Главная страница 1


  1. Цулина Елена Трофимовна

  2. НМОУ «Лицей №111», 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 35.

  3. Учитель русского языка и литературы

  4. Стаж работы в должности: 25 лет

  5. Лингвистическое сочинение – показатель коммуникативной компетенции выпускника основной школы.

  6. Функционально-смысловой тип речи, коммуникация, аргумент.

Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы

То обстоятельство, что Единый государственный экзамен по русскому языку стал обязательным, а ГИА в 9 классе – важная ступень на пути к ЕГЭ, заставляет учителя по-новому взглянуть на привычный процесс преподавания русского языка, а именно:



  • интенсифицировать, систематизировать процесс обобщающего повторения грамматических понятий;

  • осознать взаимосвязь анализа текста-образца и написания собственной творческой работы на основе текста (сочинения-рассуждения, изложения);

  • освоить новый жанр сочинения-рассуждения по предъявленной модели.

Лингвистическое сочинение, предлагаемое выпускнику как вариант аттестационной работы за курс неполной средней школы, несомненно имеет свои особенности. Отмечать эти особенности, формируя навыки написания лингвистического сочинения, необходимо уже с пятого класса, чтобы в девятом классе ученик мог предметно рассуждать о любом лингвистическом явлении. В пятых-шестых классах лингвистическое сочинение отличает главная особенность – это образность, предполагающая ассоциативное осмысление любой единицы языка.

В седьмом и восьмом классах лингвистическое сочинение меняет свой характер – это уже сочинение-рассуждение, которое, как правило, является ответом на вопрос. Это размышление, в котором сравниваются разные точки зрения на одно и то же языковое явление и аргументируется выбор одной из них.

В девятом, выпускном классе, темы лингвистических сочинений представляют не только диагностику лингвистического понятия, но и иное, новое осмысление языка как средства общения.

Задания части С в формате ГИА предусматривают четкую структурированность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Однако традиционные учебники не содержат ни алгоритма анализа текста-образца, ни планирования собственного рассуждения.

Практика показала, что анализ текста-образца и творческая работа над сочинением – две стороны единого процесса. Они нераздельны. Чтобы написать собственный текст, нужно:


  • изучить текст-образец;

  • осознать его смысловое содержание и структуру;

  • понять принципы его логического деления;

  • осознанно использовать эту информацию в собственном сочинении.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (задание С2) вызывает у выпускников определенные затруднения, которые свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативной компетенции, в том числе и текстовой компетенции, и недостаточно высоком уровне культуры лингвистического мышления.

Итоговый экзамен требует от учащихся владения определенным объемом текстоведческих понятий (тема, тип и стиль текста, элементы его структуры – цепное и параллельное строение текста, средства связи предложений и смысловых частей текста).

Задача учителя при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему состоит в том, чтобы собрать и систематизировать весь материал по данной теме и, выбирая оптимальные формы и методы работы, качественно подготовить выпускников 9-х классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Сущность опыта

В варианте С2.1 при оценивании работы учитывается наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос, касающийся лингвистики. Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать его как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Кроме того учащиеся должны четко представлять, о чем писать, как подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу.



Новизна состоит в отборе, систематизации учебного материала и способов его подачи в соответствии с личностным опытом ученика, выстраивании коммуникации с текстом. Разработаны следующие этапы работы:

1. Повторение структуры текста-рассуждения, средства связи его частей (на этом этапе формируется умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему).

Текст сочинения-рассуждения представляет собой параллельную структуру:


  • тезис;

  • аргументы (доказательства);

  • вывод.

2. Составление памятки «Как писать сочинение-рассуждение».

  • Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить; что текст-рассуждение четко структурирован и строится по определенной схеме.

  • Подумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.

  • Приступая к написанию рассуждения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.

  • Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на общий тезис сочинения, его идею, сформулированную в первой части.

  • Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

  • Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.

3. Создание таблицы «Функции знаков препинания».

  • разделительные знаки;

  • завершающие знаки;

  • выделительные знаки.

К каждой функции учащиеся самостоятельно подбирают примеры из текстов художественных произведений.

Группа учащихся оформляет данный материал в виде мультимедийной презентации.

4. Коллективная работа над созданием текста-образца сочинения-рассуждения, используя основные языковые средства оформления рассуждения:


  • Доказательство.

  • Вводные слова, наречия: во-первых, во-вторых, следовательно, поэтому, откуда, тогда, например.

  • Союзы: поскольку, так как, ввиду того что, в результате чего, так что, вследствие чего.

  • Речевые обороты: из этого следует, что…; это позволяет предположить, что…; допустим, что…; доказательством служит…

  • Объяснение.

  • Вводные слова, наречия: например, таким образом, поэтому.

  • Союзы: так как, потому что, благодаря тому что…, поскольку.

  • Речевые обороты: это объясняется тем, что…; это зависит от того, что…; это связано с тем, что…; это обусловлено…; является следствием того, что…

  • Размышление.

  • Вводные слова, наречия: на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, по моему убеждению, скорее всего, видимо, поэтому, отсюда.

  • Союзы: поскольку, так как, так что, если, хотя.

  • Речевые обороты: я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; все зависит от того, что…; получается, что…; допустим, что…

  • Вывод.

Вводные слова, наречия: итак, таким образом.

Речевые обороты: я согласен с тем, что…; я могу с уверенностью сказать, что…; я убежден, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…

Используем также речевые стандарты – клише в зависимости от коммуникативного замысла:


  • комментирование основного содержания исходного текста;

  • выделение позиции автора;

  • изложение собственного мнения.

5. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация. В коммуникативном плане аргументация – это процесс передачи информации другому лицу. Целью так понятой аргументации является воздействие на собеседника для создания определенного понимания изложенного. При написании сочинения ученики должны приводить иллюстрированные примеры-аргументы из прочитанного текста, подтверждающие высказанные мысли. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность.

Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

6. Анализ написанных работ учащимися (по желанию авторов). Обмен мнениями в устной и письменной формах.

Таким образом, на качество выполнения экзаменуемыми третьей части экзаменационной работы влияют и сформированность понятийного аппарата, и развитие навыков аналитической работы со словом и текстом, и наличие регулярной практики в анализе языковых явлений. Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постоянно на протяжении всего школьного курса. Использование личностно-ориентированного подхода, в основе которого создание на уроке ситуации успеха, учет субъектного опыта ученика и предоставление ему выбора получения и обработки учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, элементов развивающего обучения, поисково-исследовательской работы в урочной деятельности позволяет развивать коммуникативные и творческие способности учащихся и отвечают целям образования на современном этапе.



Результаты ГИА - 2010 доказывают правильность и целесообразность данной системы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Из 70 учащихся 60 справились с экзаменационной работой на «хорошо» и «отлично», из них 32 (46%) выбрали вариант С2.1, максимальный балл (7 баллов) получили 20 (63%) учащихся, 8 (25%) учащихся получили 6 баллов, 4 (12%) человека получили 5 баллов.

Необходимые условия внедрения педагогического опыта

  1. Учет особенностей учащихся, их интересов и способностей.

  2. Профессиональная готовность учителя применять активные формы обучения на своих уроках, владение необходимыми знаниями и навыками работы с ИКТ.

  3. Соответствие материально-технической базы современным технологиям образования.

Список литературы

  1. Николина, Н.А. Филологический анализ текста : учеб. пособие для студентов / Н.А. Николина. - М.: Просвещение, 2003. – 60 с.

  2. Пленкин, Н.А. Уроки развития речи. 5-9 кл. : книга для учителя /Н.А. Пленкин – М.: Просвещение., 1995. – 72 с.

  3. Степанова, Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы : учебное пособие / Л.С. Степанова - М. : Просвещение, 2005. – 112 с.

  4. Цыбулько, И.П. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010 / ФИПИ / И.П. Цыбулько. – М.: «Интеллект-Центр», 2010. – 90 с.



Смотрите также:
Лингвистическое сочинение показатель коммуникативной компетенции выпускника основной школы
74.74kb.
Квалификация (степень) выпускника
1328.48kb.
Создать условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в рамках темы " Fun Parks in the usa" в режиме урока и самостоятельной работы с ресурсом
72.48kb.
Анализ учебно-воспитательной работы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Курежской основной общеобразовательной школы
785.16kb.
Отчетные материалы
1895.89kb.
Русский язык Проблемы и размышления Е. А. Быстрова
135.33kb.
1 Квалификация выпускника – учитель-логопед Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-логопеда по специальности 031800 Логопедия 5 ле
647.55kb.
По формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности по предмету через применение технологии
456.94kb.
От ок-1 до ок-19 соответствуют фгос впо бакалавриата по направлению подготовки «Журналистика»
322.11kb.
Рабочая программа по окружающему миру мбоу верхнемактаминской основной общеобразовательной школы учителя начальных классов
1373.91kb.
Сочинение на областной заочный конкурс творческих работ, посвященный 90-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина Номинация
56.56kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.