Главная |
страница 1
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Электростатика"Талалай Ольга Георгиевна, учитель физики Статья отнесена к разделу: Преподавание физики Цели:
План урока:
Экспериментальные задачи. Творческие рассказы "Найди ошибку".
Оборудование: Кодоскоп, электромер, стеклянная палочка, кусочек шелка, две полиэтиленовые полоски, конденсатор, соединительные провода, источник тока, кодограммы с содержанием таблиц и задач. Содержание урока. Методика его проведения. I. Урок начинается с основного содержания темы "Электростатика". Учитель предлагает вспомнить основные знания, изученные по теме. Резюмируя ответы учащихся, он подчеркивает, что основное содержание темы составляют следующие понятия: электрический заряд, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона электрическое поле, напряженность поля, электрические свойства вещества, работа сил электростатического поля, разность потенциалов, электроемкость, конденсаторы. II. Этап урока, посвященный повторению и систематизации знаний о физических величинах и законах. С этой целью учащимся предлагается ответить на блок вопросов (класс предварительно делят на шесть групп, каждая группа получает свой блок вопросов). 1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
6 группа
В ходе ответа на теоретическую часть учащиеся заполняют таблицу № 1 и № 2. Таблица № 1
Таблица № 2
Следующий момент урока посвящен развитию умения учащихся проводить эксперимент и анализировать полученные результаты. Учитель предлагает проделать и пронаблюдать указанные в таблице № 3 опыты, предварительно выдвинув гипотезу ожидаемого результата. Таблица № 3
В процессе обсуждения экспериментов учащиеся в месте с учителем составляют цепочку действий: проблема – гипотеза – эксперимент – вывод. Следующий этап посвящен решению задач творческого характера "Найди ошибку". Учащиеся заранее составили рассказы по основным понятиям темы. В каждом рассказе допущены две ошибки, которые нужно найти. Пример рассказа: Конденсатор представляет собой два проводника, соединенные слоем диэлектрика, толщина которого мала по сравнению с размерами проводников. Простейший плоский конденсатор состоит из двух одинаковых параллельных пластин, находящихся на малом расстоянии друг от друга. Если заряды пластин одинаковы по модулю и противоположны по знаку то силовые линии электростатического поля начинаются на положительно заряженный обкладке конденсатора и оканчиваются на отрицательно заряженной. Поэтому все электростатическое поле сосредоточенно снаружи конденсатора. Заслушав рассказ учащихся, учитель еще раз обращает внимание на важность точности формулировок законов, понятий, на умение правильно применять полученные знания на практике и в повседневной жизни. III. Учащиеся решают задачи, предложенные учителем. (Задачи подбираются с учетом особенностей класса и уровня подготовки учащихся). (Ответ: Е = 100 кН/Кл). Задача № 4. Заряженный шар имеет поверхностную плотность заряда Найти напряженность поля в точке, отстоящей от поверхности шара на расстоянии, равно его диаметру. (Ответ: ). Задача № 5. В результате слияния 64 капелек воды, заряженных одинаково, образовалась одна большая капля. Во сколько раз потенциал большой капли отличается от потенциала ? каждой малой капли? Капли имеют форму шара. (Ответ: ). Задача № 6. Расстояние между пластинами плоского конденсатора уменьшилась в два раза. Во сколько раз изменилась энергия, напряженность поля, заряд и напряжение между пластинами. Рассмотреть два случая: а) конденсатор отключен от источника напряжения; б) конденсатор остался присоединенным к источнику постоянного тока напряжения. (Ответ: а) уменьшилась в 2 раза, не изменилась, не изменился, уменьшилось в 2 раза; б) увеличилась в 2 раза, увеличилась в 2 раза, увеличился в 2 раза, увеличилось в 2 раза). В каждой группе эксперт заполняет карточку контроля группы таблица № 4. После обсуждения итогов работы учащихся эксперты выставляют отметки за урок. Учитель корректирует выставление отметок. Таблица № 4 Карточка контроля группы
Эксперт группы_________________ Домашнее задание. Подготовьте ответ на вопрос: в чем сходство и различие закона Кулона и Закона всемирного тяготения? Для выполнения задания сравните: а) форму записи законов (математическое выражение закона); б) зависимость сил от расстояния между телами (зарядами); в) условия применимости законов; г) точка приложения и направления сил; д) природу сил. Решите задачи: № 765, 774, 839, 867. (Сборник вопросов и задач по физике 10-11 класс. А.Н.Малинин, 2002 г.). ЛИТЕРАТУРА
Смотрите также:
Урок по теме: "Электростатика"
103.95kb.
Урок по теме: «Отношения и пропорция»
33.96kb.
Контрольная работа по теме: «Электростатика»
172.23kb.
Урок Зачёт. Цели: а систематизация знаний учащихся по теме, б выявление пробелов в теме «Природные ресурсы»
27kb.
Урок по теме: «Мода. Молодёжные стили» в 8 классе.
19.59kb.
Урок зачет по теме "Птицы" 7 класс
37.41kb.
Занятие по окружающему миру во 2 классе по теме «Леса умеренного климата»
40.51kb.
«Магнетизм»
106.67kb.
«Цилиндр» (урок-соревнование)
25.87kb.
Урок по теме «Синус, косинус и тангенс угла треугольника»
359.14kb.
"Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
175.37kb.
В. Г. Распутина «изба» 11 класс куприянова римма ивановна, исош №1,учитель высшей категории этот урок
39.81kb.
|