Главная |
страница 1
Тема урока: "Степень числа. Квадрат и куб числа" Бородулина Наталья Алексеевна учитель математики, МОУ "СОШ № 31", г. Калининград Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цели урока: - сформировать понятие степени числа, основания степени и показателя степени; - сформировать способность к чтению, записи и вычислению степени числа, определению порядка действий и нахождению значения числовых выражений, содержащих степень. - формировать навыки самостоятельной работы, рефлексии, критического мышления. Оборудование урока:
Структура урока:
Ход урока: 1. Организационный момент 2. Устный счет. «Зарядка для ума» Учащиеся одного ряда по вариантам работают на карточках (см. приложение 1). Остальные учащиеся работают устно с заданиями, записанными на доске:
1) 26а+31а+4; 2) 7в+5в-4в; 3) 5ав•7ху; 4) 3ху•15с. Какой закон применяли в первом и втором выражениях? Сформулируйте его.
1) 2а+7х; 2) 8•(41-3х); 3) (а-в)•(2+с); 4) 4х•(5в+3). 3. Актуализация темы. Постановка цели урока - Упростите сумму и найдите ее значение: 4+4+4; - Каким действием заменяем сумму одинаковых слагаемых. (Произведением). - Посмотрите на эту запись: 10•10 = 8•8•8•8 = у•у•у•у•у•у•у = - Она удобна? (Неудобна, нерациональна). - Значит, для того чтобы сделать эту запись удобной, короткой нам потребуется новое арифметическое действие. Если мы знакомимся с новым арифметическим действием, что нам необходимо о нем знать? (Надо знать: как называется это арифметическое действие, как записывается и читается, каким по порядку выполняется в числовом выражении). - Итак, тема сегодняшнего урока: «Степень числа. Квадрат и куб числа». - Заполняем правую часть предложенных произведений. - Определение степени числа: Произведение п множителей, каждый из которых равен а называется степенью числа а с показателем п. - Какое слово получили ребята в индивидуальных заданиях 1 варианта? (Стевин) - Нидерландский математик Симон Стевин в 16-17 веках предпринял первые шаги к построению современной теории степени. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатели степени. - Ребята, какое слово получилось во втором варианте? (Декарт) - Современное обозначение степени мы находим в работах французского математика Рене Декарта. - Принято считать, что а1 = а, а0 = 1. - Прочитайте выражения, назовите основание, показатель и вычислите: а) 53; б) 34; в) 72; г) 43. - Вторая и треть степени числа имеют специальное название. Вторую степень числа называют квадратом, а третью - кубом числа. Читают соответственно: а2 – «а в квадрате», (вспомните как мы находили площадь квадрата), а3 – «а в кубе» (об этом поговорим попозже). - Учащиеся выполняют задание № 1 на карточке для самостоятельной работы (см. приложение 2). Двое учащихся выполняют задания на переносных досках. - Сравните: а) 53 и 5•3; б) 112 и 11•2; в) 105 и 10•5. Один учащийся решает с комментариями у доски, остальные в рабочих тетрадях. - Что общего в каждой паре? (Сравниваем степень числа с произведением основания показателя). - Что больше? (Степень числа.) - Поэтому делаем вывод: ап >а•п, то есть степень числа больше произведение основания и показателя степени. - Запишите выражение с использованием действия возведения в степень и определите порядок выполнения действий в полученном выражении: (10•10-2•2•2•2•2•2):6+3•3 = (102-26):6+32 = (100-64):6+9 = 15 Учащийся расставляет порядок действий и записывает данное выражение, используя определение понятия степени. - Делаем вывод: если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий. - А теперь грамотно прочитаем выражения, содержащие степени: а) (a+b)2; б) a2-b2; в) a3-b3; г) (x+y)3. Выполнение данных заданий проверяется с помощью переносной доски, учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают свои работы, сдают их. Полный анализ выполненных работ проводится на следующем уроке. 4. Объяснение домашнего задания - Ребята, дома вам предстоит сделать закладки-шпаргалки, которые помогут вычислять квадраты и кубы чисел от 1 до 20:
А также номера из учебника 657, 663, 665(1) – первый вариант, 665(2) – второй вариант.5. Подведение итогов урока - Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Как вы думаете, удалось нам достичь результата? Над совершенствованием каких умений и навыков необходимо нам поработать на последующих уроках? Приложение 1. Карточки «расшифруй слово»1 вариант Фамилия, имя учащегося ______________________ Упрости выражения. Заполни таблицу буквами, учитывая полученные результаты, и ты узнаешь фамилию нидерландского математика:
2 вариант Фамилия, имя учащегося _______________________ Упрости выражения. Заполни таблицу буквами, учитывая полученные результаты, и ты узнаешь фамилию французского математика:
Приложение 2. Карточки для самостоятельной работыФамилия _________________ Имя _________________ Класс 5 «___» Задание №1. Представьте в виде степени
Задание №2. Найдите значение выражений 1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
Смотрите также:
Урок усвоения новых знаний. Цели урока: сформировать понятие степени числа, основания степени и показателя степени
124.74kb.
Г. Тема: «Степени сравнения прилагательных». Цели и задачи урока
30.26kb.
Диплом 1 степени Данила Тюхин Диплом 1 степени Иван Гущин Диплом 2 степени
70.65kb.
Урок применения знаний и умений. Вид урока: Комбинированный урок с игровыми элементами Оснащени
71.66kb.
Развитие животных с превращением и без превращения
51kb.
Часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д. 212. 198
630.92kb.
Звездочками (*) отмечены отечественные журналы и издания, рекомендованные для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук
131.59kb.
Методологические основания оценки цивилизационного развития
113.66kb.
Урок №4 Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени имен прилагательных простая форма
295.53kb.
Урок сообщения и усвоения новых знаний. С применением фронтальной лабораторной работы с демонстрационными экспериментами
121.03kb.
Урок обучения грамоте в 1 классе. Цели урока: дать понятие о звуках
148.66kb.
Современные методы лечения больных лимфомами высокой степени злокачественности
30.32kb.
|