Главная страница 1страница 2

Приложение 1.

Методические рекомендации
Вопросы для подготовки к игре (ответы только у жюри)
1. Серия «Славянская химия»

1. Что такое «греческий огонь»? О: Аналог напалма, смесь горючего  нефти и растворенной серы, окислителя  селитры, загустителя  смолы. Видимо в состав смеси входил и белый фосфор.

2. С помощью чего «метали» греческий огонь? О: С помощью баллист  установок для метания камней и запечатанных смолой горшков с греческим огнем. На византийских кораблях могли стоять и прообразы паровых машин-компрессоров.

3. На основе каких химических процессов славяне делали стальное оружие? О: Им не были известны ни мартеновский ни доменный способы получения стали и чугуна. Использовалось прямое получение железа восстановлением углем. Железо получалось пористое (крица). Шлак «выбивали» из железа длительной проковкой. Качество стали было невысоким.

4. Какие химические процессы у славян лежали в основе производства бронзового оружия? О: Обжиг сульфида меди до меди:

CuS + O2 = Cu + SO2.

Восстановление оксида олова углем:

SnO2 + C = Sn + CO2.

Сплавление меди и олова (физ. процесс).

Из-за того, что славяне были оторваны от традиционных мест добывания цветных металлов изделия из бронзы были более редки, чем из железа.

5. Известно, что температура плавления золота равна 1063 0С. Как славянам удавалось делать золотые изделия? О: С помощью дров такую температуру не разовьешь. Для повышения температуры плавления использовали горение древесного угля с впрыском воздуха в зону горения (обогащение горючей смеси).

6. Какие красители славяне использовали для окраски ткани? О: Суровый холст  некрашеный и небеленый. Беленый холст обрабатывался по следующей технологии: а) заливка горячим раствором щелока (древесной золы) на ночь; б) «выгорание» влажного холста на солнце  фотохимическое окисление естественных красителей кислородом; в) стирка и битье деревянными вальками; г) повторное «золение»  горячая обработка щелоком. Отбелка могла проводиться мукой, молочной сывороткой и даже навозом. Цветные ткани  использовали растительные красители: красный (лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, сычужник); желтый (купальница, сурепица, бессмертник, купавка, дрок, кора дикой яблони, листья березы, орешник, шелуха лука); оранжевый (чистотел); зеленый (крапива, плаун, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони); синий (кора дуба и яскня, цветы василька и колокольчика, ягоды черники); малиновый и фиолетовый (ягоды ежевики); коричневый (кора ивы, ольхи и крушины); черный (таволга, толокнянка, подбел).

7. Какие красители славяне использовали для окраски обуви? О: Использовали насекомых (из насекомого «червеца» делали «червленый» (красный) краситель), минеральные пигменты (жженая охра  красный цвет).

8. Какими красителями славянские красавицы красили волосы? О: Привозной хной с востока, отваром коры дуба и других растений.

9. Какие вещества славянские красавицы могли использовать, чтобы подкрасить брови и ресницы? О: Черный, насыщенный цвет давал сульфид сурьмы (Sb2S5). Отсюда выражение «насурьмяненный»  приукрашенный.

10. Какие вещества славянские красавицы могли использовать для румян? О: Сок растений  свеклы,

11. Известно, что луки дружинников были составными. Какой клей использовали для склеивания деталей лука? О: Клей из рыбьей чешуи

12. Какие «химикаты» применялись для дубления кожи? О: Молочная сыворотка и ржаной квас (молочная кислота), ржавчина, растворенная в квасе

13. Каков состав древнеславянских чернил? О: Южные славяне писали черными чернилами сделанными из галловых «орешков». Северные чаще не писали, а чертили на бересте.

14. Чем с химической точки зрения является вещество, с помощью которого конопатили швы между досками, которыми надшивали в высоту боевые челны? О: Основой веревок, изготовленных изо льна и конопли, является целлюлоза.

15. Какие полимерные вещества использовали славяне? О:Высокомолекулярные полисахариды крахмал, целлюлозу; белки шерсти, мяса.

16. Какие химические процессы лежат в основе выпечки хлеба? О: Частичный гидролиз крахмала под действием ферментов закваски до сахарозы. Частичное спиртовое и молочнокислое брожение продуктов гидролиза. Образование побочных продуктов гидролиза  изовалерианового альдегида (запах ржаной корки) и т.д. Частичное разложение крахмала на декстрины при нагревании.

17. Соединения какого элемента входили в состав привозных отбеливающих мазей, которыми пользовались княгини, боярыни и другие женщины из богатых семей? О: Соединения ртути. Это приводило к хроническим отравлениям женщин из богатых семей и преждевременным смертям.

18. Известно ли было древним славянам, как получать стекло? Каким преимущественно был состав стекла? О: Да, в IX-X веках стекло начинает повсеместно распространяться на Руси. Обнаружены детали оборудования стеклодувных мастерских. Использовалась легкоплавкая шихта. Для снижения температуры плавления к смеси оксидов кальция и натрия добавляли оксид свинца PbO, оксид бора B2O.

19. Какие элементы вводили в состав шихты для получения цветных стекол? О: Минеральные пигменты: оксид кобальта CoO (синий цвет), оксид меди CuO (зеленый цвет и др.).

20. Известно, что славяне пили легкие алкогольные напитки. Каков химизм их получения? О: Были популярны сбитни, квасы, легкие напитки, продукты брожения ржаной муки, гречихи, меда (медовуха). Крепость напитков не превышала 9 0. Виноградные вина были привозными, дорогими и редкими.

21. Известно, что среди славянок были очень популярны цветные бусы и браслеты. Из чего и как их делали? О: В производстве бус и славяне широко использовали цветные легкоплавкие стекла. Браслет  французское слово. Славяне называли их «обручь»  то, что охватывает руку. Стеклянные браслеты были дешевы и массово производились с X века. Цвет  голубой, синий, фиолетовый, зеленый, желтый. При поломке не чинились  выбрасывались. Технология заимствована из Византии.

2. Серия «Славянское оружие»
1. Чем был вооружен славянский воин? О: Защита: «броня» (кольчуга), конический или куполовидный шлем, круглый (а с X века каплевидный) щит, пластинчатый доспех; Рубящее оружие: меч (или сабля), боевой топор (широкий  секира или узкий  чекан);

Колющее оружие: копье длиной 1,8-2,2 м, кинжал;

Ударное оружие: палица, булава, дубина;

Метательное оружие: сулица  легкое копье (дротик) длиной 1,2-1,5 м, швыряльный нож, лук

2. Каково было устройство меча? О: У меча есть: крыж (рукоять), состоящий из яблока (набалдашника), собственно рукояти (черен), перекрестья (огниво), клинок. Центральное широкое продольное углубление клинка называлось дол, делалось для облегчения меча. Материал меча  от низкопробной, довольно хрупкой стали(сыродутного железа), до булатной стали.

3. Как был устроен щит? О: До X века чаще был круглый, из дерева, обшит кожей, окантован металлом. С X века, как и по всей Европе, получил распространение каплевидный щит.

4. С чем связана каплеобразная форма славянского щита? О: Миндалевидные щиты пришли из Западной Европы. Распространились в связи с усилением роли конницы. Такой щит закрывал всадника от плеча до колена.

5. Как соединялись звенья кольчуги? О: Кольца (клепаные или сварные). Каждые четыре глухих сварных кольца соединялись одним разомкнутым, которое потом заклепывалось.

6. Что делали славяне для защиты доспеха (кольчуги) от коррозии? Что могло быть, если такую защиту проводить нерегулярно? О: Регулярно смазывали доспех растительным маслом (льняным, конопляным). Подсолнечного масла на Руси еще не было. Если регулярно не обновлять такую смазку, то начинается фотохимическая и радикальная полимеризация растительного масла, на поверхности изделия образуется полимерная пленка. При этом кольчуга, лежащая в сундуке может «склеиться» в единый монолит.

7. Что такое бармица? О: Кольчужная сетка, крепящаяся к шлему, защищающая шею и затылок.

8. Что такое клевец и как он устроен? О: Клевец  разновидность булавы с узким клювом сокола для разбивания тяжелых, пластинчатых доспехов.

9. Почему тяжелое вооружение типа рыцарского было менее распространено на Руси?

О: Это связано с:высокой плотностью населения в Европе и низкой на Руси. На Руси перегоны от одного населенного пункта до другого были слишком велики. А также с необходимостью защиты от легковооруженных, но быстрых степняков.

10. Каковы были средние размеры славянского меча? О:В среднем длина  около 95 см, ширина у рукояти до 7 см. Толщина меча до 6 мм в центральной части (в области дола). Известен лишь один «богатырский меч» длиной 125 см.

12. Чем отличался славянский «булат» от персидского? О: Среднеазиатские булатые мечи делали на основе литья и боялись морозов, а славянский булат делался на основе сварки.

Почему для склейки сухожилий боевых луков славяне использовали именно рыбий клей? О: Из-за высокой эластичности и прочности клеевых соединений на его основе.

13. Как славяне называли колчан для лука? Где его носили? О: Слово «колчан»  татарского происхождения. Славяне называли вместилище для стрел  «тул». Тул носили или справа у пояса или на спине через плечо.

14. Что такое срезень? О: Наконечник стрелы с широким режущим лезвием обращенным вперед. Служил для стрельбы по незащищенному противнику.

15. Что такое булат? О: «Булат» («дамасская сталь», «харалуг»)  оружейная сталь, содержащая более одного процента углерода и его неоднородным распределением в металле. Отличалась высокой прочностью и очень высокой гибкостью. Меч из булата не ломался, даже будучи согнут в кольцо. Отличительный признак  наличие рисунка (узора)  сетчатого, волнистого, коленчатого и т.д.

16. Чем отличался среднеазиатский и славянский булаты? О: Среднеазиатский булат  литой, не выдерживал морозов, становился хрупким. Славянский (Европейский) булат  сварочный.

17. Как выглядела «рогатина»? О: Рогатина  это копье для рукопашного боя. Длина  лезвия  30 см, ширина пера  до 6 см толщина  до 1, 5 см, поперечник древка до 5 см. По форме наконечник похож на лист лавра.

18. Чем отличались луки Западной и Восточной Европы? О: Тетивы западноевропейских лучников в основном были из конопли (пеньки). Из них нельзя было стрелять под дождем. Славянские лучники использовали «всепогодные» тетивы из шелка, сухожилий, кишок, кожи животных. Их пропитывали смесью жира и желтого воска (наносили гидрофобное покрытие)

19. Для чего славяне использовали порох? О: Ни для чего. Он был изобретен позже.

Что за смолу использовали славяне для защиты стен своих городов при штурме неприятеля, битум? Нет, битум делают из нефти, а нефтедобычу славяне не вели. Использовали смолу, являющуюся продуктом сухой перегонки древесины.


3. Серия «Славянские боги
1. Кто такой Род? Род  сын Всевышнего, начавший создание видимогой мира и разделивший его на три части: верхний, средний и нижний.

2. Как называлась обитаемая богами часть небес (верхний мир)? Правь

3. Как называлась обитаемая часть мира, в котором живут люди? Явь

4. Как назывался нижний мир, мир прошлого? Навь

5. Кто такой Сварог? Сын бога Рода, завершивший творение мира, в переводе с санскрита «ходящий по небу»

6. Чем славянская мифология принципиально отличалась от греческой? В греческой мифологии было допустимо, что сыновья воевали с отцами и наоборот.Уран пытался уничтожить детей. Зевс искалечил своего отца, бога Крона. По славянской мифологии это то же, что и воевать с самим собой.

7. Что сварганил (сварил, создал) бог Сварог? С помощью волшебного камня Алатырь создал Землю. Создал Синюю Сваргу (страну в небесах, где живут наши славные предки).Дал людям Солнце  Ра (радость) и огонь. Сбросил с небес на землю золотые плуг и ярмо, чтобы возделывать землю, секиру, чтобы ее защищать и чашу для приготовления священного напитка.

8. Кто такой Велес? Бог, который привел мир, созданный Родом и Сварогом, в движение, направляющей силой которого является Любовь. Он же покровитель животных.

9. В чем смысл славянской свастики и чем она отличалась от фашистской? Свастика  знак солнцеворота. Ее верхний конец поывернут влево, а движение идет по часовой стрелке (Посолонь), к Прави. Фашистская свастика имела обратное направление, против часовой стрелки (по вере славян от мира светлых богов к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя)

10. Кто такие Даждьбог, Семаргл, Стрибог и Перун? Сыновья Сварога, Даждьбог  бог Солнца, податель тепла и света, он же Белый свет, который есть всегда.

Семаргл  огненный бог, бог огня, который сидел на златогривом коне серебряной масти. Стрибог  бог ветра. Перун  бог грозовых туч, грома и молнии, бог войны, покровитель князей и воинов. Бог битв и борьбы.

11. Какую форму имело новгородское святилище в честь Перуна? Форму громового знака  колесо с шестью спицами. Такой знак на славянских домах «защищал» их от молнии

12. Что за богиня по имени Лада была у славян? Лада (Любовь)  богиня красоты, супруга Сварога. Второе имя Лады  Слава, от этого имени и произошло название славян. Богиня лета и любви. Она же лебедушка.

13. Кто такие Жива, Марена и Леля? Дочери Сварога

14. Кто такой Хорс? Бог солнечного, желтого света (хороший, хоровод, хоромы), помощник земледельцев. Хоро  солнечный диск, круг, нехорошо (несолнечно). Всегда с Дажьдьбогом

15. Кто такой Ярило? Бог солнца после зимней смерти природы. Молодой рыжеволосый всадник на белом коне, в белой мантии с венком из весенних цветов, в левой руке у него ржаные колосья..

16. У греков был кентавр Хирон а у славян…? Бог-человекоконь (кентавр) Китоврас

17. За что бог Семаргл ежемесячно разрубает Месяц попоплам? За то, что тот украл жену бога солнца Хорса Зарю-Заряницу.

18. Кто такой Святогор? Сын Сварога, караулящий выход темных богов из Нави, стоящий на границе вета и Тьмы.

19. Кто такая богиня Мара Богиня смерти, она же Морана. Смотри морок, мрак, мор, заморозки. Мары (опасные привидения)  слуги Мары

20. Что за бог Чернобог? Бог тьмы, антипод бога дневного света Белобога, злой бог. Аналог индийского бога Шивы-разрушителя. Ходил в черной одежде, но с белыми заплатами. Белобог  в белой одежде с черными заплатами. (Инь и Янь).
4. Серия «Славянские суеверия»
1. Кто такие мавки? Лесные русалки

2. Кто такие берегини? Берегиня  добрый дух, в переводе с санскрита «поддерживающая»

3. Кто такая Кикимора? Злой дух, убивающий по ночам детей. Беспокойные худосочные карлицы. У них голова с наперсток, а туловище тоненькое как соломинка. Не переносит на дух мужчин. Любит женские работы, пытается по ночам прясть, но все запутывает.

4. Кто такая Баба-Яга? Индийский прототип бабы-яги Ягаяджа (жертва). Ступа  погребальное сооружение (гроб). Богиня смерти Морана передает умерших Бабе Яге, которая питается душами умерших. Так как покойница, не переносит живой плоти и дневного света.

5. Почему славяне строили свои храмы из дерева, а не из камня? Потому, что храмы строились только из «живого» материала.

6. Зачем трижды плюют через левое плечо? За правым плечом стоит светлая сила  Счастье (Доля, в последующем  ангел), за левым плечом стоит темная сила Злосчастье (Недоля, позже  черт).

7. Были ли «гномы» на Руси? На Руси были маленькие подземные кузнецы «хмуры», «чудь белоглазая» и «копары». См. Мужичок-с-ноготок и Мальчик-с-пальчик.

8. Кто такой леший? Леший  лесной. Хозяин чащоб. Внешность переменчива, то великан, то ниже куста. Дух леса, «нечисть», любит завести охотника в чащу. Хозяин лесной живности. От него можно откупиться.

9. Кто такой Кощей бессмертный? Мифологический образ окостеневшей, замерзшей от мороза природы, «сухой», «худой», «тощий». Старается извести Ладу, богиню любви и красоты

10. «Черный ящик». В нем игла. Что это? Кощеева смерть

11. Кто такой «анчутка», он же «нелегкий», он же «куцый»? Бес, черт, лихой, черная сила. Может насылать непогоду, метель, способны «закружить», сбить с дороги.

12. Кто такие «ведьмы»? Ведьма  произошло от «ведунья»  много знающая. Умеет врачевать, заглядывать в прошлое и будущее. Любит обращаться в животных. Летает на метле.

13. Как по русским преданиям выглядел домовой? Что делал? Старенький, маленький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обитает чаще в углу, за печью. Бывает и добрый, тогда охраняет дом и злой. Нрав зависит от хозяев дома. У добрых и хозяйственных  добрый и заботливый хлопотун. Может обидеть, наградить тяжелым сном. Отходчив. От него можно откупиться.

14. Кто такой шишига? Шишига  нечистый, сатана, бес, злой кикимора или домовой, нечистая сила.

Какие отношения складывались между человеком и водяным? Люди домового боялись, мельник с ним дружил, но приносил дары, откупался. Любимый цвет  черный. Дар  черный петух, черный козел и ченая лошадь. Спас под водой град Китеж.

15. В чем заключался дуализм русалки? Русалка  утопившаяся от несчастной любви девушка (девочка). В сердце ее переплелись два чувства: любовь к смертному и желание отомстить за свою загубленную судьбу. Могут быть добры к человеку, а могут и погубить его.

16. Чем «домовой» отличался от «дворового»? Домовой живет в доме, а дворовый не вхож в избу, живет на подворье. Не добродушен, как домовой, злобен. Дружит лишь с собакой, если она не белая, и с козлом.

17. Почему нельзя здороваться через порог? Порог для древнего человека  естественная граница между мирами: «своим», обжитым и «чужим»  «менее обжитым». Пересечение миров таит опасность.

18. Какие деревья почитались в языческие времена как деревья-хранители? Дуб, береза, сосна. Каштан  на Украине.

19. Какие деревья считались «погаными»? Осина, ель, тополь. Но на поганые деревья можно было переносить болезнь. А осиновый кол  единственное оружие против нечисти.


5. Серия «Славянский быт»
1. Как одевались славянские князья? Корзно (плащ-накидка) из дорогих тканей (плотный шелк, яркий, узорчатый бархат, золотая парча) с застежкой ювелирной работы. Штаны. Сапоги.

2. Какую одежду носили богатые славяне? ?

Из чего состоял парадный наряд княгини? ?

3. Как одевалось простонародье? Рубаха. Ворот и рукава с вышивкой, играющей роль оберега. Воротника или нет или «стоечка». Застежки-пуговицы.

Пояс носили только мужчины! К ним привешивали ключи, ножи, кресала, поясные сумки (карманы).

У мужчин  порты (штаны), без разреза, со шнурком (гашником), довольно узкие, длиной по щиколотку, заправленные в онучи.

У женщин  понева  кусок ткани, иногда сшитый наглухо в виде юбки.

Кожухи (шубы и полушубки), свиты, меховые безрукавки, вотолы (плащи) со шнурками.

Что такое «кика»? Женский головной убор славянски.

4. Во что одевали детей? Независимо от пола детской одеждой была одна длинная полотняная рубаха. Право на взрослую одежду дети получали только после обряда инициации. Допускался поясок, ниточки бус, тонкие колечки, подвески-бубенчики, которые носили у пояса, по нескольку штук слева и справа (отпугивали нечисть).

5. Во что обувались славяне? Вязаные носки без пятки («копытца»). Чаще онучи  длинные полосы ткани, которыми обматывали ноги ниже колен.

Обувь  кожаная или плетеная из древесной коры (лапти).

Кожаная обувь признак богатого племени. Каблука практически не было. Носили поршни (из одного куска кожи), башмаки и сапоги.

Лапти  признак слабого племени. Срок службы лаптей  зимой декада, летом  три дня. Большинство от снега до снега ходило босиком.

6. Какие головные уборы были у славянских женщин и мужчин? Князья: полусферическая шапка, отороченная мехом.

Мужчины  валяные и меховые полукруглые шапки.

Женщины  платок или кика.

7. Как отапливались жилые дома славян? Чаще всего «по-черному». Дым из печи выходил прямо в верхнюю часть дома. Потолков не делали. Изба была высока, чтобы дым не ел глаза.

8. Что такое «терем»? Самое теплое помещение в верхней части дома. Обогрев терема шел дымом через герметичные стенки.

9. На каких музыкальных инструментах играли славяне? Гусли, рожки, дудочки.

10. Какие ценности использовали в качестве «денег»? Натуральные продукты для обмена, пушнина  эквивалент денег, перстни, браслеты и другие украшения, рубли.

11. Откуда произошло название «рубль»? Рубли  часть серебряной или золотой «гривны».

12. Что такое гривна? Металлический обруч, надетый на шею и мешающий душе покинуть тело.

13. Что такое «весь»? Славянское название деревни

14. Как осуществлялись водоснабжение и дренаж в славянских городах? В мирное время воду брали из реки. В больших городах и в военное время  из колодцев.

Дренажные канавы, укрепленные жердями и плетнем и закрытые от мусора сверху, в северных районах, богатых лесом, деревянные дренажные трубы.

15. Что такое погост? Временная гостиница для проживания князя, приехавшего собирать дань. Позже  кладбище.

16. Кого славяне называли «детиной»? Взрослого мужчину, который жил с родителями, не обзаведясь своей семьей.

17. Что было основной пищей славян? Каши (гречневая, ячменная, ржаная);

съедобные травы, гречневый, ячменный, ржаной хлеб.

Мясо диких и одомашненных животных  редкость.

18. Какие украшения носили славянские женщины? Бусы, перстни, браслеты, височные кольца

19. то такое «корчага»? Горшок с двумя ручками

20. Как устраивались славянские города? По концентрически-радиальному принципу

21. Сколько кос носили девица и замужняя женщина? Девица  одну, замужняя женщина  две.


Предварительное объявление о подготовке к игре.

(Вывешивается за месяц)


Господа первокурсники и первокурсницы, мазели и милсдари. В общем те, кто смел, авантюрен, скучает и хочет повысить свою профессиональную готовность. Мы счастливы Вам объявить

О начале подгоовки в проведению нашей следующей панЕГФянской игры: Химические игры при дворе князя Тантала»
Состав команд:

  • Витязь с вооружением, соответствующим эпохе (Русь, IX век).

  • Волхв-химик. Не маг, не колдун, не волшебник, а волхв!

  • Ведун. Профи в области химии, биологии и других естественных наук.

  • Берегиня. Может заворожить, вылечить, а может и … Специалист по народным лекарствам и антинародным ОВ.

  • Девы-поляницы. Аж, три красавицы! Могут обворожить, могут танцевать танцы всякие, в том числе и боевые, спецы по пластике.


Игра ориентировочно состоится 6 ноября 2002 г. в 1530 в аудитории № 405 ЕГФ.

Продлится примерно до 1650. Скорее всего, будет телевидение, «домашняя» видеосъемка, фото и другие формы увековечивания. Приглашаем всех желающих!!!

Наши условия:

Первый курс выставляет три команды славян разных профессий по семь человек, а также море всякого разного люда на эпизодические роли и зрительские группы поддержки команд.



Рекомендуем:
Почитать книги по истории химии, занимательной химии, культуре костюма, истории славян.

Посмотреть:

  1. Во что верили славяне? Каким богам и как поклонялись? Какая «живность», кроме русалок, населяла их леса, дома, реки?

  2. Как выглядели славянские города, жилища? Чем топили?

  3. Как одевались (князья, знать, дружинники, торговцы, горожане, крестьяне, печенеги, приезжие)?

  4. Чем красили одежду, обувь, корабли, оружие, другие «промышленные» изделия? В чем был химизм действия красителей?

  5. Что ели, что пили, какими пряностями пользовались?

  6. Что представляла собой финансовая система наших предков?

  7. Откуда появлялось золото и серебро на Руси? Как его добывали? Как делали изделия из них?

  8. Какие драгоценные камни любили и откуда привозили?

  9. Каким алфавитом, на чем и чем писали славяне?

  10. Каково было оружие воинов древней Руси?

  11. На основе какой химии славяне получали железо и другие металлы?

  12. Что такое «греческий огонь»? Как он действовал? Из чего мог состоять? Каким могло быть устройство для выпуска греческого огня?

  13. Готовьтесь ко всему. Мало ли что придет в голову ведущим!

Рекомендуемая литература:


Научная и популярная

1. Я познаю мир. Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны …/Дет. Энцикл. / Авт.-сост. О.А. Могила, С.В. Чумаков.  М.: «Олимп»: ООО «Изд-во АСТ», 2001.  493 с.

2. Мифы народов мира /Энцикл. Т. 2 /Под ред. С.А. Токарева.  М.: Росс. энциклопедия, 1997.  719 с.

3. Калашников В. Боги древних славян. М.: Белый город, 2002.  47 с.

4. Семенова М. Быт и верования древних славян.  СПб: Азбука, 2000.  556 с.

5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.  М.: Владос, 1998.  560 с.

6. Повести древних лет/пер. Д.С. Лихачева и др./Хрестоматия по древнейшей литературе/.  М.: Высш. шк., 1985.

7. Славяне / В. Петрухин.  М.: РОСМЭН, 196.  111 с.

Художественная

7. Иванов В.А. Русь изначальная, т.1, т.2.  М.: Молодая гвардия, 1961.  405 с.

8. Никитин Ю. Ингвар и Ольга.  М.: Равлик, 1995.  446 с.

9. Никитин Ю. Князь Владимир  М.: Равлик, 1995.  с.

10. Никитин Ю. Гиперборей  М.: Равлик, 1995.  413 с.

11. Никитин Ю. Княжеский пир  М.: Равлик, 1997.  413 с.




Игровые задания поляницам:

Поляницы, представители каждой команды, по очереди вытягивают по одной записке с текстом задания и, не оглашая текста задания, пантомимой изображают то, что задано в записке. Жюри и зрители должны понять, что изображают поляницы команды.

Задания:

1. Получение водорода в аппарате Киппа.

2. Смешение водорода с кислородом, инициирование реакции и дальнейшее ее взрывное протекание.

3. Последовательное приближение химической системы к состоянию равновесия.

4. Растворение серной кислоты в воде.

5. Отвешивание жидкого вещества.

6. Реакция поликонденсации, протекающая с выбросом низкомолекулярных фрагментов.

7. Упаривание раствора с последовательным образованием насыщенного, пресыщенного раствора и выпадением кристаллического осадка.

8. Реакция полимеризации.

9. Реакция между содой и раствором соляной кислоты.

10. Разложение дихромата аммония (вулканчик).

Игровые задания берегиням. Подобрать лечебные растения и составить заклинание от следующих болезней: 1. Берегине команды 1. Лихоманка. 2. Берегине команды 2.  Сердечные заболевания. 3. Берегине команды 3.  Потеря памяти о Родине.




Музыкальная карта игры «Химические игры при дворе князя Тантала»


Музыка перед игрой










Начало игры

Так говорил Заротустра

И.Штраус

Шедевры классики в рок-обработке 3  № 1

Пролог. Спокойная фоновая музыка










Опыт «Машина времени» Извержение дыма-тумана из сосуда

Звуковой эффект

Bird of Prey



Urian Heep

Salisbury

№ 1


Заставка

Гонг







Заставка Объявление сцены № 2

Звуки рога (фанфар)







Заставка сцены № 3

Гонг







Танец в день Ивана Купала

Смесь спокойной и хороводной, колядовой музыки







Заставка сцены № 4

Выход команд



Марши

Рок-обработки маршей?






Шедевры классики в рок-обработке 3  № 10?

Заставка сцены № 5

Критерии соревнований



Гонг







Итоги конкурса № 1 Речи, лики, внешний вид


Музыкальная вставка к итогам







Заставка сцены № 6

Конкурс Самый меткий и …



Гонг







Музыкальное сопровождение стрельб

Три витязя стреляют по очереди

Путешествие через классику с 2,50 по 3,25 с






Шедевры классики в рок-обработке 2  № 1?

Музыкальная вставка к итогам стрелкового конкурса










Заставка сцены № 6

Конкурс поляниц

Пластика


Разноплановая музыка И спокойная и быстрая (например

Три команды по три фрагмента по 20 с



Шторм» Ванесса Май;

Медл. Park из

0-49 с;

Быстрая оттуда же



3,42-4,42;

Return to fantasy, с 0-44;

Sanrise 0-34 c;

Blind Eye, 0-30 c


Salisbury № 3

Return to fantasy № 1

Magician’s birsday № 1

Magician’s birsday № 3


Заставка Итоги конкурса пластики










Гонг к сцене «Кто лучше колданет»

Три колдовских фона для сопровождения опытов

  1. Salisbury, 0-308 к «Змее»;

  2. к ……

Bird of Prey из Salisbury, c 0-30;

3. Echoes in dark, 0-106 + 137-210;


Salisbury № 6

Salisbury № 1


Magician’s birsday № 4


Заставка к итогам конкурса волхвов










Заставка к сцене «Конкурс берегинь-служба спасения»

Гонг







Переход к сцене «Боевой танец витязей и поляниц»

Гонг







«Боевой танец витязей и поляниц»










Итоги танца










Переход к сцене «Конкурс берегинь

Гонг







Финал. Объявление победителей

Туш! Туш! Туш!







Финальная песня

«Аллилуйя игре»

Аллилуйя

Юнона и Авось, № 20 Эпилог «Аллилуйя»



следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации Вопросы для подготовки к игре (ответы только у жюри) Серия «Славянская химия»
268.79kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Методические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности пестицидов для медоносных пчел
409.02kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
521.45kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. 62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература
414.22kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
В этой игре необходимо заполнить таблицу, получив ключевое слово. Для этого нужно выбрать правильные ответы на предложенные вопросы
111.72kb.
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
727.64kb.
Интеллектуальный марафон «Химия и » Вопросы командам (8-11 классы) «Химия и география»
30.66kb.
Инструкция для учителя: Время ответов на вопросы не ограничено программой. Тест содержит 28 вопросов, поэтому на ответы можно потратить 30-40 минут урока. Оцениваются ответы автоматически
93.05kb.
Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва 2013
1292.9kb.
Периартриты плечевого сустава. Даны рекомендации по установлению связи заболеваний с профессией, экспертизе трудоспособности больных, их трудоустройству и лечению
281.85kb.