Главная |
страница 1
Предмет: ИЗО Класс: 3 Тема урока: Новый вид народного промысла. Гжель Тип урока: ОНЗ Автор урока: учитель начальной школы ГБОУ № 333, г. Москвы Борисенкова Е.Н.
1. Мотивация к учебной деятельности
У всякого Рукодея своя затея.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
1. Городец. 2. Яркие цвета, фон бежевый, жёлтый. 3. Розанчик и купавка. 2. Яркие цвета, фон черный. 3. Изображение разнообразных цветов растений. 2. Зелёный, жёлтый, красный, чёрный, фон золотой, черный. 3. Растения, ягоды.
1. НАЗВАНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА, ФОН 3. ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
Анализ изделия. Сделать вывод Сделать вывод. Сделать вывод Сделать вывод Выяснить: -название; -основные цвета и фон; - особенности орнамента.
5. Реализация построенного проекта
ГРУППА № НАЗВАНИЕ:____________________________ ЦВЕТА И ФОН:_________________________ ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА:___________ _______________________________________
1. ГЖЕЛЬ 1. НАЗВАНИЕ 2. ГОЛУБОЙ, СИНИЙ ФОН - БЕЛЫЙ 2. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА, ФОН 3. ЦВЕТЫ, РАСТЕНИЯ 3. ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА
6. Первичное закрепление во внешней речи
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее". До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель". Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок "Известкового завода" или "Известковый" (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и "Посёлок Кирпичного завода" или "Труженик".
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности
Смотрите также:
Тема урока : Новый вид народного промысла. Гжель
96.25kb.
Тема урока: Многообразие и значение насекомых
59.04kb.
Шифр задания Программы нс
3278.79kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.
Урок №65 ( по учебному плану) Тема: «Эпоха великих географических открытий». Форма урока: изучение нового материала
63.38kb.
№ п/п № урока в теме Тема урока Практические работы Домашнее задание 1 1
132.37kb.
План-конспект Тема урока : «Икона в православной культуре». Тип урока: изучение нового учебного материала
139.86kb.
Тема. Франция. Цель
258.83kb.
Урока : урок открытия нового знания. Технология построения урока : проблемно-диалогическая. Тема : Полная и краткая форма имён прилагательных
79.67kb.
Тема урока: Музыка в театре, кино и на телевидении
94.93kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. Тема урока: «Что за гений этот Бах». А. Серов Учитель: Гончар Людмила Емельяновна г. Краснодар
55.27kb.
Урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля (нормативы)
452.42kb.
|