Главная |
страница 1
ГОЛОВОЛОМКИ Последовательность этапов освоения игр: Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой. Второй этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Третий этап – составление фигур-силуэтов по образцам без указания составных частей. Четвертый этап – составление фигур-силуэтов по собственному замыслу. Пятый этап – из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку. Шестой этап – из наборов 2-3 игр составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку. Правила игры:
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. ТАНГРАМ Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т.д. Игра очень проста. квадрат (величина его может быть практически любой) разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольника разных размеров (два больших, один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату. При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу. Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного. Помощь ребёнку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай». Игра «ТАНГРАМ» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развитие творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности. Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей, как это показано на рисунке. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметрии частей, поскольку деление круга происходит по принципу «каждый раз пополам». Величина круга существенного значения не имеет большие наборы можно использовать для игр на полу, фланелеграфе, меньшие – на столе. В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила. По мере овладения игрой ребёнок использует все детали одного-двух наборов. Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ» даёт возможность создавать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода и т.д. Округлость форм придаёт им особую выразительность. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно-ролевые игры. Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования: «Кто лучше составит», «У кого быстрее получится», «Составь лучше, чем я» и т.д. Взрослый может одновременно с детьми составлять силуэты, а затем сравнивать их между собой. По-иному разделив круг на части, ребята могут создавать свои варианты игры и, сопоставив их изобразительные возможности, выбрать лучшую. Детям, играющим «в школу», можно предложить обучать составлению силуэтов своих товарищей. Эта игра во многом напоминает «ТАНГРАМ»: квадрат делится на семь частей (см. рисунок). Однако детали игры получаются иные. Эту общность и различия в играх можно показать детям. В набор «ГОЛОВОЛОМКИ ПИФАГОРА» входят два квадрата (большой и маленький), четыре треугольника (два больших и два маленьких) и один параллелограмм. Изобразительные возможности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдалённо напоминают объекты реальной действительности. Самый простой вариант игры – это создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на расчленённый образец, выполненный в том же масштабе, что и набор для игры. Такой способ действия практически исключает поиски, пробы, ошибки. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчленённым образцом, хотя это более сложная для ребёнка задача. Если образцы берутся большего или меньшего размера, чем создаваемое силуэтное изображение, то ребёнок постоянно прибегает к зрительному контролю своих действий. Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мысленным или практическим пробам. На этом пути возможны ошибки, неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать его от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с тем необходимо предотвратить постоянные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая образцы разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющий разнообразные движения, разные породы собак, различные виды кораблей, зданий и т.д. Составленные детьми силуэты могут стать подарками друзьям, мамам к 8 Марта, папам к 23 Февраля, а также родным и близким в дни рождения. Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения игры «КОЛУМБОВО ЯЙЦО». Мы представляем один из наиболее распространённых вариантов разреза: из десяти фигур четыре представляют собой треугольники, остальные имеют округлую форму. Округлость большинства фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных. Особенно выразительными получаются силуэты пеликана, лебедя, клоуна. Игра вызывает у детей большой интерес, поэтому сразу после её элементов можно предложить составить силуэт птицы, выбирая для этого необходимые детали. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, можно использовать все элементы набора или некоторые из них. В дальнейшем составленные детьми силуэты будут разнообразиться и усложняться по структуре, выразительности, степени сходства с реальными предметами. Если взрослые направляют деятельность ребёнка, то у него развиваются геометрическое воображение, пространственные представления, наблюдательность, умственные способности, необходимые для успешной учёбы в школе. СФИНКС В наборе игры семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырёхугольника с разным соотношением сторон. Эти элементы получаются в результате разрезания прямоугольника (оптимальные размеры 6 на 10 см). Внимание детей привлекают прежде всего образцы ракеты, самолёта, парусника, птиц. Опора на образец поможет справиться с задачей. В дальнейшем ребёнку следует предлагать более сложные образцы разных размеров без указания составных частей или с обозначением места расположения одной из семи частей цифрой, точкой и т.п. Разнообразие образцов побуждает детей к творчеству, поиску и использованию различных приёмов. Дети овладевают умением самостоятельно реализовывать задуманное, свободно осуществляя практические действия, отыскивая нужное расположение элементов игры. Относительно небольшое количество элементов игры даёт возможность составлять из двух одинаковых наборов силуэты человека, животных, видов транспорта. ЛИСТИК Набор игры включает девять элементов, получаемых в результате разрезания геометрической фигуры сложной конфигурации, напоминающей схематическое изображение сердца или форму листа растения. Округлые и угловые детали набора позволяют составлять всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего предметного мира. Полученные силуэтные изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки. Способы создания силуэтов остаются прежними, основанными на принципе: от простого к более сложному. Но поскольку у детей уже есть немалый опыт создания силуэтов из угловых («ТАНГРАМ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА») и округлых деталей («КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»), то возможен иной путь: от замысла к воображению. Дошкольник может создавать силуэты, которых нет в образцах. Творческие поиски ребёнка надо всячески стимулировать и поощрять. Если при реализации замысла у него вначале остаются «лишние» детали, то затем их ему постоянно не хватает. Надо стремиться к полному использованию вначале одного, а потом и нескольких наборов. Так, изображение вертолёта составлено из двух комплектов. Полезны попытки изменить, усовершенствовать, перестроить уже готовое силуэтное изображение, добиваясь наибольшей выразительности, полного сходства его с реальным предметом. Упражнения детей в составлении силуэтов благотворно сказываются на результатах изобразительной деятельности, в частности предметного рисования. Силуэты вполне пригодны и для аппликации. Периодически в детском саду можно устраивать выставки предметных рисунков и аппликаций на одну и ту же тему. ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА Элементы игры можно получить разрезав круг (лучше всего диаметром 8 см) на части. При разрезании необходимо строго следовать образцу (как показано на рисунке). В результате разрезания круга получается семь замысловатых элементов. Отдельные из них одинаковые по размерам. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры, что побуждает ребёнка к составлению из них силуэтов животных (корова, лошадь, кошка, ворона, курица, цыплёнок, бабочка, стрекоза, рыба) Вначале лучше освоить составление силуэтов из неполного набора элементов, затем – составление по образцам с указанием составляющих силуэт частей, и только после этого можно приступить к работе по контурному образцу, рисунку и собственному замыслу. Все действия ребёнка целесообразно облечь в игровую форму, стимулировать проявление смекалки, сообразительности, находчивости как в выдвижении замысла («Составлю рыбку»), так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного. Желание достичь результата стимулирует активные действия, повышает интерес к процессу составления. А удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, положительный настрой на требующую умственного напряжения деятельность. Увлекает детей наряду с составлением силуэтов подрисовка, создание фона, сюжета. Удачные работы можно использовать для оформления вестибюля, комнаты, игрового уголка и т.д. ПЕНТАМИНО Двенадцать разных по форме, но равных по размерам элементов составляют игру «ПЕНТАМИНО». Каждый элемент игры состоят из пяти равных квадратов. Составлять силуэты из элементов «ПЕНТАМИНО» довольно сложно, поэтому вначале необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п. Затем можно предложить ребёнку составить силуэты игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, выбрав для этого необходимые, «похожие» два-три элемента из полного комплекта игры. Так, буква «Т», уточка, лесенка с двумя ступеньками составляются из двух элементов. Из трёх элементов легко составить силуэт пушки, из пяти – машину-фургон, из семи элементов – страусёнка. Составляя простые образные силуэты, дети осваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность размещать элементы на плоскости, исходя из задуманного, ориентироваться в соотношении размеров, учитывать поставленную перед собой цель. Размещение всех 12 элементов по образцу с указанием способа их расположения доступно детям 5 – 7 лет, которые освоили более простые игры, умеют составлять силуэты и реализовывать познавательную задачу. Из этих элементов можно составить прямоугольник, квадрат. Чтобы поддерживать интерес детей к игре, обеспечить успех в ней, целесообразно вместе с ребёнком составлять тот или иной силуэт, указывая ему на ошибки, поощрять самостоятельные действия. Дети, хорошо освоившие «ПЕНТАМИНО», могут составлять силуэты по собственному замыслу, уже не пользуясь образцами или обращаясь к нерасчленённому образцу пытаясь адекватно расположить элементы игры. Допустимо частичное отступление от образца, иное расположение элементов с целью получения силуэта. Взрослый поощряет проявление ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, по словам К.Д. Ушинского, ребёнок приобщается к умственному труду. Закрепить навыки счета в пределах 10. Задачи: Закрепить знание чисел в пределах 10, их последовательность в натуральном ряду. Умение пересчитывать точки, расположенные в разном порядке. Закрепление состава числа 10. Развивать внимание, сообразительность, мышление. Воспитывать аккуратность. Активизировать словарь за счет числительных: «один», «два»… «десять», «больше», «меньше». Сначала это был строгий математический тест, который мы разработали, чтобы измерять «уровень математического развития» детей. Но дети восприняли его по-своему, и мы увидели в нем прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении 5–6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные. Как сделать игру На цветной бумаге начертите 44 квадрата (60x60 мм), нарисуйте на них точки и цифры, как показано на рисунке. На красных квадратах точки располагаются линейно, на желтых – по треугольнику, а на зеленых – по окружности и в центре. Величина точек (черных кружков) должна быть не менее 5 мм диаметром. Затем наклейте их на картон, высушите под прессом и разрежьте на отдельные квадраты. Квадраты будут 4 видов: красные, желтые, зеленые с черными точками и белые с черными цифрами. Для хранения квадратов необходима коробка (60x65x90 мм) с крышкой. Внутри коробки можно сделать перегородку (1/4 длины), чтобы складывать отдельно квадраты с точками и квадраты с цифрами. Полукруглые вырезы в перегородке и в торцовых стенках намного облегчат пользование коробкой. Как играть. Разложите сами на столе все квадраты по порядку. Это основное задание (4) игры, которое сначала делится на части, а потом дополняется различными вопросами-заданиями, постепенно усложняясь. Вы понимаете, какое «математическое образование» надо иметь ребенку, чтобы справиться с таким заданием. Тут уже надо и различать цвета, и считать до 10, а если точки идут по кругу, то подсчитать не так-то просто: то «пересчитаешь», то «недосчитаешь», тут надо знать, что «порядок» означает увеличение числа точек на одну в каждом следующем квадрате, и т. п. На первый взгляд, может показаться, что эта игра по силам только школьникам 1 – 2-го классов, т. е. 7 – 8-летним детям, а в нашей семье этого уровня уже достигают малыши между 3 – 4 годами, да и не только, конечно, в нашей, а всюду, где начинают игры, подобные «Точечкам», с 1,5 – 2 лет. Поэтому и мы начинаем с заданий, значительно более простых, чем задание 4. «Игровая ситуация» тем более нужна, чем младше ребенок. Здесь так же надо увлекаться самому взрослому и очень чутко поддерживать каждый успех, каждый шаг ребенка вперед, так же иногда «забывать» об игре на некоторое время, чтобы потом вернуться к ней, как к новой, и так же руководствоваться интересом и увлеченностью ребенка и ни в коем случае «не перегибать палку», не заставлять играть, ибо тогда игра «умрет» немедленно. а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки; б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки; в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета. От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого порядка, а похвалите, какие красивые цветные дорожки у них получились. 2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку разложить квадраты по цвету – желтые, зеленые, красные (как в задании 1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек, положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой. Квадраты, где нет точек («ноль точек»), узнают даже не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей, которые знают только два числа: «один» и «много». 3. Разложить красные квадраты по порядку. Постепенно малыш раскладывает правильно квадраты от 0 до 2 точек, потом до 3, 4 и т. д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке, хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя интуитивно, на глаз, где больше точек и где меньше. Радуйтесь, подчеркивайте, записывайте в дневник, что «сегодня Ваня положил по порядку квадраты: 0, 1, 2, 3, 4», ждите с нетерпением каждого следующего шага (до 5, 6, 7, 8 точек и т. д.), но предлагайте «Точечки» для игры только тогда, когда вы совершенно уверены в желании малыша взяться за них. В противном случае отложите игру на неделю, на месяц и вспомните о ней тогда, когда увидите, что Ваня безошибочно откладывает 5 кубиков. В этот период следует использовать и все случайные возможности для обучения счету: «Принеси, Ваня, еще 3 чайные ложки!», «А сколько у Вани белых пуговичек на курточке?», «Давай сосчитаем, сколько у нас ступенек на крылечке!», «Достань пожалуйста, из корзинки еще 4 картошки!» и т. д. Мы еще повесили на стену «Таблицу сотни», до которой Ваня достает руками и, показывая числа, называет их по порядку, запоминая одновременно и вид самих цифр, и порядок их следования. И есть еще маленькие и большие счеты, на которых отсчитывать косточки тоже приятно. В такой «математической атмосфере», где взрослые не боятся считать сами и привлекать к этому малыша, дети относятся к счету как к игре. Мы как-то даже вишнями лакомились, решая задачу: косточки складывали на квадраты клеенки точно в таком порядке, как в игре «Точечки». Но как далеко еще до того легкого и свободного обращения с числами первого десятка, которое мы, взрослые, считаем привилегией только старших. Тут помогают такие дополнительные задания: а) кто найдет быстро, где лежит квадрат с 5-ю (с 6-ю, 7-ю, 8-ю и т. д.) точками? Такое задание тоже сначала выполнить нелегко. Этому может помочь раскладывание ряда с цифрами; б) кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку? Здесь малыш должен выдержать два «порядка»: во-первых, последовательность чисел натурального ряда, а во-вторых, каждая цифра должна быть в одной колонке с квадратами, где число точек равно числу, обозначаемому цифрой, т. е. 5 должно быть в одной колонке с квадратами, содержащими 5 точек, 6 – с шестью и т. д. Теперь, когда все 44 квадрата уложены в 4 ряда, задание а) выполнять легко. Цифра говорит, сколько на квадрате точек. Хорошо, если малыш почувствовал это преимущество, как взрослые ощущают его в нумерации страниц, домов, квартир, телефонов и т.д. в) кто быстрее разложит все квадраты по порядку (на время)? Продолжительность раскладывания всех 44 квадратов в этом случае – решающий фактор. Здесь не только происходит самосовершенствование (улучшение собственных «рекордов»), но, главное, начинается выработка своеобразной системы быстрой разборки и раскладки беспорядочно перемешанных квадратов. Попробуйте сделать такую работу за 2,5 – 2 минуты и сразу почувствуете, что это не так просто. А подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам при разборке почты, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с систематизацией и каталогами. Запишите, за сколько минут справляется малыш с большой работой по наведению порядка в квадратах и поощряйте каждый сдвиг, каждый успех. 5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки и 2 зеленых (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит, сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном ряду? В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все квадраты по порядку, а потом только считать их. 6. Сколько точек на 5 первых зеленых квадратах (на 5 желтых, красных)? Сколько точек на 6, 7, 8, 9 квадратах? Сосчитывать точки малыши начинают простым пересчитыванием, а это, во-первых, медленно, а во-вторых, не гарантирует от ошибок. Как же сосчитать быстро и точно? 7. Какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в каждой паре квадратов по 10 точек? (0+10, 1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6, 5 + 5.) Какие квадраты надо сложить по 2, чтобы получилось по 9 точек в каждой паре квадратов? 8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить, сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов каждого цвета? 9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном, зеленом)? Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Если вспомнить задание 7, то можно, почти не считая, сразу сказать результаты, потому что вместо счета единицами тогда можно считать десятками. Но к такому способу надо прийти обязательно после обычного пересчета, чтобы видна была громадная разница в обоих способах. Идеально было бы, если бы ребенок сам дошел до идеи считать десятки, но... это уже целиком зависит от искусства родителей и воспитателей, сумеют ли они рядом заданий игры и своими вопросами привести его к такой мысли или нет. 10. Сколько точек в 3 рядах квадратов? В заданиях 9 и 10 будет вырабатываться система быстрого и безошибочного счета, которую потом можно будет применять в самых разных случаях, причем безошибочность является не менее ценным преимуществом, чем быстрота работы. 11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос можно задать после обычного «разложи по порядку» и отметить себе, что заметит ребенок из имеющейся в ряду общности (одинаковая форма всех карточек – квадраты, размер квадратов, цвет, материал, цвет и размер точек на карточках; порядок размещения точек на карточках – по кругу, по треугольнику, по линиям и др.). Что одинакового в карточках всех 4 рядов? 12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по 10 точек в каждой? По 9 точек в каждой? (Отложив в сторону лишь квадраты с 10 точками.) По 15 точек в каждой? Сколько таких стопок получится? 13. а) Есть ли в игре 2 совершенно одинаковых квадрата? б) Что различного в квадратах одного ряда? в) Чем различаются квадраты всех 3 рядов? (Цветом каждого ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением точек на квадратах разных рядов и др.). Этими заданиями не исчерпывается познание свойств 44 квадратов, и, когда вы начнете играть, то, конечно, придумаете еще много других заданий. Смотрите также:
Ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой
172.84kb.
ДС. Современная индийская литература
54.86kb.
Xi поволжская научная конференция учащихся им. Н. И
94.05kb.
«Все мы родом из Интернета»
318.07kb.
Рабочая программа по дисциплине цикла опд р 01. «Графическое проектирование» Для специальности 240801. 65 «Машины и аппараты химических производств»
112.63kb.
Н. л учитель физики Белозерская ош І-ІІІ ступеней №18 Добропольского городского сонета Донецкой области Внеклассное мероприятие
99.2kb.
В. Б. Сироткин проблемы модернизации
2348.75kb.
«Здоровье». В течение года
35.2kb.
Тест «Движение. Осевая и центральная симметрия» 1
25.84kb.
Памятка туристу Столица
58.05kb.
«Целое выражение. Преобразование целого выражения в многочлен.»
148.24kb.
Темы для составления рефератов по геохимии
22.34kb.
|