Главная страница 1

Мастер-класс

«Весёлая свирелька»

Автор Галкина Татьяна Алексеевна

Музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад №18 «Росинка»

компенсирующего вида

г. Щёлково Московской области

2011 г.

ФОТО ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество. Их ассортимент пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо умение разобраться в этом множестве и выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.
Основным критерием при выборе инструмента для детского музицирования должен быть чистый строй. Если инструмент не отвечает этому требованию, то, как бы изящно и красиво он не выглядел, каким бы лёгким и удобным не был, пользоваться им для обучения ребёнка игре на нём, нельзя.
ФОТО САКСОФОН, КЛАРНЕТ
Так существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид таких традиционных инструментов, как пианино, рояль, гармоника, балалайка, кларнет, саксофон и т.д.

Всё это маленькие звучащие подобия музыкальных инструментов. Но использовать их можно только для различных игр, как наглядное пособие, как атрибут при постановке танца, и не в коем случае для детского музицирования, не для обучения на них детей. Настройка и подстройка их невозможна, звучат они фальшиво; кроме того, для игры на духовых инструментах этого типа требуется такое дыхание, на которое способен только взрослый музыкант.


Существуют самые разнообразные детские инструменты, выпускаемые фабриками или изготавливаемые мастерами-умельцами. Это могут быть детские варианты национальных инструментов. Их можно и нужно использовать в работе. Они вносят в звучание своеобразный колорит и являются лучшей формой пропаганды народного творчества.
Приобретение инструментов могут взять на себя родители. Например, покупка свирелей, папок для инструмента, салфеток.
Музыкальному руководителю не обойтись без умения приспосабливать нотный материал к конкретным возможностям инструмента, нужно уметь, если потребуется, упростить фактуру, перетранспонировать пьесу в другую тональность.
Использование музыкальных инструментов вызывает огромный интерес у детей, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.
Естественно, что применение инструментов требует соответственной подготовки. Не умея играть на свирельке, нельзя обучать игре на ней. В учебных заведениях, готовящих кадры музыкальных руководителей нет курса, знакомящего с существующими детскими музыкальными инструментами и практикой их применения.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах можно всех детей без исключения. В нашем детском саду активно применяется обучение игре на «свирельке» равно как и дыхательная гимнастика. Все знают, что детский организм особенно чувствителен к недостатку кислорода, отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития.
ФОТО 1 РЕБЁНКА С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Различают три типа дыхания:



  1. Верхнерёберный

  2. Грудной

  3. Грудобрюшинный (диафрагмально-рёберный)

У детей по мере физического развития постепенно формируется оптимальный тип дыхания грудобрюшинный.

Детям с нарушением речи, а так же соматически ослабленным детям, для развития дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений. (Стрельникова, Нищева)

Дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объём лёгких, в чём помогают упражнения игры на «свирельке».

В каждом инструменте свои сложности – извлечение звука.

Приступая к обучению игре на инструменте, необходимо рассказать о нём, что это не просто красивая вещь, музыкальный инструмент, у него есть свой голос. Желательно, дать детям прослушать музыкальные пьесы в исполнении других детей или взрослых.
ФОТО ДЕТЕЙ СО СВИРЕЛЬКОЙ

В нашем саду игрой на «свирельке» владеют и логопеды, и психологи, и, в детском варианте исполнения воспитатели.


ФОТО ЛОГОПЕДОВ СО СВИРЕЛЬКАМИ
Конечно, каждому из вас

Известно много сказок,

Где персонажи-дед-пастух

И внук его подпасок

А дудочка волшебницей

Стать в их руках могла

Героем главным в сказках тех

Поэтому была.


С давних пор пастухи очаровывали сердца мелодичными напевами своих рожков и свирелей, подобно Лелю из сказки-пьесы Александра Островского «Снегурочка». И умели они они не только играть, но и делать свои инструменты.

Вспомните:

Я пойду, пойду, погуляю,

Белую берёзку заломаю:

Срежу я с берёзы три пруточка-

Сделаю из них я три гудочка…


Теперь не надо заламывать берёзки. «Гудочки» - «Свирельки» изготовила Завидовская фабрика игрушек. Изобрела Звукарик – вид свирельки московский педагог-музыкант Эдельвена Смелова. Чтобы играть на этом чудо инструменте, не обязательно сразу осваивать нотную грамоту, достаточно научиться считать хотя бы до семи.
ФОТОПОСОБИЯ
Пособие, которым мы пользуемся, «Играем на свирели», ставит своей целью научить ребёнка музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развивать координацию его слуха и голоса. Пособие подготовлено к программе «Преемственность»
ФОТО СВИРЕЛИ
Прежде чем приступить к знакомству с этим музыкальным инструментом, я предлагаю послушать в исполнении наших педагогов разнохарактерные музыкальные произведения, которые будут исполнять на «свирельках», аккомпанемент – синтезатор.
ФОТО ЛОГОПЕДЫ СО СВИРЕЛЬКАМИ, Я С СИНТЕЗАТОРОМ
ФОТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗУЧИВАНИЯ
№1 стр.4 и ноты стр.5-6

Стр. 8 и ноты стр. 10, 13

Стр 15 и ноты стр. 17, 19, 22, 26, 28,31,35, 36

№2 стр. 4, стр. 5, 7, 8, 14

Стр. 15, стр. 18, 19, 20

Стр. 24, стр26,33.

МАДОУ детский сад №18 «Росинка» Щёлковского муниципального района Московской области


Мастер – класс для музыкальных руководителей ДОУ Щелковского муниципального района


По теме: «Весёлая свирелька»

Подготовила

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Галкина Татьяна Алексеевна

2011 год.



Цель: дать представление музыкальным руководителям о технике игры на свирели, ознакомить со способами обучения детей этой технике, провести практическое мероприятие по данной теме.

План


II Теоретическая часть.


  1. Критерии выбора инструментов для детского музицирования

  2. Функции и типы дыхания

  3. Значение дыхания в игре на свирели

  4. Цели и задачи занимательной деятельности с детьми в данной технике

  5. Необходимые материалы

  6. Темы мероприятий

  7. Результаты работы.


II. Практическая часть.


  1. Ознакомление с алгоритмом действия

  2. Последовательное разучивание композиций

  3. Подведение итогов



Смотрите также:
Г. Щёлково Московской области 2011 г
57.29kb.
Информация Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о работе с обращениями граждан, поступившими в 2011 году
123.36kb.
В ред приказов Управления Федерального казначейства по Московской области от 27. 03. 2009 №01-04/102, от 19. 05
59.65kb.
В чьей компетенции находятся вопросы организация транспортного обслуживания на маршрутах регулярных перевозок в Московской области?
143.56kb.
Динамика цен на продукты питания, входящие в состав потребительской корзины жителя Московской области, за IV квартал 2007 года
112.75kb.
Художественное образование как ресурс развития сферы культуры Московской области
90.55kb.
Наименование муниципального образования «Шаховской муниципальный район Московской области»
42.65kb.
Руководство и руководители структурных подразделений Министерства экономики Московской области
125.84kb.
1 Ип воронин А. А
40.97kb.
Анализ работы педагогического коллектива за 2011-2012 учебный год в 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив мбоу «сош №2 г. Строитель Белгородской области»
3754.36kb.
Педагогический состав богословских курсов на 2011-2012 учебный год
22.52kb.
За заведомо ложное показание
1141.7kb.