¼႐¸ၰ¸ᆀᄌငრჴჸ°ၰ¸ၬ¸ႀჀᇜဌ°၈¸၀¸ၐეჴᇠငჸრᇐက¸ၼჸაƀကეა¸႐¸ၰ¸ᆀᄌငრჴჸჀ°ၰ¸ၬ¸ႀჀᇜဌ¸ႀᇸင¸ƀဴშჸჴ¸ჀშჀა¸რჰ¸၌¸၈¸ၼწᇔနჀჴჸჀ°၌ᇸင¸ƀဌჴƴဈƀဌᇼက¸°ႀᇸင¸ჀშჀა¸ᇸင¸ƀငᇬဌიᇄာᇼကრᅼကენრაეᇴဈეႀ႐¸´ၰ¸è႐၄ၨ´ၼႀၔႄႄ°ÈÀÀิÔÀÐƀင¸4Èظၰეჴეაიჰეᇴဈრƀᄀာჴჸშè၌ᇔကჰჀᇴငშᇀြჰჸაეᇬူèᆌလეჄ¸ჼᇸငჸჄრე¼ၼჸაƀကეა¸ᇼကᇸတ¸ႌ¸ႀᇸကჀრᇼကᇸတ¸ႄ¸ၐჸწჸჀ¸´ၰ¸èၠნა´ӈх содержание и взаимосвязь. - М.: Экономика, 2004. З0.Основы менеджмента: Учеб. пособие / Научн. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2007. -432 с. 31.Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. -М., 2004. 32. Поспелов Г.С., Ириков В.А. Программно-целевое планирование и управление. - М.:Советское радио, 1976. ЗЗ. Проблемы программно-целевого планирования и управления/ Под ред. Г.С. Поспелова. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2001. - 464 с. 34. Пшенников В.В. Японский менеджмент: 27 уроков для нас. - М.: ЗАО «Япония сегодня», 2007. - 191 с. 35.Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А. Менеджмент в организации. - М.: РАГС «Экономика», 2005. 36.Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя/ Под ред. В. Красновой, А.Привалова. - 2-е. изд. - М.: ЗАО «Журнал эксперт», 2007. - 176с. 37.Сивиринов Б.С. Основы теории управления: Учеб.-методич. пособие. - Новосибирск,2006. З8.Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. - М.: Экономика 2001. 39.Современный менеджмент // Российский экономический журнал 1995, №10, с. 63-78. 40.Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учебник.-М.:Вестник 2007.-336 с. 41.Управление организацией: Учебник / Азоев Г.Л., Баранчеев В.П., Гунин В.Н. и др. Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина Н.Н. - Гос. акад. упр. им. Серго Орджоникидзе. - Изд.2-е, доп. и перераб. - М.: «ИНФРА-М», 2008. - 668 с. 42.Уткин Э.А. История менеджмента. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Изд-во ЭКМОС, 2007. - 224 с. 43.Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «Зеркало», 2008. - 448 с. 44.Фалмер М. Роберт. Энциклопедия современного управления в пяти томах. - М.: ВИПКэнерго, 2002. 45.Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: АО «Бизнес школа Интел-Синтез», 2007. -112 с. 46.Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учеб.-практич. пособие, 2-е изд. - М.: ЗАО «Бизнес школа Интел-Синтез», 2007. - 352 с. 47.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие - М «ИНФРА-М», 2006. - 224 с. 48.Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика / Рос. Акад. наук. -М.: Наука, 1993. - 176 с. 49.Шеметов П.В. Практический менеджмент: Учеб. пособие. - Новосибирск: НИНХ,2003.- 129 с. 50.Шеметов П.В. Элементы научного управления: Учеб. пособие. - Новосибирск: НИНХ, 2002.- 193 с. 51.Шипунов В.Г. Основы управления. - М.: Специалист, 2003. 52.Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.:Специалист, 2002. 53.Штемманн Петер, Венцель Манфред. Секреты преуспевающего менеджера: Пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт», 2008. -128 с. 54.Эмерсон Гаррингтон. Двенадцать принципов производительности: Сб. норматив. документов с коммент.: Пер.с англ.- М.: Бизнес-информ 2007.-197 с. 55.Якокка Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ. / При участии У. Новака.- Тольятти: Издат. дом «Довгань», 2007. - 350 с. Смотрите также:
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности
633.83kb.
Темы контрольных работ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «История и культура региона» для студентов заочной формы обучения
62.21kb.
Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работы одобрено кафедрой «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»
311.9kb.
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине " Теоретическая физика"
225.79kb.
Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся по специальности
239.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства Дисциплина входит в цикл днм
272.66kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Методические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности пестицидов для медоносных пчел
409.02kb.
Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"
189kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
521.45kb.
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
727.64kb.
|