Главная |
страница 1
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»Будович Ю.И. МАКРОЭКОНОМИКА Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работыМОСКВА 2012Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»Будович Ю.И. МАКРОЭКОНОМИКА Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работыОДОБРЕНО кафедрой «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование» протокол № 1 от 31.08.2012 г. Зав. кафедрой р. Проф. Д.Е. Сорокин 2012г. МОСКВА 2012УДК 330.101.541(076.52) ББК 65.012.3с Б 90 Макроэкономика: Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы / Будович Ю.И.— М.: Финуниверситет, кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование», 2012. — 30 с. Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Макроэкономика» предназначены для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика (программа подготовки бакалавров), содержат организационный раздел, основные требования к лабораторной работе, критерии оценки, примерную тематику работ, приложения. Учебное изданиеКомпьютерный набор, верстка Ю.И. Будович Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman Усл. п.л. 2,0 Изд. № ________Тираж ____ экз. Заказ № ________ СОДЕРЖАНИЕОрганизационно-методический раздел 4 Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы 8 Общие критерии оценки лабораторной работы 16 Примеры заданий по темам лабораторных работ и соотнесение их с темами дисциплины «Макроэкономика» 17 Примерная тематика курсовых работ 25 Перечень источников информации 25 Приложения 29 Целью выполнения лабораторной работы является углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплине «Макроэкономика», развитие способностей анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях происходящих в обществе, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и прогнозировать развитие экономических процессов и явлений на макроуровне. Задачи лабораторной работы Задачами лабораторной работы является закрепление знаний и навыков по вопросам:
Место лабораторной работы в профессиональной подготовке бакалавра Лабораторная работа является одной из форм контроля самостоятельной работы студента. Лабораторная работа – одни из видов самостоятельной практической работы студентов с элементами научного анализа, занимающая промежуточное положение между теоретическим обучением и практическим обучением и является средство связи теории и практики. Выполнение лабораторной работы является важным звеном в выработке навыков самостоятельного изучения экономической науки, глубоком усвоении ее положений, выводов, законов, с целью приобретения опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо дипломированному специалисту в его трудовой деятельности. В результате написания выполнения лабораторной работы по дисциплине «Макроэкономика» студент должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК) - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); б) профессиональными (ПК):
В результате выполнения лабораторной работы студенты должны:
Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работыЛабораторная работа является важнейшей формой самостоятельной работы студента. Лабораторная работа выполняется в том семестре, в котором она присмотрена рабочим учебным планом. Написание лабораторная работа является подготовкой студентов к дальнейшей научно-исследовательской работе: во-первых, приобщает студентов к творческой работе с экономической литературой и статистическими данными, приучает находить в них основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы; во-вторых, будущий специалист привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать результаты своего исследования и учится связывать теоретические вопросы с практикой. Успешное выполнение лабораторной работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и выполнения, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются. Подготовка к написанию лабораторной работы начинается с выбора темы. Преподаватель (научный руководитель), ведущий семинарские занятия, знакомит студентов с примерным перечнем тем лабораторного исследования. Лабораторная работа выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры самостоятельно. Тему своей лабораторной работы студент выбирает из предлагаемого перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной (темы в одной группе могут совпадать, но при этом должны быть различны периоды, за которые производится анализ или страны или группы стран, с которыми будет произведен сравнительный анализ). Временной период, за который будет проведен анализ макроэкономических показателей, выбранный из предложенного в данных методических указаниях (1998-2011гг.) устанавливается по согласованию с преподавателем, также согласовывается, в случае необходимости страна или перечень стран по которым будет произведен сравнительный анализ. Вся подготовительная работа (подбор литературы и составление плана с руководителем и т.д.) завершается не позднее двух месяцев до срока сдачи лабораторной работы. Лабораторная работа выполняется на компьютере (гарнитура Times New Roman, шрифт 14) через 1,5 интервала с полями: верх, низ -2; правое – 3; левое - 1,5. Отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные. Таблицы, графики, диаграммы и рисунки встраиваются в текст работы. При этом таблицы обязательно должны иметь заголовок, размещаемый над табличным полем, а графики, диаграммы и рисунки –подписи под ними. При наличии в работе нескольких таблиц и/или рисунков их нумерация обязательна. Страницы текста нумеруются в правом нижнем углу. Объем работы рекомендуется в пределах 1-1,5 п.л. (16-24 стр. на компьютере через 1,5 интервала). Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать, систематизировать и переработать нужный материал. К тексту лабораторной работы в обязательном порядке прилагается оформленный по форме список использованной литературы. При составлении списка литературы в перечень включаются только те источники, которые действительно были использованы при подготовке к написанию лабораторной работы. Список использованной литературы составляется строго в алфавитном порядке в следующей последовательности: законы РФ и другие официальные материалы (указы, постановления, решения министерств и ведомств); печатные работы (книги, монографии, сборники); периодические издания (газеты, журналы и т.д.); сайты Интернета. В тексте обязательны ссылки на литературные источники, лучше всего подстрочные. Каждая лабораторная работа должна иметь: 1. Титульный лист. 2. План. 3. Введение с обоснованием выбора темы. 4. Текстовое изложение материала (разбитое на разделы с заголовками, соответствующими плану). 5. Список использованной литературы. Лабораторная работа предназначена для закрепления теоретических знаний и освоения студентами практических навыков и приемов проведения макроэкономического исследования. В процессе выполнения работы предстоит выполнить следующие виды работ: 1. Составить план исследования. 2. Отобрать источники информации. 3. Спланировать и организовать сбор первичной информации. 4. Систематизировать собранную информацию. 5. Представить полученные результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. 6. Произвести анализ полученных данных. Составление плана исследования План исследования должен содержать, формулировку цели и постановку задач исследования; характеристику метода сбора информации; характеристику источников информации. К формулировке цели исследования следует отнестись серьезно. Необходимо хорошо изучить состояние проблемы, проанализировать уже известные факты, относящиеся к ней, и на этой основе определить, какие дополнительные сведения необходимы, и каким образом их можно получить. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель исследования являются залогом его успешного проведения. Подбор информационных ресурсов При подборе информационных ресурсов следует учитывать, что основная часть лабораторной работы строится на основе конкретных статистических и аналитических материалов. При подборе необходимых источников целесообразно использовать доступ к информационным ресурсам библиотечного комплекса Финансового университета, так как ко многим материалам может не быть свободного бесплатного доступа вне сети библиотечного комплекса Финуниверситета. Для правильного проведения лабораторной работы необходимо:
Результаты проведенного статистического анализа студент представляет в виде аналитических таблиц, графиков и/или диаграмм. Завершающим этапом исследования является проведение анализа полученных результатов, в котором даются ответы на все поставленные вопросы, предусмотренные темой исследования, подтверждаются или опровергаются гипотезы, выдвинутые в начале исследования, предлагаются конкретные рекомендации. 6. Список использованной литературы. Работа над текстом лабораторной работыПосле того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить план. Составление плана позволяет сформировать основу лабораторной работы и уже на этом этапе обозначить ее контуры. План необходимо согласовывать с научным руководителем. «Введение» Во «Введении» на 2—3 страницах необходимо обосновать выбор темы, актуальность данной проблематики, указать цели и задачи исследования, отразить методологию (использование различных методов исследования), объекты исследования. Основная часть лабораторной работы Основная часть лабораторной работы состоит из трех основных разделов. 1-й — Теоретический. В нем раскрывается содержание основных понятий, категорий и терминов, порядок расчетов тех или иных макроэкономических показателей, на основании которых будет производиться лабораторная работа. 2-й — Практический. В нем представляются фактические данные, т.е. макроэкономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала, действующих нормативных актов. Для проведения дальнейшего анализа большие статистические материалы и цифровые данные необходимо по возможности сгруппировать, проклассифицировать, для наглядности подвергнуть обработке и свести в обобщающие графики или диаграммы. При написании данного раздела необходимо использовать современную и достоверную экономическую, финансовую и статистическую информацию, характеризующую состояние рассматриваемых вопросов. 3-й – Аналитический. В данном разделе проводится анализ представленных во втором разделе данных. В результате проведенного анализа необходимо определить закономерности и тенденции изучаемого явления, найти аргументацию для обоснования своего методологического подхода или собственного мнения по изучаемому вопросу. В данном разделе производится сравнение зарубежного опыта с российскими особенностями (если предусмотрено темой). В этом разделе должна быть отражена специфика данного явления на конкретных примерах, предложены основные пути и направления решения проблем, выявленных при проведении исследования. Главная задача данного раздела научиться обрабатывать фактический материал для того чтобы смочь сделать правильные выводы и обобщения, а также увязать теорию с практикой современной действительности. Лабораторная работа сдается в печатном виде. Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. В «Плане» напротив соответствующих разделов в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.
Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. — 2006. —№ 2.), статистические сборники и справочники;
Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация (образец оформления списка литературы см. Приложение № 2). Срок сдачи лабораторной работы определяется по согласованию с преподавателем. Защита курсовой работы Завершающим этапом в выполнении лабораторной работы является ее защита, то есть демонстрация знания темы исследования, умение отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель — студент), а может быть и публичной, происходить в студенческой группе. На защите студент должен показать свое умение осуществлять сбор, анализ и обработку исходных данных, необходимых для расчета определенных экономических и социально-экономических показателей, предусмотренных темой лабораторной работы, способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, необходимых для решения поставленных задач, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей. Студент в процессе защиты лабораторной работы должен кратко сообщить основные результаты исследования (желательно представить результаты в виде презентации в PowerPoint). Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые научным руководителем по теме лабораторной работы, поэтому студент должен подготовиться к вопросам, которые могут быть заданы по теме исследования. Окончательная оценка лабораторной работы определяется преподавателем в процессе защиты лабораторной работы. Если студент хорошо подготовился к защите, дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания научного руководителя, высказанные в ходе выполнения лабораторной работы, а также ответил и на дополнительные вопросы научного руководителя, то окончательная оценка лабораторной работы может быть повышена. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабые способности правильно представить результаты проведенного анализа статистических данных и обосновать полученные выводы, то оценка может быть снижена. Общая оценка отражает сложившуюся в Финансовом университете 100-балльную систему оценки знаний. Шкала итоговых оценок: 51—69 баллов— 3 (удовлетворительно); 70—85 баллов — 4 (хорошо); 86—100 баллов — 5 (отлично). ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И СООТНЕСЕНИЕ ИХ С ТЕМАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА» Исследование макроэкономических процессов в России и зарубежных странах1 в 1998-2011 гг.2 Национальная экономика: структура и средства измерения результатов её функционирования
Задание: Представьте и проведите сопоставление структуры производства ВВП в ведущих странах мира и в России: доли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Сопоставьте реальный и финансовый секторы. Наступил ли положительный перелом в динамике ВВП? Либо наблюдается временное улучшение показателей?
Задание: Представьте данные и проведите сопоставление отраслевой структуры национальной экономики России и ведущих стран мира. Первичный, вторичный и третичный секторы экономики. Экономика услуг. Информационная экономика. Является ли отраслевая структура России прогрессивной отраслевой структурой национальной экономики? Существует ли необходимость структурной перестройки российской экономики?
Задание: Представьте и проведите сопоставление объемов легальной и теневой экономики в России и ведущих странах мира. В каких отраслях особенно велика доля теневой экономики? В чем состоят проблемы учета натурального производства и теневой экономики? Как влияет на основные макроэкономические показатели наличие теневой экономики в России и других странах? Макроэкономический анализ закрытой экономики
Задание: Представьте и проведите сопоставление основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Определите, в каких регионах существуют положительные, а в каких негативные тенденции с демографической, экологической ситуацией, в области занятости и безработицы, в динамике денежных доходов и потребительских расходов населения; в области охраны здоровья, образования и культуры, жилищном фонде, криминогенной обстановке; инвестициях, индексах цен (тарифов) на товары и услуги.
Задание: Представьте и проведите сопоставление макроэкономических показателей, освещающих положение в организации отдельных видов экономической деятельности и сведения о доходах бюджетов субъектов Российской Федерации, кредитных вложениях и финансовом состоянии организаций субъектов РФ. Проанализируйте состояние субъектов РФ.
Задание: Представьте опережающие индикаторы по видам экономической деятельности в России. Проведите анализ и сделайте вывод о состоянии и тенденциях делового климата на основании удельных весов оценок респондентами уровня или изменения показателей предпринимательской деятельности. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
Задание: Представьте данные и определите динамику объемов промышленной продукции, инвестиций и объемов ВВП, удельный вес потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в общем объеме импорта Российской Федерации. Достаточны ли объемы инвестиций в российской экономике? Макроэкономическая нестабильность: инфляция
Задание: Представьте и проведите оценку инфляционных процессов в России. Определите, какую роль в развитии инфляционных процессов в России играют следующие факторы: — рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий изменение валютного курса рубля, рост или снижение денежной массы, изменение валютных резервов ЦБ.
Задание: Представьте и проведите сопоставление индексов потребительских цен в России и зарубежных странах. Определите, как изменение потребительских цен влияет на инфляционные процессы. Макроэкономическая нестабильность: безработица
Задание: Представьте динамику номинальной и реальной заработной платы, инфляции в России и одной из ведущих стран мира. Сопоставьте динамику номинальной и реальной заработной платы с уровнем инфляции в соответствующие годы. Какие можно сделать выводы из полученных сравнений?
Задание: Представьте и оцените уровень российской безработицы. Все ли безработные попадают в статистические данные по безработице? Как Вы считаете, есть скрытая безработица в России? Среди каких групп населения наблюдается наиболее высокий уровень безработицы.
Задание: Представьте данные, полученные при проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы): численность и состав экономически активного населения, занятых и безработных, уровень экономической активности населения и безработицы. Проанализируйте представленные данные и определите причины незанятости, продолжительности безработицы. Также покажите основные характеристики экономически неактивного населения.
Задание: Представьте данные по уровням безработицы и инфляции в ведущих странах мира и в России. Построите кривую Филипса с использованием реальных показателей. Определите, прослеживается ли взаимосвязь между уровнями безработицы и инфляцией? Общественный сектор экономики
Задание: Представьте данные, характеризующие состояние окружающей среды, наличие и использование природных ресурсов в России (данные о затратах на охрану окружающей среды, материалы по земельным и лесным ресурсам и их охране, особо охраняемым природным территориям и животному миру, охране и использованию водных ресурсов, охране атмосферного воздуха, образованию и использованию отходов производства и потребления, сведения об охране окружающей среды в городах и поселках городского типа). Проанализируйте достаточно ли уделяется государством внимания вопросам защиты окружающей среды, существует ли положительная динамика в состоянии окружающей среды?
Задание: Приведите обобщающие демографические показатели, характеризующие процессы воспроизводства населения в России: данные об административно-территориальном делении, изменении численности и возрастно-половом составе населения, его размещении на территории Российской Федерации, о рождаемости и смертности, брачности и разводимости, миграции. Проанализируйте социально-экономические последствия динамики демографических показателей на экономическую ситуацию в стране.
Задание: Представьте динамику показателей отражающих социальные процессы и условия жизни населения России: условия труда, размер и структуру денежных доходов, и их распределение по различным социально-экономическим группам населения; уровень оплаты труда, социальное обеспечение и социальную помощь, жилищные условия, состояние здоровья населения, развитие системы здравоохранения и образования.
Задание: Приведите данные, отражающие развитие потребительского рынка товаров и услуг, транспорта и связи, учреждений культуры, туризма и отдыха, состояние окружающей среды, криминогенную ситуацию в России и других зарубежных странах. Сопоставьте эти данные и оцените полученные результаты. Общественные финансы
Задание: Представьте данные о доходах, расходах и дефиците или профиците консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, поступлении налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Проведите оценку состояния российского бюджета. К какому бюджету, по Вашему мнению, должно стремиться наше правительство: сбалансированному (доходы равны расходам), дефицитному или профицитному?
Задание: Представьте данные о финансовых результатах, денежных поступлениях, оборотных активах, имуществе, платежеспособности, инвестиционной деятельности предприятий и организаций, рынке ценных бумаг, страховом и валютном рынках, вкладах населения в России. Покажите динамику и проведите анализ по Российской Федерации в целом, а также по федеральным округам, республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. Теоретические основы кредитно-денежной политики государства
Задание: Представьте и проведите сопоставление структуры денежной массы, нормативов процентных ставок в России и ведущих зарубежных странах. Определите, как от этих показателей зависит установление равновесия на денежном рынке, и покажите механизм его установления.
Задание: Представьте и проведите оценку динамики норм обязательных резервов, учетных ставок процента Центрального Банка и динамику операции на открытом рынке в России. Проанализируйте действия Центрального банка в условиях подъема экономики и в периоды кризисов (1998 г. и 2008 г.). Макроэкономический анализ открытой экономики
Задание: Представьте и проведите сопоставление важнейших экономических показателей России и отдельных зарубежных стран. Какие показатели позволяют судить об уровне экономического развития той или иной национальной экономики?
Задание: Представьте и проведите оценку торгового баланса России? Проанализируйте информацию и определите, какая наблюдается динамика в объемах экспорта и импорта Российской Федерации в целом и по важнейшим товарам, во внешнеэкономических связях России со странами-партнерами. Какую роль играет сальдо платежного баланса в реальном денежном росте на внутреннем рынке? ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ3 Исследование макроэкономических процессов в России и зарубежных странах4 в 1998-2011 гг.5
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
в т.ч., каталог публикаций http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ (Журналы):
Приложение № 1 «Оформление титульного листа лабораторной работы» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финуниверситет) Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»ЛАБОРАТОРНАЯ работа на тему: «АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, НАЛИЧИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ» Выполнил: студент группы ФК 2-1 Иванов А.Б. Научный руководитель: д.э.н., доцент Будович Ю.И. Москва 2012 Приложение № 2 «Образец оформления списка литературы» I. Официальные документы:
II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:
III. Статьи из периодических изданий:
IV. Интернет-ресурсы:
1 Страна или ряд стран, с которыми будет производиться сравнение или сопоставление согласовывается с научным руководителем. 2 Временной период исследования может быть сокращен и определяется по согласованию с научным руководителем работы. 3 Темы могут уточняться по согласованию с научным руководителем работы. 4 Страна или ряд стран, с которыми будет производиться сравнение или сопоставление согласовывается с научным руководителем. 5 Временной период исследования может быть сокращен и определяется по согласованию с научным руководителем работы. Смотрите также:
Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работы одобрено кафедрой «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»
311.9kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности
633.83kb.
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине " Теоретическая физика"
225.79kb.
Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся по специальности
239.17kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Методические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности пестицидов для медоносных пчел
409.02kb.
Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"
189kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
521.45kb.
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
727.64kb.
Методы и средства обработки видеоинформации методические рекомендации
209.13kb.
Кафедра «технология машиностроения» исследование режимов
105.21kb.
|