Главная |
страница 1страница 2
Раздел 3. ЛЕКЦИИ Лекции – это форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины. В данном разделе комплекса представлены темы лекций, с запланированными вопросами, рекомендации студентам по изучению указанных тем, схема лекции, и ее основные положения. Тема №1 Понятие, виды и формы ОРД. Краткая история и назначение оперативно-розыскной деятельности. Цели, задачи и принципы ОРД. Объективная необходимость оперативно-розыскной деятельности предопределена самим существованием преступности и характером ее общественной опасности. Современная преступная среда отличается определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней организованностью. Получение необходимой информации о фактах преступлений и криминальной активности лиц зачастую возможно только путем проникновения в нее с применением специальных разведывательно-поисковых мероприятий. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям нужно противопоставить такие действенные меры гласного и негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями. Уголовный сыск существует с незапамятных времен. Оперативный поиск и разведка были направлены против внутренних противников и внешних врагов для защиты безопасности государства и его граждан. Эта деятельность была постоянно присуща личным и государственным интересам при всех формах правления. Еще в библейской Книге Чисел, (гл.13) и книге Иисуса Навина рассказывалось, что руководство шпионажем было поручено пророку Моисею. Одним из первых археологических источником того, что агентов использовали в межгосударственных отношениях являются древние «письмена», найденные на территории Сирии и датированные 13 веком до н. э. В них правитель одного государства жалуется правителю другого, что он отпустил его «соглядатаев», согласно договору, но выкупа до сих пор не получил. Знаменитый военный теоретик Китая Сунь-Цзы, живший в одно время с Конфуцием (6 век до н. э.) в своем трактате «Искусство войны» особое значение придавал разведывательной деятельности. Он утверждал, что работа с агентами требует строжайшей тайны и что необходимо не только их наличие, но и умелое использование в войне с другими государтствами. Сунь-Цзы впервые дал классификацию агентов и различал 5 таких категорий: туземные, внутренние (завербованные), обращенные (перевербованные), невозвратимые (диверсанты), прижившиеся (разведчики). В работах известного философа и мыслителя Геродота (480 г. до н. э.) указывается на использование древними греками агентов из Персии. Активно использовал агентуру царь Александр Македонский и карфагенский генерал Ганнибал. Так по записям Плутарха, прежде чем атаковать город в Сицилии во время второй «пунической войны» (3 век до н. э.) Ганнибал послал туда своего агента, который подавал сигналы карфагенскому войску огнем и дымом: в результате чего город был взят без значительных потерь. Античный историк Полибий рассказывал, что Ганнибал и сам не раз, надев парик и нацепив фальшивую бороду, проникал в римский стан для сбора разведывательной информации. Римские императоры имели целые армии тайных агентов ( деляторы-информаторы), которые следовали за всеми подозрительными по всей империи. Немало полезного в организацию секретной службы и тактику агентурной работы привнес Чингиз-хан, который ценил и активно использовал агентуру, а сам беспощадно расправлялся с вражескими лазутчиками. Древнеиндийский литературный памятник (1-3 веков н.э.) «Артхашастра» служит источником сведений о структуре и принципах деятельности специальных служб древнеиндийского общества. Там говорится об особых агентах, которые должны контролировать попавших под подозрение судей и других представителей власти: предлагать им взятки за незаконные решения. Эти же агенты должны были вынуждать преступников совершать кражи заранее намеченных предметов и ценностей из определенных домов с заранее подготовленными свидетелями; внедряться в банды и тем самым разобщать и обезвреживать их. К 6 веку н.э. разведывательная служба Византийской империи приобрела главенствующую роль в государстве. Агентов посылали под видом торговцев в зарубежные страны, чтобы они добывали информацию о планах потенциальных врагов. Мусульманские государства также создавали высокоорганизованные секретные службы, которые активно использовались при военных набегах в Африку, Азию и Восточную Европу. Японский кодекс нравственности и быта, известный под названием «Бусито», вменяет в обязанность шпионаж в пользу монарха и государства, считая такое занятие проявлением долга и чести. В период средневековья, не только большинство европейских государств овладело организованной формой оперативной работы, но даже и церковь имела свою агентурную сеть по всей Европе. Одним из эффективных приемов получения такой информации была исповедь граждан. Римский престол вплоть до эпохи Возрождения оставался самым осведомленным относительно положения дел в других государствах мира. Во Франции кардинал Ришелье организовал тайную войну против своих врагов. Негласная информация поступала к нему от агентов буквально каждый день, в том числе от негласного сотрудника Шарля д,Артатьяна (прототипа героя известного романа). Знаменитый романист Даниель Дефо долгое время был агентом, а потом и главой английской секретной службы. Также суперагентами были в свое время такие известные люди как: Карон де Бомарше (Женитьба Фигаро) и сам Уолт Дисней. Выдающиеся успехи в организации разведки принадлежат Напалеону. Его «секретное бюро» работало не только против неприятеля, но и среди граждан и было обильно снабжено денежными средствами для выплаты агентам за доставленную информацию. Король Фридрих -2 имел при себе сотню агентов, которых подразделял на 1) важных (высокопоставленных) 2) обыкновенных (из бедных слоев) 3) принуждаемых 4) агентов-двойников (разоблаченные шпионы). Он требовал особых условий инструктажа и психологической подготовки агентов, сочетающих поощрение и принуждение. В дальнейшем такой метод работы приобрел всеобщий характер. Создателем немецкой разведывательной службы был полицейский советник В. Штибер у которого имелась огромная картотека на высших чиновников и политиков всех стран мира, а также на действующих агентов и граждан, которых можно было завербовать на секретную службу. В США еще во время Гражданской войны Севера и Юга широко практиковалось привлечение частных сыщиков для решения контразведовательных задач. Одним из них был Пинкертон, впоследствии возглавивший контрразведку Северо-Американских Соединенных Штатов. Имела свою историю и российская разведка, которая не менее эффективно выполняла возложенные на нее государственные задачи. В России для обеспечения безопасности императорской семьи и царского режима в 1826 г. организована политическая полиция в виде Третьего отделения личной канцелярии императора. Позднее эти функции были переданы системе безопасности Министерства внутренних дел. К концу Х1Х века полиция разделялась на государственную, ведомственную и частную. В структуре государственной полиции выделялись: политическая полиция (губернское жандармское управление) и общая полиция по борьбе с уголовной преступностью. Как у той, так и другой были приняты агентурные формы и методы работы. В 1881 году Комитет министров принял Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, на основе которого были созданы охранные отделения, специализировавшиеся на агентурной работе. Свою основную задачу охранные отделения решали с помощью агентуры «наружного наблюдения» (филеры) и секретных агентов (осведомителей). В их распоряжении были «черные кабинеты» при почтамтах, где они занимались просмотром почтовой корреспонденции. С 80-х годов в крупных городах в составе полицейских управлений были созданы сыскные отделения, а в 1908 году принят «Закон об организации сыскной части». Начиная с 90-х годов изменяется организация и методы роботы полиции с перенесением внимания на агентурную разработку политических групп. До 1911 года полиция выполняла функции контрразведки. Советский период оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью отличался своей сложностью и противоречивостью. К числу первых документов в сфере борьбы с преступностью с применением оперативно-розыскных средств можно отнести Положение об организации Уголовного розыска (1918 г.). В 1921 году ведомственным нормативным актом Главного управления НКВД были определены организационные и тактические основы оперативной работы, в том числе и секретных разведчиков, которые подбирались из благонадежных и инициативных должностных лиц аппарата НКВД и осуществляли «негласное расследование». В 1937 году в Главном управлении милиции был организован отдел БХСС со временем переросший в Главное управление. На него было возложены задачи по борьбе с хищениями социалистического имущества, спекуляцией и взяточничеством. В последующие годы принципиальная схема управления по линиям ГУ УР и ГУ БХСС как в центре, так и на местах оставалась прежней. Дополнительно были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью, произошли некоторые изменения в структуре криминальной милиции. В начале 21 века под воздействием научно-технического прогресса оперативно-розыскная деятельность все активнее использует информационные технологии для сбора, анализа и сохранения информации, но прошедший многовековые испытания агентурный метод остается одним из эффективных средств борьбы с посягательствами на интересы государства, конституционные права и свободы граждан. Таким образом, это разновидность человеческой деятельности, но не любой, а правовой, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций. Необходимо подчеркнуть исключительный, вынужденный характер этой деятельности, так как ее осуществление возможно только тогда, когда объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств. Наличие в этой деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер: Во-первых, оперативно-розыскная деятельность является видом государственно - юридической деятельности и характеризуется, прежде всего, как процесс выявления фактов, явлений, обстоятельств, действий, лиц, их совершивших для принятия соответствующих решений по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений или розыску преступника. Во-вторых, оперативно-розыскная деятельность также является разновидностью сыскной деятельности, видами которой являются разведывательная, контрразведывательная, частная сыскная деятельность и др. И, наконец, наряду с такими функциями, как дознание и предварительное расследование преступлений, оперативно-розыскная деятельность является одной из правоохранительных функций государства по борьбе с преступностью. 2. Виды ОРД. Оперативно-розыскная деятельность по своей структуре состоит из двух основных видов деятельности: 1) уголовно-розыскной работы и 2) оперативно-проверочная работы. Уголовно-розыскная деятельность, являясь конспиративной, в основном состоит в поиске событий преступлений, розыске лиц, совершивших преступление или уклоняющихся от правосудия. Оперативно-проверочная деятельность состоит в обеспечении административно-правовых режимов, т.е. происходит сбор сведений характеризующие личность граждан не в связи с совершением преступления, а для решения административно-режимных вопросов (разрешительная система и визовый режим, порядок делопроизводства, оформление допуска к работе с секретными сведениями, кадровые назначения в спец. службы и т.д.) Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности различают дополнительные ее виды, такие как, поиск без вести пропавших граждан и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. 3. Формы осуществления ОРД. Под формой понимается внешнее выражение содержания деятельности. ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах – гласной и негласной. 4. Цели ОРД. Согласно ст.1 ФЗ целями оперативно-розыскной деятельности является: 1) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни, здоровья, прав и свобод), 2) защита собственности от преступных посягательств 3) обеспечение безопасности общества и государства от лиц, совершающих преступления. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей, не предусмотренных Федеральным законом (ч.2 ст.5 ФЗ). 5. Задачи ОРД. Для достижения социально полезных целей законодатель поставил перед правоприменителями ряд задач, которые также являются базовой правовой категорией. Задачи оперативно-розыскной деятельности перечислены в ст.2 Федерального закона и делятся на три группы:
В зависимости от степени реализации угроз, первые две группы – считаются непосредственными задачами, а третья группа, включая розыск без вести пропавших - это опосредованные задачи ОРД. Предупреждение совершения преступления как воздействие на реальное поведение лица происходит посредством использования оперативно-розыскных мероприятий профилактического характера (установление криминогенных зон; прогнозирование вероятных криминальных тенденций; изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы совершения преступления). Выявление преступлений (обнаружение) состоит в сыскном установлении события преступления и признаков в нем конкретного состава преступления. В основном это касается преступлений совершенных в условиях неочевидности. Пресечение преступлений предполагает активные действия сотрудников оперативных служб в лишении лиц реальной возможности продолжить совершение умышленного преступления (на стадии приготовления или покушения). Способы пресечении: захват лица, совершающего преступления с поличным, возбуждение уголовного дела и применение мер уголовно-процессуального принуждения, изъятие предметов и прерывание телефонных переговоров в случае наличия угрозы жизни, здоровью человека или безопасности государства. Раскрытие преступления – деятельность уполномоченного на то законом субъекта, направленная на получение данных, позволяющих выдвинуть обоснованную оперативную версию о совершении конкретного преступления определенным человеком, после того, как все иные исключающие ее версии будет проверены и опровергнуты. В раскрытие нуждаются в основном преступления совершенные в условиях неочевидности и поэтому раскрытие преступлений в оперативно-розыскной деятельности означает, что лицо, совершившее преступление, установлено и найдено. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания представляет комплекс оперативно-розыскных мероприятий, а также иных мер (включая уголовно-процессуальные), проводимые с целью установления места нахождения разыскиваемого, его задержания, а также выявления и устранения причин и условий, которые способствуют укрывательству разыскиваемого. По масштабу розыскных действий различают: -Местный розыск (на территории субъекта Федерации); -Федеральный розыск (напр. лиц, за участие в незаконных вооруженных формированиях); -Международный розыск (в который включается межгосударственный) – проводится как с участием правоохранительных органов государств – участников СНГ (в рамках Минской Конвенции, а также двухсторонних соглашений), так и через возможности Международной организации уголовной полиции (Интерпол). По состоянию на 1 января 2000 г. в Интерпол входили 179 государств, в том числе и Россия как правопреемник СССР с 1990 г. Штаб-квартира Интерпола находится с 1972г. в г. Лионе (Франция). В России действует отделение Интерпола – Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, которое является структурным подразделением МВД России. В 1991 г создан Европол, как орган Европейского Совета для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а с1994 г. с нелегальной торговлей радиоактивными и ядерными материалами, хищением автомобилей и связанным с этим преступлениями отмыванием денег. Штаб-квартира Европола расположена в Гааге (Нидерланды). Кроме того, в связи с производством по уголовному делу розыску подлежат: потерпевший и свидетель; труп или его части; животные и транспортные средства (как предметы или орудия совершения преступления); предметы материального мира, которые могут стать вещественными доказательствами. Все задачи ОРД взаимосвязаны и взаимозависимы, Вместе с тем каждая из них автономна, имеет конкретное содержание и влечет определенные юридически значимые последствия. 6. Принципы оперативно-розыскной деятельности перечислены в статье 3 Федерального закона. Под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой и закрепленные в нормах оперативно-розыскного законодательства, отражающие сущность, цели, задачи и процедуру осуществления оперативно-розыскной деятельности. Базируясь на принципах, должны восполнятся пробелы правового регулирования ОРД. В этом случае принципы ОРД выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию. В систему принципов оперативно-розыскной деятельности входят принципы, непосредственно перечисленные в указанной норме: принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип конспирации, принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Кроме этого выделяются и опосредованные т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства, это: принцип гуманизма, принцип равенства прав человека и гражданина перед законом, принцип привлечения конфидентов (агентов) к ОРД, принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования, принцип всесторонности, полноты и объективности производства дела (оперативного учета), принцип наступательности разведывательной активности в оперативно-розыскной деятельности. Принцип законности означает, что все участники оперативно-розыскной деятельности (оперативные сотрудники, агенты, прокуроры, судьи и другие субъекты обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции РФ, Федерального закона об ОРД, и другие нормативно-правовые акты в своей правоприменительной работе. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина определяется необходимостью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, а также запретом использования информационных систем, видео- и аудиозаписи, материалов кино- и фотосъемки и других технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей или причиняющих вред окружающей среде. Принцип конспирации заключается в организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности при сохранении в тайне от посторонних лиц тактических приемов, форм и методов, сил и средств совершения конкретных оперативно-розыскных действий, оперативно-розыскных мероприятий и операций. Этот принцип реализуется, в частности, посредством негласной формы осуществления ОРД. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств сочетается с принципом конспирации, но имеет свою специфичность. Объективная необходимость этого принципа определяется следующими целями: - использованием возможностей разнообразных гласных и негласных сил, методов и средств в борьбе с преступностью. - необходимостью подтверждения негласно полученных сведений гласными данными. - тщательной зашифровкой негласных источников получения информации, конспиративности осуществления оперативно-розыскных мероприятий. - привлечением к оперативно-розыскной деятельности представителей общественности, населения для решения задач борьбы с преступностью. Принцип гуманизма – это совокупность взглядов, признающих высокое общественное призвание человека. В Оперативно-розыскной деятельности запрещается выполнять оперативно-розыскные мероприятия или выносить решения, унижающие достоинство личности, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом закреплен в ФЗ об ОРД в виде положения о равенстве всех граждан перед законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения и т.д. (ч.1 ст.8 ФЗ). Принцип оперативной наступательности выработан оперативно-розыскной практикой и вытекает из содержания из содержания норм ФЗ (ст.1, ч.2 ст.2, п.1 ст.14 ФЗ). Под оперативностью понимается быстрота и непрерывность оперативно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств. Этот принцип проявляется в направленности Оперативно-розыскной деятельности на опережение преступных действий и намерений (предупреждение, пресечение, недопущение дальнейшего развития преступной деятельности). Принцип привлечения конфидентов. Конфидент (от французского–«доверенное лицо») – это обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД, которые вступили в отношения тайного сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя (оперативника), для оказания ему содействия в решенияи конкретных задач ОРД (ст.17 ФЗ). Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования означает, что: 1) ОРД – вынужденное средство, применяемое согласно воле законодателя для защиты от преступных посягательств. И поэтому оперативно-розыскные мероприятия целесообразны только в том случае, когда иные законные меры исчерпаны или они недейственны для обеспечения безопасности охраняемых объектов; 2) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа некоторые ОРМ допустимы для обнаружения только тяжких преступлений (оперативный эксперимент), а некоторые могут проводиться – не ограничивая конституционные права граждан и свобод. А если эти права и могут быть ограничены, то только в исключительных случаях, на основе соответствующего разрешения, с учетом установленной процедуры и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ). Вопросы для самоконтроля
Литература:
ТЕМА 2 Субъекты оперативно-розыскной деятельности
В целях обеспечения наиболее эффективного применения оперативно-розыскной деятельности по выполнению возложенных на нее задач, в России организована специальная система государственных органов и структурных подразделений, осуществляющих оперативную работу. Данная система закреплена нормативно. В соответствии со статьей 13 Федерального Закона, оперативно-розыскную деятельность в полном объеме методов и средств, вправе осуществлять оперативные подразделения, входящие в структуры следующих органов: Это:
(исключены: органы налоговой полиции, органы пограничной службы) Кроме того, право на частичное осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Министерства обороны РФ (ГРУ ГШ ВС). В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона о прокуратуре координатором деятельности перечисленных органов в борьбе с преступностью выступает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений должны обладать общечеловеческим и профессиональными качествами. Это-законопослушность, честность, мужество, доброта, грамотность, самостоятельность, оперативность, находчивость, целеустремленность, наблюдательность, способность к перевоплощению, интуиция, знание языка преступного мира (арго). Наряду с этим необходимо указать на деяния оперативных сотрудников, которые не всегда являются преступными, но тем не менее, наносящие огромный вред престижу сыскной деятельности. Это- укрытие преступлений от учета, волокита, провокация, фальсификация документов, незаконное принуждение, нарушение узаконенной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, злоупотребления должностными полномочиями (необоснованное ведение ОРМ без соответствующего задания, сбор компрометирующих материалов в личных целях, нарушение правил конспирации и др.) Борьба с этими негативными проявлениями должна осуществляться в сфере повышения профессиональной подготовки и социального статуса сотрудников оперативно-розыскной деятельности. Уже крылатым стало выражение, что нам слишком дорого стоит дешевая милиция. По структуре:
По содержанию:
7. специального назначения Перечень и структура оперативных подразделений каждого ведомства регламентируется соответствующей нормативной базой:
Обязанности оперативно-розыскного органа: -Это круг возложенных законодателем безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД. Все, обязанности оперативно-розыскного органа устанавливаются исключительно в открытых нормативно-правовых актах (исключаются подзаконные и ведомственные). Любые действия этих органов считаются законными исключительно при условии их направленности на достижение целей и решение задач ОРД. Обязанности оперативно-розыскного органа делятся на две группы:
1) Соблюдать пределы своих полномочий при проведении ОРД (ст.1). 2) Доказывать в суде обоснованность отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч.4 ст.5). 3) Предоставлять судье оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (ч.5 ст.5). 4) Уведомить судью (за три месяца) об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения (ч.7 ст.5). 5) Принять меры по восстановлению прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда, при нарушении оперативным органом (должностным лицом) прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 9 ст.5). 6) Уведомить судью (в течение 24 часов) и получить (в течение 48 часов) судебное решение о проведении ОРМ, не терпящих отлагательств (ч.3 ст.8). 7) Уведомить суд (в течение 48 часов) о прослушивании переговоров с телефона заявителя, в случаях, не терпящих отлагательств (ч.6 ст.8). 8) Предоставить суду и надзирающему прокурору, следователю и органу дознания – оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД (ч.4 ст.12). 9) Принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, при возникновении реальной угрозы для жизни, здоровья и имущества физических лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД (ч.3 ст.18). Права оперативно-розыскного органа: -Это совокупность возможностей, предоставленных законодателем для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей ОРД. Все права делятся на две группы:
1.2 Должностные лица, участвующие в осуществлении ОРД Должностное лицо-участник ОРД – это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию реализует функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД или контроля и надзора за ней. Классификация должностных лиц в ОРД:
а) в полной мере (штатные оперативники, которые работают с лицами. Оказывающими содействие ОРО) б) не в полной мере, или частично (штатные сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений; внештатные оперативники; должностные лица органа дознания (ст.40 УПК РФ); операторы связи (ФЗ «О связи»). 2. Должностные лица, которые полномочны: а) надзирать за исполнением законов ОРО (Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры) б) осуществлять контроль за ОРД: 1.внешний - (Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ; ст.20 ФЗ) 2. внутренний (ведомственный) - (сотрудники инспектирующих подразделений и руководители ОРО; ст.22).
- ОВД (сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими и налоговыми преступлениями) - ФСБ (контрразведчики территориальных органов, органов военной контрразведки) - и т.д. 2. По штатной принадлежности: - оперативники, состоящие в штате (на гласной или негласной должности) - внештатные оперативники 3. По характеру проведения ОРМ: - агентуристы (работающие в основном с агентурой) - оперативники, осуществляющие личный сыск (выявление преступлений и лиц, их совершивших) - сотрудники оперативно-поисковых подразделений (наружного наблюдения) - сотрудники оперативно-технических подразделений - оперативники – аналитики (новая специализация) 4. По объему предоставленных полномочий: - оперативники – исполнители - руководители - обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч.1 ст.5). - не вправе: проводить ОРМ в интересах политических партий, религиозного или общественного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти и местного самоуправления (ч.8-9 ст.5). - негласно внедряться в интересующий их объект только на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО (ч.7 ст.8). - использовать в целях конспирации, зашифровывающие их личность (п.4 ст.15). - полномочны вынужденно причинять вред правоохранительным интересам при защите жизни и здоровья граждан и т.д. (ч.4 ст.16). В случае неисполнения обязанностей или превышения прав оперативники привлекаются к ответственности согласно российскому законодательству. Весь исторический опыт борьбы с преступностью убедительно свидетельствуют о том, что достижение положительного результата возможно лишь при поддержке и активном участии граждан. Криминальная полиция всех цивилизованных стран опирается на помощь своих граждан. Их помощь дает возможность получить дополнительную и более обширную информацию о состоянии оперативной обстановки на конкретной территории. Поэтому привлечение представителей общественности к выявлению таких лиц и мест их обитания оказывает серьезную помощь в предупреждении и пресечении преступлений. Такое привлечение должно осуществляться на строго добровольных началах при условии понимания этими гражданами важности и необходимости борьбы с преступностью и их роли в этом процессе. При этом сохраняются в строгой тайне все данные о личности с использованием документов прикрытия. Привлечение лица к сотрудничеству заключается, как правило, в предложении или в побуждении участвовать в осуществлении оперативно-розыскных мероприятиях. Такое привлечение должно происходить сугубо индивидуально, однако в дальнейшем возможно сотрудничество и спаренных агентов. Правовое положение граждан, содействующих оперативно-розыскным подразделениям закреплено в ст.17 ФЗ, а также других нормах ФЗ: ч.5 ст.6, ч.4 ст.16, ч.5 ст.) Привлекаемые лица делятся на несколько групп: агенты, доверенные лица, специалисты, переводчики и др. Такое содействие может быть разовым, кратковременным или осуществляться на долговременной основе. Оформление согласия может быть задокументировано, а также допустима и устная форма (подписка о сотрудничестве, контракт, устная договоренность). Содействие в сотрудничестве может осуществляться как в форме согласия, так и в форме просьбы при инициативном обращении в оперативно-розыскной орган. При этом получение согласия на сотрудничество не может сопровождаться физическим и психическим насилием со стороны сотрудников оперативных подразделений. Сотрудничество может осуществляться на возмездной основе. Форма возмездности – предоставление работы, передача в собственность движимого или недвижимого имущества, выдача соответствующих документов, денежное вознаграждение (не облагаемые налогами). Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность гарантируется государством (ст.18 ФЗ). 1.4 Агент как основное лицо, содействующее оперативно-розыскным органам Агент (от латинского agens, agentis в родительном падеже – действующий) – это человек, который в соответствии с оперативно-розыскным законодательством конфиденциально сотрудничает с ОРО. Права, обязанности и ответственность агента: Право:
Обязанности агента: 1.сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (ч.1 ст.17 ФЗ, ст.2 Закона об информации, ст.2 Закона об участии в международном информационном обмене). 2. не предоставлять заведомо ложную информацию (ч.1ст.17 ФЗ, ст. 306 УК - ложный донос). Обязанности ОРО: -защита сведений об агентах. -сведение к минимуму числа должностных лиц, знающих личности агентов. -выполнение специальных правил конспирации в работе с агентами. 1.5 Психологическая характеристика оперативников и конфидентов: Существуют следующие группы профессионально значимых психологических характеристик:
Необходимо указать на деяния оперативных сотрудников, которые не всегда являются преступными, но, тем не менее, наносят огромный вред престижу сыскной деятельности. Это – укрытие преступлений от учета, волокита, провокация, фальсификация документов, незаконное принуждение, нарушение узаконенной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, злоупотребление должностными полномочиями (необоснованное ведение ОРМ без соответствующего задания, сбор компрометирующих материалов в личных целях, нарушение правил конспирации и т.д.) 1.6 Оперативно-розыскной контракт и условия его заключения В соответствии с ч.2 ст.17 ФЗ оперативные подразделения могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного и социального положения, образования и т.д. Контракт – это разновидность договора, т.е. волевого соглашения двух субъектов ОРД (ОРО в лице оперативника и дееспособного, совершеннолетнего лица) об установлении субъективных прав и обязанностей в связи с необходимости реализации целей и задач ОРД. Контракт можно отнести к разновидности сделки и одновременно считать юридическим фактом, в результате которого возникают специальные оперативно-розыскные правоотношения. Контракт всегда влечет определенные юридически значимые последствия для обеих сторон, а его заключение может вызвать к жизни некоторые другие правоотношения (трудовые, гражданские). Согласно ч.3 ст.17 ФЗ оперативным подразделениям запрещается использовать тайное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. 1.7 Социально-правовая защита участников оперативно-розыскной деятельности Социально-правовая защита – это совокупность правовых положений, определяющих социальные гарантии участникам ОРД и обеспечивающих их реализацию. Такая защита должностных лиц ОРО и лиц, оказывающих им содействие, призвана реально способствовать более эффективному выполнению ими профессиональных обязанностей или добровольно взятых на себя обязательств. В оперативно-розыскном законодательстве социальная защита выражается в виде льгот или преимуществ, предоставляемых участникам ОРД, и форме определенных денежных выплат, материальных благ и услуг. Правовая защита обеспечивает реализацию прав, предупреждение случаев их нарушений и восстановление уже нарушенных прав. Правовую защиту можно определить как форму реализации права в виде соблюдения, использования, или применения правовых норм. Меры социально-правовой защиты для должностных ли, осуществляющих ОРД определены в ст.16 ФЗ, а для лиц, содействующих органам, осуществляющих ОРД в ст.18 ФЗ. Вопросы для самоконтроля:
Литература:
Тема 3. Оперативно-розыскные мероприятия 3.1 Понятие: ОРМ – это закрепленные в ФЗ действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД. ОРМ – это предусмотренное ФЗ общественно значимое, умышленно и конфиденциально совершаемое активное деяние (действие, мероприятие или операция), посредством которых осуществляется ОРД. Все ОРМ носят разведывательно-поисковый характер, т.к. направлены на добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, а также розыск скрывшихся лиц.
Основания включают в себя как поводы к проведению ОРМ т.е обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах, которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий. Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности РФ. Виды оснований: -возбужденное уголовное дело -сведения -поручения -запросы -постановления Сведения – это известия, сообщения, информация в результате которых сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и фактах, представляющий оперативный интерес. Такие сведения являются основанием для проведения ОРМ только, если они стали известными ОРО, при условии, что они содержат информацию о признаках, событиях, лицах, указанных в п.2 ст.7 ФЗ. Поручение – это письменный документ, исходящий от соответствующего должностного лица о производстве ОРМ или следственных действий. Поручение оформляется постановлением дознавателя, следователя прокурора или определением суда, где кратко излагаются существо дела, подлежащие выяснению обстоятельства, данные о лицах и т.д. Устное поручение не является основанием для проведения ОРМ. Запросы других ОРО, основаниями для проведения ОРМ являются только тогда, когда они сами базируются на основаниях, указанным в ФЗ. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц как основание для проведения ОРМ заключается в том, что основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных о наличии угрозы безопасности защищаемого лица. Поводы для применения мер безопасности: заявление указанного лица, обращение председателя суда, руководителя правоохранительного или контролирующего органа. Запросы международных правоохранительных организаций осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных в ст.8 ФЗ, при наличии судебного решения, полученного в порядке ст.9 ФЗ и исполняются в соответствии с требованиями внутреннего законодательства страны исполняющей запрос. следующая страница >> Смотрите также:
№1 Понятие, виды и формы орд. Краткая история и назначение оперативно-розыскной деятельности
503.3kb.
Изд: Богомолов В. О. Избр. М
5167.75kb.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «страхование» Москва 2008
579.66kb.
«О результатах оперативно – служебной деятельности омвд россии по Комсомольскому району за 12 месяцев 2011 года»
121.64kb.
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
1782.12kb.
Понятие и виды освобождения от наказания
424.5kb.
1. Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет, метод и система трудового права. Принципы трудового права. Источники (формы) трудового права
204.14kb.
Для приобретения полной версии работы щелкните по ссылке
21.94kb.
1. Становление и развитие экологии
1232.09kb.
«Трагические судьбы Катерины и Ларисы в пьесах «Бесприданница» и «Гроза»». Цель исследования
190.8kb.
Понятие организационно-правовой формы юл
71.42kb.
I. физические основы механики и молекулярной физики
171.16kb.
|