Главная |
страница 1
Тема «Призма» Цель: актуализация базовых знаний и способов действий по данной теме; проверка умений применять теоретический материал к решению задач; подготовка к экзамену по математике. Задачи:
Ход урока: Тема нашего урока «Призма». (слайд 1) Мы вспомним - какое геометрическое тело называется призмой, ее основные элементы, рассмотрим формулы для вычисления объема призмы, площадей полной и боковой поверхностей и закрепим материал в ходе решения задач. Вопросы для повторения: - Что называется многогранником? - Из каких частей состоит многогранник? - Что называется гранью многогранника? - Что называют диагональю многогранника? Перпендикуляр, проведенный из какой-нибудь точки одного основания к плоскости другого основания, называется высотой призмы. (слайд 4) Свойства призмы .(слайд 5)
Различают призмы прямые , наклонные и правильные. (слайд 6,7,8) Диагональным сечением призмы называется ее сечение плоскостью, проходящей через два боковых ребра, которые не лежат в одной грани. (слайд 9) Если секущая плоскость пересекает все боковые ребра призмы и перпендикулярна им, то получающееся при этом сечение называется перпендикулярным сечением призмы. Площадь боковой поверхности призмы равна сумме площадей ее боковых граней. Площадь полной поверхности призмы равна сумме площадей оснований и площади боковой поверхности. . Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы. . Площадь боковой поверхности наклонной призмы равна произведению периметра перпендикулярного сечения на длину бокового ребра. . Объем призмы , где S – площадь основания, H – высота призмы. Объем призмы можно найти, умножив площадь перпендикулярного сечения на длину бокового ребра. . Частным случаем призмы является параллелепипед. Различают прямой, наклонный, прямоугольный параллелепипеды. ( слайд 11) Длины непараллельных ребер прямоугольного параллелепипеда называют его линейными размерами (измерениями). У прямоугольного параллелепипеда три измерения. Пусть a, b, с – стороны, d – диагональ параллелепипеда, Sn – полная поверхность. V=a*b*c Sб=P*H=2(a+b)*c d2= a2+ b2+ c2 Sn=2(ab+bc+ac) Пусть a – ребро куба. V=a3 d=a Sб=4a2 Sn=6a2 Проверь себя! (слайд 13) Ответь на теоретические вопросы по теме «Призма» Опорные задачи.
Решение: Sосн=Sсеч*cos 600 Sсеч=100 см2
Решение: Число ребер n – угольной призмы 3n, поэтому призмы, имеющей 50 ребер, не существует, а 54 ребра имеет 18-угольная призма.
Построение: Проведём из вершины A правильного треугольника ABC высоту AK. Точка K принадлежит ребру BC. Соответственно, отрезок А1К перпендикулярен ребру BC (по теореме о трёх перпендикулярах). Угол A1КА– искомый. Задания части В. 1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен 2. Чему будет равен объем параллелепипеда, если каждое его ребро увеличить в 3 раза. Решение. Пусть ребра данного параллелепипеда равны a, b и c. Тогда имеем: V=abc=2. После увеличения каждого ребра в 3 раза его объём будет равен V=3a*3b*3c =27 abc=27*2=54. Ответ: 54. V=SH . По условию V=30,H=25, тогда 25*S=30. После заполнения пустого аквариума доверху H=30. Значит, 30*S=V. Найдем отношение =, V=36 л. Ответ: 36. Ответ: 270. Задания части С.
Решение. Из точки А опускаем перпендикуляр. Т.к. , , то и Тогда AC1 – наклонная, ВС1 – проекция прямой AC1 на плоскость BСC1. Т.к. угол между прямой и плоскостью – это угол между этой прямой и её проекцией на плоскость, то - искомый. Треугольник ABC1- прямоугольный. Пусть сторона куба равна a. Тогда . . Ответ: . 2. Сторона основания правильной призмы ABCDA1B1C1D1 равна 12, а боковое ребро .Найдите градусную меру угла между плоскостями AB1C и ABC.
Для этого из точки B проведём перпендикуляр к прямой AC. Т.к. призма правильная, то её основанием является правильный четырёхугольник – квадрат. Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны, следовательно, искомый перпендикуляр-отрезок BO – половина диагонали BD, причём точка O – середина отрезка AC. Т.к. призма правильная, то она прямая, значит, боковые рёбра перпендикулярны плоскости основания. Следовательно, BO - проекция наклонной B1O. По теореме о трёх перпендикулярах наклонная B1O перпендикулярна прямой AC. Следовательно, угол BOB1 является линейным углом двугранного угла между плоскостями AB1C и ABC.
, а значит, прямая BB1 перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости ABC. Поэтому треугольник OBB1 -прямоугольный, а значит , следовательно, . Ответ: 300. 3. В прямоугольном параллелепипеде АВСДА1В1С1Д1найдите угол между плоскостью АА1С и прямой А1В, если АА1=3, АВ=4, ВС= 4. Из прямоугольного треугольника АВС находим ВН=2. Из прямоугольного треугольника А1АВ находим А1В= 5. Из прямоугольного треугольника А1НВ находим sinА1== Ответ: arcsin. Задачи для самостоятельного решения. 1. Объём прямоугольного параллелепипеда равен 32. Чему будет равен объём параллелепипеда, если каждое его ребро уменьшить в 2 раза. (4) 2. В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили воду. Уровень воды достигает 36 см. На какой высоте будет находиться уровень воды, если её перелить в другой сосуд той же формы, у которого сторона основания в 3 раза больше, чем у первого. Ответ выразите в сантиметрах. (4) 3. Закрытый сосуд в виде прямоугольного параллелепипеда с ребрами 30, 40 и 45 см. стоит на горизонтальной поверхности таким образом, что наименьшая грань является дном. В сосуд налили воду до уровня 36 см. На каком уровне окажется вода, если сосуд поставить на наибольшую грань? Ответ дайте в сантиметрах. ( 24 ) 4. В кубе ABCDA1B1C1D1 найдите тангенс угла между прямой AA1 и плоскостью BC1D. () 5. Основание прямой призмы АВСА1В1С1- треугольник АВС, в котором, ВС=2, sinА=0,3. Высота призмы равна. Найдите синус угла между прямой ВС1 и плоскостью АСС1. ( 0,2) 6. В основании прямой призмы лежит равнобедренный треугольник с основанием, равным 6 см., и углом при вершине 120º. Диагональ боковой грани, содержащей основание равнобедренного треугольника, равна 10 см. Найдите площадь боковой поверхности. (48 +32) Смотрите также:
Тема «Призма» Цель
80.31kb.
Урок: Трудовое обучение Тема: Ёлочная игрушка Цель
24.37kb.
Занятие по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Первые проталины». Цель
38.43kb.
Тема: Нанайская сказка «Айога» Цель
53.73kb.
Тема урока: в королевстве карбоновых кислот Цель
46.82kb.
Тема: Повторение изученного материала по теме «Множество» Цель
47.2kb.
Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины поражения российской армии, итоги и значение русско-японской войны, показать примеры героизма и драматизм войны
62.65kb.
Тема: Телефонный разговор. Цель
91.33kb.
Тема: «Синяя сказка». Цель
69.2kb.
Тема 2 Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет
130.01kb.
Урок биологии 7 класс Тема:
31.94kb.
Тема. Франция. Цель
258.83kb.
|