Главная |
страница 1
Урок по теме «Синус, косинус и тангенс угла треугольника» Цели урока:
Ход урок: 1. Организационный момент «Образование – это не количество прослушанных уроков, а количество понятых. Так что, если хотите идти вперед, то поспешайте медленно и будьте внимательны» 2. Мотивация урока. Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная. Окружность – душа геометрии. Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но возвысите свою душу». Мы вместе с вами попробуем провести небольшое исследование. Давайте делиться своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска. Пусть наши достижения и не покажутся кому-то крупными, но ведь это будут наши собственные достижения!
4. Изучение нового материала. В древности люди следили за светилами и по этим наблюдениям вели календарь, рассчитывали сроки сева, время разлива рек; корабли на море, караваны на суше ориентировались в пути по звездам. Все это привело к потребности научиться вычислять стороны в треугольнике, две вершины которого находятся на земле, а третья представляется точкой на звездном небе. Исходя из этой потребности и возникла наука – тригонометрия – наука, изучающая связи между сторонами в треугольнике. Как вы думаете, достаточно ли уже известных нам соотношений для решения таких задач? Цель сегодняшнего урока – исследовать новые связи и зависимости, вывести соотношения, применяя которые на следующих уроках геометрии, вы сможете такие задачи решать. Давайте почувствуем себя в роли научных работников и вслед за гениями древности Фалесом, Евклидом, Пифагором пройдем путь поиска истины. До сих пор значения синуса, косинуса и тангенса были определены только для острых углов. Теперь мы определим их для любого угла от 0° до 180°. Возьмем окружность на плоскости ху с центром в начале координат и радиусом R. Пользуясь данным определением, для любого угла α, 0° < α < 180°: sin 0° = 0, cos 0° = 1, tg 0° = 0; sin 180° = 0, cos 180° = -l, tg 180° = 0. Из курса геометри 8 класса вы знаете, что для любого острого угла α: Sin(90°- α)= cos α, cos (90°- α)= Sin α. Якщо кут α — тупий (0° < α < 90°), то ордината точки А (рис. 3) додатна (тобто sin α > 0), абсциса — від'ємна (тобто cosα < 0), і відношення ординати до абсциси — від'ємне (тобто tgα < 0). Отже, косинус, тангенс тупого кута від'ємні. Якщо α – тупий кут (рис. 4), то cos α = ОС = - OD = -cos (180°- α), sinα = AC = AD = sin (180° - α), тоді tg α = = - = -tg(180° - α). Отже, щоб знайти синус тупого кута, досить знайти синус суміжного кута; щоб знайти косинус, тангенс тупого кута, треба знайти число, протилежне косинусу, тангенсу суміжного кута. Наприклад, sin 120° = sin (180° - 120°) = sin 60° = , cos 150o = - cos (180° - 150°) = - cos 30° = - , tg 135° = -tg (180° - 135°) = - tg 45° = - 1. Решить № 2(1, 2), 4(1, 2, 3, 5), 6, 8, 19(1, 2) 6. Это интересно! Оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони. Протяните руку (любую) и разведите как можно сильнее пальцы (как на плакате). Приглашается один ученик. Мы измеряем углы между нашими пальцами. Берется треугольник, где есть угол в 30, 45 и 60 90 и прикладываем вершину угла к бугру Луны на ладони. Бугор Луны находится на пересечении продолжений мизинца и большого пальца. Одну сторону совмещаем с мизинцем, а другую сторону – с одним из остальных пальцев. Оказывается между мизинцем и большим пальцем угол 90, между мизинцем и безымянным – 30, между мизинцем и средним – 45, между мизинцем и указательным – 60. И это у всех людей без исключения. Если пальцы считать лучами, исходящими из бугра Луны на ладони, то можно считать, что направление мизинца соответствует началу отсчета углов, т.е. 0. Введем нумерацию пальцев: мизинец № 0 – соответствует 0, безымянный № 1 – соответствует 30, средний № 2 – соответствует 45, указательный № 3 – соответствует 60, большой № 4 – соответствует 90. Решить № 4(4, 6), 19(3).. 8.Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Выучить п. 1, решить № 5, 7, 9, 20. Вопросы с.8-9. Сообщение « Из истории тригонометрии». Что вы узнали нового? На уроке:
Мировая наука начиналась с геометрии. Человек не может по настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию. Геометрия возникла не только из практических, но и духовных потребностей человека. Геометрию люблю… Геометрию учу, потому что я люблю Геометрия нужна, без нее нам никуда. Синус, косинус, окружность – все здесь важно, Все здесь нужно, Только надо очень четко все учить и познавать, Делать вовремя заданья и контрольные решать. Урок по теме « Тождества: sin2α + cos2 α = 1; sin (180° – α) = sin α; cos (180° – α) = – cos α; sin (90° – α) = cos α; cos (90° – α) = sin α» Цели урока: Образовательная: создать условия для усвоения тригонометрических тождеств, использования их при решении задач. Развивающая: способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, развитие способности к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора Воспитательная: формирование потребности в знаниях, интереса к математике Ход урока.
Добрый день! Сели ровно, оглянулись. Друг другу улыбнулись И в работу окунулись. 2. Мотивация урока. Ребята, математическое творчество – это высший пилотаж. И сегодня я приглашаю вас к полетам в мыслях как наяву. – Мы проведем не обычный урок геометрии, а отправимся с вами в далекое путешествие. Вглубь веков приведет нас колесо истории. – Ребята, а вы можете сказать, зачем люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое, познакомится с новыми людьми, сделать маленькие или большие открытия) – С этой целью отправимся в путешествие и мы! По стране тригонометрических тождеств. 3.Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Фронтальный опрос по вопросам с.8-9 учебника.
а) 1 + sin2α + cos2α; б) 2cos2α + sin2α – 1.
а) sinα = , cosα = ; б) sinα = , cosα = .
а) sin 30°, cos 30°, tg 30°; б) sin 45°, cos 45°, tg 45°; в) sin 60°, cos 60°, tg 60°. 5.Обчисліть синус, косинус і тангенс кута: а) 120°; б) 135°; в) 150°. 6.Користуючись рис. 5, знайдіть: а) sin α; б) cos α; в) tg α.
Устно №13(7-12). Решить № 2(3, 4), 11(1, 2), 14(1, 2), 17(1). 6. Историческая пауза. В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты, именем которого назван первый индийский спутник Земли. Дугу он назвал ардхаджива (ардха – половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в веке оно было заменено латинским синус (sinus – изгиб, кривизна). Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е. “дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”; cosa = sin( 90° - a)). Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке арабским математиком Абу-ль-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов и котангенсов. Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты лишь в XIV веке немецким математиком, астрономом Регимонтаном (1467 г.). Он доказал теорему тангенсов. Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы; благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе. Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г. Tangens переводится как «касающийся» (линия тангенсов – касательная к единичной окружности). Термин «тригонометрия» означает дословно треугольникомерие или измерения в треугольнике. 7. Самостоятельная работа учащихся. Работа в группе. Решить № 13(1-6). 8.Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Повторить п. 1, решить № 12, 14(3, 4), 18(1). Вопросы с.8-9. 1. Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было трудно……. 4. Я выполнял задание…. 5. Я понял что……. 6. Теперь я могу……. 7. Я почувствовал что….. 8. Я приобрёл…. 9. Я научился……. 10. У меня получилось……… Урок по теме «Теорема косинусов» Цели урока:
Ход урок: 1. Организационный момент «Образование – это не количество прослушанных уроков, а количество понятых. Так что, если хотите идти вперед, то поспешайте медленно и будьте внимательны»
Девиз нашего урока «Наше оружие не пики, Наше оружие не шашки, Множество чёрных линий Скрестим на белой бумаге. Но ведь и в битве знаний Тоже нужна отвага, Боя не будет слышно, Лишь зашуршит бумага».
Кроссворд
Из первого признака равенства треугольников следует, что две стороны и угол между ними однозначно определяют треугольник. А значит, по указанным элементам можно. Например. Найти третью сторону треугольника. Как это сделать. Показывает теорема косинусов. Историческая справка: Впервые теорема косинусов была доказана учёным –математиком аль-Бируни (973-1048 г.г.). С помощью данной теоремы и теоремы синусов которая будет доказана на последующих уроках, можно будет полностью решить поставленную в теме “Решение треугольников” задачу, т.е. вопрос о том, как зная одни из основных элементов треугольника (их 6: 3 угла и 3 стороны), найти другие. Теорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними. Дано: Треугольник АВС. Доказать: 1. ; 2. ; 3. . (Первое равенство проговаривает и записывает учитель, а второе и третье кто-нибудь из учащихся.) Доказательство: Возможны три случая:
Докажем первое равенство, два других доказываются аналогично. Запишем теорему косинусов в общем виде: ; ; . (Первое равенство проговаривает и записывает учитель, а второе и третье кто-нибудь из учащихся.) Иногда теорему косинусов называют обобщённой теоремой Пифагора. Такое название объясняется тем, что в теореме косинусов содержится как частный случай, теорема Пифагора. В самом деле, если в треугольнике АВС угол А прямой, то соs А = соs 90° = 0 и по формуле получаем , то есть квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. 5. Физминутка.6. Первичное осмысление и применение изученного материала.Задачи по готовым чертежам. При решении задач учащиеся каждый раз проговаривают формулировку теоремы. Задача 1 Ответ: . Задача 2 Ответ: 4. Ещё раз повторить, как звучит теорема косинусов. Решить № 28(1), 35, 37, 49. 7. Самостоятельная работа. ТестI вариант. 1. Закончи предложение. Квадрат любой стороны треугольника равен … а) сумме квадратов двух других сторон, минус произведение этих сторон на косинус угла между ними; б) сумме квадратов двух других его сторон; в) сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними. 2. Заполни пропуски. В треугольнике KHT . а) KH; б) HT; в) TK. 3. В треугольнике CDO известны стороны CD и CO. Величину, какого угла необходимо знать, чтобы найти длину стороны DO? а) C; б) D; в) O. 4. Дан треугольник DEF. Выберите верное равенство: а) ; б) ; в) . 5. В треугольнике CKE найдите сторону CE, если CK = 6, KE = 8, ? K = 60°. а) 52; б) 4; в) . II вариант. 1. Выберите верное утверждение. а) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон. б) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними. в) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, минус произведение этих сторон на косинус угла между ними. 2. Заполни пропуски. В треугольнике ESR а) SE; б) SR; в) ER. 3. В треугольнике АВС известны: длина стороны ВС и величина угла С. Чтобы вычислить сторону АВ, нужно знать: а) АС; б) В; в) С. 4. Выберите верное равенство: а) ; б) ; в) . 5. В треугольнике KHN найдите сторону KN, если KH = , HN = 5, H = 45°. а) 53; б) 13; в) . Ответы:
8. Итоги урока. Д/з. Рефлексия.Домашнее задание: выучить п.2. доказательство теоремы косинусов. Решить6 на 7 баллов-№29, 36; на 11 баллов- № 29, 36, 50. Сообщение «Из истории открытия теоремы косинусов. Урок по теме «Теорема косинусов» Цели урока:
Ход урок: 1. Организационный момент 2. Мотивация урока. Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение темы «Теорема косинусов», доказали теорему косинусов и рассмотрели данную теорему в отношении остроугольного, тупоугольного и прямоугольного треугольников. На этом уроке мы продолжим работу над темой «Теорема косинусов», продолжим учиться применять эту теорему при нахождении неизвестной стороны треугольника, но сначала проверим, как мы усвоили изученный материал. -Сформулируйте теорему косинусов (Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними) -Обобщением какой теоремы она является? (теоремы Пифагора) - Как вычислить косинус тупого угла? Вариант 1 (на 7 баллов) Определите сторону треугольника, если две другие составляют угол 45° и равны 5 см и 10 см. Вариант 2 (на 11 баллов) Определите сторону треугольника, если две другие составляют угол 45° и равны 5 см и 10 см. Найдите косинус меньшего угла треугольника со сторонами 6 см, 8 см и 10 см. Решить № 30. СЛЕДСТВИЕ. Пусть а, в и с – стороны треугольника АВС, причем а- его наибольшая сторона. Если >+, то треугольник тупоугольный. Если <+, то треугольник остроугольный. Если =+, то треугольник прямоугольный. СЛЕДСТВИЕ. В параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов его сторон. Решить № 32(3), 34, 56, 58. 5. Историческая справка. Тригонометрия- «измерение треугольников» - развивалась, прежде всего в связи с потребностями астрономии, географии, навигации. Поэтому её зачатки были в Древнем Вавилоне, где астрономия получила значительное развитие. Синус и косинус появляются в астрономических сочинениях индийских ученных 9-10вв. Тангенс появился в связи с задачей определения высоты Солнца по длине тени, решение которой необходимо для изготовления солнечных часов. Выделение тригонометрии в специальный раздел математики связано с именем выдающегося персидского ученого Н а с и р э д д и н а Т у с и (1201-1274). В Европе первое изложение тригонометрии было дано в 15в. немецким ученым Р е г и о м о н т а н о м ( 1436-1476). Современный вид тригонометрия получила в трудах крупнейшего математика 18в. Леонарда Э й л е р а (1707-1783). Теорему косинусов знали еще древние греки, ее доказательство содержится во 2 книге «Начал» Евклида как обобщенная теорема Пифагора. 6. Самостоятельная работа учащихся. Работа в группе. Решить № 59. 7.Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Д/з. Повторить п.1. 2. Решить на 8 баллов- № 31, 33; на 11 баллов- № 31, 33, 57. Перед вами правильный, прямоугольный и остроугольный треугольники. Если у вас на уроке все получалось правильно, то поднимите фигуру правильного треугольника, если остались от урока положительные эмоции, урок был интересным - покажите прямоугольный треугольник, если в течение урока возникали проблемы - поднимите остроугольный треугольник. Запишите ключевые слова урока (новые термины) -Как определить вид треугольника по заданным сторонам? -Как связаны между собой диагонали и стороны параллелограмма? Что было легко? Что было трудно? Оцените свою активность на уроке по шкале от 0-5. Что понравилось? Что не понравилось? Какую отметку вы бы себе поставили за работу? Урок по теме “Теорема синусов» Цели урока: а) образовательная
б) развивающая:
в) воспитательная:
Ход урок: 1. Организационный момент Кто сказал, что математика скучна, Что она сложна, суха, тосклива?.. В этом вы не правы господа, Знайте: математика – красива! Чем красоту словами объяснять. Не любить её нельзя, я точно знаю: Можно только знать или не знать. (О. Панишева) Ребята, математическое творчество – это высший пилотаж. И сегодня я приглашаю вас к полетам в мыслях как наяву. – Мы проведем не обычный урок геометрии, а отправимся с вами в далекое путешествие. Вглубь веков приведет нас колесо истории. – Ребята, а вы можете сказать, зачем люди путешествуют? (Чтобы узнать что-то новое, познакомится с новыми людьми, сделать маленькие или большие открытия) – С этой целью отправимся в путешествие и мы! 3. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. Проверка д/з. Устная работа с таблицей значений тригонометрических функций (Брадиса), учебник с.268. 1).Как найти а,b,c по теореме косинусов через формулу, если все необходимые данные есть? 2). Если с2 a2 + b2, то ∠С -… → cos C … 0 Если с2 a2 + b2, то ∠С -… → cos C … 0 Если с2 a2 + b2, то ∠С -… → cos C … 0 3). Как связаны между собой диагонали и стороны параллелограмма? Решение задач по готовым рисункам на использование теоремы косинусов, опредение вида треугольника по его сторонам. Решить № 37, 59. Из теоремы о вписанном угле( величина вписанного угла равна половине угловой величины дуги, на которую он опирается) следует, что величина угла АМВ, где точки А, М, В лежат на одной окружности (рис а)), полностью определяется дугой АВ и не зависит от положения точки M вне дуги AB: на рис б). Углы AM1B, AM2B, AM3B и т. д. равны. Теперь, когда в нашем распоряжении есть теорема о вписанном угле, мы можем наконец уточнить теорему синусов. Именно, рассмотрим треугольник ABC с углами ÐA=a, ÐB=b, ÐC=g и сторонами АВ=с, ВС=а, СА=b, и опишем около него окружность. Радиус окружности обозначим через R. В этой окружности длина хорды BC равна, как мы видели, 2Rsin (имеется в виду та из дуг BC, что не содержит точки A). С другой стороны, по теореме о вписанном угле BC/2=a, хорда же BC- не что иное, как сторона a треугольника ABC. Подставляя эти равенства в выражение для BC, получаем, что a=2Rsina, или a/sina=2R. Проделывая то же для двух других сторон, получаем: если в треугольнике против сторон a, b, c лежат углы a, b, g соответственно, то . где R - радиус окружности, описанной около треугольника. Таким образом, мы получили дополнительное правило отыскания радиуса описанной около треугольника окружности.
а) Решение: Ответ: б) Решение: Решить № 82, 84, 89. 7. Самостоятельная работа учащихся. Решить № 78, 79. 8.Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Выучить п.3, решить: на 8 баллов- № 38, 80, 81; на 12 баллов- № 38, 80, 81; 83, 90. Что вы узнали нового? На уроке:
Тема: «Применение теорем синусов и косинусов при решении треугольников» Цель: 1) Образовательная: определить содержание программных знаний и умений учащихся по данным темам. 2) Развивающая: использование теорем к практическим задачам через межпредметную связь между науками - тригонометрией и геометрией, активизация познавательной деятельности, привитие навыков исследовательской деятельности. 3) Воспитательная: формирование познавательного интереса, наблюдательности, воспитание у учащихся чувства взаимопомощи при работе в группах. Ход урок: 1. Организационный момент Добрый день! Сели ровно, оглянулись. Друг другу улыбнулись И в работу окунулись. В стране "Геометрия" очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различать различные особенности геометрических фигур. Даю "установку". Развивать и тренировать геометрическое зрение, применяя все теоретические знания на практике. Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает, Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. А в этом вам помогут теоремы косинусов и синусов, их вы и будете применять на практических заданиях. 3. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. Проверка д/з. Математический диктант. 1) Распутать геометрический клубок слов, которые используются при определении теорем: [треугольник, стороны, углы,соответственно,пропорционгальны,квадрат,сумма,произведение, косинус, синус, теорема, удвоенное (без удвоенное), равны, противолежащие] а) записать формулировку теоремы косинусов б) записать формулировку теоремы синусов 2) Дано: а,b, с, ∠А, ∠В, ∠С. Используя математические символы, заполните пустые пропуски. Восстановите формулы. а) по теореме косинусов: сosC =, cosB =, cosA =, а2 = b2+…- 2…c cos..., b2 =…+ c2 – 2a… cos…, с2 = a2+… - …ab cos… б) по теореме синусов: Тест.(выбрать правильный ответ) 1. Теорема косинусов. А) с2 = a2+ b2 + 2ab cosC В) с2 = a2+ b2 - 2ab cosC С) с2 = a2+ b2 - b cosB Д) с2 = a2+ b2 - 2ab cosA 2. Стороны треугольника пропорциональны … А) тангенсам противолежащих углов В) косинусам противолежащих углов С) синусам противолежащих углов Д) котангенсам противолежащих углов 3. Теорема синусов. А) В) С) Д) 4.Против большего угла лежит… А) меньшая сторона В) большая сторона С) меньший угол Д) центр противоположной стороны Решение: Рассмотреть примеры решения треугольников по стороне и двум углам, по двум сторонам и углу между ними, по трем сторонам. Учебник с.30. Решить № 116(1), 118(1), 120(1). Зачем нужны эти задачи? В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических доказательств, большое значение имела прикладная геометрия. Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений. Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времён. В 16 – 17 веках всё более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, практических нужд. Появление первых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра, телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и особенно к практической геометрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач. 6. Самостоятельная работа учащихся. Вариант 1: №117(1). Вариант 2: № 117(2). Повторить п.1-4, решить № 116(2). 118(2), 120(2). 1. Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было трудно……. 4. Я выполнял задание…. 5. Я понял что……. 6. Теперь я могу……. 7. Я почувствовал что….. 8. Я приобрёл…. 9. Я научился……. 10. У меня получилось……… Тема: «Применение теорем синусов и косинусов при решении практических задач» Цель: 1) Образовательная: определить содержание программных знаний и умений учащихся по данной теме. 2) Развивающая: использование теорем к практическим задачам через межпредметную связь между науками - тригонометрией и геометрией, активизация познавательной деятельности, привитие навыков исследовательской деятельности. 3) Воспитательная: формирование познавательного интереса, наблюдательности, воспитание у учащихся чувства взаимопомощи при работе в группах. Ход урок: 1. Организационный момент Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная». Мы вместе с вами попробуем провести небольшое исследование. Давайте делиться своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска. Пусть наши достижения и не покажутся кому-то крупными, но ведь это будут наши собственные достижения! Решение треугольников основано на использовании теорем синусов, косинусов, суммы углов треугольника, следствия из теоремы синусов (в треугольнике против большей стороны лежит больший угол, против большего угла лежит большая сторона). Начиная с древних времен, людей интересовало решение треугольников, т.е. вычисление одних элементов треугольника по другим его элементам. Треугольник является одной из основных геометрических фигур. Многие из известных фигур (параллелограмм, трапеция) и вообще произвольные многоугольники можно разбить на треугольники. Во всяком треугольнике есть 6 основных элементов: три стороны и три угла. Возникает вопрос: Сколько же нужно знать, и какие именно элементы в произвольном треугольнике, чтобы найти остальные (три элемента)?
Таким образом, для решения треугольника, т.е. для нахождения трех его элементов, когда известны три другие его элементы, среди которых, по крайней мере, одна сторона, необходимо иметь три независимых соотношения между его элементами. 3. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. Проверка д/з.
1.Запишите, пользуясь теоремой косинусов, квадрат стороны с треугольника АВС, если: 1) =600; 2) =300; 3) =450. (с2=а2+в2-ав; с2=а2+в2-ав; с2=а2+в2-ав) 2.Пользуясь формулой а2=в2+с2-2вс, исследуйте, как изменяется сторона а при возрастании угла от 00 до 1800 (при постоянных значениях в и с)? Ответ: при возрастании угла от 00 до 900 значение а возрастает, т.к. при этом убывает, оставаясь положительным. При дальнейшем возрастании угла от 900 до 1800 значения убывают от 0 до -1. Следовательно значения а при этом продолжают возрастать. 3.Чему равен ? () 9. Почему теорема косинусов является обобщённой теоремой Пифагора? (когда треугольник АВС прямоугольный с прямым углом при вершине С; ). 10. Как, используя теорему косинусов определить вид треугольника? (достаточно определить знак косинуса, соответствующего наибольшему углу, если сторона а наибольшая, то достаточно определить знак величины в2+с2-а2) 4. Решение задач с практическим содержанием. Задача 1. Чтобы найти расстояние от доступной точки А, находящейся на берегу, до корабля К, взяли вторую доступную точку С. Измерением нашли, что АС ≈19м, ∠А ≈ 800, ∠С ≈ 680. Чему равно АК? К А 800 680 С 19 АС≈ 13,6км, СВ ≈8,8км, ∠АСВ ≈ 1250. Затем пункты А и В соединили прямолинейной дорогой. На сколько сократится путь из А в В? С 13,5 1250 8,8 А В Ответ: АВ ≈ 20,5км; путь стал короче на 2,5км.
Измерительные инструменты, используемые при измерении на местности: Рулетка – лента, с нанесёнными на ней делениями, предназначена для измерения расстояния на местности. Экер – прибор для построения прямых углов на местности. Астролябия – прибор для измерения углов на местности. Вехи (вешки) – колья, которые вбивают в землю. Землемерный циркуль ( полевой циркуль – сажень) – инструмент в виде буквы А высотой 1,37 м и шириной 2 м. для измерения расстояния на местности, для учащихся удобнее расстояние между ножками взять 1 метр. Экер представляет собой два бруска, расположенных под прямым углом и укреплённых на треножнике. На концах брусков вбиты гвозди так, что прямые, проходящие через них, взаимно перпендикулярны. Астролябия – прибор для измерения углов на местности. Устройство: астролябия состоит из двух частей: диска (лимб), разделённого на градусы, и вращающейся вокруг центра линейки (алидады). При измерении угла на местности она наводится на предметы, лежащие на его сторонах. Наведение алидады называется визированием. Для визирования служат диоптры. Это металлические пластинки с прорезами. Диоптров два: один с прорезом в виде узкой щели, другой с широким прорезом, посередине которого натянут волосок. При визировании к узкому прорезу прикладывается глаз наблюдателя, поэтому диоптр с таким прорезом называется глазным. Диоптр с волоском направляется к предмету, лежащему на стороне измеряемого; он называется предметным. В середине алидады прикреплён к ней компас. Теодолит середины 20-го века Теодолит Теодолит - современный строительно-геодезический прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов и направлений Теодолит часто используется так же в топографических, маркшейдерских и опорных съёмках на местности. Теодолит в работе часто оснащают различными дополнительными устройствами (ориентир-буссоль, визирные марки, оптическая дальномерная насадка и др.). Теодолит состоит из поворачивающегося вокруг вертикальной оси лимба с алидадой, на подставке которого располагается горизонтальная ось теодолита.
Решение в парах: № 118(1), 121(1). 8. Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Оценивание ответов учащихся, оглашение оценок за урок.
Повторить п. 1-4. Решить № Как вы считаете, актуальны ли в наше время слова Андрея Николаевича Колмогорова: «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему»? (ответы) Сегодня мы с вами убедились, что умение решать треугольники, необходимо каждому человеку в повседневной жизни. Помните, что, решая маленькие задачи вы готовитесь к решению больших и трудных. – Спасибо за урок. Урок по теме "Формулы площади треугольника" Цели урока:
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Мотивация урока. Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. Зная формулы для вычисления площади треугольника, можно посчитать площадь любого многоугольника, предварительно разбив его на треугольники. Эта тема является одной из важнейших тем геометрии. 3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
6. По какой формуле можно вычислить площадь прямоугольного , произвольного треугольника? 4. Изучение нового материала. 1 формула: Площадь треугольника равна половине произведения стороны на проведенную к ней высоту. 2 формула: Площадь треугольника равна половине произведения двух сторон на синус угла между ними: S = 1/2 bc sin A. 3 формула Г е р о н а, позволяющая вычислять площадь треугольника по его сторонам. Формула площади треугольника по трём сторонам была открыта Архимедом в III в до н.э. Однако соответствующая работа до наших дней не дошла. Эта формула содержится в «Метрике» Герона Александрийского (Iв н. э.) и названа в его честь. Герон интересовался треугольниками с целочисленными сторонами, площади которых также являются целыми. Такие треугольники носят название героновых треугольников. Простейшим Героновым треугольником является египетский треугольник. 4 и 5 формулы: Площади треугольника через радиус вписанной окружности и описанной окружности. 5.Закрепление нового материала. Решить № 1391). 134, 138(1), 144(1). 5. Физкультминутка (выполнение упражнений для рук). Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнили, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сели, тоже покажем – Руки мы сложим – вот так. Решить № 132(2), 144(2). 7. Итог урока. Рефлексия. Д/з.
Выучить п.15, решить № 133, 139(1), 145. Ребята, продолжите предложения, написанные на доске.
Творческое задание: сообщение «Из жизни Герона Александрийского». Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Решение треугольников» Цель: Образовательная: повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов, формул площади треугольников и умение использовать их при решении задач, применять соотношения между сторонами и углами треугольника в решении задач стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. Развивающая: развивать умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить, обобщать; развивать внимание, память, активность и самостоятельность. Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебному труду. Ход урок: 1. Организационный момент Добрый день! Сели ровно, оглянулись. Друг другу улыбнулись И в работу окунулись. Часто знает и дошкольник, Что такое треугольник. А уж вам-то как не знать. Но совсем другое дело – Очень быстро и умею Треугольники «решать». Треугольник – простейшая фигура: три стороны, три вершины, три угла. Математики называют его двумерным “симплексом” - по латыни означает простейший. Именно в силу своей простоты треугольник явился основой многих измерений. Через площадь треугольника выражается площадь любого многоугольника, достаточно разбить этот многоугольник на треугольники, вычислить их площади и сложить результаты. Еще 4000 лет назад в одном египетском папирусе говорилось о площади треугольника. И сегодня наша задача - подвести итоги изучения темы «Решение треугольников» «Некий ученик написал сочинение по теме «Треугольники». Вот некоторые фрагменты его сочинения.
Все ли верно в сочинении ученика?» 4. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Решение треугольников» Тест: (работа в группах по 4 человека) 1. Выбери верное утверждение. а) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон. б) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними. в) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, минус произведение этих сторон на косинус угла между ними. 2. Дан треугольник MNK. Выбрать верное равенство. N а) MN= MK+ NK; б) NK= MN+ MK− MN · MK · cos ∠ M; в) MK= MN+ NK− 2 · MN · NK · cos ∠ N; г) MN = MK + NK − 2 · MK · NK · cos ∠ N. M K 3. Соединить линией части фраз, соответствующие друг другу. в нахождении неизвестных высот, медиан и биссектрис по известным углам и сторонам треугольника. Решение в нахождении неизвестного периметра по треугольников известным углам и сторонам треугольника. состоит в нахождении неизвестных сторон и углов треугольника по известным его углам и сторонам. 4. Соединить линиями части фраз, соответствующие друг другу ( в треугольнике KMN угол ∠ N – наибольший ). Если cos ∠N > 0, то треугольник KMN – прямоугольный. Если cos ∠N= 0, то треугольник KMN – тупоугольный. Если cos ∠N< 0, то треугольник KMN – остроугольный. 5. В треугольнике MNK известны длины сторон оооороропр MN и NK . Величину какого угла необходимо знать, чтобы найти длину стороны MK? а) ∠ M, б)∠N, в) ∠ K. 6. Соединить линией части утверждения, соответствующие друг другу. пропорциональны синусам противолежащих углов. Стороны обратно пропорциональны синусам противо- треугольника лежащих углов. пропорциональны синусам прилежащих углов. 7. Заполнить пропуски в равенствах. Дан треугольник DEK. K а) = ; б) = ; в) DK · sink = … · sin E. E D 8. Закончить фразу. В треугольнике напротив большего угла лежит … 9. В треугольнике АВС сторона АВ – наименьшая. Какой угол в этом треугольнике наименьший? а) ∠А; б) ∠В; в)∠С. Решить №137, 142, 144(2). Одолела вас дремота, (Зеваем.) Шевельнуться неохота? Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, (Руки вверх, потянулись.) Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. (Руки в стороны.) Раз, два, три, четыре. Наклониться — три, четыре (Наклоны туловища.) И на месте поскакать. (Прыжки на месте.) На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. 6. Самостоятельная работа учащихся. (индивидуальная работа) 1. Определить вид треугольника со сторонами 5, 6 и 7 см. а) остроугольный; б) равнобедренный; в) тупоугольный; г) прямоугольный. (1 балл). 2. В параллелограмме острый угол = 60 , а стороны 6 см и 8 см. Найти меньшую диагональ. а) 2см; б) 2см; в) 2см; г) 7 см. (3 балла). 3. Найти углы треугольника, если a=12, b=8, c=10. (3 баллов). 6. В треугольнике АВС угол ∠В= 105, В 8 С угол ∠А= 45, ВС= 8 см. Найти АВ. 105 а) 4см; б) 4см; 45 в) 8см; г) 4см. А (2 балла) 9. Найти сторону треугольника, если противолежащий ей угол равен 60, а радиус описанной окружности равен 9 см. а) 9 см; б) 9 см; в) 12 см; г) 18 см. (3 балла). 7. Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Повторить п.1-5, решить с.49 тестовые задания– на 8 баллов, с.49 тестовые задания, №151, 147– 12 баллов. Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
интересен / скучен
интересно / не интересно - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Какие знания по теме «Треугольники» вы сегодня применяли при решении задач? Простая это фигура треугольник: три вершины, три стороны, три угла. А задумаешься…, нет, вовсе не простая, ведь сколько мы узнали о ней. Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного, а если соединить друг с другом несколько треугольников?! Чувствуете красоту полета мыслей, объем для работы мозга? Желаю вам успехов в учении, дорогие мои ученики! 1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Решение треугольников». 2. Развивать внимание, логическое мышление, письменную математическую речь; 3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие. Ход урока 1.Организационный момент. 2.Мотивация урока. 3. Контрольная работа 4. Итоги урока. Д/з. Повторить п. 1-5, подготовить опорный конспект по изученной теме. Смотрите также:
Урок по теме «Синус, косинус и тангенс угла треугольника»
359.14kb.
Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним
26.67kb.
Урок по теме: «Отношения и пропорция»
33.96kb.
Урок Зачёт. Цели: а систематизация знаний учащихся по теме, б выявление пробелов в теме «Природные ресурсы»
27kb.
Урок по теме: «Мода. Молодёжные стили» в 8 классе.
19.59kb.
Урок зачет по теме "Птицы" 7 класс
37.41kb.
Занятие по окружающему миру во 2 классе по теме «Леса умеренного климата»
40.51kb.
«Магнетизм»
106.67kb.
«Цилиндр» (урок-соревнование)
25.87kb.
Урок по теме: "Электростатика"
103.95kb.
"Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
175.37kb.
В. Г. Распутина «изба» 11 класс куприянова римма ивановна, исош №1,учитель высшей категории этот урок
39.81kb.
|