Главная страница 1

Художественное образование

как ресурс развития сферы культуры Московской области

2012 год


Лифлет – представляет систему художественного образования в сфере культуры и искусства Московской области, как ресурс возрождения, сохранения и развития уникальных и богатейших традиций российской культуры.
Во всём мире признаны успехи российской системы художественного образования, достигнутые благодаря обеспечению неразрывности трех ступеней образования: школа-училище-вуз. В эту копилку вносит свою лепту и многотысячная армия юных музыкантов, художников, артистов, танцоров Подмосковья, которая является той средой, где рождаются, развиваются и творят будущие таланты – гордость нации.

По числу образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, Московская область занимает лидирующее место среди субъектов Российской Федерации. И основным направлением деятельности Министерства культуры Московской области здесь является создание условий для развития и успешного функционирования всей сети художественного образования.

Сегодня в ведении Министерства культуры Московской области находятся вопросы:

- подготовка кадров для учреждений и организаций сферы культуры и искусства Московской области;

- повышение квалификации педагогических работников и руководителей учреждений культуры и искусства;

- аттестация педагогических и руководящих кадров системы художественного образования Московской области;

- выявление и поддержка одаренных детей и молодёжи, а также обеспечение условий для их дальнейшего художественного образования и развития творческого потенциала.

Министерство культуры Московской области, в соответствии с установленными полномочиями, обеспечивает осуществление получения полноценного и качественного среднего профессионального и дополнительного образования в сфере культуры и искусства на территории Московской области.

Учебные заведения художественного образования Московской области, имея высокий профессиональный рейтинг, стремятся поддерживать и сохранять лучшие традиции педагогической художественной школы России, внедряя современные инновационные образовательные технологии и педагогические методы работы.

Государственные средние специальные учебные заведения в сфере культуры и искусства. Созданы по профессиональному профилю с целью подготовки кадров для учреждений культуры Московской области, имеют образовательные направления (музыка, декоративно-прикладное искусство и культурно-просветительская деятельность). Сегодня в ведении Министерства культуры Московской области находятся 4 колледжа – 3 музыкальных колледжа (гг. Коломна, Электросталь, Пушкино), 1 колледж искусств (г. Химки); 2 училища декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (п. Дорохово, Рузский район, г. Талдом).
Ансамбль аккордеонистов Московского областного колледжа искусств на торжествах международных дней Славянской письменности и культуры


В этих образовательных учреждениях обучаются около 1500 студентов, работают свыше 400 высококвалифицированных педагогических работников. Учебные заведения культуры и искусства среднего профессионального образования ведут подготовку студентов по специальностям: инструментальное исполнительство, хоровое дирижирование, теория музыки, пение, социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, актерское мастерство, менеджмент, музыкальное искусство эстрады, библиотечное дело, дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Ежегодный прием студентов в подведомственные учебные заведения составляет в среднем свыше 350 человек на бюджетной основе и около 130 человек на внебюджетной основе, а выпуск – свыше 300 человек. По результатам государственной итоговой аттестации дипломы с отличием получают, в среднем, около 75 выпускников. Более 30% выпускников от общего числа выпускников очного отделения возвращаются в учреждения культуры для осуществления педагогической деятельности. Свыше 55% от общего числа выпускников очного отделения продолжают обучение в творческих высших профессиональных учебных заведениях.

Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (интерьеры Рузского училища декоративно-прикладного искусства и народных промыслов)






Муниципальные учреждения дополнительного образования детей сферы культуры и искусства. Развитие художественного образования в регионе осуществляется на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса: школа-колледж-вуз. Учреждения дополнительного образования детей сферы культуры и искусства создают благоприятные условия для профессионального становления, а также выполняют функции художественно-эстетического просвещения.

Деятельность системы художественного образования в Московской области строится на тесном сотрудничестве и взаимодействии между муниципальными учебными заведениями и областными учреждениями среднего профессионального образования в сфере культуры, что положительно сказывается на приеме детей и юношества в государственные учебные заведения среднего профессионального образования.

В системе Министерства культуры Московской области 247 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе 61 в сельской местности:


  • Детские музыкальные школы – 92, в том числе в сельской местности - 23

  • Детские художественные школы – 23, в том числе в сельской местности - 2

  • Хореографические школы – 4

  • Детские школы искусств – 128, в том числе в сельской местности - 36

В муниципальных учреждениях дополнительного образования детей работают свыше 6700 преподавателей, из них около 3700 со специальным высшим образованием и обучаются более 70 тысяч детей. Ежегодно количество учащихся школ возрастает в среднем на 1500 человек и в настоящее время, охват детей Московской области услугами дополнительного образования в сфере культуры и искусства превышает федеральный норматив (12%) и составляет 14%.

Преподавательский состав

образовательных учреждений дополнительного образования детей системы Министерства культуры Московской области

за период 2006-2010 г.г.



Общее количество преподавателей, чел.

в том числе в сельской местности



6742

1034


Из них с высшим специальным образованием,

в том числе в сельской местности



3782

(56%)



558

(54%)


Из них со средним специальным образованием,

в том числе в сельской местности



2960

(44%)


476

(46%)



Финансирование муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области осуществляется за счет средств муниципального бюджета, а также ассигнований бюджета других уровней (федерального, областного).
По сравнению с 2008 годом в 2011 году бюджетное финансирование муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусств, в том числе и на укрепление материально-технической базы, увеличилось на 35% и составило свыше 2,5 млрд. рублей.

Средняя заработная плата работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области в 2011 г. составила: в учреждениях городской местности 16500 руб.; в учреждениях сельской местности около 18000 руб.

При поддержке Губернатора Московской области, Министерство культуры Московской области с 2006 года реализует проект целевой подготовки специалистов для учреждений культуры Подмосковья. За счет областного бюджета Московской области в Московском государственном университете культуры и искусств обучаются 170 студентов из муниципальных образований Подмосковья по различным направлениям и специальностям (ежегодный приём составляет 35 человек).

Выявлению и поддержке одаренных детей и юношества способствует созданная в Московской области единая система организации фестивалей, конкурсов, выставок и презентаций.

В 2010-2011 учебном году в 30 творческих проектах Министерства культуры Московской области приняли участие свыше 2800 детей и юношества учебных заведений культуры и искусства Московской области из 67-ми муниципальных образований и 4-х государственных областных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Одной из форм финансовой поддержки одаренных детей и молодежи является назначение им федеральных и областных премий и стипендий.

В 2010-2011 учебном году федеральной премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» удостоены 15 человек из образовательных учреждений сферы культуры и искусства Московской области.

Премия Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» присуждена 4-м учащимся образовательных учреждений Московской области.

Стипендии Губернатора Московской области детям и подросткам, проявившим выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта за 2010 год удостоены 59 учащихся образовательных учреждений культуры и искусства Московской области из 32-х муниципальных образований Московской области и 2-х областных образовательных учреждений.

Стипендиями Губернатора Московской области для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2011 году удостоены 100 человек из 33-х муниципальных образований и 4-х областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (50 стипендий – 4 тысячи рублей ежемесячно и 50 стипендий – 6 тысяч рублей ежемесячно).

.По результатам учебной и творческой деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства Московской области, 15 из них вошли в «Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России-2011».

Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России-2011»:


  • ГОУСПО МО "Московский областной базовый музыкальный колледж им. А.Н.Скрябина»

  • ГАОУСПО МО "Московский областной колледж искусств» г. Химки

  • ГОУСПО МО «Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (техникум) г. Талдом»

  • МОУДОД «Центральная детская школа искусств» г.о. Химки

  • МОУДОД «Детская школа искусств им. А.Н. Верстовского» г.о. Химки

  • МОУДОД «Детская школа искусств № 1 им. Г.В. Свиридова» г.о. Балашиха

  • МОУДОД «Солнечногорская детская школа искусств»

  • МАОУДОД «Детская школа искусств им. М.И. Глинки» г.о. Троицк

  • МОУДОД «Детская хореографическая школа» Люберецкого м.р.

  • МОУДОД «Детская школа искусств им. Я.Флиера» г.о. Орехово-Зуево

  • МОУДОД «Хоровая школа «Подлипки» г.о. Королев

  • МОУДОД «Детская музыкальная хоровая школа «Алые Паруса» Красногорский м.р.

  • МОУДОД «Хоровая школа мальчиков и юношей «Дубна» г.о. Дубна

  • МОУДОД «Детская художественная школа» г.о. Электросталь

  • МАОУДОД «Детская школа искусств им. Н.Н. Калинина» Шатурский м.р.

Образовательные учреждения сферы культуры и искусства Московской области не могут существовать вне единого культурного пространства.

С целью активизации творческой деятельности учащихся и преподавателей дополнительного и среднего профессионального образования сферы культуры и искусства, выявления и поддержки одаренных детей и талантливых педагогов Министерством культуры Московской области разработан комплекс творческих проектов и конкурсных мероприятий, охватывающий практически все виды профессиональной деятельности. В конкурсах исполнительского мастерства ежегодно участвуют свыше 2500 юных музыкантов.

Победитель многих международных хореографических конкурсов Абилмажинева Сания

(Московский областной колледж искусств)

Совместно с Научно-методическим центром для учащихся и преподавателей художественных отделений школ искусств и детских художественных школ Отдел художественного образования министерства организует выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ежегодное количество участников которых составляет свыше 1000 человек. Отмечается высокий уровень представляемых работ, разнообразие жанров и сюжетов.

Особое внимание уделяется педагогическим кадрам сферы культуры и искусства Московской области. Для педагогических работников организуются и проводятся научно-методические семинары, конференции, на базе научно-методического центра курсы - повышения квалификации, мастер-классы ведущих исполнителей и представителей музыкального, хореографического, театрального, художественного искусства. Работает общественная педагогическая филармония.

С целью изучения передового педагогического опыта, внедрения новых методик обучения ежегодно издаются учебно-методические пособия, авторские сборники лучших преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства Подмосковья.



С 2012 г. учреждены именные премии Губернатора Московской области за достижения высоких результатов в профессиональной деятельности работникам образовательных учреждений сферы культуры и искусства Подмосковья.







Смотрите также:
Художественное образование как ресурс развития сферы культуры Московской области
90.55kb.
Информация Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о работе с обращениями граждан, поступившими в 2011 году
123.36kb.
В ред приказов Управления Федерального казначейства по Московской области от 27. 03. 2009 №01-04/102, от 19. 05
59.65kb.
В чьей компетенции находятся вопросы организация транспортного обслуживания на маршрутах регулярных перевозок в Московской области?
143.56kb.
Динамика цен на продукты питания, входящие в состав потребительской корзины жителя Московской области, за IV квартал 2007 года
112.75kb.
Аналитические материалы по проблеме «Крупные города ресурс социально-экономического развития стран»
841.41kb.
Любой образ есть ни что иное, как элемент образа мира, который возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование познавательной сферы личности. В. Е
77.67kb.
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области гук «Кемеровская областная научная библиотеки им. В. Д. Федорова»
745.53kb.
«Русский мир Балтии как фактор сотрудничества и развития общества»
29.69kb.
У школьников обычно складывается впечатление, что математика занимается исключительно числами и измерениями. Однако, на самом деле, математика это нечто гораздо большее, чем просто наука для счетоводов и кассиров
45.26kb.
Инвестиционный менеджмент в системе высшего
104.26kb.
Приказ управления культуры и архивного дела области от 06. 07
49.24kb.