Главная страница 1



Проект

научной ученической работы

«Духовное обогащение и здоровьесбережение на занятиях по Риторике».

Потомки Демосфена!

Суд над Риторикой.

учеников 5 В класса МБОУ Видновской СОШ №9

Заинкова Павла,

Свечниковой Татьяны,

Карабаш Ирины,

Горборвой Екатерины,

Кругловой Анастасии

Учитель: Чхотуа И.Т.

Содержание:

I. Введение. У истоков Древней науки. Полигимния …..3

II. Риторика. Духовное обогащение и здоровьесбережение на занятиях по Риторике.

  1. Демосфен. От косноязычия до совершенства. ………..4

  2. Нужна ли в современной школе наука Риторика? (Сценарий постановки. «Суд над Риторикой»)………….6

  • Умение общаться – важное человеческое качество………..8

  • Красивая, правильная речь и глубокое содержание…….8

  • Никаких споров! Только УБЕЖДЕНИЯ……………………..9

  • Очень странные звуки…. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по Риторике…………………………………….. 10

  1. Вывод: Наука Риторика признана необходимой в образовании и воспитании школьников……………….…12

  2. Источники информации ………………………………….. 13


http://virtmuseum.aonb.ru/images/line.gif

  1. Введение.

«У истоков Древней науки. Полигимния».

Откуда взялась риторика? Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около V в. до н. э., с философской и ораторской деятельностью учителей философии (софисты), политики, математики, но прежде всего риторики, обучавшего владению риторическими навыками.



Наука Риторика взрастила величайших мыслителей, ораторов, поэтов древности. Надеюсь Вам многое говорят имена Сократ, Платон, Аристотель и так далее.

На первых этапах своего становления эта наука была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству – риторической педагогикой.

Слово риторика, как и называемая им наука, греческого происхождения. В древнегреческом языке было слово rheo говорю, лью.

В мифологии изучению риторики и ораторского искусства способствовала Полигимния.

Полигимния или Полимния — муза торжественных гимнов, создавшая множество хвалебных песен, посвященных поэзии.


Дочь Зевса и Мнемозины. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.
Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе.

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\риторика проект\копия (2) 0_332a5_aa185235_l.jpg c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\риторика проект\0_73a12_236d397_xl.jpg
http://virtmuseum.aonb.ru/images/line.gif
http://virtmuseum.aonb.ru/images/line.gif


  1. Риторика.

Духовное обогащение и здоровьесберегающие технологии на занятиях по Риторике.

  1. Демосфен. От косноязычия до совершенства.

Демосфен - один из величайших ораторов Древней Греции. Знаменитый Плутарх (древнегреческий философ), составивший жизнеописание Демосфена, считается автором легенды о том, как косноязычный заика стал великим оратором.

Осиротев, Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался. Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве.

  • Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи.

  • Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы.

  • Он решил тренироваться каждый день по нескольку часов, пока не отрастет новая шевелюра.

  • Он делал упражнениями, чтобы исправить неясность произношения: набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. (мы на занятиях на кружке по Риторике тоже выполняем это упражнение). 

  • Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору.

  • Он совершал специальные прогулки на берег моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя.


http://virtmuseum.aonb.ru/images/line.gif


http://virtmuseum.aonb.ru/images/line.gif
c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\риторика проект\33631-004-72049632.jpg c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\риторика проект\lecomte_du_nouy_jean-_demonsthenes1.jpg

Демосфен:

Печален был удел мой с детства:

Запнуться мог на каждом слове.

Картавил также и гнусавил…

Воззвал тогда на помощь к Зевсу….

Риторику ко мне приставил….

Внимал, не пропуская слова…

Камней вложив в уста безмерно…

Глаголил над стихийным морем…

Поправил речь свою нескоро..

И вот мой глас гремит как море!!!!!!!!!

Мог заглушать морские волны…

И шел к толпе людской я смело.

http://virtmuseum.aonb.ru/images/line.gif

  1. Нужна ли в современной школе наука Риторика? (Сценарий постановки. «Суд над Риторикой).:

Судья: Слушается дело о незаконном овладении свободным временем пятиклассников МБОУ Видновской СОШ №9.
Госпожа Риторика обвиняется в том, что она самым коварным образом вторглась в учебный процесс средней школы №9, и заставляет учеников изучать свои законы и следовать им. Слово предоставляется обвиняемой.
Риторика: Я – великая наука, мне очень много лет, еще древние греки и римляне поклонялись мне. Мои законы почитали многие народы сотни лет. Хочу научить школьников думать, помочь сформировать свой вкус, чтобы они заняли достойное место в общественной жизни.
Судья: Слово предоставляется обвинению.

Обвинитель: Ваша Честь!!! Урок обвиняемой – лишний, он отнимает у детей, время, которое они могли потратить на игры, а им приходится идти в школу и разговаривать на какието, никому не нужные темы.

Судья: Ваша позиция ясна, что на это ответит Адвокат?

Адвокат: Как было уже замечено, Ваша Честь!!! Риторика - древнейшая наука. Она взрастила величайших мыслителей , ораторов, поэтов древности. Надеюсь Вам многое говорят имена Сократ, Платон, Аристотель и так далее. Один из них, благодаря советам моей подзащитной улучшил состояние своего здоровья, и избавился от дефектов. Это древнегреческий оратор - Демосфен. он выступает в данном процессе в качестве свидетеля защиты.

Судья: Слово предоставляется свидетелю защиты- древнегреческому оратору Демосфену. Поясните, свидетель, как вы поправили своё здоровье благодаря Риторике?

Демосфен: Приветствую почтеннейшую и достопочтимую публику! Я Демосфен - прославленный оратор древней Эллады…

Печален был удел мой с детства:

Запнуться мог на каждом слове.

Картавил также и гнусавил…

Воззвал тогда на помощь к Зевсу….

Риторику ко мне приставил….

Внимал я ей, не пропуская слова…

Камней вложив в уста безмерно…

Глаголил над стихийным морем…

Я речь свою поправил скоро..

И голос мой гремел над морем.

Я заглушал морские волны…

И шел к толпе людской я смело.

Адвокат: Благодарю тебя прославленный Демосфен.

  • Умение общаться – важное человеческое качество.

Урок Риторики – это время, когда дети могут пообщаться, научиться правильно вести себя в коллективе, отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения, что гораздо важнее, чем игры. Поэтому это время нельзя считать напрасно потраченным.

Обвинитель: Ученики слишком часто принимают неправильные решения и потом отстаивают их. У нас есть свидетели.

Судья: Заслушаем свидетелей обвинения.

Свидетель обвинения 1. : Вчера ученик 5 В класса_ самостоятельно принял решение о том, чтобы не ходить по понедельникам в школу и достаточно убедительно отстаивал свою точку зрения.
Свидетель обвинения 2. : Он доказывал, что понедельник – день тяжелый, что желания учиться наполовину меньше, чем в другие дни недели, что в этот день он получает самые плохие отметки.
Свидетель обвинения 1. : Во избежание этого он решил по понедельникам в школу не ходить. А ведь этот посещает уроки Риторики.

Судья: Защита, ваше слово!

  • Красивая, правильная речь и глубокое содержание.


Адвокат: Задача Риторики – сделать принципы жизни более нравственными. Человек, следующий законам Риторики, не будет заботиться только о своих интересах и удовольствиях, а будет стремиться быть полезным другим. Риторика как раз и учит принимать правильные решения. В данном случае этот ученик просто оказался лентяем. Я хочу пригласить свидетеля в защиту Риторики учителя Истории Шамину Ольгу Николаевну.

Судья: Заслушаем свидетеля защиты.

Учитель истории: Ученики 5 в класса, посещающие уроки риторики, умеют красиво и правильно говорить, ясно выражать свои мысли, они обдумывают, обсуждают и отстаивают свои позиции, когда чувствуют правоту.


Обвинитель: Иногда ученики, умеющие красиво, правильно и ясно говорить, получают «двойки»... Недавно, ученица 5 В получила «двойку» по истории, несмотря на то, что она прекрасно изъясняется и может доказать свою точку зрения. Но увы…


Учитель истории: По всей вероятности, обвинитель хорошо знает о ком идет речь (речь идет о самом обвинителе). Кроме умения правильно и доказательно говорить, надо еще знать, о чем говорить. Каждая речь должна иметь свою цель и содержание. просто кое – кто не выучил предмет. У нас на этот счет есть свой пример…
На этом же уроке истории ученик другой ученик получил «тройку», хотя он выучил домашнее задание. Но его речь была нелогична, бессвязна, и я почти ничего не поняла из рассказа. Значит, умение ясно выражать свои мысли очень важно.


  • Никаких споров! Только УБЕЖДЕНИЯ.

Адвокат: Мы живем в обществе, поэтому и решения принимаем путем совещания. Совещаемся мы обо всем, высказываем разные мнения, убеждаем друг друга с помощью доводов.

Обвинитель: Вот так и происходят споры, а иногда и драки!!!!
Адвокат: Никаких споров быть не должно! Риторика учит нас убеждать, то есть обосновывать свое мнение таким образом, чтобы те, кто участвует в их обсуждении, согласились с доводами и присоединились к ним. К тому же Риторика помогает детям увидеть мир во всей его полноте, логически его осмыслить, понять и оценить себя, свои способности и возможности и проявить их в собственной речи.


  • Очень странные звуки….

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по Риторике.


Обвинитель: Есть свидетельство, Ваша Честь, что на занятиях по риторике дети не всегда занимаются чтением и обсуждением…. Иногда из кабинета доносятся очень странные звуки….
Адвокат: Если бы вы, уважаемый обвинитель, заглянули на занятия по риторике, то узнали бы, что они начинаются с дыхательных упражнений, сопровождаемых подвижными играми. Это способствует улучшению здоровья ребят и соответствует нормам использования здоровьесберегающих технологий, так необходимых в современных условиях обучения. Предлагаем посмотреть на эти упражнения…

Упражнение 1. -----Дыхательные «МА_МА_МА_»

Дети становятся в полукруг, опустив руки к полу. Со звуками «Ма-ма-ма..» они медленно поднимают руки и туловище вверх. Затем, выдыхая, опускаются вниз. (10 повторов).

Упражнение 2. ----- Слоги. « вра-фра»

Одновременно с произношением слогов «вра-фаи, ври-фри, вру-фру, вро-фро, вре-фре,…» ребята поочередно обводят невидимый круг ногой. (10 повторов).

Упражнение 3 ……. Перекличка…. Слова на Ф.. и В..

Участники делятся на две группы. Становятся напротив друг друга и произносят слова на буквы В и Ф, сопровождая посыл слова движением руки вперед.

Упражнение 4 ….. Энергетический шар…Скороговорка.

  • Руками производятся движения, напоминающие формирование в ладонях снежного шара. При этом произносятся скороговорки с каждым разом с нарастающей быстротой.

  • Упражнение 5…. ЧИСТОГОВОРКИ !!!!!!! «Старушки»

Под горой на сосновой опушке

Жили-были 4 старушки.

Жили-были 4 старушки.

Все 4 Большие Болтушки

Целый день на пороге избушки

Тараторили будто Индюшки.

И смолкали на соснах кукушки,

Услыхать, что болтают старушки.

Одна молвила старушка:

«Ест много редьку Федька,

Съест Федьку скоро редька.

И нечего на зеркало пинять,

Коли рожа крива.»

«Из-под Костромы, из-под Костромщины

Шли 4 –ре мужчины.

2 дровосека, 2 дроворуба, 2дрвокола

Говорили про торги да про покупки,

Про крупу да про прокрутки

Про Вальку, про Даньку,

Про Данькину жену».

И подытожила:

«Хорошая слава под лавочкой СПИТ,

А плохая - далеко БЕЖИТ!»

Вторая молвила старушка:

«В чужой ДУШЕ не вода в кружке -

СРАЗУ не разглядишь «

«И любовь - не картошка,

Не выкинешь в окошко!»

Третья старушка не смолчала

и в ответ прокричала:

«Рассказать вам про покупки?!»

«ПРО КАКИЕ ПРО ПОКУПКИ???? !»

«Про Покупки, Про Покупки, Про Покупочки МОИ!»

Тут четвертая старушка, перебивши их, сказала:

«Человек - как ОРЕХ,

Сразу не разглядишь!»

«Сам поет, сам слушает, Сам и хвалит»

ВСЕ: «ДЕРЖИ УШИ ПО - ШИРЕ, А РОТ ПО - УЖЕ!»

  1. Вывод: Наука Риторика признана необходимой в образовании и воспитании современных школьников.


Судья: Слово предоставляется присяжным заседателям:
Первый присяжный заседатель: Заслушав доводы защиты и обвинения, мы пришли к выводу, что наука Риторика учит школьников умению красиво и правильно говорить, формировать свое мнение, ясно и логично выражать свою точку зрения и убедительно доказывать ее. А это – умение общаться.

А значение дыхательных и физических упражнений способствуют укреплению здоровья ребят.

Несомненно, школьники должны изучать Риторику.

Умение общаться отличает умного, воспитанного, культурного человека. Именно такие люди являются достойными гражданами нашей страны, и от них зависит ее будущее, ее процветание.


Судья: Мы заслушали дело Риторики, которая обвинялась в незаконном овладении свободным временем шестиклассников МБОУ Видновской СОШ № 9.

Итак,

наука Риторика признана необходимой в образовании и воспитании школьников. Отныне и навсегда в СОШ № 9.

утверждаются уроки Риторики.


Риторика: Я обещаю и дальше следовать своим принципам и воспитывать культурных, грамотных людей – достойных граждан нашей страны….



  1. Источники информации

  1. Школьная Риторика. Ладыженская Т,А. Учебное пособие. 5 класс. Образовательная система «ШКОЛА 2100». Москва 2011;

  2. Сценическая речь. Фрид О.Ю. Учебник для студентов театральных вузов. «ГИТИС» 2006:

  3. WWW. Person- ritorika.ru;




  1. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина, Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. –учебн.пособ.-Уфа:китап,1997г.




Смотрите также:
Проект научной ученической работы «Духовное обогащение и здоровьесбережение на занятиях по Риторике»
128.16kb.
Научной работы: Воспитательный процесс
178.89kb.
Научной работы
12.6kb.
Организация самостоятельной работы учащихся на практических занятиях на основе личностно-ориентированной модели обучения
132.41kb.
Южное Подмосковье. Серпухов Православный. (К теме 9). На основе темы учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья»
91.7kb.
Проект «Герб города Актобе» является частью большой проектной работы под названием «Мой город на белом холме», был запланирован как часть проектной работы, связанной с историей, искусством и культурой родного города
138.92kb.
Курсовой проект предполагает создание проекта на С#, отвечающего требованиям стиля
9.03kb.
Задания II этапа Всеукраинской ученической олимпиады по географии, 2012 год
57.28kb.
В 5 и 6 классах дети познакомились с обыкновенными и десятичными дробями. Самую большую сложность для обучающихся представляли примеры, в которых одновременно использовались и десятичные, и обыкновенные дроби
20.19kb.
Обогащение кисломолочных продуктов магнием с использованием солей лимонной и молочной кислот
61.69kb.
Истинная методология научной эволюции на примере одного направления в технике1
164.58kb.
Для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра
140.55kb.