Главная |
страница 1
Левженская СОШ Тема урока: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.» Подготовила учитель химии Святкина И.В. 2008год Тема урока: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.» Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются. Д.И. Менделеев Задачи урока: Образовательные: повторить, углубить и обобщить сведения о строении атома, периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; знать строение электронных оболочек атомов химических элементов; уметь давать характеристику химических элементов по положению в периодической системе и строению атома; расширить и закрепить знания учащихся о минерально- строительном сырье, его значении; Развивающие: стимулировать познавательную активность ребят; развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли; логически рассуждать; применять свои знания на практике; Воспитательные: воспитать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, показать взаимосвязь содержания некоторых химических элементов в организме человека и общего физиологического состояния человека; закрепить умение характеризовать значение периодического закона для развития науки. Оборудование: пробирки, пробирка с газоотводной трубкой, химический стакан; реактивы: СаСО3, НСI, Са(ОН)2, NaOH, ZnSO4, индикаторная бумага. ХОД УРОКА. 1.Организационный момент (настрой учащихся на работу). 2.Повторение темы. 1.)Работа у доски (4 ученика): Задание 1. Распределить соединения по группам(оксиды, основания, кислоты, соли):HCI, NaOH, SO2, H2SO4, Cu(OH)2, NaCI, FeO, K2SO4; (второй вариант: N2O5, H2CO3, FeCI3, KOH, CaO, H2SO4, Fe(OH)3, Cu(NO)3). ОТВЕТ(1 вариант): Оксиды - SO2, FeO; основания - NaOH, Cu(OH)2; Кислоты - HCI, H2SO4; соли – NaCI, K2SO4. (2 вариант) : Оксиды - N2O5, CaO; основания - KOH, Fe(OH)3; Кислоты - H2CO3,H2SO4; соли – FeCI3, Cu(NO)3. Задание 2. Дописать уравнения реакций, указать тип реакции, расставить коэффициенты: А) 3CuCI2 + 2AI = 2AICI3 + 3Cu - замещение; Б) 4P + 5O2 = 2 P2O5 - соединение; В) 2HgO = 2Hg + O2 - разложение. Вопрос: какого типа реакций не было ? (обмена). Задание 3. Решить задачу. Какое негазообразное вещество и сколько его по массе выделится при разложении 76т. CaCO3. Дано: |Решение: Mr(CaCO3)=100; Mr(CaO)=56. m (CaCO3)=76т.| CaCO3. = CaO + CO2 ↑ m (CaO) - ? | 76т Xт. 100т. 56т. X=76×56:100=42,6т. Ответ: m (CaO) = 42,6т. Задание 4. Цепочка превращений: Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCI2
2.) Беседа по вопросам с классом. 1. Что такое оксид? Примеры. 2. Что такое основание? Примеры. 3. Что такое кислоты? Примеры. 4. Что такое соли? Примеры. 5. Формулировка ПЗ, данная Д.И.Менделеевым. 6. Современная формулировка ПЗ. 7. Определение периода, физический смысл номера периода. 8. Определение группы, физический смысл номера группы. 9. Что общего в строении атомов: А) элементов одного периода; Б) элементов одной группы. 10. Каков состав атомных ядер: А) дать положение элемента в ПС; Б) каков состав атомного ядра элемента. 11. Что такое изотопы? В чем различие между 39К, 40К, 41К ? 12. Чем отличаются s- и p-электроны? Что такое спин электрона? 13. Как определить: А) число подуровней на энергетическом уровне ; Б) число электронов на уровне; В) предельное число электронов на s-, p-, d-, f-подуровнях. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА . Упражнения, снимающие утомление глаз.
Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд , затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.
Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30-40 секунд.
Выполняется сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить указательный палец руки на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, повторить 6-8 раз. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.
Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. А теперь поделимся на теоретиков и практиков. Билеты для индивидуальных ответов учащихся.
(Ответ: R2O, RO, R2O3, RO2, R2O5, RO3, R2O7, RO4. ROH, R(OH)2 , R(OH)3.
К каким элементам (s-,p-,d-элементам) они относятся и почему?
(94-16=78:2=39, это калий)
А) порядковый номер элемента; Б) номер периода; В) номер группы. Поясните примерами. 8. Составьте электронные формулы для элементов №9 и №16. Изобразите графическое распределение электронов по орбиталям. Практические задания.
3. Закрепление ТЕСТ. Вариант 1.
А) Mg(OH)2 , Б) NaOH , В) AI(OH)3 . 2. Какую из пар химических элементов можно отнести к изотопам: А) 2040Э и 1840Э, Б) 11Э и 24Э, В) 612Э и 614Э. 3. У какого из элементов сильнее выражены неметаллические свойства: А) кислород, Б) сера, В) селен. 4. Какой из элементов имеет электронную формулу 1s22s22p63s2: А) литий, Б) углерод, В) магний. 5. У какого из элементов в ядре атома содержится 7 протонов: А) бор, Б) азот, В) фосфор. Вариант 2.
А) H3BO3, Б) HNO3 , В) H2CO3. 2. У какого из элементов распределение электронов по энергетическим уровням 2,8,5: А) натрий, Б) калий, В) фосфор. 3. У какого элемента неметаллические свойства выражены сильнее: А) фтора, Б) азота, В) углерода. 4. Какую из пар химических элементов можно отнести к изотопам: А) 1123Э и 1224Э, Б) 2248Э и 2452Э, В) 816Э и 817Э. 5. У какого из элементов в ядре атома содержится 10 протонов: А) магний, Б) неон, В) кремний. КЛЮЧ(для обоих вариантов): 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б. ИГРА «Третий лишний». 1.протон, нейтрон, атом. 2. атом, молекула, электрон. 3. Li, Be, AI. 4. Na, K, Ca. 5. Mg, Ca, Zn. ВЫВОД ИЗ УРОКА: мы повторили большую тему, которая является основой всей химии. Кто-то дополнил свои знания, кто-то узнал что-то новое для себя. Вернемся к эпиграфу урока. В качестве доказательства этих слов Д.И.Менделеева хочу представить вам новые элементы. Это №107 Борий Bh (262), №108 Хассий Hs (265), №109 Мейтнерий Mt (266), №110 Дармштадтий Ds (271), №111 Рентгений Rg(272), определены массы элемента №112 (285), элемента №114 (289). Оценки за работу на уроке получают все учащиеся. 4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить три своих задания к игре «Третий лишний». Смотрите также:
Тема урока: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.»
91.74kb.
Учебный год Учебно-тематическое планирование по химии
700.41kb.
Ило периодический закон Д. И. Менделеева
62.26kb.
Билет №3 Строение атомов химических элементов. Состав атомного ядра. Строение электронных атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева
55.53kb.
Вариант контрольно-измерительного материала по химии
83.41kb.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Строение атома
92.86kb.
Игры районного интеллектуального клуба
70.52kb.
Приложение 3
13.55kb.
Урок биологии в 8 классе. Учитель биологии первой квалификационной категории Глущенко Ольга Викторовна. Тема: Строение скелета человека.. Задачи урока
46.68kb.
Символы и знаки химических элементов
130.91kb.
Ароматические углеводороды: состав, строение
44.18kb.
Тема урока: Многообразие и значение насекомых
59.04kb.
|