Главная страница 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

УЧИТЕЛЯ МОУ «ГИМНАЗИЯ №2 Г.ЧЕБОКСАРЫ»

СЁМУШКИНОЙ ИНЕССЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

Тема урока: Храм

Цель: дать общее представление о православном храме

Задачи:

- Познакомить учащихся с историей православного храма; формировать представление об устроении православного храма.

- Научить изготавливать объемную поделку «Голубь».

- Воспитывать уважение к отечественным культурным традициям и истории русского народа.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа со словарём, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие проекты учащихся.

Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, благословение, Царские врата, алтарь.

Средства наглядности:

  • Фото православных храмов, внутреннего убранства храма (алтарь, Царские врата, иконостас)

  • Репродукции икон (Господь Вседержитель, Божия Матерь)

  • Таблица по ОПК

  • Презентационный картинный материал

  • Макет храма Соломона

  • Образец объемной поделки «Голубь»


Ход урока.

I. Организационный момент начала урока

Звучит колокольный звон.

- Сегодня мы вспомним, о чём говорили на предыдущем уроке, узнаем новое о культуре нашего народа, а в конце урока своими руками изготовим изящную поделку.

(Тему урока пока не сообщаю. Это сделают учащиеся самостоятельно после выполнения ряда заданий)



II. Проверка домашнего задания

- Начнём с проверки домашнего задания. (Учащимся предлагается ответить на вопросы – слайд 10)



  1. Какие слова Христа считают правилом у православных христиан?

(Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними)

  1. Как еще принято называть это правило?

(Золотое правило этики)

3. Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.

(Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Удержи свой язык от сплетни о твоих друзьях)

- Разгадайте кроссворд (работа в парах). Выполнив все задания кроссворда, вы узнаете слово, называющее тему нашего урока сегодня. (Слайд 11)

- Продолжите правило в православии: «Люби грешника и ненавидь …» (грех)

- То, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. (добро)

- Ясное основание, по которому можно различать добро и зло. (заповеди)

- Одно из самых красивых слов на свете, говорящее о сердце, которое милует, любит жалеет. (милосердие)

- Какое ключевое слово вы получили? ( Ответ учащихся - ХРАМ)

III. Вступление к теме урока, установка на раскрытие темы

- Итак, тема нашего урока сегодня – «Храм». Мы узнаем об истории православного храма и его внутреннем устроении. А также проведём фотоэкскурсию, чтобы вспомнить храмы родного города Чебоксары.

- Запишите тему урока в тетрадь.

(Слайд 12). Во время демонстрации слайда звучит стихотворение. (Предложила накануне одному ученику выучить стихотворение Владимира Шамонина «Храм» и оказала помощь в подготовке выразительного чтения стихотворения)

Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм -
Точно с озера взлетает
Белый ГОЛУБЬ к небесам.

(На прошлом уроке предложила учащимся принести открытки, репродукции, фотографии православных храмов. Приглашаю детей из принесенных материалов организовать выставку)

- Сколько красивых храмов! Посмотрите нашу выставку. Эти открытки и фотографии принесли вы. А зачем так много храмов людям?

(Выслушиваю ответы детей)



IV. Объяснение нового материала

1. Устный рассказ учителя

- Обратите внимание на то, какие разные храмы. Как они отличаются от жилых городских и загородных домов, в которых мы живём?

- Похожи ли они на другие сооружения: библиотеки, кинотеатры, театры?

- Вместе с тем они как родные друг другу, похожие друг на друга.

(Выбираю виды тех храмов, которые расположены далеко в пространственном отношении друг от друга. Например, храм в г. Киев и г. Улан-Удэ)

- Чтобы попасть из Киева в Улан-Удэ, нужно лететь на самолёте около десять часов. А православные храмы близки друг другу, как родные. Влияет ли расстояние на облик храмов? (Выслушиваю ответы детей)

- (учащиеся) Итак, расстояние не влияет на облик храмов.

- Сильно ли влияет время? Сравните храмы построенные много лет назад с теми, что поднялись совсем недавно.

(Ответы учащихся - сравниваются древние и современные храмы)

- (учащиеся) Таким образом, не очень влияет и время. И старые, и новые – похожи.

- Древние храмы люди восстанавливают, реставрируют, и старые храмы выглядят, как новые.

(Рассматриваются разные храмы, идёт речь об их величине, композиции, форме, материалах, цветовом оформлении )

- По какому же признаку мы отличает православные храмы от других зданий?

(Подвести ответы учащихся к выделению главного – все имеют на главках крест)

- (учащиеся) Маленькие и большие храмы, белокаменные и расписные – все православные храмы имеют на главках крест. (Слайд 13)

- А ведь история храма очень интересна. До храма были:

(Слайд 14) СКИНИЯ – переносной, в виде палатки, храм. Пользовались ею во время скитаний в пустыне, была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам.

(Слайд 14) ХРАМ СОЛОМОНА – первый храм города Иерусалим. Местом для него выбрали гору Мориа. Стены храма были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом. Все принадлежности храма для богослужения были сделаны из золота.

- Внутренняя красота храмов и в нынешнее время остается богатой. Были ли вы когда-нибудь в православном храме. (Дети делятся впечатлениями)

- Давайте сейчас побываем в храме вместе и посмотрим как устроен храм.



2. Работа со словарем и иллюстрированным материалом

- Давайте сейчас побываем в храме вместе и посмотрим как устроен храм.

(Слаиды 15-17)

Учащиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, рассматривая презентационный иллюстративный материал. Записывают в рабочую тетрадь слова с объяснением значения:

ИКОНА - это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

ИКОНОСТАС - стена из икон, отделяющая среднюю часть храма от алтаря. (В устройстве и убранстве русских православных храмов главное место занимает иконостас, который представляет собой высокую стену, простирающуюся от помоста алтаря до свода вверх и от северной стороны собора до южной, уставленный в несколько ярусов иконами и отделяющий алтарь от средней части храма).

ЦАРСКИЕ ВРАТА – центральные двери в нижнем ряду иконостаса.

АЛТАРЬ – важнейшая часть храма (восточная возвышенная часть храма).

БЛАГОСЛОВЕНИЕ – пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу.

3. Комментированное чтение статьи учебника

- Ну а сейчас вы познакомитесь с рассказом о детях, которые тоже побывали в православном храме. Что же они узнали о его устроении?

(Чтение статьи учебника, тема – «Храм», с.48-51. Комментирование значений новых терминов и понятий с опорой на словарь – см. тетрадь )

4. Беседа

- Как устроен храм, в котором побывали ребята?

(Ответы учащихся. Добиваться использования новых терминов и понятий)

- Что люди делают в храмах?

- Действительно, храм – не просто достопримечательность, которая привлекает любителей старины. Это прежде всего место богослужения и молитв.

V. Динамическая пауза

VI. Закрепление изученного материала

- Православные храмы неотделимы от жизни русского народа. Они украшают собой все города и сёла, купола и кресты храмов видны издали, к ним ведут главные дороги.

(Слайд 18)

- Отправимся и мы с вами по дорогам нашего замечательного города. Какие же храмы встретятся на нашем пути. (Слайд 19)

ЭТО - (Слаиды 20 - 24 )

Введенский кафедральный собор

Покровско-Татианинский собор

Храм Святой Троицы мужского монастыря

Владимирский храм Спасо-Преображенского женского монастыря

Храм Воскресения Христова

Храм Успения Божией Матери

Храм в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших"

Храм Новомучеников и Исповедников Российских

Храм святого мученика Иоанна Воина

Храм Рождества Христова

(Рассказ учителя о храмах города Чебоксары с опорой на фотоматериал презентации)

- Сегодня, читая стихотворение Владимира Шамонина «Храм» мы обратили внимание на сравнение храма с белым голубем, взлетающим в небеса. Сделаем и мы с вами сейчас эту птицу. Если вы готовы, то - за работу.

VII. Практическая работа.

Объемная поделка «Голубь» (Слайд 25) (Групповая работа)

- Для изготовления ГОЛУБЯ нам потребуется: белая бумага, ножницы, клей ПВА,

карандаш, ластик, фломастеры.



Порядок выполнения поделки:

- По выкройке (1; 2) вырежьте 3 конструктивные детали: тело, крылья, хохолок (3; 4) (Слайд 26)

Разрежьте «хвост» и «крылья» по линиям (5;6).

Мелко нарежьте «перья» по краю (7).


Сделайте сгиб по пунктирной линии. Это придаст фигуре объем. (Слайд 27)

- Приклейте хохолок к головке ГОЛУБЯ (8), склейте головку, приклейте крылья по центру тела, протяните нить от крыла к крылу (9) (Слайд 28)

- Теперь можно подвесить ГОЛУБЯ к потолку или любой другой подходящей опоре. Очень красиво смотрится композиция из нескольких птиц. (Слайд 29)

VIII. Подведение итогов урока. Организация выставки работ учащихся

- Осталось подвести итоги урока.(Предлагаю ребятам ряд вопросов - слайд 30 «Вопросы»)

1. О чём расскажете дома после урока?


  1. Что люди делают в храмах?

  2. Как устроен православный храм?

(Ответы учащихся)

- Какие выводы можно сделать после изучения темы «Храм»?

Все православные храмы посвящаются Богу.

Храм имеет особенное внутреннее устройство.

Храмы – памятники архитектуры.

- Организация выставки творческих работ учащихся.

- Чтение стихотворения Н. М. Карамзина «Песнь Божеству»

Господь Природы, — бесконечный,


Миров бесчисленных Творец,
Источник бытия всевечный,
Отец чувствительных сердец.

IX. Задание на дом

- Расскажите дома родителям о храме, его устройстве. Расспросите старших о храмах на родине. Нарисуйте храм.



- Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу!




Смотрите также:
Разработка урока учителя моу «гимназия №2 Г. Чебоксары»
68.73kb.
Учитель моу татаро-английская гимназия №16 Приволжского района г. Казани Республики Шарль Перро
21.38kb.
Разработка урока учителя географии Гайдуковой Татьяны Алексеевны мбоу «Лиманская сош №2» Цели и задачи
59.44kb.
Косова Кристина Владимировна моу «Гимназия №1» г. Салехард
11.88kb.
Моу гимназия №40 появилась на карте образовательного пространства Калининградской области в 2005 г
35.98kb.
Монография Чебоксары 2010 ббк 74 В
4551.46kb.
А. Н. Островского (моу гимназия №3 им. А. Н. Островского) Городской округ Кинешма Ивановская область Публичный доклад
1353.5kb.
5 октября – всемирный день учителя Учителя имеют огромное значение в жизни каждого человека День учителя
19.96kb.
Разработка урока: Mein Zimmer 5 класс Цель
30.02kb.
Разработка мероприятия по английскому языку в рамках тематической недели для 6 класса “St. Patrick`s day Party”
56.99kb.
Разработка урока Учитель истории и обществознания Дорохова Г. Ю. Старый Оскол 2011
68.76kb.
Методическая разработка урока по дисциплине «история россии» тема: «внешняя политика СССР в предвоенный период» подготовила
255.61kb.