Главная   страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12

Митинг 26 января 2008 г.


После объявления итогов декабрьских выборов в Госдуму протестное движение в республике активизировалось. По официальным данным, явка в Ингушетии составила 98,35%, причем 98,7% проголосовали за прокремлевскую «Единую Россию».304 Столь высокие цифры, призванные, по-видимому, продемонстрировать лояльность населения все более нестабильного региона федеральному центру, были восприняты жителями республики как откровенная фальсификация, особенно на фоне сообщений независимых источников о практически безлюдных избирательных участках в день голосования.305
Очередной массовый митинг был назначен на 26 января. Чтобы избежать обвинений в поддержке боевиков и подрыве стабильности в регионе, организаторы решили провести его под лозунгом поддержки курса президента Путина на борьбу с коррупцией и терроризмом.306 Предполагалось, что митинг будет посвящен социально-экономическим проблемам Ингушетии и ситуации с правами человека.
Организаторы предприняли попытку соблюсти действующее законодательство и еще 11 января официально уведомили мэрию Назрани и администрацию Центрального района о своих намерениях. Последняя, однако, отказалась принять доставленное уведомление, и организаторам пришлось отправлять его по почте.307
13 января Макшарип Аушев, значившийся одним из организаторов митинга, получил из МВД РИ уведомление, в котором сообщалось о наличии у министерства информации о возможных терактах 26 января. В связи с этим мероприятие предлагалось перенести на другую дату. 21 января Аушева вызвали в прокуратуру, где с ним, среди прочих, беседовал лично республиканский прокурор Ю.Турыгин, также настаивавший на отмене митинга. В итоге Аушеву вручили два предупреждения об ответственности за организацию и участие в любых несанкционированных мероприятиях. Запрет митинга прокуратура обосновывала целым рядом моментов, в том числе тем, что организаторы должным образом не уведомили власти,308 что предложенное место – площадь Согласия в Назрани не может вместить заявленную численность в 10 тыс. человек и не может служить местом проведения массовых мероприятий в связи с наличием там административных зданий и близости газопровода, а также тем, что организаторы используют незаконные методы агитации, включая привлечение несовершеннолетних и размещение листовок на лобовых стеклах автомашин.309 В то время как некоторые доводы могли быть обоснованными,310 очевидно, что власти попросту не собирались допускать проведение митинга. Макшарипу Аушеву было предъявлено административное обвинение в «нарушении порядка организации либо проведения собрания митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».311
25 января под предлогом предупреждения возможных терактов на части территории Ингушетии, в том числе в нескольких районах Назрани, был введен режим контртеррористической операции.312 Соответственно, вводился ряд предусмотренных законом ограничений, позволяющих властям запрещать массовые мероприятия, пресекать их с применением силы и задерживать участников.313
26 января подходы к площади Согласия были блокированы военными машинами и омоновцами в спецснаряжении. Примерно в 10:30 к площади подошли до 50 человек, большинство которых составляла молодежь, в том числе несовершеннолетние.314 Омоновцы стали оттеснять их дубинками, слезоточивым газом и выстрелами в воздух. В ответ из толпы полетели камни и бутылки с зажигательной смесью. Последние, как представляется, вызвали пожар в редакции газеты «Сердало».315
К 11:00 милиция разогнала толпу. Несколько человек были задержаны, избиты и погружены в милицейские машины. За происходящим с некоторого отдаления наблюдали несколько десятков журналистов и правозащитников,316 в том числе сотрудники ПЦ «Мемориал» Екатерина Сокирянская и Тимур Акиев. Когда милиционеры увидели, что «мемориальцы» ведут съемку, их повалили на землю, забрали камеру и мобильный телефон, после чего затолкали в машину и доставили в ОВД Назрани. По словам Сокирянской, Акиев при задержании подвергся недозволенному обращению. Правозащитников до 21:00 продержали в ОВД, где сотрудники милиции, прокуратуры и ФСБ допрашивали их как свидетелей «массовых беспорядков»; их также сфотографировали и сняли отпечатки пальцев. Несмотря на неоднократные требования, с адвокатом им разрешили увидеться только около 18:00.317
Также были задержаны восемь журналистов, прибывших для освещения митинга из Москвы и Санкт-Петербурга.318 У них отобрали всю аппаратуру и личные документы. Корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович сообщил Хьюман Райтс Вотч, что его скрутили и затолкали в милицейскую машину, когда он попытался узнать у милиционера, сколько человек пострадали в столкновениях между демонстрантами и правоохранительными органами. Задержанные находились в городском отделении милиции Назрани, где их допрашивали как свидетелей. По словам Гальперовича, вечером под конвоем СОБРа МВД РФ их «выдворили за пределы зоны контртеррористической операции в интересах обеспечения безопасности», то есть доставили во Владикавказ под вооруженной охраной.319 На встрече с представителями Хьюман Райтс Вотч в мае 2008 г. президент Ингушетии М.Зязиков с сожалением говорил о ситуации, когда некоторые журналисты приезжают в республику, чтобы «снимать коктейль Молотова, а потом представлять это как общественные протесты».320
Среди задержанных были также ингушские журналисты: фотокорреспондент Саид-Хусейн Царнаев, делавший сюжет для РИА «Новости», и Мустафа Курскиев, готовящий материал для двух московских изданий – «Жизнь за неделю» и «Твой день». Оба были задержаны примерно в 11:00, когда снимали горящее здание редакции «Сердало». По словам находившейся неподалеку сотрудника ПЦ «Мемориал» Екатерины Сокирянской, Курскиев был при этом жестоко избит. Обоих задержанных всю ночь продержали в городском ОВД Назрани. По информации Сокирянской, к ним не допускали адвоката, их не кормили и даже не давали воды. Курскиев нуждался в медицинской помощи, однако врача ему так и не вызвали. Утром 27 января журналистов перевели в городской ИВС, где угрожали обвинением в поджоге. Вечером их отвезли обратно в ОВД и около 21:00 освободили после решительных протестов российских и международных правозащитных организаций и СМИ.321
27 января прокуратура РИ сообщила о задержании в Назрани восьми приехавших в Ингушетию журналистов и выдворении их за пределы зоны контртеррористической операции в полном соответствии с положениями действующего законодательства.322 В связи с попыткой проведения митинга правоохранительными органами были задержаны 39 человек, 19 из них были привлечены к административной ответственности (оштрафованы)323 за «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».324
В отношении 10 человек из числа организаторов было возбуждено уголовное дело об организации массовых беспорядков.325 Среди них был и Макшарип Аушев, которого 14 февраля 2008 г. вооруженные сотрудники силовых структур в масках и камуфляже затолкали в машину без номеров и доставили в СИЗО г. Нальчик.326 23 мая, после трехкратного продления срока содержания под стражей, Аушев объявил голодовку, требуя справедливого и беспристрастного рассмотрения дела.327 5 июня Верховный суд РИ вынес решение об освобождении Аушева и других задержанных. Вместо этого, однако, их внезапно перевели в СИЗО в Пятигорске. Троих освободили на следующий день, остальных, включая Аушева, - 7 июня.328 Накануне – 6 июня - оппозиция собиралась провести митинги с требованием освобождения Макшарипа Аушева и возвращения первого президента РИ – Руслана Аушева. Организаторы отменили мероприятия, однако объявили о намерении провести массовый митинг после завершения сбора подписей за возвращение к руководству республикой Руслана Аушева.329
* * *
Автором настоящего доклада является Таня Локшина, исследователь Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии, при участии: старшего научного сотрудника Отделения по чрезвычайным ситуациям Анны Нейстат, консультанта Отделения по Европе и Центральной Азии Александра Петрова, исследователя Отделения по Европе и Центральной Азии Джейн Бьюкенен, сотрудника Отделения по Европе и Центральной Азии Кэтрин Кунс и сотрудника российского офиса Хьюман Райтс Вотч Татьяны Купер. Анализ международных норм о правах человека для данного доклада на добровольной основе провела эксперт по международному праву Андреа Альгар.
Редакция: Рейчел Денбер, зам. директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии; Иан Горвин, старший научный сотрудник программного отдела Хьюман Райтс Вотч; Эшлинг Рейди, старший юрисконсульт Хьюман Райтс Вотч; Вероника Сзенте Голдстон, директор по правозащитной деятельности отделения по Европе и Центральной Азии Хьюман Райтс Вотч.
Подготовка к публикации: Анна Лоприор, Грейс Чои, Андреа Холли, Фицрой Хепкинс.
Перевод на русский язык: Игорь Гербич.
Карта Ингушетии: Джон Эмерсон.
Хьюман Райтс Вотч выражает искреннюю признательность всем тем людям, которые согласились поделиться с нами своими рассказами о пережитом. Мы надеемся, что этот доклад поможет остановить нарушения прав человека в республике и привлечь к ответственности виновных во внесудебных казнях, исчезновениях, произвольных задержаниях и пытках.
Хьюман Райтс Вотч особенно благодарен Правозащитному центру «Мемориал» за помощь в проведении полевого этапа исследования и экспертную поддержку, а также Льву Левинсону из Института прав человека за помощь в анализе российского контртеррористического законодательства.
Хьюман Райтс Вотч также выражает признательность руководству Ингушетии за проявленную готовность к обсуждению целого ряда вопросов, связанных с тематикой настоящего доклада.
Наконец, мы благодарим всех своих индивидуальных и институциональных доноров, без поддержки которых наша работа была бы невозможна.

 Интервью Хьюман Райтс Вотч с сотрудником ПЦ «Мемориал» А.Черкасовым 16 мая 2008 г.

 Там же.

1 Приглашение было направлено спецдокладчику в 2006 г., однако за два дня до начала посещения в октябре того же года он отменил визит из-за отказа российских властей обеспечить требуемые условия для работы, такие как беспрепятственный доступ в места содержания под стражей и конфиденциальные встречи с задержанными. Российская сторона ссылалась на то, что это противоречит национальному законодательству.

2 В запросах о встрече Хьюман Райтс Вотч просила сообщить официальные данные о числе похищений и убийств предполагаемых боевиков, о жертвах среди мирного населения, потерях среди личного состава силовых структур, а также об уголовных делах, возбужденных по фактам похищения и убийства жителей Ингушетии и по фактам превышения должностных полномочий в связи с нарушениями прав человека. Нам была предоставлена только статистика потерь силовых структур и похищений.

3 Настоящий раздел представляет собой переработанную с учетом современного состояния версию соответствующего раздела доклада Хьюман Райтс Вотч «Произвол не знает административных границ: нарушения прав вынужденных переселенцев и мирных жителей в Ингушетии», т. 15, № 8(D), сентябрь 2003 г., http://hrw.org/russian/reports/russia/2003/sept_ingush.html.

4 Ingushetia: CIS and Baltic Political Geography, The Columbia Electronic Encyclopedia, 2003, http://www.1upinfo.com/encyclopedia/I/Ingushet.html.

5 Johanna Nichols, The Ingush (with notes on the Chechen): Background information, University of California, Berkeley, February 1997, http://ingush.berkeley.edu:7012/ingush_people.html.

6 «Самые безработные страны», РБК.Рейтинг, 10 июля 2007г., http://rating.rbc.ru/article.shtml?2007/07/10/31553490.

7 Johanna Nichols, The Ingush (with notes on the Chechen) ): Background information.

8 Ib.

9 Yavus Akhmadov, et al. Islam in the North Caucasus: A People Divided, Religion in the North Caucasus, WRNI, 1999-2001, http://www.jmu.edu/orgs/wrni/islam6.htm.

10 Алексей Малашенко, Дмитрий Тренин. Время юга: Россия в Чечне; Чечня в России. Moscow: Carnegie Endowment for International Peace, 2002.

11 Johanna Nichols, The Ingush (with notes on the Chechen)…

12 Human Rights Watch/Helsinki, The Ingush-Ossetian Conflict in the Prigorodnyi Region. New York: Human Rights Watch, 1996.

13 “The Commissioner Liked What He Saw in Chechnya,” BBC, April 25, 2008, http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7366000/7366865.stm. В ходе встречи с представителями Хьюман Райтс Вотч в Магасе 27 мая 2008 г. президент Зязиков, республиканский уполномоченный по правам человека Кокурхаев и заместитель председателя Народного собрания Хаутиева неоднократно подчеркивали, что вопрос о вынужденных переселенцах из Пригородного района является главной проблемой прав человека в Ингушетии и должен стать приоритетным для правозащитных организаций и международного сообщества. Они также давали понять, что в сравнении с этой проблемой другие вопросы прав человека в республике отходят на второй план.

14 И.о. председателя правительства Ингушетии Тимур Могушков, цит. в: ITAR-TASS World service, June 17, 2003.

15 См. официальный сайт Республики Ингушетия http://www.ingushetia.ru/president/.

16 Подробнее см. доклад Хьюман Райтс Вотч «Гонимые в беду: принудительное возвращение вынужденных переселенцев в Чечню», т. 15, № 1(D), январь 2003 г., http://hrw.org/russian/reports/2003/russia/osce-chechnya.html.

17 “The Commissioner Liked What He Saw in Chechnya,” BBC, April 25, 2008, http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7366000/7366865.stm.

18 Так, бывший командующий ОГВ Г.Трошев неоднократно заявлял о том, что «чеченские банды часто наведываются в Ингушетию» и что там укрываются лидеры сепаратистов. (“General Gennadii Troshev, “Chechens Ask Us to Finish Off Gangsters,” Defense and Security, December 24, 2001.) Об этом же в нескольких интервью Хьюман Райтс Вотч говорили и официальные лица в Ингушетии. (Интервью Хьюман Райтс Вотч с работником Федеральной миграционной службы (имя не разглашается). Назрань, Ингушетия, июль и декабрь 2002 г. См.: Хьюман Райтс Вотч. Произвол не знает административных границ: нарушения прав вынужденных переселенцев и мирных жителей в Ингушетии, т. 15, № 8(D), сентябрь 2003 г., http://hrw.org/russian/reports/russia/2003/sept_ingush.html.

19 Хьюман Райтс Вотч. Произвол не знает административных границ…

20 Там же.

21 «Московский комсомолец», 18 августа 2003 г.; Хьюман Райтс Вотч. Произвол не знает административных границ…

22 28 мая 2008 г. прокурор Ингушетии Ю.Турыгин официально заявил, что в 1994 – 2007 гг. республиканской прокуратурой было зарегистрировано 215 похищений, большинство случаев – в период 1994 – 99 гг. Он подчеркнул, что число таких случаев в последние годы снижается. При этом он обошел стороной то обстоятельство, что до 1999 г. похищения в основном совершались с целью получения выкупа или по иным мотивам, но без участия силовых структур. «Юрий Турыгин заявляет о значительном сокращении числа похищений людей за последние годы», официальный сайт Республики Ингушетия, 28 мая 2008 г., www.ingushetia.ru/m-news/archives/010047.shtml.

23 По данным правозащитного центра «Мемориал», в 2002 г. силовыми структурами в Ингушетии были похищены 28 человек. При этом лишь один был жителем республики, остальные – вынужденные переселенцы из Чечни. 16 из них после этого пропали без вести. ПЦ «Мемориал». Конвейер насилия. Нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций в Республике Ингушетия. Сентябрь 2005 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/konnas/index.htm.

24 23 октября 2002 г. больше 40 чеченских боевиков захватили в заложники зрителей в московском театральном центре на Дубровке. 912 человек, в том числе 100 детей, трое суток оставались в их власти. 26 октября после применения усыпляющего газа российскими спецподразделениями был предпринят штурм, в ходе которого, как сообщалось, погибли 130 человек, большинство – от последствий отравления газом. См.: «В Москве вспомнили жертв теракта на Дубровке», NEWSru.com, 26 октября 2007 г., http://www.newsru.com/russia/26oct2007/ost.html; Nick Paton Walsh, “Siege rescue carnage as gas kills hostages,” The Guardian, October 27, 2002, http://www.guardian.co.uk/world/2002/oct/27/chechnya.russia3.

25 Хьюман Райтс Вотч. Произвол не знает административных границ…

26 Так, в кратком сообщении ИТАР-ТАСС об операции в селах Аршты и Чемульга в начале июня 2003 г. лишь говорилось, что «причины не сообщаются». ITAR-TASS World Service, June 7, 2003. См.: Хьюман Райтс Вотч. Произвол не знает административных границ…

27 По данным ПЦ «Мемориал», одного впоследствии нашли убитым, 30 пропали без вести, 21 человек был освобожден после допросов, сопровождавшихся побоями. ПЦ «Мемориал». Конвейер насилия. Нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций в Республике Ингушетия. Сентябрь 2005 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/konnas/index.htm.

28 Хьюман Райтс Вотч. Произвол не знает административных границ… В силу обстоятельств, которые остаются неясными, ни внутренние войска федерального МВД, ни подразделения Минобороны не оказывали помощи республиканским силовым структурам в отражении нападения боевиков. «Новая газета», 16 августа 2004 г., http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/59n/n59n-s16.shtml.

29 «Новая газета», 16 августа 2004 г., http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/59n/n59n-s16.shtml.

30 Там же.

31 «95 человек погибли в результате нападения боевиков на Ингушетию», NEWSru.com, 23 июня 2004 г., http://palm.newsru.com/russia/23jun2004/90dead.html.

32 «Трагедия в день скорби», официальный сайт РИ, 15 июля 2004 г., http://www.ingushetia.ru/m-news/archives/002172.shtml.

33 «95 человек погибли в результате нападения боевиков на Ингушетию», NEWSru.com, 23 июня 2004 г., http://palm.newsru.com/russia/23jun2004/90dead.html.

34 «Трагедия в день скорби», 15 июля 2004 г., http://www.ingushetia.ru/m-news/archives/002172.shtml.

35 ПЦ «Мемориал». Конвейер насилия. Нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций в Республике Ингушетия. Сентябрь 2005 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/konnas/index.htm.

36 Там же.

37 1 сентября, во время праздника, посвященного началу нового учебного года, боевики захватили бесланскую школу № 1, где в тот момент была примерно тысяча учеников, родителей и учителей. Заложников больше двух суток держали без пищи и воды, затем последовал штурм. Сообщается о, как минимум, 338 погибших среди заложников (почти половина - дети), сотни человек были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. См.: Joint NGO statement on the Beslan Hostage Tragedy, 8 September, 2004, http://hrw.org/english/docs/2004/09/08/russia9336.htm; «Итог трагедии в Беслане: 338 погибших, половина из них – дети», «Кавказский узел», 6 сентября 2004 г., http://kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/700340.html .

38 38 – чеченцы, 37 – ингуши. ПЦ «Мемориал». Конвейер насилия. Нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций в Республике Ингушетия. Сентябрь 2005 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/konnas/index.htm.

39 Поскольку в Ингушетии нет своего СИЗО, до 2007 г. подозреваемые содержались преимущественно во Владикавказе. Затем из-за мощных общественных протестов против пыток, которым подвергались в Северной Осетии задержанные ингуши, подозреваемых стали отправлять в СИЗО в Нальчике и Пятигорске. Подробнее см.: ПЦ «Мемориал». Конвейер насилия. Нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций в Республике Ингушетия. Сентябрь 2005 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/konnas/index.htm; Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

40 ПЦ «Мемориал». Конвейер насилия. Нарушения прав человека в ходе проведения контртеррористических операций в Республике Ингушетия. Сентябрь 2005 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/konnas/index.htm.

41 Юлия Латынина в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 10 мая 2008 г., http://www.echo.msk.ru/programs/code/513209-echo/. Аналогичная информация была сообщена Хьюман Райтс Вотч сотрудником силовых структур в Назрани 21 декабря 2007 г. Подробнее о преследованиях мусульман см. ниже – Похищения, насильственные исчезновения и пытки.

42 Report by the Memorial Human Rights Centre dedicated to the new round of consultations between the EU and Russia (Ljubljana, April 16, 2008). The Situation in the North Caucasus Autumn 2007 - Spring 2008, http://www.memo.ru/2008/04/18/1804083.html.

43 Интервью Хьюман Райтс Вотч с сотрудником ПЦ «Мемориал» Александром Черкасовым. Москва, 12 мая 2008 г. Соответствующая статистика за 2005 г. недоступна.

44 ПЦ «Мемориал». Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

45 «Об итогах работы Временной комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия по проверке фактов нарушения прав граждан в Республике Ингушетия», http://www.mashr.org/docs/doklad_parlamenta.php.

46 Цифра была озвучена министром внутренних дел РИ М.Медовым в ходе встречи представителей Хьюман Райтс Вотч с руководством Ингушетии в Магасе 27 мая 2008 г.

47 Цифра была озвучена Ю.Турыгиным в ходе встречи представителей Хьюман Райтс Вотч с руководством Ингушетии в Магасе 27 мая 2008 г. На встрече с представителями ПЦ «Мемориал» в октябре 2007 г. он же отмечал, что число покушений на сотрудников силовых структур в республике в 2007 г. возросло на 85% от уровня предыдущего года. (Report by the Memorial Human Rights Centre dedicated to the new round of consultations between the EU and Russia (Ljubljana, April 16, 2008). The Situation in the North Caucasus Autumn 2007 - Spring 2008, http://www.memo.ru/2008/04/18/1804083.html.) Особенно сложная ситуация сложилась в Малгобекском районе, где прирост таких преступлений составил 150%. (Информация прокуратуры РИ от 28 марта 2008 г., http://poriadok.ru/main/news/archive/2008/03/28/1045/.) Несмотря на рост потерь среди сотрудников силовых структур, Ю.Турыгин оценивает их деятельность по предупреждению терактов как успешную, поскольку, по его сведениям, в 2007 г. было всего 6 терактов, в то время как в 2006 г. – 16. (Встреча Хьюман Райтс Вотч с представителями республиканских органов власти в Магасе 27 мая 2008 г.)

48 ПЦ «Мемориал». Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

49 Цифра была озвучена министром внутренних дел РИ М.Медовым в ходе встречи представителей Хьюман Райтс Вотч с руководством Ингушетии в Магасе 27 мая 2008 г.

50 ПЦ «Мемориал». Письмо Президенту Республики Ингушетия по поводу серии нападений на русских жителей Ингушетии, 15 марта 2006 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2006/03/m53387.htm.

51 На встрече с представителями Хьюман Райтс Вотч в Магасе 27 мая 2008 г. президент Ингушетии М.Зязиков заявил, что после этих нападений «ни один русский не уехал из республики». Однако имеются достоверные сведения об отъезде Веры Драганчук с дочерью в Ставрополь вскоре после трагедии. См., в частности: ПЦ «Мемориал». Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

52 ПЦ «Мемориал». Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

53 См. ниже – Внесудебные казни (Ислам Белокиев и Апти Далаков).

54 По материалам анонимных интервью с жителями Ингушетии в июле 2007 г., проводившихся автором настоящего доклада в период работы в российском центре «Демос» (программа «Конфликтные зоны»). Такие настроения резко контрастируют с возмущенной реакцией, вызванной нападением басаевского отряда на Назрань и Карабулак в 2004 г., и показывают, как произвол при проведении спецопераций влияет на настроения в республике. См., в частности: «В зоне военных действий», ПОЛИТ.РУ, 31 июля 2007 г., http://www.polit.ru/author/2007/07/31/ingushetija.html.

55 «Джихад уже никому не остановить», 17 мая 2006 г., http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2006/05/17/44511.shtml. Следует отметить, что в условиях общественного возмущения в республике, вызванного убийством Людмилы Терехиной и ее семьи в июле 2007 г., руководство ингушских боевиков отмежевалось от этого преступления, заявив, что «… представители любой другой национальности, при условии их неучастия в борьбе против Ислама и мусульман, то мы не имеем к ним никаких претензий». Пресс-релиз «ингушского сектора кавказского фронта» от 3 сентября 2007 г., http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2007/09/03/52723.shtml.

56 «Официальный релиз заявления амира Докки Умарова о провозглашении Кавказского Эмирата», 21 ноября 2007 г., http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2007/11/21/54480.shtml.

57 «Ингушетия: хроника терактов, обстрелов, похищений», «Кавказский узел», http://kavkaz-uzel.ru/newstext/chronics/id/1196026.html.

58 ПЦ «Мемориал». Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

59 «Ингушетия: хроника терактов, обстрелов, похищений», «Кавказский узел», http://kavkaz-uzel.ru/newstext/chronics/id/1196026.html.

60 Так, только 13 июня 2008 г. в результате взрыва в Назрани погибли 4 человека. См.: “At least 8 dead in wave of Russia violence,” Reuters, June 13, 2008, http://www.alertnet.org/thenews/newsdesk/L13610161.htm.

61 Интервью Хьюман Райтс Вотч с сотрудником ПЦ «Мемориал» Александром Черкасовым. Москва, 12 мая 2008 г.

62 «Об итогах работы Временной комиссии Народного Собрания Республики Ингушетия по проверке фактов нарушения прав граждан в Республике Ингушетия», http://www.mashr.org/docs/doklad_parlamenta.php.

63 ПЦ «Мемориал». Ситуация в зоне конфликта на Северном Кавказе летом 2007 г.: оценка правозащитников. Октябрь 2007 г., http://www.memo.ru/2007/10/03/0310071.html#1.

64 Он же - Магас.

65 Указ Доку Умарова № 139 от 19 июля 2007 г., http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2007/07/21/51972.shtml.

66 См., в частности: «Чечни не стало», Gazeta.Ru, 1 ноября 2007 г., http://www.gazeta.ru/politics/2007/10/31_kz_2279391.shtml.

67 Там же.

68 См., в частности: Center Demos. Chechnya: Life at War. Moscow, 2007.

69 Интервью Хьюман Райтс Вотч с корреспондентом Радио Свобода Андреем Бабицким (по телефону) 15 мая 2008 г.

70 Там же.

71 См., в частности: «Чечни не стало», Gazeta.Ru, 1 ноября 2007 г., http://www.gazeta.ru/politics/2007/10/31_kz_2279391.shtml.

72 С точки зрения боевиков, государственные служащие не являются мирными жителями, хотя эта позиция не разделяется международным гуманитарным правом.

73 Интервью Хьюман Райтс Вотч с корреспондентом Радио Свобода Андреем Бабицким (по телефону) 15 мая 2008 г.

74Центр «Демос», «Чечня. Жизнь на войне», Москва: Демос, 2007; ПЦ «Мемориал». Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

75 В том числе законов о СМИ и о ФСБ – см. ниже.

76 Второй конфликт в Чечне, начавшийся в 1999 г., в России официально считался контртеррористической операцией. С 1999 г. и до принятия нового законодательства правозащитные НПО и эксперты неоднократно указывали на то, что войсковые операции на Северном Кавказе могли проводиться только в рамках законодательства о чрезвычайном положении, которое официально никогда не вводилось. НПО в особенности отмечали, что правительством не были обозначены ни территориальные, ни временные пределы операции и что в регионе были развернуты значительные военные силы, а до 2006 г. это допускалось лишь в рамках чрезвычайного положения. См., в частности: ПЦ «Мемориал», центр «Демос». Практика проведения «контртеррористической операции» Российской Федерацией на Северном Кавказе в 1999 – 2006 гг., 26 января 2007 г., http://www.memo.ru/hr/hotpoints/N-Caucas/dk1.htm.

77 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», http://www.rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html.

78 Закон был принят Госдумой 26 февраля, подписан президентом 6 марта и вступил в силу 10 марта 2006 г. Статьи 18 (возмещение вреда, причиненного в результате теракта), 19 (социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате теракта), 21 (возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты) и 23 (гарантии и компенсации лицам, участвующим в борьбе с терроризмом) вступили в силу с 1 января 2007 г.

79 В 1998 – 2006 гг.

80 В законе термин «оправдание» может толковаться двояко: 1) как выражение понимания мотивов, которыми руководствуются террористы; 2) как утверждение, что соответствующая террористическая деятельность оправдана с политической, социальной или иной точки зрения. Статья 205-2 УК РФ, предусматривающая ответственность за «оправдание терроризма», сопровождается комментарием, в котором указывается, что «публичное оправдание» означает «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и понимании», т.е. лишь вторая версия толкования в данном случая является применимой.

81 Понятие «иное пособничество» в особенности чревато произвольным применением, поскольку конкретные формы такого пособничества не называются. Так, обвинение в пособничестве подготовке теракта может быть предъявлено человеку, без умысла сдавшему квартиру лицу, которое впоследствии окажется террористом.

82 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статья 3.

83 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. ратифицирована Россией 5 мая 1998 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. ратифицирован СССР 16 октября 1973 г.

84 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статья 11. Подробнее об организационной структуре см. ниже.

85 Статья 100-2. Изменения были внесены федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 18-ФЗ.

86 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статья 11.

87 См. ниже – Общественные протесты и реакция властей.

88 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» требует санкции Совета Федерации. К тому же при введении чрезвычайного положения МИД «в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по [Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международному пакту о гражданских и политических правах], об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения» (статья 37).

89 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статья 12-1.

90 В том числе и за пределами Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статья 10.

91 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 352 «О мерах по реализации Федерального закона ‘О противодействии терроризму’», http://www.rg.ru/2007/06/14/antiterror-dok.html.

92 См. ниже – Спецоперации.

93 Информация была озвучена прокурором РИ Ю.Турыгиным на встрече представителей Хьюман Райтс Вотч с руководством Ингушетии в Магасе 27 мая 2008 г.

94 Там же.

95 См. ниже – Внесудебные казни (Рахим Амриев, Апти Далаков и др.)

96 Следует отметить, что федеральный закон о противодействии терроризму такого критерия не предусматривает.

97 Там же, п. 6-а.

98 Там же, п. 6-б.

99 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статья 14.

100 Там же, статья 13.

101 Начиная с уровня соединения вооруженные силы привлекаются по решению президента. Там же, статья 9.

102 Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму», http://www.rg.ru/2006/02/17/antiterror-doc.html.

103 Встреча Хьюман Райтс Вотч с представителями республиканских органов власти в Магасе 27 мая 2008 г.

104 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"», http://www.rg.ru/2006/07/29/antiterror-dok.html.

105 Неясно, применяется ли в данном случае комментарий к статье 205-2 УК, приведенный в сноске 82, поэтому, теоретически, в данном случае остается возможность использования широкого толкования для привлечения СМИ к административной ответственности.

106 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"», статья 2.

107 Там же. В законе указано: «… если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей». Эта оговорка, однако, носит размытый характер и чревата неоправданно широким применением запрета.

108 Там же.

109 Там же, статья 3.

110 Интервью Хьюман Райтс Вотч с сотрудником ПЦ «Мемориал» Александром Черкасовым. Москва, 12 мая 2008 г.

111 Убийство 9 октября 2007 г. в Малгобеке Альберта Горбакова (1985 г.р.) в настоящем докладе не рассматривается из-за отсутствия непосредственных свидетелей.

112 Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 6; Европейская конвенция о правах человека, статья 2.

113 Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 4(2); Комитет ООН по правам человека. Общий комментарий 6 «Право на жизнь» (статья 6), 1982 г., A/37/40; Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, резолюция Экономического и социального совета ООН 1989/65 от 24 мая 1989 г., Е/1989/89, принцип 1; Европейская конвенция о правах человека, статья 2; решения Европейского суда по правам человека: McCann and Others v. UK, no. 18984/91, 27 September, 1995, paras. 146-147; Avsar v. Turkey, no. 25657/94, 10 July 2001, para. 390; Ikincisoy v. Turkey, no. 26144/95, 27 July 2004, para. 67.

114 McCann and Others v. UK, no. 18984/91, 27 September, 1995, para. 150; Ikincisoy v. Turkey, no. 26144/95, 27 July 2004, para. 68.

115 McCann and Others v. UK, no. 18984/91, 27 September, 1995, para. 149. Формулировка «абсолютно необходима» в статье 2 Европейской конвенции означает, что требование необходимости по данной статье является более жестким, чем по статьям 8 – 11, где идет речь о «необходимости в демократическом обществе».

116 McKerr v. UK, no. 28883/95, 4 May 2001, para. 109; Ikincisoy v. Turkey, no. 26144/95, 27 July 2004, paras. 68-69.

117 См., в частности: Khashiyev and Akayeva v. Russia, nos. 57942/00, 57945/00, 24 February 2005; Bitiyeva and X v. Russia, nos. 57953/00, 37392/03, 21 June 2007; Musayeva and Others v. Russia, no. 74239/01, 26 July 2007.

118 Комитет ООН по правам человека. Общий комментарий 6 «Право на жизнь» (статья 6), 1982 г., A/37/40; Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, резолюция Экономического и социального совета ООН 1989/65 от 24 мая 1989 г., Е/1989/89; McCann and Others v. UK, no. 18984/91, 27 September, 1995, para. 161.

119 Европейская конвенция о правах человека, статьи 2, 13; Международный пакт о гражданских и политических правах, статьи 2(3), 6; Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, резолюция Экономического и социального совета ООН 1989/65 от 24 мая 1989 г., Е/1989/89, принципы 16, 20.

120 Ikincisoy v. Turkey, no. 26144/95, 27 July 2004, para. 77; Jordan v. UK, no. 24746/94, 4 May 2001, para. 107.

121 См., в частности: Khashiyev and Akayeva v. Russia, nos. 57942/00, 57945/00, 24 February 2005; Bitiyeva and X v. Russia, nos. 57953/00, 37392/03, 21 June 2007; Musayeva and Others v. Russia, no. 74239/01, 26 July 2007.

122 Интервью Хьюман Райтс Вотч с тремя свидетелями (имена не разглашаются).

123 Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается). Назрань, 28 декабря 2007 г. Этот человек заявил, что своими глазами видел, как Белокиеву подложили пистолет и гранату. Остальные опрошенные нами свидетели этого не видели, но слышали об этом от других.

124 Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается). Назрань, 28 декабря 2007 г.

125 РИА «Новости», 31 августа 2007 г.,

http://www.rian.ru/defense_safety/investigations/20070831/75903670.html.

126 Интервью Хьюман Райтс Вотч со свидетелем (имя не разглашается). Назрань, 28 декабря 2007 г.

127 Интервью Хьюман Райтс Вотч со свидетелем (имя не разглашается). Назрань, 28 декабря 2007 г.

128 В настоящее время детский сад используется под общежитие для ингушских вынужденных переселенцев из Пригородного района.

129 Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается) 21 декабря 2007 г.

130 На встрече с представителями ПЦ «Мемориал» в октябре 2007 г. прокурор РИ Ю.Турыгин подтвердил возбуждение прокуратурой ЮФО уголовного дела по статье 286-3-а УК (превышение должностных полномочий с применением насилия). См.: ПЦ «Мемориал». Ингушетия. 2007 год: куда дальше?, http://www.memo.ru/2008/02/12/1202081.htm.

131 Там же; Институт региональной политики: Итоги 10 – 16 сентября, http://regionalistica.ru/obzor/weekly/sep1007/polit100907/.

132 Встреча представителей Хьюман Райтс Вотч с руководством Ингушетии. Магас, 27 мая 2008 г.

133 Статья 317 УК.

134 Статья 222-1 УК.

135 Копия постановления о прекращении дела № 27520028 в досье Хьюман Райтс Вотч.

136 Интервью Хьюман Райтс Вотч с дядей Апти – Магомедом Далаковым. Карабулак, 21 декабря 2007 г. В ходе интервью нам была предоставлена возможность ознакомиться с перепиской с органами прокуратуры.

137 «Громкое убийство расследуют по горячим следам», НТВ, 3 сентября 2007 г., http://news.ntv.ru/116217/video/; «Коммерсант», 4 сентября 2007 г., http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=801190.

138 «Ингушетия: хроника терактов, обстрелов, похищений», «Кавказский узел», 15 сентября 2007 г., http://kavkaz-uzel.ru/newstext/chronics/id/1196026.html.

139 Интервью Хьюман Райтс Вотч. Чемульга, 21 декабря 2007 г.

140 В интервью Хьюман Райтс Вотч в Чемульге 21 декабря 2007 г. Рамзан Амриев, его двоюродный брат Аслан Амриев и двое соседей утверждали, что всего там было восемь взрослых и 14 детей.

141 Интервью Хьюман Райтс Вотч. Чемульга, 21 декабря 2007 г.

142 Место дислокации 503-го мотострелкового полка.

143 Данный пункт фигурирует в постановлении о признании потерпевшим Рамзана Амриева от 13 ноября 2007 г. за подписью старшего следователя военной прокуратуры майора юстиции Тупова. Хьюман Райтс Вотч ознакомилась с его содержанием во время интервью с Р.Амриевым в Чемульге 21 декабря 2007 г.

144 Встреча представителей Хьюман Райтс Вотч с руководством Ингушетии. Магас, 27 мая 2008 г.

145 Интервью Хьюман Райтс Вотч с А.Амриевым. Чемульга, 21 декабря 2007 г.

146 Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ф.Галаевой и Т.Галаевым. Сагопши, 24 декабря 2007 г.

147 Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ф.Галаевой. Сагопши, 24 декабря 2007 г.

148 Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ф.Галаевой и Т.Галаевым. Сагопши, 24 декабря 2007 г.

149 Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ф.Галаевой. Сагопши, 24 декабря 2007 г.

150 Интервью Хьюман Райтс Вотч с Т.Галаевым. Сагопши, 24 декабря 2007 г.

151 Копия постановления о возбуждении уголовного дела по статьям 317 и 222-2 УК в досье Хьюман Райтс Вотч.

152 Представители Хьюман Райтс Вотч ознакомились с официальной перепиской в ходе интервью с Ф.Галаевой в Сагопши 24 декабря 2007 г. Следует отметить, что проведенная прокуратурой проверка представляется формальной, поскольку ни у кого из Галаевых не было взято объяснений.

153 Хьюман Райтс Вотч не располагает доказательствами, которые бы подтверждали эту версию. Однако даже если бы братья Галаевы действительно смотрели указанную видеозапись, что представляется маловероятным с учетом раннего часа, это не могло бы служить достаточным основанием для обвинениях их в терроризме и никоим образом не могло бы оправдать жесткость проведения спецоперации в их доме.

154 Встреча представителей Хьюман Райтс Вотч с руководством Ингушетии. Магас, 27 мая 2008 г.

155 Интервью Хьюман Райтс Вотч. Малгобек, 24 декабря 2007 г.

156 Группы оперативного управления контртеррористическими операциями были созданы во всех республиках Северного Кавказа сразу после нападения боевиков на Ингушетию в июне 2004 г. В их задачи входит проведение операций против незаконных вооруженных формирований силами УФСБ, милиции, внутренних войск и МЧС. «Московские новости», 4 февраля 2005 г., опубликовано на: http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/mn/system/.

157 Копия документа предоставлена Хьюман Райтс Вотч М.Зязиковым в ходе встречи с руководством Ингушетии в Магасе 27 мая 2008 г.

158 См.: РИА «Новости», 1 февраля 2007 г., http://www.rian.ru/incidents/20070201/60025549.html.

159 Копия рукописного заявления Хусейна Муталиева, датированного 5 февраля 2007 г., в досье Хьюман Райтс Вотч.

160


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Краткое содержание 4 >II. Рекомендации 7
1412.46kb.
Направление подготовки
25.24kb.
4 Анализ износа (повреждений) деталей и методы дефектировки
359.52kb.
Краткое содержание мероприятия дата и место проведения организаторы
76.93kb.
Краткое содержание этапов исследований в 2007 году Сроки начала и оконча-ния темы Подразделение научного учреждения
16.08kb.
Краткое содержание Шифр книги 1
154.42kb.
Краткое содержание проекта Проект проводится в рамках школьного предмета мхк
54.04kb.
Краткое содержание проекта Защита окружающей среды от промышленных загрязнений
90.61kb.
Краткое содержание Участники мероприятия 02. 11. 11г. 01. 11. 11г в 13-00 часов встреча членов отряда осп с работниками правоохранительных органов на тему: «Закон суров, но это закон»
26.92kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Периартриты плечевого сустава. Даны рекомендации по установлению связи заболеваний с профессией, экспертизе трудоспособности больных, их трудоустройству и лечению
281.85kb.