Главная страница 1

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»




Будович Ю.И.
МАКРОЭКОНОМИКА

Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работы




МОСКВА 2012

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования



«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»




Будович Ю.И.
МАКРОЭКОНОМИКА

Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работы





ОДОБРЕНО

кафедрой «Макроэкономика и

макроэкономическое регулирование»

протокол № 1 от 31.08.2012 г.

Зав. кафедрой

р.

Проф. Д.Е. Сорокин

2012г.


МОСКВА 2012


УДК 330.101.541(076.52)

ББК 65.012.3с

Б 90

Макроэкономика: Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы / Будович Ю.И.— М.: Финуниверситет, кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование», 2012. — 30 с.
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по дисциплине «Макроэкономика» предназначены для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика (программа подготовки бакалавров), содержат организационный раздел, основные требования к лабораторной работе, критерии оценки, примерную тематику работ, приложения.


Учебное издание


Компьютерный набор, верстка Ю.И. Будович
Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 2,0 Изд. № ________Тираж ____ экз.

Заказ № ________
Отпечатано в Финансовом университете

© Будович Ю.И., 2012.

© Финансовый университет, 2012.

СОДЕРЖАНИЕ


Организационно-методический раздел 4

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы 8

Общие критерии оценки лабораторной работы 16

Примеры заданий по темам лабораторных работ и соотнесение их с темами дисциплины «Макроэкономика» 17


Примерная тематика курсовых работ 25

Перечень источников информации 25

Приложения 29
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель выполнение лабораторной работы

Целью выполнения лабораторной работы является углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплине «Макроэкономика», развитие способностей анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях происходящих в обществе, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и прогнозировать развитие экономических процессов и явлений на макроуровне.



Задачи лабораторной работы

Задачами лабораторной работы является закрепление знаний и навыков по вопросам:



  • построения, расчета и анализа современной системы макроэкономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

  • понимания особенности российской экономики, ее институциональной структуры,

  • основных направлений экономической политики государства;

  • понимания и анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, способность видеть их многообразие и взаимосвязь с процессам, происходящими в мире.

Место лабораторной работы в профессиональной подготовке бакалавра

Лабораторная работа является одной из форм контроля самостоятельной работы студента. Лабораторная работа – одни из видов самостоятельной практической работы студентов с элементами научного анализа, занимающая промежуточное положение между теоретическим обучением и практическим обучением и является средство связи теории и практики.

Выполнение лабораторной работы является важным звеном в выработке навыков самостоятельного изучения экономической науки, глубоком усвоении ее положений, выводов, законов, с целью приобретения опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.

Требования к уровню знаний и умений студентов

В результате написания выполнения лабораторной работы по дисциплине «Макроэкономика» студент должен обладать следующими компетенциями:



а) общекультурными (ОК)

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);



б) профессиональными (ПК):

          • расчетно-экономическая деятельность

          • способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

          • аналитическая, научно-исследовательская деятельность

  • способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способность собрать необходимые данные, используя отечественные и зарубежные источники информации, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

В результате выполнения лабораторной работы студенты должны:

      1. Закрепить:

      • теоретические знания и освоить практические навыки и приемы анализа экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне.

      1. Уметь:

      • осуществлять поиск информации по полученному заданию;

      • собирать, обработать, сгруппировать, провести анализ необходимых данных для решения поставленный экономической задачи;

      • выявлять тенденции и проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, оценивать риски возможных социально-экономических последствий.

      1. Владеть методикой расчета наиболее важных коэффициентов и показателей с целью оценки современной экономической жизни России и других стран.



Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работы



Лабораторная работа является важнейшей формой самостоятельной работы студента.

Лабораторная работа выполняется в том семестре, в котором она присмотрена рабочим учебным планом.

Написание лабораторная работа является подготовкой студентов к дальнейшей научно-исследовательской работе: во-первых, приобщает студентов к творческой работе с экономической литературой и статистическими данными, приучает находить в них основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы; во-вторых, будущий специалист привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать результаты своего исследования и учится связывать теоретические вопросы с практикой.

Успешное выполнение лабораторной работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и выполнения, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

Подготовка к написанию лабораторной работы начинается с выбора темы. Преподаватель (научный руководитель), ведущий семинарские занятия, знакомит студентов с примерным перечнем тем лабораторного исследования.
Требования к лабораторной работе и ее оформлению

Лабораторная работа выполняется студентом под руководством преподавателя кафедры самостоятельно. Тему своей лабораторной работы студент выбирает из предлагаемого перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной (темы в одной группе могут совпадать, но при этом должны быть различны периоды, за которые производится анализ или страны или группы стран, с которыми будет произведен сравнительный анализ). Временной период, за который будет проведен анализ макроэкономических показателей, выбранный из предложенного в данных методических указаниях (1998-2011гг.) устанавливается по согласованию с преподавателем, также согласовывается, в случае необходимости страна или перечень стран по которым будет произведен сравнительный анализ.

Вся подготовительная работа (подбор литературы и составление плана с руководителем и т.д.) завершается не позднее двух месяцев до срока сдачи лабораторной работы.

Лабораторная работа выполняется на компьютере (гарнитура Times New Roman, шрифт 14) через 1,5 интервала с полями: верх, низ -2; правое – 3; левое - 1,5. Отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные.

Таблицы, графики, диаграммы и рисунки встраиваются в текст работы. При этом таблицы обязательно должны иметь заголовок, размещаемый над табличным полем, а графики, диаграммы и рисунки –подписи под ними. При наличии в работе нескольких таблиц и/или рисунков их нумерация обязательна.

Страницы текста нумеруются в правом нижнем углу. Объем работы рекомендуется в пределах 1-1,5 п.л. (16-24 стр. на компьютере через 1,5 интервала). Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать, систематизировать и переработать нужный материал.

К тексту лабораторной работы в обязательном порядке прилагается оформленный по форме список использованной литературы. При составлении списка литературы в перечень включаются только те источники, которые действительно были использованы при подготовке к написанию лабораторной работы.

Список использованной литературы составляется строго в алфавитном порядке в следующей последовательности: законы РФ и другие официальные материалы (указы, постановления, решения министерств и ведомств); печатные работы (книги, монографии, сборники); периодические издания (газеты, журналы и т.д.); сайты Интернета.

В тексте обязательны ссылки на литературные источники, лучше всего подстрочные.

Каждая лабораторная работа должна иметь:

1. Титульный лист.

2. План.


3. Введение с обоснованием выбора темы.

4. Текстовое изложение материала (разбитое на разделы с заголовками, соответствующими плану).

5. Список использованной литературы.
Методические указания по проведению этапов работы

Лабораторная работа предназначена для закрепления теоретических знаний и освоения студентами практических навыков и приемов проведения макроэкономического исследования. В процессе выполнения работы предстоит выполнить следующие виды работ:

1. Составить план исследования.

2. Отобрать источники информации.

3. Спланировать и организовать сбор первичной информации.

4. Систематизировать собранную информацию.

5. Представить полученные результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм.

6. Произвести анализ полученных данных.


Составление плана исследования

План исследования должен содержать, формулировку цели и постановку задач исследования; характеристику метода сбора информации; характеристику источников информации.

К формулировке цели исследования следует отнестись серьезно.

Необходимо хорошо изучить состояние проблемы, проанализировать уже известные факты, относящиеся к ней, и на этой основе определить, какие дополнительные сведения необходимы, и каким образом их можно получить. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель исследования являются залогом его успешного проведения.


Подбор информационных ресурсов

При подборе информационных ресурсов следует учитывать, что основная часть лабораторной работы строится на основе конкретных статистических и аналитических материалов.

При подборе необходимых источников целесообразно использовать доступ к информационным ресурсам библиотечного комплекса Финансового университета, так как ко многим материалам может не быть свободного бесплатного доступа вне сети библиотечного комплекса Финуниверситета.

Для правильного проведения лабораторной работы необходимо:



  • собрать первичные источники информации – статистические данные, публикуемые в периодической печати, статических сборниках, аналитических обзорах различных государственных организаций, в том числе и размещённых их на информационных сайтах (Примерный перечень основных источников приведен в разделе «Интернет-ресурсы» Списка литературы);

  • вторичные источники информации – отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров; издания некоммерческих организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.); публикации различных ассоциаций и т.д.

  • изучить статьи по избранной теме, публикуемые в периодических изданиях – экономических журналах, газетах (Перечень основных источников приведен в разделе «Периодические издания» Списка литературы);

  • изучить при необходимости официальные документы — Конституцию РФ, законодательные акты, постановления Правительства РФ, министерств, ведомств и т.п.;

  • монографии, коллективные работы, сборники трудов, различные справочники, энциклопеди.

Результаты проведенного статистического анализа студент представляет в виде аналитических таблиц, графиков и/или диаграмм. Завершающим этапом исследования является проведение анализа полученных результатов, в котором даются ответы на все поставленные вопросы, предусмотренные темой исследования, подтверждаются или опровергаются гипотезы, выдвинутые в начале исследования, предлагаются конкретные рекомендации.

6. Список использованной литературы.


Работа над текстом лабораторной работы


После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить план. Составление плана позволяет сформировать основу лабораторной работы и уже на этом этапе обозначить ее контуры. План необходимо согласовывать с научным руководителем.

«Введение» Во «Введении» на 2—3 страницах необходимо обосновать выбор темы, актуальность данной проблематики, указать цели и задачи исследования, отразить методологию (использование различных методов исследования), объекты исследования.



Основная часть лабораторной работы

Основная часть лабораторной работы состоит из трех основных разделов.

1-й — Теоретический. В нем раскрывается содержание основных понятий, категорий и терминов, порядок расчетов тех или иных макроэкономических показателей, на основании которых будет производиться лабораторная работа.

2-й — Практический. В нем представляются фактические данные, т.е. макроэкономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала, действующих нормативных актов. Для проведения дальнейшего анализа большие статистические материалы и цифровые данные необходимо по возможности сгруппировать, проклассифицировать, для наглядности подвергнуть обработке и свести в обобщающие графики или диаграммы.

При написании данного раздела необходимо использовать современную и достоверную экономическую, финансовую и статистическую информацию, характеризующую состояние рассматриваемых вопросов.

3-й – Аналитический. В данном разделе проводится анализ представленных во втором разделе данных. В результате проведенного анализа необходимо определить закономерности и тенденции изучаемого явления, найти аргументацию для обоснования своего методологического подхода или собственного мнения по изучаемому вопросу. В данном разделе производится сравнение зарубежного опыта с российскими особенностями (если предусмотрено темой). В этом разделе должна быть отражена специфика данного явления на конкретных примерах, предложены основные пути и направления решения проблем, выявленных при проведении исследования. Главная задача данного раздела научиться обрабатывать фактический материал для того чтобы смочь сделать правильные выводы и обобщения, а также увязать теорию с практикой современной действительности.

Лабораторная работа сдается в печатном виде.

Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. В «Плане» напротив соответствующих разделов в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.



  • На титульном листе курсовой работы должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год. (см. Приложение № 1).

  • Во всех графических построениях должны быть обозначены координатные оси, при этом буквенные обозначения (напр. Р) должны быть расшифрованы в тексте (напр., Р – цена товара и т.д.), в графиках необходимо проставить буквенное обозначение точек, на которые даются ссылки в тексте, прямые и кривые тоже должны иметь либо буквенное обозначение или наименование, а все графики, диаграммы и т.п. пронумерованы и иметь свое название, которое указывается под каждым из них. Таблицы также должны иметь отдельную нумерацию и названия, которые указываются перед каждой таблицей.

  • Ко всем таблицам, диаграммам, графикам должны быть даны сноски с указанием использованной литературы (если проведена систематизация данных автором лабораторной работы, то указывается: Составлено автором по: указывается источник информации).

  • Все переменные, неизвестные, константы и т.п., приведенные в формулах, должны быть хотя бы единожды объяснены и расшифрованы.

  • Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:

  1. нормативно-правовые акты:
    а) законы Российской Федерации;
    б) указы Президента РФ;
    в) законодательные акты Федерального собрания РФ;
    г) постановления Правительства РФ;
    д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

  2. книги (монографии, сборники);

  3. периодические издания (название издания – журнал «Вопросы экономики» отделяется двумя косыми чертами напр.:

Субботина Т. Россия на распутье: два пути к международной конкурентоспособности // Вопросы экономики. — 2006. —№ 2.), статистические сборники и справочники;

  1. Интернет-ресурсы (источники из Интернета должны быть расшифрованы – в начале указывается название либо сайта, либо автор и название используемого материала, затем электронный адрес, например: Газета «Коммерсантъ» - http://www.kommersant.ru).

  2. печатные материалы на иностранных языках;

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация (образец оформления списка литературы см. Приложение № 2).

Срок сдачи лабораторной работы определяется по согласованию с преподавателем.


Защита курсовой работы

Завершающим этапом в выполнении лабораторной работы является ее защита, то есть демонстрация знания темы исследования, умение отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.

По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель — студент), а может быть и публичной, происходить в студенческой группе.

На защите студент должен показать свое умение осуществлять сбор, анализ и обработку исходных данных, необходимых для расчета определенных экономических и социально-экономических показателей, предусмотренных темой лабораторной работы, способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, необходимых для решения поставленных задач, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

Студент в процессе защиты лабораторной работы должен кратко сообщить основные результаты исследования (желательно представить результаты в виде презентации в PowerPoint).

Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые научным руководителем по теме лабораторной работы, поэтому студент должен подготовиться к вопросам, которые могут быть заданы по теме исследования.

Окончательная оценка лабораторной работы определяется преподавателем в процессе защиты лабораторной работы. Если студент хорошо подготовился к защите, дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания научного руководителя, высказанные в ходе выполнения лабораторной работы, а также ответил и на дополнительные вопросы научного руководителя, то окончательная оценка лабораторной работы может быть повышена. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабые способности правильно представить результаты проведенного анализа статистических данных и обосновать полученные выводы, то оценка может быть снижена.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Неправильно оформленная работа не принимается.

Неудовлетворительная оценка ставится в случае нарушения требований задания.

Удовлетворительная оценка ставится за работу, в которой недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, работа выполнена на базе очень небольшого количества данных, либо на базе устаревших данных.

Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточно высоком уровне, в полной мере раскрывающую содержание темы, с приведенным качественным фактическим материалом, по которому сделаны правильные выводы и обобщения, произведена увязка теории с практикой современной действительности, правильно оформленную работу.

Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется использованием большого количества новейших источников, глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, группировке и представлении в наглядном виде с помощью графиков и диаграмм. Представленный анализ данных позволяет определить закономерности функционирования современной экономики на макроуровне, понять, как определенные макроэкономические показатели позволяют понять основные тенденции в развитии национальной экономики. Если в работа автор показал умение анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции, прогнозировать возможность их развития в будущем, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценивать риски и возможные социально-экономические последствия тех или иных явлений, происходящих в экономике.

Общая оценка отражает сложившуюся в Финансовом университете 100-балльную систему оценки знаний.

Шкала итоговых оценок:

51—69 баллов— 3 (удовлетворительно);

70—85 баллов — 4 (хорошо);

86—100 баллов — 5 (отлично).



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И СООТНЕСЕНИЕ ИХ С ТЕМАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКРОЭКОНОМИКА»
Исследование макроэкономических процессов в России и зарубежных странах1 в 1998-2011 гг.2
Национальная экономика: структура и средства измерения результатов её функционирования

  1. Анализ структуры ВВП России, подсчитанный разными методами. Задание: Представьте и проведите анализ структуры ВВП в России, посчитанный разными методами: по добавленной стоимости (на стадии производства), по доходам и расходам. Изобразите графически динамику ВВП? Проанализируйте и дайте обобщенное представление о функционировании экономики в различные периоды спадов и подъемов экономической активности в стране.

  2. Сопоставление структуры производства ВВП в ведущих странах мира и в России.

Задание: Представьте и проведите сопоставление структуры производства ВВП в ведущих странах мира и в России: доли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Сопоставьте реальный и финансовый секторы. Наступил ли положительный перелом в динамике ВВП? Либо наблюдается временное улучшение показателей?

  1. Сопоставление отраслевой структуры национальной экономики России и ведущих стран мира.

Задание: Представьте данные и проведите сопоставление отраслевой структуры национальной экономики России и ведущих стран мира. Первичный, вторичный и третичный секторы экономики. Экономика услуг. Информационная экономика. Является ли отраслевая структура России прогрессивной отраслевой структурой национальной экономики? Существует ли необходимость структурной перестройки российской экономики?

  1. Сопоставление объемов легальной и теневой экономики в России и ведущих странах мира.

Задание: Представьте и проведите сопоставление объемов легальной и теневой экономики в России и ведущих странах мира. В каких отраслях особенно велика доля теневой экономики? В чем состоят проблемы учета натурального производства и теневой экономики? Как влияет на основные макроэкономические показатели наличие теневой экономики в России и других странах?

Макроэкономический анализ закрытой экономики

  1. Динамика макроэкономических индикаторов и индексов в России. Задание: Представьте данные и определите динамику макроэкономических индикаторов и индексов в России (индикаторы занятости, индикаторы инфляции и стоимости жизни, номинальная и реальная ставки процента, платёжный баланс). В какие периоды наблюдались положительные, а какие отрицательные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей? Определите, существует ли в настоящее время положительная тенденция динамики макроэкономических показателей или наблюдается только временное улучшение показателей?

  2. Сопоставление основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

Задание: Представьте и проведите сопоставление основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Определите, в каких регионах существуют положительные, а в каких негативные тенденции с демографической, экологической ситуацией, в области занятости и безработицы, в динамике денежных доходов и потребительских расходов населения; в области охраны здоровья, образования и культуры, жилищном фонде, криминогенной обстановке; инвестициях, индексах цен (тарифов) на товары и услуги.

  1. Сопоставление макроэкономических показателей, освещающих положение субъектов Российской Федерации.

Задание: Представьте и проведите сопоставление макроэкономических показателей, освещающих положение в организации отдельных видов экономической деятельности и сведения о доходах бюджетов субъектов Российской Федерации, кредитных вложениях и финансовом состоянии организаций субъектов РФ. Проанализируйте состояние субъектов РФ.

  1. Анализ опережающих индикаторов по видам экономической деятельности в России.

Задание: Представьте опережающие индикаторы по видам экономической деятельности в России. Проведите анализ и сделайте вывод о состоянии и тенденциях делового климата на основании удельных весов оценок респондентами уровня или изменения показателей предпринимательской деятельности.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

  1. Анализ динамики объемов промышленной продукции, инвестиций и объемов ВВП, удельный вес потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в общем объеме импорта Российской Федерации.

Задание: Представьте данные и определите динамику объемов промышленной продукции, инвестиций и объемов ВВП, удельный вес потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в общем объеме импорта Российской Федерации. Достаточны ли объемы инвестиций в российской экономике?

Макроэкономическая нестабильность: инфляция

  1. Оценка инфляционных процессов в России.

Задание: Представьте и проведите оценку инфляционных процессов в России. Определите, какую роль в развитии инфляционных процессов в России играют следующие факторы: — рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий изменение валютного курса рубля, рост или снижение денежной массы, изменение валютных резервов ЦБ.

  1. Анализ и сопоставление индексов потребительских цен в России и зарубежных странах.

Задание: Представьте и проведите сопоставление индексов потребительских цен в России и зарубежных странах. Определите, как изменение потребительских цен влияет на инфляционные процессы.

Макроэкономическая нестабильность: безработица

  1. Сравнение и анализ номинальной и реальной заработной платы, инфляции в России и в одной из ведущих стран мира.

Задание: Представьте динамику номинальной и реальной заработной платы, инфляции в России и одной из ведущих стран мира. Сопоставьте динамику номинальной и реальной заработной платы с уровнем инфляции в соответствующие годы. Какие можно сделать выводы из полученных сравнений?

  1. Анализ и оценка уровня российской безработицы.

Задание: Представьте и оцените уровень российской безработицы. Все ли безработные попадают в статистические данные по безработице? Как Вы считаете, есть скрытая безработица в России? Среди каких групп населения наблюдается наиболее высокий уровень безработицы.

  1. Анализ обследований населения по проблемам занятости.

Задание: Представьте данные, полученные при проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы): численность и состав экономически активного населения, занятых и безработных, уровень экономической активности населения и безработицы. Проанализируйте представленные данные и определите причины незанятости, продолжительности безработицы. Также покажите основные характеристики экономически неактивного населения.

  1. Анализ и сопоставление уровня безработицы и инфляции в ведущих странах мира и в России.

Задание: Представьте данные по уровням безработицы и инфляции в ведущих странах мира и в России. Построите кривую Филипса с использованием реальных показателей. Определите, прослеживается ли взаимосвязь между уровнями безработицы и инфляцией?

Общественный сектор экономики

  1. Анализ данных, характеризующие состояние окружающей среды, наличия и использования природных ресурсов в России.

Задание: Представьте данные, характеризующие состояние окружающей среды, наличие и использование природных ресурсов в России (данные о затратах на охрану окружающей среды, материалы по земельным и лесным ресурсам и их охране, особо охраняемым природным территориям и животному миру, охране и использованию водных ресурсов, охране атмосферного воздуха, образованию и использованию отходов производства и потребления, сведения об охране окружающей среды в городах и поселках городского типа). Проанализируйте достаточно ли уделяется государством внимания вопросам защиты окружающей среды, существует ли положительная динамика в состоянии окружающей среды?

  1. Анализ процессов воспроизводства населения в России.

Задание: Приведите обобщающие демографические показатели, характеризующие процессы воспроизводства населения в России: данные об административно-территориальном делении, изменении численности и возрастно-половом составе населения, его размещении на территории Российской Федерации, о рождаемости и смертности, брачности и разводимости, миграции. Проанализируйте социально-экономические последствия динамики демографических показателей на экономическую ситуацию в стране.

  1. Анализ показателей отражающих социальные процессы и условия жизни населения России.

Задание: Представьте динамику показателей отражающих социальные процессы и условия жизни населения России: условия труда, размер и структуру денежных доходов, и их распределение по различным социально-экономическим группам населения; уровень оплаты труда, социальное обеспечение и социальную помощь, жилищные условия, состояние здоровья населения, развитие системы здравоохранения и образования.

  1. Анализ данных социально-экономического состояния России и других зарубежных стран.

Задание: Приведите данные, отражающие развитие потребительского рынка товаров и услуг, транспорта и связи, учреждений культуры, туризма и отдыха, состояние окружающей среды, криминогенную ситуацию в России и других зарубежных странах. Сопоставьте эти данные и оцените полученные результаты.  
Общественные финансы

  1. Анализ состояния российского бюджета.

Задание: Представьте данные о доходах, расходах и дефиците или профиците консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, поступлении налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Проведите оценку состояния российского бюджета. К какому бюджету, по Вашему мнению, должно стремиться наше правительство: сбалансированному (доходы равны расходам), дефицитному или профицитному?

  1. Анализ финансовых российских макроэкономических показателей.

Задание: Представьте данные о финансовых результатах, денежных поступлениях, оборотных активах, имуществе, платежеспособности, инвестиционной деятельности предприятий и организаций, рынке ценных бумаг, страховом и валютном рынках, вкладах населения в России. Покажите динамику и проведите анализ по Российской Федерации в целом, а также по федеральным округам, республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.

Теоретические основы кредитно-денежной политики государства

  1. Анализ структуры денежной массы, нормативов процентных ставок в России и ведущих зарубежных странах.

Задание: Представьте и проведите сопоставление структуры денежной массы, нормативов процентных ставок в России и ведущих зарубежных странах. Определите, как от этих показателей зависит установление равновесия на денежном рынке, и покажите механизм его установления.

  1. Анализ методов денежно-кредитной политики в России и зарубежных стран.

Задание: Представьте и проведите оценку динамики норм обязательных резервов, учетных ставок процента Центрального Банка и динамику операции на открытом рынке в России. Проанализируйте действия Центрального банка в условиях подъема экономики и в периоды кризисов (1998 г. и 2008 г.).

Макроэкономический анализ открытой экономики

  1. Анализ и сопоставление важнейших экономических показателей России и отдельных зарубежных стран.

Задание: Представьте и проведите сопоставление важнейших экономических показателей России и отдельных зарубежных стран. Какие показатели позволяют судить об уровне экономического развития той или иной национальной экономики?

  1. Анализ и оценка торгового баланса России.

Задание: Представьте и проведите оценку торгового баланса России? Проанализируйте информацию и определите, какая наблюдается динамика в объемах экспорта и импорта Российской Федерации в целом и по важнейшим товарам, во внешнеэкономических связях России со странами-партнерами. Какую роль играет сальдо платежного баланса в реальном денежном росте на внутреннем рынке?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ3

Исследование макроэкономических процессов в России и зарубежных странах4 в 1998-2011 гг.5

  1. Анализ структуры ВВП в России, подсчитанного разными методами.

  2. Сопоставление структуры производства ВВП в ведущих странах мира и в России.

  3. Сопоставление отраслевой структуры национальной экономики России и ведущих стран мира.

  4. Сопоставление объемов легальной и теневой экономики в России и ведущих странах мира.

  5. Динамика макроэкономических индикаторов и индексов в России.

  6. Сопоставление основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

  7. Сопоставление макроэкономических показателей, освещающих положение субъектов Российской Федерации.

  8. Анализ опережающих индикаторов по видам экономической деятельности в России.

  9. Анализ динамики объемов промышленной продукции, инвестиций и объемов ВВП, удельный вес потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в общем объеме импорта Российской Федерации.

  10. Оценка инфляционных процессов в России.

  11. Анализ и сопоставление индексов потребительских цен в России и зарубежных странах.

  12. Сравнение и анализ номинальной и реальной заработной платы, инфляции в России и в одной из ведущих стран мира.

  13. Анализ и оценка уровня российской безработицы.

  14. Анализ обследований населения по проблемам занятости.

  15. Анализ и сопоставление уровня безработицы и инфляции в ведущих странах мира и в России.

  16. Анализ данных, характеризующие состояние окружающей среды, наличия и использования природных ресурсов в России.

  17. Анализ процессов воспроизводства населения в России.

  18. Анализ показателей отражающих социальные процессы и условия жизни населения России.

  19. Анализ данных социально-экономического состояния России и других зарубежных стран.

  20. Анализ состояния российского бюджета.

  21. Анализ финансовых российских макроэкономических показателей.

  22. Анализ структуры денежной массы, нормативов процентных ставок в России и ведущих зарубежных странах.

  23. Анализ методов денежно-кредитной политики в России и зарубежных стран.

  24. Анализ и сопоставление важнейших экономических показателей России и отдельных зарубежных стран.

  25. Анализ и оценка торгового баланса России.



ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru

в т.ч., каталог публикаций http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/

  1. Библиотека материалов по экономической тематике — http://www.libertarium.ru/library

  2. Всемирныйо банк http://www.worldbank.ru

  3. Институт экономической политики им.Е.Т.Гайдара (Институт Гайдара) www.iep.ru 

  4. Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России http://www.finansy.ru

  5. Министерство промышленности и торговли РФ Сайт Всемирного банка http://www.minprom.gov.ru

  6. Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru

  7. Министерство экономического развития и торговли http://www.economy.gov.ru

  8. Мониторинг экономических показателей http://www.budgetrf.ru

  9. Правительство РФ – http://правительство.рф/

  10. Сайт президента российской федерации www.kremlin.ru.

  11. Сервер органов государственной власти России http://www.gov.ru

  12. РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) http://www.rbc.ru

  13. Сайты ВТО http://www.wto.ru, www.wto.org, www.cbk.ru и другие

  14. Федеральное казначейство (казначейство России) http://www.roskazna.ru

  15. Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru

  16. Центральный банка России (аналитические материалы) — http://www.cbr.ru

  17. Справочная правовая система «Консультант плюс»

  18. Справочная правовая система «Гарант»


ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ урналы):

  1. Вестник Финансовой Академии (http://www. vestnik.fa.ru)

  2. Ведомости.

  3. Внешнеэкономический бюллетень.

  4. Внешняя торговля.

  5. Вопросы экономики (http://vopreco.ru)

  6. Банковское дело (http://www.bankdelo.ru)

  7. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ).

  8. Деньги и кредит (http://www.cbr.ru)

  9. Коммерсант (http://www.kommersant.ru)

  10. Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО) (http://www.imemo.ru)

  11. Российский экономический журнал (РЭЖ)(http://www.rej.guu.ru)

  12. Финансы и экономика (http://finans.rusba.ru)

  13. Экономист.

  14. Эксперт (http://www.expert.ru)

  15. Иностранная периодика (имеется в библиотеке Академии):

  • The Economist.

  • Euromoney.

  • Financial Times,

  • International Financial Statistics.

  • World Economic Ontlook.

Приложение № 1

«Оформление титульного листа лабораторной работы»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Кафедра «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»



ЛАБОРАТОРНАЯ работа

на тему:

«АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, НАЛИЧИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ»


Выполнил:

студент группы ФК 2-1 Иванов А.Б.



Научный руководитель:

д.э.н., доцент 

Будович Ю.И.

Москва 2012



Приложение № 2

«Образец оформления списка литературы»
I. Официальные документы:

  1. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах» от 08 декабря 2010

  2. ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», (с изменениями от 8 декабря 2003 г.).

  3. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. (с изменениями 2 января 2000 г.).

  4. ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с (изменениями от 30 октября 2002 г.).

  5. ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ « Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».


II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

  1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. — М.: Аспект-пресс, 1995.

  2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст: Учебник. — 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В.В. Лукашевича, К.А. Холодилина. — СПб.: Судостроение, 1998.


III. Статьи из периодических изданий:

  1. Малый и средний бизнес в малых городах России как фактор социально-экономического развития и повышения уровня жизни в регионах. — М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2008.

  2. Нагорных И. «Стратегия-2020» меняет тактику // Коммерсантъ. – № 60 от 04.04.2009 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1150414

  3. Российский статистический ежегодник. 2010.


IV. Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека материалов по экономической тематике — http://www.libertarium.ru/library

  2. Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России — http://www.finansy.ru

  3. Мониторинг экономических показателей — http://www.budgetrf.ru

  4. Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы) — http://www.cbr.ru

1 Страна или ряд стран, с которыми будет производиться сравнение или сопоставление согласовывается с научным руководителем.

2 Временной период исследования может быть сокращен и определяется по согласованию с научным руководителем работы.

3 Темы могут уточняться по согласованию с научным руководителем работы.

4 Страна или ряд стран, с которыми будет производиться сравнение или сопоставление согласовывается с научным руководителем.

5 Временной период исследования может быть сокращен и определяется по согласованию с научным руководителем работы.



Смотрите также:
Методические рекомендации по выполнению Лабораторной работы одобрено кафедрой «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»
311.9kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине «Делопроизводство и корреспонденция» для студентов специальности
633.83kb.
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине " Теоретическая физика"
225.79kb.
Методические указания по их выполнению для студентов, обучающихся по специальности
239.17kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Методические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности пестицидов для медоносных пчел
409.02kb.
Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"
189kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
521.45kb.
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
727.64kb.
Методы и средства обработки видеоинформации методические рекомендации
209.13kb.
Кафедра «технология машиностроения» исследование режимов
105.21kb.