Главная |
страница 1
№14 май 2007 www.gym1551.edu.mhost.ru
Интервью с учителем мужества Д - Расскажите, пожалуйста, где и кем Вас застигла война? - Я начал воевать под Москвой. Был младшим сержантом командного отделения во взводе разведочной 35-ой отдельной стрелковой бригады. В бой вступили 28 ноября 1941 года в районе станций Луговая, Лобня (Савеловская ж/д). Участвовал в оборонительных боях; на указанном рубеже мы окончательно остановили немцев, стремительно наступавших от самой западной границы. В декабре перешли в контрнаступление; освободили много деревень, города Солнечногорск, Волоколамск (к 20 декабря). За четырнадцать дней, голодные, по морозу, с боями прошли более 120 километров…. 27 декабря я был ранен при штурме опорного пункта в обороне немцев – деревни Погубино. В январе оказался в госпитале в Саратовской области. Когда выписался, пошел на курсы младших лейтенантов. Меня назначили курсантом в учебную батарею противотанковой артиллерии. По окончании курса мне присвоили воинское звание лейтенанта и направили на Западный фронт в 6-ой гвардейский истребительно-противотанковый артиллерийский полк на должность командира огневого взвода. С 30 сентября 1942 года по 3 января 1943 воевал на Ржевско-вяземском выступе. Правда, в октябре я был ранен во второй раз и пролежал в госпитале две недели. Боролись за каждый клочок земли: например, деревня Кропотово несколько раз переходила из рук в руки. Я также участвовал в сражении, которое называлось «Суворов» (август-октябрь 1943) за освобождение Смоленской земли. Воевал в Беларуси – операция «Багратион», начавшаяся 23 июня 1944 - пробыл там всего два дня и был ранен 26 июня при освобождении города Орша. Полгода пробыл в госпитале. После всех этих передряг на фронт меня больше не посылали. Я продолжал службу в вооруженных силах после войны. Много учился в военных высших заведениях. В 1950 году прибыл в Москву. В 1969 был назначен старшим офицером в генштаб вооруженных сил СССР. Ушел на пенсию в 1979 году. - Каких наград Вы были удостоены за военный период? - Награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом «За службу Родине в вооруженных силах СССР» III, медалью «За отвагу» и многими другими медалями. - Какой из боевоставил наибольший отпечаток в памяти? Битва за Москву, ведь это была первая стратегически важная победа наших войск в ВОВ. В то время на восточной границе с Манчжурией японцы сосредоточили 900-тысячную квантурскую армию и манчжурские войска в количестве 600 тысяч человек – всего полтора миллиона человек – с боевой задачей в случае, если немцы возьмут Москву, перейти в наступление и захватить советское Приморье, Хабаровский край и Забайкалье. В это же время на южной границе Турции были сосредоточены 600 тысяч солдат и офицеров с боевой задачей в том случае, если немцы возьмут Москву, перейти в наступление и захватить советское Закавказье до Большого Кавказского хребта. Представьте, что было бы, если бы.…Как бы пришлось воевать на три фронта! Победа под Москвой изменила все эти планы. - О чем Вы рассказывали нашим семиклассникам во время «урока мужества»? Я рассказал о страшной угрозе, нависавшей над страной, о том, какой страшной ценой наш народ расплатился за Победу. Показал, что только наш народ мог бы победить в этой войне. Привел примеры того, как объединяется весь народ на борьбу – примеры, с которыми лично столкнулся. Привел пример страшного рукопашного боя, в котором я получил медаль «За отвагу» - солдатскую медаль. Я описал его весь, в красках.… Но времени было мало, а хотелось показать им, что победу можно одержать только совместным, единым ударом. На примере этой рукопашной схватки объяснил, как воевать было нельзя: ведь мы совершили серьезную ошибку и попали в засаду – и все равно, несмотря на это, по команде ринулись на пулеметы врага… Я рассказал, какие приемы противник применял против нас. - Давали ли Вы ранее «уроки мужества» в школах? - Очень много раз и в разных школах: в школе №664 (по месту жительства), в 807-ой подшефной школе 50-ой армии (в которой я воевал), в школе №633 (также при 50-ой армии), в Кадетском корпусе им. Жукова. - Как Вам кажется, школьники понимают, что Вы хотите до них донести? - Понимают, и по ним это видно. Я видел, как дети плакали. И вопросы задают - интересные. Был у меня один случай. Школа №807. Рассказываю эмоционально, с воодушевлением. В конце прошу задавать вопросы, объясняю, что мне это очень важно, чтобы увидеть, насколько они меня поняли. Все молчат. Вдруг встает одна красивая девушка, чеченка: по ней видно, что долго боролась с собой, прежде чем встать – и говорит тихо: «Скажите, а были среди русских предатели?» Что я мог ответить? Конечно, были. Я даже привел небезызвестный пример: назвал одного из самых «выдающихся». Но по сравнению с 220 миллионами русских 600 тысяч предателей не имели значения. И мы все равно победили. - Удается ли Вам видеться с друзьями-однополчанами? - Удается. Из 4,5 тысяч человек один человек остался. Он майор милиции, его зовут Хайлук Михаил Кузьмич. В те годы, когда мы воевали, он был простым солдатом-минометчиком. Сейчас живет в Москве у стадиона «Динамо». После войны он стал юристом; его последняя должность – член военного трибунала г. Северодвинска. Нас было всего 15-16 человек в Москве и области. - Где Вы собираетесь отмечать праздник Победы 9 Мая? - Может быть, если генштаб пригласит (чего он в последнее время не делал), я поеду на встречу, так как есть надежда увидеть многих друзей, с которыми я служил. А больше никуда не поеду. Ко мне приедут сыновья, со мной будет дочь и зять. У меня пять внучек – все с высшим образованием, все спортсменки. Внук служил в 106-ой гвардейской дивизии, воевал в Чечне, но не захотел становиться офицером. Кичанова Вера, 10 «Б» (особая благодарность Никите Ковалеву из 7 «А», без чьей помощи не состоялась бы встреча с ветераном Смотрите также:
Тушинская память
74.93kb.
«По волнам памяти» устный журнал с использованием икт
111.63kb.
За последние 50 лет в окрестностях Кукобоя исчезли десятки деревень. Мы понимаем, что возврата к прошлому нет, но есть память, память сердца
53.49kb.
Психотропные средства
19.94kb.
Склярова Т. В
54.33kb.
Долг и память
1355.87kb.
Память народа вечна
42.25kb.
Герои страны советов (линейка для начальных классов)
51.1kb.
Монография «Культурная память в контексте формирования национальной идеи России в 21 веке»
2765.37kb.
Урок игра с элементами здоровье сберегающих технологий. Тема: «Фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения»
91.59kb.
Долина иссы ( ) VII
234.81kb.
В дахау, Лидице или Освенциме
14.82kb.
|