Главная страница 1

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины - ГЕНЕТИКА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

Рекомендуется для направления подготовки

110900 «Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
1.Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование представлений, знаний и умений по основным закономерностям наследственности, изменчивости и из реализации.

Задачами дисциплины является изучение:

- цитологических основ наследственности;

- основных закономерностей наследования при внутривидовой и отдаленной гибридизации;

- молекулярных механизмов реализации генетической программы;

- генетических основ создания генетически модифицированных организмов;

- генетических процессов в популяциях.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Курс входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план согласно ФГОС ВПО по направлению 110900 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».



Входные знания должны включать способность студента использовать основы математики, физики, химии, ботаники и микробиологии.

Данная дисциплина является предшествующей для освоения знаний по таким дисциплинам, как основы ветеринарии и биотехнологии размножения животных; производство продукции растениеводства и животноводства; технология хранения и переработки продукции растениеводства; технология хранения и переработки продукции животноводства; стандартизация и сертификация с.х. продукции; оборудование перерабатывающих производств; земледелие с основами почвоведения и агрохимии; организация производства и предпринимательство в АПК; безопасность жизнедеятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теорети­ческого и экспериментального исследования,

- готовности к оценке физиологического состояния, адаптационного потенциала и определе­нию факторов регулирования роста и развития сельскохозяйственных культур,

- готовности распознавать основные типы и виды животных согласно современной система­тике, оценивать их роль в сельском хозяйстве и определять физиологическое состоя­ние животных по морфологическим признакам;

- способности охарактеризовать сорта растений и породы животных на генетической осно­ве и использовать их в сельскохозяйственной практике;

- готовности диагностировать наиболее распространенные заболевания сельскохозяйствен­ных животных и оказывать ветеринарную помощь;

- способности к обобщению и статистической обработке результатов экспериментов, фор­мулированию выводов и предложений.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: сущность физиологических процессов, протекающих в растительном организме, закономерности роста и развития; строение, биологию, экологию, значение, филогении животных основных видов, принципы и формы охраны животных; цитологические, молекулярные, цитоплазматические основы наследственности, хромосомную теорию наследственности, гиб­ридизацию, инбридинг, гетерозис, клеточную и генную инженерию, генетически модифици­рованные сорта сельскохозяйственных культур; применение статистических методов анализа результатов опыта, основные законы наследственности и закономерности наследования признаков; основы генетического, цитологического, популяционного и биометрического анализов и их использование в практической деятельности;

уметь: определять физиологическое состоя­ние растений по морфологическим признакам; распознавать принадлежность животных к основным направлениям продуктивности и оценивать их роль в с.х. производстве; применять основные мето­ды исследования и проводить статистическую обработку результатов экспериментов; интерпретировать полученные результаты применительно к конкретной ситуации и использовать их в практической деятельности;

владеть: практическими навыками постановки и решения общих и частных задач генетики сельскохозяйственных видов животных и растений, а также обоснованного прогнозирования эффективности использования генетических подходов; методами самостоятельного изучения новейших достижений науки и техники в области общей и частной генетики; способами оценок эффективности использования разных молекулярно-генетических методов для решения конкретных задач, возникающих в селекционной работе.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего

часов

Семестр

3

Аудиторные занятия (всего)


54

54

В том числе:








Лекции


18


18


Семинары (С)


36


36


Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:






Самостоятельное изучение разделов

20

20

Подготовка к текущему контролю

14

14

Подготовка к рубежному контролю

20

20

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

108


3

3

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п


Наименование раздела дисциплины


Содержание раздела




Предмет, этапы развития и методы генетики

Генетика и ее место в системе биологических наук. Понятие о наследственности изменчивости. Основные этапы развития генетики. Методы генетики: гибридологический, цитологический, физико-химический, онтогенетический, молекулярно-биологический, математический и др. Генетика как теоретическая основа селекции и семеноводства растений и разведения и племенной работы животных. Значение генетики для решения задач медицины, биотехнологии, сельского хозяйства.



Цитологические основы наследственности. Митоз и мейоз

Строение клетки растений и животных. Основные органоиды клетки и их функции. Ядро клетки и хромосомы. Кариотип организма. Особенности строения хромосом. Химический состав хромосом. Организация ДНК в хромосомах. Хроматин. Клеточный цикл и его периоды. Деление клетки. Митоз. Генетическое значение митоза. Отклонения от типичного хода митоза: амитоз, эндомитоз, политения.

Деление половых клеток. Мейоз. Конъюгация хромосом в мейозе. Кроссинговер. Отличия мейоза от митоза. Биологическое значение мейоза.

Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Ксенийность. Апомиксис и его типы: партеногенез, апогамия, апоспория, адвентивная эмбриония.



Закономерности наследования признаков при внутривидовой гибридизации

Особенности и значение метода гибридологического анализа, разработанного Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого поколения. Доминантность и рецессивность. Полное и неполное доминирование, кодоминирование. Аллели гена. Множественный аллелизм. Гомозиготность и гетерозиготность. Генотип и фенотип. Закон чистоты гамет. Закон расщепления гибридов.

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого комбинирования признаков. Общие формулы для определения числа фенотипических и генотипических классов во втором поколении. Статистический характер расщепления. Проверка достоверности гипотез о наследовании признака. Критерий χ2. Дискретная природа наследственности. Значение работ Г. Менделя для развития генетики и научно обоснованной селекции. Условия действия законов Г. Менделя.

Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов. Типы взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Гены-модификаторы, гены-супрессоры. Особенности наследования количественных признаков. Трансгрессия. Влияние внешних условий на проявление действия гена. Пенетрантность и эскпрессивность.



Хромосомная теория наследственности


Доказательства участия хромосом в передаче наследственной информации. Хромосомная теория наследственности, предложенная Т.Морганом.

Генетическое определение пола. Хромосомный механизм определения пола. Расщепление по полу у разных организмов. Пол и половые хромосомы. Балансовая теория определения пола у дрозофилы. Определение пола у растений и животных. Экспериментальное изменение соотношения полов. Наследование ограниченных и зависимых от пола признаков.

Явление сцепленного наследования. Совпадение числа групп сцепления с гаплоидным числом хромосом. Характер расщепления в потомстве гибрида при независимом и сцепленном наследовании.

Кроссинговер. Одинарный и двойной кроссинговер. Цитологические доказательства кроссинговера. Частоты перекреста и линейное расположение генов в хромосоме. Построение генетических карт хромосом. Интерференция. Коэффициент совпадения. Факторы, влияющие на кроссинговер. Равный и неравный кроссинговер. Соматическая (митотическая) рекомбинация. Цитологические карты хромосом. Сравнение генетических и цитологических карт хромосом. Роль кроссинговера и рекомбинации генов в эволюции и селекции растений и животных.



Наследственная и ненаследственная изменчивость

Типы изменчивости. Модификационная изменчивость. Формирование признаков как результатов взаимодействия генотипа и факторов среды. Норма реакции генотипа. Онтогенетическая адаптация. Длительные модификации.

Наследственная изменчивость, ее типы. Комбинативная изменчивость, механизмы ее возникновения, роль в эволюции и селекции.

Мутационная изменчивость. Мутации как исходный материал эволюции. Основные положения мутационной теории Г. де Фриза в современном понимании. Спонтанный мутагенез. Влияние генотипа и физиологического состояния на спонтанную мутабильность. Прямые и обратные мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.

Индуцированные мутации. Физические мутагенные факторы. Дозы излучения и поглощения. Летальная и критическая доза радиации. Химические мутагены. Классификация мутаций. Изменения структуры хромосом. Изменение положения и порядка генов на хромосомах. Использование хромосомных аберраций в качестве генетических маркеров при экологическом мониторинге. Изменение структуры гена. Точковые мутации. Сдвиг рамки считывания. Репарация поврежденной ДНК. Инсерционный мутагенез.



Происхождение и эволюция с.-х. видов животных

Основные сельскохозяйственные виды животных (козы, овцы, крупный рогатый скот, свиньи, лошади, куры), их монофилетическое (крупный рогатый скот, козы, лошади, куры) и полифилетическое (свиньи, овцы) происхождение. Направления продуктивности (молочное, мясное, комбинированное у крупного рогатого скота; шерстное и шубное, молочное, мясное коз и овец); рабочие характеристики лошадей – верховые, упряжные, тяжеловозы; мясное (беконное) – сальное у свиней; яичное, комбинированное, мясное у кур. Основные отличия сельскохозяйственных видов животных от близкородственных диких видов (признаки доместикации) в отношении изменений скелета, скорости развития головного мозга и органов чувств, пищеварительной системы и органов воспроизводства.



Молекулярные основы наследственности

Доказательства генетической роли нуклеиновых кислот. ДНК – трансформирующий фактор пневмококка. Нуклеиновые кислоты – наследственный материал вирусов. Феномен бактериальной трансдукции.

Строение нуклеиновых кислот. Модель структуры ДНК Уотсона – Крика. Общие особенности репликации ДНК. Репликация ДНК, ферменты репликации. РНК как генетический материал и ее репликация. Генетический код. Свойства генетического кода. Типы РНК. Обратная транскрипция. Структура гена у про- и эукариот. Расположение генов в эукариотических хромосомах. Мобильные генетические элементы. Геном эукариот. Регуляция экспрессии гена у эукариот.

Основы генной инженерии растений. Методы выделения и синтеза генов. Понятие о генных векторах. Использование Ti-плазмид A. tumephaciens и вирусов в качестве векторов в генной инженерии растений. Прямые методы переноса генов (микроинъекция, электропорация, биобаллистика и т. д.). Обеспечение эффективной экспрессии клонированных генов. Доказательства интеграции чужеродных генов. Достижения генетической инженерии растений. Молекулярное маркирование. Геномные библиотеки.

Полимеразная цепная реакция. Технологии рекомбинантных ДНК и их использование для целей производства. Понятие о химическом синтезе генов, секвенировании ДНК. Оптимизация экспрессии генов. Понятие о методах получения рекомбинантных белков с помощью эукариотических систем. Основы микробиологического производства генетически модифицированных организмов, промышленного синтеза белков при участии рекомбинантных микроорганизмов.

Явление нехромосомной наследственности. Пластидная наследственность. Исследования пестролистности у растений. Митохондриальная наследственность. Исследования дыхательной недостаточности у дрожжей. Молекулярная организация геномов митохондрий и пластид.



Значение популяционной и экологической генетики в селекции растений и животных

Понятие о популяциях: локальные популяции, менделевские популяции, панмикмитические популяции. Генетическая гетерогенность популяций. Генофонд. Внутрипопуляционный генетический полиморфизм. Закон Харди-Вайнберга. Асортативные скрещивания. Мутационные процессы в популяции. Понятия о генетическом грузе. Естественный отбор в популяциях, как основной фактор эволюции популяций. Адаптивная ценность генотипов и понятие о коэффициенте отбора. Генетико-автоматические процессы в популяциях (дрейф генов). Влияние изоляции (географической, биологической, экологической) на структуру популяций. Миграция и ее влияние на структуру популяций. Генетический гомеостаз и полиморфизм популяций.



Применение методов молекулярной генетики в растениеводстве и животноводстве

Методы выявления полиморфизма различных геномных участков ДНК, структурные гены, тандемные повторы и микросателлиты, диспергированные повторы и транспозирующиеся элементы, «анонимные» маркеры полиморфизма ДНК. Применение молекулярно-генетических маркеров полиморфизма ДНК для оценок происхождения животных, сортовой принадлежности растений, контроля динамики генетических структур под влиянием действия факторов естественного и искусственного отборов. Гены - кандидаты контроля качества конечной продукции – у животных гены каппа-казеина (сыропригодность молока), кальпастатина (постубойная нежность мяса), waxy ген у риса, гены запасных белков пшеницы и технологические свойства хлебопродукции.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п


Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин


№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.


Основы ветеринарии и биотехнологии размножения животных.

+


+


+


+


+


+


+


+


+


2.


Производство продукции растениеводства и животноводства.

+


+


+


+


+


+


+


+


+


3.


Технология хранения и переработки продукции растениеводства.

+


+


+


+


+


+


+


+


+


4.

Технология хранения и переработки продукции растениеводства.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

Стандартизация и сертификация с.х. продукции.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Земледелие с основами почвоведения и агрохимии.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п


Наименование раздела дисциплины


Лекц.


С


СРС


Всего




Предмет, этапы развития и методы генетики

2

4

6

12



Цитологические основы наследственности. Митоз и мейоз

2

4

6

12



Закономерности наследования признаков при внутривидовой гибридизации

2

4

6

12



Хромосомная теория наследственности

2

4

6

12



Мутационная теория

2

4

6

12



Происхождение и эволюция с.-х. видов животных

2

4

6

12



Молекулярные основы наследственности

2

4

6

12



Значение популяционной и экологической генетики в селекции животных

2

4

6

12



Применение методов молекулярной генетики в животноводстве

2

4

6

12




Всего

18

36

54

108

6. Семинары



п/п


раздела

дисциплины

Наименование семинаров


Трудоемкость,

часы



1

Этапы развития и методы генетики

4



2

Характеристика наследственности. Митоз и мейоз в растениях и животных

4



3

Законы Менделя и их сущность

4



4

Основные положения хромосомной теории наследственности и её применение в селекции растений и разведении животных.


4



5

Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивости и их использование в сельском хозяйстве.

4



6

Происхождение и эволюция с.-х. видов животных

4



7

ДНК как носитель наследственной информации

4



8

Законы популяционной генетики и их использование в селекции растений и животных.

4



9

Применение методов молекулярной генетики в растениеводстве и животноводстве

4


7. Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Новосибирск: изд. Новосибирского университета Сибирское университетское издательство, 2002.

  2. Пухальский В.А. Введение в генетику. – М.: КолосС, 2007.

  3. Иванова С.В., Долгодворова Л.И., Потоцкая И.В., Фесенко И.А., Большакова Л.С. Практикум по генетике. – М.: РГАУ-МСХА, 2007.

  4. Глазер В.М., Ким А.И., Орлова Н.Н. и др. Задачи по современной генетике. М. Книжный дом «Университет», 2005.

  5. Глазко В.И., Глазко Г.В. Русско-англо-украинский толковый словарь по прикладной генетике, ДНК-технологии и биоинформатике. Киев – КВIЦ, 2001.

  6. Сборник задач по генетике с методическими указаниями к ним. – М.: МСХА. – 1989.

  7. Долгодворова Л.И. и др. Задачник по генетике. – М.: МСХА, 1996.



б) дополнительная литература:

  1. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989.

  2. Гершензон С. М. Основы современной генетики. - К. , 1983.

  3. Лобашев М.Е. Генетика. – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1967.

  4. Кайданов Л.З. Генетика популяций. - М.: Высш.шк., 1996.

  5. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. – М.: Мир, 1987.


в) программное обеспечение: для решения задач по тематикам дисциплины необходимо наличие компьютерной техники (3-5 единиц) с возможностями работы в ЕХЕL, SТАТISТIСА, AGROS.

г) базы данных, включая базу молекулярно-генетических данных National Centre of Biotechnology Information (NCBI), информационно-справочные и поисковые системы Google, Yandex, Rambler, реферативная база данных Агрикола и ВИНИТИ, научная электронная библиотека e-library, Интернет-портал университета www.timacad.ru, Интернет-сайт кафедры генетики www.genetics.timacad.ru .
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально- техническое обеспечение лекций

Учебные стенды, мультимедийное оборудование, специализированная аудитория.

Материально - техническое обеспечение семинарских занятий

Учебные стенды, мультимедийное оборудование, персональные компьютеры, калькуляторы, специализированная аудитория, микроскопы, цитологические препараты мейотического деления и митоза.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Рекомендуемые модули внутри дисциплины соответствуют списку разделов, указанных в таблице 5.1. Изучение дисциплины может проводиться по традиционной системе обучения, а также с применением методов компьютерной симуляции, разбора результатов экспериментальных исследований.

Текущая аттестация проводится на каждом аудиторном занятии. Формы и методы текущего контроля: устное выборочное собеседование, письменные фронтальные опросы, проверка и оценка выполнения практических заданий и др. Проводится рубежный контроль знаний с целью проверки и коррекции хода освоения теоретического материала и практических умений и навыков. Рубежный контроль знаний проводится по графику в часы практических (семинарских) занятий по основному расписанию.
Разработчики:


РГАУ-МСХА

имени К.А.Тимирязева

зав. каф. генетики


А.А. Соловьев


РГАУ-МСХА

имени К.А.Тимирязева

доцент кафедры генетики

Л.С.Большакова

РГАУ-МСХА

имени К.А.Тимирязева

зав. каф. генетики и разведения животных

С.Н. Харитонов


РГАУ-МСХА

имени К.А.Тимирязева

профессор каф. генетики и разведения животных

Т.Т. Глазко



Эксперт:







РГАУ-МСХА

имени К.А.Тимирязева


профессор каф. селекции и семеноводства полевых культур

Т.И. Хупацария



Смотрите также:
Задачами дисциплины является изучение: цитологических основ наследственности
267.39kb.
Программа дисциплины микропроцессорные системы
72.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы гидравлики и гидропривода» Специальность
128.91kb.
1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Дискретная математика»
76.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Прокурорский надзор за расследованием преступлений против интересов государственной и муниципальной службы»
205.93kb.
Пояснительная записка Примерное тематическое планирование изучения учебного предмета
88.75kb.
Аннотация программы учебной дисциплины
64.21kb.
II. Рабочая программа дисциплины
187.16kb.
1. Наименование дисциплины
66.45kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
308.31kb.
Скотоводство и молочное дело примерная программа дисциплины
189.59kb.
Отчет по практической работе «Выбор конфигурации пк в соответствии с решаемыми задачами»
135.63kb.