Главная страница 1



Представленный урок разработан по кейс-технологии ,которая позволяет учащимся на основе реальной ситуации оценить свои аналитические способности. Учащимся предлагается используя конкретную ситуацию предложить решение, которое позволит найти пути выхода из кризиса. В ходе урока использованы следующие методы: экстраполяции, исторического моделирования, проблемного обучения.

Урок по истории по теме: «Экономические и политические преобразования середины 1960-х годов в СССР»
Цели урока: углубить представление учащихся об общественно-политическом и экономическом развитии СССР в эпоху Л.И.Брежнева, используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы; продолжить работу над развитием у учащихся навыков высказывать свою точку зрения по данному вопросу и умение ее доказывать; развивать мышление школьников, а также нравственные ориентиры, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколении, уважать личности и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
Основные понятия: система коллективного руководства, старение кадров, хозрасчет, бригадный подряд
Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технология: кейс- технология, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии

Оборудование: компьютер с видеопроектором.

Мультимедийный учебник: Антонова Т.С., Харитонов А.Л.,

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История

России. XX век»


План урока:

I. Повторение ранее изученного материала



    1. Характеристика политической системы в начале 1960-х годов

    2. Характеристика экономической системы в начале 1960-х годов

  1. Разработка проектов реформ

    1. В политической сфере

    2. В экономической сфере

  2. Характеристика реальных политических и экономических преобразований в период правления Л.И.Брежнева

  3. Итоги реформ

  4. Причины неудач



Ход урока
I.Учитель должен четко разъяснить учащимся какими видами работ они будут заниматься на уроке, так как с самой первой минуты внимание ученика должно быть акцентировано на оценке реальной ситуации изучаемого периода.

В начале урока целесообразно вспомнить итоги реформ Н.С.Хрущева. Лучше провести фронтальный опрос, или задать вопросы:

1) Оцените ситуацию в экономике в последние годы правления Н.С.Хрущева

2) Оцените ситуацию во внутренней политике в последние годы правления Н.С.Хрущева

3) Оцените ситуацию во внешней политике в последние годы правления Н.С.Хрущева
Чаще всего это не вызывает особых затруднений, тем более, что предыдущий урок был обобщающим по теме: «Реформы Н.С.Хрущева» (в форме разноуровнего тестирования)

Оценив ситуацию, учащимся будет легче разработать проект реформ.


II. Учащиеся разбиваются на группы (от 4до 8, в зависимости от количества учащихся и подготовленности класса). Группы получают задание - выйти из кризиса, т.е.

  1. Разработать проект экономических преобразований в сельском хозяйстве

  2. Разработать проект экономических преобразований в промышленности

  3. Разработать проект экономических преобразований в политической сфере

  4. Разработать проект экономических преобразований в социальной политике

Обычно эти проекты выглядят следующим образом:


1) В сельском хозяйстве:

- повышение закупочных цен для сельхозпроизводителя

- снижение налогов

- расширение приусадебного хозяйства

- введение интенсивных методов с./х. производства: ирригация, удобрение и т.д.

- снижение плановых показателей

- увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь

- возможность осуществления самостоятельного заработка

- сбалансированность развития сельского хозяйства и промышленности
2) В промышленности:

- ведение элементов рыночного механизма

- разрешить предприятиям самостоятельно решать какую продукцию и сколько производить

- снизить плановые показатели и разрешить производителю распоряжаться сверхплановой продукцией

- ввести интенсивные методы производственного процесса (внедрять новые технологии, повышать производительность труда, бороться за качество продукции, что позволит продавать ее в большем количестве)

- заставить предприятия конкурировать между собой


3) В политической сфере:

- устранить Советы Народного Хозяйства

- ввести выборность государственных органов

- создать систему разделения властей

- создать систему сдержек и противовесов

- устранить льготы для высшего руководства страны


4)В социальной политике:

- затрачивать 10-15% бюджетных средств на здравоохранение и образование

- обеспечить сельским жителям возможность достойно устраиваться в городе в случае их переезда

- повысить уровень образования и обеспечить его непрерыность

- повысить уровень жизни граждан социальных льгот

- увеличить заработную плату


Что интересно преобразования в социальной сфере вызывают у учащихся наибольшие затруднения.

III. Характеристика реальных политических и экономических преобразований в период правления Л.И.Брежнева может быть представлена либо используя мультимедийный учебник: Антонова Т.С., Харитонов А.Л.,

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История

России. XX век» & 45 раздел 4

либо в виде презентации.
Обязательно дается характеристика личности А.Н.Косыгина и его вклад в разработку реформ.

IV.Итоги реформ


Составляется таблица положительные и отрицательные итоги реформ

Положительные итоги

Отрицательные итоги

1.Улучшилось снабжение населения продовольствием

1.Эффект проведенных реформ оказался ограниченным

2.Увеличился выпуск товаров народного потребления

2.Возросла зависимость страны от ввоза сельскохозяйственной продукции

3.Повысилось благосостояние народа

3.Ухудшились показатели фондоотдачи (это означало, что экономика стала нерентабельной)

4.В строй вступило около 2 тысяч новых промышленных предприятий

4.Возросло отставание от стран Запада

5.Развернулось дачное строительство

5.К началу 1980-х годов во многих районах страны была введена карточная система



  1. Причины неудач

    1. Не удалось создать стимулы для внедрения новой техники на предприятии

    2. При отсутствии конкуренции не возникали стимулы к повышеню качества товаров

    3. Использование новой техники приводило не к росту заработной платы, а к снижению действующих расценок

    4. Нерациональное использование рабочей силы

    5. Значительная доля средств уходила на содержание аппарата управления

Домашнее задание: &34 , вопрос 5 (доклад)








Смотрите также:
Урок по истории по теме: «Экономические и политические преобразования середины 1960-х годов в ссср»
49.6kb.
Юрий Жуков иной сталин политические реформы в СССР в 1933-1937 гг
5664.07kb.
Семинар-дискуссия по теме «политические идеологии»
349.32kb.
Урок по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
92.66kb.
В конце 1950-х начале 1960-х годов Западная Европа и Северная Америка переживали экономический подъем и сопровождавший его потребительский бум
35.03kb.
Урок по теме: «Отношения и пропорция»
33.96kb.
Конкурс «Знай и люби родной Владимир!»
84.73kb.
Как кроили украину!
214.37kb.
Урок Зачёт. Цели: а систематизация знаний учащихся по теме, б выявление пробелов в теме «Природные ресурсы»
27kb.
Новая экономическая политика
491.52kb.
Межшкольная Гуманитарная Интеллектуальная Ассоциация мгиа клииО «Юный интеллектуал» Общероссийская викторина «Альманах мира. Англия»
132.58kb.
«Полития». 2009.№3. С. 51-57. Политические основания современного мирового кризиса
123.32kb.