Главная |
страница 1
Актуальность опыта и анализ исходного состояния проблемы То обстоятельство, что Единый государственный экзамен по русскому языку стал обязательным, а ГИА в 9 классе – важная ступень на пути к ЕГЭ, заставляет учителя по-новому взглянуть на привычный процесс преподавания русского языка, а именно:
Лингвистическое сочинение, предлагаемое выпускнику как вариант аттестационной работы за курс неполной средней школы, несомненно имеет свои особенности. Отмечать эти особенности, формируя навыки написания лингвистического сочинения, необходимо уже с пятого класса, чтобы в девятом классе ученик мог предметно рассуждать о любом лингвистическом явлении. В пятых-шестых классах лингвистическое сочинение отличает главная особенность – это образность, предполагающая ассоциативное осмысление любой единицы языка. В седьмом и восьмом классах лингвистическое сочинение меняет свой характер – это уже сочинение-рассуждение, которое, как правило, является ответом на вопрос. Это размышление, в котором сравниваются разные точки зрения на одно и то же языковое явление и аргументируется выбор одной из них. В девятом, выпускном классе, темы лингвистических сочинений представляют не только диагностику лингвистического понятия, но и иное, новое осмысление языка как средства общения. Задания части С в формате ГИА предусматривают четкую структурированность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Однако традиционные учебники не содержат ни алгоритма анализа текста-образца, ни планирования собственного рассуждения. Практика показала, что анализ текста-образца и творческая работа над сочинением – две стороны единого процесса. Они нераздельны. Чтобы написать собственный текст, нужно:
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи (задание С2) вызывает у выпускников определенные затруднения, которые свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативной компетенции, в том числе и текстовой компетенции, и недостаточно высоком уровне культуры лингвистического мышления. Итоговый экзамен требует от учащихся владения определенным объемом текстоведческих понятий (тема, тип и стиль текста, элементы его структуры – цепное и параллельное строение текста, средства связи предложений и смысловых частей текста). Задача учителя при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему состоит в том, чтобы собрать и систематизировать весь материал по данной теме и, выбирая оптимальные формы и методы работы, качественно подготовить выпускников 9-х классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В варианте С2.1 при оценивании работы учитывается наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос, касающийся лингвистики. Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать его как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Кроме того учащиеся должны четко представлять, о чем писать, как подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу. Новизна состоит в отборе, систематизации учебного материала и способов его подачи в соответствии с личностным опытом ученика, выстраивании коммуникации с текстом. Разработаны следующие этапы работы: 1. Повторение структуры текста-рассуждения, средства связи его частей (на этом этапе формируется умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему). Текст сочинения-рассуждения представляет собой параллельную структуру:
2. Составление памятки «Как писать сочинение-рассуждение».
3. Создание таблицы «Функции знаков препинания».
К каждой функции учащиеся самостоятельно подбирают примеры из текстов художественных произведений. Группа учащихся оформляет данный материал в виде мультимедийной презентации. 4. Коллективная работа над созданием текста-образца сочинения-рассуждения, используя основные языковые средства оформления рассуждения:
Вводные слова, наречия: итак, таким образом. Речевые обороты: я согласен с тем, что…; я могу с уверенностью сказать, что…; я убежден, что…; мне хочется сделать вывод о том, что… Используем также речевые стандарты – клише в зависимости от коммуникативного замысла:
5. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация. В коммуникативном плане аргументация – это процесс передачи информации другому лицу. Целью так понятой аргументации является воздействие на собеседника для создания определенного понимания изложенного. При написании сочинения ученики должны приводить иллюстрированные примеры-аргументы из прочитанного текста, подтверждающие высказанные мысли. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность. Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений). 6. Анализ написанных работ учащимися (по желанию авторов). Обмен мнениями в устной и письменной формах. Таким образом, на качество выполнения экзаменуемыми третьей части экзаменационной работы влияют и сформированность понятийного аппарата, и развитие навыков аналитической работы со словом и текстом, и наличие регулярной практики в анализе языковых явлений. Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постоянно на протяжении всего школьного курса. Использование личностно-ориентированного подхода, в основе которого создание на уроке ситуации успеха, учет субъектного опыта ученика и предоставление ему выбора получения и обработки учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, элементов развивающего обучения, поисково-исследовательской работы в урочной деятельности позволяет развивать коммуникативные и творческие способности учащихся и отвечают целям образования на современном этапе. Результаты ГИА - 2010 доказывают правильность и целесообразность данной системы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Из 70 учащихся 60 справились с экзаменационной работой на «хорошо» и «отлично», из них 32 (46%) выбрали вариант С2.1, максимальный балл (7 баллов) получили 20 (63%) учащихся, 8 (25%) учащихся получили 6 баллов, 4 (12%) человека получили 5 баллов. Необходимые условия внедрения педагогического опыта
Список литературы
Смотрите также:
Лингвистическое сочинение показатель коммуникативной компетенции выпускника основной школы
74.74kb.
Квалификация (степень) выпускника
1328.48kb.
Создать условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в рамках темы " Fun Parks in the usa" в режиме урока и самостоятельной работы с ресурсом
72.48kb.
Анализ учебно-воспитательной работы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Курежской основной общеобразовательной школы
785.16kb.
Отчетные материалы
1895.89kb.
Русский язык Проблемы и размышления Е. А. Быстрова
135.33kb.
1 Квалификация выпускника – учитель-логопед Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-логопеда по специальности 031800 Логопедия 5 ле
647.55kb.
По формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности по предмету через применение технологии
456.94kb.
От ок-1 до ок-19 соответствуют фгос впо бакалавриата по направлению подготовки «Журналистика»
322.11kb.
Рабочая программа по окружающему миру мбоу верхнемактаминской основной общеобразовательной школы учителя начальных классов
1373.91kb.
Сочинение на областной заочный конкурс творческих работ, посвященный 90-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина Номинация
56.56kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
|