Главная страница 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ЭХТ

проф. Суханов П.Т.____________________

«__________» __________________2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

для слушателей «Школы юного химика» 11 класс

срок подготовки 1 год


Программа рассмотрена

На заседании кафедры общей и неорганической химии,

Протокол № от»____» _______________2009 г.

Заведующий кафедрой _________________Ф.И.О.
На заседании методической комиссии по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам,

Протокол №_________от_____________2009 г.


Председатель комиссии, к.х.н., доцент ____________Кузнецова И.В.

Воронеж


2009

  1. Цели и задачи дисциплины

Приведенная программа рассчитана на об­учение учащихся 11-го класса средней школы в «Школе юного химика». Предполагается, что учащийся, который ранее химию в соответствии с базовой школьной программой, намерен углубить и расширить знания этого предмета и в дальнейшем собирается продолжить свое химическое образование и по состоянию здоровья может стать химиком.



Цель курса:  углубленное изучение химической науки, основ некоторых химических производств, развитие представлений о роли химии в сельском хозяйстве, медицине, быту и защите окружающей среды, формирование у учащихся навыков безопасного проведения типичных химических экспериментов, воспитание у учащихся навыков самостоятельной работы с наиболее распространенной химической литературой, химическими справочниками и энциклопедиями. Развитие познавательного интереса и профориентация учащихся в области естествознания. 

Задачи курса: 

  1. обеспечение у учащихся после его усвоения достаточно высокого уровня химических знаний, который в дальнейшем позволит успешно изучать химию в вузе

  2. Развитие  познавательного интереса к естественным наукам.

  3. Демонстрация тесной взаимосвязи химии с другими естественными науками.

  4. Привлечение школьников к исследовательской, творческой, научной деятельности

  5. Развитие навыков самостоятельной работы.

  6. Экологическое образование и воспитание

  7. Проф. ориентирование 

Одной из основных направлений повышения уровня знаний по химии является умелая организация связи теории с практикой. Углубления в изучении химии можно добиться составлением особой программы школы «Юный химик» для 11-х классов. Практические занятия  способствуют повышению интереса к преподаваемому предмету, углублению знаний, формируют умения и навыки практической работы, развивают способности учащихся и укрепляют их желание посвятить себя работе по химической специальности. Программа данного курса предусматривает проведение лабораторных опытов, практических работ и демонстраций с неорганическими и органическими веществами.

  Курс рассчитан на 64 часа. Учащиеся на каждом занятии работают непосредственно с веществами, изучают их свойства, знакомятся с методами анализа,  с правилами работы в химической лаборатории, техникой безопасности, типовым лабораторным оборудованием, химической посудой, методикой проведения отдельных практических работ. В ходе курса учащиеся отрабатывают правила написания реакций ионного обмена, составляют окислительно-восстановительные уравнения, решают расчетные задачи, учатся анализировать результаты, сравнивать и прогнозировать.  В программе предусмотрены опыты со сточными водами, минеральными удобрениями, практические работы, связанные с распознаванием веществ. Особое внимание в программе курса уделяется исследовательской работе с экологической направленностью. Цель таких работ: сформировать  знания об экологической безопасности и привлечь учащихся к исследовательской и проектной деятельности. 

Олимпиада служит итоговым контролем по предложенному курсу.



Принципы курса  

- практическая направленность;

  • развивающий характер;

  • профессиональная направленность;

  • возможность практического применения знаний, умений и навыков;

- проектная и исследовательская деятельность

  • - здоровьесберегающие технологии 




2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Учащиеся должны знать:

  • технику безопасности и правила работы с химическими веществами и   оборудованием;

  • роль химии в естествознании;

  • важнейшие химические понятия;

  • основные законы и теории химии;

  • принадлежность веществ к определенному классу;

  • этапы проведения практической работы и оформления результатов исследования.

  • способы поиска информации в разных источниках.


Иметь представление:

  • о строении атома и порядке заполнения электронами атомных орбиталей;

  • о положении неметаллов и металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, зависимости свойств элементов от строения их электронных оболочек;

  • о взаимосвязи между строением веществ и их превращениями в результате протекания химических реакций;

  • об основных типах химической связи;

  • об основных закономерностях протекания химических реакций (кинетических, термодинамических);

  • о химии растворов;

  • о химическом анализе;

  • об основах химического производства;

  • об экологической экспертизе;

  • о важнейших минеральных удобрениях.

Приобрести навыки:

  • характеристики свойств элементов по строению их атомов и положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснения зависимости свойств химических соединений от их состава, строения и способов образования химической связи;

  • оценки возможности протекания химической реакции и управления химическим равновесием;

  • выявления закономерностей химических процессов, их механизмов;

  • составления уравнений окислительно-восстановительных реакций;

  • решения различных химических задач (расчетных и экспериментальных);


Учащиеся должны уметь: 

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • составлять уравнения проведенных реакций;  

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • сравнивать и анализировать полученные результаты;

  • экологически грамотно оценивать влияние химических веществ на организм и окружающую среду;

  • правильно обращаться с горючими и токсичными веществами, оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с веществами;

  • применять полученные знания в повседневной жизни.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

I семестр

II семестр

Общая трудоемкость дисциплины

80

40

40

Аудиторные занятия


64

32

32

Практические занятия

40

20

20

Лабораторные занятия

24

12

12

Самостоятельная работа

16

8

8

Вид итогового контроля

олимпиада









олимпиада


4. Содержание дисциплины

    1. 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




№ п/п

Раздел дисциплины

Практические занятия

Лабораторные занятия

1.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь.


1.Презентация.

2. Составление электронно-графических формул элементов. Предсказание свойств на основе электронного строения.

3. Установление вида химической связи в соединении на основе свойств и типа кристаллической решетки.


1. Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Обязанности дежурных по практикуму.

2. Знакомство с практикумом (рабочее место и его оформление, приборы, посуда, растворы). Правила и техника их использования. Рабочий журнал и правила его ведения.

3. Вулкан Лемери (возникновение химических связей). Иодкрахмальная реакция (отсутствие новых химических связей).


2.

Растворы. Классификация. Растворимость веществ. Тепловые эффекты растворения.

Электролиты и неэлектролиты. Степень диссоциации, константа диссоциации.

Теории кислот и оснований. Водородный и гидроксильный показатели.

Равновесия в гетерогенных системах. Понятие о ПР.

Коллоидные растворы.

Классификация комплексных соединений. Применение комплексных соединений в химии.

Окислительно-восстановительные и электрохимические процессы.


1. Презентация.

2. Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе (мольная доля, массовая доля, молярная концентрация, титр).

3. Написание полных и кратких ионных уравнений диссоциации веществ и гидролиза солей.

4. Расчет значений ПР малорастворимых соединений по данным о растворимости. Условия выпадения осадка.

5. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Нахождение коэффициентов в этих уравнениях методом электронного и электронно-ионного баланса. Реакции диспропорционирования. Направление окислительно-восстановительных реакций.


1. Пересыщенные растворы тиосульфата натрия, их кристаллизация при внесении затравки.
2. Взаимодействие сахарной пудры с концентрированной серной кислотой.

Горение сахарозы в присутствии окислителей («зеленая змея»)


3. Получение аммиачного комплекса меди (II)
4. «Силикатный сад».

5. Разложение дихромата аммония («вулкан Бёттгера»)



3.

3. Химическая кинетика и химическое равновесие.

Катализ и катализаторы.

Тепловые эффекты химических реакций. Энтальпия. Закон Гесса.

Энтропия. Энергия Гиббса.




1 Презентация.

2. Определение теплот образования по таблицам. Вычисление энтальпии реакции. Определение знака энтропии при фазовых превращениях. Условия самопроизвольного протекания химических процессов.



1. Образование роданида железа при смешивании растворов хлорида железа(III) и роданида аммония. Изучение факторов, влияющих на смещение химического равновесия.


4.

4. Неорганические и органические вещества. Классификация, генетическая взаимосвязь между классами.

Химический анализ.




1. Презентация
2. Основы качественного и количественного анализа.

3. Знакомство с некоторыми аспектами нанохимии.



1. Определение катионов  металлов главных подгрупп периодической системы методом окрашивания пламени. (Определение ионов Li+, Na+, K+ Ca2+, Ba2+, Al3+, Sr 2+)
2. Определение ионов металлов побочных подгрупп.

Качественные реакции на ионы железа, Fe2+    Fe3+

Определение ионов  Cu2+
3. Определение анионов, образованных неметаллами 4-7 групп Периодической Системы Д.И. Менделеева. Качественные реакции на CO32-

Cl-, SO42-, SO32-   PO43-, I-, SiO32- , S2- , Br-
4. Хроматография раствора хлорофилла.


5

Химия в промышленности, окружающей среде, сельском хозяйстве. Важнейшие минеральные удобрения: азотные, фосфорные и калийные. Производство минеральных удобрений.


1. Презентация.
2. Изучение внешнего вида удобрений и физических свойств. Таблица «Дозы внесения минеральных удобрений».
3. Технологические схемы основных производств.

1. Знакомство с образцами минеральных удобрений.
2. Распознавание минеральных удобрений с помощью качественных реакций.
3. Анализ сточной воды предприятия по некоторым показателям.



4.2. Содержание разделов дисциплины

ТЕМА 1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. (часов)


Химический элемент, атом, строение атома. Простое и сложное вещество. Атом. Молекула. Химические элементы, их символы. Доказательства реальности атомного строения вещества. Вещества с молекулярным и немолекулярным строением. Строение атома. Электронные оболочки и ядра. Состав ядер, нейтроны и протоны. Ядерные силы. Дефект массы. Ядра стабильные и радиоактивные. Альфа-, бета- и гамма-превращения. Нуклиды. Изотопы. Атомная единица массы. Использование меченых атомов в химических исследованиях. Двойственная природа (дуализм) электрона. Проблема описания поведения электрона в атоме. Приближенность описания состояния электрона в атоме, принцип Гейзенберга. Понятие об электронной оболочке, энергетическом уровне, подуровне, электронной орбитали. Спин электрона. Принцип Паули, правило Гунда. Многоэлектронные системы. Порядок заполнения электронами оболочек и уровней.

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. История открытия. Использование Д.И.Менделеевым накопленных ранее знаний о элементах и свойствах веществ. Формулировка и значение закона (историческая и современная). Группы и периоды. Строение электронных оболочек атомов и периодическая система элементов Д. И. Менделеева.

Химическая связь. Разграничение понятий "химическая" и "физическая" (ван-дер-ваальсова) связь, условность разграничения. Типы химической связи (ковалентная, ионная, металлическая и водородная). Энергия ионизации, сродство к электрону. Типичные особенности свойств соединений с различным видом связи. Электроотрицательность. Шкала электроотрицательности Л.Полинга.

Демонстрации. Вулкан Лемери - возникновение химических связей. Иодкрахмальная реакция — отсутствие новых химических связей.
ТЕМА 2. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОВЕДЕНИЕ ВЕЩЕСТВ

В РАСТВОРАХ. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ. ХИМИЯ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК ( часов)
Растворы. Истинные и коллоидные растворы, взвеси, эмульсии. Отличия растворов от химических соединений. Жидкие и твердые истинные растворы. Соединения переменного состава как твердые растворы.

Водные растворы. Факторы, влияющие на скорость растворения. Растворимость веществ. Зависимость растворимости от температуры, описание этой зависимости с точки зрения принципа Ле Шателье. Тепловые эффекты растворения. Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы. Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе.

Электролиты в водных растворах. Неэлектролиты. Причины появления ионов в растворе в случае растворения ионных соединений и соединений с полярной связью. Степень диссоциации, константа диссоциации. Зависимость степени диссоциации от концентрации растворенного вещества и температуры. Сильные и слабые электролиты. Написание полных и кратких ионных уравнений. Солевой эффект. Ступенчатая диссоциация многоосновных кислот и оснований. Влияние природы растворителя на силу кислот и оснований. Гидролиз солей по катиону и аниону.

Теория сильных электролитов Дебая-Хюккеля. Ионная сила раствора, активность, коэффициент активности. Теории кислот и оснований Аррениуса, Бренстеда-Лоури, Льюиса, Усановича. Вода как амфотерный растворитель. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели.

Равновесия в гетерогенных системах. Понятие о ПР. Растворы малорастворимых в воде солей — сильных электролитов. Расчет значений ПР малорастворимых соединений по данным о растворимости. Определение возможности выпадения осадка при смешении растворов реагентов, образующих соединение с низким значением ПР.

Коллоидные растворы. Получение коллоидных растворов гидроксида железа (III) и кремниевой кислоты. Устойчивость коллоидных растворов. Коагуляция коллоидов. Золи и гели. Коллоидные растворы в биологических объектах, в природе и в технике.

Классификация комплексных соединений. Расчет равновесных концентраций в растворах комплексных соединений. Константа нестойкости, константа устойчивости. Применение комплексных соединений в химии.

Важнейшие окислители и восстановители. Нахождение коэффициентов в этих уравнениях методом электронного и электронно-ионного баланса. Реакции диспропорционирования. Реакции окисления-восстановления в технике, в живых организмах. Стандартный и формальный окислительно-восстановительный потенциал, константа равновесия, уравнение Нернста. Факторы, влияющие на величину потенциала. Направление окислительно-восстановительных реакций. Возможности смещения химического равновесия за счет протекания конкурирующих реакций. Электродные потенциалы. Ряд стандартных потенциалов. Стандартные условия. Простейший электрохимический элемент. Электродные полуреакции. Катод и анод электрохимического элемента. Понятие о стандартных потенциалах. Ряд стандартных потенциалов. Зависимость потенциала от концентрации, от температуры.

Электролиз. Законы электролиза. Процессы при электролизе водных растворов солей хлорида меди, иодида калия, сульфата калия, других кислородсодержащих солей активных металлов, щелочей, растворов кислот (простейшие случаи). Роль кислотности среды при электролизе. Понятие об электролизе с активным анодом. Электролиз расплавов. Использование электролиза в технике для получения и очистки металлов, получения активных неметаллов, создания защитных покрытий.

Демонстрации. Растворение в холодной и горячей воде кусков сахара и сахарной пудры. Роль перемешивания. Растворение в воде хлороводорода; фонтан в колбе. Испытание электропроводности различных растворов с помощью цепи, включающей последовательно соединенную электрическую лампочку. Эффект Тиндаля. Демонстрация индикаторной бумаги и рН-метра.
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОЙ КИНЕТИКИ. ТЕПЛОВЫЕ ЭФФЕКТЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ( часов).
Основы химической кинетики. Понятие о химической системе. Фаза. Гомогенные и гетерогенные химические реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от концентрации реагентов, от температуры и наличия катализатора. Константа скорости реакции. Краткое понятие о механизме реакции. Элементарная стадия реакции. Порядок реакции. Реакции простые и сложные. Закон действующих масс, условия его применимости. Причины сильной зависимости скоростей большинства реакций от температуры. Энергия активации. Уравнение Аррениуса, правило Вант-Гофа. Понятие об активных молекулах. Диаграмма пути реакции. Гетерогенные реакции.

Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Активаторы и ингибиторы. Значение катализа в химии, биохимии.

Тепловые эффекты химических реакций. Реакции эндо- и экзотермические. Знак теплового эффекта. Энтальпия. Закон сохранения энергии при протекании химических реакций. Зависимость тепловых эффектов химических реакций от природы реагирующих веществ, их массы, температуры, аллотропных модификаций и агрегатного состояния. Стандартные условия для записи термохимических уравнений. Закон Гесса. Теплоты образования химических соединений, определение теплот образования по таблицам.

Химическое равновесие. Системы равновесные и неравновесные. Микро- и макрохарактеристики системы. Обратимые и необратимые химические реакции. Динамический характер равновесия. Критерий достижения равновесия. Константа равновесия. Влияние внешних условий на смещение равновесия. Принцип Ле Шателье. Изменение внутренней энергии и упорядоченности расположения частиц при протекании химических реакций. Энтропия. Энергия Гиббса.



Демонстрации. Растворение в воде серной кислоты, роданида и нитрата аммония. Разложение пероксида водорода в отсутствие и в присутствии оксида марганца (IV).
ТЕМА 4. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (МЕТАЛЛЫ, НЕМЕТАЛЛЫ) И ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА ( часов). ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Неорганические и органические вещества. Классификация, генетическая взаимосвязь между классами.

Химические элементы неметаллы. Положение в периодической системе. Строение внешних электронных оболочек атомов и степени окисления. Простые вещества неметаллы (водород, галогены, халькогены, пниктогены). Получение, физические и химические свойства и применение неметаллов и их важнейших соединений. Особенности химии углерода и кремния. Производство керамики, стекла и цемента.

Положение элементов металлов в периодической систе­ме. Особенности электронного строения атомов металлов. Распространенность металлов в земной коре. Простые вещества металлы. Общие характерные физи­ческие свойства металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с неме­таллами, водой, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Методы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов в промышленных условиях. Сплавы металлов. Применение металлов и их сплавов.

Металлы IA- и НА-групп. Строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства простых ве­ществ. Важнейшие соединения, их свойства, получение и применение. Биологическая роль соединений натрия, калия, кальция и магния.

Алюминий. Строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства простого вещества. Оксид и гидроксид алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. Соли алюминия. Получение и применение алюминия и его сплавов.

Металлы В-групп. Особенности электронного строения атомов. Степени окисления -атомов в соединениях. Железо. Нахождение в природе. Получение железа в промышленнос­ти. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа.

Промышленное значение металлов В-групп (железо, хром, медь, цинк, никель, марганец, титан, серебро) и их со­единений. Важнейшие соединения меди. Биологическая роль соединений металлов В-групп.

Классификация органических соединений. Основные клас­сы органических соединений и их номенклатура. Зависимость свойств веществ от строения их молекул. Изомерия. Взаимосвязь между органическими соединениями различных классов. Классификация химических реакций, закономерности их протекания. Промышленный органический синтез. Проблемы охраны окружающей среды от отходов промышленных предприятий, здоровья людей от вредного воздействия некоторых химических веществ.

Химический анализ. Качественный и количественный анализ. Элементный, молекулярный, изотопный и фазовый анализы. Методы определения (физические, химические, физико-химические). Химические (гравиметрический, титриметрический) и инструментальные методы количественного анализа (спектральные и оптические, электрохимические и хроматографические методы анализа).



Демонстрации Демонстрация образцов различных неметаллов, их природных соединений, кристаллических решеток графита и алмаза, коллекции образцов руд металлов, металлов и сплавов. Кислотно-основные индикаторы, испытание индикатором растворов водородных соединений неметаллов.

ТЕМА 5. хИМИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ


5.1. Химическая технология. Значение химической технологии в развитии общества, ее положение и связь с другими фундаментальными и прикладными науками. Этапы развития химической технологии, обозначены современные проблемы и достижения. Основные принципы организации химического производства: технологические, технические, энергетические, экономические и т.д. Понятие о химико-технологическом процессе и критерии его эффективности: степень превращения исходных реагентов, расходные коэффициенты по сырью, выход продукта, селективность, производительность. Анализ сырьевой и энергетической базы химической промышленности. Рассматриваются первичные и вторичные сырьевые и энергетические ресурсы. Взаимосвязь химико-технологического процесса с окружающей средой: очистка сточных вод, газовых выбросов и утилизация твердых отходов; безотходные, ресурсосберегающие технологии. Важнейшие химические производства. Сырье и его подготовка, химический процесс, энергетическое обеспечение, технологический процесс, очистка готового продукта, рациональное использовании природных ресурсов, экологическая безопасность. Особенности производства чугуна и стали. Доменная печь и температурный режим протекания химических реакций. Производство алюминия как приложение электролиза в химико-технологических процессах. Контактного способа производства серной кислоты. Производство аммиака и азотной кислоты. Использование атмосферного азота в качестве исходного сырья в каталитических процессах. Использование законов кинетики и термодинамики при выборе режимов технологического процесса - давления и температуры.

Возможность получения синтез-газа, каталитическое производство на его основе органических соединений. Основные виды переработки нефти и нефтехимический синтез; производство полимерных материалов, синтетических волокон.


5.2. Эколого-аналитический мониторинг загрязнений окружающей среды. Задачи, схема эколого-аналитического мониторинга загрязнений. Нормативно-технические, методические и правовые документы, которые регламентируют проведение экологического мониторинга и экспертизы.

Классификация загрязнителей по степени опасности для окружающей среды. Основные источники поступления токсикантов в окружающую среду, их физико-химические свойства.

Состав и свойства основных природных объектов, оценка форм нахождения элементов или веществ в них. Пробоотбор, подготовка их к анализу, основные химические и инструментальные методы и методики анализа, использующиеся в аккредитованных лабораториях.

Почва. Подготовка пробы и методы анализа. Пробоотбор. Валовый анализ почв. Методы анализа водных вытяжек. Методы определения обменных катионов в почвах. Определение подвижных форм микроэлементов в почвах. Определение подвижных форм тяжелых металлов.

Природные и сточные воды. Характеристика и состав вод. Условия подготовки вод к анализу. Пробоотбор, консервация. Методы определения качества воды. Методы анализа природных и сточных вод с предварительным концентрированием микроэлементов.

Воздух. Атмосфера, загрязнения и защита. Вещества, загрязняющие атмосферу. Физические, физико-химические и химические превращения загрязняющих веществ в атмосфере и закономерности их поведения в природной среде. Средства и методы анализа уровня загрязнения атмосферы. Пробоотбор. Аппаратура для лабораторного анализа проб воздуха. Организация мониторинга состояния атмосферного воздуха в городах. Характеристика атмосферных загрязнений г. Воронежа и их влияние на здоровье человека.


5.3. Понятие об удобрениях. Понятие и классификация удобрений по различным признакам. Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений в жизни человека.

Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания растений. Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по форме азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные азотные удобрения.

Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для питания растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения; фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах.

Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений. Зола как местное калийное удобрение.

Общее понятие о микроэлементах. Микроэлементы в жизнедеятельности растений: железо, бор, марганец, медь, молибден, цинк. Классификация микроудобрений в зависимости от содержащегося в них микроэлемента.

Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения.

Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических удобрений. Торф и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение (сидераты).

Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.



5. Форма и содержание промежуточного и итогового контроля:

олимпиада


Примеры контрольно-измерительных материалов

(заданий к олимпиаде)
1. В цепочке превращений

определите формулы алюминийсодержащих продуктов X, Y, Z. Напишите соответствующие уравнения реакций.


2. Установите соответствие между обозначениями веществ (X, Y и Z) в приведенной цепочке превращений и их названиями





Вещество

Название веществ

1) X

А) уксусная кислота

2) Y

Б) аминоэтан

3) Z

В) глицин




Г) этанол




Д) хлоруксусная кислота




1

2

3









3. Даны вещества: цинк, вода, гидроксид натрия (конц), серная кислота (конц). Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.


4. И с анилином и с аланином способны реагировать

1) кислород

2) бромоводород

3) этан


4) пропен

5) серная кислота

6) гидроксид калия
5. Для анализа смеси Na2CO3, Na2C2O4 и NaCl навеску смеси массой 0,7371 г растворили в воде, добавили 20,00 мл стандартного раствора HCl (0,2000М), прокипятили и провели титрование, на которое пошло 8,24 мл стандартного раствора NaOH (0,1016 М) c индикатором фенолфталеином, имеющим pT=9 (первое титрование).

Другую навеску той же смеси массой 0,6418 г прокалили при 800˚С, растворили в воде, добавили 500,00 мл стандартного раствора HCl (0,2000 М), прокипятили и оттитровали 14,72 мл стандартного раствора NaOH (0,1016 М) с тем же индикатором (второе тирование).



  1. Напишите уравнения всех реакций, протекающих в ходе анализа.

  2. Рассчитайте массовые доли (%) компонентов в смеси.

6. В качестве азотных удобрений можно применять нитрат аммония NH4NO3 и карбамид (NH2)2CO. 1 кг карбамида стоит а рублей, а 1 кг нитрата аммония - b рублей, причем а>b. Считая, что растения усваивают азот полностью, определите, при каком соотношении а : b применение нитрата аммония станет более выгодным.



7. Химическим анализом было установлено, что в кристаллогидрате, полученном кристаллизацией хлорида лития из раствора, содержится 7,19% лития. Какова формула этого кристаллогидрата?

8. Простые вещества А и Б способны реагировать между собой, образуя вещество В, а также гореть на воздухе, образуя соответственно вещества Г и Д. Продукты их сгорания реагируют между собой, причем в отсутствие воды при реакции веществ Г и Д получается только одно вещество Е, которое может получаться также при окислении вещества В. Предложите вещества А и Б, лучше всего соответствующие условию данной задачи. Схема реакций:





6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1 Основная литература:
1. Бердоносов С.С. Справочник по неорганической химии. / С.С.Бердоносов, П.С.Бердоносов, А.И.Жиров. - М.: ООО "Издательство Астрель".2004. 319 с.

2. Архангельская, Н.В. Основные классы неорганических соединений / Н.В. Архангельская, И.В. Кузнецова, Л.Н. Толстихина. – Воронеж: ВГТА, 2007. – 55 с.

3. Габриелян О.С. Химия.10 класс. / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. - М.: «Дрофа», 2005. - 221 с.

4. Габриелян О.С. Химия.11 класс. / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. - М.: «Дрофа», 2005. - 243 с.

5. Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. - М.: «Дрофа», 2004. - 400 с.

6. Карцова А.А. Органическая химия: задачи и практические работы: Учеб. пособие для базового и профильного обучения. / А.А.Карцова, А.Н.Левкин. - СПб.: «Авалон: Азбука-классика», 2005. - 240 с.

7. Питулько В.М. Экологическая экспертиза. / В.М.Питулько. - М.: «Academia», 2005. - 480 с.

8. Кузьменко Н.Е. Начала химии. Современный курс для поступающий в вузы. / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. - М.: «Экзамен», 2004. – 115 с.

9. Габриелян О.С. Общая химия: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Н.Соловьев, Ф.Н.Маскаев. - М.: «Просвещение», 2005. – 251 с.

10. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. / Н.С.Ахметов.- М.: «Высшая школа», 2004. - 244 с.

11. Аликберова Л.Ю.  Полезная химия. / Л.Ю.Аликберова. – М.: «Дрофа»,  2006. – 58 с.

6.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Травень В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов. Т. 1, 2. / В.Ф.Травень. - М.: «Академкнига», 2004. – 508 с.

2. Задачи Всероссийских олимпиад по химии. / Под ред. В.В.Лунина. - М.: «Экзамен», 2004. - 480 с.

3. Задачи Международных Химических Олимпиад. / Под ред. В.В.Еремина. - М.: «Экзамен», 2004. - 416 с.

4. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. / А.И.Артеменко. - М.: «Дрофа», 2004. - 256 с.

5. Шелковников В.В. Ионные равновесия в химии. / В.В.Шелковников. - Томск: ТГУ, 2006. - 68 с.

6. Чащина О.В. Расчеты ионных равновесий в курсе аналитической химии. / О.В.Чащина, Б.М.Марьянов. - Томск: ТГУ, 2005. - 126 с.
6.3. Методические материалы преподавателю

1. Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии:11 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс.» / А.А.Дроздов.– М.: «Экзамен», 2006. – 222 с.


7. Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные программы и другие средства освоения дисциплины.
1. Презентации по каждой теме. Демонстрационные фильмы.
Программа составлена в соответствии с примерной программой государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программу составил Давыдова Е.Г., ассистент ВГТА



Смотрите также:
Химия для слушателей «Школы юного химика» 11 класс
234.09kb.
Программа по курсу/дисциплине Органическая химия для специальности 02. 00. 03 органическая химия
264.71kb.
Название(я): Магнитный уголь
21.77kb.
Для разговора с учащимися об особенностях наркотических веществ мы организовали и прове­ли конференцию. Ребята от имени специалис­тов нарколога, химика, медика, юриста и др рассказывают о вреде наркотиков
238.95kb.
Интеллектуальный марафон «Химия и » Вопросы командам (8-11 классы) «Химия и география»
30.66kb.
Городское методическое объединение учителей начальной школы 1 класс Для воспитателей до
61.4kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
«Производная и дифференциал». 10 класс
58.48kb.
Тема: С. Козлов «Если меня совсем нет»
58.7kb.
Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации специальности «Геофизика» по программе «Методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых в промысловой и разведочной геофизике»
789.96kb.
Участник дорожного движения звучит гордо!
83.73kb.
Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании бизнес-школы это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых
61.25kb.