Главная страница 1страница 2 ... страница 7страница 8



Ассоциация московских вузов

ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

_______________________________________________________________

Отчетные материалы

Мероприятие Н 6. 51-2: "Разработка и внедрение специализированных образовательных программ в молодежной среде «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя», направленных на реализацию инициатив преподавательского и студенческого сообщества по развитию предпринимательской деятельности на основе современных методов организации бизнеса и проведение мастер-классов по направлению «Эффективные коммуникации», направленному на развитие коммуникативной компетенции" совместно с Институтом международных социально-гуманитарных связей и Межрегиональнойя общественной организации содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «ВСЕ ДОМА».

Москва


2011

Список исполнителей

Руководитель научно-образовательного коллектива

доктор политических наук, ректор МГГУ им. М.А. Шолохова,

Нечаев Владимир Дмитриевич.
Заместитель руководителя научно-образовательного коллектива

кандидат филологических наук, директор ФКЦ МГГУ им. М.А. Шолохова,



Максименкова Марина Витальевна
Научно-образовательный коллектив, сформированный на базе ГОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова:
главный специалист ФКЦ МГГУ им. М.А. Шолохова,

Буйнов Игорь Александрович;


заместитель директора ФКЦ МГГУ им. М.А. Шолохова,

Дмитриева Оксана Владимировна;


советник ректора, кандидат педагогических наук, доцент,

Власов Виктор Петрович.



Реферат

Отчетные материалы состоят из трех разделов, трех подразделов и восьми этапов, объемом 108 страниц, содержит 5 рисунков и 17 таблиц.

Объект исследования и разработки выполнен по направлению Н 6: «Подготовка молодежи для предпринимательской деятельности» в соответствии с рекомендациями Департамента образования города Москвы.

Цель мероприятия - разработка инновационных научно-информационных (НИМ) и научно- образовательных материалов (НОМ) направленных на социальную поддержку молодого поколения по планированию проектной деятельности и основам эффективной коммуникации, что предполагает формирование и совершенствование у слушателей умений и навыков, обеспечивающих эффективное прохождение жизненного цикла.

Создание НИМ и НОМ опиралось на инновационные технологии в образовании с применением компетентностного подхода, технологии контекстного обучения, а также проводимой в вузе исследовательской работе в области молодежной политики.

НИМ позволил сформировать систему знаний о проекте, факторах, влияющих на жизнеспособность проекта. Научить фиксировать проектную идею в виде паспорта проекта, а также систему представлений о способах оценки проектной идеи, освоить технологии данной оценки.

Сформировать и совершенствовать умение планировать деятельность по реализации проекта, помочь слушателям освоить способы документирования плана реализации проекта, дать представление об основах эффективной коммуникации в области проектной деятельности.

В соответствии с целью и задачами в содержание авторской образовательной программы разработчиками включены основные знания о видах проектов и их отличии от регулярной воспроизводимой деятельности, о способах инициирования и оценки проектной идеи, структуре деятельности и планах по реализации проекта, особенностях взаимодействия проектной команды с внешней средой, привлечении средств для реализации проекта. Обучающиеся узнают о способах оценки и мониторинга реализации проекта, у них сформируются умения регулировать собственную деятельность на всех стадиях жизнедеятельности проекта, навыки командной работы.

Ранее разработанные НИМ и НОМ прошли апробацию на конференциях и семинарах с лидерами молодежного движения России, Всероссийском молодежном образовательном форуме "Селигер-2010". Выполненные в 2011 году НИМ и НОМ ориентированы на целевую аудиторию и возрастные группы г. Москвы.

Содержание





Наименование


Стр. №





Термины и определения ……………………………………….

7




Введение ……………………………………………………….

9



Основная часть






1

Раздел 1 Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия ….

12

1.1

Подраздел 1.3. Информационное обеспечение ……………

14

1.2

Этап 1.Формирование структуры базы данных мероприятия и соответствующего раздела сайта …………………………….

15


1.3

Этап 2. Разработка исходных данных для выполнения мероприятия, формы их представления на сайте ………….

15


2

Раздел 2. Разработка и внедрение специализированной образовательной программы «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» в молодежной среде ……

16


2.1

Этап 1. НИМ по направлению «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» ………………..

19


2.2

Этап 2. НОМ по направлению «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» ………………

24


3

Раздел 3. Разработка и внедрение авторских образовательных программ в молодежной среде с проведением мастер-классов по направлению «Эффективная коммуникация» в молодежной среде ………………………… ………………..

32


3.1

Подраздел 3.1. Разработка НИМ и НОМ, проведение ЦЗ по теме "Введение и основы предметной деятельности в управлении проектами по направлению «Эффективная коммуникация»" ……………………………………………….

32


3.1.1

Этап 1. НИМ "Введение и основы предметной деятельности в управлении проектами по направлению «Эффективная коммуникация» ……………………………………………….

32


3.1.2

Этап 2. НОМ Введение и основы предметной деятельности в управлении проектами по направлению «Эффективная коммуникация» ……………………………………………….

45


3.2

Подраздел 3.2. Разработка НИМ и НОМ, проведение ЦЗ по теме: "Разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта" ………………… …………………………………

52


3.2.1

Этап 1. НИМ по теме: "Разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта" …………………....……………….

52


3.2.2

Этап 2. НОМ по теме: "Разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта" ………………….……………….

65


3.3

Подраздел 3.3. Разработка НИМ и НОМ, проведение ЦЗ по теме: "Теоретические и практические основы планирования как одного из этапов разработки проекта" ………………….

75


3.3.1

Этап 1. НИМ по теме: "Теоретические и практические основы планирования как одного из этапов разработки проекта" ……

75


3.3.2

Этап 2. НОМ по теме: "Теоретические и практические основы планирования как одного из этапов разработки проекта"…..

88





Заключение ………………………………………………………

98




Список использованных источников …………………………

100

Термины и определения



Бюджет проекта – специальным образом оформленная информация о том, откуда, когда и какие денежные средства поступят в распоряжение команды проекта, а также сведения о том, на какие конкретно работы, когда и какие средства будут потрачены. Бюджет проекта предназначен для планирования связанных с выполнением проекта перемещений денежных средств.

Возобновляемые ресурсы – это такие ресурсы, которые повторно могут использоваться при выполнении других работ (люди, машины, инструменты и т.п.). Из их простоя в настоящем нельзя извлечь пользу в будущем.

Государственное финансирование - выделение средств из государственного бюджета в рамках конкретной программы. Обычно финансирование из бюджета сводится к прямым договорам поставки товаров и услуг, четко регламентированным действующим законодательством.

Грант – это средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать. Но по нему требуется отчитаться.

Декомпозиция проектных работ – деление их на поддающиеся управлению элементы.

Дерево проблем -  это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность проблем, на решение которых может быть направлен разрабатываемый проект.

Жизненный цикл проекта – это полный набор различных по своему назначению этапов, которые охватывают период от момента зарождения проектной идеи до момента ее полной реализации. К числу таких этапов можно отнести инициацию проекта, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, завершение проекта.

Закон риторического края: лучше всего слушатели запоминают начало и окончание выступления.

Заявители – это частные лица или организации, подающие заявки на грант.

Заявка – это письменное обращение с просьбой о выделении средств. Заявка заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя вложить деньги в ваш проект.

Инвесторы (доноры) – это организации или частные лица, представляющие разного рода ресурсы гражданам и организациям на некоммерческой основе на цели, направленные на благо общества в целом.

Корпоративные фонды – создаются корпорацией. В данном случае финансирование проектов идет из средств компании. Особенностью корпоративных фондов является то, что они стремятся поддерживать местные сообщества в регионах присутствия компании, соответственно и финансируют они в первую очередь те сферы, которые являются наиболее проблемными в данном регионе, для данного сообщества.

Критический путь – самая продолжительная последовательная цепочка конкретных видов проектных работ.

Мониторинг – отслеживание определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах, производится в ходе всего исполнения проекта.

Невозобновляемые ресурсы – это такие ресурсы, которые после использования теряют свою натурально-вещественную форму (сырье, топливо, горюче-смазочные материалы) или становятся собственностью другого владельца (деньги). Если в настоящий момент их не используют, то это позволяет в будущем экономить на их приобретении.

Ответственность – обязательство, которое человек должен выполнять;

Планирование проекта – деятельность по построению целостной рабочей модели реализации проекта.

Полномочия – право на приятие решений в рамках выделенного круга задач.

Презентация - представление новой информации, продукции, услуг, проектов.

Проблема – нежелательное несоответствие того, того, что требуется, того, что мы имеем.

Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов, услуг или результатов.

Работа – один из видов деятельности, которые необходимы для достижения конкретных результатов (конечных продуктов нижнего иерархического уровня).

Расписание проекта – график, содержащий сведения о работах, последовательности и времени их выполнения

Риск – возможное неблагоприятное для проекта событие.

Событие – определенный результат, достигаемый по итогам конкретного вида работы.

Сфера ответственности – круг задач, за успешное решение человек отвечает в данном проекте;

Эффективная презентация – это запоминающееся информационное шоу, способное эффективно воздействовать на аудиторию и мотивировать её к определённым дальнейшим действиям.

Введение

Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. Принципы и методы управления проектами оказались более подходящими для экономической и общественно-политической деятельности, которая протекает в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции и значительного сокращения жизненного цикла товаров (услуг) в результате их быстрого морального старения. Хотя само по себе знание основ управления проектами еще не гарантирует жизненный успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!

Специализированная образовательная программа «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» предназначена для преподавателей вузов, специалистов в сфере государственной молодежной политики, а также для студенческих активистов, учащихся старших классов школ и лидеров общественных молодежных организаций.

Специализированная образовательная программа «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» ориентирована на освоение теоретической базы и практических методик, позволяющих эффективно осуществлять разработку проектов, их презентацию, поиск средств для осуществления проектов и их оценки.

Специализированная образовательная программа «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» будет реализовываться в форме проведения нескольких (не менее пяти) мастер-классов.

Полученные участниками мастер-классов профессиональные компетенции, умения и знания рассчитаны на применение в сфере предпринимательской деятельности, в особенности в молодежной среде, на основе интеграции прикладных научных достижений и эффективных методов организации бизнеса. Полученные знания могут быть направлены на совершенствование организационной структуры и использованы в решении социально-экономических проблем молодежи.

Освоение данной специализированной образовательной программы позволит преподавателям вузов и школ, а также студентам повысить профессиональный уровень своей деятельности по вопросам реализации предпринимательской проектной деятельности и осуществления анализа эффективности проектов и мероприятий. Немаловажно, что специализированная образовательная программа «Основы эффективной проектной деятельности» направлена на практическую помощь слушателям в области эффективного поиска ресурсов для реализации готовых проектов, а также проектных идей.


  1. Раздел 1 Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия

Научно-методическое обеспечение основывалось на научном заделе вуза, исследованиях, которые позволили сформировать тематику мероприятий по направлению «Подготовка молодежи для предпринимательской деятельности». Ниже приведены некоторые проекты, выполненные в предшествующий период:

- «Основы и механизмы формирования инновационной культуры в молодёжной среде в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, направление «Философские науки, социологические науки и культурология», мероприятие 1.3.2 «Проведение научных исследований целевыми аспирантами», конкурс № НК-310П;

- «Психолого-педагогические проблемы толерантности в контексте когнитивных и личностных особенностей старших подростков», Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, направление «Психологические и педагогические науки», мероприятие 1.3.2 «Проведение научных исследований целевыми аспирантами», конкурс № НК-312П;

- «Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике и смежных областях в сфере высшего гуманитарного образования» (ГК № 16.740.11.0362 от 26 ноября 2010) и т.д.

В целях реализации мер, направленных на развитие сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, содействия молодым гражданам в выборе оптимального вида занятости с учетом имеющихся потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда Департаментом молодежной политики и общественных связей Минспорттуризма России разработан Примерный стандарт оказания услуги «Содействие в профессиональной ориентации граждан в возрасте от 14 до 30 лет», осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями по работе с молодежью, рекомендуемый для использования в работе в соответствии с действующим законодательством.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, четко сформулирована цель государственной молодежной политики, которая заключается в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использовании потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны.

Положенные в основу материалы позволили в первом квартале разработать план выполнения мероприятия и сметы необходимых расходов по каждому разделу и подразделу. Составлена заявка с экономическим обоснованием.

Работы по первому этапу выполнены полностью.


1.1. Подраздел 1.3. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение поддерживается созданным порталом, разработанным по проекту: 3.2.3/1369 «Развитие действующего «Всероссийского студенческого информационного портала» и разработка научно-методических рекомендаций по наращиванию и использованию его информационных ресурсов». Основной целью проекта является развитие и актуализация информационного ресурса и постоянного функционирования «Всероссийского студенческого информационного портала» (ВСИП) http://vsip.mgopu.ru, информационная поддержка вузов в области учебного и учебно-методического обеспечения, в том числе для подготовки специалистов по работе с молодёжью, информирование всех слоёв российской молодежи в соответствии с основными направлениями государственной молодёжной политики, повышение её культурно-нравственного, научно-технического и правового потенциалов, воспитания её гражданской и патриотической позиций.

Основную деятельность по данному направлению ведет Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики, который является структурным подразделением Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова на основании соглашения между Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) и МГГУ им. М.А. Шолохова.

Основные цели создания центра:

- координация деятельности по развитию кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации;

- осуществление координационной функции системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов органов и организаций, действующих во всех сферах реализации государственной молодежной политики: в образовании, культуре, спорте, социальной защите и других сферах работы с молодежью;

- формирование базы кадрового состава и резерва органов по делам молодежи подведомственных учреждений Рособразования и Росмолодежи;

- проведение анализа и мониторинга кадрового состава органов и учреждений по делам молодежи регионального и муниципального уровней, потребностей различных областей реализации государственной молодежной политики в непрерывном повышении квалификации и профессиональной переподготовки действующих специалистов, в обновлении знаний и современных методах и технологиях решения профессиональных задач.

Работы по Подразделу за первое полугодие выполнены полностью.
1.2. Этап 1.Формирование структуры базы данных мероприятия и соответствующего раздела сайта

Структура базы данных по выполнению разделов, подразделов и этапов, как и мероприятие в целом представлены на сайте вуза http://www.mggu.ru

1.3. Этап 2. Разработка исходных данных для выполнения мероприятия, формы их представления на сайте

Исходные данные по выполнению мероприятия подготовлены в полном объеме и размещены на сайте вуза http://www.mggu.ru

Работы по разделу 1 Мероприятия «Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия» выполнены полностью.

2. Раздел 2. Разработка и внедрение специализированной образовательной программы «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» в молодежной среде



Актуальность разработки данной специализированной программы вызвана необходимостью постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. Принципы и методы управления проектами оказались более подходящими для экономической и общественно-политической деятельности, которая протекает в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции и значительного сокращения жизненного цикла товаров (услуг) в результате их быстрого морального старения. Хотя само по себе знание основ управления проектами еще не гарантирует жизненный успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Необходимость обучения молодежной аудитории по данной программе очевидна: сейчас для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!

Цель и задачи

Основной целью данной специализированной образовательной программы является практическое обучение планированию проектной деятельности, что предполагает формирование и совершенствование у слушателей умений и навыков, обеспечивающих эффективное прохождением жизненного цикла проекта.

Достижение этой цели предполагает решение задач:



  • Сформировать систему знаний о проекте, факторах, влияющих на жизнеспособность проекта.

  • Научить фиксировать проектную идею в виде паспорта проекта.

  • Сформировать систему представлений о способах оценки проектной идеи, освоить технологии данной оценки.

  • Сформировать и совершенствовать умение планировать деятельность по реализации проекта, помочь слушателям освоить способы документирования плана реализации проекта.

  • Сформировать представление об основах фандрайзинга, о бюджете проекта, научить просчитывать ориентировочный бюджет проекта.

Таким образом, специализированная образовательная программа «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» ориентирована на освоение теоретической базы и практических методик, позволяющих эффективно осуществлять разработку проектов, их презентацию, поиск средств для осуществления проектов и их оценки.
Целевая аудитория (на кого рассчитана программа)

Специализированная образовательная «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» предназначена для преподавателей вузов, специалистов в сфере государственной молодежной политики, а также для студенческих активистов и лидеров общественных молодежных организаций.



Возрастные группы

Молодежь от 14 до 30 лет.

Освоение данной специализированной образовательной программы позволит преподавателям вузов, специалистам в сфере государственной молодежной политики, а также для студенческим активистам и лидерам общественных молодежных организаций повысить профессиональный уровень своей деятельности по вопросам реализации предпринимательской проектной деятельности и осуществления анализа эффективности проектов и мероприятий. Немаловажно, что специализированная образовательная программа «Основы эффективной проектной деятельности» направлена на практическую помощь слушателям в области эффективного поиска ресурсов для реализации готовых проектов, а также проектных идей.

Форма реализации программы

Специализированная образовательная программа «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя» будет реализовываться в форме проведения нескольких (не менее пяти) мастер-классов.

Полученные участниками мастер-классов профессиональные компетенции, умения и знания рассчитаны на применение в сфере предпринимательской деятельности, в особенности в молодежной среде, на основе интеграции прикладных научных достижений и эффективных методов организации бизнеса. Полученные знания могут быть направлены на совершенствование организационной структуры и использованы в решении социально-экономических проблем молодежи.
2.1. Этап 1. Научно-информационный материал по направлению «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя»

Введение в предметную область управления проектами.

Почему знания и умения из области управления проектами важны в современной жизни

Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. Стремительно меняется экономика отдельных стран и всего мира. Нарастающими темпами меняется все человеческое сообщество. Появляются новые технологии, рождаются принципиально новые продукты, изменяется система потребностей. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же способы работы будут обеспечивать нам постоянный успех.

В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ работы уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Продукт, который кажется нам в настоящее время безусловно ценным, уже завтра может быть вытеснен с рынка его более эффективным заменителем, о котором мы пока еще даже не подозреваем. Это означает, что все чаще мы сталкиваемся с необходимостью в ограниченный по времени период перестраивать нашу деятельность. Результатом такой работы все чаще становится производство уникальных продуктов или услуг, получение принципиально новых результатов. При этом нам приходится действовать в условиях с высокой степенью неопределенности при ограниченных ресурсах.

В коммерческой и социальной сфере резко усилилась конкуренция за внимание клиента к тому, что ему предлагают в качестве товара или услуги различные организации. Острота такой конкуренции усиливается из-за того, что клиенту есть из чего выбирать. Кроме того, усиливается значимость индивидуального подхода к каждому клиенту. Следовательно, в выигрыше оказываются те, кто способен постоянно разрабатывать и производить значимые для различных клиентов уникальные продукты.

Необходимость постоянного поиска и быстрого выведения на рынок уникальных продуктов и услуг привела к стремительному развитию методов управления проектами. Принципы и методы управления проектами оказались более подходящими для экономической и общественно-политической деятельности, которая протекает в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции и значительного сокращения жизненного цикла товаров (услуг) в результате их быстрого морального старения. Хотя само по себе знание основ управления проектами еще не гарантирует жизненный успех, но эффективное их практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и просто опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. Способность эффективно управлять различными проектами приобретает все большую ценность. И тот, кто развивает у себя такую способность, закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!

Итак, в результате прохождения данного курса учащиеся получат знания о сути управления проектами. С этой целью в лекционной часть курса будут изложены основы современных подходов к разработке и реализации проектов. Основная задача лекционных и следующих за ними практических занятий состоит в том, чтобы учащиеся научились:



  • находить интересные проектные идеи,

  • оценивать их ценность и жизнеспособность,

  • разрабатывать концептуальные модели проекта,

  • организовывать достойную презентацию проекта,

  • готовить рабочую проектную документацию.

Понятие проекта. Признаки проекта как вида деятельности.
Отличия проектной деятельности


Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов, услуг или результатов.

К числу важнейших отличий проектов от других видов деятельности относится ограниченность во времени, уникальность, необходимость заранее планировать координацию многоплановых действий.

Ограниченность во времени означает, что у любого проекта есть момент его начала и его завершения. После достижения намеченных целей проект завершается.

Совсем иначе обстоит дело с регулярно возобновляемой деятельностью. У нее нет заранее оговоренного срока завершения.

Уникальность, т.е. исключительность, неповторимость результата проекта означает, что в условиях, в составе, в порядке необходимых работ есть нечто необычное. Следовательно, невозможно гарантированно получить то, что нужно, путем простого копирования ранее выполненной работы.

Регулярно возобновляемая деятельность эффективна, если требуется воспроизвести уже неоднократно полученный в аналогичных условиях результат. Это тот случай, когда изобретение велосипеда не требуется. Например, велосипедов нужно много и одинаковых.

В начале каждого проекта из-за их уникальности приходится заново определять состав предстоящих работ, их порядок и исполнителей. Так как в каждом проекте есть что-то новое, то на этапе планирования приходится специально уделять внимание согласованию даже вроде бы привычных процедур.

То, что стало регулярной деятельностью, реализуется по уже многократно отработанному плану. Очередное успешное повторение многократно воспроизводившегося цикла не требует детального планирования и согласования необходимых действий. Набор таких действий уже устоялся, порядок их выполнения очевиден, успешные исполнители уже определены.

Эти отличия хорошо видны при сравнении выпечки пирога к празднованию совершеннолетия на основе индивидуального заказа (проект) и ежедневной выпечки хлебозаводом обычного хлеба (регулярно возобновляемая деятельность).

Пирог нужен именно в день рождения. Только представьте себе, что вам вручили его за неделю до вашего дня рождения или через неделю после. Но свежий хлеб многие хотели бы видеть на своем столе с неизменным постоянством.

Уникальность события (18 лет бывает только раз в жизни!) просто обязывает изготовителя создать неповторимый кулинарный шедевр. А обычный (от слова «обычай – общепринятый порядок») хлеб тем и хорош, что мы знаем к каким блюдам и сколько его надо, какой вкусовой эффект произведет сочетание этих продуктов.

Чтобы своевременно испечь необычный пирог, исполнителям (команде проекта) надо заранее прикинуть, что, где, когда для этого приобрести, кому, что как и когда надо сделать. В более-менее устоявшийся и не требующий особого планирования рабочий порядок придется «вписать» нечто новое. Эти необычные дела членам команды проекта надо еще согласовать между собой. Разумеется, выпечка обычного хлеба в нормальных условиях такого планирования и согласования от работников хлебозавода не требует. Для этого достаточно следовать некогда заведенному порядку.



Основные этапы жизненного цикла проекта

Жизненный цикл проекта – это полный набор различных по своему назначению этапов, которые охватывают период от момента зарождения проектной идеи до момента ее полной реализации. К числу таких этапов можно отнести инициацию проекта, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, завершение проекта.

Каждая из перечисленных этапов завершается определенным промежуточным результатом, из которого складывается итоговый продукт проекта. Завершающая часть каждого этапа включает процедуру оценки промежуточного результата. С учетом этой оценки в проект могу быть внесены дополнительные коррективы. На основе промежуточных результатов принимается решение о том, следует переходить к следующему этапу или прекратить работу над проектом.

Главный продукт этапа инициации – построение концептуальной модели проекта. Концептуальная модель нужна для того, чтобы оценить степень необходимости и реалистичности проекта в целом. Инициация проекта начинается с определения проектной идеи – основного замысла проекта. С учетом намеченной идеи в укрупненном виде разрабатывается примерный план ее реализации. С его помощью производится предварительная оценка необходимых ресурсов. Завершение этого этапа становится оценка жизнеспособности проекта и принятие решения о том, стоит ли работать над ним дальше.

Планирование проекта направлено на построение целостной рабочей модели реализации проекта. Такая модель нужна для координации деятельности всех участников проекта. Целостная рабочая модель задает порядок выполнения всех работ. В ней дается описание того, что, кто, как и когда будет делать. Началом этого этапа становится определение системы логически взаимоувязанных целей. Далее определяются перечни и взаимосвязи необходимых работ. Затем для каждой работы определяются необходимые ресурсы. В ходе планирования разрабатывается организационная структура проекта, описывается порядок взаимодействия его участников. В конце успешно пройденного этапа планирования принимаются рабочие документы. В них содержатся принятые к исполнению цели и задачи проекта, логически увязанная система предстоящих работ, календарные планы-графики работ, бюджет, описание системы управления проектом.

Исполнение проекта направлено на непосредственное создание продукта (услуги), ради которых реализуется данный проект. В начале этого этапа производится набор команды проекта. Проводится инструктаж команды, запуск ее работы по принятому плану. В ходе выполнения рабочих планов идет отладка командного взаимодействия, реализуются меры для устранения недопустимого отклонения от плановых показателей. Главным при исполнении проекта становится эффективное достижение намеченных целей. Это означает, что практические шаги согласно утвержденному плану должны обеспечить достижение в установленные сроки качественных результатов за счет использования выделенных ресурсов.



Мониторинг – отслеживание определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах, производится в ходе всего исполнения проекта. А когда плановые работы завершены, проект переходит на этап итогового контроля. В ходе этого этапа проводится проверка результата на степень его соответствия плановым показателям. По итогам такой проверки может быть принято решение либо о доведении качества продукта или услуги до требуемого уровня, либо о завершении проекта.

Завершение проекта включает процедуры по оставлению итоговых отчетов, проведение окончательных взаиморасчетов между участниками проекта. На этом этапе также могут заключаться дополнительные договора о дополнительных услугах. Например, в ходе завершения могут возникнуть договоренности о гарантийном обслуживании того, что было создано в результате реализации проекта. Отдельной часть завершающего этапа может стать обобщение и описание накопленного опыта. Главная часть успешно завершения проекта – передача произведенного продукта (услуги) тому пользователю, которому он и предназначался.

С учетом целей и задач курса в ходе дальнейшего изложения основное внимание нами будет уделяться этапам инициации и планирования. Именно результаты этих этапов используются для получения поддержки проекта, сбора необходимых для его реализации средств, формирования рабочей команды и запуска работ для воплощения проектной идеи в жизнь.

2.2. Этап 2. Научно-образовательный материал по направлению «Основы эффективной проектной деятельности предпринимателя»

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Слушатель, освоивший программу, должен:



    1. ознакомиться с различными подходами и техниками, используемыми на этапе инициации проекта; получить представление об алгоритме разработки концепции проекта; научиться грамотно формулировать и оформлять идею проекта;

    2. освоить основные приемы и методы, используемые в современном управлении проектов в сфере государственной молодежной политики на этапе планирования; изучить правила декомпозиции работ, построения иерархической структуры проекта, создания сетевых планов-графиков, планирования ресурсного обеспечения;

    3. ознакомиться с особенностями стратегии поиска ресурсов для реализации проектов в сфере государственной молодежной политики;

    4. изучить технологии составления бюджета проекта (бизнес-плана) и заявки на финансирование; технологии построения прогноза динамики рабочего времени, планирования его «затраты», необходимой для превращения проекта из мечты в реальность;

    5. разработать пошаговый алгоритм подготовки к проведению эффективной презентации проекта.

    6. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность активизации потенциала собственных возможностей, коммуникативная эффективность; способность координировать и дифференцировать работы по реализации проектов, предусмотренных концепцией государственной молодежной политики; использовать современные технологии, находить вариативные подходы, принимать оптимальные и нестандартные решения, готовность работать не только с формальными, но и с неформальными объединениями и сообществами молодежи; способность к проектному и проектно-методологическому мышлению.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Структура программы представлена в таблице 1.

Таблица 1.


Вид работы

Кол-во часов

Лекции

6

Семинары-тренинги

12

Итоговая аттестация

2

ВСЕГО

20


Форма учебной программы по модулю представлена в таблице 2.

Таблица 2.




п/п

Наименование разделов, тем

Содержание обучения



Разработка проекта: от проектной идеи к формулировке проекта.

Основная цель данной темы: познакомить слушателей с различными подходами и техниками, используемыми на этапе инициации проекта; дать представление об алгоритме разработки концепции проекта; научить грамотно формулировать и оформлять идею проекта.

По итогам занятий по данной теме у слушателей должно сформироваться:



  • понимание важности и полезности знаний и умений из области управления проектами (примеры использования проектных подходов в современной жизни),

  • четкое представление о том, что такое проект, отличительные характеристики проектной деятельности,

  • понимание сущности этапов управления проектом.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Изучение основных техник формулировки и оценки проектной идеи (мозговой штурм, метод Дельфи, SWOT -анализ, SMART –тест, Матрица компромиссов).

  2. Определение порядка разработки стратегического плана по вехам.

  3. Получение учащимися навыков грамотной формулировки и оформления проектных идей.

Основные понятия темы: проект, проектная идея, инициация проектной идеи, мозговой штурм, метод Дельфи, SMART-тест, SWOT-анализ, матрица компромиссов.



Разработка проекта: планирование.

Основная цель данной темы: ознакомление с приемами и методами, используемыми в современном управлении проектов на этапе планирования; с правилом декомпозиции работ, построения иерархической структуры проекта; ознакомление с приемами и методами создания сетевых планов-графиков, планирования ресурсного обеспечения.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Ознакомление со структурой плана проекта.

  2. Разработка ключевых проектных документов:

  • Паспорт проектной идеи,

  • ИСР.

  1. Построение матрицы ответственности проекта.

  2. Ознакомление со структурой плана проекта.

  3. Разработка ключевых проектных документов:

  • сетевой план-график,

  • календарный план-график,

  • план мер реагирования на риски,

  • план проекта.

Основные понятия темы: планирование, фаза, жизненный цикл проекта, веха, план по вехам, иерархическая структура работ, паспорт проектной идеи, матрица ответственности, планирование, фаза, жизненный цикл проекта, сетевой план-график, операция, критический путь, календарный план-график.



Бизнес-планирование.

Основная цель данной темы: детальная разработка слушателями бизнес-плана проекта.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Определение перспектив развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;

  2. Оценка затрат, которые будут необходимы для изготовления продукции и оказания услуг, а также для их сбыта;

  3. Сопоставление расходов по предоставлению и доходов от реализации, тем самым, определив потенциальную прибыльность бизнес-проекта;

  4. Обозначение проектных риски и выработка предложений по их минимизации;

  5. Определение критериев и показателей, характеризующих успешность проекта.

Основные понятия темы: продукция, услуги, маркетинг, производственный план, финансовый план, риски.



Построение команды

проекта.


Основная цель данной темы: ознакомление с приемами и методами, построения команды проекта.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Принятие членами команды на себя ответственности за выполнение персонального задания.

  2. Определение потребности в дополнительных инструктажах и повышении квалификации (обучении).

  3. Работка рабочих регламентов.

  4. Построение оптимальной схемы ролевого поведения с учетом коммуникативных стилей участников проекта.

  5. Выработка регламентов предоставления отчетности и процедур коллегиальной выработки управленческих решений.

  6. Описание правил взаимодействия с внешним окружением.

  7. Разработка порядка расчета денежного вознаграждения участников проекта.

Основные понятия темы: персональные целевые ориентиры, компетенции, социально-ролевое позиционирование, ролевой сценарий.



Фандрайзинг и бюджет проекта.

Основная цель данной темы: разработка слушателями бюджета проекта, составление заявки на финансирование.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Разработка пошаговый алгоритм поиска средств для реализации проекта с учетом типа проекта (см. паспорт проектной идеи).

  2. Разработка бюджета проекта на основе паспорта проектной идеи, календарного плана графика и перечня выполняемых работ.

  3. Составление заявки с учетом паспорта проектной идеи и разработанного бюджета проекта.

Основные понятия темы: ресурсы, бюджет.



Презентация как средство демонстрации жизнедеятельности проекта.

Основная цель данной темы: построение прогноза динамики рабочего времени, планирование его «затраты», необходимой для превращения проекта из мечты в реальность.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Определение аспектов положительного влияния участия в реализации проекта для каждого; повышение мотивации участия в реализации проекта.

  2. Осознание значимости временного капитала.

  3. Интеграция проекта в собственную жизнь.

  4. Построение сбалансированной модели участия членов проектной команды с учетом затраченного времени.

Основные понятия темы: мотивация, временные затраты, матрица времени.



Оценка проекта.

Основная цель данной темы: познакомить слушателей с наиболее часто применяемыми техниками оценки различных проектов.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Изучение основных критериев, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта.

  2. Научиться в самом начале разработки проекта формулировать его предполагаемые выгоды и преимущества, исходя из основных критериев, по которым в дальнейшем можно будет оценивать результаты проекта.

Основные понятия темы: качество, издержки, стоимость, сроки, риски, матрица качественных оценок, рентабельность.



Интеграция проекта в повседневную жизнь.

Основная цель данной темы: построение прогноза динамики рабочего времени, планирование его «затраты», необходимой для превращения проекта из мечты в реальность.

Задачи, решаемые в данной теме:

  1. Определение аспектов положительного влияния участия в реализации проекта для каждого; повышение мотивации участия в реализации проекта.

  2. Осознание значимости временного капитала.

  3. Интеграция проекта в собственную жизнь.

  4. Построение сбалансированной модели участия членов проектной команды с учетом затраченного времени

Основные понятия темы: мотивация, временные затраты, матрица времени.

Итак, в результате изучения данного курса слушатели получат знания о сути управления проектами. С этой целью в лекционной части курса будут изложены основы современных подходов к разработке и реализации проектов. Главная задача лекционных и следующих за ними практических занятий состоит в том, чтобы слушатели научились:

- находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать,

- оценивать ценность и жизнеспособность проектной идеи,

- составлять четко структурированный план проекта,

- разрабатывать и оптимизировать расписание и бюджет проекта,

- организовывать достойную презентацию проекта,

- разрабатывать и реализовывать стратегию поиска инвесторов (спонсоров, заказчиков) проекта,

- вырабатывать критерии, по которым заинтересованные лица смогут оценивать результаты проекта,

- готовить рабочую проектную документацию.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов и дополнительной литературы приведены в списке используемых источников.

3. Раздел 3. Разработка и внедрение авторских образовательных программ в молодежной среде с проведением мастер-классов по направлению «Эффективная коммуникация» в молодежной среде

3.1. Подраздел 3.1. Разработка НИМ и НОМ, проведение ЦЗ по теме "Введение и основы предметной деятельности в управлении проектами по направлению «Эффективная коммуникация»

3.1.1. Этап 1. Научно-информационный материал "Введение и основы предметной деятельности в управлении проектами по направлению «Эффективная коммуникация»”



Актуальность

Современный молодой человек должен владеть наукой деловых отношений, уметь устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты. Лидер общественной организации – это не только генератор идей, но и их проводник. Лидер должен заботиться о том, чтобы в организации укрепилась атмосфера доверия в общении. Кроме того, он устанавливает и поддерживает внешние контакты организации. В связи с этим лидер общественной организации проводит совещания и переговоры, участвует во взаимодействии со СМИ, организует деловую переписку, заботится об имидже организации, выступает в дискуссиях и дебатах с оппонентами. Важная функция руководителя общественной организации – ведение диалога с властными структурами. Одним словом, лидер молодёжной общественной организации взаимодействует с людьми и руководит ими, поэтому его задача – научиться эффективному общению. Это и определяет актуальность данного курса.



Цель и задачи

  • Организация учебных выездных семинаров для обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования города Москвы;

Основной целью данной специализированной образовательной программы «Эффективная коммуникация» является обучение слушателей эффективной коммуникации, что предполагает совершенствование у них коммуникативной компетенции.

Достижение этой цели предполагает решение задач:



  1. Сформировать систему знаний об эффективной коммуникации, факторах, влияющих на эффективность коммуникации.

  2. Сформировать систему представлений о роли коммуникаций и коммуникативно-речевых умений в социально значимой деятельности, наиболее типичных для названной сферы речевых ситуациях (переговоры, публичное выступление и др.), типах речи (информирующая, аргументирующая и др.).

  3. Сформировать и совершенствовать умение анализировать речевые ситуации, определять степень реализации коммуникативного намерения, причины коммуникативных неудач и промахов.

  4. Научить эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения.

  5. Научить речевому взаимодействию с партнёрами по общению, произносить публичную речь, участвовать в дискуссии и дебатах.

В соответствии с целью и задачами в содержание специализированной образовательной программы «Эффективная коммуникация» включены основные знания о видах и средствах общения, структуре публичной речи, особенностях отправителя и получателя информации, факторах, влияющих на эффективность коммуникации и коммуникативных барьерах. Обучающиеся узнают о правилах речевого общения, механизмах взаимодействия с партнёрами и оппонентами, принципах конструктивной критики и приёмах установления и поддерживания контакта с партнером по общению, у них сформируются умения аргументировать, критиковать, отстаивать свою позицию в дебатах.

  • Работа слушателей предполагает участие в мастер -классах. Все аудиторные занятия проходят в активной форме и включают задания аналитического характера (анализ коммуникации, ее результатов), задания аналитико-синтетического характера (анализ ситуаций и принятие решений о собственном коммуникативном поведении), деловые игры. Принципиальными, на наш взгляд, положениями, обеспечивающие эффективность курса, являются следующие.

  • На занятиях должна быть создана активная речевая среда, повышающая мотивацию обучающихся к общению, доверительная атмосфера. В той или иной мере следует воссоздавать реальные ситуации, свойственные деловой коммуникации лидера молодёжной организации. Решение задач, связанных с общением в деловой сфере, практика принятия решений, выбор способов и приемов коммуникативного поведение и предопределение его последствий лежат в основе формирования коммуникативной компетенции.

  • Для анализа речевых ситуаций и вхождение в практику делового общения обучающимся следует предлагать тексты, взятые из конкретных жизненных ситуаций – речи известных людей, стенограммы совещаний, записи дебатов и т.п. Эти материалы помещены в хрестоматию, а ссылки на них сделаны в конспектах лекций и рабочей тетради. Кроме этого, следует предлагать обучающимся Интернет-ссылки и библиографические источники для самостоятельного поиска дополнительных материалов. Анализ ситуаций требует вдумчивого прочтения материалов. Ни в коем случае нельзя допускать механического, неосмысленного ответа на вопросы, предложенные в заданиях аналитического характера.

  • Коммуникативные игра должны носить соревновательный характер. Следует применять групповую и парную работу, выявлять тех, чьи варианты выполнения задания были лучшими по тем или иным параметрам. К коммуникативным играм в рабочей тетради даны вопросы и критерии анализа.

Целевая аудитория (на кого рассчитана программа)

Специализированная образовательная «Эффективная коммуникация» предназначена для преподавателей вузов, специалистов в сфере государственной молодежной политики, а также для студенческих активистов и лидеров общественных молодежных организаций, старшеклассников школ города Москва.



Какую коммуникацию можно считать эффективной

Когда мы вступаем в общение, мы имеем определённое намерение (коммуникативное намерение) – спросить (получить информацию), рассказать (передать информацию), призвать к действию, повлиять на настроение собеседника, установить контакт с целью налаживания отношений и т.д. Если в результате общения мы получили то, что хотели, то есть добились реализации собственного коммуникативного намерения (получили именно ту информацию, в которой нуждались; рассказали и были верно поняты и т.д.), то общение было успешным. Такая коммуникация называется эффективной.

При эффективном общении цель говорящего достигается полностью. Но представим ситуацию: руководитель намеревается побудить членов коллектива к участию в проекте, однако применяет тактику давления, угрозы («Если не примете участия, то…», а далее – перечисление санкций). Вероятно, проект будет запущен и люди примут участие, но качество работы людей, не разделяющих ценности коллектива и не имеющих стойкой мотивации к участию в проекте, вряд ли будет высоким. Значит, эффективной можно назвать ту коммуникацию, при которой реализованы цели не только практического, но и духовного свойства.

Если намерение говорящего реализовано частично (например, адресат получил информацию, но не полную), от можно говорить о коммуникативном промахе, если коммуникативное намерение не реализовано вообще – о коммуникативной неудаче.



Адресант и адресат сообщения

Особенности коммуникантов влияют на эффективность общения. Если у них разный возраст, ценности, картина мира, статус, то достижение эффективности в общении может быть затруднено.



Адресат – это человек со своим уникальным жизненным опытом, особенностями восприятия, уровнем внимания в конце концов. И интерпретация полученного сообщения совсем не обязательно будет такой, какую ожидал отправитель! Взаимопонимание участников общения зависит от того, насколько они совпадают в своих характеристиках, находятся «на одной волне». При установлении контакта (а контакт – это общение без помех) важно учитывать следующие факторы:

  • статусно-ролевые характеристики,

  • уровень образования и осведомлённости в обсуждаемом вопросе,

  • пол и возраст собеседника,

  • сиюминутные реакции,

  • степень заинтересованности в общении.

Если же мы хотим основательно подготовиться к общению, например, когда это для нас очень значимая встреча, публичное выступление, собеседование, переговоры, мы будем глубже анализировать ожидаемый образ партнёра по общению и примем во внимание все основные характеристики собеседника.

Кто он, наш собеседник? Изучаем анкетный лист!

Социально-демографические признаки: пол, возраст, национальность, образование, профессия; партийность; состав семьи, место жительства, вероисповедание и т.п. – только на первый взгляд кажутся сухими данными анкетного листка. За ними может стоять значимая информация. Представьте, что вам предстоит общаться с женщиной из общины мормонов в Канаде, представительницей ортодоксальной мусульманской семьи и европейкой будет. И стратегии общения, выбранные вами, и содержание, и речь, безусловно, будут отличаться в этих трех случаях. Каждому понятно, что убедить атеиста и верующего человека можно абсолютно разными доводами. А те приёмы, которые вызывали восторг собеседника-подростка, окажутся абсолютно неприемлемыми в разговоре с пенсионером. Главное – научиться «считывать» информацию, обобщать, делать выводы и, конечно же, знать особенности разных групп людей, различающихся по половозрастным характеристикам и социальной принадлежности.

Если мы общаемся с собеседником довольно долго, то наблюдаем за ним и можем с большей или меньшей долей вероятности прогнозировать его поведение во время общения. И здесь на помощь нам придет анализ его индивидуально-личностных признаков, к которым относятся тип нервной системы, способ мышления, особенности характера, тип темперамента, степень развитости основных функций – интеллектуальной, эмоциональной, волевой, инстинктивной и т.п.

Следующий уровень анализа слушателей – это выявление социально-психологических признаков, т.е. таких, которые свойственны группам слушателей в данной ситуации:


  • мотив участия в общении;

  • отношение к предмету речи и собеседнику;

  • уровень понимания предмета.

Почему люди общаются?

Что движет человеком, слушающим вашу речь? Почему мы внимаем лектору, слушаем выступления политиков, проповедь или доклад на конференции?

Если слушающий выступление пришёл потому, что «так велел начальник» или «написано в расписании», то им движет только внешний мотив – дисциплина. Если он думает, что так «правильно», «по-другому неудобно, неприлично», то двигатель – совесть. Таким образом, морально-дисциплинарный мотив основан либо на внутреннем убеждении, что отказываться от общения в этой ситуации «некрасиво», либо на требованиях внутригрупповых правил дисциплины.

Возможно, на выступление нас привело любопытство или желание получить удовольствие от общения, – это эмоционально-эстетический мотив. Оба эти мотива неустойчивы, так как собеседник, не испытывая потребности в познании, не расценивая общение в данной ситуации как путь к саморазвитию и скорее всего останется невключённым в процесс коммуникации. Установление контакта будет затруднено. Если же слушающим движет стремление к познанию, то мотив называется интеллектуально-познавательным. Такие мотивированные слушатели будут глубже проникать в суть передаваемой информации.



Реакция на собеседника и информацию

Во внешних реакциях собеседника проявляется отношение к предмету речи и собеседнику. Внимательный человек по внешним реакциям: вопросам, словам, репликам, взгляду, позе, жестам, ухмылкам и т.д. – обязательно поймёт, каков настрой слушателя, даже если выступает в многочисленной аудитории. Представьте, к середине доклада количество слушателей, поджавших щеку рукой, что-то пишущих, глядящих в окно, заметно увеличилось. О чём это говорит? Интересы их не задеты, скучно, все устали. Каков процент усвоения информации? Не более 20! Надо спасать ситуацию. По ответным реакциям можно всех слушателей разбить на 4 вида.



Равнодушный слушатель остался невключенным в предмет обсуждения, его интересы не задеты; весь его вид говорит о том, что ему безразлично, что происходит вокруг. Потухший взгляд, маска уныния или, напротив, блаженное выражение лица, вызванное собственными размышлениями и отнюдь не по поводу сообщаемого. Слушатель-соглашатель либо, будучи конформистом, легко принимает идеи говорящего, но также легко от них отказывается, либо лишь делает вид, что согласен, так как его интерес не задет и он желает побыстрее закончить общение. Он может кивать, поддакивать, но этот спектакль нужен лишь для того, чтобы произвести впечатление.

Конфликтный слушатель выплескивает отрицательные эмоции: он может выкрикивать с места, задавать провокационные вопросы, то есть демонстрировать позицию конфронтации. Скрытое конфликтное отношение проявляется лишь в мимике и позе слушателя, но не выражается вербально.

И, наконец, конструктивный слушатель всегда стремится понять чужое мнение. Он задает вопросы, но не с целью «утопить» говорящего, а для того чтобы выяснить детали, найти точки соприкосновения или разногласия. Это способствует появлению атмосферы доверия и сотворчества.



Легко ли понять чужую мысль?

Уровень понимания предмета речи обусловлен подготовленностью субъекта (заложенной базой): общая культура, кругозор, развитые интеллектуальные способности, профессиональная подготовка и др. Заметим, что относительно разных предметов у одного и того же человека могут быть различные уровни понимания.

Согласно существующей в социальной психологии шкале уровней понимания, выделяются следующие уровни.



  1. «О чём» (слушатель имеет очень смутное представление о предмете, видит его только в самых общих чертах).

  2. «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, оставаясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей).

  3. «О чём + что + как» (это уровень осмысления содержания предмета, чужих мыслей и пропускания их через себя, выработки собственной позиции).

  4. «О чём + что + как + зачем» (уровень применения получаемых знаний о предмете, проецирования их на свою деятельность, опыт).


Что влияет на эффективность сообщения?

Процесс обмена информацией и общения настолько сложен, что на его результат влияет огромное число факторов. Даже обмен номерами телефонов в спокойной дружеской обстановке или на бегу может закончиться по-разному. Более эффективным будет общение, протекающее в непринужденной или конструктивной рабочей атмосфере, удобном месте и в удобное для коммуникантов время.

Для того чтобы ваше сообщение было получено адресатом без искажений и эффективность общения повысилась:


  1. проанализируйте обстановку общения, учтите, что на успешность коммуникации влияет место и время её осуществления, наличие или отсутствие посторонних лиц (сравните: спор один на один или в присутствии третьего лица), эмоциональный контекст;

  2. осмыслите цели общения, как свои, так и собеседника;

  3. учитывайте особенности слушателя;

  4. правильно выбирайте средства общения и речевого поведения;

  5. во время коммуникации наблюдайте за реакциями собеседника, старайтесь по ним понять, как он воспринимает сказанное; это позволит вовремя внести коррективы;

  6. подумайте, есть ли риск возникновения барьеров в общении и их преодоление.

  7. внимательно отбирайте средства языка, с помощью которых передаёте информацию (например, небрежное использование языковых средств может порождать двусмысленность);

  8. заинтересуйте слушателя в общении.

Чтобы общение было эффективным, надо учиться анализировать все составляющие речевой ситуации.

Анализ речевой ситуации

Речевая ситуация

Кто говорит?

Кому говорит?

Что говорит?

С какой целью?

Где? Когда?

Как сообщение передаётся без слов

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Невербальная передача, как правило, происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации.

Преимущество знающего язык тела в том, что, подкрепляя свои слова соответствующими жестами, позами и мимикой, говорящий обретает большую убедительность. Зная язык тела, можно не только избежать противоречия между словами и телодвижениями, но поставить последние на службу убеждению, скрыто управлять процессом восприятия слов. Наблюдая за невербальными сигналами собеседника, можно выявить его истинное состояние. Предположим, вы зашли в кабинет своего руководителя, чтобы обсудить ваше деловое предложение, и видите человека с рассеянным взглядом, расстегнутой верхней пуговицей рубашки и приспущенным узлом галстука, откинувшегося на спинку кресла; руки его закинуты за голову. Явно начальник не расположен в данный момент к серьезному диалогу. Что вы предпримете? Либо отложите разговор, либо попытаетесь настроить собеседника на нужную волну. Самый неподходящий вариант – сразу же начать диалог в серьезном и деловом ключе.

Во время публичного выступления невербальные средства могут выдать то, что выступающий совсем не хотел сказать. Например, скрещивание рук на груди и чуть откинутая назад диагональ корпуса говорят о некотором дискомфорте выступающего, который «прячется», уходит от общения.

Таким образом, невербальные средства общения


  • помогают предопределить характер будущего общения и выбрать правильный стиль взаимодействия с партнёром;

  • уточняют, дополняют словесное общение, делают его более эмоциональным;

  • экономят использование вербальных средств (иногда один жест стоит целого высказывания!);

  • регулируют пространственно-временные параметры общения (например, взгляд и поза собеседника часто показывают готовность или желание завершить общение);

  • помогают понять истинное состояние собеседника;

  • помогают идентифицировать партнера по общению (вспомните отличия в одежде представителей различных субкультур, клубов);

  • маскируют истинное состояние личности, если человек умеет контролировать использование жестов, мимики, интонаций;

  • показывают статусно-ролевые отношения (вспомните жесты мужчин, предлагающих женщине пройти вперёд или специфику рукопожатий в общении начальника и подчинённого);

  • способствуют психологической разрядке;

  • показывают общую психомоторную активность субъекта, ведь у более активных людей, как правило, и более богатый арсенал невербальных средств, и выше динамика их использования.

Особенности молодежной аудитории

Молодёжь – это люди возраста от 15 до 30 лет. Общение с молодёжью, выступление в молодёжной аудитории, руководство деятельностью молодёжи – это тема отдельного разговора. Ведь никто не будет спорить с тем, что говорить с молодёжью так же, как с людьми «солидного» возраста нельзя. Какова же она, современная молодёжь?

Вы, конечно же, замечали, что молодые слушатели часто весьма максималистически смотрят на различные проблемы, в их сознании (а особенно это характерно для людей до 20 лет, тинейджеров, мало полутонов, мир делится на чёрное и белое). Поскольку взросление представителей разных поколений происходит в разных культурно-исторических контекстах (сравните: поколение «родителей» взрослело в 80-е гг., а «детей» – в пору стабилизации и рыночной экономики), часто возникает непонимание между представителями разных поколений.

Нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно. Практически невозможно выделить некую группу, ценности и практики социального поведения которой можно было бы назвать доминирующими. Среди отличий представителей молодого поколения уровень и качество полученного образования, гендерные различия, отношение к политике и общественно полезной деятельности, вхождение в неформальные объединения и отношение к субкультурам. Современные молодые люди в большинстве своем стремятся к независимости, прежде всего финансовой. Они хотят быть конкурентоспособными, а следовательно, используют все шансы для самосовершенствования и развития своих компетенций. Но вместе с тем, есть значительное число молодых людей, отличающихся апатичностью, не верящих в будущее, невключенных в общественную жизнь. И эта разнородность молодежи предопределяет выбор стратегий общения с такой аудиторией.



Работая с молодёжной аудиторией, вы должны помнить о следующем:

1. Молодёжная аудитория быстро понимает, «кто в стае хозяин», то есть издалека видит человека, способного вести за собой, лидера. Некомпетентность и неуверенность раскрываются этой аудиторией безошибочно, поэтому, готовясь выступать перед молодёжной аудиторией, ищите, систематизируйте, анализируйте информацию, чтобы ваш запас знаний был обширным и ни один каверзный вопрос не поставил бы вас в тупик. Ну а уж если такой вопрос встретился, честно признайтесь, что не готовы ответить и можете посвятить этому вопросу новую встречу.

2. Излагая информацию значительного объёма, старайтесь выделить в ней микротемы и изложить план выступления, показывайте, когда переходите от одной микротемы к другой. Ведите аудиторию за собой, чтобы в каждый момент вашего выступления аудитория имела четкое представление о том этапе пути, который вам придется пройти совместно. Такой способ изложения темы называется «пунктирным».

3. Молодёжная аудитория не принимает скучных лекторов, бубнящих себе под нос. Динамика и еще раз динамика. Меняйте тон и темп изложения, картины и образы, моделируйте голос. Однако поверхностного изложения, мелькания тем, имен, чисел молодёжь не приемлет.

4. В молодёжной аудитории следует быть современным, идти в ногу со временем и успевать меняться с приходом новых 15-летних. Если вам хочется приводить примеры, то помните, что молодёжная аудитория скорее откликнется на анализ современных событий, а не на «преданья старины далёкой». Да, их надо заинтересовывать. Можно использовать их же стремление к самореализации, желание сказать своё слово в истории, привнести новое в мир. Главное – показать, что именно молодёжь имеет возможности действовать. Тот, кто умеет вселить веру в силы в молодых людей, будет успешным оратором в такой аудитории.

5. Молодёжный язык заслуживает особого внимания. Как говорить с молодёжью? Использовать ли элементы сленга? Или демонстрировать им филигранный литературный язык? Пожалуй, еще ни один оратор, мастерски владеющий литературным языком, не оставил молодёжную аудиторию равнодушной. Однако и умело вставленное несколько вольное (но не грубое и не вульгарное) слово оживит речь и вызовет приятные ощущения в молодёжной аудитории. Надо лишь помнить, что не все говорят языком улицы, есть тысячи молодых людей, прекрасно владеющих языком. Если с ними говорить примитивным языком, то у них создастся впечатление, что их интеллектуальный уровень оценивают ниже, чем он есть на самом деле. Следовательно, язык должен быть доступным, но не примитивным.

6. Молодёжная аудитория весьма восприимчива к образным словам и выражениям. Используйте метафоры, рисуйте словами!

7. Выступая в молодёжной аудитории, используйте современные мультимедийные технологии. Наглядность поможет создать точки опоры, улучшит запоминание.

8. Молодёжь, особенно её социально активная часть, любит быть вовлечённой в процесс обсуждения. Задавайте вопросы, обращайтесь к аудитории, применяйте деловые игры и другие активные методы.
3.1.2. Этап 2. Научно-образовательный материал "Введение и основы предметной деятельности в управлении проектами по направлению «Эффективная коммуникация»



следующая страница >>
Смотрите также:
Отчетные материалы
1895.89kb.
Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные Примечания
153.98kb.
«Второй иностранный язык (французский) ур. А1» для специальности 5В 011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» учебно-методические материалы
2108.75kb.
Аналитические материалы по проблеме «Крупные города ресурс социально-экономического развития стран»
841.41kb.
Пояснительная записка Материалы открытого урока в рамках проведения конкурса «Учитель года Москвы 2008»
146kb.
Интервью Н. Г. Егорычева корреспонденту журнала «Огонек» Брежнев Л. И. Материалы к биографии. М., 1991
36.32kb.
Цена прокладочные материалы, полотно
59.52kb.
Кафедра «Строительные материалы и механика»
28.45kb.
Справочные материалы Здесь же можете посмотреть презентацию по данной теме
10kb.
Описание работы: Материалы для внеклассной деятельности учащихся среднего школьного возраста (13-15 лет)
136.14kb.
Научные чтения памяти А. И. Кандинского: Материалы науч конф. / Ред сост. Е. Г. Сорокина, И. А. Скворцова. М., 2007
294.43kb.
Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников «Мир природы: Познавательные материалы об окружающем мире»
23.59kb.