Главная |
страница 1
Лекция №34 (№69). Поэт Николай Рубцов. 1. Последние годы: 1968 – январь 1971 года. Сжимающийся круг (“Зимняя ночь”. “Кто-то стонет на тёмном кладбище…”). 2. Завещание Рубцова (“Посвящение другу”, “До конца”). 3. Николай Рубцов и Людмила Дербина: что есть что. Последние месяцы. Смерть Рубцова. 4. Суд над Людмилой Дербиной. Заключение. Могила Рубцова. Настоящий брежневский период начался с 1968 года, после Чехословакии. Ранне-брежневская эпоха, примерно до высылки Солженицына, то есть, примерно до 1973 года, характерна тем, что в верхах жила еще надежда вновь загнать, так называемый, “советский народ” в нами называемое “принудительное детство”. То самое принудительное детство, когда радиопередача – это и символ веры, и все мысли не только дневные, но и ночные. Недаром ходил анекдот, что “есть ли у вас собственное мнение? - Человек отвечает: есть, но я с ним не согласен”. Теперь, когда более или менее ясно, что такое брежневская эпоха, становится понятным, что такое был для России Рубцов; – как у Некрасова - Братья, вы наши плоды пожинаете - Нам же в земле истлевать суждено! Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно? Когда в брежневскую эпоху, в 70-м году, выходят стихи Рубцова (последнее прижизненное издание – “Сосен шум”) под названием “Зимняя ночь”, - там первая строка: Кто-то стонет на тёмном кладбище, Кто-то глухо стучится ко мне, Кто-то пристально смотрит в жилище, Показавшись в полночном окне. В эту пору с дороги буранной Заявился ко мне на ночлег Непонятный какой-то и странный Из чужой стороны человек. Что это за человек из чужой стороны? Это тот же “гость”, это тот же блоковский “джентльмен” и блоковский “буржуй”, то есть, это тот самый “гость” инфернальный, выходец с того света - или не с того света, а из преисподней. Рубцов, поставив точку, тут же забывает об этом “человеке из чужой стороны”. Рубцов раздражался, когда его сравнивали с Есениным. У него были другие эталоны и кроме Тютчева и Фета, это, конечно же, Блок. Это навязчивое “кто-то” явно из Блока. Идут часы и дни, и годы, Хочу стряхнуть какой-то сон, Взглянуть в лицо людей, природы, Рассеять сумраки времён. Там кто-то машет, дразнит светом… Так зимней ночью на крыльцо Тень чья-то глянет силуэтом - И быстро спрячется лицо. Безотносительно литературных аллюзий, видно, что вокруг Рубцова сжимается круг. Это его инфернальные посетители; но к чести его уже то, что он с ними не играет в игры. У Блока есть статья “О современном состоянии русского символизма”: там бесы водят хороводы, но сказано, что и “я сам танцую с моими изумительными куклами”. Здесь – он боится и называет вещи своими именами: Чтоб нечистую выпугнуть силу, с фонарём я иду на чердак. Итак, независимо от того, как бы Рубцов кончил, но предчувствие конца всё время его донимает; иногда даже день мерещится, одно из стихотворений так и называется “Я умру в Крещенские морозы”; и, действительно, задушен он был в ночь на Крещение 19 января. И вот Рубцов пишет завещание, конечно, стихотворное, оно называется “Посвящение другу”, но этот друг “фигуры не имел”. В одном из вариантов стихотворение называлось “Грядущему юноше”, то есть потомку, что, несомненно, более точно. Ему не то, чтобы не везло на друзей – это неверно; точнее было бы сказать, что он был по натуре волк одиночка, как и Лермонтов, - но в отличие от Пушкина. Говорить, что его не понимали – это тоже в высшей степени наивно, если не смешно; а кого, простите, понимают? В первом послании к Коринфянам глава 2, стих 11 сказано: Так что говорить о непонимании смешно; сочувственно к нему относились многие: те же супруги Астафьевы, но то и дело читаем, что “разругался вдребезги и ушел”. Дело в другом. Волк одиночка - в том его и свойство, что как его ни корми, он всё равно в лес глядит. “Грядущий юноша” - он, собственно, бесплотен; грядущий юноша – это отчасти – воображение, отчасти – твои мысли, твои надежды; ясно же, что после нас люди будут жить. Рубцов пишет стихотворение бесспорно программное, но, в конце концов, чтобы не пугать читателя, называет его “Посвящение другу”. Хотя людям, мало мальски его знавшим, было известно (опубликовано стихотворение было Станиславом Куняевым), что никого тут не следует искать, в качестве прототипа. “Посвящение другу”. Замерзают мои георгины. И последние ночи близки. И на комья желтеющей глины За ограду летят лепестки... “Замерзают мои георгины” – когда уже всё пройдёт, то эти “георгины” будут обкатываться вовсю; одно из стихов его памяти так и будет называться “Георгины”. Чем характерен георгин? - Тем, что ему не дают доцвести: он замерзает. Георгин, как поздний цвет, может очень долго расти и при тёплой осени цветет чуть не весь октябрь. Но обыкновенно морозы ударяют раньше и георгин замерзает, и съёживается, и чернеет. “Замерзают мои георгины” – это тоже эпиграф к его будущему. “Не умчаться в вольные степи” – потому что в этих степях другой спутник встретится, тоже с “горящими глазами”, тот самый выходец - из того самого мира. Здесь, пожалуй, существует вспугнутая мечта, но существует и сознание особого долга: не порвать мне житейские цепи, но эти цепи - есть. У Цветаевой – “вздох торжествующего долга, где непреложное “Не можно””. Торжествующий долг – это следующая ступень; но “житейские цепи”; а дальше совсем иначе. Это посерьезней будет и это потом припомнят: не порвать мне мучительной связи с долгой осенью нашей земли – это разговор идёт об эмиграции, об ее принципиальной возможности, которая именно в это время, с 1969 года, стояла перед всеми нами. Проблема эмиграции, конечно, очень неоднозначна: часто эмиграция считалась самым пошлым, трусливым, самым позорным банкротством, какое только вообще можно придумать. Не порвать мне мучительной связи с долгой осенью нашей земли – у этих строк целая предыстория в русской литературе; это тот же ключ, что и в “Родине” Лермонтова: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью… И так далее. - Но я люблю - за что, не знаю сам … - и пошлó, и пошлó. То есть, “вдали кочующий обоз” – какое это имеет отношение к российской государственности? – Да никакого, ничуть не больше, чем деревцо у сырой коновязи имеет отношение к государственности советской. И это в России было всегда, то есть, это бьющая жилка, которая не иссякает. То же самое у Есенина: Пошатнувшаяся избёнка, Плачь овцы - и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошадёнка, Заглядевшись в не ласковый пруд. Это - всё, что зовём мы родиной, Это – все, отчего на ней Пьют и плачут в одно с непогодиной, Дожидаясь улыбчивых дней. В этих строках, несмотря на их “пронзительность”, таится значительная духовная опасность; и она прежде всего в этом пафосе исключительности: Это всё, что зовём мы Родиной … В своё время у В.Ф. Ходасевич совершенно правильно отметил1, что у Есенина нигде не встречается имя “Россия”; “Русь” (очень часто), “Русия” (реже), “Расея”, “Инония”, наконец, “Русь советская”, она же – СССР; стилизированная, сплошь крестьянская, “мужицкая” Русь, о которой он мечтает! Лермонтов по своей “Родине” – проезжает; в лучшем случае – проходит. Заметим, что в стихотворении “Родина” – нет человека; и те неназванные парни и девки, которые пляшут “с топаньем и свистом” и пьяные “мужички”, которые им “приговаривают” (видимо, припевают речитативом) – это ведь не более, как некий “предметный план” к широкому полотну “фона”. К чести Рубцова, он в этом отношении выгодно от них отличается; у него нет исключительности: “Не порвать мне мучительной связи…”, а главное, к него во всех лучших стихах его есть человек. Возьмём стихотворение, очень существенное, почти программное, в его наследии: “Седьмые сутки дождь не умолкает…”. Какие здесь литературные реминисценции? – Конечно же, “Медный всадник” Пушкина, часть I-я (картина наводнения) Неделю льёт. Вторую льёт… Картина Такая – мы не видели грустней! Безжизненная водная равнина, И небо беспросветное над ней. ………………………………… Холмы и рощи стали островами. Опять из Пушкина! – “Дворец казался островом печальным…” И счастье, что деревня на холмах. И мужики, качая головами, Перекликались редкими словами, Когда на лодках двигались впотьмах. И на детей покрикивали строго, Спасали скот, спасали каждый жом И глухо говорили: - Слава Богу! Слабеет дождь… вот вот… ещё немного… И всё пойдёт обычным чередом. И, наконец, завещание Рубцова: Но люблю тебя в дни непогоды И желаю тебе навсегда, Чтоб гудели твои пароходы, Чтоб свистели твои поезда! Когда хоронили Рубцова, то на черных полотнах были нарисованы две строфы: С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую Самую смертную связь. И вторая строфа - вот эта: Но люблю тебя в дни непогоды И желаю тебе навсегда, Чтоб гудели твои пароходы, Чтоб свистели твои поезда! Удивительно ее звучание – она звучит как марш под духовой оркестр, легко распевается на мотив – “Приходи ты на бал дорогая…” Другой завещательный стих, хотя того просимого он уже не получил. Ну, насчет чистоты – это судить Сердцеведцу Господу; но, во всяком случае, Рубцов взыскал душевной чистоты. Сборник Рубцова “Зелёные цветы” вышел уже посмертно. Так же, как и Лермонтов, Рубцов не дожил до своей первой любви; была первая какая то мечтательная, которая не дождалась его возвращения с флота. Потом была полу семья, в которой он жить не мог: Генриетта и дочь Лена; фамилия у Лены была Рубцова и в доме ее воспитывали в уважении к отцу. Что такое Людмила Дербина? Она была поэтессой, и хотя была не первой молодости (младше Рубцова года на три - четыре), но всё ещё ходила в поэтессах молодых; бывала на всех полуофициальных встречах, выступала со своими стихами; хотя о качестве стихов мнения расходились, но талант признавали все. Какова же настоящая ее роль в жизни Рубцова? Хотя они и не были расписаны, но в официальных заявлениях в облисполком он ее называл женой. В этом отношении судьба Рубцова на редкость напоминает судьбу Аполлона Григорьева2. Известен романс Григорьева Аполлон Григорьев посещал семью Коршей (известные западники) и был влюблен в предпоследнюю сестру Антонину (в семье было два сына и четыре дочери), но Антонина отдала свою руку Кавелину, будущему незначительному профессору Московского университета (Грановский, уменьшенный в несколько раз). Известна история, что младшие сестры склонны влюбляться в женихов или в ухажером своих старших сестер; и в него влюбилась младшая сестра Лидия, которая и стала его женой (взял, что мог – женился на Лидии, потому что не было Антонины). Дальше: он её споил, как и Яшин Веронику Тушнову (Есенин и Айседора Дункан спаивали друг друга). Слава Богу, что Вероника Тушнова умерла в 1964 году от рака; конец Лидии Корш, по мужу – Григорьевой, был гораздо хуже: она в пьяном виде заснула с папиросой – наделала пожар и от него сгорела. В этом отношении Людмила Дербина Рубцова устраивала, так как вполне могла быть собутыльницей, и она у него не отнимала ни бутылки, ни стакана, в отличие от Генриетты. Людмила Дербина “пришлась” в жизни Рубцова, потому что не было лучшей; и инициатива была с ее стороны, также как у Лидии Корш. В 1983 году вышел сборник воспоминаний о Рубцове и там есть живое свидетельство – его самого: “одна тут ко мне навяливается, желает согреть мою продрогшую душу”. Это и была Людмила Дербина. Рубцов решился, но остановка была за жильем: в Вологде у него долго не было своего жилья. Где-то в 1969 году получил место в общежитии (!) и незадолго до смерти получает квартиру. Для получения квартиры написал письмо к секретарю Вологодского обкома партии, в котором сказано: “При Вашем благожелательном участии (Вы, конечно, помните встречу с Вами вологодских и других писателей) я получил место в общежитии. Искренно глубоко благодарен Вам? Василий Иванович? за эту помощь, так как с тех пор я живу в более или менее нормальных бытовых условиях. Хочу только сообщить следующее: первое, нас в комнате проживает трое; второе, мои товарищи по месту жительства – люди другого дела; третье, в комнате, безусловно, бывают родственники и гости. Есть еще много такого рода пунктов, вследствие которых я до сего времени не имею нормальных условий для работы. Возраст уже не тот, когда можно бродить по морозным улицам и на ходу слагать поэмы и романы. Вследствие тех же “пунктов” я живу отдельно от жены (речь идет уже о Людмиле Дербиной) - впрочем, не только вследствие этого: она сама не имеет собственного жилья. (Людмила Дербина была разведена, у нее была девочка, которая жила у ее матери). Среди малознакомых людей я привык называть себя “одиноким”. Главное, я не знаю, когда это кончится”. Рубцов получил квартиру после 1969 года на улице Яшина (Яшин скончался в 1968 году). Итак, в последние месяцы у Рубцова есть квартира и для переезда он занимал деньги у Астафьевых; и есть свидетельство жены Астафьева Марии Карякиной, как он возвращал долг. “Возвратить долг Коля пришел не один, а вместе со своей женой: оба пьяненькие, оба наспех одетые. “Я пришел вернуть долг!” - сказал он, уставившись на меня пронзительным, не очень добрым взглядом. - Хорошо, сказала я, теперь у тебя всё в порядке? На житьё-то осталось? А то не к спеху, вернёшь потом. - Нет, сейчас, вот. Он вытащил из кармана скомканные рубли и трёшки, порылся в другом, пальто расстегнул. – “А можно или нельзя мне войти в этот дом (перед этим был скандал- В.Е.)? Чтоб долг отдать? - Резко с расстановкой заговорил он. - Конечно, Коля, проходи, - посторонилась я. - А она – талантливая поэтесса, - кивнул он в сторону своей спутницы, остававшейся на лестничной площадке этажом ниже. - Возможно. - И она же – моя жена. Он опустил голову, что-то тяжело посоображал и опять уставился на меня в упор. - Ничего-то вы не знаете! Я тоже ничего знать не желаю! - выпятился на лестничную площадку и с силой закрыл за собой дверь”. Рубцов готовился встречать новый год и ждал, что из деревни Гета привезет ему дочь Лену. Но, видимо, до Геты дошли слухи, что он женится и дочь ему не привезли, поэтому он встречал новый год на пару с приятелем. (Астафьевы жили в соседнем доме). Пришёл этот новый 1971 год, а 19 числа его уже не стало. Людмила Дербина получила всего восемь лет – по-тогдашнему, это было мало, то есть, были учтены все обстоятельства, которые могли бы служить для смягчения. Была пьяная драка, свидетелей не было; и по тому, как она показывала спустя два месяца после похорон, дело легко можно было подвести к самообороне при защите (до революции суд присяжных вообще бы мог ее оправдать). А так как у нее не было судимостей, то могли дать и два года условно; то есть, восемь лет – это еще много. Когда обследовали труп Рубцова, то оказалось, что он был не только задушен, но она ещё порывалась оторвать у него одно ухо. Словом, наутро Людмила заявила куда следует и была арестована. Через девять лет скончается Высоцкий и на его гражданской панихиде Михаил Ульянов скажет, что мы сейчас говорим всякие хорошие слова, как будто пытаясь вознаградить самих себя за то, что не сказали их ему при жизни; и это вполне относится и к Рубцову. Конечно, на гражданской панихиде как всегда, говорили хорошие слова, а потом разобрали венки, подняли гроб и понесли. Рубцов не удостоился “тихого креста”: Не удостоился; не удостоился лежать и “над вечном покое”: Когда ж наступит близость похорон, Приду туда, где белые ромашки, Где каждый смертный свято погребён, В такой же белой горестной рубашке. Вместо этого Рубцова похоронили на Вологодском городском кладбище, не поставив крест, а поставив стандартный памятник с цветочницей и со стеллой. На этой стелле, в отличие от Пастернака, даже не нацарапан крест, а только сделан профиль и слова из его стихов: - “Россия, Русь, храни себя, храни”. Впоследствии Рубцову посвящают стихи, в том числе даже и такие авторы, чьи имена явно уходят из нашей литературы; а эти стихи – не уходят.. У Пушкина похожее место: Как гости жадные за нищенским столом; но там хоть Петербург, где, действительно, каждая пядь отвоевана у воды, а в случае наводнения кладбища размываются; но здесь, в Вологде, где вокруг просторы, а кладбище такое же тесное. Тяжелыми венками из железа Увенчаны могилки навсегда, Чтоб не носить сюда цветов из леса И, может, вовсе не ходить сюда... Одно надгробье с обликом поэта И рвущейся из мрамора строкой Еще живым дыханием согрето И бережною прибрано рукой. Лишь здесь порой, Как на последней тризне, По стопке выпьют… Выпьют по другой... Быть может, потому, что он при жизни О мёртвых думал, как никто другой! И разойдутся тихо, сожалея, Что не пожать уже его руки… И загремят им вслед своим железом, Зашевелятся мёртвые венки… Какая-то цистерна или бочка Ржавеет здесь, забвению сродни… Осенний ветер… Опадает строчка; “Россия, Русь, храни себя, храни...” Не будем обольщаться, так как церковное Предание говорит – люто есть пьяну умрети; а здесь это так. Проходят 1971, 1972, 1973 годы; стихи его памяти еще по живым следам прибавляются и скапливаются. Конечно, Людмила Дербина не досидела и тех восьми лет. Благодаря кое каким звонкам она попала в КВЧ (культурно-воспитательная часть); там писала стишки в лагерную газету и через пять лет ее выпустили (ссылок в это время не полагалось). В Вологде она оставаться не могла и только в конце 80 х один журнал (“Встреча”) напечатал какие-то ее строчки с апологиями, где она пыталась объяснить свой поступок нашедшим на нее аффектом. Но даже тогда, в 1975 году, когда она вышла и уехала из Вологды, для литературы её имя было кончено; и во всех воспоминаниях её обходят: её упоминают, но имя не называют. Последние стихи памяти Рубцова: они женские, но ни в коем случае не бабьи. “Георгины”. Элида Дубровина3. Это ветер шумит, это осень пришла, Опахнуло печалью равнины, И опять без надежды, любви и тепла Замерзают в садах георгины. Георгины-цветы… Не любила я их! Что ж брожу по увядшему саду И гляжу, как горят, словно в строчках твоих, И летят лепестки за ограду? У замшелой скамьи, где тропинка узка, Я стою в час осенней кручины, И, как странная весть, ранит сердце строка; “Замерзают мои георгины…” Ах, какая тоска! Словно жизнь пронеслась, Словно жизнь отшумела - не лето! Георгины-цветы… Непонятная связь С несогретой судьбою поэта. Нет, не думала я - никогда, никогда, Что под небом, сиротски пустынным, Никогда им доцвесть не дают холода, Никогда - лишь одним георгинам. И за то навсегда полюбила я их В час печали, в ненастные ночи, Что вовек на Руси любит смерть молодых Целовать в непокорные очи... Не одна я любила дремучесть лесов, Облака и родимое поле! Георгины-цветы… Алый жар лепестков! Это жизнь горяча так - до боли. Виктор Коротаев (1972 год). Милый друг мой, прощаясь навеки, В нашей горькой и смертной судьбе,4 Всею силой, что есть в человеке, Я желаю покоя тебе. Оставаясь покамест на свете, Я желаю у этих могил Чистых снов, тишины и бессмертья. И любви – ты ее заслужил. Под “бессмертием” понимается, конечно, литературное бессмертие; бессмертие человеческой памяти. Тогда, тридцать лет назад, им было очень далеко даже до искания Бога, даже до вопля отца бесноватого отрока: верую, Господи, помоги моему неверию (Мк.9,24). То, что тут пишет Виктор Коротаев – это всё с оглядкой на Лермонтова; это чистая литературная реминисценция: Иоанн Шаховской впоследствии подчеркнет, что “с чего начинается дьявольская работа над душами людей? – как раз с изгнания мысли о праведном воздаянии”. Именно с нее и нужно начинать – это и есть начало страха Божия. В 1993 году в Пасхальные дни, правящим архиереем Вологодским Максимилианом (Лазаренко), бывшим насельником Лавры, была отслужена панихида по Рубцову. И доныне на Николу летнего, на Николу зимнего и на Крещение совершается панихидная служба по убиенном рабе Божьем Николае (к счастью, о нём можно молиться). Ничего случайного нет в нашей жизни. Непонятная для нас милость Божия потихоньку вселяет в наши души хоть какое-то упование: пусть он не мог пройти мытарства, но положение его облегчить можно. Есть великое свидетельство, данное Церкви в XX-м веке Самим Господом Иисусом Христом: Я помилую всякого, кто хотя бы один раз в жизни призвал Бога. 1 Очерк “Есенин” в книге “Некрополь”, 1938 год. 2 В серии ЖЗЛ есть монография “Достоевский” покойного Юрия Селезнёва, в которой написано и об Аполлоне Григорьеве. И есть хорошая статья Блока “Судьба Аполлона Григорьева”, но там об этой его судьбе - мало. 3 Элида Дубровина – это имя больше не встречается нигде. 4 Никуда им не уйти от Блока Ты как отзвук забытого гимна В моей чёрной и дикой судьбе. Смотрите также:
Поэт Николай Рубцов. Последние годы: 1968 – январь 1971 года. Сжимающийся круг
207.42kb.
Проблемы пенсионного обеспечения в РФ
228.18kb.
«О достижении значений показателей, индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления» за январь-сентябрь 2011 года
72.28kb.
Зав кафедрой студента пятого курса Доктор философских наук, Омельченко А. В
1027.37kb.
Январь – февраль 2013 года
63.18kb.
В ночь на 15 апреля 1998 года умер поэт, писатель, пушкинист, мемуарист, литературовед, переводчик, бард и мой давний друг Валентин Дмитриевич Берестов. Умер мой дорогой Валечка
2588.77kb.
Использование нетрадиционных форм обучения на уроках физкультуры
89.99kb.
Обзор внешней торговли республики казахстан с соединенными штатами америки за январь-март 2013 года
63.75kb.
2008год. Проблемы загрязнения окружающей среды Введение в последние годы мы часто слышим и употребляем слово
248.96kb.
Даниэл Белл американский социальный философ, социолог и футуролог
28.19kb.
Основные особенности и проблемы современных программных проектов
733.17kb.
Экспресс-информация о несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом по г. Пензе за 1-е полугодие 2007 года
268.92kb.
|