Главная |
страница 1
Тела вращения Цели: 1. Систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения темы. 2. Формировать любовь к математике, желание познать новое, неизведанное, воспитывать честность в оценки своих знаний. 3. Развивать творческое отношение к делу, самостоятельность. 2. Плакат с формулами. 3. Плакаты с историей названия тел, элементов. 4. Плакат с ребусами. 5. Тестовые задания. 6. Задания для самостоятельной работы. 7. Набор карточек с задачами.
Ход урока: I. Организационный момент. Вступительное слово преподавателя, постановка целей урока. II. Разминка: «Угадай - ка» 1) Тело, состоящее из двух кругов, не лежащих в одной плоскости и совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов, называется… (цилиндром) 2) Расстояние между плоскостями оснований цилиндра наз – ся … (высотой) 3) Отгадайте ребус:
|
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
|
I |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
II |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
Перед решением задач повторяем формулы. На доске записаны формулы, которым даны несколько ответов. Учащиеся должны подобрать правильный ответ.
(На доске подготовлены рисунки к задачам и краткое их условие. Учащиеся вызывается к доске и поочередно объясняют решение задач с записью).
R = 4 см Sосевого сеч. = 3 · 8 = 24 (см2)
Sосевого сеч. Ответ: 24 см2
II. Найдите V тела, полученного при вращении прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см вокруг большей стороны.
АВ = 5см Нц = АВ = 5см
АД = 3см Rц = АД = 3см
Найти: V = ΠR2 · H; V = 9·5·Π = 45(см3) = 141,3 (см3)
V - ?
Ответ: 141,3 (см3)
III. Дано: Решение:
Конус Sосевого сеч. = ½ АВ х SO = R х H
Н = 12 см
Sосевого сеч. Sосевого сеч. = 5·12 = 60 (см2)
R = L2 – H2
IV. Найдите V тела, полученного при вращении прямоугольного треугольника ABC с катетами 8 см и 6 см вокруг меньшего катета.
Дано:
Решение:
ВС = 6 см
АС = 8 см R = AC = 8 см
V- ? V = 1/3 ∏ х 82 х 6
V = 128 ∏ (см3)
Ответ: V = 128 ∏ (см3)
V. Найдите объем тела полученного при вращении полукруга вокруг диаметра, равным 6 см.
Дано: Решение:
Д = 6см
V-? Ответ:
VI. Свинцовый шар, диаметр которого 20 см, переливается в шарик диаметром, в 10 раз меньше. Сколько таких шариков получится?
Дано: Решение:
Д = 20 см
Д1 = 2 см
Найти:
n-? Ответ: 1000 (м).
Учащимся раздаются 11 задач разной сложности. Работа проводится в парах. За определенное время учащиеся должны набрать большее количество баллов(см. приложение № 1).
Материал смотра парада выполнили учащиеся как опережающее домашнее задание (см. приложение № 2).
Заключительные слова педагога: «Считай несчастливым тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Коменский.
Критерии оценки (в баллах)
2б 1. Высота конуса равна 15 см., а радиус основания равен 8 см. Найдите образующую конуса.
2б 2. Высота цилиндра 10 см., радиус основания равен 4 см. Найдите площадь осевого сечения цилиндра.
3б 3. Радиус основания цилиндра 6 см., площадь осевого сечения равна 72 см2 . Найдите высоту цилиндра.
3б 4. Найдите объем тела полученного при вращении прямоугольного треугольника с катетом 6 см. и гипотенузой 10 см. вокруг большего катета.
3б 5. Найдите площадь полной поверхности тела полученного при вращении прямоугольного треугольника с катетами 3 см. и 4 см. вокруг большего катета.
2б 6. Найдите объем тела полученного при вращении прямоугольника со сторонами 6 см. и 10 см. вокруг большей стороны.
3б 7. Радиус основания конуса равен 5 см., а образующая конуса равна 13 см. Найдите объем конуса.
4б 8. Найдите площадь сечения шара радиуса 41 см. плоскостью, проведенной на расстоянии 29 см. от центра шара.
3б 9. Высота конуса равна 12 см., а его образующая равна 13см. Найдите площадь полной поверхности конуса.
4б 10. Жидкость, заполняющую цилиндрический стакан диаметром 6 см. и высотой 9 см., переливают в конический сосуд диаметром 9 см. и высотой 11 см. Поместится ли жидкость в этом сосуде.
4б 11. Модель шара диаметром 12 см. и модель куба с ребром 1 дм. изготовлены из одного и того же материала. Масса какой модели меньше?
Резервуары для хранения нефти и газа - экономия материала оболочки. Сферические оболочки окружают антенны радиолокаторов, стоящих на научных судах, следящих за полетом наших космических кораблей и спутников.
3.«Конусами» называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2-16 см.), ярко окрашенная. «Конусов» свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен, известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.