Главная |
страница 1
ОТ ПАПИРУСА К БУМАГЕ Работу выполнила ученица 2 класса Одиноких Анна МОУ «Славянская СОШ» Нововаршавского района Омской области Руководитель работы: Сипита О.В. Содержание Введение. ______________________________________________________2 Ι. 1. Каменная летопись._____________________________________ 3 Ι. 2. Глиняные таблички._____________________________________3 Ι. 3. Узелковое письмо.______________________________________ 4 Ι. 4. Письмо на берёсте.______________________________________4 Ι. 5. Пергамент._____________________________________________4 Ι. 6. Папирус._______________________________________________5 ΙΙ. 2. Изготовление бумаги сейчас._____________________________ 6 ΙΙ. 3. Бумага из чего угодно.__________________________________6,7 ΙΙ. 4. Практическая работа.___________________________________ 7 Заключение_____________________________________________________7 Выводы________________________________________________________ 7 Литература_____________________________________________________ 8 Здравствуйте! Меня зовут Одиноких Аня. (слайд 1) Название темы моего выступления на первый взгляд очень простое, но я попробую доказать Вам, что тема эта важная, нужная и интересная. «Хлеб культуры» - так нередко называют бумагу, ведь без неё не было бы ни учебников и тетрадей, ни книг и газет и многого другого тоже. Речь пойдёт о бумаге. Вопросов по этой теме множество: Когда появилась бумага? На чём писали до появления бумаги? Из чего делают бумагу? Кто, когда и где научился делать бумагу? Какая бывает бумага? Может ли человек обойтись без бумаги? И много, много других вопросов… Бумага – это уникальное изобретение в истории человечества. Путь бумаги был долгим и сложным, но когда она пришла в нашу жизнь, стало понятно, что открытие это одно из самых важных и необходимых. Бумага служит нам вот уже почти 2000 лет, ей нет замены до сих пор, ни одна профессия, ни один человек не может обойтись без бумаги. А раз бумага настолько нужна и важна, - значит моя работа актуальна, и узнать историю появления бумаги мне стало очень интересно. Цель работы: узнать историю появления бумаги как важного изобретения в жизни человека. Задачи:
Объект исследования: процесс возникновения бумаги; Предмет исследования: бумага и её разновидности; Методы исследования: изучение литературы по теме, анкетирование учащихся 2 класса, выступление с сообщением перед учащимися 2 класса, создание коллекции разнообразных видов бумаги. Гипотеза: если я проведу работу по теме и донесу её до учащихся, то они тоже будут знать историю происхождения бумаги и, возможно, будут бережнее к ней относиться. Глава Ι. На чём писали наши предки? (слайд 2) Первобытные люди, конечно, не умели писать. Они передавали важные новости по-своему: жестами, криками, свистом. Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение. В разных странах люди использовали для письма самые различные материалы. В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплёт. В Китае для письма использовался бамбук, на Руси в древнем Новгороде писали на берёсте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожу животных. В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг, сделанных в виде табличек из глины. В Египетском царстве книги делали из речного тростника – папируса. Какие средства для письма изобретали люди? Ι. 1.Каменная летопись (слайд 3) В 1978 году в Северной Монголии советско-монгольская научная экспедиция обнаружила большую группу древних петроглифов – наскальных рисунков. На скалах протянулась богатейшая «картинная галерея» длиной в 40 километров. Самые ранние изображения имели возраст около восьми тысяч лет. Словно каменная летопись развернулась перед глазами ученых. До изобретения книгопечатания оставалось еще семь с половиной тысячелетий. Ι. 2. Говорящая глина (слайд 4,5) До последнего времени самым древним письмом на нашей планете считалось шумерское. Глиняные таблички с клинописными знаками шумерской письменности насчитывают возраст около четырех с половиной тысяч лет. Тут нарисовано что-то похожее на кусок мыла. Только исчерченный какими-то клинышками. Это письмо. Оно слеплено из глины. А клинышки – вместо привычных нам букв. Они продавлены на влажной глине трёхгранной тонкой палочкой из тростника. Клинышки разные, есть среди них значки, рисунки. Называется такое письмо – клинопись. Люди, понимающие язык клинописи прочтут, что нанесено палочкой на куске глины. Чтобы знаки не смазались, не потеряли форму, письмо обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Глиняное письмо написано в государстве Шумер, существовавшем за три тысячи лет до нашей эры. Английские археологи обнаружили в северо-западной части Сирии таблички с письменами, возраст которых оказался более пяти тысяч лет. На одной из них – рисунок, напоминающий барана, на другой – изображение овцы. На обеих плитках выдавлены круглые ямки. Как предполагают ученые, эти углубления обозначают число 10. Может быть, это хозяйственные записи древнего земледельца (10 баранов, 10 овец)? Не здесь ли находится исторический центр письменности, ее древняя родина. Ι. 3. Узелок на память – кипу (слайд 6) Пока люди не изобрели письменности, они использовали разные способы, помогающие запомнить или передать какое-то сообщение. У перуанских индейцев таким помощником памяти было узелковое письмо – кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки. В кипу каждая деталь имела большое значение. Чем ближе к веревке-основе находился узелок на шнурке, тем важнее сообщение, которое он несет. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный узел обозначал войну, белый – мир, зеленый – хлеб, черный – смерть. Неокрашенные узлы обозначали числа: простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи. Непосвященный человек не смог бы прочитать такое письмо и дать ему устное объяснение, к веревочному посланию нужен был переводчик, изучивший эту своеобразную грамоту. Перебирая пальцами узелки, он пересказывал содержание письма. В Киевской Руси грамотных было не меньше, чем в некоторых западноевропейских государствах. При раскопках городов учёных заинтересовали кусочки берёсты, верхнего слоя берёзовой коры. Они оказались грамотами XΙ века и более позднего времени. Буквы не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева. Было найдено несколько сотен грамот. Не только в Новгороде, но и в Смоленске, Пскове, Витебске, довольно далеко от Новгорода. Среди них были деловые и личные письма, отправленные или полученные новгородцами. В Новгороде письма на берёсте процарапывали обыкновенные домохозяйки. В одном письме муж просил жену снять копию с оставленной им дома купчей грамоты и прислать ему. Особенно интересной оказалась берестяная связка мальчика Онфима. Это были тетради семилетнего школьника. Там и азбука, и упражнения для чтения по складам, и разные рисунки. Привычные нам страницы в книгах появились лишь с изобретением материала пергамента, который получали из кожи животных. Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животного тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, выстругивали ножом, придавая ей ровную поверхность. Для изготовления небольшого тиража одной книги нужно было забить целое стадо телят или ягнят. На один экземпляр библии, первой крупной книги, (напечатанной в 1452-1455 гг. И. Гутенбергом) потребовалось 170 шкур телят! Ι. 6. Папирус (слайд 10) В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Папирус – родственник нашей осоки – в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца. Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты прикрепляли к палочке и наматывали свиток на неё. В качестве переплетов употреблялись круглые деревянные или кожаные футляры, в которых хранились папирусные свитки. Папирус был дешев, но хрупок, пергамент – очень дорог, поэтому во ΙΙ в. до н. э. человек придумал новый материал для письма. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру, достигло Европы и пришло в Англию. Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины. Благодаря своим достоинствам и дешевизне бумажная письменность постепенно стала вытеснять бамбуковую, шелковую, папирусную и пергаментную. Вопросы: Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток) Из чего изготавливали бумагу жители города Пергама? (пергамент) В какой стране изобрели бумагу? (Китай) Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (береза) Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна – целлюлоза, вещество, получаемое из клетчатки различных растений. Целлюлоза, используемая в наши дни для изготовления бумаги, делается в основном из древесины. Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всем помогают машины. Машины принимаются за дело, еще когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина-корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут по самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится …каша – деревянная. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и всё время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперед. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают её, третьи полируют. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.
ΙΙ. 4. Практическая работа В жизни мы встречаемся с разнообразными видами бумаги. Я решила собрать свою коллекцию разных видов бумаги. Посмотрите, что у меня получилось. Я теперь знаю названия многих видов бумаги, как она выглядит и для чего используется. (Показ. коллекцию) С появлением и распространением бумаги по миру стало понятно, насколько это удивительное изобретение: другого такого средства для передачи информации не существует, хотя с внедрением новых электронных носителей информацию хранить и передавать стало легче. Для исследования проблемы была проведена следующая работа:
Из своей работы я сделала следующие выводы:
Литература
Смотрите также:
От папируса к бумаге работу
116.82kb.
Простейший прибор, вычерчивающий эллипс
26.47kb.
Конспект открытого урока литературы
72.21kb.
Упражнения этого занятия научат вас печатать слайды презентации на бумаге и прозрачных пленках, сохранять их в формате html и представлять в виде электронного слайд-шоу
103.58kb.
Приложение Интересные факты о бумаге
24.75kb.
Немецко-русский фразеологический словарь
3978.23kb.
Рецензия на работу ««Должны смеяться дети!», или «Какие бывают письма?»»
12.77kb.
П/п Раздел дисциплины
241.68kb.
“Черный принц”
163.7kb.
Специализируется на разработке и тестировании по и собирается побить конкурентов необычным биологическим козырем
75.34kb.
1. Изучить работу насосной установки с центробежным насосом
115.55kb.
Стенограмм а
835.48kb.
|