Главная страница 1страница 2



На правах рукописи
Захарова наталья васильевна

Формирование инновационной экономики и

инновационных систем стран Европейского союза

Специальность 08.00.14 - Мировая экономика

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук
Москва 2010
Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
Научный консультант: Заслуженный деятель науки РФ

доктор экономических наук, профессор



Халевинская Елена Дмитриевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Авдокушин Евгений Федорович
доктор экономических наук, профессор

Давтян Микаэл Анушаванович
доктор экономических наук, профессор,

заслуженный экономист России



Перская Виктория Вадимовна

Ведущая организация: Дипломатическая академия МИД РФ

Защита диссертации состоится 22 декабря 2010 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 446.004.02 в ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» по адресу: 125993, г. Москва, ул. Смольная, 36, ауд. 127.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».
Автореферат разослан ___________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Красюк И.Н.
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Формирование инновационной экономики – чрезвычайно актуальная задача как для индустриально развитых государств, так и для Российской Федерации. В новой экономической парадигме научно-технический прогресс, знания в целом выступают в качестве главных факторов роста экономики. Именно они составляют основу новой, инновационной экономики. Ее отличительным признаком становится постоянное появление новых продуктов и услуг. Современной наукой доказано, что улучшение конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и стран в целом, невозможно без повышения инновационной компоненты в экономическом развитии. Инновационный характер экономики видится многими как важнейшее средство улучшения функционирования хозяйственных систем, повышения производительности труда, и, в итоге – улучшения качества жизни населения.

В документе «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» отмечается, что инновационная система «позволит вывести экономику страны из зоны преимущественно экспортно-сырьевого развития…обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство».1 Вместе с тем по-прежнему и в научной литературе, и в публицистике нет единодушия по поводу того, что такое инновационная экономика.

Слабая инновационная компонента является тормозом экономического развития Российской Федерации. Она объясняется неэффективным взаимодействием науки и производства, непродуманной государственной политикой в области инноваций и инновационной экономики, плохим развитием венчурного финансирования, отсутствием реального стимулирования предпринимательства и некоторыми другими причинами. Обязательным условием для повышения инновационной активности в РФ является и нормализация делового климата. Такие общеэкономические меры, как конкурентная и антимонопольная политика являются важнейшими условиями формирования инновационной экономики.

При всей «непохожести» экономик РФ и стран ЕС, у них есть и некоторые общие черты: участие в интеграционных организациях (для России - СНГ и некоторые другие союзы на постсоветском пространстве), сильные региональные различия, значительная бюрократизация управления.

Вместе с тем в странах Европейского союза государственные структуры гораздо больше сделали для формирования инновационной экономики, чем Российская Федерация.

Детальный анализ опыта европейских стран, изучение инновационной экономики и инновационных систем стран ЕС на наднациональном, национальном, региональном уровнях сможет помочь российским ученым и экспертам найти правильные пути формирования инновационной экономики в Российской Федерации, и, возможно, избежать некоторых ошибок.



Степень разработанности темы. Актуальность и значимость темы привлекает внимание многих ученых. Проблемы инновационного развития и проблемы ЕС в целом были исследованы в работах видных российских и зарубежных ученых: Е.Авдокушин, А.Анчишкин, О.Богомолов, Е.Бажанов, Ю.Борко, В.Буренин, О.Буторина, С.Глазьев, Л.Глухарев, О.Голиченко, Л. Гохберг, Р.Гринберг, А.Дагаев, М.Давтян, И.Дежина, А.Дынкин, А.Евдокимов, Н.Иванова, В.Иванов, И.Иванов, А.Казанцев, С.Караганов, А.Кузнецов, Б.Кузык, В.Кудров, В.Кутовой, В.Кушлин, И.Иноземцов, Б.Лундвалл, Б.Мильнер, Р.Нельсон, К.Плетнев, В.Перская, В.Поспелов, В.Рыбалкин, Б.Смитиенко, А.Спартак, С.Шемятенков, Ю.Шишков, А.Фоломьев, К.Фримен, В.Федоров, Е.Халевинская, В.Циренщиков, Н.Шелюбская, В.Щетинин, Н.Шмелев, Ю.Яковец, Ю.Яременко, и других видных ученых.

Новые явления в процессах инновационного развития отдельных стран ЕС, а также на уровне регионов ЕС были рассмотрены в работах европейских экономистов-теоретиков и экспертов-практиков: Ф.Кук, А.Изаксен, Б.Эшем, М.Гертлер. Многие проблемы формирования инновационной экономики были исследованы в трудах ученых нидерландской инновационной школы: К.Новлэр, Х.Холландерс, Т.Данневик, А.Арундель, Л.Соэте, Р.Уинтез. Немалый вклад в изучение этих вопросов внесли и итальянские ученые: А.Пиккалуга, Л.Ферруччи, Д.Поркедду, М.Лаццерони. А.Гамбарделла.

Вместе с тем многие проблемы формирования инновационной экономики остаются все еще не исследованными. Это объясняется прежде всего тем, что сама концепция инновационной экономики находится только в стадии формирования. Также важно то, что разработка отдельных рекомендаций по тем или иным стратегиям только начала осуществляться.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является разработка теоретических, методологических и практических аспектов формирования инновационной экономики и наднациональной инновационной системы ЕС, национальных инновационных систем, региональных инновационных подсистем, а также инновационных кластерных стратегий стран Европейского союза.

Исходя из отмеченной цели, в работе были поставлены следующие задачи:



  1. Раскрыть экономическое содержание понятий: наднациональная инновационная система, национальные инновационные системы, инновационная экономика, инновационные стратегии, региональные инновационные подсистемы, инновационные кластеры и кластерные инновационные стратегии.

  2. Разработать систему показателей, характеризующих развитие инновационной экономики.

  3. Выявить особенности экономического и инновационного развития отдельных стран ЕС в зависимости от формирования в них конкретных инновационных систем.

  4. Разработать типологию национальных инновационных систем и региональных инновационных подсистем стран ЕС, основанную на учете показателей инновационного развития и социально-экономической политики.

  5. Выявить особенности экономического и инновационного развития отдельных регионов в Европейском союзе в зависимости от реализации ими конкретных региональных инновационных подсистем.

  6. На основе SWOT-анализа отдельных национальных и региональных инновационных систем стран ЕС выявить тенденции их развития, раскрыть сильные и слабые стороны.

  7. Разработать практические рекомендации по возможности применения опыта формирования инновационной экономики стран ЕС, национальных и региональных инновационных систем, а также кластерных стратегий этих стран в условиях Российской Федерации.

Область исследования. Пункт 5 паспорта специальностей ВАК 08.00.14 («Мировая экономика») «Интеграционные процессы в развитых и развивающихся регионах мирового хозяйства, закономерности развития этих процессов, оценка интеграционных перспектив различных торгово-экономических блоков», а также пункт 19 «Международный технологический обмен и научно-техническое сотрудничество. Международное патентование, торговля лицензиями, «ноу-хау» и другие формы реализации интеллектуальной собственности».

Объектом исследования являются инновационная экономика стран ЕС, наднациональная инновационная система ЕС, национальные системы, региональные инновационные подсистемы и инновационные кластеры стран ЕС.

Предметом исследования являются экономические отношения,

возникающие при формировании инновационных систем и влияющие на

социально-экономическое и инновационное развитие стран Европейского союза.



Методологическими и теоретическими основами исследования послужили книги и статьи российских и зарубежных (в основном европейских) ученых, изучающих проблемы формирования инновационной экономики и национальных, наднациональных и региональных инновационных систем. Большая часть литературы на иностранных языках впервые вводится в научный оборот. При реализации поставленных целей и задач использовались методы диалектического, системного, логического, исторического, статистического анализа, комплексного подхода, наблюдения и сравнения.

Информационной основой исследования явились справочные издания международных организаций - Евростата, ОЭСР, МВФ, ВТО, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы государственных и негосударственных органов стран ЕС, регулирующих инновационное и научно-техническое развитие, аналитические материалы Министерства регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- авторская трактовка национальных инновационных систем стран ЕС, выявляющая новые функциональные зависимости между ее отдельными элементами и научный аппарат исследования национальных инновационных систем в странах ЕС, позволяющие проводить их сравнительный анализ, выявлять основные проблемы инновационного развития и пути их решения;

- типология национальных инновационных систем стран ЕС, осуществляющая систематизацию их сильных и слабых сторон, позитивных и негативных последствий функционирования для инновационного развития страны, а также улучшающая возможность выработки успешной инновационной политики государства;

- методология исследования наднациональной инновационной системы ЕС, национальных и региональных инновационных систем, реализованная на основе учета структуры экономик стран ЕС и их регионов, а также особенностей социально-экономической политики, включающая выработку рекомендаций для успешного развития государств ЕС и регионов.

- концепция инновационных кластеров как фактора формирования инновационной экономики, позволяющая при учете социально-экономического контекста в значительной степени улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе и в стране в целом.

Научная новизна диссертации заключается в разработке теоретических основ развития инновационной экономики стран ЕС, включающих научный аппарат анализа влияния инновационных систем на формирование инновационных экономик и методологию исследования инновационных экономик стран ЕС за счет выделения наднациональной, национальных, региональных систем и стратегий, в результате чего предложена концепция иерархической структуры инновационных систем стран ЕС.

К наиболее существенным результатам исследования можно отнести следующие:

1. Выдвинута концепция «иерархической структуры» инновационных систем стран ЕС. Было выявлено, что всеобъемлющая характеристика инновационных систем этих государств возможна лишь при условии рассмотрения их формирования не только на национальном уровне, как в большинстве научных исследований, а на множестве уровней: наднациональном, уровне отдельных стран и регионов внутри этих стран, а также исследования инновационных кластеров, зачастую имеющих международный характер. Показано, что реализация инновационных стратегий на всех уровнях вызывает эффект синергии. Иерархическая структура требует обязательного выделения региональных инновационных подсистем и инновационных кластеров, а также выявления влияния наднационального компонента.

2. Предложена методология измерения инновационной экономики в странах ЕС. Автором разработано два индекса: индекс инновационной экономики (ИИЭ) и индекс инновационного потенциала (ИИП). Методология измерения основана на учете как научно-технического и инновационного развития стран ЕС, так и общих социально-экономических факторов. Выявлено, что первый индекс (ИИЭ) оценивает, насколько в той или иной стране развита инновационная экономика, второй индекс инновационного потенциала (ИИП) в значительной большей степени учитывает социально-экономическую среду, готовность различных государственных и бизнес-структур к восприятию инноваций.

3. Доказано положение о возможностях «мультипликативного эффекта» совместной политики Европейского союза в области инновационной и научно-технической деятельности, усиливающего успех мероприятий на национальном и региональном уровнях. Вместе с тем показано, что эти возможности реализуются неравномерно в связи с существованием ряда проблем: ограниченность финансирования в рамках ЕС, бюрократические процедуры, сложность доступа к ним малых предприятий, а также дезинтеграционные тенденции в Европейском союзе.

4. Сформулирована и теоретически обоснована типология национальных инновационных систем стран ЕС. Доказано, что национальные инновационные системы являются, с одной стороны, составной частью социально-экономической модели страны, с другой стороны – следствием реализации конкретной экономической политики в области инновационного развития. Выделено 4 типа национальных инновационных систем: французская, финская, итальянская, британская. Выявлено, что наибольшие успехи в построении инновационной экономики достигли страны, где функционируют инновационные системы французского и финского типа: Финляндия, Швеция, Дания, Германия, самые скромные результаты – у представителей итальянского типа и стран – новичков в Европейском союзе.

5. На основе SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны каждого типа национальной инновационной системы. Показано, что любая из них имеет как преимущества, так и недостатки. Так, если сильными сторонами французской инновационной системы являются весьма развитая система налоговых льгот для инновационных компаний, большие государственные расходы на исследования и разработки (ИиР), то слабые стороны – это недостаточно активные связи предприятия-университеты, низкие частные расходы на исследования и разработки. Наиболее сильные стороны финской национальной инновационной системы: наличие развитой институционально-правовой базы, тесное взаимодействие университетов и промышленных лабораторий, слабые – узкий внутренний рынок, недостаточно хорошие показатели по новым торговым маркам и новым промышленным дизайнам. Сильные стороны итальянской национальной инновационной системы – развитые кластерные стратегии, слабые – недостаточные инвестиции в исследования и разработки (ИиР), неразвитое венчурное финансирование. Сильные стороны британской национальной инновационной системы – развитые связи университеты – предприятия, высокий уровень венчурного финансирования, слабые – недостаточность государственных и частных затрат на исследования и разработки.

6. Выдвинута и обоснована концепция региональных инновационных подсистем стран ЕС. На основе SWOT-анализа по основным типам регионов ЕС автором выявлены особенности инновационного развития отдельных регионов ЕС, их сильные и слабые стороны. Сформулирована типология региональных инновационных подсистем стран ЕС. При этом доказано, что выбор как инновационной системы, так и стратегии инновационного развития на уровне региона должен учитывать всю глубину и полноту социально-экономического, а не только научно-технического контекста.

7. Применен авторский подход в анализе национальных, наднациональных систем, региональных подсистем и инновационных кластеров. В частности, автором предложена концепция наднациональных, национальных, региональных, инновационных стратегий стран ЕС (пока что в научной литературе используется в основном термин «инновационная стратегия предприятия»). Доказано, что инновационные стратегии являются составной частью общеэкономических стратегий государства.

8. Выявлены на примере отдельных стран и регионов наиболее значимые факторы успеха инновационных кластеров, доказано, что они могут иметь решающую роль в формировании инновационной экономики. Показано, что спектр этих факторов может быть очень широким: от реализации крупного инфраструктурного объекта (мост Эресунн, соединяющий Швецию и Данию) до учреждения влиятельной региональной организации (Кальяри, Сардиния).

9. Определено, что кластерные стратегии даже в пределах одной страны могут заметно различаться. При этом недопустимо копирование чужого опыта без учета национального, регионального, местного контекста. Доказано, что кластеры инновационного типа могут и должны являться важным объектом реализации государственной политики по формированию инновационной экономики, более того, в ряде случаев именно это определяет их потенциальный успех.

10. Выявлено, какие методы стимулирования инновационной деятельности в странах ЕС могут быть заимствованы для использования в Российской Федерации. Систематизированы и сформулированы конкретные рекомендации по развитию Российский национальной инновационной системы, в том числе и инновационных подсистем на уровне регионов РФ. Раскрыты основные причины неэффективной инновационной деятельности в РФ: отсутствие или недостаточное развитие ряда обязательных элементов инновационной системы, слабость стратегических аспектов в регулировании инновационной деятельности на всех уровнях управления, ограниченные масштабы развития инновационной сферы, слабый уровень инновационной восприимчивости предприятий, неполнота и фрагментарность законодательного и нормативно-правового регулирования научно-инновационной сферы и т.д.




следующая страница >>
Смотрите также:
На правах рукописи Захарова наталья васильевна
708.19kb.
На правах рукописи Шамина Наталья Петровна формирование
362.12kb.
На правах рукописи
345.33kb.
На правах рукописи
601.22kb.
На правах рукописи
474.68kb.
На правах рукописи
689.79kb.
На правах рукописи Фатыхов Салим Галимович
650.66kb.
На правах рукописи ерофеев юрий Викторович
272.35kb.
На правах рукописи марков олег Борисович
262.48kb.
На правах рукописи Пащенко Мария Викторовна
459.95kb.
На правах рукописи рудич евгений михайлович
223.38kb.
На правах рукописи мощенская елена Юрьевна
526.06kb.