Главная страница 1

Тема. Франция.

Цель: охарактеризовать последствия Первой мировой войны для Франции; проанализировать социально-экономическое и политическое развитие страны в 20—30-е гг., выделить факторы политической неустойчивости; рас­крыть политику Народного фронта; формировать уме­ние анализировать и обобщать исторические события, сравнивать их и делать выводы; подвести учащихся к мысли о том, что консолидация демократических сил в обществе призвана предотвратить становление тота­литаризма.

Основные знания: влияние Первой мировой войны на развитие стра­ны; социальные конфликты; блоковая политика пра­вительств; нарастание фашистской угрозы; единство антифашистских сил и деятельность правительства Народного фронта.

Понятия и термины: радикалы, Народный фронт, «Левый блок», «Национальный блок».

Основные даты и события: 1919—1924 гг. — период деятельности правительства «Национального блока»; 1924—1926 гг. — период деятельности правительства «Левого блока»; 1926—1929 гг. — период деятельности правительства «Национального единения»; 6 февраля 1934 г.— по­пытка фашистского путча в Париже; 1936—1938 гг. — период правления Народного фронта.

Личность в истории: Л. Блюм.

Оборудование урока: учебник, политическая карта мира, атлас.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений.
Структура урока

І. Организационный момент

ІI. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

IV.Изучение нового материала


  1. Что мы знаем о Франции?

  2. Последствия Первой мировой войны для Франции.

  3. Социально-экономическое развитие и политическая борьба в 1920—-1930-е гг. Рост фашистской угрозы.

3. Деятельность правительства Народного фронта.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

VI. Итоги урока

VII. Домашнее задание



ХОД УРОКА -


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Конкурс дипломатов

(Элемент урока «Франция»)

После объявления цели урока, плана, задач урока обращаю внимание учащихся, что урок будет проходить в форме конкурса дипломатов. С этой целью класс делится на 3 группы (3 ряда).

После вопросов учителя «Что вы знаете о Франции?» и ответов учащихся этих 3-х групп определяются 2-3 победителя из каждой группы (в данном случае по 2), которые дали больше всех правильных ответов на поставленные вопросы. Они становятся «дипломатами», садятся за отдельный стол и продолжают работать.

Если в ходе беседы на вопросы учителя «дипломат» не ответит правильно, учитель спрашивает учеников, оставшихся в группах. Побеждают те дипломаты, которые в ходе этой игры наберут больше всего баллов.

І этап игры, в ходе которой используются ранее приобретенные знания как по истории, так и по географии (межпредметная связь).

1. Назовите официальное название «Франции» - Французская республика.

2. Откуда происходит название страны? – по этнониму германского племени – франки.

3. Столица – Париж.

4. Площадь – 551500 км2

5. Население – 59551 тыс. чел. (59 млн. 551 тыс. чел.).

6. Расположение – государство в Западной Европе.

7. Административное деление – Франция разделена на 96 департаментов.

8. Форма правления – Республика.

9. Глава правления – Президент (7 лет).

10. Высший законодательный орган власти – Двухпалатный парламент (Национальное собрание, 5 лет) и Сенат (9 лет).

11. Высший исполнительный орган – Правительство.

12. Крупные города – Марсель, Лион, Бордо, Тулуза, Руан, Тулон, Страсбург.

13. Государственный язык – французский.

14. Религия - 90% католики (есть протестанты, мусульмане, иудеи)

15. Этнический состав – 94% французы (5% португальцы, алжирцы, итальянцы, испанцы, армяне, турки).

16. Валюта – Евро (100 центов).

17. Достопримечательности (Называют Эйфелеву Башню, Дворец-музей Лувр в Париже, собор Нотр-Дам, дворцово-парковый комплекс «Версаль», Ницца – международный центр туризма).

18. Кто сегодня является президентом Франции – Николя Саркази.

19. Кто является премьер-министром – Франсуа Финойон.

20. Какой главный национальный праздник страны? – День взятия Бастилии – 14 июля 1789г., - начало Великой Французской революции.

Беседа.


  1. В составе какого военно-политического блока воевала Фран­ция в годы Первой мировой войны?

  2. Какие из битв Первой мировой войны имели наиболее трагич­ные последствия для Франции?

  3. Как итоги Парижской мирной конференции повлияли на меж­дународное положение Франции? (Ответ обоснуйте.)

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Слово учителя.

Выяснение причин социально-политической нестабильности в демократической Франции, понимание сложности политической ситуации приводят к осознанию того, что единение всех демократических сил сможет предотвратить приход к власти фашистов.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Постановка проблемного вопроса.

Какими были пути достижения социального компромисса во Фран­ции для предотвращения прихода фашистов к власти?



1. Последствия Первой мировой войны для Франции.

Коллективная работа по заданию.

По ходу рассказа учителя сопоставить и сравнись социально-экономическое и международное положение Великобритании и Фран­ции после Первой мировой войны.

Слово учителя

Мы выяснили, что Франция вышла победительницей из войны. Но каковы были последствия военных действий для неё самой?

Все ученики: и дипломаты, и наблюдатели – читают текст учебника на стр. 188 и отвечают на вопрос (1,3 млн. погибло, больше 3 млн. человек ранено, 750 тыс. искалечено. В годы войны был мобилизован каждый 5 француз).

С другой стороны развитие военной промышленности в годы войны способствовало созданию в центре, на юге и на юго-западе Франции новых промышленных районов, где предприятия были оснащены передовой на то время техникой. Война изменила как структуру экономики страны, так и состав французского общества. Если до войны Франция была аграрно-промышленной страной, то после 1918 г. – аграрно-индустриальной.

На что рассчитывали французы, чтобы восстановить разрушенную экономику страны. На репарации, которые должна была заплатить ей Германия. Это говорит о том, что для Франции этого периода были очень характерны шовинистические настроения.

Вопрос: Что такое «шовинизм» и «репарации»?

Ответ дают и «дипломаты» и ученики в группах. Определения записываются в тетрадь.

Учитель сообщает, дополняет, комментирует ответы учащихся в ходе работы с таблицей и подводит их к выводу о том, что Франция вышла из Первой мировой войны страной-победительницей. Хотя для Франции были характерны шовинистические настроения, вызванные тем, что Германия должна было заплатить ей огромные репарации.

Французы рассчитывали за счет германских репараций преодолеть послевоенную разруху и инфляцию, ослабить социальную напряженность в обществе.



Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание уже знакомых учащимся терминов «шовинизм» и «репарации».



ІІ этап конкурса

Учитель. Дипломат, который отправляется работать за границу, должен быть очень эрудированным человеком, много читать, быть преданным своей Родине и очень хорошо знать историю той страны, куда он отправляется работать.

1. Что Вы знаете из истории Франции (Ответ дает кто-то из дипломатов).

2. В составе какого военно-политического блока воевала Франция в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)? – «Антанта».

3. Какие итоги Первой мировой войны для Франции? – Она вышла из неё победителем вместе с Великобританией и США.

4. Была ли Франция участником антисоветской интервенции в 1918-1920 гг. – Была.

5. Какие события характерны для Франции 1918-1920 гг.? – революционный подъем.

6. Когда была образована ФКП (Французская Коммунистическая партия), которая в 20-30-е годы сыграла огромную роль в создании Народного Фронта и предотвращения фашизма во Франции? – 1920 г.

7. А что Вы знаете о лидере коммунистов Франции этого периода? Как его звали? – Морис Торез (1900-1964 гг.). Кто-то из «дипломатов» рассказывает о нем.

8. В каком году были установлены дипломатические отношения с СССР, в состав которого входила и Украина? – 1924 г.

9. Кто из дипломатов СССР принимал активное участие в этом?

10. Какое событие произошло в 1935 г., которое укрепило отношения Франции и СССР? – заключен Франко-советский договор о взаимопомощи в борьбе против фашизма.

2. Социально-экономическое развитие и политическая борьба в 19201930-е гг. Рост фашистской угрозы.

Учитель.

Что Вы знаете о социально-экономическом развитии Франции в 20-30-е годы?

У Вас есть таблицы с данными социально-экономического развития, прокомментируйте.

Какие правительства находились у власти во Франции, и что характерно для их деятельности?

Отвечают и «дипломаты» и ученики в группах (консультанты).
Самостоятельная работа по учебнику.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с соответствующим текстом учебника, обращает внимание на то, что целью данной работы является выяснение социально-экономического развития Франции в пе­риод стабилизации и выделение факторов политической нестабильности.



Беседа

  1. Охарактеризуйте социально-экономическую деятельность правительств:

а) «Национального блока»; б) «Левого блока»; в) «Национального единения».

  1. Какое влияние оказала частая смена правительств в 1920— 1930-е гг. на социальную политику в стране?

  1. Назовите характерные черты экономического кризиса во Франции.

  2. В чем заключался рост фашистской угрозы во Франции?

  1. Выделите факторы. социально-политической нестабильности во Франции. Спрогнозируйте возможный ход событий:

Учитель комментирует и обобщает ответы учащихся.
3. Деятельность правительства Народного фронта.

Рассказ учителя.

Социально-политическая ситуация в стране накануне создания Народного фронта способствовала активизации и сплочению демократических сил во Франции. Особенно заметным это стало после прихода фашистов к власти в соседней Германии.

Во Франции проходят многотысячные митинги и забастовки, в которых участвуют люди с различными политическими взглядами. Ито­гом единения демократических сил стало создание Народного фронта.

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель дает определение понятия «Народный фронт» и предлагает учащимся записать его в тетради (словари).



Работа с историческим документом.

Проработать фрагмент документа и объяснить причины победы Народного фронта во Франции на выборах в мае 1936 г.



Программа Народного фронта

(извлечение)



Политические требования

І. 3ащита свободы

§ 1. Всеобщая амнистия.

§ 2. Против фашистских лиг:

а) Эффективное разоружение и роспуск полувоенных формирований, соответственно закону.

б) Применение предусматриваемых законом мер в случае провокации, убийства или покушения на безопасность государства. <...>

§ 5. Профсоюзные свободы:

а) Применение и соблюдение права союзов.

б) Соблюдение права женщин на труд. <...>

II. Защита мира

§ 1. Призыв к сотрудничеству всего народа, и в особенности трудящихся масс в деле сохранения и организации мира.

§ 2. Международное сотрудничество в рамках Лиги Наций с целью обеспечить коллективную безопасность посредством определения агрессора и автоматического и солидарного применения санкций в случае агрессии. <...>

§ 4. Национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием. <...>

§ 7. Распространение, в особенности в Восточной и Центральной Европе, системы пактов, открытых для всех согласно принципам франко-советского договора.


Экономические требования

I. Восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом.

...Создание национального посреднического бюро по продаже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей и потребителей. <...>

Отмена принудительной описи имущества и облегчение долгового бремени.

II Против грабежа сбережений. За лучшую организацию кредита.

III. Оздоровление финансов» [41, с. 375—378].


Вопросы и задания.

  1. Выделите демократические идеи программы Народного фронта.

  2. Почему различные слои населения поддержали Народный фронт на выборах? (Ответ обоснуйте.)

  3. Дайте оценку реформам Народного фронта.

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что Народный фронт предложил путь социального компромисса во Франции. Мероприя­тия Народного фронта вызвали неоднозначную реакцию у различ­ных социальных групп в стране. Началось сопротивление курсу ре­форм. Акцентируя внимание на этом моменте, учитель подводит учащихся к мысли, что сопротивление реформам привело к проти­воречиям и разногласиям внутри Народного фронта, прежде всего, между социалистами и коммунистами по вопросам финансовой и внешней политики.

Учитель отмечает, что итогом разногласий внутри Народного фрон­та стала отставка правительства Л. Блюма в июне 1937 г. В октябре 1938 г. Народный фронт распался.


Вопрос к «дипломатам»

Какие сильные стороны деятельности Народного фронта можно выделить?

Обобщая ответы, отмечаю, что деятельность Народного фронта прежде всего была направлена против фашизма и угрозы прихода его к власти. Эти задачи были выполнены, хотя фашизм искоренен не был. Социально-экономическая политика Народного Фронта была достаточно результативной и последовательной. На долгие годы эта политика оставалась своеобразным эталоном решения многочисленных проблем, стоящих перед страной.

Но предвоенная внешняя политика Франции во многом ускорила развязывание Второй мировой войны.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.


  1. Как был достигнут социальный компромисс во Франции в межвоенный период?

  2. Какие сильные стороны деятельности Народного фронта можно выделить?

  3. Что нового Вы узнали сегодня о Франции?

  4. Что Вы знаете об отношениях сегодняшней Украины и Франции?

Тема. Соединенные Штаты Америки.

Цель: определить изменения в мировом статусе США после окончания Первой мировой войны; охарактеризовать особенности периода «просперити» с США; объяснить причины «Великой депрессии» и раскрыть ее последствия; формировать умения анализировать и сопоставлять ход исторических событий и процессов в отдельно взятой стране, прослеживать их влияние на мировой исторический процесс; формировать понимание о ста­новлении США как мировой державы, развивать ис­торическое мышление учащихся.

Основные знания: последствия Первой мировой войны и изменение международного статуса США; период «просперити»; социальные контрасты; свобода предпринимательской деятельности; массовая культура; «Великая депрессия», ее причины и последствия.

Понятия и термины: «просперити», «Великая депрессия», миро­вой экономический кризис.

Основные даты и события: 1913—1921 гг. — президентство В. Виль­сона; 1921—1923 гг. — президентство У. Гардинга; 1923—1929 гг. — президентство К. Кулиджа; 24 ок­тября 1929 г. — крах на Нью-Йоркской бирже; 1929— 1933 гг. — мировой экономический кризис («Великая депрессия»).

Личность в истории: В. Вильсон, Г. Форд.

Оборудование урока: политическая карта мира, атлас, статистиче­ская таблица.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений.

Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Анализ результатов тематического оценивания

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

IV Мотивация учебной деятельности учащихся

V. Изучение нового материала


  1. Статус США после окончания Первой мировой войны.

  2. Период «просперити» в США.

  3. «Великая депрессия»: причины и последствия.

  1. Закрепление новых знаний и умений учащихся

  2. Итоги урока

  3. Домашнее задание


ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Учитель отмечает типичные ошибки, имевшие место в работах учащихся, рассматривает задания, выполнение которых вызвало у них затруднения.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

1. Когда США вступили в Первую мировую войну? Что послужило причиной этого?



  1. Как называлась американская программа послевоенного устройства мира?

  1. В чем заключалась суть «14 пунктов» В. Вильсона?

  2. Почему Конгресс США отклонил этот документ?

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Слово учителя.

После окончания Первой мировой войны произошло изменение статуса США в мире, логическим продолжением чего стал так называемый период «просперити». Этот период явился наиболее ярким примером экономического восстановления и стабилизации индустриального общества. Но оптимистические прогнозы политиков и предпринимателей о бескризисном развитии американского общества не оправдались. Наступил период «Великой депрессии».


V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Статус США после окончания Первой мировой войны.

Самостоятельная работа по заданию.

Составить тезисный конспект рассказа учителя.
Рассказ учителя.

К изменению мирового статуса США привела внутренняя и внешняя политика администрации президента-демократа В. Вильсона. Основными ее аспектами являлись:

I. Позднее вступление США в Первую мировую войну (6 апреля 1917 г.) и как следствие — небольшие человеческие потери в ее ходе. »

2. Рост производства продукции.

3. Изменение финансового положения.

Если до войны долг США странам Европы составлял 4,5 млрд. долларов, то к концу войны страны Европы остались должны США 10 млрд. долларов. Из страны-должника они превратились в страну-кредитора.



  1. Усиление роли крупных корпораций.

  2. Ускоренное развитие автомобилестроения, химической, элект­ротехнической промышленности, производства бытовой техники.

6. Стандартизация производства, появление конвейерных линий.

Широкое распространение в это время получила так называемая «система Тейлора». Она широко использовалась на заводах Форда. С одного конвейера завода Форда в 1919 г. сходило в час 40 моторов, а в 1925 г. — 60 моторов. Такой результат был достигнут благодаря повышению темпов работы, постоянному уско­рению движения конвейера.

7. Рационализация, интенсификация, дегуманизация труда.

Форд запрещал своим рабочим во время работы разговаривать, петь, курить, свистеть. Единственное, что они должны были де­лать, это «поставить гайку 14 на болт 142 и повторять, повторять, повторять, пока руки не начинали трястись и ноги дрожать». Но Форд платил своим рабочим больше, чем другие предприниматели.

8. Наращивание экономической экспансии в мире, особенно в странах Латинской Америки, при сохранении позиций изоляционизма.
Вывод учителя.

После Первой мировой войны изменился международный статус США. Страна превратилась в один из главных центров капиталистического мира.

(Учитель может предложить учащимся самостоятельно сделать вывод из услышанного, опираясь на составленные тезисы.)

Беседа.

Почему возможно говорить об изменении статуса США после окон­чания Первой мировой войны?


2. Период «просперити» в США.

Постановка проблемного вопроса.

В чем суть и каковы последствия- периодов «просперити» и «Великой депрессии»?

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание термина «просперити», указывает хронологические рамки этого периода.

Самостоятельная работа по заданию.

Изучить соответствующий текст учебника, заполнить таблицу.


ПЕРИОД «ПРОСПЕРИТИ» В США

Критерии

Характеристика периода

1. Экономика страны




2. Социально-политическая жизнь




3. Международные отношения



Учитель анализирует работу учащихся по заполнению таблицы, акцентируя их внимание на наиболее уязвимых сторонах периода процветания:

1. Рост консерватизма и воинствующего индивидуализма


  1. Отмена ряда законов, ущемлявших права собственников (1 % населения владел более чем 50 % всех богатств США).

  2. Ограничение прав и деятельности профсоюзов.

  3. Активизация ку-клукс-клана.

  4. Коррупция правительственных чиновников, вплоть до Конгресса США.

  5. Введение «сухого закона» породило возникновение преступных синдикатов (бостонского, детройтского, чикагского).

Учитель в ходе своего рассказа подчеркивает, что социальные контрасты и противоречия этого периода постарались прикрыть распространением массовой культуры
Рассказ учителя.

Понять размахни влияние массовой культуры поможет раскрытие определенных моментов и тенденций.

Так, в жизнь американского обывателя прочно вошел кинематограф, а с ним известные кумиры кино — Мэри Пикфорд, Чарлз Чаплин и другие; ставшие ежедневными, газеты выходили массо­выми тиражами; почти в каждом доме появилось радио; каждый пятый американец имел автомобиль. Строилось большое количество кинотеатров, стадионов, площадок для бейсбола. Широкую популярность приобрел джаз, появились новые танцы, стала более демократичной одежда, стилизовались прически. Новая бытовая техника существенно меняла уклад и условия жизни многих американских семей.
Вывод учителя.

В американском обществе возникла иллюзорная вера в бескризисное развитие и процветание. Но «ахиллесовой пятой» американского процветания стало острое проявление проблемы сбыта продукции из-за низкой покупательной способности. Подобную экономическую ситуацию понимали и предвидели немногие промышленники. Так, Генри Форд приказал снизить цены до покупательной способности, благодаря чему к 1921.г. цена модели «Т» снизилась до 290 долларов. Форд стал национальным героем.

(Учитель может предложить учащимся сделать вывод самостоятельно, комментируя и дополняя их ответы.)
3. «Великая депрессия»: причины и последствия.

Коллективная работа по заданию.

Путем логического рассуждения определите, почему мировой экономический кризис начался и проявил себя наиболее остро, в США. Предлагаются два варианта работы.


Вариант I

Коллективная работа по заданию.

Сделать сравнительный анализ процессов, происходивших в США с 1918 до 1929 гг., установить между ними взаимосвязь, сделать определенные выводы.



Вариант II

Фронтальная беседа.

  1. В чем заключалось влияние Первой мировой войны на экономическое развитие США в 1920-е гг.?

  1. Укажите противоречивые стороны периода «просперити».

  2. Почему период «просперити» оказался недолгим?


Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание понятия «Великая депрессия», указывает хронологические рамки названного периода.


Рассказ учителя.

Началом периода «Великой депрессии» послужили события на Нью-Йоркской бирже. (Необходимо вспомнить определение термина « акция ».)

Современники так описывают происшедшее: «Гром грянул 24 октября 1929 года. Курсы акций начали стремительно падать. Безумная паника охватила Нью-Йоркскую биржу. В первый же день, когда всё лихорадочно бросились продавать акции, было продано 12 800 тыс. акций, а пятью днями позже — в один день продали 16 млн акций».

(Далее в ходе своего рассказа учитель акцентирует внимание на причинах «Великой депрессии».)


Коллективная работа по заданию.

Проанализируйте статистические данные о динамике промышленного производства с 1929 по 1932 гг. и ответьте на следующие вопросы.



  1. О чем свидетельствуют приведенные данные?

  2. В какой стране мира произошло наибольшее сокращение промышленного производства? О чем это свидетельствует?

ГОД

СТРАНЫ

Все индустриальные

Франция

США

1929

100 %

100 %

100 %

1930

88 %

101 %

81 %

1931

76 %

89 %

68 %

1932

64 %

69 %

54 %

Дополняя ответы учащихся, учитель использует межпредметные связи и напоминает, что острота экономического кризиса наиболее ярко была отражена в произведении Т. Драйзера «Американская трагедия».

Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель дает определение «мирового экономического кризиса» и предлагает учащимся записать его в свои тетради (словари).


Самостоятельная работа по заданию.

Рассмотреть последствия экономического кризиса в США, изучив текст учебника.


VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

В чем суть и каковы последствия периодов «просперити» и «Великой депрессии»?


VII. ИТОГИ УРОКА

Учитель кратко обобщает ответы учащихся и оценивает их деятельность на уроке.


VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Проработать конспект урока и параграф учебника.

  2. Заполнить таблицу.







«ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» В США

Сфера деятельности

Последствия

Экономическая




Социальная




Политическая




Вывод:




3. Подготовить сообщение на тему «Исторический портрет Ф. Рузвельта» (индивидуальное задание).

Тема. Великобритания.

Цель: охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение стран после Первой мировой войны; проанализировать и сравнить политический курс консервативного и лейбористского правительств; формировать умение сопоставлять и сравнивать исторические факты, анализировать и структурировать; исторический материал, делать выводы; формировать у учащихся представления о политике реформизма как залоге социальной стабильности общества.

Основные знания: социально-экономическое развитие Великобритании после Первой мировой войны; политика коалиционного правительства Ллойда Джорджа; политика консерваторов; всеобщая стачка 1926 г.; влияние мирового экономического кризиса на социально-экономическую и политическую жизнь Великобритании; кризис британского колониализма.

Понятия и термины: консерваторы; лейбористы; коалиционное правительство; тред-юнионы; Британское содружество наций.

Основные даты и события: 23 января 1924 г. — приход к власти лейбористов; 4—12 мая 1926г.— всеобщая стачка в Великобритании; 1924—1929 гг. — период правле­ния консерваторов; 1931—1935 гг. — деятельность коалиционного правительства; 1931 г. — Вестминстерский статус.

Личность в истории: Д. Ллойд Джордж.

Оборудование урока: учебник, политическая карта мира, атлас.

Тип урока: комбинированный.
Структура урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

IV. Изучение нового материала


  1. Положение Великобритании после Первой мировой войны.

  2. Политика лейбористов и политика консерваторов в 1920-е гг.

  3. Великобритания 1930-х гг.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

  1. Итоги урока

  2. Домашнее задание


ХОД УРОКА -

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Данный этап урока осуществляется путем проверки домашнего задания по группам (1—5).



Группа 1.

Дать определение следующих исторических понятий: «кейнсианство», «Великая депрессия», «новый курс», «закон НИРА», «ААА», «закон Вагнера», «изоляционизм».



Группы 2—5.

(Выполняется соответствующий вариант (а—г) задания). Проанализировать мероприятия «нового курса» и их последствия:

а) в финансовой сфере;

б) в промышленности;

в) в сельском хозяйстве;

г) в социальной сфере.

Представители групп докладывают о результатах проделанной работы.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Слово учителя.

Пример Великобритании ярко характеризует политику реформизма как залога социальной стабильности общества.

На уроке мы рассмотрим отличительную черту британской демократии — мирную борьбу за власть между двумя ведущими партиями.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Положение Великобритании после Первой мировой войны.

Изучение вопроса предлагается провести по одному из предложенных вариантов: самостоятельная работа учащихся по заданию или рассказ учителя.



Вариант 1

Самостоятельная работа по заданию.

Изучить соответствующий текст учебника, провести сравнительный анализ положения Великобритании и США после Первой мировой войны по плану: а) политическая жизнь; б) социально-экономическая жизнь; в) внешняя политика. Сделать вывод.

Учащиеся должны сделать вывод о том, что позиции стран в мире изменились. Великобритания постепенно утрачивает свои экономические позиции в мире, из кредитора превращается в должника и сталкивается с ростом национально-освободительного движения в Ирландии, Египте, Индии. США становятся страной-кредитором и стремятся к мировому лидерству.

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
Вариант II

Рассказ учителя

Социально-экономическое и политическое положение Великобритании после Первой мировой войны характеризовалось следующими ключевыми моментами.

1. Великобритания добилась осуществления многих своих целей после войны (устранения основных конкурентов на Ближнем Востоке, в Африке, Германии и Турции; получила репарации). Однако победа досталась дорогой ценой: сотни тысяч убитых и более 1,5-млн. раненых, сокращение промышленного производства на 20 %; потеря около 1/3 национального богатства; рост налогов в шесть раз; превращение страны из кредитора в должника.

2. Решения Парижской мирной конференции были благоприятны для Великобритании, ее колониальные владения существенно увеличились. Но произошло обострение противоречий между Великобританией и США и как следствие — потеря российского рынка и прекращение британской монополии в Латинской Америке.

(Учителю следует уделить особое внимание анализу политической ситуации в стране.)

Первые послевоенные выборы (декабрь 1918 г.) прошли по. новому избирательному закону, который предусматривал расширение числа избирателей (с 8 до 21 млн. человек). В результате выборов было сформировано коалиционное правительство, куда вошли представители консерваторов, либералов, лейбористов. Возглавил его Дэвид Ллойд Джордж.


Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель раскрывает содержание термина «коалиционное правительство».

С целью более качественного усвоения учащимися рассмотренного термина предлагается охарактеризовать реформы правительства Д. Ллойд Джорджа.
Вывод учителя.

Политика правительства привела к сохранению социальной стабильности и смягчению последствий кризиса Британской империи. Однако нараставшие послевоенные экономические трудности при­вели в 1922 г. к отставке правительства.


2. Политика лейбористов и политика консерваторов в 1920-е гг.

Постановка проблемного вопроса.

Явилась ли политика лейбористов и консерваторов основой стабильности общества и сохранения демократии?


Работа над формированием понятий и терминов.

Учитель дает определения понятий «консерваторы», «лейбористы», «тред-юнионы» и предлагает записать их в тетради (словари).



Изучение вопросов темы в группах.

Учитель объединяет учащихся в две группы, каждая из которых получает задание.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся, показа роли личности в истории ответы на задания даются от имени какого-либо премьер-министра Великобритании. Учитель предлагает учащимся выбрать карточки с именами премьер-министров (Эндрю Бонар Лу, Стэнли Болдуин, Рамсей Макдональд), после чего проводится работа в группах.

Группа 1.

Изучить и проанализировать политику лейбористских правительств в 1920-е гг.



Группа 2.

Изучить и проанализировать политику консервативных правительств в 1920-е гг.

Учитель обращает внимание учащихся групп на заранее написанные на доске положения, которые необходимо раскрыть при выполнении полученного задания: а) условия прихода к власти; б) социальная база; в) глава правительства; г) реформы правительства; д) пути решения социальных конфликтов; е) оценка деятельности правительства.

Представители групп докладывают об итогах проделанной работы.


Беседа

  1. Какие различия в политическом курсе лейбористов и консерваторов вы можете назвать?

  2. Почему лейбористы не смогли надолго удержаться у власти?

3. Каковы причины и последствия всеобщей стачки 1926 г.?

4. Что способствовало поддержанию социальной стабильности Великобритании в 1920-е гг.?


3. Великобритания 1930-х гг.

Самостоятельная работа по заданию.

Проработать соответствующий текст учебника, выделить общее в действиях Национального правительства Великобритании и администрации президента Ф. Рузвельта в США.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Работа по закреплению проводилась в ходе изучения отдельных вопросов нового материала, поэтому учитель может не выделять времени для данного этапа урока.

VІ. ИТОГИ УРОКА

Учитель анализирует и оценивает работу учащихся в группах.

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



1. Проработать параграф учебника.

2. Записать в тетрадях общее в действиях Национального правительства Великобритании и администрации президента Ф.Рузвельта в США.



Смотрите также:
Тема. Франция. Цель
258.83kb.
Урок: Трудовое обучение Тема: Ёлочная игрушка Цель
24.37kb.
Занятие по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Первые проталины». Цель
38.43kb.
Тема «Призма» Цель
80.31kb.
Тема: Нанайская сказка «Айога» Цель
53.73kb.
Тема урока: в королевстве карбоновых кислот Цель
46.82kb.
Тема: Повторение изученного материала по теме «Множество» Цель
47.2kb.
Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины поражения российской армии, итоги и значение русско-японской войны, показать примеры героизма и драматизм войны
62.65kb.
Тема: Телефонный разговор. Цель
91.33kb.
Тема: «Синяя сказка». Цель
69.2kb.
Урок биологии 7 класс Тема:
31.94kb.
Тема 2 Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет
130.01kb.