Главная страница 1

ОТ ПАПИРУСА К БУМАГЕ


Работу выполнила

ученица 2 класса

Одиноких Анна

МОУ «Славянская СОШ»

Нововаршавского района

Омской области

Руководитель работы:

Сипита О.В.

Содержание

Введение. ______________________________________________________2
Глава Ι. На чём писали наши предки?_______________________________3

Ι. 1. Каменная летопись._____________________________________ 3

Ι. 2. Глиняные таблички._____________________________________3

Ι. 3. Узелковое письмо.______________________________________ 4

Ι. 4. Письмо на берёсте.______________________________________4

Ι. 5. Пергамент._____________________________________________4

Ι. 6. Папирус._______________________________________________5
Глава ΙΙ. 1. Как дерево стало бумагой?_______________________________5

ΙΙ. 2. Изготовление бумаги сейчас._____________________________ 6

ΙΙ. 3. Бумага из чего угодно.__________________________________6,7

ΙΙ. 4. Практическая работа.___________________________________ 7


Заключение_____________________________________________________7
Выводы________________________________________________________ 7
Литература_____________________________________________________ 8


Здравствуйте! Меня зовут Одиноких Аня. (слайд 1)

Название темы моего выступления на первый взгляд очень простое, но я попробую доказать Вам, что тема эта важная, нужная и интересная.

«Хлеб культуры» - так нередко называют бумагу, ведь без неё не было бы ни учебников и тетрадей, ни книг и газет и многого другого тоже. Речь пойдёт о бумаге. Вопросов по этой теме множество:

Когда появилась бумага?

На чём писали до появления бумаги?

Из чего делают бумагу?

Кто, когда и где научился делать бумагу?

Какая бывает бумага?

Может ли человек обойтись без бумаги?

И много, много других вопросов…


Бумага – это уникальное изобретение в истории человечества. Путь бумаги был долгим и сложным, но когда она пришла в нашу жизнь, стало понятно, что открытие это одно из самых важных и необходимых. Бумага служит нам вот уже почти 2000 лет, ей нет замены до сих пор, ни одна профессия, ни один человек не может обойтись без бумаги.

А раз бумага настолько нужна и важна, - значит моя работа актуальна, и узнать историю появления бумаги мне стало очень интересно.


Цель работы: узнать историю появления бумаги как важного изобретения в жизни человека.
Задачи:

  • Выяснить, на чём писали наши предки до появления бумаги;

  • Узнать кто, где, когда и как научился делать бумагу;

  • Познакомиться с тем, как изготавливают бумагу сейчас?

  • Собрать коллекцию разных видов бумаги;


Объект исследования: процесс возникновения бумаги;
Предмет исследования: бумага и её разновидности;
Методы исследования: изучение литературы по теме, анкетирование учащихся 2 класса, выступление с сообщением перед учащимися 2 класса, создание коллекции разнообразных видов бумаги.
Гипотеза: если я проведу работу по теме и донесу её до учащихся, то они тоже будут знать историю происхождения бумаги и, возможно, будут бережнее к ней относиться.

Глава Ι. На чём писали наши предки? (слайд 2)

Первобытные люди, конечно, не умели писать. Они передавали важные новости по-своему: жестами, криками, свистом.

Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.

В разных странах люди использовали для письма самые различные материалы. В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплёт. В Китае для письма использовался бамбук, на Руси в древнем Новгороде писали на берёсте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожу животных.

В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек из глины.

В Египетском царстве книги делали из речного тростника – папируса.



Какие средства для письма изобретали люди?
Ι. 1.Каменная летопись (слайд 3)

В 1978 году в Северной Монголии советско-монгольская научная экспедиция обнаружила большую группу древних петроглифов – наскальных рисунков. На скалах протянулась богатейшая «картинная галерея» длиной в 40 километров. Самые ранние изображения имели возраст около восьми тысяч лет. Словно каменная летопись развернулась перед глазами ученых. До изобретения книгопечатания оставалось еще семь с половиной тысячелетий.


Ι. 2. Говорящая глина (слайд 4,5)

До последнего времени самым древним письмом на нашей планете считалось шумерское. Глиняные таблички с клинописными знаками шумерской письменности насчитывают возраст около четырех с половиной тысяч лет.

Тут нарисовано что-то похожее на кусок мыла. Только исчерченный какими-то клинышками. Это письмо. Оно слеплено из глины. А клинышки – вместо привычных нам букв. Они продавлены на влажной глине трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Клинышки разные, есть среди них значки, рисунки. Называется такое письмо – клинопись. Люди, понимающие язык клинописи прочтут, что нанесено палочкой на куске глины. Чтобы знаки не смазались, не потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Глиняное письмо написано в государстве Шумер, существовавшем за три тысячи лет до нашей эры.

Английские археологи обнаружили в северо-западной части Сирии таблички с письменами, возраст которых оказался более пяти тысяч лет. На одной из них – рисунок, напоминающий барана, на другой – изображение овцы. На обеих плитках выдавлены круглые ямки. Как предполагают ученые, эти углубления обозначают число 10. Может быть, это хозяйственные записи древнего земледельца (10 баранов, 10 овец)? Не здесь ли находится исторический центр письменности, ее древняя родина.



Ι. 3. Узелок на память – кипу (слайд 6)

Пока люди не изобрели письменности, они использовали разные способы, помогающие запомнить или передать какое-то сообщение. У перуанских индейцев таким помощником памяти было узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки. В кипу каждая деталь имела большое значение. Чем ближе к веревке-основе находился узелок на шнурке, тем важнее сообщение, которое он несет. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный узел обозначал войну, белый – мир, зеленый – хлеб, черный – смерть. Неокрашенные узлы обозначали числа: простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи.

Непосвященный человек не смог бы прочитать такое письмо и дать ему устное объяснение, к веревочному посланию нужен был переводчик, изучивший эту своеобразную грамоту. Перебирая пальцами узелки, он пересказывал содержание письма.

Ι. 4. Берестяные грамоты (слайд 7,8)

В Киевской Руси грамотных было не меньше, чем в некоторых западноевропейских государствах.

При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века и более позднего времени. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева.

Было найдено несколько сотен грамот. Не только в Новгороде, но и в Смоленске, Пскове, Витебске, довольно далеко от Новгорода. Среди них были деловые и личные письма, отправленные или полученные новгородцами.

В Новгороде письма на берёсте процарапывали обыкновенные домохозяйки. В одном письме муж просил жену снять копию с оставленной им дома купчей грамоты и прислать ему. Особенно интересной оказалась берестяная связка мальчика Онфима. Это были тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки.
Ι. 5. Как кожа стала бумагой (слайд 9)

Привычные нам страницы в книгах появились лишь с изобретением материала пергамента, который получали из кожи животных. Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животного тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, выстругивали ножом, придавая ей ровную поверхность. Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. На один экземпляр библии, первой крупной книги, (напечатанной в 1452-1455 гг. И. Гутенбергом) потребовалось 170 шкур телят!



Ι. 6. Папирус (слайд 10)

В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Папирус – родственник нашей осоки – в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца. Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты прикрепляли к палочке и наматывали свиток на неё. В качестве переплетов употреблялись круглые деревянные или кожаные футляры, в которых хранились папирусные свитки.

Папирус был дешев, но хрупок, пергамент – очень дорог, поэтому во ΙΙ в. до н. э. человек придумал новый материал для письма.

Глава ΙΙ. 1. Как дерево стало бумагой? (слайд 11)
Родина бумаги, без которой сегодня нельзя представить нашу жизнь, - Древний Китай. Сначала китайцы рисовали знаки на шёлке или бамбуковых дощечках. Но шёлк был дорогим. И вот в начале нашей эры человечество получило первые листы бумаги. Изобрел бумагу китаец Цай Лунь примерно в 105 году нашей эры. Он нашёл способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева, волокон бамбука, некоторых трав и старого тряпья. Поместив материал в каменную ступку, его растирали с водой в кашицу. Из этой кашицы и отливали бумагу. Формой служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Налив в форму немного кашицы, её трясли, чтобы волокна переплелись. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на Солнце. Затем бумагу выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом - для белизны. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в неё крахмал.

Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру, достигло Европы и пришло в Англию.

Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.

Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины. Благодаря своим достоинствам и дешевизне бумажная письменность постепенно стала вытеснять бамбуковую, шелковую, папирусную и пергаментную.

Вопросы:

Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток)

Из чего изготавливали бумагу жители города Пергама? (пергамент)

В какой стране изобрели бумагу? (Китай)

Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (береза)


ΙΙ. 2. Как делают бумагу сейчас? (слайд 13)

Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна – целлюлоза, вещество, получаемое из клетчатки различных растений. Целлюлоза, используемая в наши дни для изготовления бумаги, делается в основном из древесины.

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всем помогают машины. Машины принимаются за дело, еще когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха.

Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина-корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут по самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится …каша – деревянная. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и всё время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперед. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают её, третьи полируют. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

А ещё бумагу делают из старой исписанной бумаги, из ненужных книг, газет – макулатуры. Сдавать её на переработку двойная выгода. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в интересные новые книги.

ΙΙ. 3. Бумага из чего угодно (слайд 12)


  • Вьетнамские специалисты разработали технологию производства оберточной бумаги из листьев ананаса.

  • Индийские ученые открыли для эйхорнии -водного гиацинта (сорняк, бурно разрастается в пресноводных водоемах) новую область применения: из сорняка стали делать бумагу.

  • На Кубе – тростник – это не только сахар. Из отходов тростника,( так называемого багасо) можно получать ежегодно десятки, сотни тысяч тонн высококачественной бумаги. Отходы сразу станут приносить доходы! В настоящее время на Кубе работают несколько заводов, перерабатывающих багасо в бумагу.

  • Венгерские ученые из Института лесного хозяйства в Будапеште запустили опытную установку для получения бумаги из древесных листьев. Новая бумага очень прочная, красивая, белого цвета, а самое главное – она позволит сберечь огромное количество первосортной, прежде всего хвойной древесины.

  • Датская школьница Катрина Фрельзен больше всех предметов любила химию и физику, потому что на уроках можно самостоятельно проводить опыты, получая порой неожиданные результаты. Но ведь опыты можно ставить и дома, совсем необязательно иметь для этого сложное лабораторное оборудование. Однажды, готовя кашу из ревеня, Катрина размазала ее по деревянной доске и оставила сушиться на солнце. Что из этого получится? На школьной выставке за свое открытие Катрина получила два диплома и премию. Ведь ей удалось изготовить из ревеня… лист бумаги.


ΙΙ. 4. Практическая работа

В жизни мы встречаемся с разнообразными видами бумаги. Я решила собрать свою коллекцию разных видов бумаги. Посмотрите, что у меня получилось. Я теперь знаю названия многих видов бумаги, как она выглядит и для чего используется. (Показ. коллекцию)


С появлением и распространением бумаги по миру стало понятно, насколько это удивительное изобретение: другого такого средства для передачи информации не существует, хотя с внедрением новых электронных носителей информацию хранить и передавать стало легче.
Для исследования проблемы была проведена следующая работа:

  • Исследована литература по теме.

  • Подготовлено сообщение по данной теме для учащихся 2 класса.

  • Собрана коллекция видов бумаги.

Из своей работы я сделала следующие выводы:

  1. До изобретения бумаги люди использовали для письма различные средства и способы.

  2. Я узнала, что изготовили бумагу в Китае, около 2000 лет назад.

  3. Я познакомилась с тем, как изготавливают бумагу сейчас.

  4. Собрав коллекцию видов бумаги, я узнала, где она применяется.

Литература

  1. А. Ивич Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы / Рис. А. Файдель; Оформ. В.Любин. – М.: Дет.лит., 1990. – 176 с.: ил.

  2. В. А. Крутецкая Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 80 с.: ил. – (Серия «Начальная школа»).

  3. Г. И. Кублицкий Письмо шло пять тысячелетий. Для младшего школьного возраста. Изд. – «Малыш», 1991.

  4. Р. Паль Человек придумал книгу. – М.: Сов. Россия, 1983. – 336 с.: ил.

  5. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. АСТ Москва 1995. Т. 9,6,1,4

  6. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 800 с.: ил.

  7. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1981. – 1600 с.

  8. Словарик книголюба // Горбачевский Б. С. В стране книголюбов. – М., 1979. – С. 154-155.

  9. Юному книголюбу: Словарь-справочник / Под ред. И. Я. Линковой. – М.: Книга, 1978. – 192 с.





Смотрите также:
От папируса к бумаге работу
116.82kb.
Простейший прибор, вычерчивающий эллипс
26.47kb.
Конспект открытого урока литературы
72.21kb.
Упражнения этого занятия научат вас печатать слайды презентации на бумаге и прозрачных пленках, сохранять их в формате html и представлять в виде электронного слайд-шоу
103.58kb.
Приложение Интересные факты о бумаге
24.75kb.
Немецко-русский фразеологический словарь
3978.23kb.
Рецензия на работу ««Должны смеяться дети!», или «Какие бывают письма?»»
12.77kb.
П/п Раздел дисциплины
241.68kb.
“Черный принц”
163.7kb.
Специализируется на разработке и тестировании по и собирается побить конкурентов необычным биологическим козырем
75.34kb.
1. Изучить работу насосной установки с центробежным насосом
115.55kb.
Стенограмм а
835.48kb.