Главная |
страница 1
Перспективы гибридных автомобилей в России Toyota Prius. Фото: Harvey Schwartz/ZUMA Press Перспективы гибридных автомобилей в России, как и в мире в целом, — активно обсуждаемый в экспертном сообществе и СМИ вопрос. В публикациях на эту тему наблюдаются два основных вектора: оптимистичное ожидание скорой «гибридизации» автомобильного рынка с одной стороны, а с другой, соответственно, скептицизм по отношению к любым автомобилям, кроме традиционных, с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Оптимизм основывается на тенденции увеличения продаж сочетающих преимущества ДВС и электродвигателя (ЭД) автомобилей-гибридов. Оно наблюдается, например, в Японии и, до недавнего времени, в США. Сторонники гибридных автомобилей убеждены в том, что ухудшающаяся экология, а также нарастающий дефицит углеводородного топлива заставят потребителей покупать всё больше гибридных машин, а автопроизводителей — увеличивать выпуск гибридомобилей. Это относится и к России. Отрицательная оценка перспектив гибридных автомобилей в России также опирается на мировой опыт: гибридомобилям не удалось закрепиться, например, на консервативном европейском авторынке, а в США наблюдается снижение их доли в автопарке страны. Кроме того, в России ряд типичных недостатков гибридных автомобилей проявляется более чётко, чем в других странах, а положительные особенности гибридомобилей не так очевидны, как за рубежом. Описание Гибридный (от лат. hybrida — помесь) автомобиль оснащён двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и электродвигателем (ЭД). Упрощённо принцип движения автомобиля-гибрида можно представить так: двигатель внутреннего сгорания приводит в действие генератор, который питает аккумулятор; аккумулятор питает электродвигатель; электродвигатель приводит в движение колёса. Аккумуляторная батарея (АКБ) накапливает энергию для работы электродвигателя. Таким образом, автомобиль может некоторое время двигаться без участия двигателя внутреннего сгорания. АКБ в гибридных автомобилях подзаряжается также с помощью системы рекуперативного торможения.[1] Гибридные автомобили не однотипны. Так, принцип работы Mild Hybrid (умеренного гибрида) основан на параллельной схеме работы ЭД и ДВС, при которой оба двигателя могут функционировать и самостоятельно, и совместно. К автомобилям Mild Hybrid относятся Honda Insight,[2] Honda Civic Hybrid,[3] BMW ActiveHybrid 7,[4] Volkswagen Touareg Hybrid,[5] Hyundai Elantra Hybrid[6] и др. Plug-in Hybrid Автомобили с последовательной гибридной схемой приводятся в движение электродвигателем, при этом двигатель внутреннего сгорания соединен только с генератором, питающим электродвигатель и аккумулятор. Для эффективной работы такого автотранспорта необходимы АКБ большой ёмкости, поэтому последовательная гибридная схема применяется преимущественно в коммерческой технике (БелАЗ серии 7530,[7] дизель-электрические тракторы ЧТЗ).[8] Toyota Prius на станции подзарядки Фото: UPI/Monika Graff Разрабатываются и серийные легковые автомобили с последовательной гибридной схемой, они называются Plug-in Hybrid (подключаемый гибрид) и электромобилями увеличенного радиуса действия (Range Extended Electric Vehicle, REEV).[9] В таких автомобилях установлены литий-ионные аккумуляторы увеличенной ёмкости.[10] Запасы энергии в АКБ этих автомобилей пополняются подключением к стационарной электрической сети. Наиболее известные подключаемые гибриды — Chevrolet Volt[11] и Opel Ampera.[12] Full Hybrid Полными гибридами — Full Hybrid — называют автомобили, в которых используется последовательно-параллельная схема в составе ДВС, генератора и ЭД. В зависимости от условий движения электродвигатель может работать без участия ДВС, возможна совместная работа и бензинового, и электрического двигателя. ДВС также может функционировать и без участия ЭД, при этом подзаряжается аккумуляторная батарея. К полным гибридам относятся Toyota Prius, Lexus RX 450h,[13] Ford Escape Hybrid.[14] История В мире Формально, первым запатентовал проект гибридного автомобиля бельгиец Генри Пайпер в США 2 марта 1909 года.[15] Однако создателем первого легкового гибридного автомобиля является Фердинанд Порше, который ещё в 1898 году сконструировал опытный образец гибридного автомобиля, а позднее на основе его построил модель Lohner Electric Chaise (Lohner-Porsche Mixte Voiturette), завоевавшую гран-при Всемирной Парижской выставки 1900 года.[16] В автомобиле Порше применялась последовательная гибридная схема. Электромеханическая трансмиссия достаточно активно применялась на железнодорожном транспорте и в тяжёлой автотранспортной технике в 1930-х годах.[17] В то же время легковые гибридные автомобили проиграли на этом этапе конкуренцию автомобилям с традиционным ДВС. Интерес к гибридным автомобилям усилился в конце 1960-х годов на фоне роста обеспокоенности общественности экологическими проблемами. Американскому конструктору Виктору Воуку[18] в 1972 году удалось создать гибридную модель Buick Skylark.[19] Разработки автомобилей-гибридов активизировались в результате мирового нефтяного кризиса 1973 года[20] и последующих энергетических кризисов. В это время автопроизводители концентрировали усилия на создании более экономичных автомобилей с ДВС. Однако как только кризисные явления затихали, проекты снижения расхода топлива, включая разработки гибридных технологий, откладывались.[20] Первый массовый легковой гибридный автомобиль — Toyota Prius — был выведен на рынок только в 1997 году.[21] Автобус-гибрид ЗиС-154 Фото: A.Savin, wikipedia.org В России В России первым автотранспортным средством с гибридной силовой установкой стал серийный советский автобус ЗиС-154, выпущенный в 1947 году. Четырёхцилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-204 мощностью 110 л.с вращал вал генератора, который вырабатывал ток, приводивший в действие электродвигатель, связанный с ведущими задними колесами этого автобуса.[22] В 1960—1970-х годах в СССР наиболее известным исследователем гибридных силовых установок был Нурбей Гулиа.[23] В частности, этот учёный разработал маховично-вариаторный гибридный привод для малотоннажного УАЗ-450 (1966 год).[24] Возможности электропривода находили применение в проектах тяжёлой техники специального назначения. В частности, в 1965 году СКБ ЗИЛ и ОКБ-476 (Московский агрегатный завод «Дзержинец») разработали проект многоосного ЗИЛ-135Э (8х8) грузоподъёмностью 5 тонн.[25] Сегодня Toyota Prius (2011) Фото: ZUMA Press/Global Look Press Легковые В мире Наиболее продаваемым на мировом рынке и перспективным легковым гибридным автомобилем остаётся Toyota Prius.[26] По итогам 2011 года было реализовано 314 тыс. автомобилей этой марки, что на 9,6 % больше показателей 2010 года.[27] Всего же гибридных Toyota в мире продано более 3 млн штук.[28] Объём продаж гибридных автомобилей конкурента «Тойоты» Honda Motor Co., по данным самой компании на начало 2012 года, составил 800 тыс. единиц с начала массовых продаж гибридных моделей в 1999 году.[29] В США в 2008 году доля гибридных автомобилей на авторынке составляла 2,9 %. В 2011 году этот показатель снизился до 2,4 %. Готовность потребителей к повторной покупке гибридных автомобилей в 2008 году составляла 35,2 %, в 2009 году — 39,6 %, в 2010 году — 38,9 %, в 2011 году — лишь 35 %.[30] Зарубежный европейский рынок автомобилей-гибридов развит ещё слабее, чем японский и американский.[31] В России В России доля гибридов от общего числа легковых автомобилей не превышает 1 %.[32] В 2011 году в РФ реализовано около 3 тыс. гибридных автомобилей, при этом 2074 из них — автомобили Toyota Prius и Lexus с гибридным приводом. Cadillac Escalade Hybrid (2010) Фото: ИТАР-ТАСС На российском рынке в настоящее время представлены следующие модели гибридных автомобилей: Lexus RX 450h, Lexus GS 450h, Lexus LS 600h L,[33] Mercedes S400,[34] Mercedes ML450, BMW Active Hybrid 7, BMW X6, Toyota Prius, Porsche Hybrid RS,[35] и Cadillac Escalade Hybrid.[36] Автомобили российской сборки пока не могут составить конкуренции зарубежным, поскольку реализованных производственных проектов легковых гибридных автомобилей в России нет. Тем не менее в перспективе они могут появиться. Так, широко известен проект российского автомобиля «Ё-моби́ль», финансируемый президентом частного инвестиционного фонда «Группа Онэксим» мультимиллиардером Михаилом Прохоровым.[37] Предполагается, что «Ё-мобиль» будет обладать последовательной гибридной схемой.[38] «Ё-концепт», работающий на бензине и метане (2011) Фото: ИТАР-ТАСС Кроме «Ё-мобиля» проекты гибридных автомобилей разрабатывает АвтоВАЗ. В августе 2011 года там в сотрудничестве с немецкой Bosch был создан «законченный макет» гибридного автомобиля.[39] Коммерческие В мире Электропривод применялся и применяется на специальном крупногабаритном коммерческом автотранспорте. Однако в сегменте более лёгкой коммерческой автотехники гибридные технологии стали применяться лишь в XXI веке. Так, в США считается, что первым гибридным среднетоннажным грузовиком является выпущенный в 2003 году дизель-электрический военный грузовик GM.[40] С тех пор семейство коммерческих грузовых автомобилей значительно выросло. Среди них Mercedes-Benz Atego BlueTec Hybrid[41] и др. Гибридные автобусы наибольшее распространение получили также в США и Канаде.[42] В России пока нет проектов гибридных грузовиков гражданского назначения, но ведётся ряд разработок. Так, летом 2010 года Брянский автомобильный завод представил на форуме «Технологии в машиностроении» специальное колёсное шасси БАЗ-М6910Э, представляющее собой ходовой образец перспективной высокомобильной автомобильной платформы с электротрансмиссией.[43] Экобус «Тролза» (2011) Фото: ИТАР-ТАСС В том же 2010 году сообщалось и о разработках гибридного грузового автомобиля компанией «Яровит-моторс»,[44] разработчицей проекта «Ё-мобиля» Михаила Прохорова, и о возможной сборке на мощностях «Яровит-моторс» гибридных грузовиков DAF.[45] О завершении разработок, впрочем, неизвестно. Из производственных проектов автобусов, практически реализованных в России, заметны три: уже прошли стадию испытаний и готовы к серийному производству автобусы Ликинского завода «Группы ГАЗ»,[46] гибридный автобус КамАЗ-5297Н Нефтекамского автозавода[47] и автобус «Тролза 5250 „ЭКОбус“».[48] За и против Преимущества Будущее гибридных легковых автомобилей в России определяется факторами, как сходными с общемировыми, так и специфическими. Среди преимуществ гибридов, которые определяют положительную динамику рынка:
Подзарядка Tesla Roadster (2009) Фото: The Canadian Press/Steve White Недостатки Общемировые В то же время, для гибридных автомобилей характерен ряд серьёзных недостатков, как с точки зрения производителя и продавца, так и потребительских:
Российские В России гибридный автомобиль обходится покупателю существенно дороже, чем обычный, с ДВС, причём ценовая разница между ними выше, чем за рубежом.[57] Поэтому определённая популярность гибридных автомобилей на российском авторынке характерна пока лишь для премиального сегмента.[58] В то же время дефицит углеводородного топлива не тревожит россиян настолько сильно, как, например, западноевропейцев. Как следствие, в России есть некоторое количество покупателей гибридных автомобилей — очень небольшое по сравнению с покупателями традиционных автомобилей, но достаточное для того, чтобы зарубежные автопроизводители ввозили в страну на продажу новые модели гибридомобилей. Карлос Гон (2010) Фото: ИТАР-ТАСС Перспективы этих продаж связаны с тем, станет ли таких покупателей больше, а это, в свою очередь, зависит от динамики стоимости топлива, выраженности интереса государства к стимулированию более экологичного автотранспорта, от цены самих гибридомобилей, а также от плотности их сервисно-заправочной сети в стране. В сжатой форме суть проблем развития сегмента гибридных легковых автомобилей на российском рынке изложил в сентябре 2011 года президент автоальянса Renault-Nissan Карлос Гон:[59][60] Так или иначе, в феврале 2012 года в Москве была открыта первая очередь сети зарядных станций для электромобилей. К концу года в столице будет 28 электрозаправок для электромобилей и plug-in гибридов.[62] Стимулирование В мире С середины 1990-х годов в ряде развитых зарубежных стран на общегосударственном и/или городском уровне была осуществлена так называемая «Зелёная налоговая реформа», в результате которой владельцы гибридных автомобилей получили заметные налоговые льготы. Так, в Лондоне они освобождены от уплаты годовой пошлины в £2 тыс. В Ирландии для легковых гибридов наполовину снижена ставка ежегодного регистрационного сбора, это около €2,5 тыс.[63] Станция автоподзарядки в Детройте (2009) Фото: The Canadian Press/Steve White В Норвегии владельцы таких авто пользуются при их покупке разовой льготной ставкой транспортного налога — около €2 тыс. В испанской столице, Мадриде, льготы также разовые — совокупно около €2,5 тыс. В некоторых кантонах Швейцарии автовладельцы гибридов не платят ежегодный транспортный налог (около €340).[63] В ряде штатов США они платят разовые налоги с транспортных средств по сокращённой ставке или освобождаются от их уплаты вовсе, размер такой льготы доходит до $4,7 тыс. Разовые льготы распространены и в Японии — экономия там в итоге составляет около €1,2 тыс.[63] Еврокомиссия предложила к 2050 году запретить использование в городах ЕС автомобилей с бензиновым двигателем вовсе. Стратегия развития транспорта на ближайшие десятилетия там основывается на так называемой «Белой книге по транспорту».[64] В России Пока стоимость гибридных автомобилей в России не компенсируется льготами, как это осуществляется в других развитых странах.[32] Вопросы о мерах господдержки, прямо или косвенно способствующих росту продаж гибридных легковых автомобилей, только рассма Смотрите также:
Перспективы гибридных автомобилей в России
101.52kb.
Гибридизации. В результате перекрывания четырёх гибридных орбиталей атома углерода с
51.6kb.
Лекции: «Перспективы экономики и финансовой инфраструктуры России на примере создания международного финансового центра»
25.53kb.
Многим из нас сложно представить жизнь без автомобилей, особенно если работа связана с постоянным передвижением. По статистике, каждую минуту с конвейера в мире сходит 1 автомобиль
12.67kb.
Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при
3028.28kb.
Ломбарды и перспективы их развития в России Алеев Э. А. Фгоувпо «Финансовой академии при Правительстве рф» г. Москва
90.15kb.
Разработан бизнес-план
18.61kb.
Дипломная работа (Подготовлена во время прохождения преддипломной практики в имэмо ран в 1998 г.) Москва 2000
1038.44kb.
Ротарианская академия лидеров реферат белов л. Б. (Курск) 2010 Состояние и перспективы продвижения Ротари в России
121.51kb.
Особенности символико-смысловых взаимодействий в рамках молодежной субкультуры мобильной коммуникации
275.08kb.
«Перспективы работы российских нефтяных компаний на шельфе»
58.34kb.
Группа компаний «рольф» стала лидером* по продажам автомобилей среди дилерских групп Санкт-Петербурга по итогам I полугодия 2011 года
18.62kb.
|