Главная страница 1

Юзабилити


Это свойство системы или продукта. Если продукт является юзабельным, то это означает, что пользователи могут достичь свои цели при использовании этого продукта; это значит, что не существует барьеров в решении задач. Специалисты по юзабилити учитывают в своей работы эти цели и задачи.

Определения юзабилити согласно стандарту ISO 9241-11 звучит так: «юзабилити — это степень эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которыми продукт может быть использован определенными пользователями в определенном контексте использования для достижения определенных целей» (the extent to which a product can be used by specified users to achieve specified goals with effectiveness, efficiency and satisfaction in a specified context of use).

В тоже время юзабилити — это дисциплина, которая занимается проектирование интерфейсов для ПО. HCI (см. дальше) является научным фундаментом для юзабилити.

HCI (human-computer interaction, человеко-компьютерное взаимодействие)


Это научная и прикладная дисциплина, предметом которой является то, как люди используют компьютеры и как следует разрабатывать компьютерные системы, для того, чтобы обеспечить более эффективное их использование конечными пользователями. Дисциплина включает элементы психологии, эргономики, информатики, графического дизайна, социологии и антропологии.
UCD (user-center design, проектирование, ориентированное на нужды пользователей)

Подход к проектированию компьютерных систем (приложений, веб-сайтов), при котором во главу угла ставятся пользователи, их нужды и требования. При использовании данного подхода достигается высокий уровень юзабилити, что сказывается например, на увеличении продаж (в электронном магазине).

IA (information architecture, информационная архитектура)


Совокупность методов и приемов организации информации для облегчения выполнения людьми их информационных нужд по поиску и просмотру информации.

Существует несколько общепризнанных стандартов по юзабилити и доступности, которые применяются в проектировании интерфейсов. Некоторые из них носят рекомендательный характер, в то время как другие являются обязательными. При этом характер требований может зависеть от страны, для которой создается продукт или от типа системы. Например, компания, которая разрабатывает корпоративную систему, предъявляет к своему продукту более жесткие требования, нежели веб-студия, которая проектирует электронный магазин. Компании, создающие ПО и веб-сайты для широкой публики абсолютно обязаны соблюдать стандарты и рекомендации, о которых пойдет речь в этой статье.


Международная организация по стандартизации (ISO — Internation Standartization Organization)

Расположенная в Женеве, Международная организация по стандартизации — неправительственная сеть национальных институтов по стандартизации, в которой участвуют представители из 146 стран. Стандарты, которые выпускает эта организация, формируют своеобразный технологическим словарь, при помощи которого производители продуктов могут разговаривать друг с другом на одном языке. Фактически, эти стандарты являются необходимым условием как для производства продуктов, так и для ведения бизнеса. Ведь часто для производства продукта требуется множество сторонних деталей, которые должны быть совместимы между собой. Найти эти комплектующие, заказать их производсто или произвести без помощи общепринятых стандартов попросту невозможно.

Существует несколько стандартов, разработанных в ISO и относящихся к сфере юзабилити и человеко-компьютерного взаимодействия:



  • ISO 9241 — содержит требования к эргономике визуальных дисплейных терминалов для офисной работы. Основной акцент ISO 9241 сделан на требования к офисному оборудованию, которые должны выполняться всеми производителями, например, требования к дисплеям, клавиатурам, к отражению, к цвету, к компоновке элементов на экране, к диалогам и сообщениям об ошибках. Этот стандарт не применим к проектированию интерфейсов для мобильных устройств. 11 секция сама большая и общая. В ней дается определение юзабилити – «эффективность, продуктивность и удовлетворение пользователя», а также приводятся различные метрики, которые помогают проектировать удобные пользовательские интерфейсы.

  • ISO 13407 — описан процесс проектирования интерактивных систем, ориентированных на пользователей. Этот стандарт содержит рекомендации по организации процесса проектирования интерфейсов и органичному встраиванию этого процесса в общий процесс производства ПО. В стандарте описаны методы юзабилити, необходимые для: определения контекста использования продукта, выявления требований пользователей и заказчиков к системе, прототипирования и юзабилити-тестирования продукта.

  • ISO 18529 — эргономика человеко-компьютерного взаимодействия — описание процесса проектирования интерефейсов, ориентированных на пользователей
    В стандарте детально описана модель зрелости организации с точки зрения уровня использования в ней UCD-процесса. Даются рекомендации по переходу на более высокие уровни зрелости.

  • ISO 14915 — эргономика программного обеспечения мультимедийных пользовательских интерфейсов. В стандарте даются рекомендации по созданию элементов управления для мультимедийных продуктов, таких, например, как обучающих систем, справочных киосков, электронных справок.

  • ISO 16071 — эргономика взаимодействия "человек-система". Руководящие указания по доступу к интерфейсам "человек-машина"

  • ISO 16982 — эргономика взаимодействия человек-система. Методы, основанные на удобстве применения, для обеспечения проектирования, ориентированного на человека

  • ISO 20282 — юзабилити повседневных вещей. В первой части стандарта рассказывается о методе определения свойств контекста, в котором будет использоваться разрабатываемый продукт. Во второй части описывается методика измерения юзабилити для повседневных вещей.
EU Design для всех

Общество "eEurope initiative" было основано Европейским союзом в 1999 году для того, чтобы «донести выгоды от современных технологий до всех жителей Европы». Это общество занимается информированием организаций, работающих в сфере электронной коммерции и контента, о новых законах, принимаемых в EU и связанных в том числе с юзабилити и доступностью.
508 статья

Это закон правительства США, который требует, чтобы сайты федеральных учреждений США были доступны всем, в том числе и людям с ограниченными возможностями. Он хорошо выполняется и некоторые видят его как модель для закона в Евросоюзе.
Рекомендации правительства Великобритании

Кабинет правительства Великобритании выпустил рекомендации для правительственных сайтов. Они в основном базируются на чеклистах WAI.
Акт о дискриминации людей с ограниченными возможностями

Эта государственная мера принималалсь в законодательную базу Великобритании постепенно. Она относится к любым организациям, которые поставляют товары, услуги или оборудование за деньги или бесплатно. В октябре 1999 года, сюда включили и информационные услуги, предлагаемые через Интернет. Этот закон означает то, что любой, кто чувствует, что был дискриминирован из-за того, что исполнитель не принял «необходимые меры» для удовлетворения людей с ограниченными возможностями, может подать на исполнителя в суд. Акт не имеет в виду конкретно веб-сайты, но есть общее согласие в том, что сайты однозначно подпадают по действие этого закона.

В DDA нету каких-либо рекомендаций. Основной поборник этого закона — RNIB выпускает рекомендации, которые основаны на чеклистах WAI. Их можно приобрести в собственность.


WAI (Web Accessibility Initiative, Программа по организации доступа к Сети для людей с ограниченными возможностями)

Всемирный Веб Консорциум (W3C — Worldwide Web Consortium) состоит из 450 организаций. Цель этого движения — максимально эффективно использовать потенциал сети Интернет. Основная деятельность этой организации — разработка стандартов. WAI – признанный стандарт консорциума, в котором деклалируется доступность веб-сайтов для всех людей, в независимости от используемой ими платформы или недостатков.

В этом стандарте содержаться рекомендации по доступности в трех сферах: веб-контента, средств для создания контента и пользовательских агентов (браузеры и подобное ПО). К первой сфере относится стандарт "Рекомендации общедоступности веб-контента" (WCAG, Web Content Accessibility Guidelines 1.0), который был впервые опубликован в 1999 году. В рекомендациях приводится таблица контрольных проверок, разбитая на три группы по уровню влияния на общедоступность. В зависимости от количества выполненных правил, веб-сайту присваивается одна из трех степеней соответствия: "A", "AA" и "AAA" (степень "A" означает, что сайт удовлетворяет основным требования и имеет низкий уровень доступности, а степень "AAA" означает 100% доступность сайта).



Соблюдение этих рекомендаций носит добровольный характер. Их выполнение повышает уровень доступности сайта и как следствие увеличивает его аудиторию.



Смотрите также:
Hci (human-computer interaction, человеко-компьютерное взаимодействие)
53.9kb.
Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Человеко-машинное взаимодействие» для специальности
23.61kb.
Низкоуровневое проектирование или прототипирование пользовательского интерфейса программных средств Отчёт по лабораторной работе №2 по курсу «Человеко-машинное взаимодействие»
38.78kb.
Компьютерное тестирование
23.65kb.
Секция №1 теория и моделирование экстракционных процессов председатели – Кизим Н. Ф., Очкин А. В. Секретарь – Пахомова О. А. Компьютерное обеспечение – Кулик В. А., Фисенко М. О
703.91kb.
Правозащитный центр "мемориал" memorial human rights center
265.57kb.
Типологическое исследование Криминальные денежные потоки в сети Интернет: методы, тенденции и взаимодействие между всеми основными участниками1
2223.8kb.
Взаимодействие человека и животных
772.73kb.
Современные технологии и экологические проблемы современности
209.84kb.
Отчет мэра города Иркутска
1687.63kb.
Взаимодействие органических гетерофункциональных производных
349.73kb.
Программа дисциплины "Международные механизмы защиты прав человека" " International mechanisms of human rights protection" для направления
184.39kb.