Главная |
страница 1
Садаева Дина Бато – Жаповна идентификатор 232-963-423 Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии через организацию самостоятельной деятельности учащихся. 1.Возможности организации и проведения самостоятельных работ для формирования ключевых компетентностей учащихся На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования, в рубрике «применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Речь идет об особом уровне учебно – познавательной деятельности учащихся - овладении умениями применять географические знания и умения в повседневной жизни. [5 ] Содержание дисциплины «география» становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе. Географическое образование должно вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей геосреды. Поэтому в содержании географического образования увеличился объем практической компоненты. Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование компетентностного подхода в обучении географии, реализовать его возможно, если в комплексе всех видов учебной деятельности и форм учения школьников самостоятельным работам придать особую весомость. Для усиления практической направленности в содержание уроков по географии могут быть включены следующие виды заданий: - ориентирование на местности и проведение съемок местности; - проведение наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; - проведение самостоятельного поиска географической информации из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных, космических; - выполнение задач на определение качества окружающей среды, по ее использованию, сохранению и улучшению по оценке последствий хозяйственной деятельности человека. Обучение географии, подкрепленное позицией учителя, позволит повышать уровень овладения познавательными и практическими умениями и навыками каждого учащегося, увеличивает прочность формируемых географических знаний и умений школьников, раскрывает прикладной аспект школьной дисциплины, способствует повышению качества географического образования, играет существенную роль в формировании мировоззрения и географической культуры обучаемых В школьной географии системообразующим фактором выступает геообразовательная потребность. Геообразовательные цели при этом становятся функцией системы, цель, следовательно, становится решением системы. Отсюда вытекают задачи методики обучения географии, где функциональными компонентами выступают не столько знания, сколько личность ученика. Сегодняшняя школьная география как особая конструкция научного знания должна ориентироваться на усиливающуюся практическую значимость современных географических исследований (М.М.Голубчик, А.Г. Исаченко, В.М. Котляков). Согласно Концепции учебная дисциплина выступает одной из основ практической повседневной деятельности, а планируемые результаты обучения определяются умениями школьника применять приобретенную сумму знаний на практике. Этот результат подчеркивает конструктивный характер географического знания, представляющий собой, по И.П. Герасимову, «… мостик между географической наукой и современной хозяйственной практикой» Сущность данной связи заключается в использовании школьниками комплекса специальных умений и практических знаний, развивающихся на основе адаптированных методов. Сформированные системы географических знаний должны стать основой практической деятельности, а системы учебных умений – фундаментом его будущей (в том числе профессиональной) деятельности. Именно поэтому важно развивать те интеллектуальные и навыковые качества ученика, которые в последствии позволят ему видеть и понимать окружающий мир. Опираясь на положения Концепции и Стандарта, выделяю те ключевые компетентности, которыми овладевают учащиеся в результате географического образования: -умение пользоваться географической картой; умение работать с числовой информацией; - умение работать с ГИС и информацией средств массмедиа; -умение самопрезентации и способность к самоопределению; - способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде; -умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них; - навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включение школьников в самостоятельную работу Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий - раскрытию причинно – следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук. Самостоятельные работы способствуют развитию самостоятельности школьников – важнейшего качества человека. Не смотря на большое значение самостоятельных работ, они не заняли еще должного места в школе. Задания не дают достаточной нагрузки на мыслительную деятельность учащихся. Существенный недостаток самостоятельных работ состоит в том, что содержанием их часто являются второстепенные вопросы, которые не способствуют усвоению географических закономерностей, существенных связей, ведущих понятий. В методике их проведения часто нарушается последовательность в постепенном усложнении заданий. В практике школ нередко к самостоятельным работам относят практические работы. В определении понятия «самостоятельные работы», данном Е.П.Есиповым, выделяются следующие существенные признаки: работы выполняются учащимися в специально отведенное для этого время по заданию учителя, без непосредственного его участия; выполнение самостоятельных работ требует от учащихся значительной мыслительной деятельности, применения ранее полученных знаний и приемов учебной работы, методов учебного познания Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Перед самостоятельными работами ставиться цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует подготовке молодежи к жизни. Выполняя самостоятельную работу, учащиеся для решения той или иной учебной задачи применяют соответствующие умения и знания. Поэтому самостоятельные работы мы можем рассматривать как путь повышения новых и совершенствования имеющихся знаний и приемов учебной деятельности. В отличие от практических работ самостоятельные не включены в программу. Задачи, поставленные перед современной школой о развитии учащихся, подготовке их к жизни, вызывают необходимость повышать теоретический уровень выполнения самостоятельных работ. Что выражается, во–первых, в изменении их содержания – преобладании вопросов и заданий на усвоение понятий, выявление закономерностей, причинно – следственных связей, систематизацию знаний, во – вторых, в изменении способов выполнения заданий; содержание курса может быть усвоено учащимися при условии усиления внимания к использованию приемов умственной деятельности, овладению соответствующими данному возрасту методами географической науки, в–третьих, в повышении творческой, познавательной деятельности учащихся при выполнении работ. Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности школьников и способствовали развитию их познавательной самостоятельности, задания должны отвечать следующим основным требованиям:
Выполнение требований, предъявляемых к заданиям, а также творческое использование заданий в учебном процессе возможно при условии четкого понимания целей обучения курсу, этапов формирования понятий и приемов учебной работы. В целом система самостоятельных работ определяется целями обучения курсу географии:
отрицательном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, раскрыть зависимость характера воздействия человека на природу от социальных условий.
2. Практика организации и проведения самостоятельных работ в осуществлении компетентностного подхода на уроках географии К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не сможет использовать в своей дальнейшей практической деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность основывается на познавательном интересе учащихся, формирование которых происходит под влиянием многих факторов. Важнейшими из множества которых считаю: отбор содержания, методы, формы, деятельность учащихся в организации и проведении самостоятельных работ. Задачи формирования ключевых компетентностей в организации самостоятельных работ решает системный подход
При разработке системы самостоятельных работ важно знать существующие виды самостоятельных работ. Классифицировать самостоятельные работы можно с разных точек зрения. С точки зрения содержания и структуры курса: - по отдельным разделам и темам; - по отдельным отраслям географической науки; - по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности. С точки зрения развития логического мышления, познавательных способностей: - по преобладанию того или иного приема умственной деятельности. Самостоятельные работы можно классифицировать по компонентам знаний, направленных: - на формирование общих понятий, единичных понятий; - на знание географических фактов, географических закономерностей; - на формирование приемов учебной деятельности. По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью: - воспроизведения опорных знаний и умений; - закрепления изученного учебного материала; - приобретения новых знаний и умений; - повторения и обобщения знаний и умений; - проверки знаний и умений. По источникам знаний: - с учебником; - с картами; - раздаточными наглядными пособиями; - цифровым (статистическим) материалом; - дополнительной литературой; - ГИС и Интернет ресурсами; - одновременным использованием различных источников знаний Каждая из указанных классификаций важна в образовательном и воспитательном отношении. Поэтому при организации самостоятельных работ необходимо учитывать все рассмотренные виды заданий. Для разработки системы заданий также важно знать формы заданий, от которых зависит не только характер умственной деятельности учащихся, но и время, отводимое на выполнение работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки и др. Все разнообразие по форме проведения самостоятельных работ можно свести к следующим видам: Традиционные задания: они требуют от учащихся связных логичных ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. В отличие от других видов заданий они представляют полную свободу ученику для ответа и не содержат каких – либо ограничений и подсказок. Пример. Тема «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры» VΙ класс Цель самостоятельной работы: воспроизвести знания о вулканах и гейзерах на основе просмотра видеофрагмента Задания: 1. Ответить на вопросы: - Что такое вулкан? - Какие процессы, происходящие в недрах земли, способствуют образованию вулканов? - Что общего между землетрясением и извержением вулкана? - С какими областями совпадают районы распространения вулканов? 2. Вычертить схему строения вулкана, записывая определения ключевых слов в словарик 3. Работа с картой – определение местонахождения крупных вулканов. 4. Составить расширенный план о горячих источниках и гейзерах, с определением их местонахождения на карте Задания тестового характера. При их выполнении школьники обычно ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием, или односложным ответом. Привожу несколько видов тестов: - тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух колонок или столбиков. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями; - тесты – альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ; - тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов; - тесты по контурным картам. Пример. Тема «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры» VΙ класс Цель самостоятельной работы: закрепление знаний Форма проведения: тест 1 Вулкан Фудзияма расположен в: а) Греции в) России б) Италии г) Японии 2 Вулкан – это: а) «огнедышащая гора» в) «огнедышащий дракон» б) «огненная земля» г) «огненный пояс» 3 Найдите соответствие: 1Жерло а) Гейзер 2 Кратер б) родник 3 Очаг магмы в) холм 4 Фонтан горячей или холодной воды, г) фонтан периодически выбрасывающий пар на высоту д) вулкан до 60 метров 4 Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» посвящена извержению вулкана: А) Эльбрус в) Гекла Б) Везувий г) Ключевская сопка 5. Какой вулкан имеет следующие координаты 2°ю.ш. и 78°з.д. А) Орисаба в) Фудзияма Б) Камерун г) Котопахи Конструктивные задания Это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы, требующие, как и тесты, кратких ответов. Они как бы определяют ход рассуждений ученика, направляют его на определенную последовательность использования приемов учебной работы и напоминают собой алгоритмическое предписание. Пример. Тема «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры» VΙ класс Цель самостоятельной работы: проверка усвоения учащимися ключевых понятий темы Форма проведения: географический диктант 1. Бог огня и кузнечного дела у древних римлян 2. Комки лавы от 5 см. до нескольких м. выброшенные во время извержения в жидком, пластичном состоянии, застывшие во время полета в воздухе 3 При извержении вулкана Кракатау в Индонезии в 1883г. частички этого вещества два раза облетели вокруг Земли 4. Название этого явления в переводе с исл. qeyser, означает - хлынуть Каждый из указанных видов заданий имеет свои преимущества и недостатки. Только сочетание всех видов заданий обеспечивает оптимальную организацию самостоятельных работ. Задания образуют систему, в которой каждое из них тесно связано с другими и обусловлено ими. Формирование компетентностей учащихся ставит задачи корректировки методики организации самостоятельных работ В организационном плане она представляет собой следующее: - включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности); - осуществлять переход от простых заданий к более сложным; - постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя; - включать в сферу самостоятельной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний. В основе построения деятельности – использование методов самостоятельного учения в процессе самоучения и самостоятельной работы
Деятельность учащихся при выполнении самостоятельных работ организуется по принципам личностно – ориентированного, дифференцированного подходов Необходим учет разного уровня познавательных способностей учащихся, различий в темпе выполнения работ и многих других индивидуальных факторов. Примеры самостоятельной работы в 3-х уровнях сложности
В классах с разным уровнем образовательных результатов также необходим тщательный отбор содержания, методов и форм организации самостоятельных работ Пример: VΙΙ класс. Самостоятельная работа по определению положения государства на материке Цель: формирование умений работать с политической картой мира, определение положения государств, развитие умений работать с картой, определять географические координаты
Процесс развития компетенций учащихся по мере перехода на следующую ступень обучения рассмотрим на примере формирования и развития умений работать с картой.
В работе с картами наиболее распространенными являются задания, направленные на систематизацию, сопоставления материала, характеристику этапа того, или иного события Современное развитие техники, владение персональным компьютером позволяет учащимся использовать интерактивные методы в своем исследовании и создавать электронные версии творческой работы. Выполнение самостоятельных работ неизбежно связано с применением знаний и приемов учебной работы, поэтому в формировании понятий и приемов учебной деятельности, можно наметить 3 этапа, каждый из которых характеризуется различным сочетанием деятельности учителя и учащихся. Эффективность самостоятельных работ находится в прямой зависимости от степени усвоения теоретического материала и овладения приемами учебной работы, а усвоение последних также связано с первым. Поэтому этапы овладения умением самостоятельно работать в какой-то степени совпадают с этапами формирования понятий и умений. Первый этап характеризуется выполнением работ по образцу и применением знаний в сходной ситуации. Работа в основном проводиться с целью закрепления теоретического материала и отдельных приемов учебной работы. Деятельность учителя заключается в том, что он дает подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет, какими и как пользоваться источниками знаний, в какой последовательности следует выполнять работу. В процессе работы учитель оказывает помощь всем учащимся. Они пользуются готовым планом, продолжительность самостоятельных работ небольшая; деятельность школьников находится под непрерывным наблюдением учителя. Сначала учащиеся самостоятельно составляют характеристики только отдельных компонентов природы, а затем уже природно – территориальных комплексов в целом. Для второго этапа характерно применение знаний и приемов учебной работы в новой ситуации. Большое место самостоятельные работы занимают в получении новых знаний. В противоположность первому этапу учитель не разъясняет ученикам ход работы. А только раскрывает цель ее и проводит краткую беседу, в процессе которой учащиеся сами называют пункты плана характеристики географических объектов, рассказывают о последовательности работы, указывают пособия, которыми им следует пользоваться. А после этого самостоятельно выполняют задание. Третий этап отличается большей продолжительностью выполнения самостоятельных работ и большей самостоятельностью учащихся. Значительное место занимают задания на классификацию, обобщение. По сравнению с первыми двумя этапами сокращается инструктаж учителя, он носит характер общих указаний. Самостоятельные работы на этом этапе используются главным образом для получения новых знаний. Система заданий и упражнений по географии представлена тремя различными блоками, каждый из которых отличается своим набором заданий и упражнений в зависимости от цели их использования. Первый блок содержит задания и упражнения, использование которых поможет организовать урок – практикум, экскурсию непосредственно на природу или самостоятельную работу по применению теоретических знаний на практике и реализовать компетентностный подход при обучении географии. Количество заданий в этом разделе не может быть большим. Перечень заданий целесообразно сориентировать на имеющиеся в программах практические работы. При этом очень важно четко сформулировать цели, с которыми предполагается использовать набор заданий и упражнений. Внутри одного задания может содержаться несколько более конкретных упражнений по применению имеющихся знаний или закреплению их. внутришкольного контроля по географии и систематического мониторинга качества географических знаний. Набор заданий и упражнений этого блока должен быть дифференцирован строго с ключевыми темами ныне действующих и новых программ по географии. (см. Приложение 6)Оценка эффективности выполнения самостоятельных работ по формированию ключевых компетенций учащихся Любой вид деятельности начинается с оценки исходных возможностей, затруднений, противоречий. С этой целью было проведено анкетирование учащихся 6 класса, направленное на самооценку деятельности при выполнении самостоятельных работ по географии. Анкета включала 3 вопроса 1. Соответствует ли уровень моих знаний выполнению практических заданий? 2.Рационально ли распределяю время для выполнения работ? 3. Какие затруднения испытываю при выполнении самостоятельных работ? Результаты анкетирования показали, что на 1 вопрос 52% учащихся ответили, что уровень имеющихся теоретических знаний не позволяет получить хороших результатов выполнения практических заданий, 43% учащихся не умеют рационально использовать выделенное для выполнения работ время, затруднения испытывают: 30% при работе с географическими картами, 42% при выполнении творческих заданий, требующих использования различных источников информации. Результат итоговой практической работы (по разделам кура) показал, что из 27 учащихся класса на «отлично» работу выполняют 7 учащихся, «4» -9 , «3» - 9 учащихся, не справились с работой 2 учащихся. Для оценки сложившейся ситуации мной была проведена оценка сформированности умений учащихся Ответы на вопросы анкеты, мониторинг успеваемости учащихся, оценка уровня компетенции учащихся позволили проанализировать собственную педагогическую деятельность, выявить методы, формы, средства достижения результатов, наметить пути и перспективы по формированию ключевых компетентностей учащихся. Решение поставленных задач реализуются практикой организации и проведения самостоятельных работ в осуществлении компетентностного подхода на уроках географии Для оценки результатов деятельности в данном направлении используется методика Третьякова П.И (оценка разноуровневых заданий), рейтинговая система уровня обучения, традиционной оценочной системе, определение уровня компетентности учащихся. (Финаров Д.П.) Без организации систематического контроля и учета динамики изменения качества географических знаний у каждого из учащихся очень трудно, если вообще возможно, добиться высокого качества географических знаний. Используемые мною критерии оценки самостоятельных работ, методика их проведения позволяют не только диагностировать уровень компетентности учащихся, но и вести подготовку к ЕГЭ по географии, повысить уровень требовательности учителя, развивать познавательный интерес учащихся, творческую фантазию. Смотрите также:
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии через организацию самостоятельной деятельности учащихс
291.38kb.
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как условие развития творческой активности обучающихся
98.19kb.
Урока Отраслевая и территориальная структура промышленности мира
29.96kb.
Что такое интерактивное обучение?
126.6kb.
Изучение деятельности М. П. Лазарева на уроках географии и во внеурочной деятельности
44.21kb.
По формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности по предмету через применение технологии
456.94kb.
«Формирование профессиональной личности будущего педагога на основе организации проектно-исследовательской деятельности при обучении иностранному языку»
153.54kb.
Способствовать расширению кругозора учащихся; развивать навыки публичных выступлений; формирование у учащихся умение выражать собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию
106.11kb.
Данное пособие рекомендуется использовать в качестве раздаточного материала на уроках, вспомогательного материала для самостоятельной работы студентов
127.69kb.
«Линейная функция», продолжить формировать умения применять полученные знания при решении типичных и нестандартных задач на уроках математики и физики
60.7kb.
«организация самостоятельной работы обучающихся»
102.09kb.
Урок по теме: "Электростатика"
103.95kb.
|